Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Читинской области от 03.08.1999 № 886

 
                Глава администрации Читинской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                               г. Чита

         03.08.1999 г.                                  N 886
                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Забайкальского края
                                         от 01.04.2010 г. N 123
О создании объединенной
системы дежурно-диспетчерских
служб Читинской области

     Во исполнение  Закона  Читинской  области  "О  защите населения и
территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного
характера", в соответствии с Приказами МЧС России от 25.08.98 г. N 517
"О  мероприятиях  по  реализации  поручения  Правительства  Российской
Федерации   от   16.07.98   г.   N   БН-П4-20705  "О  создании  единых
дежурно-диспетчерских служб",  от 28.06.99  г.  N  331  "О  дальнейших
работах     по     созданию    автоматизированной    системы    единых
дежурно-диспетчерских служб в  субъектах  Российской  Федерации"  и  в
целях  создания  сети  резервной  аварийной  радиосвязи  на территории
области,  обеспечения оперативности действий сил постоянной готовности
и   служб  экстренного  реагирования  при  возникновении  чрезвычайных
ситуаций,  в том числе возникших в  результате  военных  действий  или
вследствие этих действий,

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Создать  объединенную  систему  дежурно-диспетчерских служб на
территории  Читинской  области   (объединенная   дежурно-диспетчерская
служба - ОДДС).
     2. Главному управлению по делам ГО и ЧС Читинской области (Пестов
В.М.)   создать   на   базе  общественной  организации  радиолюбителей
Читинской области и сети радиосвязи общегражданского диапазона (ОООПКП
"Алвиго")   по   согласованию   с  Госсвязьнадзором  (Ставицкий  В.Н.)
радиолюбительскую аварийную службу  как  основу  объединенной  системы
дежурно-диспетчерских  служб  и  организаций  на  территории Читинской
области.
     3. Утвердить      Временное     положение     об     объединенной
дежурно-диспетчерской службе (ОДДС) Читинской  области,  концепцию  ее
развития  на  период  до  2001  года  и  Положение о радиолюбительской
аварийной службе Читинской области.
     4. Рекомендовать  главам администраций муниципальных образований,
руководителям  заинтересованных  организаций   и   служб   экстренного
реагирования области в соответствии с концепцией развития объединенной
дежурно-диспетчерской службы Читинской области на период до 2001  года
создание   единых   дежурно-диспетчерских  служб  на  подведомственных
территориях,  предусмотреть  включение  существующих   и   создаваемых
дежурно-диспетчерских   служб   территорий   и  организаций  в  состав
объединенной дежурно-диспетчерской службы области.
     5. В  целях  создания  единого  информационного  пространства  по
вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в системе
гражданской    обороны    руководителям    структурных   подразделений
администрации  области,   администраций   муниципальных   образований,
организаций,   независимо   от   их   организационно-правовых  форм  и
ведомственной принадлежности,  обеспечить  предоставление  возможности
прямого  доступа  в  корпоративные  и локальные сети связи,  а также к
информационным ресурсам соответствующих дежурно-диспетчерских служб по
линии объединенной дежурно-диспетчерской службы Читинской области.
     6. Контроль за исполнением  постановления  возложить  на  первого
заместителя  Главы  администрации - председателя КЧС Читинской области
Окунева В.В.

     И.о. Главы администрации          В. Окунев


                                              Утверждено
                                   Постановлением Главы администрации
                                            Читинской области
                                         от 03.08.1999 г. N 886

                              ПОЛОЖЕНИЕ
              о радиолюбительской аварийной службе (РАС)
                          Читинской области


                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     В соответствии  с опытом,  приобретенным органами управления всех
уровней на территории Читинской области,  очевидно, что предупреждение
и  ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  являются  актуальными  задачами
областной администрации,  органов муниципального  управления,  органов
управления  по  делам  ГО  и  ЧС,  существующих  служб  и  организаций
различного уровня,  имеющих свои сети  и  системы  оперативной  связи:
поисково-спасательной     службы     МЧС    России,    государственной
противопожарной службы,  подразделений экстренной медицинской  помощи,
аварийных  служб  коммунального хозяйства,  охраны лесов,  спасения на
водах,  криминальной  милиции,  ГИБДД,   радиационной   и   химической
безопасности,   горноспасателей   и   др.,  и  требуют,  как  правило,
координации их совместных действий.
     Большая протяженность  территории  области  с  севера  на  юг и с
запада   на   восток,   ее   трансграничный   характер,   концентрация
материальных  и людских ресурсов,  сложные природные условия,  наличие
значительного количества объектов повышенного риска, объектов, имеющих
важное  оборонное значение,  слабо развитая сеть коммуникаций,  но,  в
тоже    время,    наличие    магистральных     транспортных     систем
общегосударственного  значения,  что  определяет  высокую  вероятность
возникновения чрезвычайных  ситуаций,  повышенную  опасность  жизни  и
здоровью населения,  а также недостаточное развитие систем оперативной
связи при управлении рисками и наличие достаточно  разветвленной  сети
радиолюбительской   аварийной   связи   Сибирского,  Забайкальского  и
Дальневосточного  регионов  с  координационным  центром  в   г.   Чите
показывает   необходимость   объединения  радиолюбителей  в  интересах
области  в  общественную  организацию  -  радиолюбительскую  аварийную
службу  с целью обеспечения круглосуточного приема срочной оперативной
информации   от   населения   -   через    представителей    аварийной
радиолюбительской  службы;  из районов области - от специализированных
аварийно-спасательных   формирований,   ведомственных   узлов   связи,
оперативных  групп,  направленных  в зоны чрезвычайных ситуаций (очаги
поражения)-  через  экипажи  подвижной  аварийной  службы   связи   об
обстановке  на  дорогах,  в лесах,  криминальной обстановке,  авариях,
катастрофах и  стихийных  бедствиях,  о  масштабах  очагов  поражения,
прогноза   и  информации  от  организаций  мониторинга  обстановки  на
территории области.

