Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 16.12.2009 № 586

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ                       
                         ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ                          

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

N 586
16.12.2009
г. Чита

О законодательной инициативе
Законодательного Собрания
Забайкальского края по внесению в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона
"О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
упорядочения оборота земель
сельскохозяйственного назначения"

     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Законодательное Собрание Забайкальского края

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Внести  на  рассмотрение  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  в  порядке законодательной инициативы
проект  федерального  закона  "О  внесении   изменений   в   отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота
земель сельскохозяйственного назначения" (прилагается).
     2.    Назначить    представителем    Законодательного    Собрания
Забайкальского   края   при   рассмотрении   указанного  законопроекта
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации члена
Совета    Федерации   Федерального   Собрания   Российской   Федерации
К.В. Суркова.
     3. Направить  настоящее  постановление  членам  Совета  Федерации
Федерального    Собрания    Российской    Федерации   В.И. Мельникову,
К.В. Суркову,     С.М. Бекову,     Б-Ж. Жамбалнимбуеву,      депутатам
Государственной   Думы   Федерального  Собрания  Российской  Федерации
В.П. Войтенко,     Х.И. Камалову,     И.Д. Кобзону,     Д.Г. Новикову,
Р.Г. Шайхутдинову.
     4.  Обратиться  к  законодательным   (представительным)   органам
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой
поддержать  законодательную   инициативу   Законодательного   Собрания
Забайкальского края.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
комитет по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного
Собрания Забайкальского края.
     6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания          А. Романов

                                                              Вносится
                                             Законодательным Собранием
                                                   Забайкальского края

                                                                Проект

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                         
                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН                           
   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской   
 Федерации в части упорядочения оборота земель сельскохозяйственного  
                              назначения                              
     Статья 1
     Внести в часть третью Гражданского кодекса  Российской  Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552;
2007, N 49, ст.  6042)  изменение,  изложив  пункт  2  статьи  1151  в
следующей редакции:
     "2. Выморочное имущество  в  виде  расположенного  на  территории
Российской  Федерации  жилого  помещения,  земельного  участка (доли в
праве общей собственности на земельный участок)  переходит  в  порядке
наследования  по  закону  в  собственность  муниципального образования
(городское  или  сельское  поселение),  в  котором  данное  выморочное
имущество  расположено,  а  если оно расположено в субъекте Российской
Федерации - городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге,
- в собственность такого субъекта Российской Федерации.
     Иное выморочное имущество переходит  в  порядке  наследования  по
закону в собственность Российской Федерации.".

     Статья 2
     Внести в Федеральный закон от  21  июля  1997  года  N 122-ФЗ  "О
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30,  ст.
3594;  2008, N 30, ст. 3597) изменение, изложив статью 302 в следующей
редакции:
     "Статья  30-2.  Государственная  регистрация  прекращения   права
собственности  на  земельный участок (долю в праве общей собственности
на земельный участок) вследствие отказа от права собственности на него
     1. Государственная регистрация прекращения права собственности на
земельный  участок  (долю  в  праве  общей  собственности на земельный
участок)  вследствие   отказа   от   права   собственности   на   него
осуществляется  на основании заявления собственника земельного участка
(доли в праве общей собственности на земельный участок).
     2.  К  заявлению  прилагается  правоустанавливающий  документ  на
земельный  участок  (долю  в  праве  общей  собственности на земельный
участок). Предоставление правоустанавливающего документа на  земельный
участок  (долю  в  праве  общей собственности на земельный участок) не
требуется в  случае,  если  право  собственности  на  такой  земельный
участок  (долю в праве общей собственности на земельный участок) ранее
было зарегистрировано в установленном  настоящим  Федеральным  законом
порядке.   Предоставление   кадастрового  паспорта  такого  земельного
участка  также не требуется.
     3.   При   государственной    регистрации    прекращения    права
собственности  на  земельный участок (долю в праве общей собственности
на земельный участок) вследствие  отказа  от  права  собственности  на
него,  которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта  2
статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.
     4.  В  течение  пяти  дней  с  даты  государственной  регистрации
прекращения  права  собственности  на  земельный участок (долю в праве
общей собственности на земельный участок) вследствие отказа  от  права
собственности    на   него   орган,   осуществляющий   государственную
регистрацию  прав,  обязан  направить  уведомление  об  этом  в  орган
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации,  если  в
соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации такой земельный
участок  (доля  в  праве  общей  собственности  на  земельный участок)
относится к собственности субъекта Российской Федерации, или  в  орган
местного  самоуправления,  если  в  соответствии  с Земельным кодексом
Российской Федерации такой  земельный  участок  (доля  в  праве  общей
собственности   на   земельный   участок)  относится  к  собственности
муниципального образования,  а  также  лицу,  подавшему  заявление  об
отказе от права собственности на такой земельный участок (долю в праве
общей собственности на земельный участок).".

