Расширенный поиск

Закон областной Думы Читинской области от 29.02.1996 № 32

                               
                              З А К О Н

                  Ч И Т И Н С К О Й    О Б Л А С Т И

                                   Утратил силу - Закон областной Думы
                                            Читинской области
                                         от 23.10.2002 г. N 406

              О местном референдуме в Читинской области

         (В редакции Законов областной Думы Читинской области
           от 26.04.2001 г. N 293; от 19.06.2002 г. N 370)

        Принят Читинской областной Думой 29 февраля 1996 года

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие местного референдума.
     Местный референдум - голосование жителей,  проживающих в границах
территорий муниципальных  образований,  по  наиболее  важным  вопросам
местного значения.

     Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума.
     Граждане участвуют   в   референдуме   непосредственно    и    на
добровольной основе.
     Голосование на  референдуме  осуществляется  тайно,  контроль  за
волеизъявлением граждан не допускается.
     Граждане участвуют в референдуме на равных  основаниях  по  месту
своего проживания. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

     Статья 3. Право населения на участие в местном референдуме.
     В местном   референдуме   имеют   право   участвовать   граждане,
проживающие   на  территории  муниципального  образования,  обладающие
избирательным правом.
     Не участвуют  в  местном  референдуме граждане,  признанные судом
недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
     Какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие
в   референдуме   в   зависимости   от  происхождения,  социального  и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, отношения и религии, политических и иных взглядов,
рода и характера занятий запрещаются.

     Статья 4. Вопросы, выносимые на местный референдум.
     На референдум   могут   выноситься   вопросы  местного  значения,
непосредственно  затрагивающие  интересы  населения,  проживающего  на
территории   муниципального   образования,   отнесенные   Конституцией
Российской Федерации  и  федеральными  законами,  Уставом  и  законами
Читинской области к компетенции местного самоуправления.

     Статья 5. Обязательность решений местного референдума.
     Решение, принятое  на  местном   референдуме   в   пределах   его
компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц
местного  самоуправления,  предприятий,  учреждений   и   организаций,
находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.
     Решение, принятое  на  местном  референдуме,   не   нуждается   в
утверждении     какими-либо     органами    государственной    власти,
государственными   должностными   лицами   или    органами    местного
самоуправления.
     Решение, принятое на местном референдуме, может быть обжаловано в
суде  в  случае  противоречия  закону  или  нарушения  законности  при
проведении референдума.

     Статья 6. Агитация по поводу местного референдума.
     Гражданам, политическим партиям,  другим общественно-политическим
организациям  и  движениям   гарантируется   право   беспрепятственной
агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за"
или "против"  проекта  вопроса  или  решения,  выносимого  на  местный
референдум.
     В день  проведения  референдума  и  в  предшествующий  ему   день
агитация запрещается.

     Статья 7.   Гласность   при   подготовке  и  проведении  местного
референдума.
     Деятельность комиссий по проведению местного референдума, органов
местного  самоуправления,  общественных  организаций,  участвующих   в
организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
     Комиссии по проведению референдума доводят  до  сведения  граждан
итоги голосования и результаты референдума.
     Местные средства массовой информации освещают  ход  подготовки  и
проведения   местного  референдума,  их  представителям  гарантируется
беспрепятственный доступ на все  собрания  и  заседания,  связанные  с
референдумом, и получение соответствующей информации.
     Комиссии по   проведению   местного   референдума    своевременно
информируют  население  о  своем  составе,  месте нахождения и времени
работы,  об образовании участков для голосования  и  списках  граждан,
имеющих право участвовать в референдуме.
     На заседаниях комиссий  по  проведению  местного  референдума,  а
также  во  время  голосования  и  при подсчете голосов на участках для
голосования,  при определении результатов местного референдума  вправе
присутствовать  наблюдатели,  направленные  политическими  партиями  и
иными   общественно-политическими    организациями    и    движениями,
инициативными  группами  местного  референдума,  зарегистрированными в
установленном  порядке,  а  также   представители   средств   массовой
информации, депутаты областной Думы, представительного органа местного
самоуправления.
     Наблюдатели, присутствующие   на   заседаниях   комиссий  или  на
участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола
собрания направивших их организаций или иной документ,  удостоверяющий
их полномочия.  Предварительное  уведомление  комиссий  по  проведению
местного    референдума   о   предполагаемом   присутствии   указанных
представителей не требуется.

     Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума.
     Расходы, связанные   с   подготовкой   и   проведением   местного
референдума,  с момента принятия решения о его назначении производятся
за счет средств местного бюджета.
     Помещение для   голосования   безвозмездно   предоставляется    в
распоряжение     участковой     комиссии    главой    соответствующего
муниципального образования.  Если нет возможности использовать  здания
(помещения),   находящиеся   в   государственной   или   муниципальной
собственности,  глава  муниципального  образования   арендует   здания
(помещения)  у  частных  собственников.  Оплата  и возмещение расходов
производится комиссиями по проведению референдума  за  счет  бюджетных
средств, выделяемых на проведение референдума.

              Глава II. ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 9. Право назначения местного референдума.
     Право назначения      местного      референдума       принадлежит
представительному   органу   местного  самоуправления  по  собственной
инициативе или  по  требованию  населения  в  соответствии  с  уставом
муниципального образования.
     В случае, если в муниципальном образовании представительный орган
местного самоуправления не сформирован, местный референдум назначается
главой муниципального образования по  собственной  инициативе  или  по
требованию  граждан  в  количестве  не  менее  5  процентов  от  числа
избирателей муниципального  образования.  Местный  референдум  в  этом
случае проводится в соответствии с настоящим Законом.

     Статья 10. Обязательное проведение местного референдума.
     Органы местного   самоуправления   обязаны   назначить    местный
референдум   по   требованию   установленного  уставом  муниципального
образования числа граждан,  проживающих на  территории  муниципального
образования,  обладающих  избирательным  правом,  при  соблюдении  ими
требований настоящего Закона и устава муниципального образования.

     Статья 11.  Реализация  гражданами  права   требования   местного
референдума.
     Право инициативы в сборе подписей под  требованием  о  проведении
местного   референдума   принадлежит  каждому  гражданину  или  группе
граждан,  имеющих право на участие в референдуме.  Граждане  реализуют
свое право на сбор подписей добровольно.
     Сбор подписей  организуют  и  осуществляют  инициативные   группы
местного   референдума,   образуемые   из  граждан  в  соответствии  с
требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования.

     Статья 12. Образование инициативной группы референдума.
     В целях  решения  вопросов  о  необходимости  проведения местного
референдума по инициативе граждан и  образования  инициативной  группы
могут  проводиться  собрания  граждан,  проживающих на соответствующей
территории.
     Инициаторы проведения  собрания  обязаны  в  определенный уставом
муниципального  образования  срок   уведомить   главу   муниципального
образования о месте и времени проведения собрания.

     Статья 13. Регистрация инициативной группы.
     Протокол  собрания  с  данными  о  регистрации  его  участников и
списком  избранной  инициативной группы представляется для регистрации
инициативной группы. К протоколу прилагаются текст вопроса или проекта
решения, предлагаемого для вынесения на референдум. (В редакции Закона
областной Думы Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)
     Постановление  о  регистрации  инициативной  группы  должно  быть
вынесено не позднее десяти дней с момента получения протокола собрания
и соответствующего приложения к нему. (В   редакции  Закона  областной
Думы Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)
     Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами
в суд. (В   редакции   Закона   областной   Думы   Читинской   области
от 26.04.2001 г. N 293)
     Глава муниципального образования в течение трех  дней  с  момента
вынесения   решения   о   регистрации   инициативной   группы   выдает
представителям инициативной группы постановление о регистрации  группы
и соответствующие удостоверения ее членам.
     При отсутствии постановления главы муниципального образования  по
вопросу  о  регистрации инициативной группы по истечении десяти дней с
момента представления материалов об избрании инициативной  группы  она
считается  зарегистрированной.  В  этом  случае  наличие постановления
главы муниципального образования не требуется.
     Общее количество     создаваемых     инициативных     групп    не
ограничивается.

