Расширенный поиск

Постановление Администрации Читинской области от 14.01.2003 № 6-А/п

 
                   Администрация Читинской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                               г. Чита

         14.01.2003 г.                                  N 6-А/п

                                   Действие приостановлено в 2005 г. в
                                   части финансирования из областного
                                      бюджета на сумму 18129,0 тыс.
                                         рублей - Постановление
                                     Администрации Читинской области
                                       от 15.02.2005 г. N 37а-А/п

Об утверждении областной
целевой программы "Переселение
граждан Читинской области из
ветхого и аварийного жилищного
фонда (2003-2005 годы)

       (В редакции Постановления Администрации Читинской области
                      от 28.10.2003 г. N 316-А/п)



     В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона  Читинской
области,  статьей  10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО
"Об Администрации Читинской  области"  и  Положением  о  разработке  и
реализации      областных      целевых     программ     и     программ
социально-экономического развития области, утвержденным постановлением
Главы  Администрации  (Губернатора)  Читинской области от 21.03.2002 N
91,  с целью улучшения жилищных  условий  граждан  Читинской  области,
проживающих   в  ветхом  и  аварийном  жилищном  фонде,  Администрация
Читинской области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу "Переселение
граждан  Читинской  области  из  ветхого  и аварийного жилищного фонда
(2003-2005 годы)" (далее - Программа).
     2. Комитету   по   финансам   Читинской   области  (Б.В.  Аюшиев)
рассмотреть вопрос об источниках финансирования Программы  в  процессе
исполнения областного бюджета текущего года.
     3. Комитету  экономики  Читинской  области  (Т.И.  Майзлингер)  и
Комитету по финансам Читинской области (Б.В.  Аюшиев) при формировании
областного бюджета на 2004-2005 годы  включать  Программу  в  перечень
программ,  подлежащих  финансированию  из средств областного бюджета в
очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.
     4. Рекомендовать  руководителям  органов  местного самоуправления
муниципальных образований Читинской области  разработать  и  утвердить
соответствующие целевые программы.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя  Главы  Администрации  (Губернатора)  Читинской области по
транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному
хозяйству и строительству Н.И. Семенова.

     Глава Администрации (Губернатор)          Р. Гениатулин


                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Администрации
                                               Читинской области
                                              14.01.2003 N 6-А/п

                     Областная целевая программа
              "Переселение граждан Читинской области из
                 ветхого и аварийного жилищного фонда
                          (2003-2005 годы)"

       (В редакции Постановления Администрации Читинской области
                      от 28.10.2003 г. N 316-А/п)



                               ПАСПОРТ
                     областной целевой программы
         "Переселение граждан Читинской области из ветхого и
             аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)"

   Наименование          Областная целевая программа "Переселение
   Программы             граждан Читинской области из ветхого и
                         аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)"
                         (далее Программа).

   Дата принятия         Постановление Администрации Читинской области
   решения о разработке  от 29.10.2002 N 251-А/п "О разработке
   Программы             областной целевой программы "Переселение
                         граждан Читинской области из ветхого и
                         аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)".

   Дата утверждения      Постановление Администрации Читинской области
   Программы             "Об утверждении областной целевой программы
                         "Переселение граждан Читинской области из
                         ветхого и аварийного жилищного фонда
                         (2003-2005 годы)" от 14.01.2003 N 6-А/п

   Заказчик Программы    Комитет жилищно-коммунального хозяйства и
                         строительства Читинской области.

   Основной разработчик  Федеральное государственное унитарное
   Программы             предприятие "Центр нормирования и
                         информационных систем в жилищно-коммунальном
                         хозяйстве".

   Цель и задачи         Основной целью Программы являются:
                         - обеспечение жильем граждан, проживающих в
                         домах, признанных непригодными для
                         постоянного проживания.
                         Задачи Программы:
                         - подготовка условий и разработка механизма
                         для переселения граждан из жилищного
                         фонда, непригодного для проживания;

                         - обеспечение формирования обязательств
                         собственника жилищного фонда относительно
                         его технического состояния в случае
                         непредвиденных техногенных и иных явлений.

   Сроки и этапы         2003-2005 годы.
   реализации
   Программы

   Перечень основных     Подготовка нормативно-правовой базы;
   мероприятий           строительство нового жилья;
   Программы             реконструкция существующего ветхого фонда;
                         ликвидация ветхого и аварийного жилищного
                         фонда.

   Исполнители           Комитет жилищно-коммунального хозяйства и
   основных              строительства Читинской области, органы
   мероприятий           местного самоуправления муниципальных
   Программы             образований Читинской области, организации,
                         определяемые на конкурсной основе.

   Объемы и источники    Общий объем финансирования - 401520 тыс.
   финансирования        рублей,
   Программы             в т.ч.:
                         федеральный бюджет - 150000 тыс. рублей;
                         областной бюджет - 60230 тыс. рублей;
                         местные бюджеты - 72280 тыс. рублей;
                         внебюджетные источники - 119010 тыс. рублей.
                         Мероприятия Программы и объемы их
                         финансирования подлежат ежегодной
                         корректировке с учетом возможностей
                         областного бюджета.

   Ожидаемые             Переселение до 2005 года из аварийного
   результаты            жилищного фонда более 3903 граждан с
   реализации            предоставлением более 70,2  тыс. кв. м.
   Программы             общей площади жилья.
                         Разработка механизмов привлечения
                         внебюджетных ресурсов в решении социальных
                         проблем.
                         Выполнение государственных обязательств по
                         переселению граждан из жилых помещений,
                         непригодных для постоянного проживания.

   Система организации   Контроль за своевременным и полным
   контроля за           проведением мероприятий Программы
   исполнением           осуществляют в установленном порядке
   Программы             Комитет экономики Читинской области и
                         заместитель Главы Администрации (Губернатора)
                         Читинской области по транспорту, дорожному
                         хозяйству, промышленности,
                         жилищно-коммунальному хозяйству и
                         строительству.


