Расширенный поиск
Закон областной Думы Читинской области от 01.03.2000 № 207З А К О Н Ч И Т И Н С К О Й О Б Л А С Т И Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы" Принят Читинской областной Думой 1 марта 2000 года Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы". Статья 2. Администрации области для реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы на 2000-2002 годы" в 2000 году изыскать средства в ходе исполнения областного бюджета и в дальнейшем предусматривать их при разработке проектов областного бюджета на 2001 и 2002 годы. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной Думы В. Вишняков N 207-ЗЧО г. Чита П А С П О Р Т Областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы" Наименование Программы - Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002". Дата принятия решения о - Постановление Главы Администрации разработке Программы Читинской области от 15.10.99 N 1118 "О разработке и реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Читинской области на 1999-2002 годы". Дата утверждения - утверждена Законом Читинской области Программы "Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы" от 01.03.2000 N 207-ЗЧО. Государственный заказчик - Комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству Читинской области. Основные разработчики - Комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству Читинской области, комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. Цели и задачи Программы, - Создание условий для повышения важнейшие целевые эффективности использования земли, показатели увеличение социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов и превращение его в самостоятельный фактор экономического роста. Реализация Программы позволит обеспечить экономический эффект в размере 602 млн. рублей. Сроки и этапы реализации - 2000-2002 годы: Программы I этап - 2000 год II этап - 2001-2002 годы. Перечень основных - разработка и совершенствование на всех мероприятий Программы уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизма, регулирующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; развитие механизма ипотечного кредитования; ведение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель; проведение информационно - разъяснительной работы среди населения; создание специализированных информационно - консультационных центров; организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий; подготовка и переподготовка кадров. Объемы и источники - (млн. руб.) финансирования Программы 2000-2002 годы 2000 год Всего 53,25 16,19 в том числе федеральный бюджет 27,5 9,25 областной бюджет 25,75 6,94 Исполнители основных - Комитет по земельным ресурсам и мероприятий Программы землеустройству и Администрация Читинской области путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального и областного бюджетов среди подрядных организаций, осуществления контроля за их целевым использованием и ходом работ по выполнению договоров. Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав результаты Программы граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под контролем государства; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование ресурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов всех уровней. Система организации - Комитет по земельным ресурсам и контроля за исполнением землеустройству Читинской области, Программы комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ, согласно разделу 6 Программы. В в е д е н и е Читинская область располагает огромными земельными ресурсами - 41,2 млн. га, но это национальное богатство используется не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки тысяч гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства практически не работает. Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Читинской области. На сегодняшний день стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа) разработана на основе Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" (далее федеральной целевой программы), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 и Постановления Главы администрации Читинской области "О разработке и реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Читинской области в 1999-2002 годы" от 15 октября 1999 г. N 1118. 1. Основные положения Программы 1.1. Основные итоги земельных преобразований в Читинской области в 1991-1998 годах В Читинской области завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю - сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров земли под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В результате реформирования земельных отношений в области зарегистрированы 468 сельскохозяйственных предприятий и организаций различной организационно - правовой формы, за которыми закреплено 5.9 млн. га земель и 1524 крестьянских (фермерских) хозяйства, которым передано 190 тыс. га земель. Всего на 1 января 1999 года в области сложилось 406,8 тысяч собственников, землепользователей, арендаторов и землевладельцев, в пользовании которых находится 7,5 млн. га земель. В собственности граждан, организаций и предприятий находится 3,6 млн. га земель, что составляет 48 процентов от общей используемой площади. В настоящее время для ведения индивидуального жилищного строительства получили участки 26,8 тыс. семей, в среднем 0,11 га на семью. Коллективным садоводством занимается более 69 тыс. семей, которым предоставлено 5775 га земель, т.