Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.01.1999 № 63-II

 
                             З А К О Н
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                            г. Якутск,
                   27 января 1999 года З № 63-II

 О государственном регулировании и контроле за ценами и тарифами в
                     Республике Саха (Якутия)



      Настоящий закон устанавливает экономические,  организационные  и
правовые  основы  государственной  политики  цен,  определяет  права и
обязанности    субъектов    ценообразования,    полномочия     органов
государственной    власти   Республики   Саха   (Якутия)   в   области
ценообразования и контроля за соблюдением дисциплины цен в  Республике
Саха (Якутия).

      Статья 1. Сфера применения настоящего закона
      1. Настоящий закон распространяется  на  отношения,  возникающие
между   субъектами   ценообразования   и   республиканскими,  местными
исполнительными  органами   государственной   власти   на   территории
Республики   Саха   (Якутия),   в  пределах  полномочий,  определенных
Конституцией Республики Саха (Якутия), нормативными  правовыми  актами
Российской  Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящим законом в
целях  достижения   баланса   интересов   потребителей   и   субъектов
ценообразования.
      2.   Настоящий   закон   не    распространяется    на    вопросы
ценообразования во внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на
основе общепринятых в международной практике принципов.

      Статья 2. Законодательство  о  государственном  регулировании  и
контроле за ценами и тарифами в Республике Саха (Якутия)
      Законодательство  Республики  Саха  (Якутия)  о  государственном
регулировании  и  контроле за ценами и тарифами состоит из Конституции
Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации  ”О  мерах
по   упорядочению   государственного   регулирования  цен  (тарифов)”,
Конституции   Республики   Саха    (Якутия),    Кодекса    РСФСР    об
административных   правонарушениях,  включает  в  себя  принимаемые  в
соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные   правовые   акты,
регулирующие вопросы ценообразования, а также настоящий закон.

      Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе
      В настоящем законе используются следующие основные понятия:
      а) государственное регулирование цен и тарифов - предусмотренное
нормативными  правовыми  актами  воздействие  органов  государственной
власти на порядок ценообразования;
      б) государственная политика цен и  тарифов  -  действия  органов
государственной   власти   Российской   Федерации  и  Республики  Саха
(Якутия), направленные на регулирование процессов ценообразования;
      в) ценообразование - процесс формирования и  порядок  применения
цен и тарифов на товары (продукцию, работы, услуги);
      г)  государственная  дисциплина  цен  (тарифов)   -   соблюдение
субъектами  ценообразования  действующих законов Российской Федерации,
Республики Саха  (Якутия)  и  других  нормативных  правовых  актов  по
формированию  цен  и  тарифов,  государственному  регулированию  цен и
тарифов, контролю за их применением;
      д) субъекты ценообразования - индивидуальные предприниматели или
юридические   лица,   осуществляющие   хозяйственную  деятельность  на
товарном  рынке  Республики  Саха   (Якутия),   независимо   от   форм
собственности и ведомственной принадлежности;
      е) органы ценообразования и контроля за ценами  Республики  Саха
Якутия)  -  специально  уполномоченный  Правительством Республики Саха
(Якутия) республиканский орган исполнительной власти и местные  органы
государственной  власти,  наделенные  полномочиями  в области политики
ценообразования и контроля;
      ж) местный товарный рынок - сфера обращения товаров  в  границах
соответствующих административных единиц;
      з) цена - экономическая категория, отражающая денежное выражение
стоимости  товара  (продукции,  работ,  услуг).  Цена  формируется  на
основе  нормативной   себестоимости   и   прибыли.   В   установленном
законодательством  порядке  по  отдельным  видам  товаров  (продукции,
услуг, работ) в цену включаются также платежи и сборы  (НДС,  акциз  и
т.д.);
      и) тариф - система ставок платы за различные производственные  и
непроизводственные услуги, предоставляемые потребителям;
      к)  договорная  (свободная)  цена  (тариф)   -   цена   (тариф),
складывающаяся   на   основе   согласования   интересов   сторон   под
воздействием спроса  и  предложения,  конкуренции  и  других  рыночных
условий;
      л) регулируемая цена (тариф)  -  цена  (тариф),  устанавливаемая
органами  государственной  власти  Республики  Саха (Якутия), или цена
(тариф), в отношении которой этими органами устанавливаются какие-либо
ограничивающие ее условия;
      м) фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф) твердо
установленной величины;
      н)  товар  -  продукт  деятельности  (включая  работы,  услуги),
предназначенный для продажи, обмена;
      о)  себестоимость  продукции  -  выраженная  в  денежной   форме
величина     произведенных     субъектом    ценообразования    затрат,
регламентированных нормативными  правовыми актами Российской Федерации
и  Республики  Саха  (Якутия)  на  единицу  или  на  объем  выпущенной
продукции. Затратами являются  расходы,  приходящиеся  по  времени  на
отчетный период;
      п)  незаконно  полученная  выручка  -  сумма,  определяемая  как
разница   между   фактически   примененной  субъектом  ценообразования
регулируемой ценой  (тарифом)  и  ценой  (тарифом),  сформированной  в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в пересчете
на объем реализованной продукции (работ, услуг).  По  продукции,  цены
(тарифы)  на  которую  не  регулируются,  незаконно полученная выручка
считается по отклонению  элементов  (статей)  затрат  в  себестоимости
продукции  (работ,  услуг),  принятых  при  расчете  цены (тарифа), от
нормативных;
      р) доход (выручка) - денежные средства, полученные  (вырученные)
предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг;
      с) прибыль  -  экономическая  категория,  выражающая  финансовые
результаты  хозяйственной  деятельности,  разность  между  доходами  и
расходами. Прибыль, учитываемая  в  цене,  включает  в  себя  издержки
предприятия,  не  включенные  в состав затрат, относимые на результаты
хозяйственной деятельности и учитываемые в обосновании рентабельности;
      т)  рентабельность  -  эффективность,  прибыльность,  доходность
предприятия    или   предпринимательской   деятельности.   Исчисляется
отношением  прибыли  от  реализации  продукции  к   полным   издержкам
(себестоимости) ее производства и обращения.