          1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами

     Значительная часть  жилищного  фонда Читинской области сегодня не
удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим
качественным   характеристикам.   Суммарная  площадь  жилищного  фонда
Читинской области,  техническое состояние  которого  не  соответствует
стандартам  проживания,  составляет 0,4 %    от  всего жилищного фонда
области (по данным формы N  1-жилфонд  "Сведения  о  жилищном  фонде",
утвержденной  постановлением Госкомстата России от 16.08.1999 N 75). В
целом  в  области  насчитывается  6567  ветхих  и  аварийных   зданий.
Отнесение  жилищного  фонда  к  ветхому  и  аварийному производится на
основании "Положения по  оценке  непригодности  жилых  домов  и  жилых
помещений   государственного   и  общественного  жилищного  фонда  для
постоянного   проживания"    утвержденного    приказом    Министерства
коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529:
     - для полносборных,  кирпичных и каменных зданий - при физическом
износе строительных конструкций и инженерного оборудования свыше 70 %;
     - для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов
-при износе свыше 65 %.
     Основной удельный вес в  структуре  ветхого  и  аварийного  жилья
имеет ветхий жилищный фонд - 86,4 %, аварийный - 13,6 %.
     Основная доля жилья,  непригодного для проживания,  расположена в
городской местности - 66,5 %, в сельской местности она составляет 33,5
%.  Особенно сложна проблема ветхого жилищного фонда в ряде городов  и
сельских   пунктов   области,   где  за  последнее  десятилетие  резко
сократились объемы производства. Площадь ветхих и аварийных строений в
5  раз  превышает  объемы  годового  ввода  в  действие  жилых домов в
Читинской области.
     Процесс ликвидации  непригодного  для  проживания жилья протекает
медленно.  Начиная с  1998  года  в  среднем  за  год  по  ветхости  и
аварийности выбывало около 40 тыс. кв. м. (схема 1).

                            (Без схемы 1)

     Жилищный фонд  области  характеризуется наличием деревянных домов
постройки 1910-1930-х и 1940-1950-х годов со 100-процентным   износом,
дальнейшее   проживание   в   которых  практически  невозможно  ни  по
санитарным,  ни по социальным нормам  жизни.  В  городских  населенных
пунктах  и  сельской  местности  имеется  большое число каменных домов
сравнительно недавней постройки,  находящихся в  аварийном  состоянии.
Если  факт  крайней  ветхости деревянных домов,  эксплуатировавшихся с
первых десятилетий XX века,  объясним,  то наличие большого количества
каменных   зданий   сравнительно  недавней  постройки,  находящихся  в
аварийном  состоянии,  свидетельствует   о   том,   что   в   вопросах
проектирования,  строительства  и  особенно эксплуатации этих строений
были допущены серьезные просчеты:
     - строительство  жилищного  фонда на территориях,  подвергающихся
затоплению реками Ингода (Читинский, Шилкинский, Улетовский, Карымский
районы), Чита (г. Чита, Читинский район);
     - нарушение    правил    эксплуатации    объектов,     непринятие
эксплуатационными    службами    оперативных    мер    по   устранению
многочисленных  утечек  в  системах   водоснабжения,   канализации   и
теплоснабжения;
     - отсутствие системы ливневой канализации в Читинской области;
     - применение некачественных строительных материалов;
     - за  последние  10-15  лет  капитальный  ремонт   жилых   зданий
практически  не  проводился,  что  еще  более усилило процесс ветшания
жилищного фонда.
     Совокупность указанных  обстоятельств привела к тому,  что грунты
оснований    фундаментов    обводнены    и    затоплены,    происходит
неконтролируемое  оттаивание  вечной  мерзлоты.  Это  ведет в конечном
итоге   к   неравномерным   просадкам   грунтов,   вызывая   появление
недопустимых  трещин  и  разрушений  в цокольных конструкциях каменных
зданий, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.
     Более подробные  сведения о распределении существующего ветхого и
аварийного жилищного фонда,  подлежащего ликвидации в рамках настоящей
Программы,  по  формам  собственности  на жилые помещения приведены на
схеме 2.

                                                               Схема 2

                     Ветхий и аварийный жилищный
                       фонд Читинской области,
                        подлежащий ликвидации
                           49,0 тыс. кв. м.
                              3903 чел.
                              1149 семей
   +-----------------+                        +-----------------+
   ¦ Государственный ¦                        ¦     Частный     ¦
   ¦ жилищный фонд   ¦                        ¦  жилищный фонд  ¦
   ¦ 8,32 тыс. кв. м.¦  +-----------------+   ¦12,49 тыс. кв. м.¦
   ¦    703 чел.     ¦  ¦  Муниципальный  ¦   ¦     995 чел.    ¦
   ¦   207 семей     ¦  ¦  жилищный фонд  ¦   ¦     292 семей   ¦
   +-----------------+  ¦27,69 тыс. кв. м.¦   ¦                 ¦
                        ¦    2205 чел.    ¦   +-----------------+
                        ¦    650 семей    ¦
                        +-----------------+


     Распределение существующего ветхого и аварийного жилищного  фонда
по  структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в
них имеет следующие тенденции:
     - наибольшую долю в данном фонде составляет жилье,  занимаемое на
условиях найма и являющееся муниципальной собственностью в малоэтажном
(до 5 этажей) жилищном фонде - около 56,5 %;
     - достаточно велика также доля приватизированных квартир в данном
фонде - около 25,5 %;
     - в период становления рынка  реструктурированные  предприятия  и
организации,   министерства   и   ведомства   потеряли   контроль  над
технической эксплуатацией своего ведомственного фонда,  и процесс  его
обветшания усилился.  В общей структуре ветхого и аварийного жилищного
фонда ведомственный жилищный фонд занимает около 18 %;
     - в  меньшей  степени  к  ветхому  и аварийному жилью в настоящее
время относятся многоэтажные (свыше 5 этажей) жилые здания.
     За период  реализации  Программы  планируется  ликвидировать 49,0
тыс.  кв.  м.  ветхого и аварийного жилья,  за счет реализации  других
целевых программ и мероприятий - 175,7 тыс. кв. м.
     Частично проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда
решается  в рамках действия Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера
и  приравненных  к  ним  местностей",  в том числе строительство жилья
взамен ветхого в зоне БАМа.  За период с  1996  года  из  федерального
бюджета на строительства жилья взамен ветхого в зоне БАМа (пос.  Чара)
было  выделено  19,7  млн. руб.  По  состоянию на  август  2001   года
строительство  5-этажного  типового  дома,  которое  финансировалось в
рамках действия данного Закона, не завершено.
     Читинская область не обладает достаточной нормативной, правовой и
методической  базой,  определяющей  условия  переселения  граждан   из
ветхого   и   аварийного  жилищного  фонда.  Постановлением  Читинской
областной Думы от 01.10.1997 N 184 была установлена  социальная  норма
площади жилья - 18 кв.  м. общей площади жилья на 1 члена семьи из 3 и
более человек,  42 кв.  м.  - на семью из 2 человек,  33 кв.  м.  - на
одиноко  проживающих граждан.  В соответствии с указанными нормативами
необходимо построить и реконструировать в рамках реализации  настоящей
Программы  70,25 тыс.  кв.  м.  жилья,  что потребует финансирования в
объеме 401,52 млн.  рублей на строительство и реконструкцию  жилищного
фонда на период с 2003 по 2005 годы, в том числе:
     - 150000 тыс. руб. из федерального бюджета,
     - 60230 тыс. руб. из областного бюджета,
     - 72280 тыс. руб. из местных бюджетов,
     - 119020 тыс. руб. за счет внебюджетных источников.
     Таким образом,  на  основании   анализа   состояния   ветхого   и
аварийного жилищного фонда можно сделать следующие выводы:
     1. В составе жилищного фонда области объем ветхого  и  аварийного
жилищного  фонда  в рамках Программы составляет 49,0 тыс.  кв.  м.,  в
котором проживает 0,3 % всего населения Читинской области.
     2. По  формам  собственности,  ветхий  и  аварийный жилищный фонд
состоит из:
     - государственного жилищного фонда - 8,82 тыс. кв. м.;
     - муниципального жилищного фонда - 27,69 тыс. кв. м.;
     - частного жилищного фонда - 12,49 тыс. кв. м.
     3. В аварийном состоянии находится 1206 зданий.
     4. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане не в состоянии
в настоящее время самостоятельно приобрести или получить  на  условиях
найма  жилища  удовлетворительного качества (в 2000 году 74 %  граждан
Читинской области имели среднедушевой доход ниже  уровня  прожиточного
минимума - 1276,93 руб.).
     5. Частично проблема ликвидации ветхого  и  аварийного  жилищного
фонда   решается  в  рамках  действия  других  мероприятий  и  целевых
программ,  по которым планируется ликвидировать около 78 %  ветхого  и
аварийного жилья (схема З):
     - предоставление жилищных субсидий  для  граждан,  выезжающих  из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
     - федеральная   целевая   программа   "Государственные   жилищные
сертификаты";
     - областная целевая программа "Свой дом";
     - обеспечение   жильем  отдельных  категорий  граждан  (участники
локальных боевых действий,  Великой Отечественной  войны,  многодетные
семьи, молодые специалисты и т.д.).
     Проблему переселения граждан из ветхого  и  аварийного  жилищного
фонда  необходимо  решать  программным  методом.  Одним из мероприятий
областной целевой программы  должна  быть  разработка  соответствующей
областной  нормативно-методической  базы,  которая на сегодняшний день
отсутствует.

