Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Читинской области от 21.07.1998 № 617

 
                Глава администрации Читинской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                               г. Чита

         21.07.1998 г.                                  N 617

О Концепции государственной
территориальной программы
использования, восстановления
и охраны водных объектов
Читинской области

     Руководствуясь   ст.   ст.  66,  77  Водного  Кодекса  Российской
Федерации,   "Основными   направлениями   рационального  использования
природных   ресурсов,   охраны   окружающей  среды  и  природоохранной
деятельности   в   Читинской   области   на   период  до  2005  года",
утвержденными  постановлением  Главы администрации области от 16.01.96
г.  N  25  и  в  соответствии  с  "Положением  о  порядке разработки и
реализации  областных и межобластных целевых программ, в осуществлении
которых  будет  принимать  участие  Читинская  область",  утвержденным
постановлением  Главы администрации Читинской области от 30.07.96 г. N
509,  с  изменениями,  внесенными  постановлением  Главы администрации
области от 24.02.98 г. N 143,
  
     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Одобрить  разработанную  Восточным  филиалом  Российского  НИИ
комплексного  использования  и  охраны  водных   ресурсов   "Концепцию
государственной      территориальной      программы     использования,
восстановления и охраны водных объектов Читинской  области"  (далее  -
Концепция).
     2. В  рамках   данной   Концепции   разработать   государственную
территориальную  программу  по использованию,  восстановлению и охране
водных объектов Читинской области.
     3. Рекомендовать  Комитету по водному хозяйству Читинской области
выступить заказчиком данной программы.
     4. Комитету  по  финансам  (Аюшиев  Б.В.)  выделить на разработку
программы из  средств  областного  бюджета  (статья  4  -  платежи  на
восстановление и охрану водных объектов) - 250 тысяч рублей.

     Глава администрации          Р. Гениатулин


                  Министерство природных ресурсов РФ

            Комитет по водному хозяйству Читинской области

    Восточный филиал Российского НИИ комплексного использования и
                 охраны водных ресурсов (ВостокНИИВХ)

                              КОНЦЕПЦИЯ
       государственной территориальной программы использования,
          восстановления и охраны водных объектов Читинской
                               области

                                Том 2

     (С) ВостокНИИВХ

               I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
                 ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

                (выводы из обосновывающих материалов)