           II. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОЙ
                        АВАРИЙНОЙ СЛУЖБЫ (РАС)

     Целью создания   радиолюбительской   аварийной  службы  Читинской
области является:
     - оказание  помощи  гражданам,  государственным,  общественным  и
частным  организациям  на  территории   области   в   обеспечении   их
радиосвязью  при  угрозе  возникновения  и в зонах стихийных бедствий,
промышленных аварий и катастроф,  а также в ходе аварийно-спасательных
и  других неотложных работ в зонах поражения;  повышение эффективности
управления привлекаемыми  силами  постоянной  готовности,  средствами,
службами экстренного реагирования (вызова),  координации их совместных
действий;
     - повышение   уровня   и   оперативности  информирования  органов
управления,  организаций  и  населения   об   обстановке,   о   фактах
чрезвычайных  ситуаций,  происшествиях,  а  также  принимаемых  по ним
мерах.
     Радиолюбительская аварийная  служба  является неотъемлемой частью
объединенной дежурно-диспетчерской службы (ОДДС) Читинской  области  и
находится в постоянной готовности к действиям.

            III. СОСТАВ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОЙ АВАРИЙНОЙ СЛУЖБЫ

     В состав службы организационно входят:
     - центр аварийной радиолюбительской связи ОДДС - в составе штатов
Главного управления по делам ГО и ЧС Читинской области;
     - служба  общественных   диспетчеров:   члены   радиолюбительской
аварийной   службы   и   общественные  объединения  радиолюбителей  на
территории Читинской области.
     Членами радиолюбительской   аварийной  службы  могут  быть  лица,
достигшие возраста 18 лет,  а  также  юридические  лица,  общественные
объединения  радиолюбительской направленности,  оказывающие содействие
работе центра аварийной радиолюбительской связи Главного управления по
делам ГО и ЧС области.
     Радиолюбители, входящие в  оперативный  состав  радиолюбительской
аварийной службы,  не преследуют иных целей,  кроме как оказание своей
аппаратурой и квалификацией безвозмездной помощи в ней нуждающимся.
     В члены  службы принимаются радиолюбители,  подавшие заявление на
имя начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Читинской области,
согласованное  с  координатором  радиолюбительской аварийной службы по
Читинской области.
     Координатор, на  основании решения начальника Главного управления
по делам ГО и ЧС области,  регистрирует члена и  выдает  ему  членское
удостоверение и знак установленного образца.
     Для лиц,  имеющих автомобиль  и  автомобильную  радиостанцию,  по
согласованию  с  ГИБДД  дополнительно  выдаются  опознавательные знаки
установленного образца  (наклейки)  на  ветровые  стекла  автомобилей,
которые  призваны  проинформировать  граждан,  что владелец автомобиля
является членом  радиолюбительской  аварийной  службы  -  общественным
диспетчером и обязан оказать им помощь в предоставлении радиосвязи для
передачи срочных сообщений на радиоцентр службы об оказании экстренной
помощи.
     Владелец автомобиля -  член  радиолюбительской  аварийной  службы
отступлениями   от   Правил  дорожного  движения  не  пользуется.  При
радиообмене  в   условиях   чрезвычайной   ситуации   владельцы   этих
автомобилей  имеют  право проезда в район чрезвычайной ситуации,  очаг
поражения под запрещающие знаки: 3.2, 3.27, 3.28, 3.3, 4.4.
     4.6 Правил и под красный сигнал светофора.

     Член радиолюбительской аварийной службы обязан:
     - предоставлять средства радиосвязи сотрудникам оперативных служб
и    силовых   ведомств,   представителям   административных   органов
управления,  руководителям организаций и учреждений,  независимо от их
организационно-правовых    форм    и   ведомственной   принадлежности,
гражданам,  оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации,  очаге поражения
или нуждающимся в экстренной помощи;
     - передавать    аварийные    сообщения    в    центр    аварийной
радиолюбительской связи на установленных аварийных радиочастотах.
     Радиолюбитель может  выйти  из  состава  службы  по  собственному
желанию (подав заявление) или он может быть исключен из состава службы
без его согласия при невыполнении возложенных на него  обязанностей  -
за  недоверие как к общественному диспетчеру решением начальника ГУ по
делам  ГО  и  ЧС  Читинской  области  по  представлению   координатора
радиолюбительской аварийной службы.

             IV. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРАВА
                  РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОЙ АВАРИЙНОЙ СЛУЖБЫ

     Служба призвана решать следующие задачи:
     - сбор  информации  (в  том  числе от населения и учреждений сети
мониторинга),   оценка   достоверности   и    распространение    между
дежурно-диспетчерскими  службами (ДДС) городов,  районов и организаций
информации об угрозе возникновения  или  факте  чрезвычайной  ситуации
(ЧС)  (применения  средств  поражения),  происшествиях,  требующих  их
совместных действий,  доведение информации  до  нижестоящих  структур,
дежурно-диспетчерских служб и руководителей, по подчиненности;
-  контроль  и  передача данных об
обстановке,  принимаемых мерах,  перечне привлекаемых сил и служб,  их
экстренное  оповещение;  передача распоряжений до привлекаемых служб и
сил  постоянной  готовности,  обеспечение  их  связью;
     - обобщение  информации  за  сутки  дежурства  об  обстановке,  о
возникших  чрезвычайных ситуациях и происшествиях,  а также ходе работ
по их ликвидации и представление итоговых докладов по подчиненности.
Радиолюбительская
аварийная служба при угрозе или возникновении  чрезвычайной  ситуации,
наряду  с  руководством  администраций городов,  районов,  городских и
районных служб и организаций, несет ответственность за своевременность
доведения до соответствующих органов управления и служб имеющейся в ее
распоряжении информации для принятия  необходимых  экстренных  мер  по
защите   и   спасению  людей,  материальных  и  культурных  ценностей.
     Оперативный состав радиолюбительской аварийной службы имеет право
самостоятельно принимать решения по оповещению соответствующих органов
управления,  радиолюбителей,  населения (в рамках  своих  полномочий),
если   возникшая  обстановка  не  дает  возможности  для  согласования
экстренных  действий  с  руководством  по  подчиненности,  областными,
городскими и районными службами.
     Взаимодействующим органом  в   составе   областной   объединенной
дежурно-диспетчерской службы  по  вопросам  сбора,  обработки и обмена
информацией об обстановке, о чрезвычайных ситуациях или предпосылках к
ним,  а  также  координирующим органом по вопросам совместных действий
радиолюбительской аварийной службы с  дежурно-диспетчерскими  службами
городов,  районов  и  организаций на территории области является центр
аварийной радиолюбительской связи ОДДС области.