     2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

     На основании вышеприведенных выводов были сформулированы основные
цели и задачи Программы:
     - обеспечение  жильем  граждан,  проживающих в домах,  признанных
непригодными для постоянного проживания;
     - переселение  граждан,  проживающих в условиях,  непригодных для
постоянного проживания,  в  благоустроенное  жилье,  приобретенное  на
вторичном рынке жилья или во вновь построенное благоустроенное жилье;

                                                         схема 3

 Мероприятия и целевые программы, в рамках которых решаются проблемы
    по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
  +--------------------------+
  ¦ Ветхое и аварийное жилье ¦
  ¦ Читинской области, всего ¦
  ¦    224,7 тыс. кв. м.     ¦
  ¦       17901 чел.         ¦
  ¦       5264 семей         +----------+
  +--------------------------+          ¦
   +-----------------------+          +------------------+
   ¦ Областная целевая     ¦          ¦Другие программы и¦
   ¦ программа "Переселение¦          ¦мероприятия       ¦
   ¦ граждан Читинской     ¦          ¦                  ¦
   ¦ области из ветхого и  ¦          ¦175,7 тыс. кв. м. ¦
   ¦ аварийного жилищного  ¦          ¦13998 чел.        ¦
   ¦ фонда (2003-2005 годы)¦          ¦4117 семей        ¦
   ¦   49,0 тыс. кв. м.    ¦          ¦                  ¦
   ¦       3903 чел.       ¦          +------------------+
   ¦      1147 семей       ¦            ¦
   +-----------------------+            ¦
                     +--------------------------------------------------+
+---------------------+ +-------------------+ +-----------------+ +----------------+
¦Жилищные субсидии    ¦ ¦Федеральная целевая¦ ¦Областная целевая¦ ¦Обеспечение     ¦
¦для граждан,         ¦ ¦программа          ¦ ¦программа "Свой  ¦ ¦жильем отдельных¦
¦выезжающих из        ¦ ¦"Государственные   ¦ ¦дом"             ¦ ¦категорий       ¦
¦районов Крайнего     ¦ ¦жилищные           ¦ ¦                 ¦ ¦граждан         ¦
¦Севера и приравненным¦ ¦сертификаты"       ¦ ¦2,3 тыс. кв. м.  ¦ ¦40,6 тыс. кв. м.¦
¦к ним местностей     ¦ ¦23,7 тыс. кв. м.   ¦ ¦190 чел.         ¦ ¦3230 чел.       ¦
¦109,1 тыс. кв. м.    ¦ ¦1870 чел.          ¦ ¦56 семей         ¦ ¦950 семей       ¦
¦8708 чел.            ¦ ¦550 семей          ¦ +-----------------+ +----------------+
¦2561 семей           ¦ +-------------------+
+---------------------+

     - ликвидация существующего аварийного и ветхого  жилищного  фонда
до 2005 года.
     В рамках  реализации  Программы   необходимо   решить   следующие
основные задачи:
     - формирование  правового  и  методологического  обеспечения  для
определения  порядка  переселения  граждан  из  ветхого  и  аварийного
жилищного фонда,  а  также  размеров  оказываемой  им  государственной
помощи;
     - обеспечение   переселяемых   граждан   жильем    (строительство
социального    жилья   для   малообеспеченной   категории   населения,
приобретение квартир на вторичном рынке жилья);
     - организация   реконструкции   многоквартирных   жилых  домов  в
городских поселениях;
     - немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда,  в
целях предупреждения его повторного заселения;
     - завершение   строительства  объектов  жилищного  фонда  высокой
степени готовности;
     - реализация  обязательств собственника (собственников) жилищного
фонда относительно не только  состояния  жилищного  фонда,  но  и  его
восстановления в случае аварийного разрушения;
     - расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;
     - формирование   финансовых   и   инвестиционных   ресурсов   для
обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
     - создание   рыночных   механизмов  страхования  для  минимизации
финансовых рисков собственников жилья;
     - взаимосвязь    программы    переселения   граждан   из   жилья,
непригодного для проживания,  с  другими  реализуемыми  программами  и
мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого
и аварийного жилья при определении методологии  и  объемов  финансовой
поддержки за счет федеральных ресурсов.
     На основании вышеизложенного  для  решения  проблемы  переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо построить и
реконструировать в области всего 224,7 тыс.  кв. м. жилищного фонда. В
рамках программы планируется ликвидировать 49,0 тыс.  кв. м. ветхого и
аварийного жилья.

