Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Агинского Бурятского автономного округа от 20.01.1998 № 6

 
               Глава администрации Агинского Бурятского
                          автономного округа

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                             п. Агинское

         20.01.1998 г.                                  N 6
                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Забайкальского края
                                         от 25.12.2009 г. N 475
Об утверждении Концепции
регионально-национального
компонента государственного
образовательного стандарта

     В целях  реализации  Законов  РФ  "Об  образовании",  "О языках",
положений      Конституции      РФ,       создания       благоприятной
социально-психологической  основы  воспитания и развития подрастающего
поколения и трансляции  культурного  наследия

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить   Концепцию   регионально-национального   компонента
государственного образовательного стандарта (приложение N 1).
     2. Окружному  комитету  образования (Намсараева Ц.Г.) разработать
программу реализации  Концепции  регионально-национального  компонента
государственного образовательного стандарта в I квартале 1998 года.
     3. Окружному институту усовершенствования учителей (Даширабданова
Б.Б.)      разработать      стандарт     и     систему     измерителей
регионально-национального компонента государственного образовательного
стандарта в I квартале 1998 года.
     4. Рекомендовать   окружному    комитету    образования    ввести
регионально-национальный  компонент  государственного образовательного
стандарта для апробации в учебный план общеобразовательных  учреждений
с 1998 года.
     5. Окружному комитету образования (Намсараева Ц.Г.)  и  окружному
финансовому управлению (Жигжитжапов Ж.С.) предусмотреть в бюджете 1998
года и последующих годов финансовые  средства  для  реализации  данной
Концепции.

     Глава администрации          Б. Жамсуев


                              КОНЦЕПЦИЯ
                 РЕГИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
             ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
                НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И
                     СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
               АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     Настоящая концепция определяет  статус  регионально-национального
компонента   государственного  образовательного  стандарта  в  системе
общего  среднего  образования  на  территории   Агинского   Бурятского
автономного округа.  Закон Российской Федерации "Об образовании" ст. 7
устанавливает государственные  образовательные  стандарты,  включающие
Федеральные   и   национально-региональные  компоненты,  что  является
нормативной основой разработки данной концепции.
     Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов
обеспечивает   единство   образовательного   пространства   Российской
Федерации   и   обязателен   для   реализации   в  общеобразовательных
учреждениях   всей    страны.    Регионально-национальный    компонент
государственного  образовательного  стандарта  отражает региональные и
национальные особенности субъекта  Федерации  -  Агинского  Бурятского
автономного округа.  Следовательно, регионально-национальный компонент
государственного образовательного  стандарта  обусловлен  историческим
развитием  России как Федеративного государства и объективно обоснован
разнородностью  природных  условий,  исторического  прошлого,  состава
населения,  его  традиций и культуры,  уровня экономического развития,
характера социокультурных связей  в  регионах.  Развитие  региональной
системы  образования  и  социально-экономические  потребности  региона
также     предопределяют      разработку      научно      обоснованных
регионально-национальных стандартов содержания образования.
     Среди специфических особенностей региона главной является то, что
Агинский Бурятский автономный округ - национальный сельский регион,  в
котором живут народы разных национальностей, но основные представители
-   буряты   и   русские.   Данные  Факторы,  в  основном,  определяют
социально-культурное и экономическое развитие округа.
     Региональная специфика    прослеживается   в   развитии   системы
образования:
     - наличие   квалифицированных   педагогических   кадров,  которым
свойственно положительное отношение к предлагаемым в сфере образования
инновациям;
     - накопленный    учителями    и    педагогическими   коллективами
образовательных  учреждений  округа  опыт   изменения   и   обновления
содержания    образования    с   учетом   современных   требований   и
регионально-национальных особенностей;
     - наличие историко-педагогического опыта  определения  содержания
образования,  отвечающего  интересам  учащихся,  пожеланиям родителей,
потребностям общественности округа.

     II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,  на основе  которых  составлена  концепция
регионально-национального   компонента   образования  государственного
образовательного стандарта:
     1. Преемственность   содержания   Федерального   и   регионально-
национального компонентов государственного образовательного стандарта,
     2. Обогащение содержания Федерального компонента государственного
стандарта    особенностями    содержания     регионально-национального
компонента образования,
     3. Личностно-деятельностный  подход  к   определению   содержания
образования в его регионально-национальной части.
     Основные Функции регионально-национального стандарта образования:
       1. Закрепление   статуса  регионально-национального  компонента
государственного   образовательного   стандарта   в   учебных   планах
учреждений образования округа.
       2. Сохранение единого образовательного пространства как страны,
так и округа.
       3. Обеспечение полноценного владения  родным  языком и освоение
основ национальной культуры.
       4. Обеспечение  оптимального  соотношения   и   преемственности
федерального,   регионально-национального   и   школьного  компонентов
содержания образования.
       5. Определение обязательного минимума  содержания образования в
части регионально-национального компонента.
       6. Установление единых научно-методических  подходов к созданию
учебно-методических комплексов регионально-национального содержания.
       7. Определение  средств    диагностики   результатов   усвоения
обязательного уровня регионально-национального содержания образования.
       8. Создание  благоприятных условий  для  определения  объема  и
содержания     школьного     компонента,     отражающего     специфику
общеобразовательного учреждения, его связь со своим районом, поселком,
селом.

