Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 06.07.2000 № 217-II

 
                               ЗАКОН
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             г. Якутск
                    6 июля 2000 года З N 217-II
                                        Утратил силу - Закон
                                   Государственного Собрания (Ил
                                  Тумэн) Республики Саха (Якутия)
                                     от 16.06.2005 г. N 511-III
О защите населения и территорий Республики от чрезвычайных ситуаций
                природного и техногенного характера



     Настоящий закон  устанавливает  организационно-правовые  нормы  в
области защиты граждан Российской Федерации, Республики Саха (Якутия),
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся  на  территории
Республики  Саха  (Якутия)  (далее  -  население),  имущества, включая
домашний скот, объектов производственного и социального назначения,  а
также  окружающей  среды,  в том числе земельного, водного, воздушного
пространства в пределах Республики Саха (Якутия) (далее -  территории)
от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -
чрезвычайные ситуации).
     Действие  настоящего  закона   распространяется   на   отношения,
возникающие  в  процессе  деятельности  органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), местных  органов  государственной  власти  и
органов  местного  самоуправления,  а  также предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовой  формы  (далее  -
организации)  и  населения  в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

                              Глава I
                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе
     В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
     а) чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся   в   результате   аварии,  опасного  природного  явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут  повлечь  или
повлекли  за  собой  человеческие  жертвы,  ущерб  здоровью  людей или
окружающей  природной  среде,  значительные  материальные   потери   и
нарушение условий жизнедеятельности людей;
     б) предупреждение чрезвычайных ситуаций -  комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно  и  направленных  на максимально возможное
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
     в)   ликвидация   чрезвычайных   ситуаций   -   проводимые    при
возникновении  чрезвычайных  ситуаций  аварийно-спасательные  и другие
неотложные  работы,  направленные  на  спасение  жизни  и   сохранение
здоровья  людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение  действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация
чрезвычайных ситуаций считается завершенной  по  окончании  проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     г) зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой  сложилась
чрезвычайная ситуация;
     д)  авария  -   опасное   происшествие   на   производственно   -
хозяйственных  объектах  или  на  транспорте, создающее угрозу жизни и
здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений  и
сооружений,  повреждению  или  уничтожению  оборудования,  механизмов,
транспортных  средств,  сырья  и  готовой   продукции,   к   нарушению
производственного  процесса  и  нанесению  ущерба окружающей природной
среде;
     е) катастрофа - крупная авария, повлекшая за  собой  человеческие
жертвы,  ущерб  здоровью  людей, разрушение или уничтожение объектов и
других  материальных  ценностей  в  значительных  размерах,  а   также
приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
     ж)  потенциально-опасный  объект  -  производственный  или   иной
объект,  функционирование  которого  сопряжено  с риском возникновения
чрезвычайных ситуаций и (или) который отнесен в установленном  законом
порядке к категории опасных;
     з) декларация безопасности -  документ,  содержащий  сведения  об
используемых опасных веществах; о промышленных установках и авариях на
них, представляющих  опасность  для  персонала  объекта,  населения  и
окружающей   природной   среды;   о   превентивных   мероприятиях   по
предотвращению аварий  и  снижению  их  негативных  последствий  (план
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая
порядок оповещения, сведения об оборудовании и технических  средствах,
используемых   при   чрезвычайной  ситуации,  наличие  материальных  и
финансовых резервов, меры по локализации источника аварии, мероприятия
по  защите  населения  и территорий, порядок взаимодействия с органами
государственной власти, органами местного  самоуправления  и  органами
управления  Республики  Саха  (Якутия),  специально уполномоченными на
решение задач в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных
ситуаций);
     и)   стандарты   безопасности   в   чрезвычайных   ситуациях    -
нормативно-технические    документы,    утверждаемые   уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти,  органами  исполнительной
власти  Республики  Саха  (Якутия)  и  устанавливающие  комплекс норм,
правил, требований безопасности в области предупреждения и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     к)   эксплуатирующая   организация   -   хозяйствующий    субъект
(юридическое   лицо),   осуществляющий   деятельность  по  размещению,
проектированию, сооружению,  эксплуатации  и  выводу  из  эксплуатации
соответствующего  производственного,  другого  хозяйственного  и иного
объекта собственными силами  и  (или)  с  привлечением  на  договорной
основе  других предприятий или организаций и имеющий для осуществления
этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).