     Статья 3
     Внести  в  Земельный  кодекс   Российской   Федерации   (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2001,   N 44,   ст. 4147)
изменение, изложив статью 44 в следующей редакции:
     "Статья  44.  Основания  прекращения   права   собственности   на
земельный  участок  (долю  в  праве  общей  собственности на земельный
участок)
     Право собственности на земельный  участок  (долю  в  праве  общей
собственности   на  земельный  участок)  прекращается  при  отчуждении
собственником  своего  земельного  участка   (доли   в   праве   общей
собственности  на земельный участок) другим лицам, отказе собственника
от права собственности  на  земельный  участок  (долю  в  праве  общей
собственности  на земельный участок), в силу принудительного изъятия у
собственника его земельного участка (доли в праве общей  собственности
на   земельный   участок)   в   порядке,   установленном   гражданским
законодательством.".

     Статья 4
     Внести в Федеральный закон от 24  июля  2002  года  N 101-ФЗ  "Об
обороте    земель    сельскохозяйственного    назначения"    (Собрание
законодательства Российской Федерации,  2002,  N 30,  ст. 3018;  2005,
N 30, ст. 3098) следующие изменения:
     1) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
     "Статья 6-1 Установление случаев ненадлежащего использования  или
неиспользования  земельных  участков  из  земель сельскохозяйственного
назначения (земельных долей в их составе)
     Случаи ненадлежащего использования земельных участков  из  земель
сельскохозяйственного  назначения  (земельных  долей в их составе) или
случаи  их  неиспользования,  а  также  сроки,  связанные  с   данными
случаями,  устанавливаются специально уполномоченными государственными
органами,  осуществляющими  государственный  земельный   контроль   за
соблюдением   земельного   законодательства,   требований   охраны   и
использования земель.
     Случаями ненадлежащего использования земельных участков из земель
сельскохозяйственного   назначения  (земельных  долей  в  их  составе)
считаются случаи их использования не по  целевому  назначению,  случаи
невыполнения  установленных  требований  и обязательных мероприятий по
улучшению  земель  и  охране  почв  от  ветровой,  водной   эрозии   и
предотвращению  других  процессов,  ухудшающих  качественное состояние
земельных  участков   из   земель   сельскохозяйственного   назначения
(земельных долей в их составе).";
     2) статью 13 изложить в следующей редакции:
     "Статья 13. Выделение земельных участков в  счет  долей  в  праве
общей     собственности     на    земельный    участок    из    земель
сельскохозяйственного назначения
     1. Участник долевой собственности на земельный участок из  земель
сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о
своем намерении выделить земельный  участок  в  счет  своей  земельной
доли  остальных  участников  долевой  собственности  или  опубликовать
сообщение в  средствах  массовой  информации,  определенных  субъектом
Российской   Федерации,  с  указанием  предполагаемого  местоположения
выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
     Указанные  извещение  или  сообщение  должны  содержать  описание
местоположения  выделяемого  в счет земельной доли земельного участка,
которое позволяет определить его местоположение на местности, а  также
указание  на  необходимость  направления в письменной форме возражений
остальных участников долевой собственности относительно местоположения
этого  земельного  участка  требующему  выделения земельного участка в
счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному
в извещении представителю участника долевой собственности.
     Размер земельного участка, выделяемого  в  счет  земельной  доли,
определяется    на   основании   данных,   указанных   в   документах,
удостоверяющих право на земельную  долю.  При  этом  участник  долевой
собственности  на  земельный  участок  из земель сельскохозяйственного
назначения вправе выделить  в  счет  своей  земельной  доли  земельный
участок,  площадь  которого  больше  или  меньше  площади, указанной в
документах, удостоверяющих право на земельную  долю,  если  увеличение
или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в
пределах      кадастровой      стоимости,      установленной       для
сельскохозяйственных  угодий,  в  границах  которых  образуется данный
земельный участок.
     2. В случае, если в течение  тридцати  дней  со  дня  надлежащего
уведомления  участников  долевой собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения в  соответствии  с  пунктом  1
настоящей  статьи  не  поступят возражения относительно местоположения
выделяемого в счет земельной доли  земельного  участка  от  участников
долевой  собственности, предложение о местоположении такого земельного
участка  считается  согласованным.  В  случае  поступления  возражений
данные возражения должны быть обоснованными.
     Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются
участниками долевой собственности в судебном порядке.
     3. Земельные доли, собственники которых не  распоряжались  ими  в
течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельные доли
(невостребованные земельные  доли),  подлежат  выделению  в  земельный
участок,  в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые
земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по
кадастровой стоимости.
     Образование этого земельного участка осуществляется на  основании
соответствующего  решения субъекта Российской Федерации или в случаях,
установленных законом  субъекта  Российской  Федерации,  на  основании
соответствующего решения муниципального образования.
     Общее собрание участников долевой  собственности  вправе  принять
решение  об  определении  местоположения  части находящегося в долевой
собственности земельного участка, площадь которой равна сумме  площади
невостребованных земельных долей.
     Сообщение о  невостребованных  земельных  долях  с  указанием  их
собственников   опубликовывается   в  средствах  массовой  информации,
определенных субъектом Российской Федерации.
     Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом
субъекта   Российской   Федерации,  муниципальное  образование  вправе
направить в суд заявление о  признании  права  собственности  субъекта
Российской  Федерации или муниципального образования на этот земельный
участок.".