     Анализ современного состояния водных ресурсов Читинской области и
их использования (см.  Т.1) позволил сформулировать следующие основные
выводы.
     1. Водные ресурсы Читинской  области  характеризуются  следующими
особенностями:
     - в целом область является территорией со слабой  обеспеченностью
подземным  стоком,  а  ряд  районов не имеют эксплуатационных запасов.
Условия восполнения запасов подземных вод в целом неудовлетворительные
в связи с перемерзанием большинства рек;
     - речным  стоком   область   в   целом   обеспечена   на   уровне
среднеросскиских   показателей,   однако  водные  ресурсы  рек  крайне
неравномерно распределены по территории:  среднегодовой  модуль  стока
рек севера области более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель
для юго-восточных районов.  До 95% годового стока формируется в теплый
период  года,  большинство рек области (за исключением Амура,  Аргуни,
Онона,  низовьев р.  Шилка,  среднего течения Чикоя,  низовьев Витима,
Среднего   течения   Чары   с   отдельными  притоками)  регулярно  или
периодически перемерзают.  В многоводные годы речной сток в среднем  а
2-5  раз  (по малым рекам до 10-20 раз) превышает сток маловодных лет.
Ряд малых и средних рек степной части области периодически пересыхают;
     - существенное  повышение  водности  в период весеннего половодья
характерно для северных рек  (Витим,  Олекма,  Чара),  также  для  рек
Чикой,   Хилок,   Ингода   (в  верховьях),  однако  максимальный  сток
повсеместно к в подавляющем большинстве случаев формируется  в  период
летних  дождевых паводков.  Общий правомочный период длиться со второй
половины мая до первой половины сентября;
     - высокое  весеннее  половодье  характерно  для северных рек,  р.
Чикой и верховьев р.  Ингода.  На остальной части области максимальный
сток формируется в период летне-осенних паводков.
     В Читинской области на 1.01.97 г.  разведаны и утверждены в ГКЗ и
ТКЗ  эксплуатационные  запасы по 71 месторождению и участку в качестве
1367,5 тыс.  куб.  м., а по 11 участкам эксплуатационные запасы в 26,7
тыс.  куб.  м. сут. приняты к сведению на НТС и ТКЗ. Доля утвержденных
запасов в объеме прогнозных ресурсов составляет 14%.  К  промышленному
освоению  подготовлено  7014,3  тыс.  куб.  м.  сут.  запасов.  Из  71
месторождения и участков в разной степени освоения  находится  39,  на
которых осуществляется водоотбор в объеме 219,7 тыс.  куб. м. сут., из
которых  84%  идет  на  хозпитьевые   цели.   Из   общего   количества
используемых вод 71% идет на хозяйственно-питьевое водоснабжение. 26 -
на производственно-техническое водоснабжение и менее  1%  на  орошение
земель   и   обводнении  пастбищ.  За  счет  подземных  вод  на  48,7%
обеспечиваются  потребности  области  в  воде   хозяйственно-питьевого
назначения.   Эксплуатационные   запасы   подземных  вод  неравномерно
распределены по территории области:  при районировании ее южной части,
выполненном   Читагеолкомом,  к  районам,  недостаточно  обеспеченными
подземными  водами  отнесены  9  районов  -   Балейский,   Нерчинский,
Ононский,    Сретейский,    Шелопугинский,    Шилкинский,    Агинский,
Дурдульгинский, Могойтуйский.
     По химическому   составу   подземные   воды   области   относятся
преимущественно  к  кальциево-гидрокарбонатным.  Менее  распространены
сульфатно-гидрокарбонатные,   натриево-   или  магниево-кальциевидные,
натриево-хлоридные воды.  Их минерализация может варьировать в широких
пределах - от ультрапресных до сильно солоноватых.  Природное качество
воды в 10% скважин имеет отклонение от ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая" по
содержанию железа, марганца, минерализации и жесткости.
     Территория Читинской   области    характеризуется    рачительными
запасами минеральных вод (около 300 источников),  которые представляют
практически все основные типы минеральных вод Российской Федерации. Их
естественные ресурсы составляют приблизительно 30 тыс.  куб.  м.  сут.
Разведано 18 месторождений минеральных  вод,  эксплуатационные  запасы
утверждены по 14 из них.
     2. Использование водных ресурсов в Читинской  области  по  данным
статистической отчетности имеет следующие особенности:
     - основное число водопользователей  сосредоточено  на  территории
Амурского   бассейна,  где  забор  воды  превышает  80%  от  областных
показателен,   на   Ленский   же   бассейн   приходится    менее    3%
водопотребления.     Гидрологические     особенности    предопределяют
преимущественно использование подземных вод, забор которых почти в три
раза  превышает  забор  воды  из  поверхностных источников.  С 1992 г.
наблюдается сокращение общих показателей забора  воды  при  нелогичном
сохранении  водопотребления  промышленностью.  За этот же период более
чем в 2 раза выросли потери воды при ее транспортировке.
     - общий сброс сточных вод составляет менее 60%  от забора воды, а
остальное ее количество расходуется безвозвратно.  В поверхностные  же
водные объекты возвращается менее половины изъятой воды. Сброс сточных
вод осуществляется преимущественно в водные объекты Амурского бассейна
(61%),  в  накопители  и  впадины  (21%) и в реки бассейна оз.  Байкал
(17%).  Из сбрасываемых в реки сточных вод три четверти либо вовсе  не
проходят очистку,  либо являются недостаточно очищенными. В 1995 г. со
сточными  водами   сброшено   в   водные   объекты   области   130   т
нефтепродуктов,  более 10 тыс.  т сульфатов и 4 тыс. т хлоридов, 489 т
нитратов, 314 т фосфора, 852 т азота аммонийного, 272 т жиров и масел,
15 т СПАВ и др.;
     - статистика о водопользовании,  осуществляемом без забора воды в
области не ведется. В то же время на гидрологический и гидрохимический
режимы  рек  значительное  воздействие  оказывают  работы  по   добыче
строительных материалов и полезных ископаемых,  строительство мостовых
переходов и т.д.  Некоторые  водные  объекты  испытывают  значительную
рекреационную нагрузку.
     3. Выполненный сравнительный  анализ  состояния  водных  ресурсов
области   и   водопользования   позволил  выделить  основные  проблемы
использования и охраны вод.
     3.1 В  связи  с  неравномерным  распределением  подземных  вод по
территории области сложное положение с водообеспечением характерно для
ряда  районов области,  их административных центров,  некоторых других
крупных населенных  пунктов.  Качество  подземных  вод  в  большинстве
городов  области  и  в  ряде населенных пунктов постепенно ухудшается.
Фактический забор  подземных  вод  как  минимум  на  40-50%  превышает
статистические данные.
     3.2. Повсеместно  наблюдается   превышение   уровня   загрязнения
поверхностных   вод   над   природным   их  качеством,  совершенно  не
соответствующее  статистическим  данным  о  сбросе   сточных   вод   и
загрязняющих  веществ.  Влияние  организованных  сбросов  сточных  вод
существенно в течение большей части года лишь для устья р. Читы,  а  в
периоды  зимней  и  летней  межени - и для локальных участков ряда рек
вблизи выпусков  сточных  вод.  Основная  масса  загрязняющих  веществ
поступает  в  водные  объекты   с участков водосборов,  используемых в
хозяйственной деятельности (территорий  городов,  сельскохозяйственных
угодий,  свалок,  отвалов,  хвостохранилищ, транспортных коммуникаций,
участков лесозаготовок  и  т.д.).  Значительное  влияние  оказывают  и
многочисленные  неорганизованные  сбросы  сточных  вод.  В  результате
наблюдается  увеличение  доли  водных  объектов  с   высоким   уровнем
загрязнения. В области числятся 132 очистных сооружения и не более чем
на  десятке  из  них  качество  очистки  приближается  к   нормативным
требованиям.
     3.3. Деградация водных объектов в ряде случаев вызвана не  только
их загрязнением, но и рядом других причин:
     - сверхнормативным и неорганизованным забором воды;
     - расходованием значительной части меженного стока на восполнение
запасов эксплуатируемых месторождений подземных вод (р. Чита);
     - захламлением русел и берегов рек;
     - нарушением русел  рек  при  добыче  строительных  материалов  и
полезных ископаемых,  неорганизованного проведения берегоукрепительных
работ, выборки кос, отмелей и перекатов;
     - пересыханием малых рек и ручьев на территориях горельников;
     - нарушением водного и теплового балансов (оз. Кенон) и т.д.
     3.4. Большая    часть    населения   области   и   промышленности
сосредоточена в районах, наименее обеспеченных водными ресурсами. Даже
при  наличии  достаточных  запасов  подземных вод,  для водоснабжения,
наблюдается сезонный дефицит водных  ресурсов,  вызванный  отсутствием
достаточного  стока для нормативного разбавления сбросных вод в водных
объектах.
     3.5. Загрязнение   и   истощение  водных  объектов  привело  и  к
деградации водных экосистем. Изменился видовой состав ихтиофауны - ряд
ценных  видов  рыб уже не встречается в реках области,  некоторые виды
официально  признаны  находящимися  под   угрозой   исчезновения.   По
сравнению с 40-50-ми годами значительно сократились рыбные запасы.
     3.6. Существенными изъянами страдает система обеспечения населения
питьевой водой. Основные из них:
     - несоответствие в ряде случаев качества  воды  в  водоисточниках
требованиям   ГОСТ   и   СанПиН.   На  большинстве  таких  водозаборов
необходимая   водоподготовка   (фторирование   или   обесфторирование,
обезжелезивание, деманганация) не производятся;
     - отсутствие  на  ряде  водозаборов  (в  сельской   местности   -
повсеместно) устройств для обеззараживания воды;
     - существенный износ большинства систем  водоснабжения  и  плохое
содержание  общедомовых  сетей водоснабжения,  приводящее к вторичному
(биологическому и коррозионному) загрязнению питьевой воды в сетях;
     - значительные утечки и нерациональное использование качественной
воды на промышленные нужды;
     - нерациональное   использование   воды   жильцами   в  связи  со
значительным   износом   водопроводных   сооружений,   многочисленными
авариями и отсутствием водомерных счетчиков;
     - неэффективность   работы   монопольных   муниципальных    служб
водоснабжения;
     - несовершенство   экономического   механизма    функционирования
жилищно-коммунального хозяйства;
     - сокращение системы мониторинга питьевой воды;
     - несовершенство нормативной базы питьевого водоснабжения.
     Перечисленные недостатки приводят  к  перебоям  в  водоснабжении,
несоответствию   качества  воды  "в  кране"  нормативным  требованиям,
большим объемам сточных вод (следовательно  -  к  перегрузке  очистных
сооружений).
     3.7. Из  всех  стихийных  бедствий  наибольший  ущерб   экономике
области наносят наводнения,  приуроченные  преимущественно  к  периоду
летних паводков.
     По сводному  показателю  паводковой опасности область занимает 16
место среди Субъектов РФ, а по среднегодовому ущербу на душу населения
является  одним  из  лидеров.  Ущерб от наводнений в перспективе будет
возрастать в связи с продолжающимся ростом использования паводкоопасных
территории для производственных целей, строительства жилья и др. нужд,
а также с вероятным ростом силы и повторяемости паводков в  результате
воздействия антропогенным факторов.  Существующие локальные сооружения
противопаводковой  защит   не   эксплуатируются,   зачастую   являются
бесхозными  и  не  обеспечивают   проектный уровень надежности,  Схема
защиты от наводнений г.  Читы,  населенных  пунктов  и  ценных  земель
области морально устарела и требует пересмотра.
     3.8. Часть  населенных  пунктов  и  сельскохозяйственных   земель
области   подвержена   регулярному   или  периодическому  подтоплению.
Основными причинами подтопления являются:
     - утечки воды из систем водоснабжения, канализации и отопления;
     - подъем грунтовых вод вблизи водо- и хвостохранилищ, накопителей
сточных вод;
     - выклинивание  подземных  вод  после  прекращения   шахтного   и
рудничного водоотлива;
     - наледи.
     3.9. Существующая  система  управления водопользованием и охраной
водных  ресурсов  в  Читинской  области  малоэффективна.  Основные  ее
недостатки состоят в следующем:
     - отсутствует  договор  о  разграничении  предметов   ведения   и
управления водными объектами с федеральными органами управления;
     - между  государственными  органами,  в  той  или  иной   степени
занимающимися   вопросами   использования  и  охраны  водных  ресурсов
(Комитет по  водному  хозяйству,  Государственный  комитет  по  охране
окружающей   среды   Читинской   области,   Комитет   по   геологии  и
использованию недр,  Санитарно-эпидемиологическая служба,  Комитет  по
гидрометеорологии    и   мониторингу   окружающей   среды,   Инспекция
рыбоохраны, ГУП "Читагеомониторинг" и др.)
     нет четкой    координации    действии,   общего   информационного
обеспечения,  единой   программы   и   координационно-консультативного
органа, наделенного рекомендательными правами для вынесения решении по
различным  вопросам,  связанным  с  использованием  и  охраной  водных
ресурсов;
     - отсутствует областная нормативно-законодательная и методическая
база,    регламентирующая   и   конкретизирующая   различные   аспекты
использования  и  охраны  водных  ресурсов  в  соответствии  с  Водным
Кодексом   РФ. Нет  обоснованного  перечня  очередности  разработки  и
введения в действие нормативных актов по водопользованию, опирающегося
на комплексную программу стратегического характера;
     - структура  Комитета  по  водному   хозяйству,   не   охватывает
административные  районы  области и водохозяйственные участки,  что не
позволяет   грамотно   и   оперативно   решать   вопросы    управления
водопользованием на местах Информационное обеспечение не соответствует
современным требованиям и не позволяет осуществлять текущий контроль и
принятие решении;
     - происходит сокращение пунктов и постов наблюдении за состоянием
водных   объектов,   практически   отсутствует   система   мониторинга
водопользования.  Нет  свободного  и   оперативного   обмена   данными
наблюдении   за  состоянием  водных  объектов,  водопользованием,  что
приводит, нередко, к их резким отличиям и даже противоречивости;
     - практически  не  используются  современные  научно-обоснованные
методы  решения  различных   водохозяйственных   проблем.   Ученые   и
специалисты  высшей  квалификации привлекаются для проработки вопросов
водного хозяйства эпизодически, научные разработки не носят системного
характера;
     - не  сформулированы   критерии   подхода   к   решению   проблем
использования  и  охраны  водных  ресурсов  с  указанием приоритетов и
очередности  их  решения  (в   разрезе   бассейнов,   административных
территорий  и  др.) с количественной оценкой воздействия планируемых и
осуществляемых мероприятий на общее  состояние  водных  объектов.  При
планировании водоохранных мероприятий не используется целевой подход;
     - не  проведена  инвентаризация  водохозяйственных  устройств   и
сооружении. Многие из них являются бесхозными;
     - водопользование,  осуществляемое без  изъятия  водных  ресурсов
(водный   транспорт,   добыча   строительных   материалов,  проведение
строительных работ, рекреация и т.д.) не регламентируются. Отсутствует
реестр таких водопользователей;
     - не разрабатываются территориальные разделы Федеральных  целевых
программ по вопросам использования и охраны водных ресурсов ("Питьевая
вода", "Противопаводковые мероприятия", "Амур" и др.).
     3.10. Существует  катастрофический  дефицит  финансовых  средств,
используемых  на  решение  проблем  использования  и   охраны   водных
ресурсов.  До  настоящего  времени  не  введен экономический механизм,
предусмотренный   Водным   кодексом   РФ.   Незначительные   имеющиеся
финансовые    ресурсы    зачастую    инвестируются   в   строительство
дорогостоящих  объектов,  что  приводит  к  замораживанию  средств   в
долгостроях   (Читинские  ГОС).  Практика  освобождения  от  платы  за
загрязнение  окружающей  среды  в  зачет  выполненных  природоохранных
мероприятий  себя не оправдывает,  поскольку не позволяет осуществлять
планируемые мероприятия непосредственно на  водных  объектах  и  в  их
водоохранных зонах;
     3.11. Нет разработанного и утвержденного механизма взаимодействия
Читинской области по вопросам водопользования, восстановления и охраны
водных  объектов   с   соседними   субъектами   РФ   и   сопредельными
государствами,  участия области в бассейновых соглашениях. Подписанные
в последние 4  года  соглашения  по  Амурскому  и  Байкало-Енисейскому
бассейнам   фактически   носят  характер  протоколов  намерений  и  не
выполняются.   Область   практически   не   участвует   в   подготовке
межгосударственных соглашений по использованию и охране трансграничных
водных объектов.
     3.12. Квалификация  кадров  звена управления водными ресурсами не
всегда  соответствует  современным  требованиям,   не   осуществляется
повышение их квалификации. Недостаточно используются возможности ВУЗов
и научных организаций области для  повышения  квалификации  работников
органов управления и водопользователей.

