Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 211-IIIЗ А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г. Якутск, 25 декабря 2003 года З № 211-III Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) (В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III; от 27.11.2006 г. N 805-III; от 26.04.2007 г. N 923-III; от 31.01.2008 г. N 1113-III; от 19.06.2008 г. N 37-IV; от 19.02.2009 г. N 197-IV; от 14.04.2011 г. N 735-IV; от 10.06.2014 г. N 219-V) Природа и ее ресурсы являются основой жизнеобеспечения многонационального народа Республики Саха (Якутия) и охраняются как естественная среда его социально-экономического развития. Настоящий закон разработан в рамках Федерального закона «Об охране окружающей среды» и призван защищать конституционные права человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, обеспечивать экологическую безопасность и организацию рационального природопользования. Глава 1 Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона Настоящий закон регулирует отношения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в области охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия). (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 2. Законодательное регулирование отношений в области охраны окружающей среды Отношения в области охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия) и рационального использования природных ресурсов регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия), иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и настоящим законом. Статья 3. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в области охраны окружающей среды в целях ее сохранения, обеспечения экологической безопасности и охраны прав граждан, рационального использования природных ресурсов республики, оздоровления и улучшения качества окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Статья 4. Приоритеты охраны окружающей среды При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), юридические и физические лица должны придерживаться: приоритета экологических интересов общества над его экономическими интересами в их разумном сочетании, обеспечивающего реальные гарантии их прав на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; приоритета реализации природоохранных программ и мероприятий на основе экологических научных разработок, обеспечивающего возможность сбалансированного природопользования и восстановления природы; рационального неистощительного использования природных ресурсов, необходимости их воспроизводства; ответственности за экологические правонарушения и связанные с ними социальные, экономические и другие неблагоприятные последствия; строгого соблюдения требований природоохранного законодательства, неотвратимости ответственности за его нарушение (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III); единой системы экологического контроля; взаимодействия с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Статья 5. Объекты охраны окружающей среды Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и иного нерационального и бесхозяйственного использования на территории Республики Саха (Якутия) подлежат: 1) земля, недра, почвы; 2) леса, растительный и животный мир во всем его многообразии, типичные и редкие ландшафты, особо охраняемые природные территории; 3) поверхностные и подземные воды; 4) атмосферный воздух, климат, озоновый слой атмосферы; 5) многолетняя мерзлота; 6) иные природные объекты как компоненты естественных экологических систем и биосферы. Глава 2 Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды Статья 6. Права граждан в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право обеспечивается государством и реализуется путем: участия в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; участия в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; общего и специального природопользования; объединения в общественные природоохранные организации; получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды; участия в проведении общественной экологической экспертизы; возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных воздействий; обжалования неправомерных действий должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в результате деятельности которых причинен вред здоровью, имуществу граждан; проведения мер по поддержанию, воспроизводству возобновляемых природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды; различных видов страхования; осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; установления ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; предъявления в суд исков о возмещении вреда окружающей среде; осуществления других предусмотренных законодательством прав. Статья 7. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования природоохранительного законодательства. Глава 3 Основы управления в области охраны окружающей среды Статья 8. Полномочия законодательной власти Республики Саха (Якутия)в области охраны окружающей среды К ведению законодательной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды относятся: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей республики и контроль за их исполнением, внесение в них изменений; 2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) и соответствующих программ; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III) 3) осуществление контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 4) контроль за целевым использованием средств, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, на природоохранные мероприятия и зачисленных в государственный бюджет Республики Саха (Якутия); 5) рассмотрение других вопросов республиканского значения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; 6) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством. Статья 9. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей природной среды относятся: 1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия) с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III) 2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) и соответствующих программ; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III) 3) издание нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды, контроль за их исполнением; 4) утверждение и финансирование целевых программ в области охраны окружающей среды, контроль за их реализацией; 5) установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами; 6) осуществление государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов, за исключением природных ресурсов, подлежащих федеральному государственному контролю; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 7) осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия, установленных Правительством Российской Федерации; 8) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия); (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III) 9) организация государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 10) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 11) установление режима использования обособленных водных объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия); (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 12) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней леса; 13) образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 14) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 15) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 16) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 14) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 14) организация системы непрерывного экологического воспитания и образования граждан, формирование экологической культуры на территории республики; 15) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия); (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 747-III) 16) подготовка и распространение ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Саха (Якутия); 17) оказание содействия гражданам, общественным и иным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды; 18) обеспечение прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей среды, традиционного образа жизни, а также традиционных способов использования объектов животного мира; 19) утверждение нормативов, (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже устанавливаемых на федеральном уровне; 24) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 20) координация и направление работы министерств, государственных комитетов и ведомств в области охраны окружающей среды и природных ресурсов республики; 21) внесение предложений в Правительство Российской Федерации о принятии решения об объявлении участков территории зонами чрезвычайной экологической ситуации и бедствия; 27) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 28) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 29) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 22) установление порядка образования и использования бюджетных средств по охране окружающей среды; 23) назначение представителей для участия в работе по рассмотрению и разрешению вопросов, возникающих между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией, а также субъектами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования; 24) разработка проектов законов, принятие нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 32) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 25) организация за счет субвенций из федерального бюджета охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 26) установление за счет субвенций из федерального бюджета согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 27) организация за счет субвенций из федерального бюджета регулирования численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 28) введение за счет субвенций из федерального бюджета ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 29) организация за счет субвенций из федерального бюджета государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 30) организация за счет субвенций из федерального бюджета выдачи лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 31) организация за счет субвенций из федерального бюджета контроля за использованием капканов и ловушек; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 32) организация за счет субвенций из федерального бюджета осуществления контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 33) организация и регулирование за счет субвенций из федерального бюджета промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование за счет субвенций из федерального бюджета прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 34) организация за счет субвенций из федерального бюджета охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 35) организация за счет субвенций из федерального бюджета мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 36) организация за счет субвенций из федерального бюджета государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Саха (Якутия), за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 37) разработка и реализация республиканских программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 38) участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 39) установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 40) участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 41) утверждение республиканских целевых программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 42) участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и об охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 43) участие в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия); (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 44) участие в подготовке и осуществлении противопаводковых мероприятий на территории Республики Саха (Якутия); (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 45) ограничение, приостановление и запрещение использования обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 46) резервирование источников питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 47) дача разрешения в исключительных случаях на использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления курортами, а разрешения на использование подземных водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, - и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным фондом недр; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 48) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 49) утверждение правил охраны жизни людей на воде; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 50) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 51) утверждение порядка ведения республиканского кадастра отходов; (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 52) осуществление иных полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 10. Полномочия специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды 1. К полномочиям специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды относятся: 1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Саха (Якутия) и их реализация; 2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия); 3) разработка в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды, осуществление контроля за их исполнением; 4) разработка и реализация республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды; 5) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия); 6) осуществление государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; 7) утверждение перечня должностных лиц органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия); 8) подготовка нормативов качества окружающей среды, содержащих требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; 9) организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Республики Саха (Якутия); 10) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; 11) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; 12) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; 13) контроль в установленном законодательством Российской Федерации порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; 14) ведение Красной книги Республики Саха (Якутия); 15) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 16) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия); 17) проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории; 18) проведение государственной экологической экспертизы объектов республиканского уровня; 19) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при проведении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия); 20) получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории Республики Саха (Якутия); 21) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Республики Саха (Якутия) и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории Республики Саха (Якутия) хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации; 22) информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах; 23) осуществление сотрудничества с международными фондами по охране окружающей среды, использование иностранных инвестиций, технической и финансовой помощи международных природоохранных организаций и участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды; 24) заключение договоров пользования водными объектами, соответствующих условиям лицензий на водопользование и согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия); 25) согласование лимитов