Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 № 267-IV

 
                             З А К О Н
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             г.Якутск,
                  23 апреля 2009 года З № 267-IV
                                                                      
Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха
                             (Якутия)


(В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
 Саха (Якутия) от 18.11.2009 г. N 389-IV; от 05.12.2013 г. N 37-V)


    Настоящий  закон  регулирует  отношения  в  области обращения с 
отходами  производства и потребления (далее - отходы) на территории 
Республики   Саха   (Якутия)   в   целях   предотвращения  вредного  
воздействия  отходов  на  здоровье  человека  и  окружающую среду и 
направлен    на    уменьшение    образования   отходов,   повышение   
эффективности    их    использования   в   процессе   хозяйственной   
деятельности.

                     Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
    В настоящем законе используются те же основные понятия, что и в 
Федеральном  законе  от  24  июня  1998  года  №  89-ФЗ «Об отходах 
производства  и  потребления»,  а также следующие основные понятия: 
    1)  вторичное  сырье  - переработанные (обработанные) вторичные 
материальные  ресурсы,  для  которых имеется реальная возможность и 
целесообразность их использования;
    2)   санкционированные  свалки  -  разрешенные  уполномоченными  
органами  исполнительной  власти  территории (существующие площади) 
для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в 
соответствии  со  строительными  нормами  и  правилами, санитарными 
правилами.  Являются временными, подлежат обустройству или закрытию 
в  сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, 
отвечающих     требованиям     санитарных     норм     и    правил.    

    Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    1.  Правовое  регулирование  в  области  обращения с отходами в 
Республике   Саха   (Якутия)   осуществляется   в   соответствии  с  
федеральными   законами,   иными   нормативными   правовыми  актами  
Российской   Федерации,   настоящим   законом,  иными  нормативными  
правовыми  актами  Республики Саха (Якутия), а также муниципальными 
нормативными правовыми актами.
    2.  Органы  государственной  власти  Республики Саха (Якутия) и 
органы  местного самоуправления принимают нормативные правовые акты 
в  области  обращения  с  отходами с учетом особенностей Республики 
Саха (Якутия), обусловленных наличием:
    1) территорий, расположенных на многолетних мерзлых грунтах;
    2) сложной транспортной схемы;
    3) наличием котельных, отапливаемых углем.

    Статья  3.  Основные  принципы управления в области обращения с 
отходами
    Основными  принципами управления в области обращения с отходами 
на     территории     Республики     Саха     (Якутия)    являются:    
    1)  охрана  здоровья  человека,  поддержание или восстановление 
благоприятного    состояния    окружающей    среды   и   сохранение   
биологического разнообразия;
    2)  научно обоснованное сочетание экологических и экономических 
интересов   общества   в  целях  обеспечения  устойчивого  развития  
общества;
    3)    прогнозирование    перспективных   направлений   развития   
предприятий   по   обращению   с   отходами,  содействие  внедрению  
прогрессивных,  высокоэкологичных технологий обращения с отходами с 
учетом       особенностей       Республики      Саха      (Якутия);      
    4)  комплексная  переработка  материально-сырьевых  ресурсов  в  
целях уменьшения количества отходов;
    5)    использование    методов   экономического   регулирования   
деятельности  в  области  обращения  с  отходами в целях уменьшения 
количества   отходов   и  вовлечения  их  в  хозяйственный  оборот;  
    6)   экологический   контроль   за  соблюдением  физическими  и  
юридическими лицами норм экологической безопасности при обращении с 
отходами.