       V. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОЙ
                       АВАРИЙНОЙ СЛУЖБЫ ОБЛАСТИ

     Центр аварийной    радиолюбительской    связи   Центр   аварийной
радиолюбительской  связи  области  организационно  входит   в   состав
объединенной дежурно-диспетчерской службы Читинской области и является
штатным подразделением Главного управления по делам ГО  и  ЧС  области
без  увеличения  штатной численности Главного управления по делам ГО и
ЧС с правами органа повседневного  управления  областной  комиссии  по
чрезвычайным  ситуациям  (КЧС)  и  Главы  администрации  -  начальника
гражданской обороны области.
     Центр аварийной   радиолюбительской  связи  является  вышестоящим
органом на территории области по отношению к общественным организациям
любительской  радиосвязи  и  рядовым радиолюбителям Читинской области,
входящим в радиолюбительскую аварийную  службу  области,  осуществляет
круглосуточное  дежурство,  имеет  полномочия координирующего органа в
составе органов повседневного управления КЧС области.
     Центр аварийной радиолюбительской связи включает в себя:
     - пункт управления;
     - узел аварийной коротковолновой связи;
     - узел аварийной ультракоротковолновой связи;
     - подвижный пункт аварийной связи;
     - средства радиосвязи общегражданского диапазона.
     Совокупность взаимосвязанных   систем   и  средств  связи  центра
составляет автоматизированную систему  (АС)  центра  радиолюбительской
аварийной связи области. имеет прямой доступ по согласованным правам и
протоколам   в   корпоративные   и   локальные   вычислительные   сети
взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб и органов, согласованный
доступ к информационным ресурсам органов управления Читинской  области
через      сеть      аппаратно-программных      средств     областного
информационно-управляющего    центра     (ОИУЦ)     автоматизированной
информационно-управляющей системы (АИУС) области.

        Оперативный состав радиолюбительской аварийной службы

     В состав дежурной смены радиоцентра ОДДС входят техники-операторы
аварийной радиолюбительской связи,  состав подвижного пункта аварийной
связи.
     Кроме состава дежурных смен  центра  аварийной  радиолюбительской
связи  в  оперативный  состав  службы  входят  члены радиолюбительской
аварийной службы.
     Оперативный состав    радиолюбительской    аварийной   службы   и
общественные  объединения  радиолюбителей  на  местах  могут  являться
штатными   работниками  органов  управления  по  делам  ГО  и  ЧС  или
привлекаются  соответствующими   администрациями   городов,   районов,
руководством организаций на договорной основе.

            Система управления радиолюбительской аварийной
                      службой Читинской области

     Организационно-технические мероприятия по созданию и  обеспечению
функционирования   аварийной   радиолюбительской  службы  определяются
постановлением Главы администрации области  и  носят  конфиденциальный
характер.
     Центр аварийной  радиолюбительской  связи  как  орган  управления
службой    представляет   собой   объединение   дежурно-диспетчерского
персонала,    необходимых    технических     средств,     обеспеченных
документацией,   осуществляющее   круглосуточное  управление  составом
дежурных смен и обеспечивающее сохранение конфиденциальной информации.


                                             Утверждено
                                Постановлением Главы администрации
                                         Читинской области
                                      от 03.08.1999 г. N 886

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
    об объединенной дежурно-диспетчерской службе Читинской области

                         VI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Объединенная дежурно-диспетчерская   служба   Читинской   области
(ОДДС)   -   специализированный   орган    повседневного    управления
территориальной  подсистемы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и системы гражданской обороны области,  создаваемый на основе
организационно-технического    объединения    существующих   и   вновь
создаваемых дежурных и дежурно-диспетчерских служб  (ДДС)  областного,
местного  и  объектового  уровней,  имеющих  оперативные силы и службы
экстренного реагирования (вызова):  поисково-спасательной МЧС  России,
государственной   противопожарной,   экстренной   медицинской  помощи,
аварийных службы коммунального хозяйства,  служб криминальной милиции.
ГИБДД,   охраны   лесов,   ГИМС,   горноспасательной,  радиационной  и
химической безопасности и др.
     ОДДС Читинской области является вышестоящим органом на территории
области по  отношению  к  дежурным  и  дежурно-диспетчерским  службам,
входящим  в  организационно-техническое объединение,  имеет полномочия
органа  повседневного  управления  Главы  администрации  -  начальника
гражданской обороны и комиссии по чрезвычайным ситуациям области.

             II. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ
                     ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

     Целью создания ОДДС является повышение оперативности реагирования
администраций,   сил   постоянной   готовности   и  служб  экстренного
реагирования  области  на  угрозу   или   возникновение   чрезвычайных
ситуаций,  оказание  экстренной  помощи  территориям,  организациям  и
населению  области,  обеспечение  эффективности   их   взаимодействия,
обеспечение    слаженности    совместных    действий,   информирование
руководящего состава всех уровней и населения  о  фактах  чрезвычайных
ситуаций,  в  том  числе  возникших  в результате военных действий или
вследствие этих действий на территории области, а также принятых мерах
по их ликвидации.
     - справочники по радиосвязи;
     Системы жизнеобеспечения состава дежурных смен.

