Расширенный поиск
Постановление областной Думы Читинской области от 25.12.2002 № 381Читинская областная Дума П О С Т А Н О В Л Е Н И Е N 381 25.12.2002. г. Чита Об отчете о работе Читинской областной Думы третьего созыва за период с ноября 2000 по октябрь 2002 года Заслушав информацию Председателя Читинской областной Думы А.Ф. Эпова о работе Читинской областной Думы третьего созыва за период с ноября 2000 года по октябрь 2002 года, областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Утвердить прилагаемый отчет о работе Читинской областной Думы третьего созыва за период с ноября 2000 по октябрь 2002 года. 2. Отчет о работе Читинской областной Думы третьего созыва за период с ноября 2000 по октябрь 2002 года опубликовать в газете "Забайкальский рабочий". Председатель областной Думы А. Эпов О РАБОТЕ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА ПЕРИОД С НОЯБРЯ 2000 ГОДА ПО ОКТЯБРЬ 2002 ГОДА Читинская областная Дума является однопалатным постоянно действующим высшим единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области. Читинская областная Дума состоит из 39 депутатов, избираемых на срок созыва областной Думы - 4 года. За областной Думой закрепляются следующие полномочия: а) законодательные; б) контрольные; в) участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти и иных государственных органов области. Статус и полномочия областной Думы определены федеральным законом и Уставом - Основным Законом Читинской области. На конец отчетного периода в областную Думу избрано 37 депутатов. В настоящее время в областной Думе не представлены депутаты от Могочинского избирательного округа и Июньского избирательного округа г. Читы. В областной Думе образовано пять постоянных комитетов: государственного устройства и местного самоуправления (председатель Млачнев Н.Э.); экономической политики (председатель С.В. Сутурин); промышленности, строительства, транспорта и связи (председатель Белоногов С.А.); социальной политики (председатель В.Т. Бусоедов); аграрной политики (председатель А.Г. Серегин). На профессиональной постоянной основе в Думе работают 9 депутатов, что составляет 70,5% от установленного постановлением областной Думы предельного лимита численности - 12 человек. 1. Законодательная деятельность областной Думы За период с ноября 2000 года по октябрь 2002 года состоялось 20 заседаний областной Думы, депутатами принято 182 закона области и 839 постановлений. Структура принятых законов (рис. 1) следующая: - по вопросам государственного устройства области, организации местного самоуправления - 41 (что составляет 23% от принятого числа законов); - по регулированию бюджетно-финансовых и налоговых отношений - 46 (25,3%); - по вопросам экономической (хозяйственной) деятельности - 21 (11,5%); - по вопросам регулирования правоотношений в сфере природопользования и экологии - 12 (6,6 %); - по социальным вопросам - 48 (26 %); - по вопросам безопасности, правопорядка, профилактики преступности - 9 (4,9%); - прочие - 5 (2,7 %). Структура принятых законов (Без рис. 1) Из числа субъектов права законодательной инициативы наиболее часто использовал свое право Глава Администрации (Губернатор) Читинской области, по его инициативе принято 66% законов области, в том числе и законы, имеющие базовый характер. Из общего числа принятых законов 32% внесено депутатами областной Думы, большая их часть касается внесения изменений в ранее принятые законодательные акты и приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Очень мало используют право законодательной инициативы представительные органы местного самоуправления (1,5%) (рис.2). Ни разу не воспользовался своим правом внесения проектов законов прокурор области, при этом прокурор регулярно обращается в суд с заявлениями о признании несоответствующими федеральному законодательству отдельных положений областных законов. Характеризуя законотворческую деятельность областной Думы за первые два года работы, можно выделить основную направленность этой деятельности - приведение созданной в прошлые созывы правовой базы в соответствие с федеральными законами, принятыми в последние годы. Так 74 закона области из принятых 182 (41%) - это законы о внесении изменений в ранее принятые законы. Наиболее существенные изменения внесены в Устав - Основной Закон Читинской области. Принятый в начале 1995 года, в период правового вакуума в субъектах Российской Федерации, он сыграл свою положительную роль в процессе становления Читинской области как самостоятельного субъекта Российской Федерации, в организации деятельности органов государственной власти области, в том числе законодательного органа - областной Думы. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятый в 1999 году, а также другие федеральные законы потребовали внесения корректив в Устав области. 