     Статья 14.  Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами
местного референдума.
     С момента  получения  постановления  о  регистрации  инициативная
группа  местного  референдума  вправе  организовывать  и  осуществлять
беспрепятственный сбор подписей на подписных листах  с  требованием  о
проведении референдума.
     Общий период сбора подписей по вопросу о  данном  референдуме  не
должен   превышать   двух   месяцев  со  дня  выдачи  постановления  о
регистрации первой из созданных по  данному  референдуму  инициативных
групп.
     В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого
количества подписей граждан,  дальнейший сбор подписей прекращается. С
требованием о проведении референдума по тому  же  вопросу  разрешается
выступать не ранее, чем по истечении одного года.
     По окончании  сбора  подписей  инициативная   группа   составляет
итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной
группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

     Статья 15. Подписной лист местного референдума.
     Листы для  сбора  подписей  граждан  под требованием о проведении
местного референдума (подписные листы) должны  содержать  формулировку
вопросов, предлагаемых на референдум.
     Гражданин, поддерживающий требование  о  проведении  референдума,
подписывает подписной лист,  указывая при этом фамилию, имя, отчество,
дату рождения,  место жительства,  номер и серию  паспорта  или  иного
документа, удостоверяющего его личность, дату подписания.
     Подписные листы должны быть заверены  председателем  и  одним  из
членов   инициативной  группы,  собиравшим  подписи,  с  указанием  их
фамилии,  имени,  отчества,  адреса, номера и серии паспорта или иного
документа, удостоверяющего их личность.
     На каждом  подписном  листе,  наряду  с   заверяющими   подписями
председателя  и  одного  из  членов  инициативной  группы референдума,
производится запись об общем числе заверенных подписей.
     Статья 16.  Принятие  решения по требованию о проведении местного
референдума.
     Подписные листы   и   итоговый   протокол  в  течение  трех  дней
передаются в представительный орган местного самоуправления.
     Представительный орган  местного  самоуправления  по требованию о
проведении местного  референдума  вправе  принять  одно  из  следующих
решений:
     о назначении референдума,  дате его проведения  и  мерах  по  его
обеспечению;
     об отклонении  требований  о  назначении  референдума  в   случае
нарушения настоящего Закона или устава муниципального образования.
     Представительный орган  местного   самоуправления   рассматривает
представленные  материалы  и принимает по ним решение в течение десяти
дней со дня поступления требований о проведении референдума.
     Принятое решение  в  течение  семи  дней  доводится  до  сведения
населения.  Не позднее пяти дней после обнародования  постановления  о
назначении  референдума  публикуется  текст  выносимого  на референдум
вопроса или проекта решения.

     Статья 17. Срок проведения референдума.
     Местный референдум  не  может  проводиться ранее месяца и позднее
двух месяцев со дня принятия решения о его проведении.

             Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 18. Комиссии по проведению местного референдума.
     Для подготовки   и  проведения  местного  референдума  образуются
следующие комиссии:
     комиссия по  проведению  местного  референдума  в количестве 7-10
человек;
     участковые комиссии   по   проведению   местного   референдума  в
количестве 5-7 человек.
     Полномочия комиссий   возникают   с   момента  их  образования  и
прекращаются по истечении,  месяца с момента опубликования результатов
референдума.

     Статья 19.    Образование   комиссий   по   проведению   местного
референдума.
     Комиссия по    проведению    местного    референдума   образуется
представительным  органом  местного  самоуправления   одновременно   с
принятием  решения  о  назначении  референдума,  на основе предложений
общественных объединений,  органов местного  самоуправления,  собраний
избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
     Участковые комиссии по проведению местного референдума образуются
в течение семи дней со дня опубликования решения о назначении местного
референдума. (В  редакции  Закона  областной  Думы  Читинской  области
от 26.04.2001 г. N 293)
     Председатели, заместители  председателя  и  секретари комиссии по
проведению местного референдума и участковых  комиссий  по  проведению
местного  референдума  избираются  тайным голосованием из числа членов
комиссии на первом заседании.
     При проведении   местного   референдума   по  вопросу  досрочного
прекращения  полномочий  главы  муниципального   образования,   других
выборных    должностных   лиц   местного   самоуправления,   депутатов
представительного органа местного самоуправления в состав комиссий  не
могут включаться их супруги и близкие родственники,  лица, находящиеся
у них в непосредственном подчинении.
     Комиссии по    проведению   местного   референдума   обеспечивают
своевременное  информирование  населения   через   средства   массовой
информации   и  иными  способами  о  составе  комиссий  по  проведению
референдума,  месте  и  времени  их  работы,  телефонах,  расположении
участков  голосования  и других обстоятельствах,  имеющих значение для
надлежащей подготовки и проведения референдума.

