Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Читинской области от 09.06.1998 № 451Глава администрации Читинской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Чита 09.06.1998 г. N 451 Утратилo силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 02.02.2010 г. N 30 О концепции реформы жилищно- коммунального хозяйства в Читинской области Во исполнение Указа Президента Российской Федерации, от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области. 2. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 сентября 1998 года разработать концепции и программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, принимая во внимание, что программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области разработана и утверждена постановлением главы администрации области от 17.07.97 г. N 687. 3. Возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства областной администрации (Вершинин Н.Е.) координацию работы по реализации и организационно-методической помощи органам местного самоуправления в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства. Глава администрации Р. Гениатулин Утверждена постановлением главы администрации области от 09.06.1998 г. N 451 К О Н Ц Е П Ц И Я РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ г. ЧИТА - 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение .....................................................3 2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области ..........................................5 2.1. Направления региональной политики в жилищно- коммунальной сфере. Состояние и проблемы .....................5 2.2. Особенности региональной политики в жилищно- коммунальной сфере ...........................................12 3. Основные цели и направления реформирования жилищно- коммунального хозяйства ......................................14 4. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области ..................................15 4.1. Совершенствование системы управления жилищно- коммунального хозяйства ......................................15 4.1.1. Функции и методы управления ................................15 4.1.2. Обеспечение государственного регулирования и контроля ......19 4.1.3. Стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) ................................................20 4.2. Реформирование системы обслуживания населения ..............22 4.2.1. Формирование системы отношений между собственниками ........22 4.2.2. Развитие конкурентной среды и демонополизация в жилищно-коммунальном хозяйстве .............................22 4.3. Совершенствование механизмов финансирования отрасли ........23 4.3.1. Принципы реформы финансирования ............................23 4.3.2. Оплата жилья и коммунальных услуг ..........................25 4.3.3. Определение социальных стандартов и источников бюджетной поддержки отрасли ................................29 4.3.4. Создание среды привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве .............................30 4.4. Обеспечение социальной политики в сфере жилищно- коммунального хозяйства ....................................31 4.4.1. Введение обязательного страхования жилья ...................33 4.4.2. Обеспечение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг ...35 4.5. Совершенствование системы налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства ............................40 4.6. Энергосбережение и снижение издержек производства ..........41 5. Механизм реализации концепции ..............................41 1. Введение. Формирование рыночной экономики в Читинской области оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни: - меняется характер деятельности всех уровней управления; - изменяется структура и функции органов государственной власти и местного самоуправления; - реформируется финансово-кредитная система; - хозяйствуют предприятия различных форм собственности; - происходит организационно-структурная перестройка экономики; - претерпевает изменения социально-экономическая политика. Все эти изменения не могут не воздействовать на жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ). Эффективное функционирование жизнеобеспечивающей отрасли в условиях рыночных отношений связано с решением большого комплекса проблем. Особенности этих проблем связаны, с одной стороны, с их возникновением и накоплением прошлой экономической системой, а с другой - с целым комплексом вопросов, появившихся в последние годы в связи с требованиями рынка. В то же время, создание условий обеспечения населения жильем с определенным уровнем благоустройства продолжает оставаться основной социальной задачей, осуществляемые при этом меры социальной поддержки для малообеспеченного населения определяют уровень социально-экономического развития общества. Исторически сложилось так, что функции социальной защиты в части жилищно-коммунального обслуживания населения возлагались на Минжилкомхоз РСФСР, которое при централизованной системе управления народным хозяйством, имело защищенную (целевую) статью расходов для покрытия убытков ЖКХ, возникающих из-за разницы в оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) населением и их стоимостью, а также при предоставлении льгот различным категориям граждан, при этом осуществлялся жесткий контроль за целевым использованием выделяемых на эти цели бюджетных средств. Согласно действующему в настоящее время законодательству все права и обязанности по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей переданы на уровень местного самоуправления, где должны происходить необходимые преобразования финансово-хозяйственных отношений в этой сфере. Однако реформировать хозяйственный механизм и систему управления ЖКХ на местах без ощутимой финансовой поддержки, как показывает практика последних лет, не представляется возможным. Остаточный принцип финансирования и материально-технического обеспечения отрасли из бюджета и прежде, и в настоящее время связано с тем, что население оплачивает 50% стоимости потребляемых ЖКУ. В результате имеем большой физический износ большинства объектов ЖКХ. Все руководители и специалисты, занимающиеся организацией функционирования этой социально-значимой отрасли народного хозяйства, должны четко уяснить, что в настоящее время она объединяет в себе два, совершенно разных по смыслу и содержанию, направления деятельности: 1. Выполнение хозяйственных функций по производству и реализации концепции ЖКУ потребителям. 2. Доставшаяся от прежней экономической системы социальная поддержка малоимущим слоям населения и гражданам, пользующимся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, которая осуществляется, как правило, через механизм занижения платежей производителю услуг потребителями, без достаточных мер компенсации выпадающих доходов предприятий из бюджетов всех уровней. Учитывая это, необходимо разграничить хозяйственный и социальный аспекты деятельности ЖКХ. Рассматривая вопросы социальной (финансовой) поддержки малообеспеченных категорий граждан, а также лиц, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, следует обратить внимание на определение источников погашения такой помощи, на механизм их выделения, а также на органы, которые обязаны осуществлять функции социальной помощи гражданам. Главное в этой работе это то, что орган, осуществляющий расчет и выплату субсидий (компенсаций) и льгот за жилье и коммунальные услуги, не должен являться предприятием, производящим и реализующим ЖКУ. Существующий механизм оплаты труда, когда работники всех отраслей получают на руки не многим более 20% себестоимости произведенного труда, а остальное изымается у них в виде налогов и сборов, затем перераспределяется в форме субсидий и льгот, необходимо незамедлительно менять. Следует включить в прожиточный минимум затраты по нормативному потреблению ЖКУ, приравняв минимальные заработную плату и пенсию к прожиточному минимуму. Крайне неотложно упорядочить систему возмещения затрат; возникающих в областном и местном бюджетах в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и выплатой субсидий гражданам за услуги, цены на которые регулируются на уровне субъекта Российской Федерации, руководствуясь ст. 133 Конституции Российской Федерации по принципу: федеральная льгота или цена - средства на покрытие выпадающих доходов местных бюджетов из федерального бюджета. Задачи по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, его адаптации к условиям рыночной экономики необходимо решать комплексно, с обязательным изучением динамики происходящих в ходе реформы изменений в финансовом обеспечении, в хозяйственном механизме, структуре управления, платежеспособности населения и с оперативной корректировкой этих процессов, направляя свои усилия на повышение качества и надежности жилищнокоммунального обслуживания потребителей. 2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Читинской области. 2.1. Направления региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы. Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в области периода 1993-1997 гг. был достаточно динамичным, как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразований в сфере жилищнокоммунального хозяйства и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы. Сформированная в эти годы законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы ЖКХ на основе взвешенного перехода на рыночный принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания. С целью реализации жилищной реформы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в области приняты следующие нормативные документы: - утвержден порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг; - утвержден и действует порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг: - разработан ряд документов и рекомендаций по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорные отношения (договор социального найма, перечень платных услуг на техническое обслуживание квартир, договор на содержание и ремонт жилого фонда, примерные договора на оказание коммунальных услуг); - постановления главы администрации области "Об организации учета расхода воды, газа и тепловой энергии в городах и населенных пунктах области", "Об установлении социальной нормы площади жилья", "Об областных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год", "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области". Решающим шагом в этом направлении явилось принятие постановления главы администрации области от 04.11.96 г. N 771 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 2003 году 100% покрытия затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом к социальной поддержке низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. В 1995 году в области создана Государственная жилищная инспекция. На территориях городов и районов области введен порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитиях, а также внедряется порядок предоставления им компенсаций (субсидий) по оплате за жилье и коммунальные услуг. Однако сложившееся-состояние ЖКХ и уровень качества выполняемых работ и предоставляемых услуг не соответствует современным требованиям. Жилищно-коммунальное хозяйство области - сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: - жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное обслуживание; - водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища); - коммунальная энергетика (электро-, теплоснабжение); - внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов); - гостиничное хозяйство: - предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание). Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы: - технологические фонды; - производственные фонды. Технологические фонды определяют инженерную инфраструктуру: - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др. Производственные фонды состоят из объектов обеспечивающих обслуживание фондов первой группы: - гаражи, мастерские, производственные здания и др. В настоящее время ЖКХ области оказалось в сложных хозяйственных и финансово-экономических условиях. Передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами. Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения ЖКХ по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время в области составляет критическую величину. Жилищный фонд Читинской области составляет 20,3 млн. кв.м, при этом: - степень благоустройства муниципального жилого фонда в среднем составляет 78%; - степень износа 45%; - муниципальное жилье, находящееся в аварийном и ветхом состоянии, составляет 93,6 тыс. кв.м; - средняя фактическая обеспеченность жильем в области составляет 15,8 кв.м. общей площади на одного проживающего; - объем капитального ремонта составляет 0,23% от потребности. Ежегодно до 10 районов области капитальный ремонт не проводят вообще. Крайне нерационально используются ресурсы. В результате использования несовершенных -технологий, отсутствия приборного учета ресурсопотребления и экономического стимулирования участников энергосберегающих программ, допускается значительный перерасход воды, тепловой и электрической энергии. В связи с этим, расчетный дефицит мощностей водопровода, канализации теплоснабжения на 30% возникает в результате потерь. Задолженность бюджетов перед предприятиями ЖКХ по состоянию на 1 января 1998 года составила 45 737 000 деноминированных рублей. Утвержденные методики расчета экономически обоснованных тарифов на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг в органах местного самоуправления области применяются без единого подхода. Нормативы потребления коммунальных услуг зачастую необоснованно завышены, что приводит к увеличению платежей и расходов бюджета. Крайне низкими темпами осуществляется переход от расчетных методов учета потребляемых коммунальных услуг к приборным. Недостаточно проводится работа по переходу на договорную основу предоставления коммунальных услуг. Практически не ведется работа по созданию служб заказчика - организации по управлению объектами ЖКХ и реализации муниципального заказа по жилищно-коммунальному обслуживанию населения, хотя эти службы должны являться главными проводниками жилищно-коммунальной реформы. На сегодняшний день в области создана только одна служба заказчика в Каларском районе. В период 1993-97 гг. в муниципальную собственность активно передавались объекты ЖКХ приватизированных, акционированных, ликвидированных предприятий и организаций, колхозов и совхозов. В результате муниципальный жилой фонд увеличился с 1993 года на 1100 тыс. кв.м. и составляет 3600 тыс. кв.м. В тоже время, переданные объекты ЖКХ не обеспечиваются в достаточной мере объемами финансирования, а поступающие средства выделяются в виде зачетов и поставок товарно-материальных ценностей, что приводит к дальнейшему их обветшанию и снижению надежности инженерных систем. Снижается надежность работы теплоисточников магистральных инженерных сетей, дорог, водоочистных сооружений. Из-за отсутствия финансирования, решение проблем, связанных с улучшением обеспечения населения качественной питьевой водой, теплом, электроэнергией - затягивается. Мощность водозаборных сооружений, принадлежащих ЖКХ области, составляет 130 тыс. куб.м. в сутки. В г. Чите (Железнодорожный район, пос. КСК), г. Могоче, пос. Забайкальск и др. требуется строительство дополнительных объектов централизованного водоснабжения, ремонт и реконструкция около 240 км магистральных сетей водопровода. Пропуск сточных вод в сутки по области составляет 116,6 тыс. куб.м., а дефицит мощностей канализационных очистных сооружений (КОС) составляет 35,0 тыс. куб.м. в сутки, и около 31% стоков сбрасывается на рельеф или поля фильтрации без очистки. В системе ЖКХ области наиболее уязвимой отраслью остается коммунальная энергетика, которая в настоящее время не отвечает в полной мере предъявляемым требованиям устойчивости и надежности. Из 852 котельных около 50% требуют капитального ремонта, а у 35-40% требуется полная или частичная замена технологического оборудования или его капитально-восстановительный ремонт. Износ тепловых сетей составляет от 40 до 70%, 217,6 км. сетей почти непригодны для эксплуатации. В области продолжает сохраняться дефицит тепловой энергии (в г. Чите - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, в п. Забайкальск - квартальные котельные). С развитием инфраструктуры городов, поселков области произошло отставание развития сетей и подстанций электроснабжения. Только по г. Чите 583,3 км. (83%) электрических сетей предприятий ЖКХ требует капитально-восстановительного ремонта. Требуются значительные средства на проведение работ по реконструкции и строительству ЛЭП, 40% трансформаторным подстанциям нужен капитально-восстановительный ремонт. В 8 районах области насчитывается 39 сел не имеющих централизованного электроснабжения, а имеющиеся дизель-электростанции требуют капитального ремонта или простаивают из-за отсутствия средств на приобретение ГСМ. На местах осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным применением мер социальной защиты граждан путем предоставления им субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Продолжается приватизация жилья в городах и районах области. В собственность граждан передано свыше 102,5 тыс. квартир общей площадью 9565 тыс. кв.м., или 39,7 % всего государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащего приватизации. В тоже время зарегистрировано только 6 товариществ собственников жилья. За 1996-97 гг. произошел рост ставок оплаты услуг, при этом доля населения в покрытии издержек по предоставлению ЖКУ в большинстве районов возросла до 35-50%, что позволило преодолеть отставание оплаты ЖКУ от темпов инфляции. Затраты на предоставление ЖКУ в среднем по области на одного человека в месяц в 1997 году сложились в размере 132 рублей. При этом доля платежей населения в покрытии этих затрат в 1997 году в среднем по области составила 35%. Исходя из этого, при установлении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в размере 15,7% от совокупного дохода семьи, право на компенсации (субсидии) при оплате на жилье и коммунальные услуги в 1997 году получили 6200 семей. Удельное потребление населением области услуг ЖКХ отстает от сложившихся по Российской Федерации и составляет: +---------------------------------------------------------------+ ¦ Удельное ¦ Читинская область ¦ Российская ¦ ¦ потребление ¦ ¦ Федерация ¦ ¦ услуг ЖКХ ¦ ¦ ¦ +------------------+---------------------+----------------------¦ ¦- водопотребление ¦200 л в сутки/чел ¦310 л в сутки/чел ¦ ¦- водоотведение ¦160 л в сутки/чел ¦259 л в сутки/чел ¦ ¦- теплоснабжение ¦5,9 Гкал в год/чел ¦11,6 Гкал в год /чел ¦ ¦- электроснабжение¦840 кВт час в год/чел¦2130 кВт час в год/чел¦ +---------------------------------------------------------------+ Поскольку темпы роста стоимости затрат по предоставлению ЖКУ росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и разницу в ценах на тепловую энергию в бюджетах городов и районов не уменьшалась. Ситуация усугублялась тем, что начиная с 1993 года сложилась неблагоприятная динамика доходов населения (более 66% населения области имели доходы ниже прожиточного минимума), что способствовало изменению темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг. Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Исторически сложилось так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий. Убыточность, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг. Дотационность предприятий не стимулировала поиск путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий. Способом преодоления сложившегося положения в ЖКХ области является дальнейшее продолжение реформы в этой сфере и поиск новых подходов к совершенствованию ее инфраструктуры с одновременным решением задач по обеспечению конституционного права граждан области на достойное жилище. Следует отметить, что если на первом этапе реформы (1993-96 гг.)* ЖКХ повышение доли платежей населения в финансировании ЖКУ происходило в основном путем механического повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производства ЖКУ, поскольку опережающий их рост была значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих услуги. 2.2. Особенности региональной политики в жилищно-коммунальной сфере. Важным условием формирования новой экономической политики в ЖКХ, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, преодоление монополизма, является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления ЖКУ, а также управления муниципальной собственностью. Общими недоработками договорных отношений на местах являются недостаточная четкость и проработанность взаимных обязательств сторон, формальное отношение к согласованию этих обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей. В целом же следует отметить, что слабая содержательная и правовая проработка договоров, отсутствие в них конкретных критериев и ответственности сторон ведет на практике к сохранению преимущественно административных методов управления, преобладанию волевых решений, а соответственно - к разнобою в организации обслуживания, различным толкованием одних и тех же документов, терминов, определений. Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется также отсутствием договоров найма жилых помещений. Важным элементом регулирования деятельности ЖКХ является надзор за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции возлагаются на государственную жилищную инспекцию Читинской области. Платежи населения уже к настоящему времени занимают заметное место в финансировании предприятий отрасли. Установленный уровень платежей населением за ЖКУ в отношении к издержкам по их производству в 1997 году существенно отличался по муниципальным образованиям области: от 35% в Забайкальском, до 52% в Могочинском районах. Практика показывает, что поддержание тарифов на жилье и коммунальные услуги на необоснованно низком уровне, установление низкой доли на их оплату в семейном бюджете, не делает их более доступными для населения, поскольку значительно снижается качество услуг. Кроме того, такая практика рано или поздно приведет к обвальному росту тарифов, что для населения будет еще более болезненным. В то же время, фактические сборы платежей оказываются значительно ниже установленных, как вследствие наличия у граждан прав на льготы и субсидии, так и по причине задолженности по оплате услуг, в Карымском районе этот показатель составляет 23%, Кыринском районе - 18%. В частности, по состоянию на 1 апреля 1997 года в области насчитывается 43 категории граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, охватывающих более 50% населения. Некоторые города и районы завышают уровень "экономически обоснованных" тарифов: Кроме того, расчет "экономически обоснованных" тарифов и определение суммарной потребности в финансовых и материально-технических ресурсах осуществляется по фактически сложившимся нормативам, а при расчете численности и фонда заработной платы используют устаревшие нормативы, утвержденные Минжилкомхозом РСФСР. В результате затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг существенно различаются между муниципальными образованиями, находящимися в сопоставимых экономических и природно-климатических условиях. До настоящего времени на территории области не применяются повышенные ставки для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг. Серьезной проблемой в обеспечении предприятий финансовыми ресурсами является задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом, как показывает практика, на уровень задолженности по оплате за услуги ЖКХ значительное влияние оказывает организация сбора платежей, доведение до населения информации о фактической стоимости услуг и размере оплаты, предъявляемой населению. 3. Основные цели и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Главная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства заключается в совершенствовании и эффективности жилищно-коммунального хозяйства на базе коренного реформирования систем управления, обслуживания и финансирования для обеспечения доступности жилья и улучшения коммунального обслуживания населения Читинской области. Перед администрацией Читинской области стоят следующие задачи по реформированию жилищно-коммунального хозяйства: 1. Обеспечение жителей области стандартами качества условий проживания. 2. Переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями при укреплении системы адресной поддержки малообеспеченных семей. При этом темпы роста уровня покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги населением должны быть согласованы с темпами роста доходов населения, а также сокращением перекрестного субсидирования с тем, чтобы не допустить резкого возрастания нагрузки на местные бюджеты. 3. Снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно-коммунальные услуги на основе коммерческого учета потребляемых в жилищном секторе тепла, воды, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также соответствующих институциональных преобразований (развитие конкуренции в сфере ЖКХ, становление товариществ собственников жилья и т.д.). 4. Уменьшение нагрузки на областной и местный бюджеты за счет снижения издержек и тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременным повышением оплачиваемой населением доли затрат. 5. Смягчение процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам для населения области. Для реализации этих затрат администрация Читинской области предусматривает проведение реформирования жилищнокоммунального хозяйства по следующим основным направлениям: - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения; - совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг - упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения; - совершенствование системы управления, обслуживания и контроля, формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья - создание товариществ собственников жилья; - изменение системы распределения между муниципальными образованиями и местными администрациями районов области финансовых средств на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов. 4. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Читинской области. 4.1. Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства. 4.1.1. Функции и методы управления. Ключевой проблемой реформы экономического механизма ЖКХ является изменение отношений собственности, обусловленное появлением в этой сфере учреждений разных форм собственности: финансово-строительных и эксплуатационных компаний, акционерных обществ, частных фирм, выступающих в качестве как застройщиков, так и собственников жилья. Появление новых групп собственников требует организации новых форм и методов привлечения инвестиций в развитие объектов ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей. Основным принципом преобразования существующих организационных структур является трансформация структурных подразделений без увеличения управленческих штатов и дополнительных бюджетных расходов, увеличивающих в конечном итоге затраты потребителей. В основу системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве области будет положено рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником, управляющей организацией, подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за содержанием и использованием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, независимо от форм собственности. Одним из основных принципов при формировании возможного разнообразия структур управления является право собственника на принятие решения о том, кто будет управлять и обслуживать принадлежащую ему недвижимость. Основные функции собственника. Основные функции органов местного самоуправления как собственника (заказчика) заключаются в следующем: - увязывание процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства с социально-экономической ситуацией в Читинской области и Российской Федерации; - осуществление на территории муниципального образования единой социально-экономической, финансовой, налоговой политики и формирование стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства; - соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья с целью обеспечения конституционных прав граждан