     Статья  2.  Законодательство  в  области   защиты   населения   и
     территорий от чрезвычайных ситуаций
     Законодательство в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций  состоит  из  Федерального  закона  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного  характера"  и принимаемых в соответствии с ним законов и
иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и  Российской
Федерации.

     Статья 3. Цели настоящего закона
     1. Целями настоящего закона являются:
     а)  определение   полномочий   органов   государственной   власти
Республики  Саха  (Якутия),  местных  органов  государственной власти,
органов местного  самоуправления,  обязанностей  организаций,  прав  и
обязанностей  граждан  в  области  защиты  населения  и  территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     б) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     в) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     г) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
     2. Не связанные с  перечисленными  в  части  1  настоящей  статьи
целями  отношения  по  восстановлению объектов экономики и территорий,
пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом  не
регулируются.

     Статья   4.   Якутская    территориальная    подсистема    единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций
     1. Якутская  территориальная  подсистема  единой  государственной
системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций является
составной  частью  единой  государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  Российской  Федерации и объединяет
органы управления,  силы  и  средства  органов  исполнительной  власти
Республики  Саха  (Якутия),  организаций,  в полномочия которых входит
решение вопросов по защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.
     2. Принципы построения, состав сил и средств, порядок  выполнения
задач  и  взаимодействия  основных  элементов,  а  также  иные вопросы
функционирования   Якутской    территориальной    подсистемы    единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций определяются законодательством Республики Саха (Якутия).

     Статья 5. Информация в области защиты населения и  территорий  от
     чрезвычайных ситуаций
     1.  Информацию  в  области  защиты  населения  и  территорий   от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных  ситуациях  и  их  последствиях,  а  также   сведения   о
радиационной,  химической,  медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
     2.  Информация  в  области  защиты  населения  и  территорий   от
чрезвычайных  ситуаций  является  гласной  и  открытой,  если  иное не
предусмотрено законодательством Республики Саха (Якутия) и  Российской
Федерации.
     3.  Порядок  обеспечения  такой  информацией  населения,  органов
государственной  власти  Республики  Саха  (Якутия),  местных  органов
государственной власти и органов местного самоуправления,  организаций
определяется  нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации.
     4. Сокрытие,  несвоевременное  представление  либо  представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за  собой
ответственность  в  соответствии  с  законодательством Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации.

                             Глава II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
 В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 6. Полномочия Президента Республики Саха (Якутия)
     Президент Республики Саха (Якутия):
     а) принимает решения, определяющие в соответствии с  Конституцией
Республики  Саха  (Якутия), законами Республики Саха (Якутия) основные
направления политики и организации защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     б)  принимает  необходимые  решения  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и поддержанию правопорядка в случаях, угрожающих безопасности
и   здоровью   населения,    нормальному    функционированию    систем
жизнеобеспечения республики;
     в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   сил   и   средств   органов  внутренних  дел
республики;
     г)  обращается  о  привлечении  сил  и  средств  Вооруженных  Сил
Российской   Федерации,  других  войск  и  воинских  формирований  для
ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.