            II. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
                    ПРОГРАММЫ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО
            ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ
                               ОБЪЕКТОВ

                     1. Цели и задачи "Программы"

     Основной целью   "Государственной    территориальной    программы
Читинской  области  по  использованию,  восстановлению и охране водных
объектов" (далее - "Программа") является  обеспечение  конституционных
прав граждан,  проживающих на территории Читинской области,  на чистую
воду благоприятную водную среду.
     Данная цель достигается за счет:
     - полного  удовлетворения  обоснованных   потребностей   в   воде
нормативного качества всех водопользователей и населения;
     - восстановление  экологически   безопасного   состояния   водных
объектов;
     - снижение опасности наводнений.
     Частные задачи,   решаемые   программой   отражены   в  отдельных
программных блоках.
     Программа представляет    из   себя   комплекс   организационных,
технических  и  биоинженерных  мероприятий,  обеспечивающих  поэтапное
улучшение  условий  водопользования и экологической ситуации на водных
объектах области с минимально возможными  экономическими  затратами  и
соответствующим нормативно-правовым обеспечением.
     2. Главные принципы (правовая основа) программы
     Главными принципами,   на   основе   которых   разрабатывается  и
реализуется "Программа", являются:
     - конституционный   принцип,  согласно  которому  водные  ресурсы
являются основой жизни и деятельности людей;
     - принцип   устойчивого   развития   (сбалансированного  развития
экономики с учетом состояния окружающей природной среды).
      Данные принципы при разработке и реализации мероприятий программы
реализуются на основе:
     - признания   и   обеспечения  равенства  прав  всех  граждан  на
пользование водой  и  благоприятную  водную  среду  в  соответствии  с
действующим законодательством;
     - соблюдения всеми субъектами водопользования законодательства РФ
об использовании и охране водных ресурсов;
     - запрещения  действий  любых  лиц  в  вопросах  водопользования,
нарушающих  права  других  лиц,  в  том  числе  и  будущего поколения,
запрещения реализации проектов,  приводящих к  превышению  допустимого
вредного воздействия на водные объекты;
     - обязательной компенсации любым  лицом  ущерба,  нанесенного  им
окружающей   природной  среде  или  другим  лицам  нарушением  водного
законодательства, лицензионных и нормативных показателей;
     - обеспечения  полной  открытости  информации  о состоянии водных
объектов,  качества  питьевой  воды  и  водопользовании,   постоянного
повышения   уровня   знаний  населения  и  его  участия  в  реализации
программы;
     - договорных  отношений  Читинской области и Агинского бурятского
автономного  округа  в  вопросах  ведения,  пользования  и  управления
водными объектами с федеральными органами и соседними субъектами РФ.

  3. Основы системного подхода к разработке программных мероприятий

     Основной сложностью,  встающей  при  планировании  мероприятий по
использованию и охране водных ресурсов, является их многовариантность.
Это  обусловлено    как  сложными  взаимодействиями  между  отдельными
компонентами гидросферы и водохозяйственных систем (подземные  воды  и
поверхностные  воды  -  водозаборы - технологическая и питьевая вода -
технологические процессы - сбросные воды  -  поверхностные  воды  -  и
т.д.),  так  и  взаимосвязями  между  качественными  и количественными
характеристиками водных ресурсов,  воздействием на них всех  компонент
геосферы.
     Следовательно, выбор программных мероприятий должен  основываться
на системном подходе, подразумевающем необходимость сопоставления всех
возможных   вариантов   с   использованием    объективного    критерия
оптимальности.   В   рыночных   условиях   оптимальность   оценивается
экономическими критериями, а применительно к задачам охраны окружающей
среды   -   минимумом  приведенных  затрат.  Таким  образом,  комплекс
мероприятий по рациональному использованию и  охране  водных  ресурсов
должен  обеспечивать  переход  к безопасному состоянию водных объектов
(решать сформулированные  выше  задачи)  с  минимальными  приведенными
затратами в целом по области.
     Достижение этой цели должно основываться на:
     - прогнозе потребностей в воде всех потребителей;
     - использовании разнообразных технических средств для  достижения
требований программы на различные временные уровни (управление стоком,
интенсификация  внутриводоемных  процессов,  защита   от   поступления
загрязненных     стоков    с    водосбора,    совершенствование    ВХС
водопользователей защита от вредного воздействия вод и т.д.);
     - рыночных    взаимоотношениях    между    водопотребителями    и
организациями водного хозяйства;
     - механизме контроля (мониторинге);
     - механизме учета водопотребления и водопользования;
     - механизме     реализации     (последовательности    реализации,
возможности    ежегодной    корректировки    с    учетом     изменения
водохозяйственной  обстановки  финансовом  и материальном обеспечении,
платности водопользования).
     В программе   должно   достигаться   единство   и  обоснованность
эколого-экономического  и  инженерно-технического   содержания   всего
комплекса    намечаемых    работ,    взаимоувязанность    технических,
экономических  и  экологических  параметров  развития  всех  элементов
водохозяйственной системы области.
     Учитывая сложность   учета    всех    отмеченных    взаимосвязей,
рационально   осуществить   декомпозицию  программы  с  использованием
следующих принципов:
     1. В  связи  с тем,  что круг решаемых в программе вопросов очень
широк,  их  целесообразно  разбить  на  три   блока,   соответствующих
разрабатываемым в настоящее время Федеральным целевым программам:
     а) Обеспечение населения качественной питьевой  водой  ("Питьевая
вода");
     б) Защита  от  наводнений  населенных  пунктов  и  ценных  земель
("Противопаводковые мероприятия");
     в) Использование,  охрана  и   восстановление   водных   объектов
("Охрана вод").
     Такое деление  Территориальной  программы  на  несколько  целевых
программных  блоков упрощает разработку мероприятий.  В то же время их
полное разделение (как это  практикуется  рядом  Субъектов  Федерации)
нецелесообразно,   поскольку   ведет   к  удорожанию  стоимости  самой
разработки  программы  и  не   гарантирует   нахождения   оптимального
варианта.
     2. В связи с достаточно высокой  стоимостью  разработки  все  три
программных  блока могут разрабатываться как три независимых раздела -
по основным бассейнам (Ленскому, Амурскому, Байкало-Енисейскому).
     3. Большинство    мер    экономического,    нормативно-правового,
информационного и организационного характера будут являться общими для
всех трех бассейнов и могут быть разработаны и даже внедрены до начала
создания   программы,   т.е.   рассматриваться   как    первоочередные
мероприятия.  К  первоочередным  мероприятиям также может быть отнесен
ряд недорогих технических (вынужденных) мер по  наиболее  экологически
неблагоприятным участкам области.
     4. Как  отмечалось  выше,  большинство  технических   мероприятий
является   многовариантными   (включая  пулевой  вариант  -  отказ  от
некоторых из них) и выбор оптимального  решения  может  быть  выполнен
только  лишь  при рассмотрении всего комплекса мер.  В то же время ряд
мероприятий должен быть включен в программу в обязательном  порядке  в
соответствии   с   действующим  законодательством  или  из  социальных
требований.  К  ним  следует  относить  создание   водоохранных   зон,
расчистку русел рек и береговой полосы, берегоукрепление и т.д.

    4. Программный блок "Восстановление и охрана водных объектов".

     4.1. Методика планирования

     Разработку программных  мероприятий предполагается осуществлять с
использованием    экономико-математических    моделей.    При     этом
предполагается    не    учитывать   самоочищаемую   способность   рек.
Необходимость такого допущения обосновывается:
     - крайне низкой самоочищаемой способностью рек Читинской области;
     - недостаточной    проработкой    проблемы     (экспериментальное
определение  самоочищаемой  способности только основных рек области по
затратам сопоставимо с разработкой программы);
     - необходимостью  "резервирования" возможностей природной среды -
неучтенное поступление загрязняющих веществ будет  наблюдаться  всегда
(с   осадками,  с  поверхности  водосбора  и  т.д.),  и  самоочищаемую
способность  следует   считать   тем   резервом,   Который   позволяет
компенсировать это воздействие.
     При разработке же мероприятии по охране и восстановлению озер  их
самоочищающая    способность   должна   учитываться,   поскольку   без
интенсификации    внутриводоемных    процессов    достичь    улучшения
экологической ситуации,  как правило, не удается в связи с замедленным
водообменом озер.
     Программный блок  "Охрана водных объектов" должен разрабатываться
в соответствии  с  методикой  оптимального  планирования  водоохранных
мероприятий в бассейне реки, заключающейся в выборе варианта комплекса
мероприятий с  минимально  возможными  приведенными  затратами  на  их
реализацию   и  в  оптимальном  распределении  затрат  на  водоохраные
мероприятия между крупными водопользователями (промышленными  центрами
и  рассредоточенными  по  бассейну  предприятиями) и централизованными
источниками финансирования.
     Реализация решений,   полученных  в  результате  оптимизационного
экономико-математического  моделирования,  обеспечивает  на   заданный
временной   уровень  качественные  характеристики  водных  ресурсов  и
необходимые попуски (при выборе варианта с  регулированием  стока)  во
всех   расчетных   створах   бассейнов  рек.  При  этом  гарантируется
достижение  этих  показателей  с  минимально  возможными  приведенными
затратами.
     Существующие методы  экономического  планирования   и   имеющееся
программное  обеспечение  позволяют  разработать  план  мероприятий по
водохозяйственным участкам рек области и в разрезе промышленных  узлов
(для  основных предприятий),  решить вопрос финансового обеспечения их
реализации.