    Статья 4. Отходы как объект права собственности
    1.  Право  собственности  на  отходы  принадлежит  собственнику  
сырья,  материалов,  полуфабрикатов,  иных изделий или продуктов, а 
также  товаров  (продукции), в результате использования которых эти 
отходы образовались.
    2.  Право собственности на отходы может быть приобретено другим 
лицом  на  основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной 
сделки об отчуждении отходов.
    3.  Собственник  отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать 
эти  отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь 
собственником,  право  владения, пользования или распоряжения этими 
отходами,  если  у  такого  лица  имеется лицензия на осуществление 
деятельности  по  использованию, обезвреживанию, транспортированию, 
размещению     отходов     не     меньшего     класса    опасности.    
    4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом 
оставлены  им  с  целью  отказаться  от права собственности на них, 
лицо,  в  собственности,  во  владении  либо в пользовании которого 
находится  земельный участок, водоем или иной объект, где находятся 
брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив 
к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об 
обращении   их   в   собственность  в  соответствии  с  гражданским  
законодательством.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Республики Саха
  (Якутия), органов местного самоуправления в области обращения с
                             отходами

    Статья  5. Полномочия органов государственной власти Республики 
Саха     (Якутия)     в     области     обращения     с    отходами    
    К  полномочиям  органов  государственной власти Республики Саха 
(Якутия)    в    области    обращения    с    отходами   относятся:   
    1)  участие  в  проведении  государственной политики Российской 
Федерации  в  области обращения с отходами на территории Республики 
Саха (Якутия);
    2)  принятие  в  соответствии  с  федеральным законодательством 
законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), 
контроль за их исполнением;
    3)  разработка  и реализация республиканских целевых программ в 
области   обращения   с   отходами,  контроль  за  их  исполнением;  
    4)  участие  в  разработке  и выполнении федеральных программ в 
области обращения с отходами;
    5) осуществление государственного надзора в области обращения с
отходами  на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих
региональному государственному экологическому надзору;

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 г. N 37-V)

    6)   проведение  мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации  
чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного  характера,  
возникших     при     осуществлении     обращения    с    отходами;    
    7) ведение республиканского кадастра отходов;
    8)  участие  в  организации обеспечения населения информацией в 
области обращения с отходами;
    9)  установление  лимитов  на  размещение  отходов  в  порядке,  
предусмотренном федеральным законодательством;
    10)   осуществление  иных  полномочий  в  области  обращения  с  
отходами.

    Статья  6. Полномочия органов местного самоуправления в области 
обращения с отходами
    1.  К  полномочиям  органов местного самоуправления поселений в 
области  обращения  с отходами относится организация сбора и вывоза 
бытовых отходов и мусора.
    2.  К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных 
районов  в  области  обращения  с  отходами  относится  организация  
утилизации   и   переработки   бытовых   и   промышленных  отходов.  
    3.  К  полномочиям  органов  местного  самоуправления городских 
округов в области обращения с отходами относится организация сбора, 
вывоза,  утилизации  и  переработки бытовых и промышленных отходов. 