              2. ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ОДДС ОБЛАСТИ

     ПУ представляет   собой  рабочие  помещения  для  размещения  АРМ
дежурно-диспетчерского персонала, оснащенные необходимыми техническими
средствами  и  документацией,  отвечающие  требованиям  по организации
круглосуточного дежурства дежурной сменой и требованиям по  сохранению
конфиденциальной информации.
     ПУ -  это  организационно-техническое   объединение   специальных
технических средств оповещения, связи, передачи данных и персонального
вызова.
     Пункт управления   размещается   в   помещениях   городского  ЗПУ
администрации   области,   в   других   помещениях   -   по    решению
соответствующих руководителей на местах.
     Основными задачами ПУ являются:
     - обеспечение  оповещения  и персонального вызова должностных лиц
органов управления и состава ДДС;
     - обеспечение  оповещения  и  вызова подразделений сил постоянной
готовности, непосредственно подчиненных ДДС;
     - принятие  оперативного  решения  на  привлечение  сил и средств
постоянной готовности и служб экстренного реагирования;
     - прием информации по всем средствам и каналам связи;
     - коммутация передаваемого сообщения (избирательно,  циркулярно);
селекторная связь с ДДС, диспетчерами;
     - обмен  речевыми  и  факсимильными  сообщениями,  документальной
информацией,   а   также   данными   с  вышестоящими,  подчиненными  и
взаимодействующими органами управления;
     - контроль обстановки на подведомственной территории.
     Оповещение населения  осуществляется  по  системе  оповещения   с
задействованием  электросирен  и  радиотрансляционной  сети  от ОД ПУ,
дежурного диспетчера.
     В районах  (городах)  по  линии муниципальных и ведомственных ДЦС
организуется  непосредственный   выход   на   городской   и   районный
(ведомственный) радиотрансляционный узел для оповещения населения.
     В состав технических средств управления должны входить:
     - средства  связи  и  передачи  данных - для обмена информацией с
вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления;
     - средства оповещения и персонального вызова;
     - средства  автоматизации управления и оргтехника - для обработки
поступающей  информации;  системы  жизнеобеспечения  состава  дежурных
смен.
     В состав оперативной документации включаются:
     - журналы учета полученной и переданной информации,  полученных и
переданных распоряжений и сигналов;
     - инструкции  по  действиям  дежурно-диспетчерского  персонала  в
различных режимах функционирования;
     - инструкции о несении дежурства в повседневном режиме;
     - необходимые   выписки  из  планов  действий  на  основные  виды
чрезвычайных ситуаций; схемы и списки оповещения руководящего состава,
радиоданные,  позывные  узлов  связи  и  должностных  лиц,  документы,
регламентирующие использование автоматизированной системы оповещения;
     - рабочая  карта,  план  территории  муниципального  образования,
схемы объектов повышенного риска;
     - программно-техническое обеспечение; схема управления и связи;
телефонные   справочники;
     - формализованные бланки управленческих документов;
     - документы для производства  оперативно-тактических  расчетов  и
справочная литература.


                                                           Приложение
                                                УТВЕРЖДЕНА
                                  постановлением Главы администрации
                                            Читинской области
                                           03.08.1999 г. N 886

                              КОНЦЕПЦИЯ
        создания и развития объединенной дежурно-диспетчерской
                службы области на период 1999-2000 гг.

     1. Назначение ОДДС.
     Объединенная дежурно-диспетчерская  служба  области  создается  с
целью  оперативного  и  эффективного  реагирования   на   чрезвычайные
ситуации мирного и военного времени,  возникшие на территории области,
оказания экстренной помощи пострадавшим гражданам.
     2. Обоснование необходимости создания ОДДС.
     а) Инфраструктура области предполагает возникновение чрезвычайных
ситуаций  техногенного  характера,  обусловленных  нарушением  норм  и
правил  эксплуатации,  а  также  технологическим  процессом   старения
оборудования объектов повышенного риска.
     На территории Читинской  области  26  производственных  объектов,
подлежащих  обязательному декларированию безопасности их эксплуатации,
847 предприятий,  имеющих опасное производство,  10 химически  опасных
объектов, 37 взрывопожароопасных объектов. в том числе 8 нефтебаз.
     В системе ЖКХ 852 котельных,  из  них  50%  требуют  капитального
ремонта,   35-40%  -  полной  или  частичной  замены  технологического
оборудования,  износ тепловых сетей составляет 40-70%,  217,6 км сетей
почти полностью не пригодны для эксплуатации.
     По железным дорогам  области  ежемесячно  перевозится  до  100  т
сильнодействующих ядовитых веществ.
     б) Своеобразие климата,  погодных условий,  рельефа  местности  и
гидрографии   на   территории   области   позволяет  сделать  вывод  о
потенциально-возможных в регионе стихийных бедствиях:
     - вследствие  низких  температур  и  наличия  мощных слоев вечной
мерзлоты,  возможен выход грунтовых вод и  нарушение  работы  объектов
теплоснабжения  и КЭС в городах и населенных пунктах области,  а также
подтопление зданий и сооружений;
     - с   учетом   повышения   водности   рек   в   весенне-летний  и
летне-осенний  периоды  и  влияния  теплых  тихоокеанских  циклонов  -
возможно    возникновение    весенних   паводковых   и   летне-осенних
катастрофических наводнений;
     - сухая жаркая погода конца весны - начала лета зачастую приводит
к возникновению массовых лесных и степных пожаров,  чему  способствует
степной сухостой трав, хвоя и мощный подлесок тайги;
     - из-за резких перепадов температур и влияния холодных циклонов в
весенний период возможны сильные заморозки на почве, а в летний период
- ливневые дожди с градом,  что ведет  к  нанесению  огромного  ущерба
сельскохозяйственным отраслям;
     - согласие действующей карте сейсморайонирования  50%  территории
области расположено в зоне 6-9 баллов по шкале Рихтера;
     - в Каларском районе расположены ледники, возможны сели и оползни
в горной части территории области.

     в) В области является сложной экологическая обстановка.