е. в среднем площадь садового участка составляет 0,08 га. Под личные подсобные хозяйства отведено 70,8 тыс. га, в среднем по 0,41 га на одно хозяйство. По состоянию на 1 января 1999 года в ведении городских, поселковых и сельских администраций находится 1221,3 тыс. га земель, из них 806,0 тыс. га составляют сенокосы и пастбища. Продолжается работа по формированию фонда перераспределения земель. На 1 января 1999 года этот фонд создан на площади 910,4 тыс. га. Создан земельный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев на площади 14442 га. По заявкам этих граждан им предоставлены земельные участки общей площадью 233 га, в том числе: под индивидуальное жилищное строительство - 2,6 га (34 семьям), под личные подсобные хозяйства - 157,8 га (178 семьям) и для организации крестьянских (фермерских) хозяйств - 73 га (два хозяйства). Для казачьих обществ целевой земельный фонд создан на площади 2087 га в двух районах области. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю выданы 57 процентов садоводам, 64 процента индивидуальным застройщикам, 88 процентов гражданам, имеющим личные подсобные хозяйства. В 1998 году продолжалась работа по выдаче свидетельств собственникам земельных долей, но работа не доведена до завершения. Так, свидетельства оформлены на 92,4 тыс. собственников земельных долей, что составляет 98,7 процента от их общего количества. Выдано свидетельств - 88,1 тыс. (93,7 процента), остальные свидетельства собственниками долей не востребованы. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога установлены в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 19,2 млн. руб., в 1996 году - 27,4 млн. руб., в 1997 году - 480 млн. руб., в 1998 году - 45,7 млн. руб. (в ценах 1998 года). Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Земельная реформа коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения. Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению. Новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий. Не создана система ипотечного кредитования. Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Из-за неудовлетворительного финансового и материального обеспечения реформы были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений. 1.2. Цели и задачи Программы Целями земельной реформы является повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики. Ее основными задачами, решаемыми посредством Программы являются: - обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, проведение ряда землеустроительных работ, позволяющих в 2002 году завершить в области осуществление земельной реформы, создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами; - перераспределение земли в пользу эффективно хозяйствующих субъектов; - приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; - разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; - создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на территории Читинской области; - повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Выделяются два этапа реализации Программы: На 1 этапе (2000 г.) осуществляются работы, позволяющие решить проблемы правового, организационно - управленческого, информационно - просветительского, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, обеспечивающих экономическую базу проведения второго этапа. На II этапе (2001-2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами В Программе определены направления реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)", утвержденной постановлением Читинской областной Думы от 05.03.98 г. N 65. Выполнение мероприятий по охране и повышению плодородия земель осуществляются в рамках областной программы "Повышение плодородия земель в Читинской области на период 1999-2000 годы", утвержденной постановлением Главы Администрации области от 19.06.97 г. N 589 "О мероприятиях по реализации Федеральной комплексной программы "Повышение плодородия почв России" в Читинской области на период 1996-2000 гг.". 2. Система программных мероприятий Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих решение следующих основных направлений развития земельной реформы в Читинской области: 2.1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю основывается на реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: - передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства) и юридических лиц при приватизации государственных и муниципальных предприятий (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); - установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; - дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; - инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; - установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; - создание системы правового зонирования земель. 2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Реализация Программы обеспечивает решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю и предполагает: - обеспечение всем гражданам Читинской области возможности получения земельного участка в собственность, владение, пользование; - обеспечение прав граждан по приватизации в установленном законодательством порядке законно используемых ими земель; - обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков свободы в распоряжении этими участками в той мере, в какой их оборот допускается существующим законодательством. 