     Статья 5
     Настоящий Федеральный закон вступает в  силу  через  десять  дней
после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                         
   к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота
               земель сельскохозяйственного назначения"               

      Проводимая   в   Российской    Федерации    земельная    реформа
положительным  образом  отражается  на  экономике отдельных регионов и
страны в целом. Вместе с тем ряд  ключевых  проблем,  не  решенных  до
настоящего  времени, не позволяет использовать земельные ресурсы более
эффективно.
     Особую остроту в настоящее время приобрели вопросы,  связанные  с
оборотом  земель сельскохозяйственного назначения, в том числе долевых
земель. В  настоящее  время  наличие  долевой  собственности  тормозит
развитие  хозяйственной  деятельности  на землях сельскохозяйственного
назначения. Для упорядочения  землепользования  необходима  инициатива
всех собственников. Только они могут распорядиться земельным участком,
находящимся в долевой  собственности.  Однако  на  протяжении  20  лет
земля остается практически невостребованной.
     Практика  применения  федерального   законодательства   в   сфере
землепользования  показала,  что  установленный  порядок регулирования
отношений,  связанных  с  владением,  пользованием   и   распоряжением
земельными долями, является чрезмерно сложным.
     Во-первых, законодательством не предусмотрена передача  (дарение,
продажа)   земельных   долей   органам  местного  самоуправления,  что
позволило бы  гражданам,  обойдя  процедуру  выдела,  освободиться  от
бремени  собственника,  от обязанности уплаты налога за землю, которой
они  фактически  не  владеют,  а  органам   местного   самоуправления,
зарегистрировав право на земельные доли, стать полноправными хозяевами
долевых земель и строить грамотную  политику  в  отношении  земельного
участка,  находящегося  в  долевой  собственности.  Не предусмотрена и
процедура отказа от земельной  доли.  В  соответствии  со  статьей  44
Земельного кодекса Российской Федерации отказ возможен только от права
собственности на земельный участок.
     Во-вторых, пунктом 3 статьи 6, пунктом 5 статьи  13  Федерального
закона    "Об   обороте   земель   сельскохозяйственного   назначения"
предусмотрены случаи  неиспользования  земельных  участков  (земельных
долей)  в  соответствии с целевым назначением как критерии для изъятия
земельных  участков  и   образования   земельных   участков   в   счет
невостребованных земельных долей. Проблема состоит в применении данных
норм   на   практике:   существует   сложность   в   фиксации    факта
неиспользования земельных участков в течение трех лет.
     В-третьих, нормами статьи  13  Федерального  закона  "Об  обороте
земель   сельскохозяйственного  назначения"  предусмотрена  сложная  и
трудно реализуемая гражданами процедура выдела  земельных  участков  в
счет  земельных  долей,  которая  по  времени  занимает 10-11 месяцев.
Данная  процедура  отягощена   элементом   необходимости   прохождения
гражданами   согласительной   процедуры   при   наличии  споров  между
участниками общей долевой собственности о  местоположении  выделяемого
земельного  участка.  При  этом  согласительная  процедура  имеет лишь
декларативный   характер,   поскольку    окончательное    решение    о
местоположении   выделяемого   земельного   участка  при  недостижении
согласия между участниками  общей  долевой  собственности  принимается
судом.
     В-четвертых,   при   выделе   земельных   участков   из    земель
сельскохозяйственного  назначения  в  счет  невостребованных земельных