     Статья 20.   Полномочия   комиссии   по    проведению    местного
референдума.
     Комиссия по проведению местного референдума:
     обеспечивает на  территории муниципального образования соблюдение
настоящего Закона;
     организует деятельность   участковых   комиссий   по   проведению
местного референдума;
     распределяет денежные   средства   по   участковым  комиссиям  по
проведению местного референдума;
     контролирует обеспечение   участковых   комиссий   по  проведению
местного референдума помещениями,  транспортом, связью и рассматривает
другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
     устанавливает формы  бюллетеней  местного  референдума,   списков
участников  референдума,  протоколов  заседаний комиссий по проведению
референдума,  других  документов  референдума,  образцы   ящиков   для
голосования  и  печатей  референдума,  порядок  хранения  документации
референдума;
     утверждает текст бюллетеня местного референдума;
     заслушивает сообщения главы муниципального  образования,  органов
местного   самоуправления   по   вопросам   подготовки   и  проведения
референдума;
     подводит итоги проведения референдума;
     устанавливает результаты   референдума,   публикует   в   печати,
передает  по  радио  и  другими способами сообщения о своей работе и о
результатах референдума;
     контролирует правильность  и  своевременность составления списков
участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
     содействует организации  встреч,  лекций  и  других  мероприятий,
направленных  на  разъяснение  сути  вопроса  или   проекта   решения,
вынесенного на референдум;
     обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение  ими  участковых
комиссий по проведению референдума;
     рассматривает обращения и жалобы граждан на  решения  и  действия
участковых  комиссий  по  проведению  референдума  и  принимает по ним
решения.

     Статья 21.  Полномочия участковой комиссии по проведению местного
референдума.
     Участковая комиссия по проведению местного референдума:
     составляет списки участников референдума по участку;
     проводит ознакомление граждан со списками участников референдума,
принимает  и  рассматривает заявления о неточностях в списках и решает
вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
     оповещает население о дне проведения референдума;
     обеспечивает подготовку помещений для голосования;
     организует на участке голосование в день проведения референдума;
     производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
     рассматривает заявления   и   жалобы  по  вопросам  подготовки  и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения.

     Статья 22. Участки местного референдума.
     Территория муниципального образования делится на участки. Участии
референдума   образуются   главой   муниципального   образования    по
согласованию с комиссией по проведению референдума из расчета не более
3000 избирателей на каждом участке.
     В больницах,  санаториях и домах отдыха могут создаваться участки
референдума.
     Каждый участок    референдума    должен   иметь   помещение   для
голосования,  где  в  момент  опечатывания  и  вскрытия   ящиков   для
голосования  и  подсчета  голосов  должны  свободно  размещаться члены
участковой    комиссии,     представители     общественно-политических
организаций,   движений,  партий,  инициативных  групп  по  проведению
местного  референдума,  а   также   представители   средств   массовой
информации.  Помещение  должно  быть  оборудовано  сейфом для хранения
документации,  мебелью, информацией по референдуму, кабинами и ящиками
для тайного голосования.
     Вход и выход из помещения для голосования должны быть расположены
таким  образом,  чтобы  каждый голосующий проходил только через кабину
для тайного голосования.
     Кабины для  тайного  голосования  оснащают  столиками,  щитами  с
текстом вопроса или проекта  решения,  вынесенного  на  референдум,  а
также авторучками. Применение карандашей не допускается.