             4.2. Технические и биоинженерные мероприятия

     Данный раздел  программного  блока  будет   включать   конкретный
перечень     мероприятий,     обоснованных    экономико-математическим
моделированием, и их укрупненную стоимость.
     Мероприятия группируются   по   основным   речным   бассейнам   и
водохозяйственным участкам в форме целевых показателей с рекомендуемым
типом сооружений и укрупненными затратами.
     Программные мероприятия предполагаются следующие:
     - регулирование   стока   (створы,   полные   и  полезные  объемы
водохранилищ, экологические попуски);
     - очистные  сооружения (расположение,  принадлежность,  мощность,
тип и коэффициент очистки, нормативное качество на входе и на выходе);
     - накопители  сточных  и/или  ненормативно  очищенных сточных вод
(расположение,  принадлежность,  объем,   сброс   в   зависимости   от
водности);
     - буферные водоемы:  биопруды,  биоплато,  биоканалы для  очистки
стока   с   наиболее   загрязненных   участков   водосборной   площади
(расположение,  параметры,  коэффициент  очистки,  сброс  загрязняющих
веществ);
     - водоохранные зоны (длина):  их стоимость указывается без  учета
необходимости  выноса  объектов,  которые  устанавливаются  на  стадии
проектирования;
     - берегоукрепление (длина, тип);
     - расчистка русел рек (длина участков, объем земляных работ);
     - ливневая    канализация   в   городах   (протяженность   сетей,
характеристики очистки);
     - водохозяйственные   системы  крупных  промышленных  предприятий
(забор воды,  коэффициент оборота,  тип локальных очистных сооружений,
технологические   потери,   сброс  сточных  вод  и  масс  загрязняющих
веществ);
     - мероприятия  по  восстановлению водоемов (виды и характеристики
каждого из них:  интенсификация  внутриводоемных  процессов,  снижение
биогенного  и  теплового  загрязнения,  извлечение  донных отложений и
др.).

     4.3. Экономический механизм
     Как показывает   зарубежная   практика,   экономический  механизм
водопользования,   закрепляемый   нормативно-правовыми    документами,
является  основным  стимулом  к осуществлению водоохранных мероприятий
самими водопользователями и обеспечивает возможность централизованного
финансирования.
     Основные принципы  экономического  механизма  заложены  в  Водном
кодексе  Российской  Федерации  и  предполагают  платность  всех видов
водопользования   и   необходимость   экономического    стимулирования
водоохранной деятельности.
     Платность водопользования включает плату за  пользование  водными
объектами  (водный  налог)  и плату,  направляемую на восстановление и
охран)  водных  объектов  (за  изъятие  воды,   сброс   сточных   вод,
использование  водных  объектов  без  изъятия  воды).  Многие Субъекты
Федерации уже ввели указанные виды платежей (в т.ч.  ряд из них -  еще
до  принятия  Водного  Кодекса),  причем  до принятия соответствующего
Постановления Правительства  плата  целиком  остается  в  распоряжении
Субъекта Федерации.
     Введение механизмов  платного  водопользования  -  первоочередная
задача и для Читинской области, которая должна решаться поэтапно:
     I этап  -  введение  платного  водопользования  с  использованием
базовых  нормативов платы для субъектов,  осуществляющих специальное и
обособленное   водопользование,   а   также    для    водопотребителей
промышленной  группы  за  забор  воды через коммунальные муниципальные
сети;
     II этап     -     введение     платного    хозяйственно-питьевого
водопользования;
     III этап     -     введение    платного    водопользования    для
сельскохозяйственных предприятий;
     IV этап  - введение дифференцированных нормативов платы исходя из
потребности в централизованных  финансовых  ресурсах  для  обеспечения
выполнения соответствующей части программных мероприятий.
     Экономическое стимулирование  водоохранных  мероприятий  частично
заложено  в  системе  платного  водопользования,  которое предполагает
повышенные нормативы платы за  превышение  лимитов  водопользования  и
являются мерами негативной мотивации.
     Единственной используемой  в  настоящее  время  в  области  мерой
позитивной   мотивации   является  зачет  выполненных  природоохранных
мероприятий в счет платежей за загрязнение окружающей  среды.  Это  не
позволяет  осуществлять накопление необходимых финансовых ресурсов для
осуществления   централизованных   природоохранных    мероприятий    и
фактически  означает  освобождение  от  ответственности за причиненный
экологический вред. Поэтому программой предусматривается рассматривать
возможность  применения  данного  метода  только  в  качестве  способа
расчета за выполненные работы, финансирование которых предусмотрено за
счет соответствующего источника.
     Кроме этого необходимо  внедрение  следующих  методов  позитивной
мотивации:
     - кредитование  водопользователей  в   форме   отсрочки   текущих
платежей  с  установлением графика и формы погашения кредита,  а также
дополнительных  условий  (беспроцентное  погашение  -  при  достижении
нормативных  показателей,  с  процентами  -  при невыполнении в полном
объеме установленных требовании);
     - возможность продажи водопользователем,  обеспечившим достижение
более высоких показателей, чем предусмотрено нормативами, части лимита
водопользования через систему торгов (с распределением дохода:  80%  -
водопользователю-продавцу;  20%  - на  финансирование  централизованны
программных мероприятий);
     - повышение норм амортизации действующих водоохранных фондов;
     - льготное  налогообложение  попутного  дохода,  полученного  при
выполнении водоохранных мероприятий (за счет извлечения ценных веществ
из сточных вод, использования топляка и т.д.) и др.
     Кроме перечисленных  мер,   определяемых   Водным   кодексом,   к
экономическим  методам,  которые  должны  найти  отражение в Программе
следует отнести возможности использования экологического  страхования,
а  также разрабатываемых видов страхования водных рисков (от маловодья
и наводнений).

             4.4. Мониторинг и информационное обеспечение

     Программные мероприятия  этого  блока  должны   основываться   на
следующих принципах.
     Принцип интеграции существующих  систем  мониторинга  -  создание
механизма   взаимодействия   ведомственных   систем   для  возможности
максимального использования их потенциала.
     Принцип единства  и  открытости  системы - создание и обеспечение
функционирования информационной системы  по  всем  аспектам  состояния
водных  ресурсов  и влияния на них других компонентов природной среды,
открытой для наращивания функциональных возможностей, расширения круга
участников, пользователей и абонентов.
     Принцип достоверности  информации  -  обеспечение   контроля   за
информацией    путем    сопоставления   информационных   баз   данных,
лицензирование и аккредитация лабораторий,  аттестация и  сертификация
средств   контроля.   Первоочередной  такой  мерой  является  создание
программных  средств   контроля   за   достоверностью   статистической
информации,   предоставляемой   самими  водопользователями,  путем  ее
сопоставления с материалами контроля и наложенных санкций.
     Принцип оптимальности   -   обеспечение   достаточного  объема  и
востребованности  получаемой  мониторинговой  информации,   разработка
этапности    развития    системы    мониторинга   в   соответствии   с
информационными потребностями и экономическими возможностями.
     Кроме Программных  мероприятии,  разрабатываемых в соответствии с
перечисленными принципами,  в данном блоке необходимо решить и  другие
задачи:
     - создать   систему   ведения   и    обобщения    информации    о
водопользование осуществляемом без изъятия воды;
     - разработать региональные  принципы  оценки  загрязнения  водных
объектов      от      рассредоточенных      источников     загрязнения
(сельскохозяйственных   объектов,   горных    отвалов,    транспортных
коммуникаций и др.);
     - разработать методы  косвенного  контроля  за  водопользованием,
позволяющие  рассчитывать  сбросы сточных вод,  загрязняющих веществ и
размером   платы   по    данным    о    заборе    воды,    результатам
гидробиологического тестирования и т.д.
     - создать или адаптировать ряд  программных  продуктов  поддержки
принимаемых  управленческих  решений  и  оценки воздействия намечаемой
деятельности на водные ресурсы.