30 мая 2001 года Устав области в новой редакции был принят областной Думой и в июле вступил в силу. Из общего числа принятых законов внесено: В связи с тем, что процессу приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством придается большое значение на президентском уровне, о чем были приняты указы Президента Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации была проведена большая работа по проверке региональных законов соответствующими прокуратурами, в том числе и прокуратурой Читинской области. За 2001 и 2002 годы по заявлениям прокурора области в судебном заседании признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения 20 законов Читинской области, Думой данные законы приведены в соответствие с судебными решениями. 1.1. Законодательная деятельность областной Думы в сфере государственного устройства и местного самоуправления Как уже было отмечено, депутатами были внесены изменения в Устав - Основной Закон Читинской области, касающиеся, в основном, изменения в структуре исполнительного органа государственной власти области. Так предусмотрено создание высшего исполнительного органа государственной власти - Администрации области, действующего на коллегиальной основе, возглавляемого Главой Администрации (Губернатором) Читинской области. Приведены в соответствие с федеральными законами и другие положения Устава области. В развитие положений Устава приняты законы области "О Читинской областной Думе" и "Об Администрации Читинской области", регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти области. В законодательство области, касающееся местного самоуправления, были внесены изменения, связанные с приведением его в соответствие с федеральными законами. В сфере регулирования деятельности органов государственной власти области и организации местного самоуправления у депутатов еще много работы. Подготовлен и готовится к рассмотрению законопроект "Об Уставном Суде Читинской области"; необходимо разработать и принять законы области, регулирующие порядок проведения референдумов и организации выборов в органы государственной власти области и в органы местного самоуправления в соответствии с новым федеральным законом (в частности, выборы депутатов областной Думы федеральный законодатель обязывает проводить по пропорциональной системе, предусматривающей избрание не менее половины состава законодательного органа от политических партий); внести необходимые поправки в законы области об организации местного самоуправления. 1.2. Деятельность областной Думы в сфере бюджетного, налогового законодательства Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации потребовало приведения в соответствие с ним областного законодательства, касающегося подготовки и принятия областного бюджета. Так в январе 2002 года был принят Закон области "О бюджетном процессе в Читинской области". В соответствии с требованиями указанного Закона впервые проект закона об областном бюджете на 2003 год после внесения его на рассмотрение Думы Главой Администрации (Губернатором) области опубликован в газете "Забайкальский рабочий" для обсуждения широкими кругами общественности. Вопросы реализации своих полномочий в сфере бюджетного процесса - утверждение областного бюджета и осуществление контроля за его исполнением - занимали основное место в работе областной Думы III созыва. В январе 2001 года принят Закон области "Об областном бюджете на 2001 год", впоследствии в него трижды вносились изменения и дополнения (сентябрь, ноябрь 2001 г., март 2002 г.), касающиеся доходной и расходной частей бюджета. Областной бюджет на 2002 год утвержден законом области в декабре 2001 года, в марте и сентябре 2002 года в него внесены изменения и дополнения в связи с дополнительно поступившими средствами из федерального бюджета и перевыполнением бюджетных назначений по отдельным налогам и сборам. Всего доходы областного бюджета на 2002 год увеличились по сравнению с доходами 2001 года на 2 209 665,7 тыс. рублей (на 40,8%). Собственные доходы областного бюджета составляют порядка 25% от общей суммы доходов. При этом доля собственных доходов в областном бюджете на 2002 год уменьшилась на 1,7%, в то же время возросла на 1,9% доля безвозмездных перечислений. К сожалению, эта тенденция сохраняется и при формировании доходов областного бюджета на 2003 год. Законодательному органу власти области вместе с исполнительным органом предстоит еще немало работы в решении вопросов увеличения собственных доходов. Принципиальное отличие формирования областного бюджета и бюджетов муниципальных образований состояло в том, что областной бюджет и бюджеты муниципальных образований на 2002 год формировались по единым для всех муниципальных образований области нормативам отчислений от налогов и сборов. При формировании бюджета на 2002 год изменился подход к формированию областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований, позволяющий более эффективно проводить выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Увеличен по сравнению с 2001 годом перечень областных программ, финансируемых из областного бюджета. Увеличены расходы на социально-культурные мероприятия: на образование - в 1,7 раза, культуру и искусство - в 2 раза, здравоохранение - в 1,5 раза, социальную политику - в 1,7 р., при общем увеличении бюджета в 1,4 раза. Переход на казначейское исполнение бюджета позволит довести средства областного бюджета своевременно и в полном объеме до каждого бюджетополучателя, обеспечит их строго целевое финансирование. В мае 2001 года областной Думой принят Закон области "Об областном государственном заказе", призванный обеспечить поддержку местным товаропроизводителям, способствовать расширению налогооблагаемой базы и эффективному использованию бюджетных средств. С целью установления единого порядка взаимоотношений Читинской области как собственника с унитарными предприятиями Читинской области по перечислению ими части прибыли от использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в июне 2002 года областной Думой принят Закон области "Об установлении размеров части прибыли государственных унитарных предприятий Читинской области, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, зачисляемой в доход бюджета Читинской области". В связи с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации необходимо было внести изменения и дополнения в ранее принятые областные законы или принять новые. Так в октябре 2002 года приняты Законы области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; "О транспортном налоге", устанавливающий ставки, порядок и срок уплаты транспортного налога организациями и физическими лицами. В законе установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом срока их использования. Неоднократно вносились изменения и дополнения в Закон Читинской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". 1.3. Деятельность областной Думы в сфере развития промышленности и предпринимательства Наметившийся рост производства во многих отраслях экономики, рост денежных доходов населения, покупательной способности, характеризующий социально-экономическое положение области в 2000-2001 годах, к сожалению, в 2002 году сменяется снижением производства в ведущих отраслях экономики. По-прежнему растет число безработных, остается сложной демографическая ситуация в области, характеризующаяся продолжающимся процессом естественной убыли населения. Уровень развития экономики и социальные стандарты уровня жизни населения Читинской области остаются ниже среднероссийских. С целью достижения реального и устойчивого роста уровня жизни населения области в феврале 2001 года областной Думой принята Программа социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы. Реализация Программы затруднена без инвестиций в экономику области. Основной целью инвестиционной политики является создание благоприятного инвестиционного климата в области путем формирования экономических и правовых условий, направленных на активизацию инвестиционного процесса. Оживление инвестиционной деятельности, начавшееся в 1999 году, продолжалось и в 2001 году. Для активизации инвестиционной деятельности в январе 2001 года принят Закон области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области". Для более активного привлечения иностранных инвестиций в экономику Читинской области в декабре 2001 года принят Закон области "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций". Значительный рост инвестиций в 2000-2001 годах произошел за счет освоения Чинейского проекта. К сожалению, в 2002 году наблюдается снижение инвестиций в экономику области. Наличие на территории Читинской области богатых месторождений различных полезных ископаемых предполагает необходимость развития отраслей, связанных с их добычей и переработкой. Минерально-сырьевые ресурсы Читинской области в состоянии обеспечить долговременный прогресс горнодобывающей промышленности. Поэтому особенно важным для развития экономики области является направление инвестиций в эту отрасль. Учитывая значение развития горнорудных отраслей для Читинской области, депутаты областной Думы используют любую возможность для доведения до федеральных органов власти своего видения улучшения положения в этой сфере экономики, в частности, участвуя в парламентских слушаниях. Так в июне 2002 года в Государственной Думе по инициативе Я.М. Швыряева, депутата Госдумы от Читинской области, состоялись парламентские слушания по теме "О государственной стратегии развития горнометаллургического комплекса зоны БАМ и Забайкалья". В обсуждении предложенной темы приняли участие первый заместитель председателя Думы В.А. Останин и депутат областной Думы В.Ф. Головин. В.