долей и признания права муниципальной собственности на них в  судебном
порядке   выяснилось,  что  значительное  количество  земельных  долей
принадлежит на праве собственности умершим гражданам.  При  этом  либо
наследники  на  данные  земельные доли отсутствуют, либо наследники не
приняли по наследству указанные земельные доли в установленный законом
срок.
     В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1151 Гражданского  кодекса
Российской   Федерации  выморочное  имущество,  за  исключением  жилых
помещений, переходит в порядке наследования по закону в  собственность
Российской  Федерации.  Поскольку  федеральный  закон, устанавливающий
порядок наследования и учета выморочного имущества, в настоящее  время
отсутствует,    судьба    вышеуказанных   земельных   долей   остается
неопределенной. При этом земельные участки, в  состав  которых  входят
данные   земельные  доли,  являются  брошенными  и  распорядиться  ими
каким-либо образом не представляется возможным.
     В связи с изложенным представленным проектом федерального  закона
предлагается   внести   изменения   в  Гражданский  кодекс  Российской
Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним",  Федеральный  закон  "Об  обороте  земель  сельскохозяйственного
назначения",    направленные    на    упорядочение    оборота   земель
сельскохозяйственного назначения и позволяющие:
     установить  нормы  о  переходе  в   собственность   муниципальных
образований  в  порядке  наследования  выморочного  имущества  в  виде
земельных участков (долей в праве  общей  собственности  на  земельный
участок   из   земель  сельскохозяйственного  назначения),  установить
порядок наследования и учета выморочного имущества;
     установить порядок отказа от  права  собственности  на  земельные
доли   и  одновременного  возникновения  права  собственности  на  них
муниципального образования;
     установить  норму,  предусматривающую  процедуру  фиксации  факта
неиспользования  земельных участков (земельных долей) в соответствии с
целевым назначением;
     упростить процедуру выдела земельных участков  в  счет  земельных
долей.

                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ                  
   к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота
               земель сельскохозяйственного назначения"               

     Принятие проекта федерального  закона  "О  внесении  изменений  в
отдельные   законодательные   акты   Российской   Федерации   в  части
упорядочения  оборота  земель  сельскохозяйственного  назначения"   не
потребует   дополнительных   расходов,  покрываемых  за  счет  средств
федерального бюджета.


                               ПЕРЕЧЕНЬ                               
      законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных       
   конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных    
  правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию   
 утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с  
   принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота
               земель сельскохозяйственного назначения"               

     Принятие Федерального закона "О внесении  изменений  в  отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота
земель  сельскохозяйственного  назначения"  не   потребует   признания
утратившими  силу,  приостановления,  изменения  или  принятия законов
Российской Федерации  и  законов  РСФСР,  федеральных  конституционных
законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и
Российской Федерации.

Информация по документу
Читайте также