     Статья 23.  Организация  работы  комиссий  по проведению местного
референдума.
     Заседания комиссий  по  проведению  местного референдума являются
правомочными,  если  в  них  принимает  участие   большинство   членов
комиссий.   Решения   комиссий   принимаются   открытым   голосованием
большинством голосов от общего числа членов комиссии.
     Решения комиссии,  принятые в пределах ее полномочий, обязательны
для  исполнения  органами  местного   самоуправления,   предприятиями,
учреждениями   и  организациями,  должностными  лицами,  общественными
объединениями и гражданами.
     Решения и  действия  участковой  комиссии могут быть обжалованы в
комиссию по проведению местного референдума или в суд.
     Органы местного    самоуправления,   должностные   лица   обязаны
содействовать  комиссиям  референдума  в   осуществлении   ими   своих
полномочий,   представлять   необходимые  для  их  работы  сведения  и
материалы.  Комиссии по проведению референдума  вправе  обращаться  по
вопросам,   связанным  с  подготовкой  и  проведением  референдума,  в
государственные и общественные органы и организации, в органы местного
самоуправления,  к  должностным  лицам,  которые  обязаны  рассмотреть
поставленный  вопрос  и  дать  комиссии  ответ  не  позднее,   чем   в
трехдневный срок.
     Протоколы заседаний и другие документы  по  местному  референдуму
комиссий  по  проведению референдума хранятся в течение одного года со
дня  опубликования  решения  референдума,  а  затем   уничтожаются   в
установленном порядке.
     Другие вопросы организации деятельности  комиссий  по  проведению
местного референдума, решаются в уставах муниципальных образований.

     Статья 24.  Списки  граждан,  имеющих право участвовать в местном
референдуме.
     Списки граждан,  имеющих право участвовать в местном референдуме,
составляются по каждому участку референдума  участковой  комиссией  по
проведению референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
     Списки составляются  на  основе  данных,  представляемых   главой
муниципального образования.
     В списки включаются все граждане,  имеющие  право  участвовать  в
референдуме,  на  момент  составления списков постоянно проживающие на
территории данного участка.  Гражданин,  имеющий право  участвовать  в
референдуме, может быть включен не более чем в один список.
     Списки  представляются  для  всеобщего  ознакомления  в помещении
участковой комиссии по проведению референдума. (В    редакции   Закона
областной Думы Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)
     Каждый гражданин   вправе  обжаловать  невключение,  неправильное
включение в список или исключение из  списка,  а  также  допущенные  в
списках    неточности.    Заявления   о   неправильностях   в   списке
рассматриваются  участковой  комиссией  по   проведению   референдума,
которая  обязана  не  позднее  чем через 24 часа,  а накануне и в день
референдума - немедленно  рассмотреть  заявление,  внести  необходимые
исправления  либо  выдать  заявителю  копию мотивированного решения об
отклонении его заявления.  Это решение может быть  обжаловано  в  суд,
который  рассматривает  его в установленном законодательством порядке.
Исправление в списке  в  соответствии  с  решением  суда  производится
участковой комиссией по проведению референдума немедленно.

     Статья 25. Бюллетень для голосования.
     В бюллетене для голосования воспроизводится текст  выносимого  на
референдум  вопроса  или  проекта  решения  и  варианты волеизъявления
голосующего  "за"  и  "против".  В  случае  постановки  на  референдум
нескольких  вопросов они включаются в один бюллетень,  последовательно
нумеруются,  отделяются  друг  от  друга  горизонтальными  линиями   и
голосуются отдельно.
     В случае  проведения  местного  референдума   в   один   день   с
референдумом Российской Федерации или областным референдумом бюллетени
для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных
цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
     Бюллетени для голосования изготавливаются не позднее  чем  за  12
дней до дня референдума.
     Комиссия   по   проведению   местного   референдума  обеспечивает
бюллетенями для голосования участковые комиссии. (В   редакции  Закона
областной Думы Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)

              Глава IV. ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 26. Время проведения местного референдума.
     На всех  участках для голосования голосование производится с 8 до
22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая
комиссия  оповещает граждан. (В   редакции   Закона   областной   Думы
Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)
     Участковая комиссия  может объявить голосование законченным ранее
22 часов, если проголосовали все граждане, включенные в список.