     Деградации подвержены  почвы  в  28  районах  области.  Водная  и
ветровая эрозия наблюдается на 1501,1 тыс. га, что составляет 19% всей
земельной   площади   сельскохозяйственных   угодий.  Имеется  большое
количество засоленных, каменистых и заболоченных земель.
     Промышленные отходы крупных предприятий области: Читинских ТЭЦ-1,
ТЭЦ-2.  Орловского ГОК,  угольного разреза "Восточный",  Калангуйского
плавико-шпатового комбината, Петровск-Забайкальского металлургического
завода, Шерловогорского ГОК, Нерчинского полиметаллического комбината,
предприятий  АО "Забайкалзолото",  Приаргунского ПГХО,  Забайкальского
ГОК - хранятся на территории  в  виде  отвалов,  сбросов  химически  и
радиационно-опасных веществ.
     Огромное влияние   оказывают   92    разведанных    месторождения
радиоактивных  руд  и  природных  аномалий,  связанных  с  выходом  на
поверхность радиоактивных пород и родона.
     Основными загрязняющими  веществами поверхностных вод в бассейнах
рек области  являются  взвешенные  вещества,  хлориды,  нефтепродукты,
аммоний солевой, фосфаты, фенол, фекалии.
     Общий сброс сточных вод в воды внутреннего бассейна  рек  области
достигает  109,762 млн.  куб.  м.,  из них без очистки - до 2,638 млн.
куб.  м.   Основными   загрязнителями   поверхностных   вод   являются
предприятия:
     - Управления Забайкальской железной дороги 30 тыс. куб. м/год;
     - Минатомэнерго 123 тыс. куб. м;
     - Сибирского военного округа 67 тыс. куб. м.;
     - жилищно-коммунального хозяйства 155 тыс. куб. м.;
     - департамента сельского хозяйства 20 тыс. куб. м./сутки.
     Наиболее загрязнены:
     - рр.  Ингода (на участке  с.  Атамановка  -  с.  Красноярово)  и
Читинка ниже очистных сооружений;
     - р.  Шилка от г. Сретенска до с. Часовая (нефтепродукты - 5 ПДК,
фенол - 10 ПДЛ).

     Величина загрязнения  от  сбросовых  вод  с  очистных  сооружений
Приаргунского сырзавода превышает ПДК в десятки раз.  В сточных  водах
Читинской  биофабрики,  ТЭЦ-1  и  АО  "Читамясо" содержится повышенное
количество солей железа, нитритов, аммония солевого.
     Основными загрязняющими  веществами  являются твердые вещества от
выбросов котельных и ТЭЦ,  пыль,  сернистый ангидрид,  диоксид  азота,
окись углерода, бензопирен.

        Валовый выброс
     вредных веществ в год в атмосферу от 927 промышленных предприятий
достигает 330,5 тыс. тонн;
     от автотранспорта - 178 тыс. тонн;
     от коммунальных объектов - 11,3 тыс. тонн.

     Основными загрязнителями атмосферы являются:
     Читинская ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2,  выбрасывающие в атмосферу 45 тыс.  тонн
твердых веществ и пыли, углерода, сернистого ангидрида, окислов азота;
     - АО "Забайкалзолото" - 6,2 тыс. т. окиси углерода, углеводорода,
окислов азота.
     - Петровск-Забайкальский металлургический завод - 11,6 тыс. тонн,
из  них  5,8  тыс.  тонн  -  твердых  веществ  и пыли,  2,7 тыс.  тонн
сернистого ангидрида,  3 тыс.  тонн  окиси  углерода,  2,1  тыс.  тонн
окислов    азота.    Наиболее    загрязнена   атмосфера   гг.   Борзя,
Петровск-Забайкальский, Могоча (бензопирен - до 10 ПДК, окись углерода
- 5 ПДК), города Читы (сероводород и фенол - 5 ПДК, бензопирен - до 10
ПДК, окись углерода - 5 ПДК).
     В связи   с  этим  необходима  координация  деятельности  органов
управления,  администраций и служб экстренного  реагирования  на  всей
территории области и во всех отраслях экономики.

     3. База создания ОДДС.

     В соответствии  с  Федеральным  законом  "О  защите  населения  и
территории  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера",  Постановлением  Правительства  РФ от 5 ноября 1995 года N
1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС"
определено,  что создание и обеспечение готовности органов управления,
сил и средств территориальной подсистемы предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  Читинской  области,  взаимодействие с органами
исполнительной власти,  организациями и службами возложено на комиссию
по  чрезвычайным  ситуациям  и  Главное  управление  по  делам ГО и ЧС
области,  соответствующие органы управления на местах,  в том числе  и
создание    органов    повседневного    управления    -   дежурных   и
дежурно-диспетчерских служб.
     4. Состав ОДДС.

     ОДДС создается
     в составе существующих служб 01,  02,  002,  03,  04, 06 и др. не
заменяя  их,  а лишь организационно технически объединяя.  Участниками
ОДДС   являются   также   федеральные,   областные   и   муниципальные
(противопожарные,   медицинские,   аварийно-технические, лесопожарные,
коммунальные и др.) службы,  которые в случае возникновения ЧС требуют
комплексного   и   оперативного   использования   их  сил  и  средств,
совместного привлечения имеющихся ресурсов для принятия неотложных мер
по защите населения и территории области.

     5. Место размещения ОДДС.
     Для размещения радиоцентра,  ЦУКС и ПУ ОДДС области  предлагается
использовать   помещения   городского  защищенного  пункта  управления
администрации  Читинской  области  (ул.Лермонтова,  1)   и   областной
клинической больницы (ул.Матвеева, 26), что позволит:
     возможность решения вопросов предупреждения  и  ликвидации  ЧС  в
повседневном режиме;
     при возникновении необходимости пункт управления и ЦУКС переходят
на  режим военного времени в составе Главного управления по делам ГО и
ЧС Читинской области;
     пункт управления  имеет  достаточную  защищенность  от  стихийных
бедствий и катастроф техногенного характера,  воздействия  современных
средств поражения;
     имеет гарантированное   аварийное   автономное   энергоснабжение,
устойчивую систему жизнеобеспечения;
имеет
достаточный   объем   кабельных   вводов   для   дальнейшего  развития
автоматизированной системы ОДДС;
     для оперативного  оповещения  органов  управления  и  населения в
области создана территориальная система  централизованного  оповещения
(ТСЦО),  которая базируется на системе пунктов управления и включает в
себя:
     стоек СЦВ - 26, емкостью 312 абонентов;
     - сирен С-40-186;
     - радиотрансляционную  сеть  (радиотрансляционных  узлов  -  167,
радиотрансляционных точек - 227412);
     уличных громкоговорителей - 78;
     радиовещательных станций - 329;
     передатчиков звукового сопровождения телевещания - 7.
     Охват населения   области   различными   средствами   оповещения,
включенными в ТСЦО составляет 75%.
     Аппаратура, входящая в состав ТСЦО (П-160), смонтирована на ГЗПУ.
     На пункте   управления  размещен  узел  связи  "Чембур",  который
обеспечивает:
     - прямые телефонные каналы (1);
     - прямые телеграфные каналы (4);
     - абонентский телеграф;
     - радиосвязь;
     - факсимильную связь;
     - специальную связь;
     - имеется АТС типа Раnasonic выходом на городские АТС;
     - прямые связи с МТТС,  со службой  оперативного  управления  ОАО
"Электросвязь".