        Расчет потребности в жилье для переселения граждан из
       ветхого и аварийного жилищного фонда Читинской области в
                           рамках Программы

                                                             Таблица 1
+------------------------------------------------------------------------+
¦N   ¦ Наименование        ¦                Объемы работ                 ¦
¦п/п ¦ показателя          +---------------------------------------------¦
¦    ¦                     ¦   Всего        ¦         в том числе        ¦
¦    ¦                     ¦2003-2005 годы  +----------------------------¦
¦    ¦                     ¦                ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г.¦
+----+---------------------+----------------+---------+---------+--------¦
¦1   ¦Площадь сносимого    ¦49,0            ¦11,47    ¦14,57    ¦22,96   ¦
¦    ¦ветхого и аварийного ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦жилья, тыс. кв. м.   ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
+----+---------------------+----------------+---------+---------+--------¦
¦2   ¦Количество           ¦1149            ¦269      ¦341      ¦539     ¦
¦    ¦переселяемых семей   ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
+----+---------------------+----------------+---------+---------+--------¦
¦3   ¦Количество жителей,  ¦3903            ¦914      ¦1161     ¦1828    ¦
¦    ¦подлежащих           ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦переселению,         ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦тыс. чел.            ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
+----+---------------------+----------------+---------+---------+--------¦
¦4   ¦Социальная норма     ¦18              ¦18       ¦18       ¦18      ¦
¦    ¦предоставления жилья,¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦кв. м. на чел.       ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
+----+---------------------+----------------+---------+---------+--------¦
¦5   ¦Объем жилья,         ¦70,25           ¦16,452   ¦20,898   ¦32,90   ¦
¦    ¦требуемый для        ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦переселения,         ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
¦    ¦тыс. кв. м.          ¦                ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------------------------------------------------------+

     Программа предусматривает    комплекс   мероприятий,   реализация
которых  должна  начаться  в  2003  году.  Реализация  мероприятий  по
переселению  граждан  из  ветхого  и аварийного жилищного фонда должна
быть проведена в течение 2003-2005 годов.  Реализация Программы  будет
проходить поэтапно.
     На первом   этапе   будут   созданы   необходимые   методические,
организационные  и  правовые  условия  для  реализации  основных задач
Программы:
     1. Упорядочение   методологических   основ   оценки   ветхого   и
аварийного жилищного фонда.  Установление классификации  ветхих  жилых
домов  по  степени износа и техническому состоянию с учетом того,  что
часть домов подлежит реконструкции:
     - дома   и   помещения,   которые   после  капитального  ремонта,
модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
     - дома   и   помещения,  восстановление  которых  невозможно  или
экономически нецелесообразно.
     2. Формирование    законодательной   и   нормативной   базы   для
предоставления жилья переселяемым гражданам. Формирование обязательств
собственника  (собственников)  жилищного фонда по его восстановлению в
случае аварийного разрушения.  Создание механизмов  страхования  жилья
для  гарантии  восстановления  нарушенных  имущественных  интересов  в
случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
     3. Оценка   размеров   ветхого   и  аварийного  жилищного  фонда,
подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного
фонда   для   переселения  граждан.  Инвентаризация  жилищного  фонда.
Составление  реестра  ветхих  и  аварийных  домов   по   муниципальным
образованиям.  Установление  очередности  сноса  жилищного  фонда  (по
районам,   микрорайонам,   участкам,   зданиям)   и,   соответственно,
очередности переселения граждан.
     4. Привлечение  и   аккумулирование   финансовых   ресурсов   для
реализации Программы.
     5. Переселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в
благоустроенное жилье. Снос ветхого и аварийного жилья.
     Учитывая необходимость  первоочередного  переселения  граждан  из
аварийного  жилищного  фонда,  рекомендуется предоставление конкретной
жилой площади,  размеры и  качество  которой  определяются  исходя  из
законодательно  установленных  гарантий  государства перед гражданами,
проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде.
     Данный механизм предполагает, что жилье предоставляется гражданам
на условиях социального найма.  Предлагаемое муниципальное жилье может
являться:
     - жильем,  освободившимся в  результате  прекращения  предыдущего
договора найма;
     - жильем,   полученным   муниципальным   образованием   за   счет
строительства  от  застройщика  за предоставление земельного участка и
подключение к городской инфраструктуре;
     - жильем,   приобретенным    на    вторичном    рынке    жилищной
     недвижимости*;
     - жильем,  построенным  муниципальным  образованием  в   качестве
муниципального социального жилья.
     Главным критерием должна стать стоимость жилья - она должна  быть
минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и
качеству предоставляемого жилья. С этой точки зрения следует отметить,
что:
     а) экономически  наиболее  эффективно   вторичное   использование
муниципального жилья;
     б) приобретение муниципальным  образованием  жилья  на  вторичном
рынке,  как  правило,  экономически  более  целесообразно,  чем  новое
строительство муниципального социального жилья;
     в) при   заключении   договоров   с  застройщиками  целесообразно
оговаривать номенклатуру и размер жилых помещений,  предназначенных  в
дальнейшем для социального использования;

     ________________
     * Ввиду мизерно малой емкости рынка вторичного жилья в  Читинской
области  для  решения  проблем  переселения  граждан  из  аварийного и
ветхого жилья данный механизм в программе детально не рассматривался и
финансовое обеспечение его не определялось.

     г) в  случае  принятия  решения  о  строительстве  муниципального
социального    жилья   следует   использовать   специальные   проекты,
предназначенные для жилья именно социального типа  (при  необходимости
возможно изменение внутренней планировки жилых помещений,  т.е.  можно
менять количество комнат).
     Решение проблемы  переселения  граждан  из  аварийного  жилищного
фонда  частично  должно  осуществляться путем финансирования достройки
жилья высокой степени готовности.
     6. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.
     Второй этап  программы  будет  посвящен   реализации   задач   по
переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда:
     1. Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов,
подлежащих сносу. Строительство жилья социального типа. Предоставление
налоговых льгот строительным организациям, участвующим в строительстве
социального жилья.  Предоставление благоприятных по грунтовым условиям
площадок для строительства.  Использование вторичного рынка жилья  для
расселения жителей из ветхого и аварийного жилищного фонда.
     2. Поэтапное переселение жильцов  и  снос  ветхого  и  аварийного
жилищного фонда.
     3. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.
     4. Подготовка   освобожденных   земельных   участков   для  новой
застройки и их конкурсная продажа.