     Статья  7.  Полномочия  Государственного  Собрания   (Ил   Тумэн)
     Республики Саха (Якутия)
     Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
     а) принимает  законы  Республики  Саха  (Якутия)  и  обеспечивает
единообразие законодательного регулирования в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б)   утверждает   бюджетные   ассигнования   на    финансирование
деятельности   по   защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     в) утверждает государственные программы  по  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     г) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 8. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия)
     Правительство Республики Саха (Якутия):
     а) принимает на основании и во исполнение Конституции  Республики
Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых
актов   Президента   Республики   Саха   (Якутия)   постановления    и
распоряжения  в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     б)  создает  постоянно  действующую  комиссию   по   чрезвычайным
ситуациям;
     в)  осуществляет  общее  руководство   Якутской   территориальной
подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     г) организует и  обеспечивает  проведение  научных  исследований,
разработку   и  выполнение  специальных  целевых  программ  по  защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     д) организует  в  соответствии  с  действующим  законодательством
соблюдение   мер   безопасности  в  процессе  производства,  хранения,
перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
     е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) обеспечивает создание республиканских  резервов  финансовых  и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет
порядок их использования;
     з) осуществляет подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обучение  населения   способам   защиты   и   действиям   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) определяет порядок, осуществляет сбор и  обмен  информацией  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечивает своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
     к) принимает решение о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
     л) организует аварийно-спасательные и  другие  неотложные  работы
при  чрезвычайных  ситуациях,  обеспечивает  поддержание общественного
порядка при их  проведении,  при  недостаточности  собственных  сил  и
средств обращается за помощью к Правительству
Российской Федерации;
     м) устанавливает  дополнительные  гарантии  и  льготы  социальной
защиты  для сотрудников и должностных лиц органа управления Республики
Саха (Якутия), специально  уполномоченного  Правительством  Республики
Саха (Якутия) на решение задач по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     н)  принимает  решения  о   запрещении   строительства   объектов
экономики  и  жилищного  фонда  в  затапливаемых местах, о переселении
населенных пунктов;
     о)  рассматривает  и   утверждает   перечень   специализированной
техники,  воздушных  судов  для оснащения органа управления Республики
Саха (Якутия), специально  уполномоченного  Правительством  Республики
Саха (Якутия) на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 9. Полномочия местных  органов  государственной  власти  и
     органов местного самоуправления
     Полномочия  местных  органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления:
     а)  принимают  постановления  и  распоряжения  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а также создают
постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям;
     б)  осуществляют  контроль  за   деятельностью   организаций   на
территории  улуса, города по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     в) осуществляют подготовку и  содержание  готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     г) организуют и проводят обучение  населения  способам  защиты  и
действиям в чрезвычайных ситуациях;
     д)  создают  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     е)  организуют  и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные  работы  при  чрезвычайных ситуациях на территории улуса, а
также  поддерживают  общественный  порядок  при  их  проведении,   при
недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью
к органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
     ж) принимают решение об эвакуационных мероприятиях в чрезвычайных
ситуациях и организуют их проведение;
     з) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     и)  содействуют  устойчивому   функционированию   организации   в
чрезвычайных ситуациях;
     к)  принимают  решения  о   запрещении   строительства   объектов
экономики и жилищного фонда в затапливаемых местах;
     л) создают при местных органах государственной власти  и  органах
местного   самоуправления   постоянно  действующие  органы  управления
Республики Саха  (Якутия),  специально  уполномоченные  Правительством
Республики Саха (Якутия) на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья  10.  Комиссия  по  чрезвычайным  ситуациям  Правительства
     Республики Саха (Якутия)
     1.  Для  организации  контроля  за  выполнением  мероприятий   по
предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации сил и
средств Якутской  территориальной  подсистемы  единой  государственной
системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  создается  постоянно
действующая   комиссия   по   чрезвычайным   ситуациям   Правительства
Республики Саха (Якутия) (КЧС). Положение о комиссии  по  чрезвычайным
ситуациям  Правительства  Республики  Саха  (Якутия) и ее персональный
состав утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
     2.   Рабочим   органом   комиссии   по   чрезвычайным   ситуациям
Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  является  орган  управления
Республики Саха  (Якутия),  специально  уполномоченный  Правительством
Республики  Саха  (Якутия)  на  решение  задач  по  защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 11. Орган управления Республики Саха (Якутия),  специально
уполномоченный  Правительством  Республики  Саха  (Якутия)  на решение
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Для  организации  и  управления  за  выполнением  мероприятий  по
предупреждению   чрезвычайных   ситуаций,   надзора   и   контроля  за
выполнением указанных мероприятий и готовностью органов  управления  и
организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное,
так и в военное  время  создается  орган  управления  Республики  Саха
(Якутия),  специально  уполномоченный  Правительством Саха (Якутия) на
решение  задач  по  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.