2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике области, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают: - развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; - создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости; - информационное обеспечение земельного рынка. В целях реализации этих положений необходимо: - ввести систему рассрочек платежей при приватизации земельных участков; - повысить эффективность управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; - проводить дальнейшую работу по развитию арендных отношений на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности; - создать инфраструктуру рынка земли и другой недвижимости (провести инвентаризацию земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, экономическое зонирование территории области и населенных пунктов, оценку земель); - развивать рынок землеустроительных услуг; - создать систему ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственный кадастр недвижимости; - провести рыночную оценку земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения; - создать информационную базу о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организовать защиту информации и баз данных. 2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель в ходе реализации Программы необходимо: - осуществить методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договора; - уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена; - провести работы по составлению землеустроительных проектов компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования, установления границ массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права, размещения земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств; - провести работы по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, по систематическому выявлению неиспользуемых, нерационально используемых земель, по подготовке каталогов таких земель; - информировать население о наличии земель, пригодных для предоставления их гражданам и юридическим лицам; - провести обследование земель для целей оценки земель и землеустройства. 2.5. Развитие ипотечного кредитования На основании разработанного в рамках федеральной целевой Программы механизма, позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита, обеспечить на уровне региона развитие ипотеки земельных участков. Развитию ипотечных отношений будут способствовать проводимые мероприятия по совершенствованию нормативно - правовой базы, обеспечивающие гарантии залогодержателю по обеспечению кредитования, снижение процентов по кредитам на заложенное имущество, по страхованию кредитов. Кроме того, необходимо провести работы по оценке земель, по инвентаризации земель, по ведению реестров земель, находящихся в ипотеке и другие работы, обеспечивающие гарантии прав залогодержателей и лиц, получающих кредиты под залог земельного участка. 2.6. Совершенствование системы земельных платежей Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Действующая система земельных платежей регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю". Главным недостатком этой системы является недостаточная ее гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. В области 1144,4 тыс. га земель Министерства обороны Российской Федерации и 1,9 тыс. га земель государственных предприятий связи, которые полностью освобождены от уплаты земельного налога, 29,6 тыс. га земель железнодорожного транспорта, пользующихся льготами по уплате земельного налога. В городах и поселках площадь земель, не облагаемых налогом по статье 12 Закона Российской Федерации, достигает 50-60 процентов от общей площади используемых земель, в сельских населенных пунктах она достигает 80-90 процентов. Более 80 процентов территории области занято лесным фондом, дающим очень незначительный доход в бюджеты (менее 0,5 процентов). Не отрегулирована система учета и сбора арендных платежей. В ходе реализации Программы в сфере совершенствования земельных платежей предусматривается: - установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц; - расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах исходя из направлений градостроительного использования городских земель; - выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель. С развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель, будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок налога в зависимости от рыночной оценки земли. 2.7. Ведение государственного земельного кадастра На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся: - проведение кадастрового зонирования территории Читинской области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; - обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех районах области, внедрение в этих целях единого программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него; - разработка и опытная эксплуатация системы передачи земельно - кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур. В рамках реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)" предусматривается развертывание программно - технического комплекса, финансируемого из федерального бюджета. На II этапе реализации Программы предусматриваются создание государственного кадастра недвижимости и других отраслевых баз данных недвижимости и интеграция этой системы в единое информационно - коммуникационное пространство Российской Федерации. Будут созданы информационные базы данных о федеральных землях, государственных землях субъектов Российской Федерации и землях муниципальных образований. 