Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 № 267-IIIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г. Якутск 15 апреля 2004 года 132-З N 267-III О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция) (В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 г. N 323-IV; от 15.12.2010 г. N 665-IV) Настоящий закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и потребителями научной и (или) научно-технической продукции и определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия). Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о науке и государственной научно-технической политике 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о науке и государственной научно-технической политике состоит из Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия). 2. Действие законодательства Республики Саха (Якутия) о науке и государственной научно-технической политике распространяется на все научные организации, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие основные понятия: 1) научная деятельность интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию и применение. Научная деятельность включает фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность; 2) фундаментальные научные исследования теоретическая или экспериментальная научная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования или поведения изучаемых объектов и о причинно- следственных связях, ориентированная, прежде всего, на создание картины мира или ее фрагментов и познание законов его развития; 3) прикладные научные исследования научная деятельность, ориентированная на применение новых знаний для достижения практических целей или решения конкретных практических задач; 4) научно-техническая деятельность деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы; 5) опытные разработки деятельность, направленная на разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов, позволяющих получить новые потребительские качества товаров или услуг либо улучшить старые за счет применения результатов научных исследований; 6) инновационная деятельность по использованию научных знаний и опытных разработок в промышленном производстве, сфере услуг или других областях хозяйствования; 7) научный результат продукт научной и (или) научно- технической деятельности, содержащий новые знания или решения об исследуемых объектах и зафиксированный на любом информационном носителе; 8) научная интеллектуальная собственность научные результаты, права на использование которых охраняются законодательством; 9) ученый гражданин, имеющий научную квалификацию (ученую степень), занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью и имеющий значимые в научном отношении результаты такой деятельности. Он может работать индивидуально или в составе научных коллективов; 10) субъекты научной деятельности: а) индивидуальные субъекты научной деятельности научные работники и работники сферы науки; б) коллективные субъекты научной деятельности научные группы, юридические лица, задачей которых является научная деятельность; 11) научный работник (исследователь) гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью; 12) автор (соавтор) научного результата физическое лицо (одно из физических лиц), внесшее творческий вклад в получение научного результата; 13) обслуживание научной и (или) научно-технической деятельности (далее научное обслуживание) деятельность, направленная на создание условий для научной и (или) научно- технической деятельности в научной организации; 14) научная организация юридическое лицо любой организационно- правовой формы и формы собственности, в том числе общественное объединение, осуществляющее в соответствии со своими учредительными документами в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров; 15) научные учреждения некоммерческие организации, образованные органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органами местного самоуправления, а также другими собственниками для ведения научной деятельности и осуществления управленческих функций в сфере науки; 16) высшее научное государственное учреждение организация, осуществляющая интеграцию и координацию деятельности академических, вузовских и отраслевых научных организаций в области фундаментальных и прикладных исследований; 17) гранты денежные, материальные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государством, физическим или юридическим лицом, в том числе иностранным государством, иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а также международной организацией на проведение конкретного научного исследования и иные цели в научном процессе на условиях, предусмотренных грантодателем; 18) государственная научно-техническая политика составная часть социально-экономической политики Республики Саха (Якутия), которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники с учетом региональных особенностей и потребностей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Статья 3. Принципы государственного регулирования научной деятельности Государственное регулирование научной деятельности основывается на соблюдении следующих принципов: 1) творческая свобода научных работников и коллективов; 2) гласность, открытость и отчетность о результатах деятельности; 3) равноправие субъектов научной деятельности; 4) интеграция научной деятельности и образования; 5) непрерывность образования, подготовки и переподготовки научных кадров; 6) обмен информацией; 7) гарантированная государством защита авторских прав и прав на интеллектуальную собственность; 8) независимая экспертиза проектов, заявок и результатов научной деятельности, программ; 9) множественность источников финансирования; 10) свободное участие в международном сотрудничестве; 11) свобода создания научно-общественных объединений; 12) право на гарантированную социальную защиту научных работников и работников сферы научного обслуживания. Глава 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 4. Общие положения о субъектах научной и (или) научно- технической деятельности 1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами в пределах прав, установленных законодательством, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами. 2. Правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации. (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. N 665-IV) 3. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. N 665-IV) 4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с настоящим законом: 1) гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; 2) гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции; 3) признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно- технической деятельности; 4) обеспечивают свободу доступа к научной и (или) научно- технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны; 5) гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций; 6) гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам Республики Саха (Якутия). Статья 5. Права ученого, научного работника 1. Ученый, научный работник имеет право на: 1) признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения, выдачу патентов и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством; 2) участие в формировании тематики научной деятельности; 3) получение в соответствии с законодательством доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является; 4) объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу; 5) осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством; 6) участие в научных дискуссиях, конференциях, симпозиумах и иных коллективных обсуждениях; 7) участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством; 8) публикацию в открытой печати научных и (или) научно- технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; 9) получение информации, необходимой для выполнения научной деятельности, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; 10) выбор метода и средств решения избранной научной проблемы; 11) выступление с известной ему информацией о возникшей или обнаруженной им угрозе жизни и здоровью граждан или окружающей природной среде, а также на другие доступные ему законные меры для ликвидации или смягчения возможных негативных последствий этих обстоятельств; 12) мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, которые, по его мнению, могут оказать негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду; 13) участие в управлении научной организацией, в которой он работает, согласно ее уставу; 14) повышение своей квалификации; 15) другие действия, установленные законодательством. 2. Ученые, научные работники в целях осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, содействия научным организациям, пропаганды научных знаний вправе создавать на добровольной основе научные, научно-технические и научно- просветительские общества, общественные академии наук (далее - научные общества), фонды в порядке, предусмотренном законодательством. Статья 6. Обязанности ученого, научного работника Ученый, научный работник обязан: 1) осуществлять научную, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде; 2) объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и (или) научно-технических программ и проектов, научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок; 3) соблюдать объективность при опубликовании своих научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок. Статья 7. Государственные гарантии в сфере оплаты труда 1. Оплата труда ученых, научных работников и работников сферы научного обслуживания осуществляется по результатам работы и определяется законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает размер оплаты труда научных работников государственных научных учреждений не ниже среднего размера заработной платы работников промышленных отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия). Руководителям государственных научных организаций предоставляется право устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие российской науки, разработку и освоение наукоемких технологий, персональные должностные оклады. 2. Ученым и научным работникам устанавливаются доплаты к должностному окладу: 1) за почетные звания Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в размере, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); 2) за ученую степень в размере, установленном нормативными правыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 3. Молодым научным сотрудникам и специалистам, имеющим высшее образование и заключившим трудовой контракт с государственным научным учреждением, в течение первых трех лет работы после окончания высшего учебного заведения может устанавливаться доплата к заработной плате, размер которой определяется руководством научного учреждения в пределах средств, предусмотренных на оплату труда сметой расходов данного учреждения. 4. Оплата труда членов временных исследовательских групп осуществляется на договорной или контрактной основе. Участие научного работника во временных исследовательских группах с дополнительной оплатой, а также работа по совместительству не ограничиваются дополнительными условиями при выполнении обязанностей по основному месту работы. Статья 8. Научная организация 1. Государственная аккредитация научной организации проводится в порядке, установленном органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 2. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом или положением которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов и других льгот, установленных законодательством. Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности. 3. Научной организации, которая имеет уникальное опытно- экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно- техническая деятельность которой получила международное признание, может присваиваться статус государственного (федерального) и (или) республиканского государственного научного центра. Порядок присвоения научной организации статуса республиканского государственного научного центра определяется Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством. 4. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами в порядке, установленном законодательством. 5. Государственная научная организация и ее учредитель обязаны поддерживать и развивать научно-исследовательскую и опытно- экспериментальную базу научной организации, обновлять ее научно- производственные фонды. Органы исполнительной власти, учредившие государственную научную организацию, выделяют необходимые средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления. Органы исполнительной власти, учредившие государственную научную организацию, обеспечивают целевое финансирование, направленное на развитие приборной базы, содержание уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, в размере от пяти до десяти процентов от объема средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. 6. Бюджетные научные учреждения Республики Саха (Якутия) имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено бюджетным научным учреждением Республики Саха (Якутия) в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения Республики Саха (Якутия), могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Бюджетные научные учреждения Республики Саха (Якутия) в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом. Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Бюджетное научное учреждение Республики Саха (Якутия) вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью – более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества. Бюджетные научные учреждения Республики Саха (Якутия) вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные научные учреждения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществляют их руководители. Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения Республики Саха (Якутия), часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными научными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений. (Дополнена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. N 665-IV) 6. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке. Порядок закрепления земельных участков за государственными научными организациями, условия владения и пользования указанными земельными участками устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 7. Научная организация осуществляет научное и (или) научно- техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством и международными договорами (соглашениями) Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 8. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством. При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно- экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз. 9. Научные организации имеют право с согласия собственника сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое ими имущество, в том числе и недвижимое, в соответствии с законодательством. Имущество, находящееся в собственности Республики Саха (Якутия), может сдаваться в аренду без права выкупа после согласования с республиканским уполномоченным органом по управлению государственным имуществом. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия), в полном объеме учитываются в доходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и используются научными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы. Статья 9. Академия наук Республики Саха (Якутия) 1. Академия наук Республики Саха (Якутия) является научной организацией, объединяющей членов Академии наук Республики Саха (Якутия) - действительных членов (академиков), почетных членов, иностранных членов, а также ведущих ученых Республики Саха (Якутия). Основными направлениями деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия) являются анализ состояния и прогнозирования развития науки, участие в определении приоритетных направлений развития науки и подготовки научных кадров, научно-экспертное обеспечение, формирование и координация в пределах своей компетенции выполнения программ научных исследований, содействие развитию российского и международного сотрудничества, инновационной и инвестиционной деятельности. 2. Действительным членом (академиком) Академии наук Республики Саха (Якутия) является гражданин Российской Федерации, признанный ведущим специалистом (лидером) в соответствующей области науки, обогативший науку трудами первостепенного научного значения, внесший крупный вклад в развитие науки и избранный в порядке, установленном уставом Академии наук Республики Саха (Якутия). Действительному члену (академику) Академии наук Республики Саха (Якутия) устанавливаются академический оклад за звание действительного члена (академика) Академии наук Республики Саха (Якутия), а также льготы и поощрения, соответствующие его творческому вкладу, на основании нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия). Почетным членом Академии наук Республики Саха (Якутия) является специалист народного хозяйства, работник культуры и образования, внесший выдающийся вклад в экономическое, социальное и духовное развитие Республики Саха (Якутия). Иностранным членом Академии наук Республики Саха (Якутия) является выдающийся зарубежный ученый, внесший вклад в развитие Республики Саха (Якутия). 3. Академия наук Республики Саха (Якутия) является государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основании устава Академии наук Республики Саха (Якутия) и в соответствии с законодательством. В составе Академии наук Республики Саха (Якутия) могут быть созданы подведомственные структурные подразделения. 4. Академия наук Республики Саха (Якутия) финансируется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и иных источников в соответствии с законодательством и уставом Академии наук Республики Саха (Якутия). 5. Президент Академии наук Республики Саха (Якутия) назначается на должность и освобождается от должности учредителем Академии наук Республики Саха (Якутия) в порядке, определенном уставом Академии наук Республики Саха (Якутия). 6. Учредителем Академии наук Республики Саха (Якутия) является Президент Республики Саха (Якутия). 7. Академия наук Республики Саха (Якутия) обеспечивает проведение выборов действительных членов (академиков) Академии наук Республики Саха (Якутия) согласно уставу Академии наук Республики Саха (Якутия). (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 г. N 323-IV) Статья 10. Научные организации Российской Федерации, действующие на территории Республики Саха (Якутия) 1. На территории Республики Саха (Якутия) действуют академические учреждения, научные организации федерального подчинения, отраслевые научно-исследовательские институты, имеющие государственный или иной статус, а также научные коллективы при высших учебных заведениях. 2. Функции высшего научного учреждения Российской академии наук на территории Республики Саха (Якутия) исполняет Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. 3. Республика Саха (Якутия) может участвовать в финансировании научных учреждений Российской Федерации, действующих на территории Республики Саха (Якутия). Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 11. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью 1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. 2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), научные организации и организации научного обслуживания в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, утверждаемых Правительством Республики Саха (Якутия), развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. 3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации: 1) утверждают уставы государственных научных организаций; 2) осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества; 3) осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. Руководители научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. 4. Ученые (научные, технические, научно-технические) советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных, научно-технических работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов. Статья 12. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции 1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции являются договоры (контракты) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, иные договоры (контракты) на создание, передачу, использование научной и (или) научно-технической продукции, а также договоры о совместной научной и (или) научно- технической деятельности и распределении прибыли. 2. Правительство Республики Саха (Якутия) вправе устанавливать для учрежденных им государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. 3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон производителей и потребителей научной и (или) научно-технической продукции. Статья 13. Информационное обеспечение научной и (или) научно- технической деятельности 1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на свободный обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, порядок распространения которых устанавливается законодательством и локальными актами научных организаций. 2. Государство обеспечивает создание республиканских информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно- технической информации, содействует изданию научной и (или) научно- технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах. Государство гарантирует субъектам научной и (или) научно- технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники. 3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке. Статья 14. Регулирование научной и (или) научно-технической деятельности Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством вправе ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации: 1) об установлении особого порядка проведения научных исследований и использования научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Республики Саха (Якутия), здоровью граждан, окружающей среде; 2) о введении ограничений на право использования отдельных научных или научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением; 3) о лицензировании отдельных видов научной или научно- технической деятельности; 4) о введении сертификационных и метрологических требований к отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности. Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 15. Основные цели и принципы государственной научно- технической политики 1. Развитие науки служит решению задач устойчивого социально- экономического развития Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и относится к числу высших приоритетов социально- экономической политики Республики Саха (Якутия). Основными целями государственной научно-технической политики являются поддержка фундаментальной науки, переход к инновационному пути развития Республики Саха (Якутия) на основе избранных приоритетов, научное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития и подготовка научно-технических кадров высшей квалификации. Государственная научная политика Республики Саха (Якутия) предусматривает: 1) создание нормативных правовых, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) адаптацию научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки; 3) переход основных крупных, средних и малых предприятий реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности; 4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки; 5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации для науки и наукоемких производств; 6) государственную поддержку научных исследований и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития науки с учетом мировых актуальных потребностей социально- экономического развития Республики Саха (Якутия); 7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы; 8) создание передовой технологической базы отраслей экономики, в том числе разработку и внедрение новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность, эффективность производственных процессов и качество продукции; снижение ресурсо- и энергоемкости производств; повышение уровня импортозамещения, разработку новых технических принципов эксплуатации транспорта, оборудования, приборов в условиях низких температур; 9) ускоренную разработку и реализацию научных и научно- технических достижений, способствующих предотвращению возникновения техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них; 10) оказание помощи научным и производственным организациям в разработке проектов для участия в федеральных и международных научно-технических и инновационных программах. 2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: 1) признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Республики Саха (Якутия); 2) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; 3) гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; 4) интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности; 5) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; 6) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; 7) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот; 8) развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур; 9) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности улусов (районов), города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) и интеграция их научно- технического потенциала; 10) развитие международного научного и (или) научно- технического сотрудничества Республики Саха (Якутия). Статья 16. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в области формирования и реализации государственной научно-технической политики 1. К ведению органов государственной власти Республики Саха (Якутия) относятся: 1) разработка и проведение государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия); 2) определение приоритетных направлений развития науки и техники в Республике Саха (Якутия); 3) формирование и реализация республиканских научных и научно- технических программ и проектов, а также определение органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), ответственных за их выполнение; 4) финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия); 5) содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности улусов (районов), города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия); 6) управление государственными научными организациями, учрежденными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; 7) формирование органов управления в сфере научной и научно- технической деятельности Республики Саха (Якутия), участие в формировании соответствующих межрегиональных органов; 8) контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального подчинения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия); 9) создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов; 10) формирование республиканских и межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; 11) реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Республики Саха (Якутия); 12) осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации. Правительство Республики Саха (Якутия) определяет полномочия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия), утверждает республиканские научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники. Формирование и реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности в Республике Саха (Якутия) осуществляет республиканский орган государственного управления в области науки и государственной научно-технической политики, образуемый Правительством Республики Саха (Якутия). 2. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Республики Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации в форме: 1) подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности; 2) участия представителей соответствующих органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно- технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации; 3) взаимной передачи на основе договоров и соглашений отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); 4) подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию научных организаций; 5) формирования экономического механизма осуществления единой государственной научно-технической политики; 6) организации научно-технического прогнозирования; 7) размещения объектов научно-технического потенциала и создания инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности; 8) формирования рынков научной и (или) научно-технической продукции Республики Саха (Якутия); 9) формирования научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории Республики Саха (Якутия); 10) разработки и реализации мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материального обеспечения; 11) формирования совместных фондов научного, научно- технического и технологического развития; 12) развития международных научных связей. 3. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) могут привлекать на добровольной основе научные организации любых организационно-правовых форм к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и с учетом потребностей развития соответствующих муниципальных образований содействуют развитию науки, финансированию исследований и научно-технических разработок из местных бюджетов, участвуют в формировании республиканских и межрегиональных программ. Статья 17. Порядок формирования государственной научно- технической политики 1. Основные приоритеты государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия) определяются исходя из задач социально-экономического и культурного развития Республики Саха (Якутия), с учетом государственной научно-технической политики Российской Федерации. 2. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Республики Саха (Якутия) на основе специального доклада Правительства Республики Саха (Якутия). 3. Определение основных направлений государственной научно- технической политики Республики Саха (Якутия), научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и (или) научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) содействуют деятельности организаций, выполняющих заказы оборонного значения и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Статья 18. Организация и проведение экспертиз научной и научно- технической деятельности 1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 2. Экспертиза научных и научно-технических программ и проектов проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), организаций, финансирующих научную и (или) научно- техническую деятельность, в случаях: 1) определения приоритетных направлений государственной научно- технической политики, а также развития науки и техники; 2) формирования научных и (или) научно-технических программ и проектов; 3) проведения конкурсов на участие в научных и научно- технических программах и проектах, контроля за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике Республики Саха (Якутия). 3. В экспертизе научной и научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах. 4. По результатам экспертиз научных и (или) научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники. 5. В случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов. Статья 19. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности 1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством. Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется в размере не менее двух процентов расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Финансирование расходов учреждений, находящихся в ведении Российской Федерации, осуществляется в пределах предусмотренных объемов ассигнований. 2. Правительство Республики Саха (Якутия) организует разработку и исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, финансовую поддержку и ресурсное обеспечение капитального и жилищного строительства, социальную защиту научных работников в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), создает фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределение средств, предусмотренных на эти цели государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), между заказчиками республиканских целевых программ, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), научными организациями и указанными фондами. 3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия). 4. Республиканские научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно- технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения. 5. Работы местного значения могут финансироваться за счет средств местных бюджетов, местных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. Научные учреждения могут использовать право освобождения от уплаты налогов по средствам, получаемым от хозяйственно-договорной деятельности, направляемых на основную научную деятельность, а также по средствам, выделенным хозяйствующим субъектом в сферу науки, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления. 6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется Республикой Саха (Якутия) на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов. 7. В Республике Саха (Якутия) могут создаваться фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, в том числе международные. 8. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или соответствующих внебюджетных фондов на научную и (или) научно- техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов. 9. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, в том числе предоставленных органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном грантодателями. Порядок предоставления грантов органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 20. Интеграция науки и высшего образования в Республике Саха (Якутия) 1. Интеграция науки и высшего образования в Республике Саха (Якутия) осуществляется: 1) через реализацию мультидисциплинарных научных и (или) научно- технических программ, выполняемых совместно академическими, отраслевыми научными институтами и учреждениями высшего профессионального образования; 2) путем поощрения различных форм участия преподавателей и студентов в научной деятельности и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности, в том числе на контрактной основе; 3) через систему организации учебного процесса, поиска, отбора и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной подготовки к научной деятельности; 4) путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, центров. 2. Приоритетной сферой применения научных результатов является передача новых знаний молодежи путем использования их в преподавании, привлечения студентов и молодых научных работников к участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях, издания учебников на основе новых методик и другими способами, что поддерживается специальными образовательными программами. Статья 21. Международное научное и научно-техническое сотрудничество 1. Научные учреждения и организации Республики Саха (Якутия) в целях сотрудничества с зарубежными научными организациями имеют право проводить совместные научно-исследовательские работы, создавать совместные предприятия, ассоциации, центры коллективного пользования научной информацией и научным оборудованием, обмениваться научным оборудованием, научными кадрами в порядке, установленном законодательством. 2. Порядок взаимодействия научных учреждений определяется договорами, если иной порядок не предусмотрен международным законодательством, законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 3. Ученые вправе самостоятельно заключать контракты на работы в зарубежных организациях, принимать участие в международных научно- технических программах, выезжать за рубеж для участия в международных симпозиумах, конференциях, конгрессах, выставках и других мероприятиях в соответствии с законодательством. 4. Научные учреждения и организации вправе непосредственно приобретать необходимые для осуществления их научной деятельности оборудование и материалы на внешнем рынке, заключать для этой цели бартерные сделки, реализовывать интеллектуальную собственность в установленном порядке. Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 22. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 23. Признание утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу: 1) Закон Республики Саха (Якутия) от 27 октября 1999 года З N 119-II "О науке и государственной научно-технической политике"; 2) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2002 года 76-З N 483-II "О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике". Президент Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|