                             Глава III
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В
  ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 12. Права и обязанности граждан в области защиты населения
     и территорий от чрезвычайных ситуаций
     1. Граждане имеют право:
     а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
     б)  быть   информированными   о   риске,   которому   они   могут
подвергнуться   в   определенных   местах   пребывания  на  территории
республики, о мерах необходимой безопасности;
     в) обращаться лично, а также направлять в государственные  органы
и   органы   местного  самоуправления  индивидуальные  и  коллективные
обращения по вопросам защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     г) участвовать в  мероприятиях  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций,   использовать   средства   коллективной   и
индивидуальной  защиты,  имущество  организаций  и   Республики   Саха
(Якутия),   предназначенное   для  защиты  населения  от  чрезвычайных
ситуаций;
     д) на возмещение ущерба, причиненного  их  здоровью  и  имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     е)  на   бесплатное   государственное   социальное   страхование,
медицинское  обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу
в зонах чрезвычайных ситуаций.
     2. Порядок и условия  государственного  социального  страхования,
виды   и   размеры  компенсаций  и  льгот,  предоставляемых  гражданам
Российской Федерации в  соответствии  с  частью  1  настоящей  статьи,
устанавливаются   законодательством   Республики   Саха   (Якутия)   и
Российской Федерации.
     3. Граждане обязаны:
     а) соблюдать законы и иные нормативные правовые  акты  Республики
Саха  (Якутия)  и  Российской  Федерации  в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) знать и соблюдать  правила  безопасности  в  быту  и  трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности;
     в) изучать основные способы  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами защиты;
     г)  выполнять  правила  поведения  при  угрозе  и   возникновении
чрезвычайных ситуаций;
     д)  при   необходимости   оказывать   содействие   в   проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     е) соблюдать и выполнять законные требования  органов  внутренних
дел,   органов   по   чрезвычайным   ситуациям   и   других   органов,
уполномоченных решать вопросы в области защиты населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 13. Обязанности организаций в области защиты  населения  и
     территорий от чрезвычайных ситуаций
     Организации обязаны:
     а) планировать и осуществлять необходимые меры в  области  защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     б) планировать и проводить мероприятия по повышению  устойчивости
функционирования    организаций    и   обеспечению   жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению  сил  и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и  действиям
в чрезвычайных ситуациях;
     г) создавать и поддерживать  в  постоянной  готовности  локальные
системы оповещения о чрезвычайной ситуации;
     д) организовывать эвакуацию работников и  материальных  ценностей
из зоны чрезвычайной ситуации за счет собственных средств;
     е) создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     ж) предоставлять в установленном  порядке  информацию  в  области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайный  ситуаций,  а также
оповещать  работников  организаций  об  угрозе  возникновения  или   о
возникновении чрезвычайной ситуации.

     Статья  14.  Участие  общественных   объединений   в   ликвидации
     чрезвычайных ситуаций
     1.Общественные объединения могут участвовать  в  мероприятиях  по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  действуя  под
руководством    соответствующих    органов     управления     Якутской
территориальной     подсистемы    единой    государственной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Участники ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  от  общественных
объединений  должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.