                  3. Ресурсное обеспечение Программы

     Расходы на  реализацию  Программы составят 401520 тыс.  рублей (в
ценах 2002 года). Источниками финансирования Программы являются:
     - средства федерального бюджета;
     - средства областного бюджета;
     - средства местных бюджетов;
     - средства внебюджетных источников (кредиты банков; облигационные
займы;  средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
средства, вносимые населением, и т.д.)
     При разработке  Программы  учитывалось,  что  ее реализация будет
осуществляться  в  условиях  значительного  дефицита  федерального   и
областного   бюджетов.   Средства  федерального  бюджета  (37,4  %  от
суммарной   стоимости   Программы)   должны   быть   выделены    через
государственного    заказчика    подпрограммы   "Переселение   граждан
Российской Федерации  из  ветхого  и  аварийного  жилищного  фонда"  в
составе  федеральной  целевой  программы  "Жилище"  на 2002-2010 годы,
утвержденной  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
22.01.2002 N 33, в размере 150,0 млн. руб.
     В Программе предусматривается использовать средства областного  и
местных бюджетов:
     - образуемые    в    результате    эффективного     использования
муниципальных  земель.  Платежи  от конкурсной продажи в собственность
(или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в
центре  Читы,  где  расположен  ветхий и аварийный жилищный фонд,  под
коммерческое строительство  являются  одним  из  наиболее  эффективных
источников  ресурсов  для  переселения  граждан и ликвидации ветхого и
аварийного жилищного фонда;
     - образуемые     в    результате    эффективного    использования
муниципальной жилой недвижимости.  В качестве финансового источника  в
этом  случае  рассматривается  плата  граждан  за  наем муниципального
жилищного   фонда,   которая   отражает   качественные    отличия    в
потребительских  свойствах  нанимаемого  жилья,  а  дифференциация  ее
значения - в максимальной степени ориентируется на рыночную ситуацию.
     В Читинской  области  плата  за  наем в 2002 году составляет 0,47
руб.  за кв. м. Ежегодно общая сумма средств, взимаемая с населения за
наем при общей площади жилищного фонда более 20 млн.  кв. м., составит
около 115,6  млн.  руб.  Порядок  использования  указанных  средств  в
области   не   определен.  В  каждом  муниципальном  образовании,  где
реализуется Программа,  рекомендуется ввести дифференцированные ставки
платы  за  наем  муниципального  жилья  и  определить  долю финансовых
средств от платы за наем,  которая будет расходоваться для переселения
граждан.
     В Программе предусматривается  также  использование  внебюджетных
ресурсов:
     - кредитов банков;
     - облигационных займов;
     - средств предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
     - средств, вносимых населением, и т.д.
     Кроме того,  необходимо  учитывать  жилищный   фонд,   получаемый
муниципальными   образованиями   от   застройщиков   в  счет  средств,
направляемых   на   освобождение   земельных   участков   под    новое
строительство и развитие инфраструктуры.

               Расчет потребности в финансовых ресурсах
                для реализации программных мероприятий

                                                           Таблица 2
+----------------------------------------------------------------+
¦N п/п ¦Наименование показателя   ¦Единица        ¦ Объемы работ ¦
¦      ¦                          ¦измерения      ¦              ¦
¦      ¦                          ¦               ¦2003-2005 годы¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 1. Общий объем ресурсов для реализации намеченных мероприятий  ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦1.1   ¦Общий объем финансовых    ¦тыс. руб.      ¦401520        ¦
¦      ¦ресурсов                  ¦               ¦              ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦                 2. Строительство нового жилья                  ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 2.1  ¦Объем строительства жилья ¦тыс. кв. м.    ¦50,976        ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 2.2  ¦Стоимость строительства 1 ¦тыс. руб.      ¦6,0           ¦
¦      ¦кв. м. жилья (в ценах 2001¦               ¦              ¦
¦      ¦г.)                       ¦               ¦              ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 2.3  ¦Объем финансовых затрат   ¦тыс. руб.      ¦305850        ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦    3. Реконструкция существующего ветхого жилищного фонда      ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 3.1  ¦Площадь реконструируемого ¦тыс. кв. м.    ¦19,278        ¦
¦      ¦жилья                     ¦               ¦              ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 3.2  ¦Стоимость проведения      ¦тыс. руб.      ¦4,5           ¦
¦      ¦реконструкции 1 кв. м.    ¦               ¦              ¦
¦      ¦существующего жилищного   ¦               ¦              ¦
¦      ¦фонда (в ценах 2001 г.)   ¦               ¦              ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 3.3  ¦Объем финансовых затрат   ¦тыс. руб.      ¦86750         ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦       4. Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда       ¦
+----------------------------------------------------------------¦
¦ 4.1  ¦Площадь сносимого жилья   ¦тыс. кв. м.    ¦29,692        ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 4.2  ¦Стоимость ликвидации 1    ¦тыс. руб.      ¦0,3           ¦
¦      ¦кв. м. ветхого и          ¦               ¦              ¦
¦      ¦аварийного жилищного      ¦               ¦              ¦
¦      ¦фонда                     ¦               ¦              ¦
+------+--------------------------+---------------+--------------¦
¦ 4.3  ¦Объем финансовых затрат   ¦тыс. руб.      ¦8920          ¦
+----------------------------------------------------------------+
     Основными критериями  распределения   федеральных   и   областных
ресурсов по муниципальным образованиям являются:
     - наличие разработанной и  утвержденной  муниципальной  программы
переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
     - наличие местной нормативно-методической базы, положения которой
соответствуют областной;
     - привлечение внебюджетных источников для  ликвидации  ветхого  и
аварийного жилищного фонда;
     - объем привлекаемых внебюджетных ассигнований, который позволяет
определить эффективность Программы с точки зрения частных инвесторов;
     - соотношение объемов бюджетных и внебюджетных средств  к  общему
объему  средств,  необходимых  для  финансирования Программы (с учетом
увеличения доли внебюджетных источников в общем объеме  финансирования
Программы);
     - площадь  жилищного  фонда,  непригодного  для   проживания,   в
муниципальном образовании.
     Объемы и источники финансирования Программы  могут  уточняться  в
процессе ее реализации с учетом возможностей бюджетов.

                   4. Механизм реализации Программы

     Механизм реализации  Программы состоит из трех блоков,  каждый из
которых  соответствует  механизму  управления  одной  из  трех   групп
программных    мероприятий,    содержит    список    исполнителей    и
последовательность   выполнения   ими   указанных   функций.   Комитет
жилищно-коммунального  хозяйства  и  строительства  Читинской  области
осуществляет управление совместной работой всех блоков.
     Комитету    жилищно-коммунального   хозяйства   и   строительства
 Читинской  области  как  заказчику  программы  предоставляется  право
 распределять  бюджетные  инвестиции  по получателям бюджетных средств
 (В   редакции   Постановления   Администрации  Читинской  области  от
 28.10.2003 г. N 316-А/п)

                  Блок "Строительство нового жилья"

