Расширенный поиск
Закон областной Думы Читинской области от 30.01.1997 № 75З А К О Н Ч И Т И Н С К О Й О Б Л А С Т И Утратил силу - Закон областной Думы Читинской области от 30.01.2002 г. N 348 Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 25.06.97 г. N 89) Принят Читинской областной Думой 30 января 1997 года Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Особо охраняемые и резервные природные территории 1. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, научное, культурное и экономическое значение, которые изъяты решениями органов государственной власти области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен определенный режим охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. 2. Резервные территории - особо ценные территории области, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал) и представляющие собой фонд наследия будущих поколений, обеспеченный гарантиями его сохранности. 3. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых и резервных природных территорий в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, природных ресурсов, генетического разнообразия биосферы, изучения естественных биосферных процессов, контроля за изменением ее состояния. Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе В настоящем Законе используются понятия в следующих значениях: Биоразнообразие - свойство живой природы, включающее разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем. Мониторинг экологический - система долгосрочных наблюдений, контроля за состоянием территорий, состоящая из трех ступеней: регистрация состояния, оценка изменений и прогноз дальнейших изменений. Объект особо охраняемый - любой объект (вид животного или растения, популяция, памятник природного или культурного наследия) или явление природы, находящиеся под охраной в большей мере, чем другие, сходные с ними. Схема особо охраняемых природных территорий - иерархическая система природно-заповедных объектов, обеспечивающая репрезентативность и гарантию сохранения генофонда участков биосферы данного региона. Функциональное зонирование - выделение типов землепользования, адекватно отражающих потребности хозяйства и возможности (пределы возможностей) природных ресурсов. Зонирование определяет "предпочтительный тип использования" и "возможный тип использования" земель в пределах зоны. Все другие типы земель запрещаются, за исключением существующих, но размер их площади не может быть увеличен. Природный капитал - это совокупность природных ресурсов территории, представляющих ценность с точки зрения: - экономического развития регионов; обеспечения здоровой окружающей среды и высокого качества жизни населения; - удовлетворения эстетических, научных, духовных потребностей общества; - сохранения культурных и религиозных традиций и обычаев; - возможностей для устойчивого природопользования как для настоящего, так и для будущих поколений. Специально уполномоченные государственные органы - территориальные государственные органы, осуществляющие полномочия в области охраны окружающей природной среды. Статья 3. Законодательство Читинской области об особо охраняемых и резервных природных территориях 1. Законодательство Читинской области об особо охраняемых и резервных природных территориях области основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из Устава - Основного Закона Читинской области, из настоящего Закона и иных правовых актов Читинской области, принимаемых в соответствии с настоящим Законом. 2. Отношения, возникающие в области организации и функционирования особо охраняемых и резервных природных территорий любой категории и статуса, охраны и использования их природных комплексов и объектов на территории Читинской области, регулируются федеральным и областным законодательством. 3. Охрана и использование находящихся на особо охраняемых и резервных природных территориях объектов историко-культурного значения осуществляется в соответствии а федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области и местного самоуправления. Раздел II. СТАТУС, КАТЕГОРИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 4. Статус охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории могут быть федерального, регионального (областного) и местного значения. 2. (Исключена - Закон областной Думы Читинской области от 25.06.97 г. N 89) Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. 3. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении органов государственной власти области. 4. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Статья 5. Категории особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения различаются по следующим категориям: - национальные парки; - природные парки; - дендрологические парки и ботанические сады; - государственные ландшафтные природные заказники; - памятники природы; (В редакции Закона областной Думы Читинской области от 25.06.97 г. N 89) 2. Особо охраняемыми природными территориями регионального (областного) или местного значения могут быть лечебно-оздоровительные местности и курорты. 3. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения. 4. Исполнительный орган государственной власти области может выходить с ходатайством в Правительство Российской Федерации об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения. Статья 6. Охранные зоны Особо охраняемые природные территории федерального и регионального (областного) значения могут иметь охранные зоны соответственно областного и местного значения с регулируемым режимом природопользования. Статья 7. Порядок образования особо охраняемых природных территорий и создание их охранных зон 1. Образование особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. 2. Особенности правового положения, режим охраны особо охраняемых природных территорий устанавливается федеральным и настоящим Законами. 3. Право собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 4. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения создаются постановлением Главы Администрации области по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории. 5. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий местного значения создаются решением органов местного самоуправления по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории. Статья 8. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий 1. В соответствии с федеральным законодательством исполнительный орган государственной власти области через специально уполномоченные федеральные органы создает целостную, взаимосвязанную, научно обоснованную схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий области. 2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий области пересматривается и утверждается 1 раз в 5 лет представительным законодательным органом государственной власти области. Статья 9. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании охраняемых природных территорий 1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения и инициативы граждан и общественных объединений. 2. При организации особо охраняемых природных территорий на землях, находящихся в собственности и (или) в пользовании отдельных граждан и юридических лиц, владельцы этих территорий имеют право на компенсацию за ограничение хозяйственной деятельности, частичное или полное изъятие земель, могут участвовать в осуществлении контроля за соблюдением установленного режима. Статья 10. Охрана особо охраняемых природных территорий федерального, регионального (областного) и местного значения 1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемой природной территории федерального значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. 2. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях регионального (областного) и местного значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, в соответствии с их Положениями. Статья 11. Полномочия природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий в Читинской области 1. Для охраны природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий всех категорий может создаваться специальная межведомственная комиссия по охране особо охраняемых природных территорий, в которую входят штатные работники природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий и специально уполномоченных государственных территориальных органов. 2. Деятельность специальной межведомственной комиссии - осуществляется на основе Положения, утвержденного Главой Администрации области. 3. Директора особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения, их заместители по охране особо охраняемых природных территорий могут иметь права старших государственных инспекторов. Раздел III. СТАТУС И КАТЕГОРИИ РЕЗЕРВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ РЕЗЕРВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 12. Статус резервных территорий 1. Резервные территории, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал), могут быть регионального (областного) и местного значения. 2. Резервные территории регионального (областного) значения находятся в ведении органов государственной власти области. 3. Резервные территории местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления. Статья 13. Категории резервных территорий 1. Резервные территории регионального (областного) и местного значения выделяются по следующим категориям: - резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования; - резервные территории природоохранного назначения; - резервные территории ресурсного назначения. 2. Резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования - культовые и святые места и охранные зоны вокруг них, другие участки, сохраняющие элементы духовной и (или) материальной культуры местного или национального значения, территории, перспективные в археологическом отношении, а также используемые для традиционных природосберегающих видов хозяйственной деятельности. 3. Резервные территории природоохранного назначения - территории, обладающие набором признаков и качеств, позволяющих отнести их в будущем к той или иной категории особо охраняемых природных территорий. На этой территории разрешается регулируемая хозяйственная деятельность, не допускающая необратимых изменений природной среды. 4. Резервные территории ресурсного назначения - территории, природные ресурсы которых (возобновляемые и невозобновляемые, в том числе месторождения и рудопроявления, не вовлеченные в недропользование) сохраняются до создания экологически безопасных и экономически эффективных технологий их добычи и переработки. 5. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории резервных территорий. Статья 14. Образование, функционирование, охрана и учет резервных территорий 1. Резервные территории образуются исполнительным органом государственной власти области. 2. Порядок функционирования резервных территорий, их режим хозяйственной деятельности, охрана, ответственность за нарушение режима, возмещение ущерба определяется Положением о резервных территориях, утверждаемым исполнительным органом государственной власти области. 3. Исполнительный орган государственной власти области ведет реестр резервных территорий, включающий сведения о размерах, степени изученности, освоенности, состоянии ландшафтов, природно-ресурсную характеристику резервных территорий, определение стоимостного выражения ресурсов как природного капитала области, обозначение срока резервирования, выделения факторов, угрожающих экологической безопасности и оценку степени экологического риска. 4. Органы местного самоуправления на основании утвержденного исполнительным органом государственной власти области Положения о резервных территориях могут образовывать резервные территории местного значения. Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ И РЕЗЕРВНЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 15. Совет по особо охраняемым и резервным природным территориям 1. Совет по особо охраняемым и резервным природным территориям осуществляет профессиональную и научную поддержку принятия решений, подготовку предложений по разработке и финансированию программ по особо охраняемым и резервным природным территориям. 2. Состав Совета формируется из представителей: - администраций всех особо охраняемых природных территорий области; - специально уполномоченных государственных территориальных органов в области охраны окружающей среды и природопользования; - научных организаций и высших учебных заведений, профессионально занимающихся вопросами сохранения биоразнообразия (не менее 25%); - общественных организаций экологической ориентации (не менее 25%). 3. Порядок организации и деятельности Совета определяется Положением, утверждаемым Главой Администрации области. Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах; состав Совета утверждается постановлением Администрации области на 2 года. 4. Решения Совета носят рекомендательный характер. Статья 16. Финансирование особо охраняемых и резервных природных территорий регионального (областного) и местного значения 1. Особо охраняемые и резервные природные территории регионального (областного) и местного значения финансируются из средств областного и местного бюджетов, внебюджетных экологических фондов, общественных фондов охраны окружающей среды и других источников в соответствии с федеральным и областным законодательством. 2. В смете расходов областного внебюджетного экологического фонда, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий, не менее 15% предназначается для сохранения биологического разнообразия области, в том числе для поддержки развития особо охраняемых природных территорий и статусов. 3. Дополнительное финансирование мероприятий по развитию особо охраняемых и резервных природных территорий регионального (областного) и местного значения осуществляется за счет средств от штрафов за нарушение режима охраны особо охраняемых и резервных природных территорий, суммы исков за уничтожение и незаконную добычу животных и растений на их территории, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции. 4. Распределение выделяемых внебюджетным экологическим фондом средств на охрану особо охраняемых и резервных природных территорий осуществляется на конкурсной основе. Ответственность за организацию конкурса возлагается на руководство областного экологического фонда. Рассмотрение конкурсных заявок и составление сметы по результатам конкурса осуществляет Совет по особо охраняемым и резервным природным территориям. 5. Средства областного бюджета (не менее 3% от суммы платежей за право пользования природными ресурсами) направляются по решению Совета на расходы по обеспечению статуса резервных территорий, в том числе: - на работы по выделению резервных территорий, проведению эколого-экономического обоснования и необходимых для этого научных исследований, подготовку картографического материала; - работы по обеспечению статуса резервных территорий, включая разработку соответствующих положений; - расходы по содержанию статуса резервных территорий, включая компенсации за ограничение хозяйственной деятельности; - создание географических информационных систем "Охраняемые и резервные территории Читинской области"; - проведение дополнительного мониторинга в случае необходимости; - создание и обеспечение деятельности микрозаказников в рамках резервных территорий; - восстановление нарушенных экосистем резервных территорий и историко-культурных объектов в случае необходимости. 6. Органы местного самоуправления могут предусматривать использование не менее 20% суммы платежей за право пользования рекреационными ресурсами и не менее 3% за право пользования остальными природными ресурсами на расходы по обеспечению, созданию и функционированию особо охраняемых и резервных природных территорий всех категорий и статусов, в том числе на развитие рекреационной и туристической деятельности, приоритет отдается администрациям заповедников, национальных и природных парков, заказников и ботанических садов. 7. В случаях, когда на особо охраняемой территории, имеющей администрацию, и (или) на ее охранной зоне ведется хозяйственная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, 10% от платежей и (или) лицензий за право пользования ресурсами данной территории, поступающих в областной бюджет, направляются непосредственно администрациям этих территорий. Указанные средства используются в соответствии с положениями об особо охраняемых и резервных природных территориях. 8. Не менее 50% от суммы штрафов, налагаемых сотрудниками администраций особо охраняемых природных территорий, перечисляемых в районные (территориальные) экологические фонды, направляется на специальный счет этих администраций для восстановления нарушенных экосистем на их территориях. Контроль за целевым использованием этих средств возлагается на специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды. 9. Ежегодные данные о расходах на особо охраняемые и резервные природные территории публикуются в газете "Забайкальский рабочий" не позднее 1 марта следующего за отчетным годом. Подготовку публикации производит Совет по особо охраняемым и резервным природным территориям. Физические и юридические лица, получившие государственную поддержку в соответствии с настоящим Законом, представляют Совету полную информацию о расходовании выделенных средств. Затраты на публикации покрываются за счет средств областного экологического фонда, направляемых на экологическое просвещение населения. Статья 17. Налоговые льготы природоохранным учреждениям охраняемых природных территорий 1. Природоохранные учреждения особо охраняемых природных территорий всех категорий и статусов освобождаются от уплаты земельного налога. 2. Собственники и пользователи земельными участками особо охраняемых природных территорий всех категорий и статусов освобождаются от уплаты земельного налога по той части охраняемой территории, которая не находится в хозяйственном использовании и служит исключительно природоохранным и рекреационным целям. Статья 18. Налоговые льготы субъектам, участвующим в природоохранной деятельности 1. Средства, направляемые в благотворительные экологические фонды, зарегистрированные в области и распределяемые ими на обеспечение настоящего Закона, не облагаются областными налогами. 2. Освобождаются от платы за пользование недрами пользователи недр, осуществляющие добычу и использование минеральных вод в лечебных, бальнеологических целях в той части, которая не идет на розлив. Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ И РЕЗЕРВНЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 19. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых и резервных природных территорий Виновные в нарушении режима особо охраняемых и резервных природных территорий области привлекаются к уголовной и административной ответственности в соответствии с федеральным законодательством. Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 20. Международные договоры Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Поручить Администрации области в течение двух месяцев привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти области. Председатель областной Думы В. Вишняков N 75-ЗЧО г. Чита Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|