водопользования (водопотребления, водоотведения), установленных для граждан и юридических лиц, в пределах лимитов, установленных для Республики Саха (Якутия) в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности; 26) участие в подготовке противопаводковых мероприятий на территории Республики Саха (Якутия); 27) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия); 28) ведение республиканского кадастра отходов, включающего в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Саха (Якутия); 29) осуществление за счет субвенций из федерального бюджета следующих полномочий: а) тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории Республики Саха (Якутия); б) осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство, в том числе: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству; в) осуществление прав пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита и воспроизводство, в том числе: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству; установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) 30) осуществление за счет субвенций из федерального бюджета следующих полномочий: а) организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира; б) установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; в) регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; г) введение на территории Республики Саха (Якутия) ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; д) ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; е) выдача лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; ж) выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; з) контроль за использованием капканов и ловушек; и) осуществление контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира; к) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков; л) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства; м) осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; н) государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Саха (Якутия), за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 г. N 37-IV) 31) разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; 32) участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти; 33) осуществление иных полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 2. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и их территориальные органы несут ответственность за состояние окружающей среды и охрану природных ресурсов. 3. Специально уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и их территориальные органы определяются Правительством Республики Саха (Якутия) Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Глава 4 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Статья 12. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия) осуществляется путем: разработки прогнозов социально-экономического развития республики на основе экологических прогнозов; разработки республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов, воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; обеспечения выполнения природоохранительных мероприятий за счет различных источников финансирования; возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, и другими мерами в соответствии с законодательством; установления территориальных правил и лимитов в области использования объектов животного мира; установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов, установления нормативов платы и на их базе взимание платежей в установленном порядке за использование природных ресурсов и на их воспроизводство; установления лимитов водопользования (водопотребеления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных республике по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, и установление лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в собственности республики; предоставления в соответствии с законодательством предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, при осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды; поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Статья 13. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов 1. Специально уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды совместно с органами государственной статистики и с природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическое значение. 2. Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, возлагается на специально уполномоченный на то орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Статья 14. Программы в области охраны окружающей среды и мероприятия по охране окружающей среды 1. В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются республиканские целевые программы в области охраны окружающей среды с учетом предложений граждан, общественных объединений, муниципальных образований. 2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию в республике осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития республики, федеральных и республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды. 3. Территориальное планирование в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления. 4. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и ведомствами на основе показателей республиканского и территориального планирования в соответствии с законодательством. 5. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством. 6. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет средств: федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов; предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; внебюджетного фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых республики; кредитов банков; добровольных взносов граждан, иностранных юридических и физических лиц, а также других источников в соответствии с законодательством. 7. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и местных бюджетах производится по отдельной статье. Статья 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. 2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: 1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; 2) сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3) загрязнение недр, почв; 4) размещение отходов производства и потребления; 5) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6) иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 3. Исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Статья 16. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование может осуществляться в виде добровольного страхования физических и юридических лиц, объектов их собственности и доходов на случай покрытия непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий, возникающих в результате техногенных аварий или сверхнормативного загрязнения окружающей природной среды выбросами (сбросами) и размещением отходов предприятиями (организациями), а также обязательного экологического страхования риска гражданской ответственности юридических лиц за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. 2. Порядок и условия обязательного экологического страхования устанавливаются федеральным законом. Глава 5 Нормирование в области охраны окружающей среды Статья 17. Основные требования к нормированию в области охраны окружающей среды 1. Нормирование в области охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия) заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) нормативных документов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды. 2. Нормативы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды разрабатываются и утверждаются не ниже норм и правил, установленных на федеральном уровне. 