     1. Органы  местного  самоуправления  муниципальных   образований,
исходя  из  потребности  в переселении граждан из ветхого и аварийного
жилья,  формируют  муниципальные  программы  переселения  граждан   из
ветхого  и  аварийного жилищного фонда,  включающие график переселения
граждан,  и на  основе  сложившегося  рынка  жилья  определяют  объемы
строительства   новых   домов,   потребность  в  финансовых  ресурсах,
составляют титульные списки на строительство.
     2. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
формируют  на  муниципальном  уровне  необходимую  нормативно-правовую
базу,   соответствующую  типовой,  утвержденной  на  уровне  Читинской
области.
     3. Комитет   жилищно-коммунального   хозяйства   и  строительства
Читинской  области  проводит  конкурс  среди  муниципальных  программ,
рассматривает полученные заявки,  увязывает их с утвержденным графиком
ввода нового жилья,  утверждает задания по вводу общей  площади  жилых
домов, лимит капиталовложений и титульные списки.
     4. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
заключают  договоры с проектными организациями на разработку проектной
документации на строительство жилых домов.
     5. Органы  местного  самоуправления  муниципальных образований на
основании утвержденных заданий по вводу  общей  площади  жилых  домов,
лимита  капитальных  вложений,  титульных  списков  и проектно-сметной
документации  заключают  договоры  подряда  со  строительно-монтажными
организациями на выполнение работ.
     6. Подрядные  строительно-монтажные  организации   на   основании
заключенных договоров осуществляют строительство.
     7. Подрядные организации после окончания строительства  по  актам
государственных комиссий вводят в эксплуатацию новые жилые дома.
     8. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
передают  построенное  жилье  по  ордерам  гражданам,  переселяемым из
ветхого и аварийного жилищного фонда.
     9. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
представляют отчет об использовании средств и  выполнении  заданий  по
вводу.
     10. Комитет  жилищно-коммунального  хозяйства   и   строительства
Читинской  области  на  основании  представленных  отчетов  составляет
сводный ежегодный отчет о реализации программных мероприятий на уровне
муниципальных   образований,   об  использования  финансовых  средств,
выделенных  из  областного  бюджета,  и   соблюдении   соответствующих
процедур при выполнении проектов,  на реализацию которых были выделены
указанные средства.

      Блок "Реконструкция существующего ветхого жилищного фонда"

     1. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
проводят    обследование    жилищного    фонда,    определяют   объемы
реконструируемого жилья, потребность в финансовых ресурсах.
     2. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
составляют списки граждан, подлежащих переселению из реконструируемого
жилищного фонда.
     3. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
определяют очередность переселения и реконструкции ветхого жилья.
     4. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
согласовывают    с   Комитетом   жилищно-коммунального   хозяйства   и
строительства Читинской области  списки  и  очередность  реконструкции
ветхого жилья.
     5. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
организуют  выселение  граждан  из реконструируемого ветхого жилищного
фонда.
     6. Подрядные    строительно-монтажные    организации   производят
реконструкцию  жилищного  фонда,  вывоз   мусора   и   благоустройство
площадок.
     7. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
составляют отчет о реконструкции жилищного фонда.
     8. Комитет  жилищно-коммунального   хозяйства   и   строительства
Читинской  области  составляет сводный отчет о реализации программного
мероприятия.

         Блок "Выселение граждан из ветхого и аварийного
                   жилищного фонда и его снос"

     1. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
проводят обследование жилищного фонда.
     2. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
составляют  списки  граждан,  подлежащих  переселению  из  ветхого   и
аварийного жилищного фонда.
     3. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
определяют очередность переселения и сноса ветхого и аварийного жилья.
     4. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
согласовывают    с   Комитетом   жилищно-коммунального   хозяйства   и
строительства Читинской области списки и очередность сноса  ветхого  и
аварийного жилья.
     5. Органы местного  самоуправления  муниципальных  образований  в
результате   реализации   предыдущих   групп  программных  мероприятий
распределяют   полученный   жилищный   фонд   согласно    утвержденной
очередности переселения, заключают договоры на снос ветхого жилья.
     6. Органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
выдают  ордера  и организуют выселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда.
     7. Подрядные  строительно-монтажные  организации  производят снос
ветхих и аварийных домов, вывоз мусора и благоустройство площадок.
     8. Органы   местного   самоуправления  муниципальных  образований
составляют отчет о переселении граждан из ветхого жилья и его сносе.
     9. Комитет   жилищно-коммунального   хозяйства   и  строительства
Читинской области составляет сводный отчет  о  реализации  программных
мероприятий.
     Механизм  реализации Программы включает также осуществление  мер,
не требующих финансирования (таблица N 3).

             Мероприятия областной целевой Программы, не
                       требующие финансирования

                                                            Таблица 3
 +----------------------------------------------------------------+
 ¦Наименование мероприятий ¦Срок начала и ¦Ответственные          ¦
 ¦                         ¦окончания     ¦исполнители            ¦
 ¦                         ¦работ         ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Составление заявки на    ¦2003-2005 гг. ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦получение средств из     ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦федерального и областного¦              ¦и строительства        ¦
 ¦бюджетов в установленном ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦законодательством порядке¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Разработка нормативно-   ¦2003 г.       ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦правовых актов,          ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦регулирующих правоотно-  ¦              ¦и строительства        ¦
 ¦шения, связанные с       ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦переселением граждан из  ¦              ¦                       ¦
 ¦непригодного для прожи-  ¦              ¦                       ¦
 ¦вания жилищного фонда и  ¦              ¦                       ¦
 ¦направленные на          ¦              ¦                       ¦
 ¦реализацию обязательств  ¦              ¦                       ¦
 ¦государства по улучшению ¦              ¦                       ¦
 ¦жилищных условий граждан,¦              ¦                       ¦
 ¦проживающих в данном     ¦              ¦                       ¦
 ¦фонде                    ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Организация управления   ¦2003-2005 гг. ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦Программой, проведение   ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦практической работы по   ¦              ¦и строительства        ¦
 ¦оптимизации финансовых   ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦поступлений на реализацию¦              ¦                       ¦
 ¦Программы и их эффек-    ¦              ¦                       ¦
 ¦тивному использованию    ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Разработка и утверждение ¦2003 г.       ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦нормативных документов по¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦консолидации на областном¦              ¦и строительства        ¦
 ¦уровне финансовых        ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦ресурсов и создание      ¦              ¦                       ¦
 ¦целевого фонда как       ¦              ¦                       ¦
 ¦средства реализации      ¦              ¦                       ¦
 ¦Программы                ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Выработка финансовых     ¦2003-2004 гг. ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦инструментов привлечения ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦долгосрочных инвестиций в¦              ¦и строительства        ¦
 ¦развитие инженерной      ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦инфраструктуры на        ¦              ¦                       ¦
 ¦участках ликвидируемого  ¦              ¦                       ¦
 ¦ветхого и аварийного     ¦              ¦                       ¦
 ¦жилищного фонда          ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Мониторинг реализации    ¦2003-2005 гг. ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦Программы, в том числе   ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦контроль целевого        ¦              ¦и строительства        ¦
 ¦использования полученных ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦и распределенных по      ¦              ¦                       ¦
 ¦муниципальным            ¦              ¦                       ¦
 ¦образованиям субвенции   ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Cоставление отчета об    ¦2003-2005 гг. ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦использовании федеральных¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦и областных бюджетных    ¦              ¦и строительства        ¦
 ¦средств                  ¦              ¦Читинской области      ¦
 ¦Формирование муници-     ¦2003 г.       ¦Органы местного        ¦
 ¦пальных программ         ¦              ¦самоуправления муници- ¦
 ¦переселения граждан из   ¦              ¦пальных образований    ¦
 ¦ветхого и аварийного     ¦              ¦                       ¦
 ¦жилищного фонда          ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Разработка и утверждение ¦2003 г.       ¦Комитет жилищно-       ¦
 ¦положения о порядке и    ¦              ¦коммунального хозяйства¦
 ¦условиях переселения     ¦              ¦и строительства        ¦
 ¦граждан из жилых         ¦              ¦Читинской области,     ¦
 ¦помещений, подлежащих    ¦              ¦Органы местного        ¦
 ¦освобождению в связи с   ¦              ¦самоуправления         ¦
 ¦необходимостью проведения¦              ¦муниципальных          ¦
 ¦реконструкции,           ¦              ¦образований            ¦
 ¦капитального ремонта,    ¦              ¦                       ¦
 ¦сноса, переоборудования  ¦              ¦                       ¦
 ¦непригодных для          ¦              ¦                       ¦
 ¦проживания жилых домов   ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Разработка положения о   ¦ 2003 г.      ¦Органы местного        ¦
 ¦маневренном муниципальном¦              ¦самоуправления         ¦
 ¦жилищном фонде с целью   ¦              ¦муниципальных          ¦
 ¦упорядочения процесса    ¦              ¦образований            ¦
 ¦переселения нанимателей, ¦              ¦                       ¦
 ¦собственников и иных лиц ¦              ¦                       ¦
 ¦из жилых помещении,      ¦              ¦                       ¦
 ¦находящихся в домах      ¦              ¦                       ¦
 ¦муниципального жилищного ¦              ¦                       ¦
 ¦фонда, подлежащих        ¦              ¦                       ¦
 ¦капитальному ремонту или ¦              ¦                       ¦
 ¦реконструкции            ¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Подготовка концепции     ¦ 2003-2004 гг.¦Органы местного        ¦
 ¦застройки районов        ¦              ¦самоуправления         ¦
 ¦сосредоточения ветхого и ¦              ¦муниципальных          ¦
 ¦аварийного жилищного     ¦              ¦образований            ¦
 ¦фонда и рекультивации    ¦              ¦                       ¦
 ¦высвобождающихся         ¦              ¦                       ¦
 ¦земельных участков, на   ¦              ¦                       ¦
 ¦которых повторная        ¦              ¦                       ¦
 ¦застройка нецелесообразна¦              ¦                       ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Составление отчета о     ¦ 2003-2005 гг.¦Органы местного        ¦
 ¦расходовании средств на  ¦              ¦самоуправления         ¦
 ¦реализацию муниципальных ¦              ¦муниципальных          ¦
 ¦программ                 ¦              ¦образований            ¦
 +-------------------------+--------------+-----------------------¦
 ¦Мониторинг реализации    ¦ 2003-2005 гг.¦Органы местного        ¦
 ¦Программы                ¦              ¦самоуправления         ¦
 ¦муниципальных            ¦              ¦                       ¦
 ¦образований              ¦              ¦                       ¦
 +----------------------------------------------------------------+