2.8. Оценка земель Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создание современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике поручено провести в 1999-2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законом. При проведении оценочных работ, в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки, Госкомземом разработана и предлагается к использованию методика по проведению работ по оценке земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъектов Российской Федерации, и методика государственной кадастровой оценки городских земель. На I этапе реализации Программы предусматривается проведение оценочного зонирования территории Читинской области, по результатам которого будет определена нормативная цена земельных участков различного местоположения и целевого использования. На II этапе реализации необходимо провести работу по кадастровой оценке земель для целей налогообложения, 2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально - экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве рекомендуется проводить одновременно с земельными преобразованиями. На первом этапе земельных преобразований необходимо закончить инвентаризацию земель населенных пунктов и в первую очередь - земель городов и поселков, так как 0,73 процента их территории обеспечивают поступление в бюджет 61,6 процентов средств от взимания земельных платежей. На 01.10.99 г. инвентаризация земель в области выполнена на площади 71,9 тыс. га, что составляет 24 процента от общей площади земель городов и поселков и 5,9 процентов от площади всех населенных пунктов области. Работы проводились в 9 городах, 12 поселках городского типа, в двух селах. В большинстве населенных пунктов инвентаризация земель на сегодняшний день не проведена. Поэтому, необходимым условием реализации настоящей Программы должно быть проведение инвентаризации земель населенных пунктов, которая проводится в рамках областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)". На основании данных инвентаризации необходимо провести следующие мероприятия: - оценку городских земель, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и вынесение (на местность) черты городских и сельских поселений; - приватизацию земель населенных пунктов гражданами (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства) и юридическими лицами при приватизации государственных и муниципальных предприятий; - разработку в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель. Все эти работы должны привести к внедрению системы зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов и схем городского землепользования, разработку правил землепользования в поселениях. 2.10. Информационно - консультационное обеспечение Программы В целях активизации разъяснительной работы среди населения Программой предусматривается создать на уровне области самостоятельный специализированный информационно-консультационный центр. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей. Планируется проводить систематическую публикацию в периодических изданиях нормативно - правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в районах области. Кроме того, на базе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области предусматривается обучение руководящих работников районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по вопросам земельных отношений. 2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документации, для осуществления земельных преобразований в рамках Программы предусмотрено провести: - работы, связанные с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; - выявление неиспользуемых земель, нерационально используемых земель, подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения; - разработку землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в сельской местности в собственность граждан и юридических лиц; - проведение работ по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель; - проведение работ для целей оформления документов, удостоверяющих право на земельные доли; - установление (восстановление) границ земельных участков в натуре (вновь предоставляемых и перерегистрируемых); - обследование земель для целей оценки земель и землеустройства. Следует содействовать созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Все мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ. 2.12. Мониторинг земель В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается, на основе разработанных в рамках федеральной целевой программы правовых и нормативно - технических актов, отрегулировать взаимодействие всех организаций, занимающихся ведением государственного мониторинга земель в области для создания базы данных о проводимых работах, результатах наблюдений отдельных показателей по состоянию земель, а также для определения первоочередных видов обследований и наблюдений. Приоритетными направлениями в выявлении состояния земель, их оценке и прогнозе изменений при выполнении Программы необходимо считать: - изучение эрозионных процессов земель сельхозназначения и связанных с ними процессов дегуминизации, выноса питательных веществ, ухудшения структуры почв на площади 1 млн. га.; - изучение техногенных процессов и загрязнения земель крупных промышленных узлов (земли промышленности и населенных пунктов) на площади 500 тыс. га; - составление ежегодного "Государственного доклада о состоянии и использовании земель Читинской области"; - совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель. 2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель При обеспечении Программы законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые должны уточнить порядок государственного контроля за использованием и охраной земель, обеспечить усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства и введение экономического стимулирования охраны земель, решатся проблемы по совершенствованию механизма определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства, будет введена система предупредительного контроля, усилится контроль за использованием земель в местах добычи полезных ископаемых, что даст возможность взамен формам принуждения вводить методы стимулирования рационального использования и охраны земель. В рамках Программы необходимо выполнение обследовательских работ, контрольных съемок и обмеров, необходимых для работы по контролю за использованием и охраной земель в области. 