А. Останин в своем выступлении отмечал, что горнорудным предприятиям Забайкалья сложно реализовать свою продукцию на внутреннем отечественном рынке из-за ее высокой себестоимости, основную долю которой занимают энергетическая и транспортная составляющие. Депутат предложил на практике осуществить закрепленное Конституцией Российской Федерации право субъекта Федерации на совместное пользование недрами, для чего пересмотреть систему налогообложения в сфере недропользования, ввести природную ренту, что поможет наполнить бюджета субъектов Федерации. До настоящего времени не решен вопрос о выборе способа предоставления лицензии на право пользования недрами Удоканского медного месторождения, в связи с этим еще в июне 2001 года областная Дума приняла постановление с предложением Министерству природных ресурсов Российской Федерации принять решение о выборе конкурсного (а не аукционного) способа предоставления лицензии на право пользования недрами Удоканского медного месторождения с целью добычи полезных ископаемых. Вместе с тем одним из основных факторов неблагоприятного инвестиционного климата, сдерживающим развитие энергоемкой горнорудной отрасли являются энерготарифы. В связи с этим вопрос о тарифах был рассмотрен на пленарном заседании Думы 26 сентября 2002 года, на котором принято решение о принятии обращения в федеральные органы власти о включении Читинской области в число регионов России, получающих субвенции на компенсацию энерготарифов. Болезненный "вопрос тарифов" постоянно был в центре внимания депутатов областной Думы. По инициативе постоянного комитета промышленности, строительства, транспорта и связи областная Дума приняла решение о приглашении в область представителей Счетной палаты Российской Федерации с проверкой обоснованности тарифов на тепловую и электрическую энергию, установленных для ОАО "Читаэнерго". После резкого повышения цен на электроэнергию в сентябре 2002 года депутаты, рассмотрев на Совете Думы решение правления Региональной энергетической комиссии Читинской области от 06.09.2002 г. отметили, что решение принято поспешно, с нарушениями федерального законодательства и без учета последствий. Совет Думы рекомендовал РЭК Читинской области приостановить действие своего решения, а Главе Администрации (Губернатору) области направил письмо с предложением о принятии мер по приостановлению данного решения (ранее, в августе 2002 года, Совет Думы уже направлял письмо с обоснованием преждевременности повышения тарифов на электроэнергию, отпускаемую ОАО "Читаэнерго"). В развитие экономики области значительный вклад способны внести и предприятия малого бизнеса, являясь важнейшим элементом инфраструктуры, обеспечивающей развитие и существование рынка. Доминирующее положение в отраслевой структуре малого бизнеса занимают торговля и общественное питание (46,7%), промышленность (17,1%), строительство (11,8%). Для решения конкретных проблем малого предпринимательства на территории области в декабре 2000 года областной Думой принята областная целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы". 1.4. Деятельность областной Думы в сфере развития, агропромышленного комплекса Одним из социально-значимых факторов экономики Читинской области является агропромышленный комплекс. Состояние аграрной отрасли продолжает оставаться сложным. Состояние сельского хозяйства в области в последние годы было нестабильным. Ежегодно (за исключением 1999 года) сокращался объем производства продукции сельского хозяйства. Со второго полугодия 2002 года в отдельных отраслях сельского хозяйства наметилась тенденция роста. Для обеспечения стабилизации и устойчивого развития агропромышленного производства, улучшения социально-демографической ситуации на селе, обеспечения продовольственной безопасности региона в декабре 2000 года областной Думой была принята "Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года". Финансирование Программы началось с 2001 года. Одним из важных этапов в развитии законодательства в сфере агропромышленного комплекса является принятие в январе 2002 года областной Думой областной целевой программы "Развитие заготовительной деятельности на 2002-2005 годы", которая предусматривает решение проблем увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции всех категорий хозяйств за счет консолидации финансовых источников всех уровней, создание равных условий для сельхозтоваропроизводителей, предприятий по заготовке, переработке и реализации сельхозпродукции, улучшение условий жизни сельского населения, структурных преобразований заготовительной сети. 1.5. Деятельность областной Думы в сфере природопользования Принятие Земельного кодекса повлекло за собой необходимость пересмотра субъектами Российской Федерации своих нормативных правовых актов, принятия новых законов и внесения изменений и дополнений в ранее принятые. Депутаты Читинской областной Думы уже приступили к рассмотрению ряда вопросов. Так в сентябре 2002 года принят закон "О цене земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Читинской области". Продажа земельных участков, на которых расположены ранее приватизированные предприятия, под зданиями, строениями и сооружениям их собственникам явится дополнительным источником дохода во все уровни бюджетной системы области. В сфере природопользования областной Думой приняты законы "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере пользования и охраны лесного фонда", "Об установлении ставок лесных податей". Принятый в феврале 2002 года Закон области " О разграничении полномочий органов государственной власти Читинской области в сфере регулирования отношений недропользования и о финансировании работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы области" разграничил полномочия областной Думы и Администрации области и определил источник целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы области. 