Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 № 509-IIIЗ А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) г.Якутск, 16 июня 2005 года З № 509-III Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия) (В редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 г. N 319-IV) Настоящий закон устанавливает правовые основы территориальной системы экологического мониторинга, определяет ее основные положения с целью обеспечения населения Республики Саха (Якутия) достоверной информацией об экологической обстановке в республике. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие основные понятия: 1) экологический мониторинг - деятельность по наблюдению, оценке и прогнозу состояния отдельных компонентов окружающей природной среды, природных территориальных комплексов (геосистем), природных и природно-антропогенных объектов, факторов естественного и антропогенного воздействия на них и формирующих их источников; 2) система экологического мониторинга - многоцелевая и многокомпонентная информационная структура, формирующаяся посредством объединения отдельных подсистем, информационно-измерительных и информационно-вычислительных комплексов, взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интеграции получаемых данных; 3) подсистема экологического мониторинга - составная часть системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в отношении отдельных ее объектов и располагающая собственными органами управления; 4) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий; 5) антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных влияний человеческой деятельности на окружающую среду; 6) природопользователи - физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с законодательством. Статья 2. Законодательство в области экологического мониторинга Законодательство в области экологического мониторинга состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия). Статья 3. Участие в реализации единой государственной политики в области экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) Мерами, направленными на участие в реализации единой государственной политики в области экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия), являются: 1) осуществление контроля и проверки качества представляемой информации, данных и сведений; 2) установление необходимых связей между руководящим органом и субъектами системы мониторинга для обеспечения адекватного потока информации между ними. (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 г. N 319-IV) Статья 4. Цели и задачи системы экологического мониторинга 1. Экологический мониторинг осуществляется в целях: 1) наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; 2) оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; 3) обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений. 2. Основными задачами системы экологического мониторинга являются: 1) ведение регулярных наблюдений за состоянием объектов экологического мониторинга; 2) создание информационного банка данных о состоянии объектов наблюдения; 3) оценка показателей состояния и функциональной целостности природных комплексов, среды обитания и состояния здоровья человека; 4) выявление причин изменений состояния объектов экологического мониторинга и оценка последствий таких изменений; 5) прогнозирование изменений состояния объектов наблюдения; 6) разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду; 7) информирование органов местного самоуправления, организаций и граждан о состоянии окружающей среды. Статья 5. Основные принципы ведения экологического мониторинга Основными принципами ведения экологического мониторинга являются: 1) непрерывность наблюдений, проводимых в необходимом и достаточном объеме; 2) оперативность наблюдений в чрезвычайных ситуациях; 3) системность организации наблюдений и контроля; 4) единство и сопоставимость методов наблюдений и контроля сбора, обработки, хранения и распространения полученной информации; 5) достоверность информации о состоянии объектов экологического мониторинга и ее доступность для потребителей; 6) коллегиальность в прогнозе результатов экологического мониторинга при подготовке проектов управленческих решений; 7) учет данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Саха (Якутия); 8) ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности. Глава 2. Полномочия и обязанности субъектов отношений экологического мониторинга Статья 6. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области ведения экологического мониторинга К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области ведения экологического мониторинга относятся: 1) определение уполномоченного органа государственного управления; 2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ведения экологического мониторинга и использования информации о состоянии окружающей природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. 3) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия). (Дополнен - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 г. N 319-IV) Статья 7. Субъекты отношений и объекты экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) 1. К субъектам отношений экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) относятся: 1) органы государственной власти Республики Саха (Якутия); 2) органы местного самоуправления; 3) организации и индивидуальные предприниматели; 4) граждане. 2. К объектам экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) относятся: 1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду; 2) окружающая среда, природные ресурсы и иные природные объекты; 3) здоровье населения республики. Статья 8. Участие общественных объединений и граждан в системе экологического мониторинга 1. Общественные объединения и граждане имеют право обращаться в органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченные на ведение экологического мониторинга, по вопросам организации экологического мониторинга и получения информации о состоянии объектов экологического мониторинга. 