3. Правовое обеспечение Программы Осуществление земельной реформы в Читинской области проводится на основе федерального законодательства и областных нормативных актов. В целях правового обеспечения программных мероприятий, намеченных на 2000-2002 годы, необходимо разработать и внести на рассмотрение Читинской областной Думы проекты следующих нормативных актов: проект закона Читинской области "Об утверждении границ муниципальных образований Читинской области"; проект закона Читинской области "Об утверждении программы инвентаризации земель населенных пунктов Читинской области на 2000-2002 гг."; проект закона Читинской области "Об утверждении порядка и условий выкупа земельных долей органами местного самоуправления в целях пополнения специального земельного фонда". 4. Международное сотрудничество В рамках федеральной целевой программы предусматривается развитие международного сотрудничества с рядом стран в области реформирования земельных отношений. Важнейшими являются проекты сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития. Европейским банком реконструкции и развития (проект "Ларис") и российско - германский инвестиционный проект по созданию учебного центра на базе Государственного университета по землеустройству (проект "Гермес"). Кроме того предполагается использовать кредиты и гранты иностранных государств и международных организаций, направленных на развитие земельной реформы. 5. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет средств областного и федерального бюджетов. Расчеты выполнены в ценах 1999 года. Затраты на мероприятия, связанные с земельной реформой, составляют 53,25 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 27,5 млн. руб. или 51,6 процентов, за счет средств областного бюджета - 25,75 млн. руб., или 48,4 процента. За счет федерального бюджета предусмотрено выделение 27,5 млн. руб. на финансирование: - землеустроительных работ в размере 3,2 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1,1 млн. руб., в 2001-2002 годах - 2,1 млн. руб.; - топографо - геодезических работ в размере 24 млн. руб., в том числе в 2000 году - 8,0 млн. руб., в 2001-2002 годах - 16,0 млн. руб.; - оценочных работ в размере 0,3 млн. руб. в том числе в 2000 году - 0,15 млн. руб., в 2001-2002 годах - 0,15 млн. руб. Средства областного бюджета в общей сумме 25,75 млн. руб. будут направлены на: - оценку земель - 11,45 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1,5 млн. руб., в 2001-2002 годах - 9,95 млн. руб.; - мониторинг земель - 2,7 млн. руб., в том числе в 2000 году - 1 млн. руб., в 2001-2002 - 1,7 млн. руб.; - землеустроительные работы - 6,77 млн. руб., в 2000 году - 2,96 млн. руб., в 2001-2002 годах - 3,81 млн. руб.; - контроль за использованием и охраной земель - 1 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0,2 млн. руб., в 2001-2002 годах - 0,8 млн. руб.; - информационно - консультативную деятельность - 1,63 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0,58 млн. руб., в 2001-2002 годах - 1,05 млн. руб.; - организацию управления и контроля за ходом реализации Программы - 2,2 млн. руб., в том числе в 2000 году - 0,7 млн. руб., в 2001-2002 годах - 1,5 млн. руб. Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице: +----------------------------------------------------------------+ ¦ N ¦Разделы программы, ¦ Показатели ¦Всего ¦В том числе¦ ¦п/п¦ мероприятия ¦ ¦ 2000 +-----------¦ ¦ ¦ ¦ ¦- 2002¦2000 ¦2001-¦ ¦ ¦ ¦ ¦гг. ¦ г. ¦2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гг. ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦1. ¦Оценка земель ¦Всего по программе¦ 11,75¦ 1,65¦10,1 ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет¦ 0,3 ¦ 0,15¦ 0,15¦ ¦ ¦ ¦областной бюджет ¦ 11,45¦ 1,5 ¦ 9,95¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦2. ¦Мониторинг земель ¦Всего по программе¦ 2,7 ¦ 1,0 ¦ 1,7 ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦областной бюджет ¦ 2,7 ¦ 1,0 ¦ 1,7 ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦3. ¦Землеустроительные ¦Всего по программе¦ 9,97¦ 4,06¦ 5,91¦ ¦ ¦работы ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет¦ 3,2 ¦ 1,1 ¦ 2,1 ¦ ¦ ¦ ¦областной бюджет ¦ 6,77¦ 2,96¦ 3,81¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦4. ¦Контроль за использо- ¦Всего по программе¦ 1,0 ¦ 0,2 ¦ 0,8 ¦ ¦ ¦ванием и охраной зе- ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мель ¦областной бюджет ¦ 1,0 ¦ 0,2 ¦ 0,8 ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦5. ¦Информационно - кон- ¦Всего по программе¦ 1,63¦ 0,58¦ 1,05¦ ¦ ¦сультативная деятель- ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность ¦областной бюджет ¦ 1,63¦ 0,58¦ 1,05¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦6. ¦Организация управления¦Всего по программе¦ 2,2 ¦ 0,7 ¦ 1,5 ¦ ¦ ¦и контроля за ходом ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации программы ¦областной бюджет ¦ 2,2 ¦ 0,7 ¦ 1,5 ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦7. ¦Топографо - геодези- ¦Всего по программе¦ 24,0 ¦ 8,0 ¦16,0 ¦ ¦ ¦ческие работы ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет¦ 24,0 ¦ 8,0 ¦16,0 ¦ +---+----------------------+------------------+------+-----+-----¦ ¦8. ¦Итого по п. п. 1-7 ¦Всего по программе¦ 53,25¦16,19¦37,06¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет¦ 27,5 ¦ 9,25¦18,25¦ ¦ ¦ ¦областной бюджет ¦ 25,75¦ 6,94¦18,81¦ +----------------------------------------------------------------+ Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2,7 Программы осуществляется в рамках областной целевой Программы "Создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра в Читинской области (1998-2000 годы)", утвержденной Постановлением Читинской областной Думы от 5 марта 1998 года N 65. 6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области. Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Комитет экономики и комитет по финансам Администрации Читинской согласованные предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. (План основных мероприятий по реализации Программы прилагается). Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий, определенных путем открытых конкурсов (аукционов). Мероприятия Программы реализуются: - государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств областного бюджета среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов); - Администрацией Читинской области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и осуществления контроля за их целевым использованием. Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с "Порядком разработки и реализации областных и межобластных целевых программ в осуществлении которых будет принимать участие Читинская область", утвержденным постановлением Главы администрации области от 24.02.98 г. N 143. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области представляет: - ежегодно до 15 января в Комитет экономики и Комитет по финансам Администрации Читинской области - отчет о ходе реализации Программы и эффективности использования средств; - ежегодно в Комитет экономики Администрации Читинской области и в Государственный Комитет Российской Федерации по земельной политике - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы. Государственный заказчик - координатор участвует в подготовке Комитетом экономики администрации Читинской области ежегодного доклада о ходе реализации Программы. При необходимости государственные заказчики вносят в Комитет экономики и Комитет по финансам Администрации Читинской области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы в целом или ее отдельных мероприятий. 7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий В качестве интегрированного показателя экономической эффективности реализации проектов и программ обычно принимаются соотношение затрат на их создание, внедрение и получение экономических результатов, а также срок окупаемости этих затрат. Учитывая, что Программа не является инвестиционным проектом, а ее интерес и цели лежат в области структурной и инвестиционной политики государства, включая инфраструктуру экономики, эффективность Программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также в социальной и экологической сферах. Создание необходимых условий для ведения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Размещение заказов по реализации Программы путем открытых конкурсов (аукционов), согласно Федеральному закону "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 07.04.99 г. позволит сохранить и дополнительно создать рабочие места в области. Государственное регулирование рыночного оборота земель позволит: - обеспечить целевое использование земель; - решить вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки; - создать экономический механизм передачи земель в руки эффективно хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально - технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков к использованию земель. С другой стороны, это позволит повысить роль доли поступлений средств от земельных платежей в доходную часть бюджетов. Реализация мероприятий Программы позволит получить экономический эффект в размере более 602 млн. рублей. План основных мероприятий по реализации областеой целевой программы "Развитие земельной реформы в Читинской области на 2000-2002 годы", проводимых в 2000-2002 годах +----------------------------------------------------------------+ ¦ Мероприятие ¦ Исполнитель ¦Срок реализации¦ ¦ ¦ ¦или исполнения ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Проект закона Читинской области ¦Комитет по зе- ¦I квартал 2000 ¦ ¦"Об установлении границ муници- ¦мельным ресур- ¦года ¦ ¦пальных образований Читинской ¦сурсам и земле-¦ ¦ ¦области". ¦устройству Чи- ¦ ¦ ¦ ¦тинской области¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Проект закона Читинской области ¦Комитет по зе- ¦ 2000 год ¦ ¦"Об утверждении Программы инвен-¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦таризации земель населенных пун-¦сам и земле- ¦ ¦ ¦ктов Читинской области на 2000- ¦устройству Чи- ¦ ¦ ¦2002 годы". ¦тинской области¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Проект закона Читинской области ¦Комитет по зе- ¦ 2000 год ¦ ¦"Об утверждении Порядка и усло- ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦вий выкупа земельных долей мест-¦сам и земле- ¦ ¦ ¦ными органами самоуправления в ¦устройству