            Глава 3. Требования к обращению с отходами

    Статья 7. Требования к объектам размещения отходов
    1.    Размещение    отходов,   проектирование,   строительство,   
реконструкция,   консервация   и  ликвидация  предприятий,  зданий,  
строений,  сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана 
с обращением с отходами, производятся в соответствии с требованиями 
федерального законодательства.
    2.   Строительство,  реконструкция,  консервация  и  ликвидация  
предприятий,   зданий,   строений,   сооружений  и  иных  объектов,  
эксплуатация  которых  связана с обращением с отходами, допускаются 
при  наличии  положительного заключения государственной экспертизы, 
проводимой  в  соответствии с законодательством о градостроительной 
деятельности,  государственной  экспертизы  проектной  документации  
указанных объектов.
    3.  Определение места строительства объектов размещения отходов 
на  территории  Республики  Саха  (Якутия) осуществляется на основе 
специальных  (геологических, гидрологических и иных) исследований в 
порядке, установленном федеральным законодательством.
    4.   Размещение   отходов   должно   производиться   способами,   
исключающими  угрозу  здоровью  и  жизни людей, ухудшение состояния 
окружающей  среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением 
условий,    обеспечивающих   возможность   использования   отходов.   
    5. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и 
хранению подлежат отходы, которые:
    1)    по    своим   компонентам   (вещественному   составу)   и   
перспективности  использования  в  качестве  вторичного сырья могут 
быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; 
    2)   по   своим   характеристикам   соответствуют   нормативным   
требованиям     к     техногенным    (вторичным)    месторождениям;    
    3)  по  своим  физико-химическим  свойствам  не могут храниться 
совместно   или   в   непосредственной   близости  друг  от  друга.  
    6.    Утилизация,    обезвреживание   и   захоронение   отходов   
осуществляются       в       соответствии       с      требованиями      
санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических 
и             иных             норм            и            правил.            
    7.   Обезвреживание   и   захоронение  биологических,  пищевых,  
медицинских  отходов  (трупов павших животных, конфискатов, отходов 
ветеринарных  лечебниц, мясокомбинатов) производятся в соответствии 
с    действующими   правилами   ветеринарно-санитарной   службы   и   
санитарно-эпидемиологическим заключением.
    8.  Органы  государственной  власти  Республики  Саха (Якутия), 
органы   местного   самоуправления,   предприятия,   учреждения   и   
организации   обязаны   принимать  эффективные  меры  по  хранению,  
утилизации,   обезвреживанию   и   захоронению  отходов,  соблюдать  
действующие      экологические,      санитарно-гигиенические      и      
противоэпидемиологические  нормы и правила при управлении отходами. 
    9. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр
объектов   размещения  отходов.  Ведение  государственного  реестра
объектов  размещения отходов осуществляется в порядке, определенном
уполномоченным   Правительством  Российской  Федерации  федеральным
органом исполнительной власти. (В  редакции Закона Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)      Республики     Саха     (Якутия)
от 18.11.2009 г. N 389-IV)

    Статья  8.  Требования  к  обращению  с отходами на территориях 
муниципальных образований
    1.  Территории  муниципальных  образований  подлежат регулярной 
очистке  от  отходов в соответствии с экологическими, санитарными и 
иными требованиями.
    2.   Порядок   сбора   отходов   на  территориях  муниципальных  
образований,  предусматривающий  их  разделение  на  виды  (пищевые  
отходы,  текстиль, бумага и другие), определяется органами местного 
самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и 
иным  требованиям  в  области  охраны  окружающей  среды и здоровья 
человека.
    3.  Организацию  деятельности в области обращения с отходами на 
территориях  муниципальных образований осуществляют органы местного 
самоуправления  в  соответствии  с  федеральным  законодательством.
  
    Статья  9.  Требования к обращению с ломом и отходами цветных и 
(или)       черных       металлов       и       их       отчуждению       
    Обращение  с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и 
их  отчуждение  осуществляются в порядке, установленном федеральным 
законодательством.

    Статья   10.  Требования  к  профессиональной  подготовке  лиц,
допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности
    Лица,  которые  допущены  к  обращению  с  отходами I-IV класса
опасности,     обязаны     иметь    профессиональную    подготовку,
подтвержденную  свидетельствами  (сертификатами)  на право работы с
отходами I-IV класса опасности.
    (Статья  в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 18.11.2009 г. N 389-IV)

     Глава 4. Нормирование, государственный учет и отчетность,
       государственный надзор в области обращения с отходами

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 г. N 37-V)

    Статья 11. Нормирование в области обращения с отходами
    Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате 
хозяйственной  и  иной  деятельности  которых образуются отходы (за 
исключением   субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства),  
разрабатывают  проекты  нормативов образования отходов и лимитов на 
их  размещение.  Субъекты  малого и среднего предпринимательства, в 
результате  хозяйственной  и  иной  деятельности которых образуются 
отходы,    представляют   в   уполномоченные   федеральные   органы   
исполнительной  власти  или органы исполнительной власти Республики 
Саха  (Якутия)  в  соответствии  с  их  компетенцией  отчетность об 
образовании,  использовании, обезвреживании, о размещении отходов в 
уведомительном порядке.