     6. Состав рабочих мест ОДДС.

     Дежурный диспетчер  радиоцентра  ОДДС  должен  иметь  трехзначный
многоканальный номер АТС для облегчения процесса получения информации.
     Требуется создание  2-3 рабочих мест дежурных операторов ЦУКС для
оперативной отработки входящей и исходящей информации.
     Рабочие места   дежурных   диспетчеров  должны  быть  оборудованы
аппаратурой,   обеспечивающей   сопряжение   по   линии   вышестоящих,
подчиненных и взаимодействующих органов управления.
     Рабочие места   дежурных   диспетчеров   оборудуются   средствами
документирования поступивших сообщений (запись на магнитные  носители,
закладка  в  память  ЭВМ  и  т.д.)  и обеспечения ведения базы данных.
Рабочие места операторов ЭВМ. Необходимо иметь 2-3 АРМ операторов.
     Дежурный диспетчер  ОДЦС  должен  иметь  возможность   оперативно
обрабатывав  поступающую  информацию лично или переключением входящего
переговора на рабочее место оперативного дежурного ПУ,  оператора ЦУКС
и на дежурного служб 01, 02, 002. 03. 04, 06 и др.
     Рабочие места   дежурных   диспетчеров  должны  быть  оборудованы
прямыми каналами связи для взаимного обмена информацией с:
     - администрациями области, районов и категорированных городов;
     - Главным управлением по делам ГО и ЧС области;
     - дежурными служб 01, 02, 03, 04 и др.;
     - дежурными потенциально опасных объектов г. Читы и области;
     - операторами ДДС,  создаваемых  в  районах,  городах  области  и
ведомствах.
     Все существующие   прямые   каналы   проводной    связи    должны
дублироваться канатами радиосвязи.

     7. Этапы создания ОДДС.

     1-й этап (1999 г.):
     - оборудование и техническое оснащение автоматизированных рабочих
мест  дежурных  диспетчеров  радиоцентра  ОДЦС и операторов (АРМ) ЦУКС
необходимой аппаратурой и средствами связи;
     - подключение   прямых  каналов  связи  с  потенциально  опасными
объектами г. Читы, дежурными службами 01, 02, 002, 03, 04, 06 и др. на
рабочие места дежурных диспетчеров радиоцентра;
     - создание  единого  трехзначного  номера  дежурного   диспетчера
радиоцентра  ОДДС и доведение его до органов управления всех уровней и
населения области;
     - создание ЦУКС.

     II-й этап (2000 г.):
     - наращивание прямых телефонных и радиосвязей с создаваемыми  ДДС
городов,   районов,  организаций  и  потенциально  опасными  объектами
области;
     - создание  автоматизированной  информационно-управляющей системы
области на базе современных ЭВМ;
     - разработка  компьютерных программ для решения задач по прогнозу
последствий ЧС и  обработке  возможных  вариантов  действий  (создание
программного  обеспечения  ЦУКС),  изготовление  системы  слежения  по
электронной карте области за действиями, аварийно-спасательных служб в
зонах возникновения ЧС, очагах поражения;
     - замена  морально  устаревших  средств   оперативной   связи   и
оповещения.

     8. Финансирование создания ОДДС.

     Финансирование создания ОДДС области рекомендуется осуществлять:
     - для бюджетных организаций -  за  счет  средств  соответствующих
бюджетов;
     - для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность - за
счет  собственных  средств.


                                                 Приложение 1
                                          к Положению об объединенной
                                          дежурно-диспетчерской службе
                                          (ОДДС) Читинской области

       1. ЦЕНТР АВАРИЙНОЙ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОЙ СВЯЗИ ОДДС ОБЛАСТИ

     Центр аварийной  радиолюбительской  связи (радиоцентр) ОДДС - это
организационно-техническое объединение сил и средств связи и  передачи
данных,   обеспечивающих   обмен   информацией,  командами,  сигналами
оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ОДДС.
     Радиоцентр использует существующие сети и каналы связи и передачи
данных.
     Радиоцентр обеспечивает:
     - передачу речевых,  телеграфных и цифровых сообщений по  каналам
проводной   и   радиосвязи,  сигналов  и  команд,  передачу  данных  с
использованием аппаратуры передачи данных;
     - прямые   телефонные   и   радиоканалы   связи   между   ОДЦС  и
взаимодействующими ДДС,  а также между ОДЦС и органами  управления  по
подчиненности;
     - прием    информации    по     выделенным     радиоканалам     и
радионаправлениям;
     - автоматическое определение номера входящего абонента;
     - коммутацию  передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно)
до соответствующих ДДС;
     - громкоговорящую  (селекторную)  связь  с  взаимодействующими  и
подчиненными ДЦС.
     Радиоцентр размещается   в   отдельном   помещении   и   является
структурным подразделением  Главного  управления  по  делам  ГО  и  ЧС
Читинской области.
     Состав технических средств связи и передача данных:
     - громкоговорящая селекторная связь;
     - средства КВ радиосвязи;
     - средства любительской УКВ радиосвязи;
     - средства радиосвязи общегражданского диапазона;
     - средства проводной связи и передачи данных;
     - оргштатная техника;
     - средства пейджинговой связи;
     - средства автоматизации управления и передачи данных.
     Состав оперативной документации радиоцентра:
     - эксплуатационная документация средств связи и передачи данных;
     - журнал учета полученной и передаваемой информации;
     - инструкция по действиям дежурному персоналу;
     - графики дежурства;
     - схемы радиосвязи,  списки позывных должностных  лиц  и  органов
управления; рабочие карты: план г.Читы, карта Читинской области, карта
РФ;

