Расширенный поиск
Закон областной Думы Читинской области от 27.07.1995 № 20З А К О Н Ч И Т И Н С К О Й О Б Л А С Т И Утратил силу - Закон областной Думы Читинской области от 21.06.2000 г. N 224 О выборах Главы Администрации Читинской области (В редакции Законов областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40; от 05.09.96 г. N 62) Принят Читинской областной Думой 27 июля 1995 года ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов. Выборы Главы Администрации Читинской области осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Читинской области, добровольно, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Правовая основа организации и проведения выборов Законодательство о выборах Главы Администрации области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, определяющие основные гарантии избирательных прав граждан, Устав - Основной Закон Читинской области, настоящий Закон. (Статья дополнена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 3. Избирательное право. Право избирать Главу Администрации области принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Читинской области, достигшим на день выборов 18 лет. Главой Администрации Читинской области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий на территории Читинской области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области назначаются Читинской областной Думой не позднее чем за 70 дней до истечения срока пребывания в должности Главы Администрации области. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который был избран Глава Администрации области. При досрочном прекращении полномочий Главы Администрации области в случаях и порядке, предусмотренных Уставом области, областная Дума принимает закон области о проведении выборов Главы Администрации области не позднее трех месяцев после прекращения его полномочий. Если областная Дума не назначит выборы Главы Администрации области в сроки, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, выборы Главы Администрации области назначаются избирательной комиссией области. Дата первых выборов Главы Администрации области определяется законом области. Решение избирательной комиссии области о назначении выборов Главы Администрации области должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 5. Проведение выборов Главы Администрации области. Выборы Главы Администрации области проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Читинской области. Подготовку и проведение выборов Главы Администрации области и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, открыто и гласно. Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Главы Администрации области. Право выдвижения кандидатов на должность Главы Администрации области принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, а также избирательным объединениям и избирательным блокам. Избирательным объединением считается областное отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, а также региональное (областное) общественное объединение, устав которых предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном федеральными законами, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений для совместного участия в выборах, зарегистрированный избирательной комиссией области не позднее чем в пятидневный срок после представления в комиссию совместного решения о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного собрания (конференции) общественных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Статья 7. Право на предвыборную агитацию. Граждане Российской Федерации имеют право на проведение предвыборной агитации. ГЛАВА II ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 8. Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах Главы Администрации области образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администрации района (города) по согласованию с территориальными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: а) из расчета от 20 до 3000 избирателей на один избирательный участок; б) соблюдение границ административно-территориального деления; В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам на должность Главы Администрации области и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА III СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 9. Списки избирателей и порядок их составления. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации (главой местного самоуправления). (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации (глава местного самоуправления) с предоставлением этих данных избирательной комиссии области. Данные об избирателях глава местной администрации (глава местного самоуправления) направляет в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам и пр.). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в статье 10. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, а также в других местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями данных учреждений. В списки избирателей, находящихся в день голосования в местах временного пребывания, включаются только граждане, проживающие на территории области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 10. Порядок включения граждан в списки избирателей. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, при соблюдении условий, указанных в статье 2 настоящего Закона. Факт проживания избирателя на территории конкретного избирательного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, проживающие на территории области и находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, а также в других местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 11. Ознакомление избирателей со списками избирателей. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 11. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) ГЛАВА IV ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 12. Система избирательных комиссий. Организацию подготовки и проведения выборов Главы Администрации области обеспечивают избирательные комиссии: - избирательная комиссия Читинской области; - территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. Статья 13. Порядок формирования избирательной комиссии области. Избирательная комиссия области формируется областной Думой и Администрацией области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии области. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. После регистрации кандидата на должность Главы Администрации области избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию области по одному члену с правом совещательного голоса. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 14. Порядок формирования территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не позднее чем за 55 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии области создаются несколько территориальных избирательных комиссий. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) После регистрации кандидата на должность Главы Администрации области избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Статья 15. Порядок формирования участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия формируется представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) После регистрации кандидата на должность Главы Администрации области избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в участковую избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Статья 16. Статус члена избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность Главы Администрации области, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: - заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; - вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; - вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Полномочия члена избирательной комиссии области с совещательным голосом от избирательного объединения, кандидат которого был избран Главой Администрации области, или от кандидата, выдвинутого избирателями непосредственно и избранного Главой Администрации области, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на должность Главы Администрации области на следующих выборах. Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов Главы Администрации области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 17. Полномочия избирательной комиссии области. Избирательная комиссия области: а) руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Главы Администрации области; б) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Главы Администрации области; в) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; г) устанавливает единую нумерацию избирательных участков; (Дополнен - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) д) регистрирует избирательные блоки; е) регистрирует кандидатов на должность Главы Администрации области и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; ж) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы Администрации области; з) в случаях, предусмотренных настоящим законом, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам организации и проведения выборов; и) утверждает формы избирательного бюллетеня, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; к) утверждает текст избирательного бюллетеня; л) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования; м) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных, участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения; н) устанавливает результаты выборов Главы Администрации Читинской области, публикует их в печати; о) выдает избранному Главе Администрации области удостоверение об избрании; п) организует повторное голосование и повторные выборы Главы Администрации области; р) обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, их должностных лиц, а также территориальных и участковых избирательных комиссий. Избирательная комиссия области является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Статья 18. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов Главы Администрации области на соответствующей территории; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним решения; в) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата на должность Главы Администрации области; г) организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии; (Дополнен - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) д) распределяет денежные средства на проведение выборов между участковыми избирательными комиссиями и контролирует их расходование; е) организует доставку бланков и другой выборной документации, а также избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям; ж) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; з) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области; и) обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также участковых избирательных комиссий. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов Главы Администрации области. Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия: а) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; б) составляет списки избирателей по избирательному участку; в) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; д) организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; е) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; з) обеспечивает передачу всей выборной документации территориальной избирательной комиссии; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Решения участковой избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для соответствующих органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после передачи выборной документации и опубликования результатов выборов Главы Администрации области. Статья 20. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты на должность Главы Администрации области и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами на должность Главы Администрации области. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. Наблюдатель вправе: - присутствовать при голосовании избирателей, в том числе и тех, кто по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; - знакомиться со списками избирателей; - обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; - обжаловать действие (бездействие) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию. Вмешательство наблюдателя в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателя рассматриваются председателем комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Статья 21. Организация деятельности избирательных комиссий. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии . Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, закону области либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. Председатель избирательной комиссии области, его заместитель и секретарь работают в избирательной комиссии, как правило, на постоянной основе. Члены избирательной комиссии области с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы, а также по договору. Члены избирательной комиссии на время подготовки и проведения выборов могут освобождаться от основной работы. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, а также по решению избирательной комиссии области и другие ее члены с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии на штатной основе. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств. Избирательная комиссия области имеет свой аппарат, структуру и штаты которого устанавливаются комиссией в пределах выделенных ей бюджетных средств. Территориальная и участковые избирательные комиссии на период подготовки и проведения выборов могут в установленном порядке создавать временный аппарат. Оплата труда в этом случае производится в пределах выделенных избирательным комиссиям на их содержание бюджетных средств. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно. Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, установленные федеральным законом. Решения по жалобам, поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии. В случае принятия судом решения по существу жалобы (заявления), отличного от решения, принятого вышестоящей избирательной комиссией, окончательным является решение суда. ГЛАВА V ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (Статья исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 23. Выдвижение кандидата на должность Главы Администрации области непосредственно избирателями. Выдвижение кандидата на должность Главы Администрации области непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах Главы Администрации области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, отвечающему требованиям части второй статьи 3 настоящего Закона. Право выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории области. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме избирательную комиссию области о своей инициативе. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 24. Выдвижение кандидата на должность Главы Администрации области избирательными объединениями, избирательными блоками. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Главы Администрации области. Выдвижение кандидата на должность Главы Администрации области производится на областных собраниях (конференциях) избирательных объединений, съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом на должность Главы Администрации области лицо, не являющееся членом ни одного из входящих в него общественных объединений. Уполномоченный представитель соответствующего избирательного объединения, избирательного блока представляет в избирательную комиссию области протокол и решение собрания (конференции) общественного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата на должность Главы Администрации области. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий). Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения, выписка из зарегистрированного устава общественного объединения о праве участия в выборах посредством выдвижения кандидатов, заверенная органами юстиции, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Статья 25. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Главы Администрации области, выдвинутых непосредственно избирателями или избирательным объединением, избирательным блоком. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Главы Администрации области, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня уведомления избирательной комиссии области об инициативе сбора подписей. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, начинается со дня представления в избирательную комиссию области документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях к настоящему Закону. В поддержку кандидата на должность Главы Администрации области должно быть собрано не менее одного процента подписей граждан, проживающих на территории Читинской области и обладающих избирательным правом в соответствии с настоящим Законом. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кроме указанных данных, в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. Избиратель, ставя свою подпись в поддержку кандидата, указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его удостоверения личности, дату внесения подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Статья 26. Регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области. Для регистрации кандидатов уполномоченные представители избирательных объединений, группы избирателей или сами кандидаты представляют в избирательную комиссию области не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидата и личное заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Главы Администрации области. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. Избирательная комиссия области в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты. В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. В случае, если в установленные сроки не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше двух, выборы по решению избирательной комиссии области откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия области обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения, группы избирателей копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, настоящего Закона. ГЛАВА VI СТАТУС КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 27. Равенство кандидатов на должность Главы Администрации области. Все кандидаты на должность Главы Администрации области обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 28. Права и обязанности кандидатов на должность Главы Администрации области. После регистрации кандидаты на должность Главы Администрации области, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидат по личному заявлению освобождается от работы, военной службы, военных сборов и учебы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. В течение этого срока избирательная комиссия области за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию в размере его среднего месячного дохода, которая не может превышать минимальной размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 15 раз. Кандидат на должность Главы Администрации области со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов пользуется правом на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также имеет право совершать поездки в пределах территории Читинской области, кроме такси и заказных рейсов. Оплата поездок в пределах территории области производится избирательной комиссией области из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов. Во время проведения выборов кандидаты, их доверенные лица не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат на должность Главы Администрации области в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в избирательную комиссию области. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия области относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов по проведению выборов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией области на основании личного заявления доверенного лица. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатели) обязана предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив избирательную комиссию области, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию области. ГЛАВА VII ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 29. Право на предвыборную агитацию. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, воинских частей, военных учреждений и организаций. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 30. Предвыборная агитация через средства массовой информации. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. Кандидаты на должность Главы Администрации области имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории Читинской области, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, одно время выхода в эфир и других условиях). Порядок предоставления эфирного времени кандидатам по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний и его использования устанавливается избирательной комиссией области. Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равны. Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам. В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату на должность Главы Администрации области место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших номерах. Статья 31. Выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты на должность Главы Администрации области вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Не позднее чем за 20 дней до дня выборов глава местной администрации (глава местного самоуправления) обязан выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Кандидатам должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Статья 32. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в установленные федеральным законом сроки. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 33. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность Главы Администрации области и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. Владельцы помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями, за исключением помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 34. Сроки проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА VIII ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 35. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Главы Администрации области, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств областного бюджета. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Средства на проведение выборов, выделенные в установленном порядке, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между территориальными избирательными комиссиями. При назначении избирательной комиссией области выборов Главы Администрации области в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, избирательная комиссия области вправе обратиться за получением кредитов в государственные или коммерческие банки для финансирования подготовки и проведения выборов. Данные кредиты покрываются за счет средств областного бюджета не позднее чем через три месяца после дня выборов. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 36. Избирательные фонды кандидатов на должность Главы Администрации области и порядок их создания. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Кандидаты на должность Главы Администрации области создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; - собственных средств кандидата; (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Кандидатам на должность Главы Администрации области запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата, в том числе и самого кандидата, не может превышать 30 - кратного установленного федеральным законом на день назначения выборов минимального размера оплаты труда. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный федеральным законом на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в 300 раз. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 15 000 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Избирательная комиссия области до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом по требованию комиссии. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в избирательную комиссию области отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия области обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом с разрешения избирательной комиссии области после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществлявших перечисления и пожертвования. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) ГЛАВА IX ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 38. Помещение для голосования. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделяемых на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех кандидатах на должность Главы Администрации области. В информационных материалах о кандидатах и их предвыборных платформах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен содержать фамилии кандидатов. Статья 39. Избирательный бюллетень. Для выборов Главы Администрации области каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются избирательной комиссией области. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Главы Администрации области, а также данные о них: дату рождения, место жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий). В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указывается наименование этого избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Избирательные бюллетени печатаются избирательной комиссией области не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 40. Порядок голосования. Голосование производится в выходной день с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия по согласованию с территориальной избирательной комиссией может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает в списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей. Избирательная комиссия области вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, в отдаленных и труднодоступных районах. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателя и доверенных лиц кандидатов. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 41. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, потом стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой(любые) знак(и) проставлен(ы) более чем в одном квадрате либо не проставлен(ы) ни в одном из них, в которых избиратели проголосовали за кандидатов, впоследствии снявших свои кандидатуры, либо выбывших по иным причинам. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. (Часть в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления о нарушениях настоящего закона области, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа с момента окончания голосования, направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списком присутствовавших на заседании комиссии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Статья 42. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.". 28. Изложить часть 2 статьи 42 в следующей редакции: "В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: число участковых избирательных комиссий; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. (Часть в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола и сводная таблица суммированных данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. К нему прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии. Второй экземпляр протокола хранится у секретаря комиссии. Вся документация территориальных, участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатов выборов - не менее года со дня объявления даты следующих выборов. Статья 43. Определение результатов выборов Главы Администрации Читинской области. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования путем сложения содержащихся в них данных избирательная комиссия области не позднее пяти дней со дня выборов определяет результаты выборов Главы Администрации области. По результатам выборов Главы Администрации области избирательная комиссия области составляет протокол, в который вносятся следующие данные: - общее количество территориальных избирательных комиссий; - количество протоколов территориальных избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; - число избирателей, внесенных в списки избирателей; - число бюллетеней, выданных избирателям; - число погашенных бюллетеней; - число бюллетеней установленного образца, обнаруженных в избирательных ящиках; - число действительных бюллетеней; - число бюллетеней, признанных недействительными; - число голосов, поданных за каждого кандидата; - число голосов, поданных "против всех" кандидатов. Избранным Главой Администрации области считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату (кандидатам), но не менее 25% от числа граждан, принявших участие в голосовании. В случае, если в избирательном бюллетене остался только один кандидат, то он считается избранным, если число голосов, поданных за него, превышает число голосов, поданных против. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 05.09.96 г. N 62) Избирательная комиссия области признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Статья 44. Повторное голосование. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Главы Администрации области, и ни один из них не был избран, избирательная комиссия области назначает повторное голосование по выборам Главы Администрации области по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения избирательной комиссией области. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Главы Администрации области, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей. (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 45. Повторные выборы. Если выборы на должность Главы Администрации области были признаны несостоявшимися, недействительными или ни один из кандидатов не был избран на должность Главы Администрации области, избирательная комиссия области принимает решение о проведении повторных выборов. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Законом, сокращаются на одну четверть. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после предыдущих выборов. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати. Часть. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) При назначении повторных выборов избирательная комиссия области может принять решение о необходимости замены состава территориальных или участковых избирательных комиссий. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов. Статья 46. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Главы Администрации области. Избирательная комиссия области направляет предварительные данные о результатах выборов Главы Администрации области в средства массовой информации в течение пяти дней после окончания выборов. Территориальные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах и в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, не позднее месяца со дня проведения выборов. В течение одного месяца со дня проведения выборов избирательная комиссия области публикует информацию об итогах голосования и результатах выборов, включающую в себя данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий. Статья 47. Вступление в должность Главы Администрации области. Избирательная комиссия области после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность Главы Администрации области. Кандидат, избранный на должность Главы Администрации области, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную комиссию области о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности Главы Администрации области. Избирательная комиссия области после официального сообщения о результатах выборов выдает лицу, выбранному Главой Администрации области, удостоверение об избрании. Глава Администрации области вступает в должность в день официального опубликования избирательной комиссией области результатов выборов. ГЛАВА X ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 48. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную и уголовную ответственность. (Статья в редакции Закона областной Думы Читинской области от 30.05.96 г. N 40) ГЛАВА XII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 49. Введение в действие настоящего Закона области. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. Председатель областной Думы В. Вишняков N 20-ЗЧО г. Чита Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность Главы Администрации Читинской области гражданина Российской Федерации ------------------------------------------------------------- (ф.и.о. кандидата) родившегося ----------------------------------------------------------- (дата рождения) работающего ----------------------------------------------------------- (место работы, занимаемая должность (род занятий)) проживающего ---------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------- NN ¦ Фамилия,¦ Дата ¦Адрес места¦Серия и номер¦Подпись п/п¦ имя ¦рождения¦жительства ¦паспорта или ¦и дата ¦отчество ¦ ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ (или ¦ ¦ ¦ его ¦ ¦инициалы)¦ ¦ ¦удостоверения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности ¦ ----+---------+--------+-----------+-------------+------- 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------+--------+-----------+-------------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подписной лист удостоверяю: -------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверение личности лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Кандидат на должность Главы Администрации Области -------------------------------------- (Подпись и дата) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением кандидата на должность Главы Администрации Читинской области гражданина Российской Федерации --------------------------------------- (ф.и.о. кандидата) родившегося ----------------------------------------------------------- (дата рождения) работающего ----------------------------------------------------------- (место работы, занимаемая должность (род занятий)) проживающего ---------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------- NN ¦ Фамилия,¦ Дата ¦Адрес места¦Серия и номер¦Подпись п/п¦ имя ¦рождения¦жительства ¦паспорта или ¦и дата ¦отчество ¦ ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ (или ¦ ¦ ¦ его ¦ ¦инициалы)¦ ¦ ¦удостоверения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности ¦ ----+---------+--------+-----------+-------------+------- 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------+--------+-----------+-------------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подписной лист удостоверяю: -------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверение личности лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверение личности уполномоченного представителя избирательного объединения) (Подпись и дата) Кандидат на должность Главы Администрации Области -------------------------------------- (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|