2. Общественные объединения и граждане имеют право участвовать в ведении экологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренных законодательством средств. 3. Данные экологического мониторинга, полученные общественными объединениями, и соответствующие требованиям к качеству информационных ресурсов, вносятся в реестр объектов экологического мониторинга. Статья 9. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в области экологического мониторинга Организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или с риском отрицательного воздействия на окружающую среду, организуют и осуществляют экологический мониторинг в соответствии с законодательством. Статья 10. Единая государственная система экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) 1. Экологический мониторинг на территории Республики Саха (Якутия) проводится в рамках единой государственной системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия). 2. Единая государственная система экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) является частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации. 3. Основу единой государственной системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) составляют функциональные и локальные подсистемы экологического мониторинга, создаваемые на базе государственных органов Республики Саха (Якутия), уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга. 4. Координацию деятельности ведомственных и функциональных подсистем и их объединение в единую государственную систему экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) осуществляет орган исполнительной власти, уполномоченный на то в установленном законодательством порядке. 5. Правительство Республики Саха (Якутия) определяет порядок, форму и сроки представления субъектами экологического мониторинга информационных ресурсов в единую государственную систему экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) и порядок использования данных этой системы. Статья 11. Экологический мониторинг в управлении природоохранной деятельностью и обеспечении экологической безопасности в Республике Саха (Якутия) 1. Роль экологического мониторинга в системе государственного регулирования природопользованием для целей охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности сводится к выполнению функций основного источника данных и сведений для информационного обеспечения процессов управления, позволяющих: 1) оценить санитарно-гигиенические, экологические, социальные и экономические показатели состояния отдельных компонентов геосистем (природных сред, биоценозов), устойчивости геосистем различных рангов и природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия); 2) выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей, а также оценить и спрогнозировать связанные с такими изменениями последствия для здоровья человека, объектов животного и растительного мира и их сообществ (популяций), социально-экономической системы, территориальных природных и природно-техногенных комплексов, ресурсов окружающей природной среды; 3) определить корректирующие меры и средства предотвращения неблагоприятных и чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий для достижения устойчивого экономического и социального развития и благополучия отдельных районов, обеспечения экологической безопасности. 2. Экологический мониторинг в системе государственного управления Республики Саха (Якутия): 1) осуществляет процесс получения данных и сведений об окружающей природной среде и преобразует их в информацию для принятия решений в области управления природоохранной деятельностью и обеспечения экологической безопасности; 2) управляется специально уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) исполнительным органом; 3) объединяет на основе системных принципов функционирования государственные и негосударственные учреждения и предприятия, выполняющие отдельные работы по наблюдению или измерению параметров объектов мониторинга, эксплуатацию измерительного оборудования, приборов и установок, образующих сети наблюдения, анализы химического и химико-биологического характера образцов и проб объектов мониторинга, эксплуатации информационных и информационно-коммуникационных технологий. Статья 12. Порядок ведения экологического мониторинга 1. Системный подход к организации и ведению экологического мониторинга сводится к реализации последовательности действующих друг за другом взаимосвязанных операций и процедур экологического мониторинга: 1) определение проблем хозяйственной деятельности и оказываемых на территорию Республики Саха (Якутия) антропогенных и техногенных нагрузок; 2) определение информационных потребностей, необходимых для принятия решений при управлении экологическим состоянием территорий; 3) определение стратегии ведения экологического мониторинга; 4) планирование сетей наблюдения; 5) отбор проб природных сред, образцов природных объектов, флоры и фауны; 6) выполнение лабораторных анализов; 7) обработка данных наблюдений и лабораторных исследований; 8) анализ полученных данных наблюдений и лабораторных исследований; 9) представление полученных сведений; 10) использование информационных ресурсов экологического мониторинга. 2. Содержание действующих друг за другом взаимосвязанных операций и процедур экологического мониторинга определяется с учетом требуемого информационного продукта и специфики его содержания. Статья 13. Система экологического мониторинга 1. Для практической реализации экологического мониторинга как вида деятельности создается и функционирует система экологического мониторинга. 