           III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОДДС

     ОДДС области включает в себя:  оперативный состав службы,  пункты
управления,  центр аварийной радиолюбительской связи (приложение N 1),
центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) и вычислительные  центры
(ВЦ),  а также подвижный узел аварийной радиосвязи Главы администрации
и КЧС области.
     Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и
автоматизации управления составляет  автоматизированную  систему  (АС)
ОДДС.  АС ОДЦС представляет собой локальную вычислительную сеть (ЛВС),
состоящую из автоматизированных рабочих  мест  (АРМ)  должностных  лиц
расчета  дежурной  смены  на базе ЦУКС и должна иметь прямой доступ по
согласованным правам и протоколам во  все  корпоративные  и  локальные
вычислительные  и  информационные  сети и сети связи взаимодействующих
ДДС, согласованный доступ к их информационным ресурсам.
     ОДЦС функционирует круглосуточно в составе расчетов дежурных смен
соответствующих диспетчерских служб и пунктов управления.
     Оперативный состав    ОДДС    организационно   входит   в   штаты
соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС или других органов
управления   и   комплектуется  из  числа  лиц.  способных  оперативно
принимать решения в кризисных  ситуациях.  Должностные  лица  дежурных
смен   обязаны   твердо   знать   требования  руководящих  документов,
положения,  инструкции, планы-графики действий и т.п., уметь применять
их   в   практической  работе,  знать  инфраструктуру  соответствующей
территории, особенности несения службы.
     Основные формы   обучения   оперативного   состава  -  тренировки
дежурных   смен,   участие   в   плановых   мероприятиях,   проводимых
вышестоящими органами управления, а также занятия в системе подготовки
дежурно-диспетчерского персонала. Оперативный состав расчетов дежурных
смен  подчиняется соответствующим главам администраций и председателям
КЧС, а в порядке службы - начальникам органов управления по делам ГО и
ЧС.
     Расчеты дежурных смен для  несения  службы  назначаются  суточным
приказом  соответствующего  начальника органа управления по делам ГО и
ЧС.
     В состав расчетов дежурной смены могут быть включены:
     - оперативный дежурный пункта управления;
     - дежурный оператор ЦУКС или ВЦ;
     - дежурный техник-диспетчер радиоцентра (дежурный радиооператор);
     - дежурный водитель-спасатель (расчет спасателей, дежурный расчет
аварийной службы).
     Старший расчета - оперативный дежурный ПУ. Дежурная смена обязана
знать  текущую  обстановку,  иметь  данные  о  составе  ДДС,  силах  и
средствах  постоянной  готовности,  сроках  приведения  в готовность и
порядке их вызова.
     Расчет дежурной  смены  полномочен от имени главы администрации и
председателя КЧС осуществлять:
     - получение  от  руководителей  и  должностных  лиц администраций
муниципальных образований, организаций и предприятий, независимо от их
организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности,  органов,
осуществляющих  мониторинг  обстановки,  информации,  необходимой  для
исполнения функциональных обязанностей;
     - координацию деятельности дежурно-диспетчерских и дежурных служб
(пунктов), входящих в организационно-техническое построение ОДЦС;
     - привлечение через соответствующие ДДС органов управления и  сил
постоянной  готовности к работам по локализации очагов поражения,  зон
ЧС и ликвидации их последствий, а также координацию их действий в ходе
проведения работ;
     - передачу   и   прием    информации    экстренного    характера,
распоряжений, а также сигналов управления и оповещения.

     ОДЦС решает следующие основные задачи:

     - сбор  (в  т.ч.  от  населения и систем мониторинга обстановки),
оценка достоверности и распространение между ДДС информации об  угрозе
возникновения или факте ЧС,  в том числе военного характера, требующих
совместных действий сил  постоянной  готовности  и  служб  экстренного
реагирования;
     - обработка и анализ данных обстановки, определение масштабе" ЧС,
состава привлекаемых ДДС и сил, их экстренное оповещение;
     - представление   докладов   (донесений)   вышестоящим    органам
управления  по  подчиненности  о  складывающейся обстановке в зонах ЧС
(очагах поражения) и мерах по их ликвидации;
     - контроль  за  ходом  работ по ликвидации ЧС и очагов поражения,
принятие  решений  на  экстренные  меры  в  ходе  работ  (в   пределах
полномочии),  уточнение задач привлекаемым силам постоянной готовности
и службам экстренной реагирования, организация их взаимодействия;
     - информирование  об  обстановке  и принимаемых мерах вышестоящих
органов управления по подчиненности, взаимодействующих ДДС и сил;
     - прием  от  населения информации о происшествиях,  не попадающих
пол классификацию чрезвычайной ситуации, и организация реагирования на
них соответствующих ДДС и сил;
     - обобщение информации (за сутки дежурства) о наличии,  состоянии
и возможностях сил и средств постоянной готовности,  о ЧС, в том числе
военного характера,  и  проишествиях,  имевших  место,  ходе  работ  и
принятых  мерах  по  их ликвидации;  представление итоговых докладов в
органы управления по подчиненности.

              IV. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОДДС ОБЛАСТИ

     ОДДС функционирует в следующих режимах:

     В повседневном режиме состав ОДДС несет круглосуточное  дежурство
поддерживает в готовности к использованию средства связи, оповещения и
автоматизации управления,  программно-технические средства, ведет банк
информационных   данных,   а   также  оперативную  документацию  ОДДС;
осуществляет  работу  по  линии  общественных  диспетчерских  пунктов,
обеспечивает   сбор,   обобщение   и  анализ  информации  о  возникших
чрезвычайных ситуациях и происшествиях за сутки,  представляет доклады
по   подчиненности,   участвует  в  плановых  учениях  и  тренировках,
проводимых в области, в регионе и на территории Российской Федерации.