                 4.5. Нормативно-правовое обеспечение

     Раздел программного блока,  посвященный его  нормативно-правовому
обеспечению   будет   являться  важнейшим  элементом  всей  программы,
поскольку нынешняя экономическая ситуация не позволит в ближайшие  2-3
года  осуществлять  основные  программные  мероприятия.  В то же время
выполненный анализ дает право считать,  что нормативно-правовая  база,
учитывающая  специфику  региона  и  реализуемая через административную
систему нормирования-лицензирования  водопользования  и  экономические
механизмы,  позволит несколько ослабить экологическую напряженность на
водных объектах области.
     Основой правового обеспечения должен стать Закон "О регулировании
водных отношений в Читинской области", главной статьей которого должна
стать статья о передаче администрации области, в рамках договора между
РФ и субъектом Федерации,  прав владения,  пользования и  распоряжения
территориальными  водными  объектами  при  сохранении  преимущественно
государственной собственности на водные ресурсы.  Это явится  правовой
основой   для   разработки   других   нормативно-правовых  документов,
учитывающих особенности формирования и использования  водных  ресурсов
Читинской  области,  а  также позволит осуществлять поэтапное введение
дифференцированного платного водопользования с достижением на конечном
этапе тарифов, отражающих действительную стоимость воды, как ресурса и
покрывающих затраты на его восстановление, охрану и защиту от вредного
воздействия  вод  (определяемых из бюджетной доли затрат на реализацию
целевой   программы).   Другими    важнейшими    положениями    Закона
(отсутствующими в ВК РФ) должны стать:
     - положение об  осуществлении  водохозяйственной  деятельности  в
соответствии   с  территориальными  программами,  содержащими  целевые
контролируемые количественные и качественные показатели;
     - требование прекращение повышения вредного воздействия на водные
объекты  области,  по  которым  предельно  допускаемый   уровень   уже
превышен.
     Большинство других   нормативных   документов   будут    являться
отдельными    статьями,   дополняющими   соответствующие   федеральные
нормативы в части учета региональной специфики.  Для этого должна быть
предусмотрена экспертиза документов, принятых на федеральном уровне, в
части учета всех особенностей водных ресурсов области.  В соответствии
с  решением  экспертизы  в  - необходимых случаях документ дополняется
статьями, принимаемыми в развитие Водного законодательства области.
     В то    же    время    в   перечне   нормативно-правовых   актов,
разрабатываемых в настоящее время  Министерством  природных  ресурсов,
нет  документов,  крайне  важных  для  области  и  объективно решающих
проблему лицензирования и  контроля  за  водопользованием  в  условиях
чрезвычайно   высокой   изменчивости   стока   рек,  преимущественного
использования подземных вод,  невозможности  обеспечения  необходимого
контроля в труднодоступных и удаленных районах.
     Концепция решения этих нормативных пробелов следующая.
     1. Обязательный  учет  взаимосвязи поверхностных и подземных вод,
что подразумевает установление как  общих,  так  и  дифференцированных
(поверхностные  -  подземные  водные  объекты)  пределов  допускаемого
забора воды по бассейнам рек  в  зависимости  от  условий  восполнения
подземных вод и их значения в меженном питании рек.
     2. Введение  принципа  косвенного  учета  воздействия  на  водные
объект;
     Это подразумевает     обязательный     порядок      использования
сертифицированных  водомерных устройств,  ответственности за нарушение
данного порядка, а также возможность расчета сброса сточных вод и масс
загрязняющих  веществ с использованием данных о заборе воды.  (Базовый
принцип  данной  методики:   сверхлимитный   объем   забора   воды   в
конце-концов  всегда  формирует  такой  же объем сверхлимитного сброса
неочищенных сточных вод).
     3. Разработка    и   утверждение   ряда   нормативно-методических
документов по вопросам проектирования, строительства, ввода в действие
и  эксплуатации объектов,  оказывающих наиболее сильное воздействие на
водные  объекты  Читинской  области  с  конкретизацией  для  отдельных
отраслей - предприятии золотодобычи, транспорта и др.
     4. Введение нормирования добычи строительных материалов из  русел
рек с ежегодным утверждением участков, лимитов изъятия и сопутствующих
условий с проведением конкурентных торгов.

                 5. Программный блок "Питьевая вода"

     5.1. Основные положения

     Проблема обеспечения населения  питьевой  водой  имеет  несколько
аспектов:
     социальный - бесперебойность подачи воды  и  ее  качество  должны
гарантироваться гражданам;
     медицинский - качество питьевой воды является одним  из  основных
показателей санитарно-эпидемиологического благополучия;
     политический -  обеспечение  качественной  водой  рассматривается
гражданами как критерий эффективности власти;
     экономический - затраты по обеспечению питьевой водой  составляют
одну   из  основных  расходных  статей  бюджетов  городов  и  поселков
городского типа,  стоимость  же  лечения  заболеваний,  вызванных  или
спровоцированных    некачественной    водой    не    поддается    даже
ориентировочной оценке.
     Цель данного   программного   блока   -   полное   удовлетворение
потребностей  населения  в  питьевой  воде  путем  создания   надежной
системы,  отвечающей  требованиям  к  объемам и качеству услуг в сфере
хозяйственно-питьевого  водоснабжения  и  обеспечивающей  безопасность
жизни и здоровья людей.
     Главными направлениями решения проблемы должны стать экономически
оптимальные взаимоувязанные мероприятия:
     - по оздоровлению источников водоснабжения;
     - по   повышению   технической  и  санитарной  надежности  систем
водоснабжения;
     Разработка большей  части  программных  мероприятий первой группы
должна осуществляться в первом программном  блоке  ("Восстановление  и
охрана  водных  объектов")  и  путем  формирования целевых показателей
качества воды с учетом требованием питьевого водоснабжения. Достижение
этих    показателей   гарантирует   не   только   улучшение   качества
поверхностных  вод,  но  и  связанных  с  ними  подземных,  являющихся
основным  источником  хозяйственно-питьевого  водоснабжения  в области
Поэтому  в  данном  программном  блоке  должны  рассматриваться   лишь
дополнительные  меры,  обеспечивающих  охрану  существующих и создание
новых источников.
     Основной же   акцент   должен   быть   направлен   на  разработку
программных  мероприятий  по  повышению   технической   и   санитарной
надежности   систем   питьевого   водоснабжения.   Учитывая   реальную
экономическую ситуацию  и  износ  систем  водоснабжения  в  программе,
должен  быть  разработан  нестандартный  комплекс мер,  обеспечивающих
качество питьевой воды  путем  решения  лишь  первоочередных  задач  с
затратами   в  несколько  раз  меньшими,  чем  путем  приведения  всех
компонентов  систем  водоснабжения  в  соответствие   с   действующими
российскими  нормами  (ориентированными  на экстенсивный путь развития
систем водоснабжения и не соответствующих международным стандартам).
     Стратегия должна строиться на долгосрочных и ближайших целях.
     Долгосрочные цели - полное, надежное, гарантированное обеспечение
населения качественной питьевой водой.
     Ближайшие цели:
     а) создание       механизма      двухсторонней      экономической
заинтересованности:
     потребителей -  в экономии воды,  организаций водообеспечения - в
бесперебойной подаче качественной воды;
     б) переход на лицензирование водопользования;
     в) осуществление неотложных мер  по  техническому  перевооружению
преимущественно  силами  и  средствами водопользователей и предприятий
водоснабжения;
     г) разработка    и    внедрение    муниципальных   (до   введения
соответствующих федеральных) норм проектирования систем водоснабжения,
ориентированных   на   экономию  воды  и  сокращение  эксплуатационных
расходов;
     д) введение в действие механизмов финансирования программы.
     Среднесрочные цели:
     а) обеспечение  качественных  показателей  воды  за счет создания
компактных децентрализованных станций  водоподготовки  (микрорайонных,
квартальных,  групповых),  ориентированных  исключительно  на питьевое
водоснабжение;
     б) поэтапная  реконструкция  сетей водоснабжения с использованием
антикоррозийнных материалов и покрытий;
     в) повышение надежности источников водоснабжения и водозаборов;
     г) постепенная либерализация тарифов на  воду  на  основе  гибкой
политики ценообразования и конкурентности в сфере водообеспечения.
     На последнем  этапе  должны  решаться  наиболее  дорогостоящие  и
трудоемкие  задачи,  обеспечивающие  гарантированное качество питьевой
воды и бесперебойность водообеспечения.
     В основу политики,  реализуемой программой,  должны быть положены
следующие концептуальные принципы:
     - государственные  гарантии  первоочередного обеспечения питьевой
водой населения;
     - государственный  контроль  и  регулирование  вопросов питьевого
водоснабжения;
     - учет и платность воды и услуг по водоснабжению;
     - гласность  в  решении  проблем  водоснабжения  и   формирования
тарифов;
     - конкурентность  на  рынке   услуг   по   водообеспечению   (без
принудительного разрушения существующей системы).
     (как товара) и ее доставку.  При этом оплачиваться должна  только
фактически использованная потребителем вода.
     Решение данной задачи позволит:
     - постепенно  сократить водопотребление питьевой воды до реальных
потребностей (не более 150 л/сут. на человека);
     - стимулировать  осуществление мероприятий по ликвидации утечек в
магистральных и распределительных сетях водопровода;
     - сократить расходы на водоподготовку, подачу воды потребителям и
очистку сточных вод (за счет уменьшения объемов забираемой воды);
     - создать условия для конкурентности в сфере водоснабжения.
     Схема решения представляется следующей.