1.6. Деятельность областной Думы в социальной сфере Ситуация в Российской Федерации в сфере социальной политики уже многие годы остается сложной. Это относится к таким ее областям, как культура, наука и образование, охрана здоровья населения, физическая культура и спорт. Поэтому социальная сфера жизни общества в законодательной деятельности Читинской областной Думы является одной из приоритетных. Наиболее серьезное положение сейчас со здоровьем населения России. Специалисты в области медицины считают, что если не принять экстренных и жестких мер в направлении обеспечения хотя бы минимальных социальных стандартов в отношении охраны здоровья населения, России грозит вырождение. Все это касается и населения Читинской области. Большое внимание депутаты уделяли вопросам развития здравоохранения, в этой сфере областной Думой третьего созыва принято 13 целевых программ, в том числе "Областная целевая программа государственных гарантий обеспечения населения Читинской области бесплатной медицинской помощью в 2001 году", "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы, "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы, "Сохранение и укрепление здоровья населения Читинской области методами и средствами гигиенического обучения и воспитания" на 2001-2005 годы, "Планирование семьи на 2002-2004 годы", а также программы, направленные на предупреждение и лечение ряда заболеваний: сахарного диабета, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций и другие. В июне 2002 года областной Думой принят Закон области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Читинской области", направленный на реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания человека на территории Читинской области. Состояние с употреблением и распространением наркотиков в России стало угрожающим. Поэтому одной из приоритетных задач органов государственной власти всех уровней стало противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Областной Думой в феврале 2001 года принята областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы". В сфере социального обеспечения областной Думой приняты целевые программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы", целью которой является создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и необходимых условий для ее эффективного функционирования; "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы", направленная на создание доступной сферы жизнедеятельности для инвалидов и развитие сети реабилитационных учреждений Читинской области. В январе 2001 года областной Думой принята целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы". Отдельными полномочиями по государственному управлению в области охраны труда законом области в июне 2002 года были наделены органы местного самоуправления. В целях улучшения положения граждан старшего поколения, укрепления их социальной защищенности в апреле 2001 года областной Думой принята целевая программа "Старшее поколение" на 2001-2004 годы". Важное значение как для жителей области, так и для транспортных организаций имеет принятый в июне 2002 года Закон области "О льготном проезде в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для пенсионеров на территории Читинской области". С целью обеспечения содействия в трудоустройстве граждан, обратившихся в поисках работы в апреле 2001 года принята целевая программа содействия занятости населения Читинской области на 2001-2003 годы. Значительное внимание со стороны законодательного органа Читинской области уделяется вопросам воспитания молодежи, образованию, проблемам обеспечения отраслей экономики области квалифицированными кадрами. В этой сфере в декабре 2000 года областной Думой было принято четыре областные целевые программы: "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"; "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"; "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"; "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы". Проблемам студенчества были посвящены депутатские слушания, прошедшие в ноябре 2001 года. В связи с осуществляемыми в последние годы экономическими реформами государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры. В результате из-за плохого технического состояния зданий и сооружений, особенно сельских, значительное количество их было закрыто. Создалась аварийная ситуация на объектах историко-культурного наследия. Сохранение, поддержка и развитие уникального культурного достояния Читинской области имеет не только региональное, но и общегосударственное значение. Важным этапом в решении этих вопросов стало принятие в апреле 2002 года областной целевой программы "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы". 