                             Глава IV
 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
                     ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья  15.  Декларирование  безопасности  потенциально   опасных
     объектов
     1. Организации, имеющие в своем составе  производства  повышенной
опасности,   разрабатывают   Декларацию   безопасности   промышленного
объекта, в  которой  отражаются  характер  и  масштабы  опасностей  на
промышленном   объекте   и  выработанные  мероприятия  по  обеспечению
промышленной безопасности и  готовности  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях.    Декларирование    безопасности   промышленного   объекта
осуществляется  в  целях  обеспечения  контроля  за  соблюдением   мер
безопасности,  оценки  достаточности  и  эффективности  мероприятий по
предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на  промышленном
объекте.
     2.  Порядок,  содержание   и   сроки   представления   Декларации
безопасности    промышленного    объекта    определяются   специальным
положением.

     Статья 16. Государственная экспертиза
     Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов
и  решений  по  объектам  производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками  чрезвычайных  ситуаций  или
могут   влиять   на  обеспечение  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций,   организуется   и   проводится    специально
уполномоченными   органами   исполнительной   власти  Республики  Саха
(Якутия) и Российской Федерации в целях проверки и  выявления  степени
их   соответствия   установленным  нормам,  стандартам  и  правилам  и
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.

     Статья 17. Подготовка населения в области защиты от  чрезвычайных
     ситуаций
     1. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществляется  в  порядке,  установленном  Правительством  Республики
Саха (Якутия) и Правительством Российской Федерации.
     2.  Подготовка  и  обучение  населения  по  вопросам  защиты   от
чрезвычайных  ситуаций  проводится  в  организациях,  в  том  числе  в
образовательных учреждениях по месту  жительства,  учебно-методическом
центре   органа   управления   Республики  Саха  (Якутия),  специально
уполномоченного Правительством Республики  Саха  (Якутия)  на  решение
задач  по  защите  населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций,
учебных заведениях повышения  квалификации  и  переподготовки  кадров,
учебно-тренировочных   центрах  и  центрах  подготовки  министерств  и
ведомств Российской Федерации, а также в ходе учений и  тренировок  по
установленным категориям населения.

     Статья  18.  Пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения  и
     территорий от чрезвычайных ситуаций
     Пропаганда знаний в области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
Якутскую территориальную  подсистему  единой  государственной  системы
предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  совместно  с
общественными  объединениями,  осуществляющими  свою  деятельность   в
области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной
власти, органами  государственной  власти  Республики  Саха  (Якутия),
местными   органами   государственной   власти   и  органами  местного
самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  используются все
средства массовой информации.

     Статья 19.  Надзор  и  контроль  в  области  защиты  населения  и
     территорий от чрезвычайных ситуаций
     1. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводится  в  соответствии  с
задачами,   возложенными    на    Единую    государственную    систему
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций, в целях проверки
полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и  готовности  должностных  лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
     2.  Государственный  надзор  и  контроль  в   указанной   области
осуществляется  федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной  власти  Республики  Саха  (Якутия)  в  соответствии  с
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

     Статья  20.  Полномочия   должностных   лиц   органа   управления
Республики  Саха  (Якутия),  специально уполномоченного Правительством
Республики Саха (Якутия)  на  решение  задач  по  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций, по надзору и контролю
     Должностные лица  органа  управления  Республики  Саха  (Якутия),
специально  уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) на
решение  задач  по  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  по  надзору  и  контролю,  при исполнении своих должностных
обязанностей имеют право:
     а)  осуществлять  проверку  выполнения  организациями  требований
нормативных  актов  по  вопросам  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     б) выдавать организациям  предписания  об  устранении  выявленных
нарушений  в  области  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     в) давать, в пределах своих полномочий, указания в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     г)  ставить  перед  органами  исполнительной  власти,  специально
уполномоченными   в   области  промышленной  безопасности,  вопрос  об
ограничении,  приостановлении  действия   или   отзыве   лицензии   на
осуществление  вида  деятельности  в  случае  нарушения  требований по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     д) ходатайствовать о привлечении  к  ответственности  в  порядке,
установленном   законодательством  Российской  Федерации,  виновных  в
нарушении требований по защите населения и территорий от  чрезвычайных
ситуаций,   направлять   в   правоохранительные   органы  материалы  о
привлечении к уголовной ответственности;
     е) осуществлять в пределах своей компетенции иные предусмотренные
законодательством  Республики  Саха  (Якутия)  и  Российской Федерации
действия, направленные на выполнение требований по защите населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