     III. СТРУКТУРА        регионально-национального        компонента
государственного  образовательного стандарта предопределена концепцией
государственного образовательного стандарта и представлена  следующими
документами:
     1. Пояснительная записка к окружному базисному учебному плану.
     2. Окружной базисный учебный план.
     3. Стандарт образовательной  области.
     4. Общие  подходы  к  составлению  системы измерителей выполнения
требований   регионально-национального   компонента   государственного
образовательного стандарта.
     Проектирование окружного базисного учебного плана осуществлено на
принципах целостного подхода по отношению к государственному базисному
учебному плану.  Основной принцип  отражения  регионально-национальной
специфики   в   окружном   базисном   учебном   плане   -   интеграция
регионально-национального  содержания  с  образовательными   областями
федерального компонента.
     Системообразующим Фактором      в      определении     содержания
регионально-национального компонента государственного образовательного
стандарта     является     интегративная    образовательная    область
"Бурятоведение".   Данная   образовательная    область    обеспечивает
информационную  целостность получаемого школьниками знания,  реализует
его   естественные   потребности   в   культурной    и    национальной
идентификации,  обеспечивает эффективную социализацию выпускника школы
Агинского  Бурятского  автономного  округа.  Образовательная   область
"Бурятоведение",     являясь     основным     элементом     содержания
регионально-национального компонента  образования,  отражает  реальную
сферу  действительности,  познание  которой  является обязательным для
учащихся     общеобразовательных     школ     округа     в      рамках
регионально-национального компонента государственного образовательного
стандарта.  Образовательная   область   "Бурятоведение"   представлена
следующими учебными курсами и предметами:
     1. Родной язык
     2. Родная литература
     3. Монгольский письменный язык
     4. Eho заншал (Обычаи и традиции бурятского народа)
     5. История родного края
     6. Выдающиеся  деятели  бурятского  народа  (интегрированный курс
бурятской литературы и истории бурятского народа)
     7. История бурятского народа
     8. Литература народов Востока
     9. Основы буддийской философии
     10. География Агинского Бурятского автономного округа
     11. Мировая  художественная  культура  (Диалог  культур Востока и
Запада)
     12. Народное творчество и ремесла
     13. Народная музыка, игры и танцы
     14. Экономика округа
     15. Алханай и его достопримечательности
     16. Экология, краеведение, туризм
     17. Домоведение
     Учебные курсы регионального цикла соотносятся с  образовательными
областями  Федерального  компонента  следующим образом:
     Словесность - Родной язык (1-9)
                   Родная литература (5-11)
                   Eho заншал (1-7)
                   Монгольский письменный язык (5-8)
                   Литература народов Востока (10-11)
                   Выдающиеся деятели бурятского народа (10-11)
     Общественные дисциплины - История родного края (5,8-9)
                               История бурятского народа (10-11)
                               История и традиции бурят (10-11)
                               Основы буддийской философии (10-11)
                               Экономика округа (10-11)
     Естественные дисциплины - География Агинского Бурятского
                               автономного округа (9 кл.)
                               Алханай и его достопримечательности
                               (9-11)
                               Экология, краеведение, туризм
     Искусство  - Мировая  художественная  культура  (диалог   культур
                  Востока и Запада) (8-11)
                  Народная музыка (1-7)
                  Народные танцы (1-4)
                  Народное творчество и ремесла (5-9)
     Технология - Домоведение (5-9)
     Физическая культура  -  Народные  игры, национальные  виды спорта
                             (1-11)
     Предлагаемый подход реализуется на практике как:
     1. путем   включения   учебных  курсов  регионально-национального
компонента в учебный план учреждения в качестве самостоятельных,
     2. путем  включения  их  в  качестве отдельных разделов или тем в
предметы Федерального компонента,
     3. путем     интеграции     учебных     курсов     и    предметов
регионально-национального компонента образования.
     Таким образом,   за   школой   сохраняется   возможность   выбора
вариантов.
     Существующие региональные  учебные  программы  могут  быть шире и
глубже по содержанию и объему,  чем регионально-национальный компонент
государственного стандарта образования.
     Регионально-национальный        компонент        государственного
образовательного    стандарта    обеспечивается    учебно-методическим
комплексом,  в который  входят  учебные  программы,  учебные  книги  и
пособия, хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические
материалы,  средства  диагностики  процесса  и  результатов  внедрения
регионально-национального содержания образования.

     IV. ТЕХНОЛОГИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  регионально-национального  компонента
государственного образовательного стандарта.
     Введение регионально-национальных   компонентов   государственных
образовательных стандартов в  округе  имеет  свою  специфику,  которая
отражается  на технологии его реализации.  На основе анализа реального
состояния регионализации содержания образования  необходимо  выделение
его  основного  ядра.  Реализация регионально-национального компонента
государственного стандарта образования - длительный процесс, в котором
целесообразно выделить следующие этапы:
     1. а) накопление  опыта  работы  по  непосредственной  разработке
содержания     регионально-национального     компонента    образования
педагогическими работниками в практической деятельности в виде учебных
программ;
        б) прохождение  научной и методической экспертиз  региональных
учебных программ;
        в) первичная  апробация  региональных  программ   авторами   в
собственной  деятельности  с  последующей  публичной  их защитой перед
коллегами и экспертами;
     2. а)   обеспечение   региональных  программ  учебно-методическим
комплексом с их рецензированием;
        б) определение содержания регионально-национального компонента
государственного образовательного стандарта;
        в) тщательная опытно-экспериментальная   проверка   содержания
регионально-национального компонента государственного образовательного
стандарта в строго определенных учреждениях образования;
     3. а) коррекция регионально-национального  компонента  содержания
образования и стандартов;
     4. а) внедрение в практику работы учреждений  образования  округа
регионально-национального    компонента   содержания   образования   и
стандартов регионального уровня.


Информация по документу
Читайте также