2. Основными принципами построения системы экологического мониторинга являются: 1) информационная направленность (целью системы является получение данных и сведений для формирования необходимой для принятия решений информации); 2) ориентация на применение единых телекоммуникационных, компьютерных и информационных технологий реализации всего процесса получения, сбора и передачи, обработки и распределения данных экологического мониторинга; 3) обеспечение работы всех структурных элементов системы в реальном времени; 4) широкое использование при организации наблюдений и оценке состояний объектов мониторинга методов математического и имитационного моделирования; 5) ориентация баз и банков данных на их использование в геоинформационных системах (ГИС). Глава 3. Функциональные структуры государственной системы экологического мониторинга Статья 14. Функциональные подсистемы экологического мониторинга и принципы их организации 1. Функциональные подсистемы экологического мониторинга являются частью единой государственной системы экологического мониторинга и выполняют основной объем наблюдений за объектами мониторинга. 2. Функциональные подсистемы экологического мониторинга являются информационно-измерительными комплексами, осуществляющими в полном объеме процессы получения, управления и аналитической обработки данных, характеризующих состояние объектов мониторинга. 3. Функциональные подсистемы экологического мониторинга включают информационно-аналитические центры для сбора, хранения и обработки данных измерений или наблюдений, средства измерения или наблюдения, средства передачи данных от измерительной части подсистемы к ее информационно-измерительным центрам. Статья 15. Цели и задачи функциональных подсистем экологического мониторинга 1. Функциональные подсистемы экологического мониторинга создаются с целью получения необходимого объема данных и сведений, характеризующих текущее состояние отдельных компонентов окружающей природной среды и позволяющих получить оценку состояния этих компонентов с учетом санитарно-гигиенических, экономических, экологических и других целевых требований и задач, осуществить прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных и природных факторов и обеспечить полученными сведениями другие функциональные подсистемы экологического мониторинга и информационно-аналитические структуры экологического мониторинга Республики Саха (Якутия). 2. Для достижения поставленных перед функциональными подсистемами экологического мониторинга целей решаются следующие задачи: 1) создание и обеспечение функционирования измерительных средств, специализированных информационно-измерительных систем и комплексов, сетей наблюдения за параметрами, характеризующими состояние соответствующих природных сред и объектов; 2) разработка методов оценки и прогноза изменения наблюдаемых параметров и характеристик природных сред и объектов под воздействием различных факторов естественного и антропогенного характера; 3) обеспечение качества получаемых данных и сведений, их аттестация, хранение и обеспечение доступа заинтересованных лиц; 4) контроль соблюдения регламентов функционирования подсистем экологического мониторинга; 5) реализация системных принципов взаимодействия в рамках экологического мониторинга. Статья 16. Взаимодействие функциональных подсистем экологического мониторинга 1. Объединение видов мониторинга в единую систему экологического мониторинга носит системный характер путем формирования между ними связей организационного, методологического, информационного и технологического характера. Методологические связи в системе экологического мониторинга определяют общность подходов к внутренней структуре ее подсистем, к их логической организации, методам и средствам их деятельности. Организационные связи определяют административный характер взаимодействия между подсистемами экологического мониторинга, механизмы координации их деятельности и способы управления системой экологического мониторинга в целом. Административные связи отражаются в нормативных документах, регламентирующих порядок функционирования системы экологического мониторинга в целом и отдельных ее элементов. Информационные связи определяют характер информационного взаимодействия между подсистемами экологического мониторинга. Такое информационное взаимодействие подразделяется на: 1) информационно-управляющие связи, когда передаваемые между блоками (подсистемами) сигналы, данные используются для настройки функционирования принимающего блока по отношению к передающему и позволяют добиться целенаправленной работы системы экологического мониторинга в целом, переводить ее в различные режимы работы; 2) информационные связи, ориентированные на управление данными экологического мониторинга, которые определяются регламентом информационного обмена в системе экологического мониторинга, а также перечнем базовых показателей, характеризующих состояние окружающей природной среды. Технологические связи определяют техническое взаимодействие между блоками системы экологического мониторинга, обусловленное необходимостью реализации определенных функций блоков или связей других типов (информационных и других связей). Указанные типы связей между блоками (подсистемами) системы экологического мониторинга являются базовыми, достаточными для обеспечения деятельности указанной системы. В процессе проектирования могут выявиться связи других типов, которые требуется описать и определить механизмы их поддержания в процессе функционирования системы экологического мониторинга. 