                              Глава V
             МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 21. Готовность потенциально опасных объектов и  территорий
     к действиям в чрезвычайных ситуациях
     1. Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся  в
зоне  возможного  влияния  от  других  потенциально  опасных объектов,
должен быть подготовлен к  действиям  по  локализации  или  ликвидации
возможных чрезвычайных ситуаций.
     2. Показатели готовности объектов  и  территорий  к  такого  рода
действиям  устанавливаются  органами управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и  Якутской
территориальной     подсистемы    единой    государственной    системы
предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  отражаются  в
планах  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций, заранее
разрабатываемых для каждого такого объекта, территории.
     3.  На  каждом  объекте,  территории,  опасных   по   вероятности
возникновения   чрезвычайных  ситуаций,  создаются  локальные  системы
наблюдения, контроля и оповещения  за  состоянием  природной  среды  и
потенциально   опасных   объектов,   деятельность  которых  организуют
руководители  объектов  и  соответствующих   территориальных   органов
исполнительной власти.
     4. Создание  и  функционирование  указанных  систем  регулируются
нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия)

     Статья 22.  Силы  и  средства  для  предупреждения  и  ликвидации
     чрезвычайных ситуаций
     1.  Для  осуществления  на  территории  республики  наблюдения  и
контроля  за  состоянием  окружающей  природной  среды  и потенциально
опасных объектов, предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
создаются  силы  и средства Якутской территориальной подсистемы единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций,   включающие   в  себя  органы  управления,  системы  связи,
оповещения    и    информирования,    аварийно-спасательные    службы,
профессиональные,   внештатные  и  общественные  аварийно-спасательные
формирования, создаваемые органами  исполнительной  власти  Республики
Саха   (Якутия),  местными  исполнительными  органами  государственной
власти   и   органами   местного   самоуправления,   организациями   и
общественными   объединениями   Республики   Саха   (Якутия),  которые
находятся в едином оперативном подчинении органа управления Республики
Саха  (Якутия),  специально  уполномоченного Правительством Республики
Саха (Якутия) на решение задач по защите  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций.
     В   состав   этих   сил    в    обязательном    порядке    входят
аварийно-спасательные    формирования,   укомплектованные   с   учетом
необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ.
     2.   Создание   аварийно-спасательных   служб,   профессиональных
аварийно-спасательных     формирований     осуществляется    решениями
Правительства  Республики  Саха  (Якутия),  решениями  соответствующих
городских  и улусных администраций, решением руководства организаций и
общественных    объединений    в    соответствии     с     действующим
законодательством.
     3. Порядок подготовки, поддержания в готовности  и  использования
указанных   сил   и   средств   определяется   Положением  о  Якутской
территориальной    подсистеме    единой    государственной     системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Статья  23.  Оповещение  населения  при  угрозе  и  возникновении
     чрезвычайной ситуации
     Решение об оповещении населения об  угрозе  возникновения  или  о
возникновении    чрезвычайных   ситуаций   принимается   Председателем
Правительства Республики Саха (Якутия), главами городских,  улусных  и
поселковых    администраций,    главами   муниципальных   образований,
председателями комиссий по чрезвычайным  ситуациям  или  руководителем
органа управления Республики Саха (Якутия), специально уполномоченного
Правительством Республики Саха (Якутия) на  решение  задач  в  области
защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а в случаях,
не терпящих отлагательства, -  оперативными  дежурными,  дежурными  по
администрациям, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.