      Статья 4. Цели государственного регулирования цен и тарифов
      Государственное регулирование цен  и  тарифов  осуществляется  в
целях:
      а) сдерживания инфляции;
      б)  соблюдения нормативной себестоимости в цене (тарифе);

      в)  регулирования процесса формирования и развития рынка товаров
и услуг;
      г) создания правовых и организационно-экономических условий  для
включения рыночных механизмов формирования цен и тарифов;
      д)  предотвращения   возможной    социальной   напряженности   в
республике;
      е) пресечения злоупотреблений со стороны субъектов  естественных
и локальных монополий;
      ж) развития добросовестной конкуренции;
      з) рационального использования бюджетных средств;
      и)  увеличения  объемов  производства   и   улучшения   качества
продукции, выпускаемой на территории Республики Саха (Якутия);
      к)  достижения  баланса  интересов  потребителей   и   субъектов
ценообразования.

      Статья 5. Принципы государственного регулирования цен и тарифов
      При  государственном  регулировании   цен   и   тарифов   должны
соблюдаться следующие основные принципы:
      а) экономическая обоснованность затрат в себестоимости и  уровня
прибыли при производстве товаров (продукции) и предоставлении услуг;
      б) учет результатов деятельности  субъектов  ценообразования  по
итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов;
      в)  учет  качества,   потребительских   свойств   и   социальной
значимости товаров (услуг);
      г) доступность для потребителей и общественности  материалов  по
рассмотрению  и  утверждению  цен и тарифов, нормативных документов по
вопросам ценообразования;
      д) учет конъюнктуры и влияния  цен  на  объемы  и  эффективность
производства.

      Статья 6. Методы регулирования цен и тарифов
      1. Регулирование цен и тарифов осуществляется путем:
      а) установления фиксированных и предельных цен и тарифов;
      б) установления предельных уровней рентабельности;
      в)  установления  предельных  размеров  снабженческо-сбытовых  и
торговых надбавок, наценок;
      г) согласования (декларирования) изменения цен и тарифов.
      2. Косвенное регулирование цен и  тарифов  осуществляется  путем
применения  льготного кредитования, предоставления субсидий, дотаций и
компенсаций,   предусмотренных   в    соответствующих   бюджетах,    и
предоставления  льготного налогообложения согласно законам о налоговой
политике  Республики  Саха  (Якутия)  и  о   Государственном   бюджете
Республики Саха (Якутия).
      3. Методы  и  порядок  регулирования  цен  и  тарифов,  перечень
продукции,  товаров, услуг, цены на которые регулируются, определяются
Правительством Российской Федерации и Правительством  Республики  Саха
(Якутия).