                   Система программных мероприятий

     Для достижения  целей Программы необходимо осуществить три группы
мероприятий, представленных далее:
     Первая группа программных мероприятий предусматривает переселение
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет  строительства
нового жилья.
     Всего в 2003-2005 гг.  намечается построить 50,976  тыс.  кв.  м.
общей  площади нового жилья.  Основными исполнителями по строительству
нового жилья являются органы местного  самоуправления,  осуществляющие
функции  заказчиков  на  местах,  а  также  проектные  и  строительные
организации.
     Вторая группа     программных     мероприятий     предусматривает
реконструкцию существующего ветхого жилищного фонда. Всего планируется
реконструировать   19,278  тыс.  кв.  м.  Основными  исполнителями  по
реконструкции ветхого жилья являются органы  местного  самоуправления,
проектные и строительные организации.
     Третья группа программных мероприятии  предусматривает  выселение
граждан  из  ветхого  и  аварийного жилья,  обязательный его снос,  не
допуская повторного заселения. Всего в 2003-2005 годах намечено снести
29,692 тыс. кв. м. ветхого и аварийного жилья. Основными исполнителями
по  этой  группе  программных  мероприятий  являются  органы  местного
самоуправления, строительные организации.

                5. Организация управления Программой и
                   контроль за ходом ее реализации

     Система управления Программой включает заказчика в лице  Комитета
жилищно-коммунального    хозяйства   и   строительства   Администрации
Читинской  области  и  органы  местного  самоуправления  муниципальных
образований.
     Функции элементов системы  управления  Программой  распределяются
следующим образом:
     - заказчик осуществляет общую  координацию  и  мониторинг  работ,
формирует   нормативную  базу,  вносит  предложения  по  распределению
средств, выделяемых из федерального и областного бюджета;
     - организует  работу  по  реализации  Программы  в  рамках  своих
полномочий. Совместно с Комитетом по финансам Читинской области решает
вопросы   бюджетного  финансирования  Программы  на  уровне  Читинской
области,  включая  вопросы  межбюджетных  отношений,  также  принимает
участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного
финансирования работ по переселению граждан из  ветхого  и  аварийного
жилищного фонда;
     - органы  местного  самоуправления   осуществляют   контроль   за
исполнением   Программы   на   местном   уровне,   организуют   работу
межведомственных  комиссий  по  установлению  жилищ,  непригодных  для
проживания,  участвуют в подготовке предложений по порядку переселения
граждан.  Ими  контролируется  соблюдение  сроков  и   очередности   в
соответствии  с  принятым порядком переселения,  организуется работа с
переселенными  гражданами,  разрабатываются   предложения   по   более
эффективным методам решения поставленных задач,  привлекаются средства
из местного бюджета и внебюджетные источники;
     - исполнители Программы - Комитет жилищно-коммунального хозяйства
и строительства  Читинской  области,  органы  местного  самоуправления
муниципальных образований Читинской области, организации, определяемые
на конкурсной основе.
     Управление Программой  будет производиться на основании ежегодных
планов  реализации  мероприятии  Программы,  составляемых  на   уровне
области  и муниципальных образований,  с учетом реализации аналогичной
федеральной целевой программы.
     Мониторинг хода  выполнения  является составной частью управления
Программой.
     Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляют в
установленном  порядке   Комитет   экономики   Читинской   области   и
заместитель  Главы  Администрации  (Губернатора)  Читинской области по
транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному
хозяйству и строительству.