     Первый этап.

     А. Установление тарифов платы за воду и канализацию для населения
за  1  куб.  м.  с учетом их постепенного повышения за счет сокращения
бюджетной дотационности.
     Б. Введение правил расчета платы за воду и канализацию:
     а) для  населения,  проживающего   в   квартирах,   оборудованных
индивидуальными  водомерами,  - за фактический объем потребляемой воды
аналогичный объем сточных вод;
     б) для  населения,  проживающего  в  квартирах,  не оборудованных
индивидуальными водомерами:
     в домах  с  общедомовыми водомерными приборами - за среднедушевое
потребление воды и сброс сточных вод  за  исключением  объемов  по  п.
Б(а);
     в домах без общедомовых водомерных приборов - за потребление воды
и сброс сточных вод в соответствии с действующими нормативами;
     при отсутствии  официально  зарегистрированных  жильцов  и  сдаче
квартир  в  найм  -  по  нормативам от общей площади квартиры (если не
произведено официальное отключение воды с опломбированием).
     В. Применение     экономических     стимулов    для    населения,
устанавливающего индивидуальные водомеры,  путем  временного  снижения
тарифов.
     Г. Дифференциация тарифов в зависимости от уровня доходов,  общей
площади жилья и степени его благоустройства.
     Д. Введение  повышенных  тарифов   на   воду   для   предприятий,
использующих  для  технологических  целей  воду  питьевого качества из
муниципальных систем водоснабжения.

     Второй этап.
     А. Введение  дифференцированных тарифов в зависимости от качества
потребляемой воды.
     Б. Внедрение     экономического     механизма,     стимулирующего
конкурентность при водообеспечении и выполнение взаимных  обязательств
(системы санкций за некачественную воду и перебои в водоснабжении).
     В. Введение  лимитов  водопотребления  для  населения  на  уровне
реальных  потребностей  с  дифференцированной  оплатой  сверхлимитного
потребления.
     Г. Внедрение  системы  страхования  водообеспечения  (страхование
водопотребления и страхование ответственности).

                     5.3. Технические мероприятия

     Мероприятия по источникам водоснабжения, не рассмотренные в блоке
"Восстановление и охрана водных объектов", предполагаются следующие:
     - завершение   создания   зон   санитарной   охраны    источников
водоснабжения;
     - разведка  и  обустройство  новых  источников  питьевого   и/или
промышленного   водоснабжения  (для  снижения  нагрузки  на  источники
питьевой воды);
     - улучшение условий восполнения запасов подземных вод.
     Мероприятия по  повышению  технической  и  санитарной  надежности
систем водоснабжения:
     - восстановление,   реконструкция    и    строительство    систем
водоснабжения    с   использованием   более   низких   удельных   норм
водопотребления;
     - постепенный   переход   на   использование   труб  с  защитными
покрытиями или их полимерных материалов для предупреждения  вторичного
загрязнения воды в водопроводящих сетях;
     - децентрализация систем водоподготовки;
     - строительство  систем  технического водоснабжения предприятий с
забором воды из поверхностных источников (р.р. Ингода, Чита);
     - применение   при   реконструкции   внутренних  систем  и  новом
строительстве   способов   разделения    питьевого    и    санитарного
водоснабжения.
     Учитывая необходимость  значительных   капитальных   вложений   в
реконструкцию  сетей  хозяйственно-питьевого  водоснабжения,  основным
способом решения проблемы качества питьевой  в  ближайшей  перспективе
является  децентрализация  водоподготовки,  заключающаяся  в  создании
микрорайонных,  квартальных и групповых  (на  несколько  жилых  домов)
компактных  станций  глубокой  очистки  питьевой воды с использованием
типовых   установок   малой    и    средней    производительности    с
обеззараживанием воды путем ее озонирования, сорбции модифицированными
цеолитами или другими прогрессивными методами.  Это во многом  снимает
остроту  проблемы  вторичного  загрязнения  за счет сокращения пути от
станции  очистки  до  потребителя,  а  также  исключает  необходимость
очистки всего объема забираемой воды, часть которой затем используется
в технологических процессах и теряется в результате утечек.

     5.4. Нормативно-правовое обеспечение

     Нормативно-правовое обеспечение  программного   блока   "Питьевая
вода"  должен обеспечивать правовую базу предусмотренных экономических
и технических мероприятий.
     Правовую основу  предлагаемых  мер  может  обеспечить Федеральный
Закон "О питьевой воде",  внесенный в  Государственную  Думу,  который
определяет:
     - основные принципы хозяйственно-питьевого водоснабжения;
     - функции    органов   местного   самоуправления   и   специально
уполномоченных органов;
     - обязанности и права исполнителей услуг и водопотребителей;
     - механизм исполнения Закона,  в  частности,  путем  постепенного
перехода к самоокупаемости.
     Внутриобластные нормативные акты  должны  создавать  условия  для
реализации экономических и технических мероприятий. Наиболее сложный и
в то же время крайне актуальный вопрос - необходимость применения ряда
положений,  не  соответствующих действующим СНиПам (которые до сих пор
не приведены в соответствие с международными  стандартами  в  вопросах
удельных норм водопотребления,  используемых материалов,  надежности и
др.) При принятии областного Закона "О регулировании водных  отношений
в  Читинское  области"  решение  данных  вопросов несколько упрощается
введением статьи о целесообразности  в  обоснованных  случаях  прямого
использования международных стандартов.  До принятия Закона для нового
строительства и  реконструкции  целесообразно  использование  наиболее
жестких  требований  действующих  нормативов  -  путем их фиксирования
Постановлением Главы администрации области.

              6. Программный блок "Защита от наводнений"

     6.1. Основные положения

     В основу  концепции  защиты  от  наводнений  положены   следующие
принципы:
     - значительного сокращения ущерба  от  наводнении  (в  абсолютных
показателях)  невозможно  достигнуть  в  масштабах области,  поскольку
существует  принципиальная  (экономически  обоснованная)   возможность
защиты  о  подавляющего  большинства,  но  лишь сравнительно небольших
паводков. В то же время на катастрофические наводнения (несмотря на их
редкую повторяемость), приходится основная доля ущерба;
     - отсутствуют    меры,    позволяющие    достигнуть    абсолютной
безопасности,    поэтому    противопаводковые    мероприятия    должны
обеспечивать допускаемый для общества уровень опасности наводнений;
     - существует     своеобразный    государственный    долг    перед
землепользователями и  жителями  пойм,  которым  органы  власти  ранее
произвели отвод периодически затапливаемых земель.
     Стратегической (общей) целью мероприятий по защите от  наводнений
является  создание  условий  для  устойчивого  развития паводкоопасных
территорий.  Достижение этой цели позволит снять  остроту  проблемы  и
устранить  противоречия,  возникающие при использовании паводкоопасных
территорий.
     Для этого необходимо
     В связи с тем,  что общая цель не имеет оценочных показателей, ее
целесообразно разделить на две основные цели:
     - уменьшение ущерба от паводков частой повторяемости,
     - смягчение возможных последствий катастрофических наводнений.
     Сложность организации  эффективной   защиты   от   наводнений   и
обусловлена   противоречиями,  заключенными  в  этих  основных  целях,
поскольку при попытке уменьшить ущерб только  от  часто  повторяющихся
наводнений  (без  учета второй цели) создаются "благоприятные" условия
для  резкого  возрастания  ущерба  от   кaтacтpoфичecкиx   наводнений.
Поэтому,   для   достижения   поставленных   основных   целей   должны
осуществляться    комплексные,    взаимообусловленные     мероприятия,
направленные на:
     - устранение или нейтрализацию причин,  вызывающих рост ущерба от
наводнений;
     - создание экономически эффективной  защиты  существующих  ценных
объектов;
     - обеспечение условий для минимизации ущерба при катастрофических
наводнениях.
     Тогда основные  задачи   противопаводковых   мероприятий   должны
заключаться в:
     - регулировании   хозяйственного   использования   паводкоопасных
территорий;
     - повышении надежности существующих защитных сооружений;
     - развитии системы прогнозирования и оповещения;
     - организации эвакуации населения и материальных ценностей;
     - осуществлении экстренных инженерно-технических мероприятий;
     - строительстве экономически эффективных и социально  необходимых
защитных сооружении;
     - компенсации ущерба от наводнений.

     6.2. Регулирование  хозяйственного  использования  паводкоопасных
территорий
     Основной комплекс  привентивных  мер  должен  быть  направлен  на
устранение причин роста ущерба от наводнений. Поскольку основной такой
причиной    является    неконтролируемое    хозяйственное     развитие
паводкоопасных  территорий,  то  и первоочередная задача заключается в
создании механизма управления этим процессом.
     Государственное регулирование     использования    паводкоопасных
территорий области предусматривает необходимость осуществления мер  по
сдерживанию  роста стоимости зданий,  сооружений,  другого имущества и
повышению их устойчивости к затоплению, воздействию водного потока.
     Сдерживание роста   стоимости   зданий,   сооружений   и  другого
имущества  нa  территориях,  подверженных  угрозе  затопления   должно
реализовываться за счет:
     - ограничения или прекращения нового землеотвода;
     - введения   ограничений   на  создание  новых  рабочих  мест  на
предприятиях, расположенных на территориях с высокого риска.
     - запрещения отдельных видов использования земли;
     - стимулирования  мер  по  переселению   населения   и   переносу
производства др.
     Повышения устойчивости  зданий  и  сооружений  к   затоплению   и
воздействию водного потока можно достигнуть за счет:
     - создания резервных систем жизнеобеспечения;
     - разработки      и      реализации      планов     высвобождения
(перепрофилирования) жилых помещений на первых этажах зданий;
     - закрепления сооружений из легких конструкций и др.
     Механизм контроля  за  использованием  паводкоопасных  территорий
должен  основываться  на  экономическом  стимулировании мероприятий по
уменьшению  потенциального  ущерба  от  наводнений   и   использовании
административных мер, в том числе:
     - согласованием  условий  землеотвода   и   землепользования   на
паводкоопасных территориях;
     - экспертизой проектной документации.