     Статья 27. Досрочное голосование.
     Гражданин, не имеющий возможности принять участие в голосовании в
день референдума,  имеет право проголосовать досрочно за десять дней -
в помещении комиссии по проведению местного референдума,  и за три дня
- в помещении участковой комиссии по проведению местного  референдума,
заполнив  бюллетень  с  соблюдением  условий тайного голосования.  При
получении бюллетеня гражданин  расписывается  в  списке  лиц,  имеющих
право  участвовать  в  референдуме.  После  заполнения  бюллетеня  для
голосования  гражданин  вкладывает  его   в   конверт,   который   для
обеспечения   тайны   голосования  заклеивается,  скрепляется  печатью
комиссии.  Данный конверт хранится в  запечатанном  состоянии  до  дня
референдума.

     Статья 28. Голосование в день референдума.
     В восемь  часов  в  день  проведения   референдума   председатель
участковой  комиссии  в  присутствии  членов комиссии,  представителей
партий  и  иных  общественно-политических  организаций   и   движений,
инициативных  групп,  а  также  средств массовой информации проверяет,
освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений,  а  затем
опечатывает их.
     Бюллетени для голосования,  заполненные досрочно проголосовавшими
гражданами,  опускаются  в  ящик  для  голосования  в  день проведения
референдума председателем участковой комиссии в присутствии других  ее
членов  и  общественных наблюдателей перед началом общего голосования.
При этом проверяется  целостность  конверта,  наличие  на  нем  печати
комиссии  и  соответствие  количества  конвертов отметкам в списке для
голосования.
     Бюллетени для   голосования  выдаются  гражданам  по  спискам  по
предъявлении паспорта или другого документа,  удостоверяющего личность
гражданина.  При  получении  бюллетеня  гражданин расписывается против
своей фамилии в списке.
     В случае,  если  гражданин  не  имеет  возможности самостоятельно
расписаться в получении бюллетеня,  он вправе воспользоваться  помощью
другого лица, за исключением членов комиссии по проведению референдума
и наблюдателей.  Лицо,  оказавшее избирателю  помощь,  указывает  свою
фамилию   и  расписывается  в  списке  избирателей  в  графе  "Подпись
гражданина  о  получении  бюллетеня   для   голосования   на   местном
референдуме".
     В  тех  случаях,  когда  граждане,  имеющие  право  участвовать в
референдуме,  не могут по уважительным причинам прибыть на участок для
голосования,   участковая   комиссия  поручает  двум  членам  комиссии
организовать голосование по месту нахождения этих граждан. (В редакции
Закона областной Думы Читинской области от 26.04.2001 г. N 293)
     При проведении  голосования  вне помещения для голосования вправе
присутствовать общественные наблюдатели.
     Граждане самостоятельно  заполняют бюллетени в кабине для тайного
голосования.  Гражданин,  который не может это сделать, сам, вправе по
своему  выбору  пригласить в кабину другое лицо,  не являющееся членом
участковой комиссии или общественным наблюдателем.
     Гражданин, изъявляя   свою   волю   по   поводу   вынесенного  на
голосование  вопроса,  вычеркивает  один  из  записанных  в  бюллетене
ответов "за" или "против".
     Если одновременно проводятся несколько  референдумов,  голосующие
заполняют, бюллетени по каждому из них.

     Статья 29. Подсчет голосов.
     После заявления председателя об окончании голосования  участковая
комиссия  местного референдума вскрывает ящики для голосования.  Перед
вскрытием ящиков для голосования участковая  комиссия  подсчитывает  и
погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
     На основании списков для голосования, в том числе дополнительных,
с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и на дому,
комиссия подсчитывает общее число избирателей,  получивших  бюллетени.
Подсчет  бюллетеней,  находящихся  в переносном ящике для голосования,
производится отдельно.  При этом  количество  бюллетеней  сверяется  с
количеством  поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на
дому.
     Участковая комиссия  по проведению референдума заносит в протокол
об итогах голосования следующие данные:
     - число  зарегистрированных  в  списках  граждан и число граждан,
дополнительно внесенных в список;
     - число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
     - число  бюллетеней,  выданных  гражданам  на  участке   в   день
голосования;
     - число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
     - число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим на дому;
     - число погашенных бюллетеней;
     - число   бюллетеней,   содержащихся   в  переносных  ящиках  для
голосования;
     - число   бюллетеней,  содержащихся  в  стационарных  ящиках  для
голосования;
     - число действительных бюллетеней;
     - число бюллетеней, признанных недействительными;
     - число голосов, поданных за каждую из позиций,
     содержащихся во всех бюллетенях (т.е. "за" и "против").
     Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни
один из вариантов ответа,  либо  вычеркнуты  оба,  а  также  бюллетени
неутвержденного   образца.   В   случае  сомнений  в  действительности
бюллетеня решение принимает участковая комиссия,  фиксируя  количество
таких случаев в протоколе.
     Если на голосование выносилось одновременно  несколько  вопросов,
подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
     Протоколы заполняются   чернилами   или    шариковыми    ручками,
подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью.
     Первый экземпляр протокола доставляется в комиссию по  проведению
местного   референдума,  второй  остается  на  хранении  в  участковой
комиссии.
     Участковые комиссии  по  проведению  референдума  после  подсчета
голосов сдают копии протоколов и бюллетени,  в том числе погашенные, в
орган  местного  самоуправления,  где  они хранятся в течение года,  а
затем уничтожаются,  если за это время результаты референдума не  были
опротестованы.

        Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 30. Определение результатов местного референдума.
     Комиссия по  проведению   местного   референдума   на   основании
протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные,  проверяет
их и после обсуждения составляет и  подписывает  итоговый  протокол  в
двух экземплярах, заверенный печатью.
     В протокол заносятся следующие  данные:  число  граждан,  имеющих
право участвовать в референдуме;
     - число граждан, получивших бюллетени;
     - число граждан, принявших участие в голосовании;
     - число голосов,  поданных за вынесенный на референдум вопрос или
проект решения;
     - число голосов, поданных против;
     - число   бюллетеней,  признанных  недействительными.  Референдум
признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее 50
процентов  граждан,  имеющих  право  на участие в референдуме.  В этом
случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем
через один год.
     Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,
если  за  них проголосовало более 50 процентов избирателей,  принявших
участие в референдуме.
     Если на  референдум  выносились альтернативные варианты решения и
ни один из них не  получил  необходимого  количества  голосов,  то  их
повторное  вынесение на референдум может состояться не ранее чем через
год.
     Результаты референдума   могут  быть  признаны  недействительными
из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений
настоящего   Закона,   повлиявших   на  результаты  голосования  и  не
позволяющих  с  достоверностью  установить  результаты  волеизъявления
граждан.

     Статья 31.  Опубликование и вступление в силу решения,  принятого
на местном референдуме.
     Итоги референдума  доводятся  до  сведения населения комиссией по
проведению местного референдума не позднее семи дней со дня  окончания
голосования.
     В случае признания результатов голосования по какому-либо участку
недействительными  комиссия  по проведению местного референдума вправе
поручить соответствующей участковой комиссии по проведению референдума
провести   в   течение   двух   недель  на  данном  участке  повторное
голосование.
     Принятое на  референдуме решение публикуется не позднее семи дней
с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и
вступает  в  силу  в  день  опубликования,  если  в  самом  решении не
предусмотрен иной срок.
     Если  для  реализации  решения, принятого на местном референдуме,
требуется  издание  дополнительного нормативного правового акта, орган
местного  самоуправления,  в  чью  компетенцию  входит  данный вопрос,
обязан принять данный правовой акт или определить срок его подготовки.
(В     редакции    Закона    областной    Думы    Читинской    области
от 26.04.2001 г. N 293)

     Статья 32.  (Утратила  силу  -  Закон  областной  Думы  Читинской
области от 19.06.2002 г. N 370)

       Глава VI.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
     Лица, препятствующие путем насилия,  угроз или подкупа свободному
осуществлению  гражданином  или группой граждан их права участвовать в
референдуме,  вести агитацию,  а  также  члены  инициативных  групп  и
комиссий  по проведению референдума,  должностные лица государственных
или    общественных    органов,    организаций,    органов    местного
самоуправления,  совершившие подлог документов референдума,  фиктивные
записи в подписных  листах,  заведомо  неправильный  подсчет  голосов,
нарушившие   тайну   голосования,   привлекаются   к   уголовной   или
административной  ответственности   в   соответствии   с   действующим
законодательством.

                 Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона.
     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.

     Председатель областной Думы          В. Вишняков

     N 32-ЗЧО
     г. Чита


Информация по документу
Читайте также