      Статья 7. Органы по проведению государственной  политики  цен  и
тарифов
      Органами по проведению государственной политики цен и тарифов  в
Республике Саха (Якутия) являются:
      а) Президент и Правительство Республики Саха (Якутия);
      б) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
      в)  республиканские  органы  исполнительной  власти  в  пределах
полномочий,   установленных  соответствующими  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
      г) местные органы государственной власти в пределах  полномочий,
установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).

      Статья 8. Полномочия Правительства Республики  Саха  (Якутия)  в
области ценообразования
      Правительство Республики Саха (Якутия):
      а)   разрабатывает   и   осуществляет   меры    по    проведению
государственной политики цен и тарифов;
      б) обеспечивает реализацию законодательства  по ценообразованию;
      в) устанавливает порядок государственного  регулирования  цен  и
тарифов;
      г) определяет и утверждает перечни  товаров  (продукции,  работ,
услуг),   цены   и   тарифы   на   которые  подлежат  государственному
регулированию,   и   пересматривает   указанные   перечни   по    мере
необходимости;
      д) утверждает порядок применения санкций  за  нарушения  порядка
формирования и применения цен и тарифов субъектами ценообразования;
      е)   обеспечивает    руководство    республиканскими    органами
исполнительной власти в области ценообразования;
      ж) принимает и отменяет нормативные правовые  акты  по  вопросам
ценообразования, контроля за ценами и тарифами.

      Статья  9.  Полномочия  республиканских  органов  исполнительной
власти в области ценообразования и контроля за ценами и тарифами
      1.  Специально  уполномоченный  Правительством  Республики  Саха
(Якутия)   республиканский  орган  исполнительной  власти,  наделенный
полномочиями в области политики ценообразования и контроля за ценами и
тарифами:
      а) ходатайствует перед Правительством Республики  Саха  (Якутия)
об   отмене   в   установленном  порядке  нормативных  правовых  актов
министерств,  ведомств  и  местных  органов   государственной   власти
Республики  Саха  (Якутия)  по ценообразованию, принятых с нарушениями
действующих  нормативных  правовых  актов   Российской   Федерации   и
Республики Саха (Якутия);
      б)  привлекает  к  работе   по   установлению   регулируемых   и
фиксированных  цен  и  тарифов  специалистов  отраслевых министерств и
ведомств;
      в) вводит обязательный  для  субъектов  ценообразования  порядок
государственного  регулирования цен и тарифов согласно перечню товаров
(работ, услуг), утвержденному Правительством Республики Саха (Якутия);
      г) осуществляет контроль за соблюдением порядка  формирования  и
применения цен и тарифов;
      д) отменяет в  установленном  порядке  цены  (тарифы,  наценки),
установленные  и  применяемые  субъектами  ценообразования, принятые с
нарушениями действующих законов и иных нормативных правовых актов;
      е) согласовывает и утверждает цены и  тарифы  в  соответствии  с
действующими  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации и
Республики Саха (Якутия);
      ж) регулирует деятельность субъектов  естественных  и  локальных
монополий в пределах предоставленных полномочий;
      з)  разрабатывает  и  вносит   на   рассмотрение   Правительства
Республики  Саха  (Якутия) проекты законов и иных нормативных правовых
актов по вопросам ценообразования.
      2. Полномочия иных республиканских органов исполнительной власти
в  области  ценообразования определяются соответствующими нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