      6.3. Повышение надежности существующих защитных сооружений

     Мероприятия данного раздела должны  основываться  на  результатах
обследования   существующих   сооружений   защиты  от  наводнений.  На
большинстве  из   них   эксплуатационные   и   ремонтные   работы   не
производились  в  течении  десяти  и  более лет,  а в ряде случаев - с
момента   ввода   в   эксплуатацию.   Кроме   того,   многие   системы
противопаводковой защиты являются бесхозными.
     При разработке программе по  существующим сооружениям должны быть
определены:
     - мероприятия по их восстановлению до проектных параметров;
     - в   необходимых   случаях  обоснованы  и  разработаны  меры  по
повышению их класса капитальности;
     - собственник     сооружении     и    источники    финансирования
эксплуатационных мероприятий.

                     6.4. Комплекс экстренных мер

     Поскольку величина ущерба во многом зависит от  мер,  принимаемых
непосредственно в период наводнений, то данные мероприятия должны быть
заранее спланированы.
     Одна из  важнейших  мер  в  этом  комплексе - создание и развитие
информационной системы прогноза  наводнений  и  оповещения  населения.
Создание автоматизированной системы должно предусматривать разработку:
     - схемы    размещения    пунктов    автоматического     измерения
гидрометеорологических элементов;
     - состава измерений, интервалы передачи данных и каналы связи;
     - методик  и  видов  прогнозов (по критическим уровням,  русловым
запасам др.).
     Экстренные инженерно-технические  мероприятия,  разрабатываемые в
программе,  должны обеспечивать  возможность  оперативного  устранения
повреждений   противопаводковых   сооружении,   размывов,   ликвидацию
подпоров.
     Для этого необходимо выполнить:
     - обоснование  необходимой  номенклуатуры  и  объемов   резервных
материалов  и  оборудования  (для  заделки проранов дамб,  отвода воды
из-за дамбового пространства и т.д.), мест их размещения;
     - разработать экстренные организационные меры по эвакуации людей,
скота,  вывозу материальных ценностей из  зон  затопления  при  угрозе
опасного или стихийного наводнения;
     - оценку потребностей в технике;
     - организацию работ.

                6.5. Строительство защитных сооружений

     Создание новых противспаводковых сооружений следует рассматривать
главным  образом,  как  необходимую  меру,  используемую  для   защиты
населенных  пунктов.  При этом строительные меры должны осуществляться
одновременно с введением механизма  контроля  за  использование  таких
территорий,  поскольку  любые  защитные  мероприятия  в конечном итоге
ведут  к  ускоренной   застройке   и   провоцируют   дальнейший   рост
потенциального ущерба (в связи с ограниченной надежностью сооружений).
     Строительство противопаводковых     сооружений     для     защиты
сельскохозяйственных    земель    и   промышленных   объектов   должно
основываться  на  экономическом  расчете  и  обеспечивать  окупаемость
вложений с учетом величины остаточного ущерба.
     Программные мероприятия   этой   группы   будут   предусматривать
строительство  защитных  дамб,  нагорных  каналов,  насосных станций и
сопутствующего берегоукрепления.  В качестве альтернативного  варианта
для  защиты  г.  Читы и пригородов предполагается рассмотреть вопрос о
регулировании стока рек Читы  и  Ингоды  водохранилищами  комплексного
назначения  (для  обеспечения экологического стока,  улучшения условий
восполнения  запасов  подземных  вод,  организации   промышленного   и
сельскохозяйственного водоснабжения, а также малых ГЭС).
     Возможно строительство    защитных    сооружений    для    защиты
водозаборов,   находящихся   в   речных  долинах  в  зонах  затопления
паводковыми водами.

                     6.6. Экономический механизм

     Экономические меры должны обеспечивать:

     - компенсацию ущерба при наводнениях;
     - стимулирование   рационального   использования   паводкоспасных
территорий;
     - финансовое обеспечение противопаводковых мероприятий.
     Зарубежный опыт (в частности - США) показывает,  что  основой  не
только  экономических мер,  но и всей системы противопаводковой защиты
может являться государственная система специализированного страхования
от наводнений.
     Система страхования должна обеспечивать решение следующих задач:
     - страховые тарифы должны быть доступными большинству населения и
предприятий,  но в то же время страхование в  совокупности  с  другими
экономическими  мерами  должно  обеспечивать страхователям компенсацию
ущерба при наводнениях любой силы;
     - условия  страхования  должны  учитывать не только вероятностный
характер наводнений,  но и  стимулировать  рациональное  использование
паводкоопасных территорий;
     - система   страхования   должна    обеспечивать    экономическую
эффективность  инвестиций   страховых   средств   в  противопаводковые
мероприятия.
     Разработанные схемы   организации   страхования  и  сопутствующие
административные  меры  воздействия  свидетельствуют,  что  решение  в
полной  мере  всех  перечисленных  задач возможно лишь при организации
общефедеральной системы страхования.  В то же время возможны  и  схемы
организации  страхования  как  на уровне Субъекта Федерации,  так и на
межрегиональном уровне.
     Кроме страхования возможен и ряд других экономических мер:
     - введение на территориях,  защищенных  от  наводнений  (за  счет
бюджетных  источников) повышенных ставок земельного налога.  Указанная
надбавка,  отражающая  часть   дополнительного   чистого   дохода   от
использована    земель    (земельная    рента-II),   направляется   на
финансирование противопадковых мероприятий;
     - введение  штрафных  санкций  за нарушение правил хозяйственного
использования паводкоопасных территорий и др.

                 6.7. Нормативно-правовое обеспечение

     Эффективное использование методов административного  контроля  за
паводкоопасными  территориями  и внедрение системы специализированного
страхования (как основного источника компенсации ущерба от наводнений)
является невозможным в связи с неотрегулированностью" законодательства
в  целом  ряде  вопросов.  Восточным  филиалом  РосНИИВХ   разработано
концептуальное   содержание   закона   "О   защите   от   наводнений",
регулирующего     организационные     вопросы     создания      систем
противопаводковой  защиты,  прогнозирования  наводнений,  контроля  за
использованием паводкоопасных территорий, ответственности за нарушение
паводкорегулирующей  способности  водосборов  и создание искусственных
подпоров,   компенсации   ущерба,   финансирования   противопаводковых
мероприятий и др.
     Без Федерального Закона основу нормативную основу противопадковой
политики   в   области   могут   составлять   "Правила  хозяйственного
использования   паводкоопасных    территорий    Читинской    области",
принимаемые областной Думой и имеющие силу закона.