1.7. Деятельность областной Думы в сфере обеспечения безопасности Государству, в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти принадлежит прерогатива обеспечения безопасности как отдельно взятого гражданина, так и различных социальных общностей, нации в целом. В последние годы криминальная ситуация в Читинской области остается достаточно сложной. С целью удержания контроля над криминальной ситуацией, сосредоточения всех возможных сил и средств правоохранительных органов и других ведомств области на борьбе с преступностью в сфере экономики и коррупцией, снижения темпов прироста и доли тяжких преступлений, действенной защиты граждан от нарушений законности в декабре 2000 года принята областная целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-2002 годы. Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природ ной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние годы оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения. Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002-2006 годы", принятая областной Думой в марте 2002 года, направлена на повышение уровня защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защиты окружающей среды. Большой материальный ущерб, сопровождающийся человеческими жертвами, ухудшение состояния окружающей среды области наносят наводнения. Для решения данных проблем принята областная целевая программа "Защита от наводнений городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области". Другой, не менее важной проблемой, является обеспечение населения качественной питьевой водой. В ноябре 2001 года областной Думой принята целевая программа "Обеспечение населения Читинской области питьевой водой " на 2002-2011 годы". 1.8. Участие областной Думы в законодательной деятельности на федеральном уровне. Обращения в федеральные органы государственной власти Участие Читинской областной Думы в законотворчестве на федеральном уровне включает в себя внесение в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов, а также подготовку предложений и замечаний к законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении, либо направленным Советом Государственной Думы до принятия в первом чтении. В порядке законодательной инициативы Читинской областной Думой с начала созыва было внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4 проекта федеральных законов: 1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 10, 15 Федерального закона "Об оружии". Законопроект предусматривает предоставление права специализированным геологическим организациям, производящим работы, связанные с геологическим изучением, поиском и разведкой полезных ископаемых для государственных нужд, на приобретение и использование соответствующего вида оружия. 2. Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об энергосбережении". Депутаты областной Думы предлагают внести поправку об исключении той части статьи 2 Федерального закона "Об энергосбережении", которая касается заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, что позволит субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения. 3. Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 9 Закона Российской Федерации "О недрах". Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что пользователями недр при отработке месторождений основных видов стратегического сырья, запасы которых составляют более двадцати процентов разведанных балансовых запасов Российской Федерации, могут быть граждане Российской Федерации и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. 4. Проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (об усилении ответственности за незаконное производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, обман потребителей; а также о внесении изменений, устанавливающих лицензирование оптовой и розничной реализации непищевой спиртосодержащей продукции). Активно обсуждали депутаты проект Земельного кодекса Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении. Были высказаны различные мнения, но большинством голосов было принято решение о рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вернуться к рассмотрению проекта Земельного кодекса и отклонить его в целом. Однако, как известно. Государственная Дума приняла Земельный кодекс. Поэтому при обсуждении проекта федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения депутаты высказали свои принципиальные замечания, в частности, было предложено разрешить субъектам Российской Федерации принимать свои законы, содержащие дополнительные правила по введению оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; запретить иностранным лицам и лицам без гражданства приобретать в собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (только на праве аренды); в целях предотвращения концентрации