      Статья 10. Полномочия местных органов государственной власти
      Республики Саха (Якутия) в области ценообразования и контроля за
      ценами и тарифами
      Местные органы государственной власти Республики Саха (Якутия):
      а)   обеспечивают   реализацию   на   местном   товарном   рынке
государственной политики цен и тарифов;
      б) согласовывают, утверждают цены  и  тарифы  в  соответствии  с
действующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
      в)  осуществляют  регулирование  цен  и  тарифов  на   продукцию
(работы,    услуги)    субъектов    ценообразования,   находящихся   в
собственности  улусов  и  городов  республиканского  значения,   кроме
перечня  продукции (работ, услуг), на которые установлены регулируемые
цены и тарифы вышестоящими органами государственной власти  Республики
Саха (Якутия);
      г) осуществляют контроль  за  соблюдением  нормативных  правовых
актов  по  государственному  регулированию  цен и тарифов на продукцию
(работы, услуги) субъектов ценообразования, действующих на  территории
соответствующего улуса (города);
      д) отменяют в  установленном  порядке  цены  (тарифы,  наценки),
установленные  и  принятые  субъектами  ценообразования  с  нарушением
действующих законов и  иных  нормативных  правовых  актов  в  пределах
предоставленных полномочий;
      е)  рассматривают  нарушения   в   области   ценообразования   и
привлекают     к     административной     ответственности     субъекты
ценообразования, допустившие нарушения действующего законодательства.

      Статья 11. Права субъекта  ценообразования
      Субъект ценообразования имеет право:
      а) предложить отвечающую его интересам  цену  (тариф)  на  товар
(продукцию,  работы,  услуги),  с  учетом  качества  и потребительских
свойств, если она не регулируется Правительством Российской Федерации,
федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной
власти Республики Саха (Якутия) в  пределах  полномочий,  определенных
нормативными  правовыми  актами Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия);
      б) на получение из бюджетных средств дотации  в  соответствии  с
Законом  о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия), связанной
с государственным
регулированием цен и тарифов по  перечню  продукции,  товаров,  услуг,
цены и тарифы на которые подлежат регулированию;
      в) обжаловать в  суде  или  арбитражном  суде  действия  другого
субъекта   ценообразования,   доминирующего   на   товарном   рынке  и
злоупотребляющего  своим  положением   при   установлении   договорных
(свободных) цен (тарифов) на товарных рынках;
      г) обжаловать в  суде  или  арбитражном  суде  действия  органов
исполнительной   власти  Республики  Саха  (Якутия),  местных  органов
государственной власти  по  регулированию  цен  и  тарифов,  если  эти
действия  противоречат  законам  и  иным  нормативным  правовым  актам
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),  а  также  настоящему
закону.

      Статья 12. Обязанности субъекта ценообразования
      Субъект ценообразования обязан:
      а)  выполнять  решения   Правительства   Российской   Федерации,
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов государственной
власти Республики  Саха  (Якутия)  по  регулированию  цен  и  тарифов,
принятые  в  пределах  полномочий,   определенных  настоящим законом и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и  Республики
Саха (Якутия)  в области ценообразования;
      б) не использовать при определении цен и  тарифов  доминирующего
положения  и  всемерно  поддерживать  здоровую конкуренцию на товарных
рынках Республики Саха (Якутия);
      в)   предоставлять   по   требованию   потребителя   обоснование
предлагаемой цены и тарифа;
      г) представлять органам ценообразования  и  контроля  за  ценами
информацию  о  применяемых  ценах  и  тарифах,  достоверные документы,
письменные и устные объяснения и иную информацию по их обоснованию для
осуществления   органами   ценообразования  и   контроля  их  законной
деятельности;
      д) формировать  себестоимость  (издержки  обращения)  в  цене  и
тарифе  в  соответствии  с  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).

      Статья 13. Полномочия  органов  ценообразования  и  контроля  за
ценами  в  вопросах контроля за соблюдением нормативных правовых актов
по регулированию цен и тарифов
      1. Органы  ценообразования  и  контроля  за  ценами  в  вопросах
контроля  за  соблюдением  нормативных правовых актов по регулированию
цен и тарифов имеют право:
      а) беспрепятственно проверять  все  субъекты  ценообразования  в
отношении  соблюдения  ими  порядка  формирования  и  применения цен и
тарифов;
      б) требовать от субъектов ценообразования устранения  выявленных
нарушений, выписывать обязательные к исполнению предписания;
      в)  принимать  решения  о  применении  экономических  санкций  и
наложении  административных  взысканий  на  субъекты  ценообразования,
нарушившие   цены   и   тарифы,   в   соответствии    с    действующим
законодательством;
      г) рассматривать и привлекать к административной ответственности
субъекты    ценообразования,    допустившие   нарушение   действующего
законодательства;
      д)   предъявлять   в   безакцептном   порядке   счет    субъекту
ценообразования,      допустившему      нарушение     антимонопольного
законодательства и законодательства о ценообразовании,  в   порядке  и
объеме,   установленном   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия);
      е)  осуществлять  иные  полномочия,  установленные  нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
      2. Органы  ценообразования  и  контроля  за  ценами  в  вопросах
контроля за соблюдением нормативных правовых актов по государственному
регулированию  и  контролю  за   ценами   и   тарифами   работают   во
взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.