    7. Финансовое и материально-техническое обеспечение программы

     7.1. Финансовое обеспечение
     При определении  источников   финансирования   Программы   должны
решаться следующие задачи:
     - определение  для  каждого  программного  мероприятия  источника
финансирования: средства водопользователей, бюджетное или внебюджетное
финансирование;
     - разработка  механизмов  формирования  бюджетных  и внебюджетных
источников.
     При распределении   программных   мероприятий  между  источниками
финансирования используются следующие принципы:
     а) мероприятия  по создания и реконструкции ВХС водопользователей
до нормативных требований должны осуществляться за счет средств  самих
водопользователей;
     б)   если   программой   предусмотрены  мероприятия,  позволяющие
снизить  требования к водопользователям, то часть экономии средств они
должны  направлять  на  финансирование мер общего характера, т.е. - на
формирование внебюджетных источников:
     б) мероприятия по  ликвидации  очагов  загрязнения  на  водосборе
должны осуществляться за счет средств виновной стороны;
     в) бюджетные и внебюджетные источники  должны  использоваться  на
финансирование  мероприятий общего характера и на ликвидацию бесхозных
очагов загрязнения.
     При разработке  механизмов  формирования бюджетных и внебюджетных
источников финансирования Программы предполагается не использовать для
этих  целей  существующих источников формирования областного и местных
бюджетов.
     Бюджетные и    внебюджетные    внутриобластные    источники    (в
соответствии с ВК РФ и Законом "О недрах"):
     а) плата   на   восстановление   и  охрану  водных  объектов  (за
использование водных объектов как с изъятием,  так и без изъятия воды)
формирует  целевой  бюджетный  фонд  восстановления  и  охраны  водных
объектов;
     6) не менее 80% средств, поступающих в целевой экологический фонд
за сверхлимитный сброс сточных вод и сброс сточных вод  ненормативного
качества.
     в) плата на воспроизводство подземных вод,  поступающая в целевой
бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
     г) плата за пользование водными объектами (водный налог);
     д) возможно привлечение частного капитала.
     Предлагаемая схема   формирования    внутриобластных    бюджетных
источников  не  означает объединения целевых фондов по п.п.  а)-в),  а
лишь консолидацию их направлений использования  для  достижения  общих
целей. Водный налог, предусмотренный последним пунктом, в соответствии
с ВК РФ не имеет целевого назначения, но также может быть направлен на
финансирование  программных  мероприятий  (после сокращения бюджетного
дефицита).
     Прямое финансирование    программных    мероприятий    за    счет
Федерального  бюджета  не   представляется   возможным   в   связи   с
территориальным   характеров   Программы.  Поэтому  программные  блоки
представляются  в  Правительство   РФ   в   качестве   соответствующих
самостоятельных   Территориальных   программ  -  т.е.  территориальных
разделов действующих и разрабатываемых Федеральных целевых программ:
     - "Обеспечение населения России питьевой водой";
     - "Защита  от  затопления  и  подтопления   городов,   населенных
пунктов,  объектов  народного  хозяйства и ценных земель на территории
Российской Федерации";
     - "Амур".
     Кроме того,  ряд мероприятий  Программы  (в  вопросах  ликвидации
загрязнения с водосборной поверхности,  восстановления условий питания
малых рек,  замены технологий обеззараживания  сточных  вод,  созданию
систем  мониторинга  и  др.),  могут  быть  включены в территориальные
подразделы следующих ФЦП:
     - "Отходы":
     - "Защита  населения  и   окружающей   среды   от   диоксидов   и
соединений";
     - "Создание единой системы экологического мониторинга  Российской
Федерации";
     - "Лесовосстановление в России" и др.
     Внебюджетные источники  финансирования  Программы  представляются
следующими:
     а) внедрение  экологического  и  водохозяйственного  страхования,
специализированного страхования от наводнений с инвестированием  части
дохода на финансирование программных мероприятий,  снижающих страховой
риск;
     б) внедрение     механизма     конкурентных    торгов    лимитами
водопользования, осуществляемою без изъятия воды;
     в) реинвестирование  части  дохода  от продажи водопользователями
собственных лимитов при достижении ими параметров  ВХС,  превосходящих
программные требования;
     г) кредиты на  организацию  необходимых  производств  по  выпуску
продукции   для   реализации   Программы   и  на  создание  унитарного
предприятия;
     д) самоокупаемость    или    частичная    окупаемость   отдельных
мероприятий за счет реализации извлекаемых и перерабатываемых ресурсов
(органических  удобрений на основе озерного сапропеля и активного ила,
песчанно-гравийной смеси и затонувшей древесины и т.д.)
     Одним из   важных   источников   финансирования  Программы  может
являться  экономический  механизм  участия   области   в   бассейновых
соглашениях  с соседние,  Субъектами Федерации.  Возможность выгодного
участия в  данных  соглашениях  заложена  в  географическом  положении
области,  которое  во  многом  определяет  качество водных ресурсов на
территории соседних Субъектов Федерации.  Активное участие  области  в
вопросах  подготовки  и подписания договоров,  развивающих бассейновые
соглашения создают возможность долевого финансирования:
     а) путем    отнесения    части    планируемых    мероприятий    к
общебассейновым;
     б) созданием   механизма,   при  котором  обеспечивается  долевое
финансирование  мероприятий,  позволяющих  достигнуть  более   высоких
нормативов,  чем  предусмотрено соответствующим этапом территориальной
Программы.

               7.2. Материально-техническое обеспечение

     В данном  разделе  программы   должна   быть   выполнена   оценка
потребности  в  строительных ресурсах и в технологическом оборудовании
для реализации всей Программы и  ее  отдельных  этапов.  На  основании
потребности   должен   быть   выполнен   анализ  возможности  покрытия
дополнительной   потребности   в   материально-технических    ресурсах
предприятиями   области   и   обоснована  возможность  создания  новых
производств.  При этом предполагается оценить и  возможность  поставки
производимого в рамках Программы водоохранного оборудования за пределы
области;  наиболее  реальные  возможности  для  этого  возникают   при
размещении  заказов на изготовление модульных станций водоподготовки и
очистки  сточных  вод  на  предприятиях  ЗабЖД  и   ЗабВО,   поскольку
собственная  потребность данных ведомств в таком оборудовании (по зоне
их деятельности)  сопоставима  с  потребностями  для  реализации  всей
Программы.

                       8. Кадровое обеспечение

     В данном  разделе  программы необходимо дать оценку потребности в
инженерно-технических  и  рабочих  кадрах  для  реализации  намечаемых
мероприятий.
     Если для выполнения таких работ как  берегоукрепление,  расчистка
русел рек,  обустройство водоохранных зон, строительство дамб и других
земляных работ проблем с кадрами не ожидается,  то  для  осуществления
биоинженерных   мероприятий,   монтажа   и   наладки  технологического
оборудования очевидно потребуется подготовка  соответствующих  кадров.
Подготовку  и переподготовку рабочих кадров целесообразно осуществлять
путем  организацией  специальных  курсов,   а   инженерно-технического
персонала  -  в  Читинском  Государственном техническом университете в
рамках  действующих   специальностей   "Геология   и   гидрогеология",
"Комплексное  использование  и  охрана  водных ресурсов".  "Инженерная
защита окружающей среды", "Мелиорация, рекультивация и охрана земель",
"Городское строительство".

            9. Этапность разработки и реализации программы

     Разработка программы осуществляется в три этапа:

     1 этап  -  доработка  концепции  и  ее  согласование,  разработка
экономического механизма и первоочередных нормативных актов, структуры
информационного   обеспечения  программы,  обоснование  первоочередных
(неотложных) мероприятий на 1998-2000 гг.;
     2 этап   -   разработка  мероприятий  по  бассейну  р.  Ингоды  и
первоочередных мероприятий по другим бассейнам;
     3 этап  -  разработка  мероприятий  по  основным речным бассейнам
области формирование собственно программы.
     Программные мероприятия подразделяются на три этапа:
     - первоочередные (1998-2000 гг.):
     - среднесрочные (2001-2005 гг.);
     - долгосрочные.
     Программа подлежит  периодической  корректировке  при  достижении
определенных показателей с  учетом  социально-экономического  развития
области, изменений нормативной базы и научно-технического прогресса.

                  10. Научное обеспечение программы

     Научное обеспечение   направлено  на  решение  задач  программных
блоков и программы в целом в соответствии с  этапностью  разработки  и
реализации программы. Программа научного обеспечения разрабатывается и
реализуетется в соответствии с планом научных работ,  утверждаемым  на
каждый этап программы.
     Научные исследования,  проектные разработки и другие  аналогичные
мероприятия   выполняются   на   конкурсной   основе,  за  исключением
мероприятий и исследований,  направленных на создание и  реконструкцию
водохозяйственных  систем  водопользователей,  проводимых  ими за счет
собственных средств.  Вместе с тем,  водопользователи вправе объявлять
конкурс   на   соответствующую   разработку   через  орган  управления
программой или самостоятельно.

          11. Управление разработкой и реализацией программы

     Координация разработки  и  реализации  программы   осуществляется
специально созданным Советом, в состав которого входят представители;
     - администрации области;
     - областной думы;
     - специально уполномоченного государственного  органа  в  области
охраны окружающей среды;
     - специально уполномоченного  государственного  органа управления
использованием и охраной водного фонда;
     - специально уполномоченного государственного  органа  управления
использования и охраной недр;
     - государственного  органа  по  гидрометеорологии  и  мониторингу
окружающей среды;
     - других заинтересованных государственных органов;
     - водопользователей;
     - общественных организаций.

  Приложение. Перечень первоочередных нормативно-правовых документов

     1. Договор о разграничении предметов ведения в вопросах владения,
пользования  и  распоряжения  территориальными водными объектами между
Правительством РФ и Администрацией Читинской области.
     2. Закон  Читинской  области  "О регулировании водных отношений в
Читинской области".
     3. Закон   Читинской  области  "Об  использовании  паводкоопасных
территории".
     4. Постановление  Главы  администрации  области  "О порядке учета
водопользования,  осуществляемого без забора воды  и  установления  их
лимитов".
     5. Постановление Главы администрации области "О порядке  контроля
за использованием водных ресурсов,  сбросом сточных вод и загрязняющих
веществ".
     6. "Порядок   косвенного  учета  использования  водных  ресурсов,
сброса сточных вод и загрязняющих веществ".  Утверждается Комитетом по
водному хозяйству,  Комитетом по геологии и охране недр,  Комитетом по
экологии.
     7. "Порядок  учета  взаимосвязи подземных и поверхностных вод при
лицензировании   водопользования   и   в   проектной    документации".
Утверждается  Комитетом по водному хозяйству,  Комитетом по геологии и
охране кедр, Комитетом по экологии.
     8. "Временные требования по соблюдению водоохранных  нормативов в
проектах  отработки  россыпных  месторождений   золота"   Утверждаются
Комитетом  по водному хозяйству,  Комитетом по геологии и охране недр,
Государственным комитетом по охране  окружающей  среды,  Забайкальским
Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Информация по документу
Читайте также