Чи- ¦ ¦ ¦целях пополнения фонда перерас- ¦тинской области¦ ¦ ¦пределения земель" ¦Комитет сельс- ¦ ¦ ¦ ¦кого хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦и продовольст- ¦ ¦ ¦ ¦вия ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ II. Мероприятия по информационно - просветительскому, ¦ ¦ консультационному обеспечению ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Публикация статей в газете "За- ¦Комитет по зе- ¦2000-2002 годы ¦ ¦байкальский рабочий" и местных ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦газетах. ¦сам и земле- ¦ ¦ ¦ ¦устройству Чи- ¦ ¦ ¦ ¦тинской облас- ¦ ¦ ¦ ¦ти, ¦ ¦ ¦ ¦рай(гор)комземы¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Создание учебно - консультацион-¦Администрация ¦ 2000 год ¦ ¦ного пункта ¦области, Коми- ¦ ¦ ¦ ¦тет по земель- ¦ ¦ ¦ ¦ным ресурсам и ¦ ¦ ¦ ¦землеустройству¦ ¦ ¦ ¦Читинской об- ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Обучение специалистов програм- ¦Региональный ¦ 2000 год ¦ ¦мному комплексу "Геополис-98" на¦Кадастровый ¦ ¦ ¦базе Федерального Кадастрового ¦Центр "Земля", ¦ ¦ ¦Центра "Земля" ¦Комитет по зе- ¦ ¦ ¦ ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦ ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ III. Мероприятия по организационному обеспечению ¦ ¦ Землеустроительное и кадастровое обеспечение ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Обеспечение земельных преобразо-¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦ваний в сельской местности ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦ ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читинс-¦ ¦ ¦ ¦кой области, ¦ ¦ ¦ ¦рай(гор)комземы¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Организация комплекса работ по ¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦землеустроительному и кадастро- ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦вому обеспечению земельных пре- ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦образований ¦ройству Читинс-¦ ¦ ¦ ¦кой области, ¦ ¦ ¦ ¦рай(гор)комземы¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Организация работ по государст- ¦Комитет по зе- ¦ 2000-2002 годы¦ ¦венной оценке земель и по цено- ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦вому зонированию территории ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Проведение инвентаризации земель¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦и уточнение списков земельного ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦налога и арендной платы за землю¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области, ¦ ¦ ¦ ¦рай(гор)комземы¦ ¦ ¦ ¦с участием за- ¦ ¦ ¦ ¦интересованных ¦ ¦ ¦ ¦ведомств ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ Мониторинг земель ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Выявление негативных процессов и¦Комитет по зе- ¦2000-2002 годы ¦ ¦оценки состояния земель ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦ ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области, ¦ ¦ ¦ ¦рай(гор)админи-¦ ¦ ¦ ¦страции ¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Составление ежегодного доклада о¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦состоянии и использовании земель¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦Читинской области ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ Контроль за использованием и охраной земель ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Выполнение обследовательских ра-¦Комитет по зе- ¦ 2000-2002 годы¦ ¦бот, контрольных съемок и обме- ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦ров ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ Ресурсное обеспечение ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Подготовка заявок о бюджетном ¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦финансировании мероприятий Прог-¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦раммы ¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦ ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦ ¦ской области по¦ ¦ ¦ ¦согласованию с ¦ ¦ ¦ ¦Комитетом эко- ¦ ¦ ¦ ¦номики, Комите-¦ ¦ ¦ ¦том по финансам¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦Читинской об- ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ Организация управления и контроля за ходом программы ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Обеспечить отбор организаций, ¦Комитет по зе- ¦ 2000-2002 годы¦ ¦учреждений и предприятий для вы-¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦полнения программных мероприятий¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦путем проведения торгов (конкур-¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦сов) ¦ской области по¦ ¦ ¦ ¦согласованию с ¦ ¦ ¦ ¦Комитетом эко- ¦ ¦ ¦ ¦номики, Комите-¦ ¦ ¦ ¦том по финансам¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦Читинской ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +--------------------------------+---------------+---------------¦ ¦Обеспечить подготовку необходи- ¦Комитет по зе- ¦ ежегодно ¦ ¦мой статистической, справочной ¦мельным ресур- ¦ ¦ ¦аналитической информации и отче-¦сам и землеуст-¦ ¦ ¦тов о ходе работ по реализации ¦ройству Читин- ¦ ¦ ¦Программы и об эффективности ¦ской области по¦ ¦ ¦использования выделяемых финан- ¦согласованию с ¦ ¦ ¦совых средств ¦Комитетом эко- ¦ ¦ ¦ ¦номики, Комите-¦ ¦ ¦ ¦том по финансам¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦Читинской ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|