области на достойное жилище; - обеспечение финансирования, достаточного для сохранения и улучшения своего жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. На муниципальном уровне к концу 2000 г. должен быть завершен процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп. При этом право дальнейшего управления жилищным фондом рекомендуется передать управляющим организациям (службам заказчика). Кроме того, собственник может передать технологические и производственные фонды в оперативное управление и хозяйственное ведение коммунальным организациям - подрядчикам (обслуживающая подрядная организация). Основные функции управляющей организации (служба заказчика). Основными функциями управляющей организации (служба заказчика) являются: - рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями жилищно-коммунальных работ (услуг); - сбор платежей; - заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их выполнением; - заключение договоров найма и аренды (при управлении жилищным фондом). Собственник вправе выполнять функцию управления сам, либо нанять специализированную управляющую организацию (служба заказчика) на конкурсной основе. Службы заказчика выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья, дом финансово-строительной компании) может быть нанята специализированная управляющая организация, которая может нанимать на подрядных началах ремонтно-эксплуатационные организации. Последние в этом случае освобождаются от регистрационно-учетных функций и задач социального обеспечения. Для малых городов и районов области, где имеются 1-2 предприятия ЖКХ, функции заказчика по содержанию и развитию коммунальных объектов и инженерной инфраструктуры предполагается возлагать на подразделение при органе местного самоуправления, который берет на баланс объекты коммунального назначения и заключает договоры с подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие указанных объектов. При этом должно соблюдаться преимущественное право на обслуживание этих объектов на конкурсно-договорной основе. За органами местного самоуправления и муниципальных образований остаются функции регулирования процессов содержания и развития социальной сферы территории, реализации и совершенствования политики реформирования ЖКХ. Основные функции обслуживающей подрядной организации (подрядчик). Основной и единственной функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда. Муниципальные предприятия по обслуживанию жилья, как самостоятельно хозяйствующие субъекты.не должны быть закреплены за какой-либо -территориальной единицей. Право на получение обслуживания жилья они могут получать только при участии в конкурсах на обслуживание жилищного фонда. Целью проведения конкурса на обслуживание жилищного фонда является стимулирование конкуренции не только между муниципальными и частными компаниями, но и между муниципальными предприятиями. При этом будут создаваться равные условия для работы как частным, так и государственным (муниципальным) предприятиям: предоставление нежилых помещений для выполнения функций обслуживания без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и т.п. Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами со смешанной формой собственности при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций при наличии лицензии на право обслуживания инженерной инфраструктуры. При акционировании предприятий ЖКХ необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Фонды, определяющие инженерную инфраструктуру, приватизировать на рекомендуется. 4.1.2. Обеспечение государственного регулирования и контроля. В условиях многообразия собственников резко возрастает роль государственных стандартов содержания и использования жилья, которые должны быть обязательны для всех собственников. В условиях хронического недофинансирования ЖКХ, с одной стороны, и многообразия требований к содержанию объектов и обслуживанию потребителей, которые, как правило, не выполняются, с другой стороны, целесообразно выделить минимальные стандарты содержания жилья и коммунальных объектов, придать им силу закона Читинской области для обеспечения их неукоснительного исполнения организациями-подрядчиками. По мере улучшения финансирования обслуживания жилищного фонда и коммунальных объектов, эти стандарты могут быть расширены и ужесточены. Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания должна выполнять государственная жилищная инспекция, контролирующая не только обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и заключение договоров, отражающих эти нормативы. Инспекция контролирует не только состояние жилищного фонда, обслуживаемого подрядной организацией но и исполнение обязанностей управляющей организацией. Государственное регулирование развития и текущей деятельности ЖКХ, в том числе координации и контроля перехода к новым ставкам оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществляют органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями (государственная жилищная инспекция, Управление цен). Одной из форм государственного регулирования и контроля за качеством обслуживания является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения услугами в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к предприятиям-монополистам или являющейся таковой на местном рынке. Согласно существующему законоположению, лицензирование жилищно-коммунальной деятельности должно осуществляться на уровне лицензионного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Читинской области такой орган до настоящего времени не создан, в результате чего жилищно-коммунальные предприятия области работают без лицензий, и областной бюджет недополучает значительную сумму средств. Защита интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг реализуется также путем установления условий и ограничений при изменении форм собственности организаций ЖКХ. 4.1.3. Стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ ). Товарищество собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников жилья, их возможности влиять на стоимость и качество предоставляемых услуг, а также создание условий для привлечения дополнительных источников финансирования содержания, ремонта, обслуживания и реконструкции жилищного фонда. Кроме того, собственники приватизированных квартир получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы технического обслуживания и эксплуатации своей собственности, а следовательно и порядок расходования личных средств, уплачиваемых ими за управление и эксплуатацию зданий. Наниматели, проживающие в квартирах, которые остаются в муниципальной собственности, также получают больше возможностей влиять на ситуацию и пользоваться результатами более эффективного использования средств. Члены товарищества прямо заинтересованы в установке приборов учета потребляемых коммунальных услуг (вода, тепло, газ), так как зачастую их реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого проживающими. В частности, теплосчетчик на 100-квартирный дом, как правило, полностью окупается за 6 месяцев эксплуатации путем уменьшения платы за потребляемую тепловую энергию. Комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимых товариществами, позволяет в целом значительно уменьшить общий объем потребления предоставляемых ресурсов путем недопущения неоправданных утечек воды и тепла. Население привыкает экономно относится к предоставляемым услугам, реально прослеживая связь между своими затратами и прямым расходованием этих услуг. Большое значение имеет создание ТСЖ на этапе организации строительства жилых зданий, что сразу же определяет форму управления жилым зданием, а также дает возможность инвесторам - будущим собственникам жилья самим устанавливать уровень комфортности проживания и стимулирует их инвестиционную активность. Для решения проблем, препятствующих развитию ТСЖ, необходимо: - разработать положение об организации по управлению жилищным фондом; - разработать положение о демонополизации жилищнокоммунального хозяйства; - разработать порядок выделения земельного участка в общедолевую собственность членам товарищества; - органам местного самоуправления освобождать товарищества от части местных налогов с учетом того, что все высвободившиеся средства будут потрачены на содержание жилищного фонда; - необходимо обеспечить выплату дотаций на содержание жилищного фонда в зданиях, находящихся на балансе ТСЖ, в тех же объемах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда, а также выплату жилищных субсидий низкодоходным семьям, являющимся членами товарищества; - урегулировать вопросы взаимоотношений ресурсоснабжающих предприятий и товариществ, так как зачастую местные поставщики коммунальных услуг рассматривают ТСЖ как производственные юридические лица, без учета их деятельности в жилищной сфере; - решение проблем, возникающих при сборе платы за обслуживание и предоставляемые коммунальные услуги (требования по применению контрольно-кассовых машин со стороны налоговых инспекций, оплата услуг банков по приему и перечислению платежей). 4.2. Реформирование системы обслуживания населения. 