     Перевод ОДДС в  высшие  режимы  функционирования  осуществляется,
когда для ликвидации угрозы или самой ЧС требуются совместные действия
трех и более ДДС, входящих в состав оперативно-технического построения
ОДДС.

     При угрозе  возникновения ЧС,  применения средств вооружения ОДДС
переводится в режим повышенной готовности: оперативный состав приводит
в  готовность  средства связи,  оповещения и автоматизации управления,
системы и  каналы  связи,  контролирует  готовность  ДЦС,  входящих  в
организационно-техническое  построение  ОДДС,  приводит  в  готовность
программно-технические  средства,  принимает   дополнительные   каналы
связи,  контролирует,  уточняет и анализирует обстановку на территории
области, представляет доклады по подчиненности.
     При возникновении  ЧС  ОДДС  переходит  на  чрезвычайный (боевой)
режим работы. Указанный режим является основным.
     Порядок перевода   ДДС,   входящих  в  организационно-техническое
объединение,  в   высшие   режимы   функционирования   устанавливается
Положениями об этих службах.
     Источниками информации для ОДДС могут быть:
     - вышестоящие диспетчерские органы и органы управления;
     - взаимодействующие диспетчерские органы;
     - оперативные дежурные службы ведомств;
     - диспетчерские службы объектов повышенного  риска  (потенциально
опасных объектов);
     - системы мониторинга, не входящие в ОДДС;
     - население  (в порядке личной инициативы и по линии общественных
диспетчерских);
     - радиолюбительская аварийная служба;
     - средства массовой информации.

     Первичная информация об угрозе или возникновении ЧС.  угрозе  или
применении  современных  средств поражения поступает в ОДДС по единому
выделенному телефонному номеру,  аварийным каналам радиосвязи, а также
через средства массовой информации и системы автоматизации управления.
     Конкретный состав информационных показателей,  формы,  критерии и
порядок  их  представления  определяются двусторонними соглашениями об
обмене  информацией  между  ОДДС,  взаимодействующими   диспетчерскими
органами   и   оперативными   дежурными  службами  ведомств,  а  также
Положением об аварийной радиолюбительской службе Читинской области.
     Поступившая информация    анализируется    оперативным   составом
дежурной смены ОДДС,  немедленно докладывается  руководству  по  линии
подчиненности   и   распространяется  между  диспетчерскими  органами,
входящими в организационно-техническое объединение.
     При выявлении  угрозы жизни и здоровью людей,  до населения через
ОД (дежурного диспетчера)  ПУ  доводится  информация  по  действиям  и
способам защиты.
     На основе  анализа  обстановки  оперативным  дежурным,   дежурным
диспетчером  и  дежурной  сменой  уточняется состав привлекаемых сил и
средств постоянной готовности и служб экстренного реагирования.
     В зависимости   от   масштаба   ЧС,  масштабов  очага  поражения,
характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) с  мест,  по
каждому  полученному  сообщению  принимаются  необходимые  решения  по
осуществлению совместных действий сил и служб,  привлекаемых к работам
в зоне ЧС (очаге поражения).
     Дежурные смены несут службу в соответствии с  графиком  дежурств,
смена   производится   1  раз  в  сутки.  После  приема  дежурства  по
подчиненности  представляется  доклад  о  состоянии   дежурных   смен,
недостатках,   выявленных   в   ходе  дежурства,  об  обстановке  и  о
чрезвычайных ситуациях и происшествиях, находящихся на контроле.
     По прибытии   руководства   ОДДС   и  после  передачи  управления
привлеченными силами и средствами расчет дежурной  смены  обеспечивает
информационную   поддержку   деятельности   комиссии  по  чрезвычайным
ситуациям (Главы администрации -  начальника  гражданской  обороны)  и
координирует  работу  диспетчерских  органов  и служб,  привлеченных к
проведению работ и выполнению мероприятий.

         V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДДС ОБЛАСТИ

     Финансирование создания   и   функционирования    ОДДС    области
предусматривается  как за счет соответствующих бюджетов,  так и других
источников.
     Разработка типовых  проектов  ОДДС  и  создание  опытных участков
осуществляются в соответствии с Законом РФ "О поставках продукции  для
федеральных   государственных   нужд"  в  рамках  федеральной  целевой
программы (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до
2005 года" централизованно и  финансируются  из  средств  федерального
бюджета,  а внедрение,  эксплуатация и обеспечение деятельности ОДДС -
за счет  бюджета  Читинской  области,  местных  бюджетов,  собственных
средств организаций и других источников финансирования.
     Финансирование создания  ДДС   на   местах   и   в   организациях
осуществляется   за   счет  местных  бюджетов  и  собственных  средств
организаций, других источников.
     Разработка соответствующей    документации    по    созданию    и
эксплуатации ДДС на местах осуществляется органом управления по  делам
ГО и ЧС, согласовывается в Главком управлении по делам ГО и ЧС области
и финансируется за счет средств местного бюджета, других источников.

                VI. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     С целью    унификации     и     стандартизации     проектирования
автоматизированных  систем (АС) ОДДС назначена головная организация по
автоматизированной системе ОДДС - Всероссийский НИИ по проблемам ГО  и
ЧС в лице Главного управления по делам ГО и ЧС Читинской области.  Для
адаптации и разработки  необходимого  программного  и  информационного
обеспечения         головной         организацией         привлекаются
научно-исследовательские учреждения министерств (ведомств) РФ.
     Головная организация    совместно   с   соисполнителем   (Главным
управлением по делам ГО и ЧС области)  разрабатывает  и  рассылает  на
места,  в  заинтересованные  организации типовые технические задания и
проекты  автоматизированных   систем   ДЦС,   проектная   документация
разрабатывается   з   соответствии   с   классификацией  территорий  и
населенных пунктов (СниП 11-60-75*).


Информация по документу
Читайте также