     Статья 24. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
     В   целях   обеспечения   необходимых   условий   для   успешного
осуществления   работ   по  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  органы
управления Якутской территориальной подсистемы единой  государственной
системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах
своей компетенции:
     а) принимают решение об использовании  в  порядке,  установленном
законодательством   Республики   Саха   (Якутия)  и  законодательством
Российской Федерации,  необходимых  материально-технических  ресурсов,
резервов  сырья  и  материалов,  транспортных средств и средств связи,
производственной продукции организаций независимо от принадлежности  и
организационно-правовой формы;
     б)  изменяют  режим   работы   организаций   независимо   от   их
организационно-правовых  форм  и  форм  собственности, производят иные
изменения  производственной,  хозяйственной   и   иной   деятельности,
необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
     в) прекращают либо приостанавливают функционирование  организаций
любых  форм  собственности,  на которых возникла чрезвычайная ситуация
или деятельность которых может усугубить их вредные последствия;
     г)  объявляют  карантин  или   особое   положение   с   указанием
необходимых ограничений;
     д) проводят временную эвакуацию населения  из  зон,  подвергшихся
опасному   воздействию  чрезвычайных  ситуаций,  угрожающему  жизни  и
здоровью населения.

     Статья 25. Организация работ в чрезвычайных ситуациях
     1.  Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  силами  и
средствами  организаций,  улусов  и  городов,  на  территории  которых
сложилась чрезвычайная  ситуация,  под  непосредственным  руководством
соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
     2.   Непосредственное   руководство    силами    и    средствами,
привлеченными  к  ликвидации  чрезвычайной  ситуации, и организацию их
взаимодействия   осуществляет   руководитель   работ   по   ликвидации
чрезвычайной  ситуации,  назначаемый решениями соответствующих органов
власти из  числа  руководителей  организаций,  к  компетенции  которых
отнесено решение данных вопросов.
     3. Решения руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
являются  обязательными для всего населения и организаций, находящихся
в  зонах   чрезвычайных   ситуаций,   если   иное   не   предусмотрено
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
     4. Первоначальные действия по локализации и ликвидации  возникшей
чрезвычайной  ситуации  организуются  согласно  заранее разработанному
плану. Если масштабы  чрезвычайной  ситуации  таковы,  что  имеющимися
силами  и  средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то
руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации  обращается  за
помощью  к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая
комиссия по чрезвычайным  ситуациям  -  улуса,  города,  Правительства
Республики  Саха  (Якутия)  -  может  взять  на  себя  координацию или
руководство  ликвидацией  этой   чрезвычайной   ситуации   и   оказать
необходимую помощь.
     5.   Организация   и    ведение    аварийно-спасательных    работ
аварийно-спасательными службами, спасателями на объекте или территории
республики осуществляются в соответствии  с  Федеральным  законом  "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателя".
     6. Ликвидация чрезвычайных  ситуаций  на  территории  консульств,
торговых    представительств    и    других    объектов,    обладающих
экстерриториальностью, осуществляется с  согласия  их  уполномоченного
представителя   либо  в  ином  порядке,  установленном  международными
договорами Российской Федерации.

     Статья 26.  Применение  сил  и  средств  органов  внутренних  дел
Российской Федерации и органов внутренних дел Республики Саха (Якутия)
при ликвидации чрезвычайных ситуаций
     При ликвидации чрезвычайных  ситуаций  силы  и  средства  органов
внутренних   дел   Российской   Федерации  и  органов  внутренних  дел
Республики  Саха  (Якутия)  применяются  в  соответствии  с  задачами,
возложенными  на органы внутренних дел, определяемыми законами и иными
нормативными правовыми актами Республики Саха  (Якутия)  и  Российской
Федерации.

     Статья 27. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
     1. Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией
с  целью  оценки  нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и
развития аварий, катастроф и выработки  мер  по  их  предотвращению  в
порядке,   устанавливаемом  Министерством  по  чрезвычайным  ситуациям
Российской Федерации.
     2. Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных
ситуаций   должны  передаваться  в  следственные  органы  для  решения
вопроса  о  возбуждении  уголовного  дела  и  привлечения  виновных  к
ответственности.