4.2.1. Формирование системы отношений между собственниками. На новом этапе реформы ЖКХ система договорных отношений между собственниками должна включать в себя: - договор между собственником и хозяйствующим субъектом, включая как управление и обслуживание жилищного фонда, так и коммунальное обслуживание, заключаемый, как правило, на конкурсной основе; - договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения; - договор между субъектами хозяйствования (организации водо- и теплоснабжения); - договор между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и потребителями. Органы местного самоуправления обеспечивают заключение соответствующих договоров на основе конкурсов (тендеров). 4.2.2. Развитие конкурентной среды и демонополизация в жилищно-коммунальном хозяйстве. Важнейшим элементом реформы системы управления должно стать создание конкурентной среды в жилищной сфере среди организаций, специализирующихся как на выполнении функций управления, так и функции обслуживания, что позволит собственнику на основе конкурса выбирать ту из них, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее низким ценам. Развитие конкурентности в ЖКХ осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения. Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где возможно развитие конкуренции, относятся: - управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства; - разработка, внедрение альтернативных форм предоставления услуг, и в том числе предусматривающих создание автономных систем обеспечения, в частности, в малоэтажном жилищном фонде; - предоставление отдельных видов коммунальных услуг населению, не связанных с инфраструктурными объектами (емкостный и баллонный газ, уголь и т.п.), в том числе автономные системы жизнеобеспечения; - обслуживание объектов коммунального назначения; - проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных объектов. В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, необходимо сделать акцент на мерах государственного контроля, административного регулирования; антимонопольному Комитету необходимо разработать дополнительные методы антимонопольного воздействия. Разгосударствление предприятий, функционирующих в жилищно-коммунальном хозяйстве, органам местного самоуправления рекомендуется проводить не ранее второго этапа реформы. В этой связи органам местного самоуправления через службы заказчика и государственных инспекторов следует: - обеспечить контроль за установлением ставок и тарифов для населения, в том числе, путем участия в работе всех заинтересованных организаций (органы представительной власти, защиты прав потребителей, антимонопольные органы и т.п.) при установлении тарифов как для коммунальных организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской Федерации; - в рамках договорных отношений обеспечить гарантированное обслуживание потребителей на уровне минимальных государственных стандартов; - способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения там, где для этого имеются технические возможности. 4.3. Совершенствование механизмов финансирования отрасли. 4.3.1. Принципы реформы финансирования. Реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве должна обеспечить модернизацию механизма финансирования отрасли в части сокращения бюджетных ассигнований путем увеличения ставок оплаты жилья и коммунальных тарифов. Организации ЖКХ в результате своей хозяйственной деятельности должны обеспечить расширенное воспроизводство основных фондов. При включении в оплату тарифов ЖКУ инвестиционной составляющей, обеспечивающей частичное покрытие затрат на капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство объектов ЖКХ предприятия будут нести ответственность за качество обслуживания потребителей, определяемое состоянием основных фондов объектов жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционная составляющая в тарифах на коммунальные услуги может использоваться для покрытия долговых обязательств предприятий коммунального хозяйства, привлеченной на развитие и ремонт инженерной инфраструктуры в форме средне- и долгосрочных кредитов или выпуска муниципальных займов. Для этого при расчете тарифов на ЖКУ следует перейти от нормативной рентабельности, обеспечивающей лишь часть инвестиционных затрат, к включению инвестиционной составляющей, обеспечивающее в конечном итоге расширенное воспроизводство основных фондов отрасли. Переход на новый принцип расчета должен носить постепенный характер и определяться следующими факторами: - развитие инструмента привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это позволит сгладить пиковый характер инвестиционных затрат, разнести их возмещение на более длительный период, и сделать величину инвестиционной составляющей тарифа доступной для оплаты потребителем; - включение инвестиционной составляющей в тариф должно определяться возможностью оплаты населением соответствующей доли расходов в рамках перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. В связи с этим целесообразно установить, что темп прироста тарифа за счет увеличения инвестиционной составляющей, не должен, к примеру, превышать более чем в два раза прирост реальных денежных доходов населения. Финансирование строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с объективными требованиями развития среды обитания населенного пункта, не покрываемой за счет инвестиционной составляющей тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления за счет средств собственного бюджета и бюджетов других уровней, а также организаций инвесторов. Органам местного самоуправления при формировании местных бюджетов, средства, необходимые для обеспечения государственных минимальных стандартов по содержанию объектов жилищнокоммунального хозяйства, выделять отдельной строкой. Расчет потребности в финансовых ресурсах осуществляется на нормативной основе. Важным направлением совершенствования системы финансирования отрасли является привлечение различных банков для обслуживания финансовых потоков с целью создания конкурентной среды по условию хранения и обслуживания средств, поступающих в виде оплаты за жилищно-коммунальные услуги. При этом дополнительно получаемые средства могут использоваться для развития отрасли, погашения льгот и субсидий отдельным категориям граждан. 4.3.2. Оплата жилья и коммунальных услуг. Приоритетной проблемой второго этапа реформы экономического механизма в ЖКХ является изменение тактики проведения реформы ценообразования, переход от повышения тарифов ускоренными темпами для устранения разрыва в ценах с другими отраслями экономики в результате инфляции к зависящему от роста доходов потребителей изменению тарифов. Именно это обеспечит наиболее безболезненные пути перехода на рыночную систему оплаты ЖКУ. Реализация намеченного повышения доли населения в оплате жилья и коммунальных услуг может быть достигнута в этих условиях за счет относительного снижения экономически обоснованных базовых тарифов. Антизатратный механизм должен создавать объективные стимулы ресурсосбережения, что не только снизит затраты организаций ЖКХ, но и позволит, обеспечить наиболее безболезненные пути перехода к экономически обоснованным тарифам и ставкам. Основными мероприятиями в этом направлении должны стать: - повсеместное регулирование домовых узлов регулирования и контроля расхода холодной и горячей воды и тепловой энергии; - переход к процедуре согласования тарифов при заключении договоров, основанной на анализе соответствия деятельности ЖКХ наборов нормативов и стандартов, характеризующих эффективную и ресурсосберегающую работу субъекта хозяйствования (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу услуги относительно аналогичных предприятий, структура затрат в процентах). Вместе с тем в рамках реформы ценообразования на ближайшие два года необходимо предусмотреть рост ставок оплаты ЖКУ как минимум на уровне индекса потребительских цен. Не допускать уменьшения доли платежей населения в финансировании затрат по предоставлению ЖКУ. При появлении тенденции роста реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек (себестоимость плюс рентабельность (инвестиционная составляющая) на предоставление ЖКУ. Необходимо также изменить подход к установлению экономически обоснованного уровня оплаты за жилье и коммунальные услуги. Полное возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг включает инвестиционную составляющую. Оплата жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде должна включать в себя не только оплату содержания и ремонта жилья, но и плату за найм, которая должна учитывать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление), потребительские качества жилищного фонда, его местоположение и другие условия. В рамках утвержденных на переходный период уровней ставок оплаты ЖКУ наиболее быстрыми темпами следует увеличивать оплату за найм, содержание и ремонт жилья (для собственника, соответственно, оплату услуг по содержанию дома), т.е. в той сфере, где возможно наиболее быстрое развитие конкуренции, а значит и возможности потребителей влиять на себестоимость и качество услуг. Постепенное включение в ставки и тарифы инвестиционной составляющей позволит уже на нынешнем этапе начать включать затраты на восстановление жилищного фонда и развитие коммунальных объектов в структуру оплаты ЖКУ населением. Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо выделить следующие: - начать дифференциацию ставок оплаты жилищных услуг в зависимости от местоположения, продолжить работу по дифференциации ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от качества и типа жилья. Соотношение суммарных величин оплаты ЖКУ в различных домах должно находиться в соответствии с соотношением ставок аренды на свободном рынке. Дифференциацию ставок проводить поэтапно, не допуская неуправляемых процессов. Следует осознавать, что дифференциация практически приведет к увеличению доходов собственника, ее основной целью является более рациональное использование существующего жилищного фонда; - добиться полного учета собственников, имеющих более одного жилья на семью. Собственники, имеющие второе жилье, отвечающие всем требованиям качества и благоустройства, должны оплачивать как минимум 100 процентов по его содержанию и предоставлению коммунальных услуг. Очевидно, они также должны принимать участие в отчислениях на капремонт и на восстановление здания; - добиться также изменений в законодательство, признающих вторым жильем не только жилые помещения в черте города, но и жилые строения в определенной пригородной зоне, отвечающие всем стандартам благоустройства (коттеджи). При наличии у семьи благоустроенного индивидуального жилого дома в пригородной зоне жилые помещения в городе, находящиеся в собственности, оплачиваются как второе жилье; - в переходный период когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами на ЖКУ и ставками и тарифами для населения, могут устанавливаться дифференцированные тарифы на оплату социальной нормы и оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг. При этом необходимо, чтобы процессы перераспределения жилищного фонда, связанные со стимулированием проживания в пределах социальной нормы не приобрели неуправляемого характера и не вели к чрезмерному ухудшению положения малообеспеченных групп населения. Поэтому органам местного самоуправления целесообразно на первом этапе ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее по площади социальную норму, например, не менее чем 10 кв.м. на одного члена семьи, организовав одновременно систему помощи семьям в купле-продаже или обмене жилья при переезде в квартиру по социальной норме; - установленные ранее льготы гражданам по оплате дополнительной жилой площади, очевидно должны трансформироваться и использоваться органами местного самоуправления при предоставлении льгот по оплате сверхнормативной площади жилья в первую очередь малообеспеченным семьям. Важным элементом в создании единой системы коммунальных платежей является информация и оповещение граждан о реальной стоимости содержания их жилья в каждый момент платежа и о той доле, которую покрывает население; - важным направлением совершенствования системы финансирования деятельности отрасли является поиск нетрадиционных источников покрытия издержек отраслевых организаций. В настоящее время можно указать на следующие резервы снижения бюджетных дотаций, связанные с перекрестным субсидированием: - диверсификация видов деятельности подрядных организаций. Не секрет, что государственные, муниципальные заказы, либо ТСЖ, на обслуживание жилищного фонда дают весомые преимущества в осуществлении смежных высокорентабельных видов деятельности. Сегодняшний высокий интерес частных фирм к конкурсам на обслуживание жилищного фонда в условиях финансирования не более 50% от норматива во многом связаны с тем, что они получают привилегированное положение на рынке ремонтных работ в обслуживаемых, домах. Органы местного самоуправления должны учитывать готовность частных подрядчиков выполнять полый объем работ, предусмотренных договором, на условиях финансирования значительно менее нормативного. - использование собственником доходов от придомовой территории (в частности сбор за парковку автомобилей) для оплаты содержания жилья и коммунальных услуг. Использование этого резерва наиболее реально в случае образования ТСЖ. 4.3.3. Определение социальных стандартов и источников бюджетной поддержки отрасли. Программа реформирования ЖКХ в области предусматривает, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой помощи, оказываемые из средств федерального бюджета, рассчитываются на основании стандартов, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425: - стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи из 3-х и более человек, 42 кв.м. - на семью из 2-х человек и 33 кв.м. - на одиноко проживающего человека; - стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат по предоставлению ЖКУ (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг составляет (в процентах): 1997 год - 35 1998 год - 50 1999 год - 60 2000 год - 70 2001 год - 80 2002 год - 90 2003 год - 100 Это не отменяет право органов местного самоуправления в течении переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня областного стандарта не может служить основанием для перераспределения средств. При этом статьи по финансированию ЖКХ в местных бюджетах следует предусматривать защищенными. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины указанных компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств областного бюджета необходимо учитывать, что потребность в компенсациях для низкодоходных категорий граждан будет рассчитываться, исходя из следующих величин максимально допустимой доли расходов (в % от совокупного семейного дохода): 1997 год - 16 1998 год - 18 1999 год - 19 2000 год - 20 2001 год - 22 2002 год - 23 2003 год - 25 4.3.4. Создание среды привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребность ЖКХ в реконструкции и развитии инженерной инфраструктуры. Практика финансирования капвложений из областного и местных бюджетов, при которой решения зачастую принимаются в расчете на краткосрочный результат или ухудшают экологическую ситуацию (ввиду недостатка средств), должна быть пересмотрена. Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств, в первую очередь для инвестирования объектов теплоэнергоснабжения. Привлекательность этой программы для инвесторов заключается в следующем: - получение экономического эффекта в результате дальнейшего снижения стоимости и объемов услуг; - возможности получения дивидендов; - повышение инвестиционной привлекательности через развитие новых форм (залога) обеспечения муниципальных займов. Большое влияние на условия кредита и возможность создать конкурентную среду среди инвесторов оказывает обеспечение муниципального займа залогом. Источником залога могут служить платежи населения, т.к. население расплачивается реальными деньгами. Важным моментом в привлечении внебюджетных средств могут стать средства ТСЖ, т.к. являясь потребителями коммунальных услуг, ТСЖ заинтересованы в улучшении качества этих услуг и, являясь инвесторами (акционерами) могут оказывать реальное влияние на ценообразующие факторы предприятий монополистов. 4.4. Обеспечение социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит: - в жестком контроле со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими специализированных организаций (служб заказчика) с тем, чтобы в тарифы для населения не включались необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (необоснованные административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и пр.); - в контроле со стороны областной комиссии по реформированию ЖКХ Читинской области за деятельностью предприятий ЖКХ, состоянием жилья и коммунальных объектов; - в совершенствовании программы жилищных субсидий малообеспеченным категориям граждан для целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения. В этой связи следует пересмотреть политику в отношении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. По каждой льготе должен быть четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств. Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражению изменений, происшедших в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг, в системе основных социальных индикаторов. Это, в частности, предполагает: - исключение возможности отказа в начислении жилищных субсидий гражданам, имеющим на нее право, под каким бы то ни было предлогом (в частности, в жилищном фонде, находящемся в полном хозяйственном ведении предприятий). Дальнейшее повышение ставок оплаты ЖКУ возможно только при полной уверенности, что ни одна семья не будет тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы больше установленного предельного уровня платежей; - обеспечение органами местного самоуправления достаточного финансирования служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить всем нуждающимся возможность оформления субсидий, а также контроля за предоставлением жилищных субсидий всем имеющим на то право гражданам во всех видах жилищного фонда; - утверждение процедур, не допускающих отказа в жилищной субсидии гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (не более 6 месяцев), при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность среди наименее обеспеченных семей, имеющих право на жилищную субсидию, что в свою очередь позволило бы принять жесткие меры принуждения к остальным семьям (опись имущества, выселение с предоставлением жилого помещения по норме общежития). Как с экономической, так и социальной точек зрения меры принуждения необходимо, в первую очередь, применять к неплательщикам из числа семей, имеющих в собственности второе жилье, которое должно оплачиваться по себестоимости; - при определении величины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, оплата за найм, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение). С целью дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, возложить эту функцию на специальную муниципальную комиссию, куда должны войти представители администраций, жилищных организаций, служб социальной защиты и юристы. К компетенции комиссии могут быть отнесены: - проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; - помощь семьям в разъяснении, на какого рода социальную поддержку они могут рассчитывать, и содействие в организации этой помощи; - организация добровольного обмена жилых помещений; - формирование обменного жилищного фонда для переселения; - выявление нанимателей, дела которых по неплатежам за жилую площадь и услуги передаются в суд, и организация подачи судебных исков. Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат по пользованию жилищно-коммунальными услугами в методике расчета бюджета прожиточного минимума. В настоящее время программа жилищных субсидий сопоставима по охвату семей и размерам материальной помощи с другими существующими сегодня социальными программами. В этих условиях к программе начинают предъявляться достаточно высокие требования, и критика программы жилищных субсидий сегодня зачастую строится на том, что жилищные субсидии не решают полностью проблемы всех малообеспеченных семей. Между тем, именно с внедрением механизма жилищных субсидий, пожалуй, впервые создан прецедент установления предельно допустимой доли платежей граждан за некоторую социальную норму потребления товара или услуги в их доходе. Проблема состоит скорее в том, что в части расходов на продукты питания, транспортные, медицинские и иные необходимые услуги таких социальных гарантий пока не существуют. 4.4.1. Введение обязательного страхования жилья. Необходимость введения механизма страхования жилищного фонда при осуществлении реформы вызвано введением рыночных механизмов возмещения имущественных потерь, возникающих у собственников (владельцев) и пользователей (нанимателей, арендаторов) жилья в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. При повреждении в результате стихийного бедствия или чрезвычайного события жилого помещения, находящегося в частной собственности, имущественные потери компенсируются самим собственником квартиры, а при повреждении домов (мест общего пользования, конструктивных элементов, инженерного оборудования) и квартир, занятых по договору найма, - собственниками дома, т.е местной администрацией. Учитывая, что согласно требованиям наймодателя по обеспечению сохранности жилищного фонда граждане (наниматели), жилище которых в результате стихийного бедствия (удар молнии, землетрясение и т.п.) стало непригодным для проживания (уничтожено), имеют право на внеочередное предоставление другого жилого помещения в муниципальном фонде взамен утраченного, в то время как собственники квартир такими правами не обладают. Несмотря на это органы власти, в связи с отсутствием рыночного механизма гарантий на случай уничтожения жилья, находящегося в собственности граждан, вынуждены принимать решение о его замене, идя на существенные затраты из местного бюджета. Основываясь на том, что проводимая жилищная политика обеспечивает сохранение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, предлагается осуществить переход на единую систему страховой защиты жилья на условиях, когда страхователями выступают как частные собственники домов и квартир, так и местные администрации. Целесообразность использования страхования как наиболее эффективного инструмента для возмещения имущественных потерь при повреждении или уничтожении жилья определяется следующими факторами: - гарантией своевременного и полного возмещения имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении жилья; - возможностью привлечения средств от населения из иных внебюджетных источников для возмещения ущерба жилищному фонду при наступлении стихийных бедствий или чрезвычайных событий; - распределение ущерба, нанесенного жилью отдельных его владельцев и пользователей, участвующих в страховании, между всеми страхователями, что позволяет существенно смягчить тяжесть расходов по компенсации ущерба для каждого владельца или пользователя, это смягчение будет тем более ощутимым, чем шире окажется охват данным страхованием и чем эффективнее инвестирование временно свободных средств страхового фонда; - создание, в соответствии с целями и задачами жилищной политики в новых экономических условиях, обеспечения жилищных прав граждан при уничтожении или повреждении жилья в результате стихийных бедствий или чрезвычайных событий, что позволит свести к минимуму количество обращений населения в органы власти при наступлении указанных случаев. 4.4.2. Обеспечение прав потребителей жилищно- коммунальных услуг. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом жилищной реформы. Вопросы защиты прав потребителей жилищнокоммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "Правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг". Для осуществления прав потребителей ЖКУ на муниципальном уровне должен быть разработан и утвержден "Порядок снижения платы за жилищно-коммунальные услуги в результате нарушения нормативных сроков и качества их предоставления". В таблице 1 приведены права и обязанности потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Таблица 1 Права и обязанности потребителей жилищно-коммунальных услуг и поставщиков жилищно-коммунальных услуг +-------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Потребители жилищно-коммунальных услуг ¦ Поставщики жилищно-коммунальных услуг ¦ +----------------------------------------------------+--------------------------------------------------¦ ¦ Права ¦ Обязанности ¦ Права ¦ Обязанности ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦Получать услуги ¦ Своевременно, в ¦Применять меры, ¦Своевременно принимать ¦ ¦установленного в договоре¦ установленные договором ¦предусмотренные ¦меры по заключению ¦ ¦качества, безопасные для ¦ сроки, оплачивать ¦договором в случае ¦договора на ¦ ¦жизни и здоровья, не ¦ предоставленные услуги. ¦нарушения потребителем ¦предоставление услуг. ¦ ¦причиняющие вреда ¦ ¦сроков платежей. ¦ ¦ ¦имуществу. ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦Требовать от исполнителя ¦ Рационально использовать ¦Осуществлять контроль за¦Устанавливать по ¦ ¦возмещения в полном ¦ услуги по их прямому ¦потреблением услуг путем¦согласованию с органами ¦ ¦объеме убытков и вреда, ¦ назначению. ¦проведения осмотров ¦местного самоуправления ¦ ¦причиненного жизни, ¦ ¦состояния инженерного ¦форму регистрации ¦ ¦здоровью или имуществу ¦ ¦оборудования у ¦требований (претензий), ¦ ¦вследствие недостатков в ¦ ¦потребителя. ¦предъявляемых ¦ ¦предоставлении услуг, а ¦ ¦ ¦потребителем в связи с ¦ ¦также морального вреда в ¦ ¦ ¦нарушением ¦ ¦размере, определяемом в ¦ ¦ ¦установленного качества ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦услуг и срока устранения ¦ ¦законодательством ¦ ¦ ¦недостатков. ¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦Не производить оплату ¦Не совершать действий, ¦Прекращать ¦Принимать своевременные ¦ ¦услуг на время перерывов ¦ведущих к повреждению ¦предоставление услуг в ¦меры по предупреждению и ¦ ¦сверх установленных ¦объектов ЖКХ, ¦случае просрочки оплаты ¦устранению нарушений ¦ ¦договором. ¦нарушающих порядок более ¦6-й месяцев или ¦качества предоставляемых ¦ ¦ ¦пользования услугами, ¦нарушения потребителем ¦услуг потребителю. ¦ ¦ ¦установленных договором. ¦своих обязательств (до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ликвидации задолженности¦ ¦ ¦ ¦ ¦или устранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выявленных нарушений). ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦Прекращение оплаты не ¦Соблюдать требования ¦Иные права, ¦Своевременно ¦ ¦освобождает исполнителя ¦техники безопасности ¦при предусмотренные ¦информировать ¦ ¦от возмещения убытков и ¦пользовании услугами. ¦законодательством. ¦потребителей об ¦ ¦вреда. ¦ ¦ ¦изменении качества услуг ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦На устранение ¦Допускать в свое жилище ¦ ¦Не допускать нарушений ¦ ¦исполнителем выявленных ¦органы государственной ¦ ¦технологических ¦ ¦недостатков в ¦жилищной инспекции, а ¦ ¦процессов и снижения ¦ ¦предоставлении услуг в ¦также исполнителей услуг в¦ ¦качества услуг, ¦ ¦установленные договором ¦случае аварий, ¦ ¦предусматривать меры по ¦ ¦сроки. ¦повреждений объектов ¦ ¦повышению ¦ ¦ ¦ЖКХ, повлекших ¦ ¦потребительских свойств ¦ ¦ ¦возникновение угрозы ¦ ¦и качества ¦ ¦ ¦жизни и имуществу ¦ ¦предоставляемых услуг, а ¦ ¦ ¦граждан. ¦ ¦также рациональному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованию ресурсов. ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦На государственную и ¦Производить ¦ ¦Выплаты в установленном ¦ ¦судебную защиту в ¦перепланировку жилых ¦ ¦порядке, неустойки в ¦ ¦соответствии с ¦помещений и ¦ ¦случае неисполнения или ¦ ¦законодательством ¦переоборудование ¦ ¦ненадлежащего ¦ ¦Российской Федерации в ¦внеквартирного ¦ ¦исполнения принятых на ¦ ¦случае нарушения его ¦инженерного оборудования ¦ ¦себя обязательств. ¦ ¦прав. ¦(в т.ч. находящегося в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещениях квартиры) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лишь с разрешения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственника. ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦Иные права, ¦Запрещается ¦ ¦Возмещение в ¦ ¦предусмотренные ¦устанавливать, подключать ¦ ¦установленном порядке ¦ ¦законодательством. ¦и использовать ¦ ¦убытков за невыполнение ¦ ¦ ¦электробытовые приборы и ¦ ¦своих обязательств перед ¦ ¦ ¦машины мощностью, ¦ ¦потребителями. ¦ ¦ ¦превышающей технические ¦ ¦Возмещение в ¦ ¦ ¦возможности ¦ ¦установленном порядке ¦ ¦ ¦внутридомовой ¦ ¦вреда, причиненного ¦ ¦ ¦электрической сети, ¦ ¦жизни, здоровью и ¦ ¦ ¦дополнительные секции ¦ ¦имуществу потребителя. ¦ ¦ ¦приборов отопления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регулирующую и запорную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦арматуру, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключать и использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бытовые приборы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборудование, включать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индивидуальные приборы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦очистки воды.не имеющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технических паспортов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(свидетельств), не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отвечающие требованиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатации и санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гигиеническим нормативам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лишь с письменного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разрешения собственника. ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦ ¦Не нарушать имеющиеся и ¦ ¦Возмещение в ¦ ¦ ¦не повреждать технические ¦ ¦установленном порядке ¦ ¦ ¦средства учета услуг, ¦ ¦морального вреда. ¦ ¦ ¦Использовать ¦ ¦Аннулирование или ¦ ¦ ¦теплоноситель в системах ¦ ¦приостановление в ¦ ¦ ¦отопления по прямому ¦ ¦установленном порядке ¦ ¦ ¦назначению (не ¦ ¦действия лицензий на ¦ ¦ ¦производить слив воды из ¦ ¦деятельность по ¦ ¦ ¦системы и приборов ¦ ¦предоставлению услуг, ¦ ¦ ¦отопления), ¦ ¦содержанию и ремонту ¦ ¦ ¦Устранять за свой счет ¦ ¦объектов ЖКХ. ¦ ¦ ¦повреждения и проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ремонт, либо замену ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборудования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выведенного из строя по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его вине. ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------------------+------------------------+-------------------------¦ ¦ ¦Нести иные обязанности, ¦ ¦Иные обязанности, ¦ ¦ ¦предусмотренные ¦ ¦предусмотренные ¦ ¦ ¦законодательством. ¦ ¦законодательством. ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг или допускал рушения их качества сверх установленных допусков, потребитель в соответствии с установленными в муниципальном заказе и договоре со службой заказчика условиями в праве уменьшить размер оплаты за услуги и получить возмещение убытков. 4.5. Совершенствование системы налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Налогообложение предприятий ЖКХ, не отражающее специфику их взаимоотношений с бюджетом и различные природные, демографические и географические условия районов и городов области (дотационность предприятий в значительных размерах) делает экономически бессмысленной уплату предприятиями ЖКХ значительной части налогов, даже в существующей искусственной форме. Налогами облагаются в равной мере предприятия жизнеобеспечения районов, имеющих отрицательный баланс, и районов - доноров, что также не оправдано. Различие в уровнях источников поступления (местный уровень) и использование (федеральный уровень) налоговых средств, в частности, НДС, создает механизм перекачки и централизации финансовых ресурсов из местного бюджета в федеральный. Налоговая система должна стимулировать активизацию жилищной реформы и развитие связанных с ней отраслей инфраструктур. Для исключения перераспределительных финансовых дотационных потоков между федеральным бюджетом, областным и местным бюджетами представляется целесообразным следующее: - суммы ассигнований, выделенные целевым назначением на развитие и обслуживание объектов ЖКХ из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и используемые по прямому назначению, финансовый результат деятельности предприятия не увеличивают и при налогооблажении не учитываются. При использовании указанных средств не по назначению, они в размере этой части подлежат изъятию в соответствующий бюджет, также, как и доходы, полученные от их нецелевого использования. Основой такого решения является совместное письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N ВГ-6-01/173 и N 04-02-04; - впредь до принятия нового налогового законодательства представляется целесообразным органам местного самоуправления принимать решения об отнесении земель, занятых строениями и сооружениями территориальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населенных пунктов (т.е. земель, находящихся под водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, трансформаторными подстанциями и другими объектами жизнеобеспечения) к землям, служащим для удовлетворения нужд города (общегородского использования) и устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков, затрат по сравнению с использованием традиционных материалов в условиях оптовых поставок в централизованном порядке. Аналогичные преимущества централизованного снабжения могут быть реализованы и в других подотраслях ЖКХ. 4.6. Энергосбережение и снижение издержек производства. Постепенное повышение оплачиваемой доли затрат населением по обслуживанию жилья и коммунальных услуг, а с 2003 года переход на 100% погашение, будет проблематичным и неприемлемым без реализации антизатратных мероприятий. Снижение издержек при эксплуатации жилья, инженерной инфраструктуры должно стать на первом этапе первостепенной задачей администрации области, органов местного самоуправления, предприятий жилищнокоммунального хозяйства. На муниципальном уровне необходимо разработать конкретные задания по экономии энергоресурсов в соответствии с разрабатываемой целевой программой "Энергоснабжение Читинской области на 1998-2005 годы" на основании постановления Главы администрации области от 31.03.98 г. N 254. Повышение тарифов осуществлять в увязке с нормативным предоставлением коммунальных услуг в соответствии со стандартами качества и разработкой: - финансовых нормативов на ЖКУ по каждому городу и населенному пункту; - программы ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилья с ежегодным внесением предложений в бюджеты всех уровней по ее реализации. Приступить на третьем этапе реформ к реабилитации панельных домов 335 серии строительства 60-70-х годов, запретить приемку в эксплуатацию вновь вводимого жилья, не отвечающего теплотехническим требованиям нового СНиП и необорудованного приборами учета. 5. Механизм реализации концепции. I этап - подготовительный: 1997-1998 годы - Организация работы по разъяснению положений жилищнокоммунальной реформы и ее социально-экономического значения; - Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации концепции; - Разработка областной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальными образованиями, создание системы мониторинга за ходом ее реализации; - Установление порядка формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению; - Введение социальных стандартов для перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг; - Упорядочение системы оплаты жилья и коммунальных услуг: - создание муниципальных центров жилищных субсидий; - дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также порядок оплаты жилья и коммунальных услуг, превышающих социальную норму; - упорядочение системы льгот по оплате коммунальных услуг различным группам населения, обеспечивающее усиление социальной защиты малоимущих групп населения и дифференцированную оплату издержек семьями с высокими доходами; - упорядочение системы льгот и определение источников их финансирования; - включение в ставку оплаты жилья платы за наем и капитальный ремонт; - Разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации; - Переход на конкурсное обслуживание жилищного фонда и доведение этого уровня до 60%; - Переход на договорное обслуживание и найм жилья; - Демонополизация деятельности организаций ЖКХ и антимонопольное регулирование тарифов на услуги монополистов; - Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья с обучением кадров; - Организация обучения кадров в управляющих и обслуживающих организациях. II этап: 1999-2000 годы - Доведение доли государственного и муниципального жилья, обслуживающегося на конкурсной основе, до 100%; - Переход на оплату жилья в размерах: 1999 год - до 60% 2000 год - до 70% стоимости затрат, - Поэтапное включение в себестоимость жилищных услуг затрат по обязательному страхованию жилья: - Разработка методологии к технико-экономическому обоснованию для привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры. III этап: 2001-2003 годы - Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья, включая капитальный: 2001 год - 80% 2002 год - 90% 2003 год - 100%; - Завершение механизма обязательного страхования жилья; - Обязательная установка приборов учета и регулирования услуг; - Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития инфраструктуры; - Переход на преобладание товариществ собственников жилья в малоквартирных жилых домах. ---------------------------------------------------------------------- * - Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|