сельхозугодий в одних руках установить максимальную площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в собственности лица, в размере не более 5 процентов общей площади земли сельхозназначения в границах административного района (в отличие о предлагаемой формулировки - "не менее 35 процентов общей площади сельхозугодий в границах административного района"). Областная Дума поддержала проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который предусматривает улучшение материального положения граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и награжденных за эти заслуги высшими государственными наградами, а также проект федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" в редакции согласительной комиссии палат Федерального Собрания. Внесены предложения и замечания к таким проектам, как "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот"; "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств); "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Учитывая, что законопроект фактически лишает субъекты Российской Федерации конституционного права по владению, пользованию и распоряжению недрами в пределах совместного ведения с Российской Федерацией, предложено Государственной Думе отклонить законопроект). Областная Дума не остается в стороне от проблем, вызывающих озабоченность у населения, решение которых находится в компетенции федеральных органов власти. За время работы областной Думы III созыва в федеральные органы государственной власти было направлено 16 обращений, касающихся вопросов агропромышленного комплекса области; состояния лесного хозяйства области и государственного регулирования лесных отношений; роста цен и тарифов на услуги хозяйствующих субъектов естественных монополий; вопросов недропользования; просьб в ускорении подготовки, рассмотрения проектов федеральных законов и других вопросов. Также было поддержано 12 законодательных инициатив и 17 обращений законодательных органов субъектов Российской Федерации. 2. Контрольная деятельность областной Думы Федеральным и областным законодательством за областной Думой закреплены контрольные полномочия, в первую очередь, в части контроля за исполнением областного бюджета. В соответствии с Законом области "О бюджетном процессе в Читинской области" Администрация области ежеквартально представляет в Думу отчет об исполнении областного бюджета. Впервые за годы работы областной Думы контроль за исполнением бюджета принял систематический характер. По проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год постоянный комитет экономической политики проводит депутатские слушания. Образованная областной Думой и ей подотчетная Контрольно-счетная палата осуществляет государственный финансовый контроль, представляет в Думу свои заключения по каждому бюджетному законопроекту, а также осуществляет контрольно-финансовые проверки по целевому использованию средств областного бюджета. Контроль за принятыми законами и постановлениями областная Дума осуществляет, в основном, через постоянные комитеты. Так на выездном заседании постоянного комитета аграрной политики в июне 2002 года в Приаргунский район рассматривался вопрос о выполнении Закона области "О племенном животноводстве". Вопросам развития животноводства, в частности, овцеводства, были посвящены депутатские слушания, прошедшие в июне 2001 года. Постоянный комитет промышленности, строительства, транспорта и связи вопросам подготовки жилищно-коммунального хозяйства области к зимнему периоду неоднократно уделял внимание. После проведения в июне 2002 года депутатских слушаний, посвященных данному вопросу, в порядке контроля за исполнением рекомендаций, высказанных депутатами, заслушивалась информация председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области С.Г. Трухина о подготовке коммунальных объектов к отопительному сезону 2002-2003 годов. Одной из форм депутатского контроля является депутатский запрос по вопросам, имеющим широкое общественное значение. К сожалению, депутаты областной Думы редко пользуются такой формой контроля. Только дважды депутатский запрос звучал на заседании Думы. Так депутат А.М. Никонов обратился к Главе Администрации (Губернатору) Читинской области по вопросу эффективного использования иностранных инвестиций в интересах отечественного товаропроизводителя, расширению объемов производства и реализации продукции местных производителей. Депутат И.П. Аксенов обратился к начальнику Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области по ликвидации последствий взрыва боеприпасов в г. Нерчинске. Экономическую основу области составляет ее собственность. Областная Дума осуществляет контроль за установленным порядком распоряжения этой собственностью. Совершенствование системы управления государственным имуществом позволит увеличить поступления в бюджеты за счет доходов от использования государственной собственности. Депутаты областной Думы ни первого, ни второго созыва так и не пришли к единому с Администрацией области видению положений проекта закона, регулирующего вопросы управления государственной собственностью. Наконец, в сентябре 2002 года проект закона области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Читинской области" был принят в первом чтении. По данному законопроекту состоялись депутатские слушания. В настоящее время проект дорабатывается в постоянном комитете экономической политики. 