          6. Оценка эффективности социально-экономических и
            экологических последствий реализации Программы

     В соответствии с целью Программы в качестве  интегральной  оценки
ее    эффективности   должно   рассматриваться   количество   граждан,
переселенных из аварийного жилищного фонда.
     По окончании  реализации  Программы к концу 2005 года должны быть
переселены граждане (более  4  тыс.  чел.),  проживавшие  в  ветхом  и
аварийном жилищном фонде в 2000 г.
     В рамках реализации Программы будет ликвидировано 49,0  тыс.  кв.
м. ветхого и аварийного жилищного фонда.
     Успешная реализация Программы обеспечит:
     - создание   благоприятных  условий  для  ежегодного  наращивания
объемов нового жилищного  строительства  на  территории  муниципальных
образований Читинской области;
     - повышение комфортности и безопасности проживания в жилище;
     - снижение социальной напряженности в обществе;
     - создание дополнительных рабочих мест;
     - улучшение демографической ситуации в области;
     - улучшение состояния здоровья населения.
     Также будет  создана  нормативно-правовая  база  для формирования
ответственности за состояние жилищного фонда,  в случаях форс-мажорных
разрушений.
     Вторым критерием эффективности реализации Программы станет размер
привлекаемых   внебюджетных  источников  для  переселения  граждан  из
ветхого и аварийного жилищного фонда.
     Результатом привлечения   внебюджетных  источников  к  реализации
Программы станет не только решение  проблемы  переселения  граждан  из
ветхого  и аварийного жилищного фонда,  но и улучшение городской среды
за  счет  комплексного  освоения  территорий  ликвидации   ветхого   и
аварийного жилищного фонда.
     Использование финансовых  средств,  привлекаемых  для  реализации
Программы,   позволит   увеличить   объем   налоговых   поступлении  в
федеральный, областной и муниципальный бюджета.

                  Налог на прибыль при строительстве

     В общей стоимости строительно-монтажных работ прибыль  за  период
реализации Программы в среднем составит 1,3 %  (за I полугодие 2002 г.
в Читинской области).  Налог на прибыль составляет  24 %.   При  общей
стоимости строительно-монтажных работ 401,52 млн. руб. сумма налога на
прибыль составляет 1,09 млн. руб.

                           Подоходный налог

     В структуре себестоимости  строительно-монтажных  работ  удельный
вес  средств  на  оплату  труда  составит  21-22  %,  подоходный налог
учитывается в размере 13 %.  Сумма подоходного налога составляет 11,48
млн. руб.

    Налог на добавленную стоимость на строительно-монтажные работы

     В общей    стоимости    строительно-монтажных   работ   за   счет
внебюджетных  источников  (260,99  млн.  руб.)  налог  на  добавленную
стоимость составит 43,32 млн. руб.

                       Единый социальный налог

     В структуре  себестоимости  строительно-монтажных  работ удельный
вес средств на оплату труда составит 21-22 %,  единый социальный налог
учитывается  в  размере  35,6 %.   Сумма  единого  социального  налога
составит 11,3 млн. руб.
     Таким образом,  объем  налоговых  поступлений за период с 2003 по
2005 годы в рамках реализации Программы  может  составить  около  67,2
млн. руб.
     Также увеличится объем финансовых средств,  поступающих  за  счет
платежей   населения  за  содержание  и  ремонт  жилищного  фонд,  при
увеличении объема оказываемых услуг.

                  7. Перечень мероприятий программы
                                                   тыс. рублей (в ценах 2002 года)
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦N  ¦Наименование     ¦Исполнители       ¦Сроки ¦Источники   ¦ Финансовые затраты                  ¦
¦пп ¦мероприятий      ¦                  ¦реали-¦финансиро-  +-------------------------------------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦зации ¦вания       ¦Всего:   ¦  в том числе по годам     ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦            ¦         +---------------------------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦            ¦         ¦ 2003    ¦2004    ¦2005    ¦
+---+-----------------+------------------+------+------------+---------+---------+--------+--------¦
¦1. ¦Подготовка       ¦Комитет жилищно-  ¦2003- ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦нормативно       ¦коммунального     ¦2005  ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦правовой базы    ¦хозяйства и       ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦строительства     ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦Читинской области,¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦органы местного   ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦самоуправления    ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+---+-----------------+------------------+------+------------+---------+---------+--------+--------¦
¦2. ¦Строительство    ¦Предприятия и     ¦2003- ¦Всего,      ¦305850,0 ¦72040,0  ¦95900,0 ¦137910,0¦
¦   ¦нового жилья     ¦организации,      ¦2005  ¦в том числе ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦определяемые на   ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦конкурсной основе ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Федеральный ¦150000,0 ¦50000,0  ¦50000,0 ¦50000,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджет      ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Областной   ¦29870,0  ¦7120,0   ¦10400,0 ¦12350,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджет      ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Местные     ¦33000,0  ¦7840,0   ¦11130,0 ¦14030,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджеты     ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Внебюджетные¦92980,0  ¦7080,0   ¦24370,0 ¦61530,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦источники   ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+---+-----------------+------------------+------+------------+---------+---------+--------+--------¦
¦3. ¦Реконструкция    ¦Предприятия и     ¦2003- ¦Всего,      ¦86750,0  ¦20010,0  ¦22110,0 ¦44630,0 ¦
¦   ¦существующего    ¦организации,      ¦2005  ¦в том числе ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦ветхого фонда    ¦определяемые на   ¦      ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦конкурсной основе ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Областной   ¦30360,0  ¦7000,0   ¦7740,0  ¦15620,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджет      ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Местные     ¦30360,0  ¦7000,0   ¦7740,0  ¦15620,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджеты     ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦Внебюджетные¦26030,0  ¦6010,0   ¦6630,0  ¦13390,0 ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦источники   ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+---+-----------------+------------------+------+------------+---------+---------+--------+--------¦
¦4. ¦Ликвидация       ¦Предприятия и     ¦2003- ¦Всего,      ¦8920,0   ¦2110,0   ¦2890,0  ¦3920,0  ¦
¦   ¦ветхого и        ¦организации,      ¦2005  ¦в том числе ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦   ¦аварийного       ¦определяемые на   ¦      +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦   ¦жилищных фондов  ¦конкурсной основе ¦      ¦Местные     ¦8920,0   ¦2110,0   ¦2890,0  ¦3920,0  ¦
¦   ¦                 ¦                  ¦      ¦бюджеты     ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+-----------------------------------------------+------------+---------+---------+--------+--------¦
¦ Итого по программе, в том числе:              ¦            ¦401520,0 ¦94160,0  ¦120900,0¦186460,0¦
¦                                               +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦                                               ¦Федеральный ¦150000,0 ¦50000,0  ¦50000,0 ¦50000,0 ¦
¦                                               ¦бюджет      ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦                                               +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦                                               ¦Областной   ¦60230,0  ¦ 14120,0 ¦18140,0 ¦27970,0 ¦
¦                                               ¦бюджет      ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦                                               +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦                                               ¦Местные     ¦72280,0  ¦ 16950,0 ¦21760,0 ¦33570,0 ¦
¦                                               ¦бюджеты     ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
¦                                               +------------+---------+---------+--------+--------¦
¦                                               ¦Внебюджетные¦119010,0 ¦ 13090,0 ¦31000,0 ¦74920,0 ¦
¦                                               ¦источники   ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+



Информация по документу
Читайте также