3. При нарушении требований нормативов в области охраны окружающей среды (выброс, сброс загрязняющих веществ, образование и размещение отходов или иные виды воздействия на окружающую среду) по решению специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды материалы могут быть направлены в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении деятельности предприятий, учреждений, организаций, участков, цехов, установок, оборудования в соответствии с законодательством. Статья 18. Нормативы качества окружающей среды Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Статья 19. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: 1) нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; 2) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; 3) нормативы допустимых физических воздействий (уровни шума, вибрации, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); 4) нормативы допустимого уровня радиационного воздействия; 5) нормативы допустимых норм агрохимикатов; 6) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; 7) нормативы санитарных и защитных зон; 8) нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в целях охраны окружающей среды. Статья 20. Нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ 1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, массы выбрасываемых токсикантов, данных об иных вредных последствиях сбросов и выбросов по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде и потенциальных возможностей экосистем. 2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальным органом государственной службы Российской Федерации, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом природно-климатических особенностей республики. Статья 21. Нормативы образования отходов производства и потребления Нормативы образования отходов производства и потребления устанавливаются в целях обеспечения экологической безопасности в Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 22. Нормативы допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 23. Допустимые нормы применения агрохимикатов (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 24. Нормативы санитарных и защитных зон (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Глава 6 Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Статья 22. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) 1. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны: 1) выполнять установленный порядок подготовки и реализации хозяйственных решений, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; 2) размещать объекты хозяйственной деятельности с соблюдением требований законодательства (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 923-III); 3) планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством; 4) оснащать технологические процессы и оборудование системами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду; 5) соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную, эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов; 6) соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений; 7) осуществлять производственный экологический контроль; 8) предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государственного экологического контроля; 9) осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для населения окружающей среды; 10) создавать защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, в соответствии с законодательством; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14.04.2011 г. N 735-IV) 11) осуществлять вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации; 12) при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов разрабатывать и реализовывать мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды; 13) (Исключен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) 13) принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц; 14) принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила; 15) соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством. 2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность: 1) оказывающая недопустимое негативное воздействие на окружающую среду, ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; 2) ухудшающая состояние окружающей среды и качество продуктов питания, причиняющих вред здоровью человека; 3) ведущая к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, ухудшающая качество среды их обитания; 4) проводимая на территориях, находящихся в составе зеленого фонда и оказывающая негативное воздействие на указанные территории, препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; 5) направленная на создание и финансирование объектов, использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям законодательства; 6) способствующая производству, использованию, разведению растений, животных и других организмов, не свойственных природе Республики Саха (Якутия), а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей среды; 7) приводящая к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, поверхности водосборов и атмосферного воздуха; 8) ведущая к захоронению вредных отходов на территории и вблизи городов, других населенных пунктов, в районах с высокой концентрацией населения, водных объектах, лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения; 9) использующая в промышленности химические и иные вещества, разрушающие озоновый слой; 10) иная деятельность в соответствии с законодательством. Глава 7 Особо охраняемые природные территории и объекты Статья 23. Особо охраняемые природные территории 1. Особо охраняемые природные территории создаются для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, духовное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К особо охраняемым природным территориям могут относиться места традиционного природопользования коренных народов Республики Саха (Якутия) (этноэкологические территории). 2. Экологически и функционально связанные между собой особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия), а также другие территории и объекты, по отношению к которым принимаются меры по поддержанию их природных свойств в оптимальном состоянии, образуют систему особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) (ытык кэрэ сирдэр). 3. Порядок создания и функционирования системы особо охраняемых природных территорий (ытык кэрэ сирдэр) регулируется Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Законом Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях».(Дополнена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Глава 8 Государственный экологический мониторинг Статья 24. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) 1. Государственный экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. 2. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) обеспечивает создание республиканского фонда сведений о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и источниках антропогенного воздействия. 3. Система государственного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) включает: 1) наблюдение по единым программам и методикам за состоянием окружающей среды и источниками антропогенного воздействия на нее; 2) оценку состояния объектов наблюдения и прогноз их изменений; 3) выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством. Статья 25. Система информационного обеспечения охраны окружающей среды Информационное обеспечение деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей среды включает: 1) создание баз данных; 2) результаты государственных кадастров природных ресурсов; 3) инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; 4) государственный экологический мониторинг. Глава 9 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) Статья 26. Система и задачи экологического контроля 1. Система экологического контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 г. N 197-IV) производственного (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) и общественного контроля. (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) 2. Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований по охране окружающей среды, в том числе нормативов и нормативных документов, а также обеспечения экологической безопасности. Статья 27. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль в Республике Саха (Якутия) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и его территориальными органами. 2. Государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории республики, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) 3. Государственные инспекторы Республики Саха по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: 1) посещать предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и подчинения, включая объекты органов внутренних дел, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, связанными с вопросами охраны окружающей среды и природных ресурсов, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; 2) проверять соблюдение нормативов, (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; 3) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, (Исключено - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; 4) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 1113-III) 5) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; 6) обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды; (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 7) привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды; 8) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности; 9) осуществлять иные определенные законодательством полномочия. 4. Государственные инспекторы по охране природы обязаны: 1) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 2) предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 3) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; 4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 5. Государственные инспекторы по охране природы подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 6. Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 7. Запрещается совмещение функций федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 г. N 219-V) 8. (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) 8. Положения настоящей статьи не применяются при осуществлении государственного лесного контроля и надзора. (Дополнена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14.04.2011 г. N 735-IV) Статья 28. Производственный экологический контроль 1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и ставит своей задачей обеспечение ведения всех технологических процессов с соблюдением установленных для них уровней загрязнения окружающей среды, а также проверку выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, проверку соблюдения нормативов качества окружающей среды. 2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения об организации производственного экологического контроля в орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственный экологический контроль, в порядке, установленном законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 32. Муниципальный экологический контроль (Исключена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Статья 29. Общественный экологический контроль 1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Глава 10 Основы формирования экологической культуры Статья 30. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования Система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования охватывает дошкольное, общеобразовательное и профессиональное образование, специальное экологическое образование руководящих работников, подготовку профессиональных специалистов-экологов, повышение квалификации работников государственных органов в области охраны окружающей среды, распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, а также ознакомление населения с основными положениями и задачами природоохранной деятельности, привлечение к конкретной деятельности по охране окружающей среды. Статья 31. Преподавание основ экологических знаний в учебных заведениях 1. Экологические знания, необходимые для формирования экологической культуры граждан, во всех средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля обеспечиваются преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Статья 32. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов 1. Должностные лица и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории Республики Саха (Якутия), обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. 2. Должностные лица и специалисты специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды обязаны иметь необходимую подготовку по охране природы, которая учитывается при назначении на должность и аттестации. Статья 33. Экологическое просвещение В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Статья 34. Научные экологические исследования 1. Научные экологические исследования проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Саха (Якутия), создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. 2. Ученые и специалисты научных учреждений и природоохранных организаций принимают участие в разработке и реализации комплексных целевых экологических программ (республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, участвуют в формировании экологической культуры и несут ответственность за научные результаты своих разработок в соответствии с законодательством. Глава 11 Разрешение споров и ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Статья 35. Разрешение споров в области охраны окружающей среды Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 36. Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды За нарушение природоохранного законодательства юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Статья 37. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, собственности других предприятий, учреждений, организаций загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Глава 12 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Статья 38. Участие в осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Республика Саха (Якутия) принимает участие в деятельности международных организаций по охране окружающей среды, подготовке и проведении международных конференций, разработке и реализации международных экологических программ, обменивается делегациями специалистов в области охраны окружающей среды в соблюдении установленных процедур согласования с федеральными органами (в рамках компетенции субъектов Российской Федерации). Статья 39. Соблюдение иностранными юридическими и физическими лицами, лицами без гражданства законодательства об охране окружающей среды Иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства обязаны соблюдать на территории Республики Саха (Якутия) законодательство об охране окружающей среды. В случае нарушения иностранными юридическими и физическими лицами, лицами без гражданства законодательства об охране окружающей среды указанные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. N 805-III) Глава 13 Заключительные положения Статья 40. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 41. Приведение нормативных правовых актов Республики Саха(Якутия) в соответствие с настоящим законом 1. С момента вступления в силу настоящего закона утрачивает силу и не применяется на территории Республики Саха (Якутия) Закон Якутской-Саха ССР от 17 октября 1991 года № 648-ХІІ «Об охране природы в Якутской Саха ССР». 2. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом. Президент Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|