    Статья 12. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами
    1.   Индивидуальные   предприниматели   и   юридические   лица,   
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны 
представлять  отчетность  в  порядке  и в сроки, которые определены 
федеральным органом исполнительной власти в области статистического 
учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти 
в   области   обращения   с   отходами   в  соответствии  со  своей  
компетенцией.
    2.   Индивидуальные   предприниматели   и   юридические   лица,   
осуществляющие   деятельность   в  области  обращения  с  отходами,  
обеспечивают   хранение   материалов   учета   в   течение   срока,   
определенного федеральными органами исполнительной власти в области 
обращения   с   отходами  в  соответствии  со  своей  компетенцией.  

    Статья 13. Республиканский кадастр отходов
    1.  Республиканский  кадастр  отходов  включает  в  себя реестр 
объектов  размещения,  обезвреживания  и  переработки отходов, банк 
данных   об   отходах   и   о   технологиях   их   использования  и  
обезвреживания.
    2.    Порядок   ведения   республиканского   кадастра   отходов   
определяется     Правительством     Республики    Саха    (Якутия).    
    3.  Ведение  республиканского  кадастра  отходов осуществляются 
уполномоченным   органом   исполнительной  власти  Республики  Саха  
(Якутия)       в       области      обращения      с      отходами.      
    4.  Республиканский  кадастр  отходов  формируется на основании 
данных,  представляемых  органами  местного самоуправления, а также 
юридическими   лицами,   осуществляющими   деятельность  в  области  
обращения с отходами.

    Статья   14.  Государственный  надзор  в  области  обращения  с
отходами в Республике Саха (Якутия)
    1.  Под государственным надзором в области обращения с отходами
понимаются    деятельность   уполномоченных   федеральных   органов
исполнительной  власти  и  органа  исполнительной власти Республики
Саха   (Якутия),   направленная   на  предупреждение,  выявление  и
пресечение  нарушений  органами  государственной  власти,  органами
местного   самоуправления,   а   также   юридическими   лицами,  их
руководителями   и   иными   должностными  лицами,  индивидуальными
предпринимателями,  их уполномоченными представителями и гражданами
требований,   установленных   в   соответствии   с   международными
договорами  Российской  Федерации,  Федеральным  законом от 24 июня
1998  года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими
федеральными  законами,  принимаемыми  в  соответствии с ними иными
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  законами и
иными  нормативными  правовыми  актами  Республики  Саха (Якутия) в
области  обращения с отходами, посредством организации и проведения
проверок   указанных   лиц,  принятия  предусмотренных  федеральным
законодательством  мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных   нарушений,  и  деятельность  указанных  уполномоченных
органов  государственной  власти  по систематическому наблюдению за
исполнением  обязательных  требований,  анализу  и  прогнозированию
состояния   исполнения   указанных   требований  при  осуществлении
органами  государственной власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами
своей деятельности.
    2.  Государственный  надзор  в  области  обращения с отходами в
Республике Саха (Якутия) осуществляется уполномоченными федеральным
органом  исполнительной  власти  и  органом  исполнительной  власти
Республики  Саха  (Якутия)  при  осуществлении  ими  соответственно
федерального     государственного    экологического    надзора    и
регионального  государственного  экологического надзора согласно их
компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 г. N 37-V)

    Статья 15. Производственный контроль за деятельностью в области 
обращения с отходами
    1.  Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность  в области 
обращения  с  отходами,  организуют и осуществляют производственный 
контроль  за соблюдением требований федерального законодательства в 
области обращения с отходами.
    2.  Порядок  осуществления производственного контроля в области 
обращения   с  отходами  на  территории  Республики  Саха  (Якутия)  
определяют  по  согласованию с федеральными органами исполнительной 
власти  в  области обращения с отходами или органами исполнительной 
власти  Республики Саха (Якутия) (в соответствии с их компетенцией) 
юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с 
отходами.