                             Глава VI
  ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
      ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     Статья 28. Финансирование целевых программ и других мероприятий
     1. Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите
населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  по  обеспечению
устойчивости    функционирования    организаций    осуществляется    в
соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации.
     2. Затраты республики на разработку и осуществление  утвержденных
федеральных  целевых  программ  развития  Республики  Саха (Якутия), с
учетом мероприятий по защите населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  финансируются в порядке, определенном федеральными органами
государственной власти и органами  государственной  власти  Республики
Саха (Якутия).
     3.  Внебюджетные  средства  на  финансирование   мероприятий   по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  образуются  из
средств,  поступающих  от  предприятий,  организаций,   учреждений   и
граждан,  в  том числе от страховых органов, благотворительных фондов,
средств общественных объединений и добровольных пожертвований.
     4. Финансирование  мероприятий  по  обеспечению  безопасности  на
потенциально  опасных объектах, по предупреждению возникновения на них
аварий,  катастроф  осуществляется  за  счет  средств  соответствующих
бюджетов, предприятий и организаций.

     Статья 29.  Финансирование  органов  управления  Республики  Саха
(Якутия),  специально уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Финансирование  органов  управления  Республики  Саха   (Якутия),
специально  уполномоченных на решение задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет  средств
соответствующих бюджетов.

     Статья 30.  Платные  услуги,  оказываемые  при  предупреждении  и
     предотвращении чрезвычайных ситуаций
     1.  Перечень   платных   услуг   в   области   предупреждения   и
предотвращения   чрезвычайных  ситуаций,  тарифы  и  порядок  взимания
платных услуг утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
     2. Средства от оказания платных услуг в области предупреждения  и
предотвращения  чрезвычайных  ситуаций  перечисляются  на внебюджетный
счет  органа   управления   Республики   Саха   (Якутия),   специально
уполномоченного  на  решение задач по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
     3. Расходование средств, полученных от  оказания  платных  услуг,
осуществляется   в   соответствии   с  нормативными  правовыми  актами
Республики Саха (Якутия).

     Статья 31. Финансирование мероприятий по ликвидации  чрезвычайных
     ситуаций
     1. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится   за   счет   средств   организаций,   находящихся  в  зоне
чрезвычайных  ситуаций,  средств  бюджета  Республики  Саха  (Якутия),
бюджета  городов  и  улусов,  страховых  фондов  и других источников с
дальнейшим  возмещением  расходов  за  счет  организаций,  виновных  в
возникновении чрезвычайных ситуаций.
     2. При  отсутствии  или  недостаточности  указанных  средств  для
ликвидации  чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда
Правительства  Российской   Федерации   в   порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

     Статья  32.  Создание  и  использование  резервов  финансовых   и
     материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
     Резервы  финансовых  и  материальных   ресурсов   заблаговременно
создаются  органами  исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а
также  местными  органами   государственной   власти,   руководителями
организаций  в  целях  экстренного  привлечения  необходимых средств и
ресурсов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

     Статья  33.  Ответственность  за  нарушение  законодательства   в
     области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Должностные  лица  и  граждане,  виновные  в   невыполнении   или
недобросовестном   выполнении   законодательства   в   области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  создании  условий  и
предпосылок  к  возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по
защите жизни и  сохранению  здоровья  людей  и  других  противоправных
действиях  несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
и  уголовную  ответственность  в  соответствии   с   законодательством
Республики Саха (Якутия) и законодательством Российской Федерации.

     Статья  34.  Международное  сотрудничество   в   области   защиты
     населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Республика Саха (Якутия), участвуя в пределах своей компетенции в
выполнении  международных  договоров  Российской  Федерации  в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  заключает  по
согласованию  с федеральными органами исполнительной власти соглашения
о  сотрудничестве  с  административно-территориальными   образованиями
иностранных  государств,  международными  организациями и иностранными
юридическими лицами.

                                                          
Председатель
Палаты Представителей                                        Н.СОЛОМОВ





Информация по документу
Читайте также