2. Взаимодействие между функциональными подсистемами экологического мониторинга описывается в регламенте взаимодействия и прилагаемом к нему соглашении между органами, отвечающими за организацию функционирования подсистем. В указанном регламенте детально описываются все системные связи между функциональными подсистемами экологического мониторинга, а также механизмы их практической реализации. Регламент взаимодействия и соответствующее ему соглашение утверждаются Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия). Глава 4. Информационно-управляющая подсистема экологического мониторинга Статья 17. Информационно-управляющая подсистема экологического мониторинга Информационно-управляющая подсистема (ИУП) экологического мониторинга представляет собой специальную структуру системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия), состоящую из совокупности соединенных телекоммуникационными сетями центров управления и информационно-аналитических центров. Основной функцией информационно-управляющей подсистемы экологического мониторинга является управление данными, знаниями, сведениями и информацией, генерированными измерительными средствами, информационно-обрабатывающими структурами функциональных и других подсистем системы экологического мониторинга, а также хранящимися в специализированных банках данных и знаний. Статья 18. Цели и задачи информационно-управляющей подсистемы экологического мониторинга Информационно-управляющая подсистема экологического мониторинга создается с целью технологического обеспечения процессов управления данными, включающими в себя сбор, хранение, обработку информации (статистической, структурной, аналитической, целевой, тематической), проверки их качества и координации деятельности всех функциональных элементов системы экологического мониторинга. Важнейшей функцией информационно-управляющей подсистемы экологического мониторинга является формирование информационных ресурсов, их хранение и обеспечение доступа к ним. Статья 19. Информационные и информационно-аналитические центры 1. Информационные и информационно-аналитические центры являются частью информационно-управляющей подсистемы экологического мониторинга, а также входят в функциональные подсистемы или подсистемы природных ресурсов. 2. В республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга входят: 1) компьютерная сеть; 2) геоинформационные системы; 3) программно-аппаратные комплексы; 4) автоматизированные экспертные системы; 5) система автоматизированных рабочих мест персонала; 6) система оперативного отображения информации. 3. Создание, развитие, обеспечение функционирования республиканского информационно-аналитического центра экологического мониторинга осуществляется Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия). 4. Положение о республиканском информационно-аналитическом центре экологического мониторинга утверждается Правительством Республики Саха (Якутия). Статья 20. Информационные ресурсы экологического мониторинга 1. К информационным ресурсам территориальной системы экологического мониторинга относится экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация о состоянии объектов экологического мониторинга. 2. Информационные ресурсы экологического мониторинга подлежат использованию органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при: 1) подготовке прогнозов и разработке программ социально-экономического развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические и иные программы; 2) подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы городов; 3) принятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов; 4) подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Саха (Якутия); 5) подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения, проживающего на территориях с особым экологическим статусом; 6) ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов; 7) принятии решений об ограничении, о приостановлении, прекращении деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство. Статья 21. Республиканская сеть наблюдения Для проведения экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) заключает соглашения с федеральными органами управления в области экологического мониторинга. Помимо средств наблюдения, принадлежащих федеральным органам, на территории Республики Саха (Якутия) создаются и функционируют средства наблюдения, принадлежащие органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления, негосударственным организациям и природопользователям. Все эти средства в совокупности образуют республиканскую сеть наблюдения в области экологического мониторинга Республики Саха (Якутия). Аккредитации отдельных измерительных средств, информационно-измерительных систем и их комплексов осуществляется Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия). Аккредитация проводится в соответствии с Положением об аккредитации измерительных средств, информационно-измерительных систем и комплексов, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия). Локальные сети наблюдения создаются и эксплуатируются юридическими лицами - природопользователями в соответствии с лицензионными соглашениями и договорами на использование природных ресурсов. Статья 22. Финансирование функционирования системы экологического мониторинга Финансирование функционирования системы экологического мониторинга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим ведомствам на ведение экологического мониторинга, реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных средств, собственных средств предприятий и иных источников. Статья 23. Ответственность за нарушения законодательства в области экологического мониторинга 1. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или в недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области экологического мониторинга, несут ответственность в соответствии с законодательством. 2. Нарушениями законодательства в области экологического мониторинга являются: 1) несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического мониторинга; 2) сокрытие, несвоевременное представление, представление заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение порядка обязательного представления данных экологического мониторинга; 3) невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих полномочий; 4) несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в системе экологического мониторинга. Статья 24. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|