      Статья 14. Ответственность органов ценообразования и контроля за
соблюдение коммерческой тайны
      1.  Сведения,  составляющие   коммерческую   тайну,   полученные
органами  ценообразования  и  контроля  за  ценами  в  ходе  проверки,
разглашению не подлежат.
      2. В  случае  разглашения  сведений,  составляющих  коммерческую
тайну,  причиненные убытки подлежат возмещению органом ценообразования
и контроля за ценами  в порядке, установленном законодательством.

      Статья 15.  Ответственность  за  нарушение  законодательства  по
ценообразованию
      1.   К   субъектам   ценообразования,   допустившим    нарушение
государственной  дисциплины  цен,  применяются экономические санкции в
виде взыскания всей суммы незаконно  полученной  выручки  и  штрафа  в
таком же размере в установленном порядке.
      2. Применение экономических санкций к субъектам  ценообразования
не  освобождает от персональной ответственности должностных лиц (лиц),
виновных в нарушении государственной  дисциплины  цен.  За  допущенные
нарушения  государственной  дисциплины  цен  в соответствии с Кодексом
РСФСР об  административных  правонарушениях  должностные  лица  (лица)
субъектов  ценообразования  несут  административную  ответственность в
виде штрафов в размерах, установленных законодательством.
      3.  Завышение  государственных  регулируемых  цен  (тарифов)  на
продукцию,  товары,  услуги,  предельных  цен (тарифов), установленных
надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования
цен  и  тарифов  или  иное  нарушение  государственной  дисциплины цен
(непредставление  документов,  содержащих  сведения   о   ценах,   или
предоставление органам ценообразования заведомо недостоверных (ложных)
документов) влечет наложение штрафа  в  сумме  от  пятидесяти  до  ста
минимальных размеров оплаты труда.
      Уплата  штрафа  не  освобождает   субъект   ценообразования   от
предоставления документов.
      4.  За  нарушение  порядка  согласования  (декларирования)  цен,
подлежащих  утверждению  или  согласованию в органах ценообразования и
контроля   за   ценами,   на   должностное   лицо   (лицо)    субъекта
ценообразования   налагается  штраф  в  сумме  от  пятидесяти  до  ста
минимальных размеров оплаты труда в соответствии с Кодексом  РСФСР  об
административных правонарушениях.
      5.   Взыскание   излишне   полученной   выручки    с    субъекта
ценообразования в результате нарушения государственной дисциплины цен,
а  также  штрафных  санкций  производится   налоговыми   органами   на
основании  решений  органа  ценообразования  и  контроля  за  ценами в
установленном порядке.

      Статья 16. Гарантии  специалистам,  осуществляющим  контроль  за
ценами и тарифами
      1. Специалистами, осуществляющими контроль за ценами и тарифами,
являются  инспекторы  органов  ценообразования  и  контроля  за ценами
Республики Саха (Якутия).
      2. В случаях применения в отношении специалиста, осуществляющего
контроль  за ценами и тарифами, насилия, повлекшего вред здоровью либо
его гибель в связи с осуществлением служебной деятельности,  ему,  его
семье  и  лицам,  состоявшим на иждивении, вред возмещается в порядке,
предусмотренном действующим законодательством. Сумма возмещения  вреда
выплачивается  из  средств  республиканского  либо  местного бюджета с
последующим ее взысканием с виновных лиц.
      3. Ущерб, причиненный имуществу специалиста в связи со служебной
деятельностью,  возмещается в размере, установленном судом, из средств
республиканского либо местного бюджета с последующим  взысканием  этих
сумм с виновных лиц.


      
Заместитель Председателя
Палаты Представителей                                         А.ВЛАСОВ

      




                                                  


Информация по документу
Читайте также