    Статья 16. Общественный контроль в области обращения с отходами
    Общественный   контроль   в   области   обращения   с  отходами
осуществляют  граждане  или  общественные  объединения  в  порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
    (Статья  в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 18.11.2009 г. N 389-IV)

Глава 5. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

    Статья  17. Основные направления экономического регулирования в 
области обращения с отходами
    1.  Экономическое  регулирование в области обращения с отходами 
на    территории    Республики   Саха   (Якутия)   направлено   на:   
    1) уменьшение количества образуемых отходов;
    2)  увеличение  объемов  отходов,  вовлеченных  в хозяйственную 
деятельность;
    3) уменьшение объемов захоронения отходов;
    4) применение для переработки и размещения отходов экологически 
приемлемых технологий;
    5)  обеспечение  индивидуальным  предпринимателям и юридическим 
лицам   независимо   от   их  организационно-правовых  форм  равных  
возможностей  для  деятельности  в  области  обращения  с отходами; 
    6)  компенсацию  негативного  воздействия отходов на окружающую 
среду;
    7)  создание  и  развитие  производств,  использующих вторичное 
сырье;
    8)  повышение  ответственности индивидуальных предпринимателей, 
юридических  лиц, граждан за загрязнение отходами окружающей среды. 
    2.  Механизм экономического регулирования в области обращения с 
отходами должен предусматривать:
    1)     целевое     финансирование     научно-исследовательских,     
опытно-конструкторских  работ,  пилотных  проектов по переработке и 
обезвреживанию отходов;
    2)  предоставление инвестиций индивидуальным предпринимателям и 
юридическим  лицам, осуществляющим деятельность в области обращения 
с отходами.
    3.  Налоговые  льготы  устанавливаются  законом Республики Саха 
(Якутия)   в   соответствии   с   федеральным  законодательством  и  
законодательством Республики Саха (Якутия).
    4.  Органы  местного самоуправления в пределах своих полномочий 
вправе   предоставлять   налоговые   и   иные   льготы   субъектам,   
осуществляющих  деятельность  в  области  обращения  с  отходами, в 
соответствии  с  федеральным  законодательством и законодательством 
Республики Саха (Якутия).

    Статья  18. Экономическое стимулирование деятельности в области 
обращения с отходами
    1.   Экономическое   стимулирование   деятельности   в  области  
обращения      с      отходами      осуществляется     посредством:     
    1) понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным 
предпринимателям  и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, 
в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, 
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
    2)  применение ускоренной амортизации основных производственных 
фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения 
с отходами.
    2.  Меры  экономического  стимулирования деятельности в области 
обращения  с  отходами  осуществляются в соответствии с федеральным 
законодательством  и  законодательством  Республики  Саха (Якутия). 

    Статья 19. Плата за размещение отходов
    Плата   за   размещение   отходов  взимается  с  индивидуальных  
предпринимателей  и  юридических  лиц  в соответствии с федеральным 
законодательством.

 Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства в области
                       обращения с отходами

    Статья 20. Виды ответственности за нарушение законодательства в 
области обращения с отходами
    Неисполнение    или    ненадлежащее   исполнение   федерального   
законодательства  и  законодательства  Республики  Саха  (Якутия) в 
области  обращения  с  отходами  должностными  лицами  и гражданами 
влечет  за  собой  дисциплинарную,  административную, уголовную или 
гражданско-правовую  ответственность  в  соответствии с федеральным 
законодательством.

                 Глава 7. Заключительные положения

    Статья 21. Вступление в силу настоящего закона
    1.  Настоящий  закон  вступает  в  силу со дня его официального 
опубликования,  за  исключением  части  3  статьи  4  и  статьи  11  
настоящего закона.
    2.  Часть  3  статьи 4 и статья 11 настоящего закона вступают в 
силу          с          1          июля         2009         года.         



Президент
Республики Саха (Якутия)                                   В.ШТЫРОВ


                                                                      
                                                                      
                                                                      


Информация по документу
Читайте также