3. Взаимодействие областной Думы с представительными органами местного самоуправления. Связь депутатов с избирателями Основные направления взаимодействия Читинской областной Думы и представительных органов местного самоуправления определены Уставом - Основным Законом Читинской области, законами "О Читинской областной Думе" и "Об организации местного самоуправления в Читинской области". Сложившаяся в областной Думе второго созыва определенная система взаимодействия с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований области получила свое продолжение и в Думе третьего созыва. Оказывается методическая помощь по вопросам местного самоуправления депутатам представительных органов и муниципальным служащим; депутаты областной Думы принимают участие в работе районных и городских представительных органов местного самоуправления; проводятся семинары и совещания. Взаимодействие с органами местного самоуправления, в первую очередь, осуществляется через депутатов областной Думы, работающих на своих избирательных округах. Помимо работы на своем округе депутаты, работающие на постоянной основе, выезжают в районы области для участия в проводимых там мероприятиях. Группа депутатов во главе с председателем Думы А.Ф. Эповым в декабре побывала в Чернышевском районе, посетив ряд животноводческих точек, производственных и социальных объектов района, приняла участие в работе "круглого стола" с руководителями органов местного самоуправления, руководителями хозяйств, главами сельских администраций. Члены Совета областной Думы, а также ряд депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, выезжали в Сретенский район для ознакомления с социально-экономическим положением в районе, а также для участия в работе районного представительного органа местного самоуправления. Большинство острых вопросов после поездки было снято с повестки дня. Группа депутатов и представителей органов исполнительной власти в сентябре 2002 года выезжали в Борзинский район с целью проанализировать на месте сложившееся там критическое положение, связанное с кризисом в угольной отрасли, катастрофическим положением в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решить все проблемы района, накапливающиеся годами, даже ударной группой представителей органов власти, конечно же, невозможно. Но депутаты ставили перед собой задачу не только помочь с выделением необходимых финансов для решения неотложных задач, но и помочь специалистам муниципального образования сформировать реальный бюджет на 2003 год, чтобы максимально предусмотреть все возможные расходы. В апреле 2001 года областной Думой проведен областной семинар-совещание руководителей и специалистов представительных органов муниципальных образований по теме "Местное самоуправление: опыт, проблемы и пути их решения". Регулярными стали кустовые семинары-совещания, проводимые в районных центрах. Таких совещаний проведено 4 (в городах Чите, Нерчинске, Краснокаменске и Хилке). За прошедший период во всех избирательных округах прошли мероприятия, основной целью которых стало информирование избирателей о работе областной Думы, принимаемых законах. Формы информирования были различные: сообщения в местных органах печати, выступления на телевидении, встречи с избирателями по месту жительства. Так регулярно информируют о своей работе, а также о работе областной Думы на страницах районной газеты "Слава труду", а также "Горняк" депутаты В.Ф. Головин и В.Е. Трубилин Депутат С.В. Сутурин привлекал телекомпанию "Альтес" для освещения проблем, с которыми сталкиваются жители Атамановского избирательного округа N 27. Депутат А.П. Романов выпускает ежеквартально агитационный листок "Наша газета", в котором рассказывает о вопросах, рассматриваемых областной Думой, отвечает на вопросы избирателей, отчитывается о проделанной работе. У большинства депутатов работают общественные приемные, через которые население округов имеют возможность или лично встретиться со своим депутатом или через его помощников обратиться с жалобой или заявлением. Жители обращаются с самыми различными вопросами: по жилищно-коммунальным проблемам, о получении детских пособий, трудоустройству и другим. Отдельные депутаты привлекают к приему избирателей юристов, чтобы на месте давать квалифицированный ответ на вопросы. По обращениям граждан направляются письма в соответствующие организации, делаются депутатские запросы. Значительную помощь депутатам в организации работы на избирательном округе оказывают помощники депутатов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|