Расширенный поиск
Решение Государственной Думы Томской области от 25.07.1996 № 301ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 25.07.96г. N 301 г.Томск О Законе Томской области "О местном самоуправлении в Томской области" Рассмотрев во втором чтении проект Закона Томской области "О местном самоуправлении в Томской области", доработанный согласительной комиссией Государственной Думы и Администрации Томской области и опубликованный для ознакомления населения в газете "Томский вестник" N 120 за 2 июля 1996 г., Государственная Дума Томской области Р Е Ш И Л А: 1. Принять Закон Томской области "О местном самоуправлении в Томской области" согласно приложению. 2. Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования. Председатель Государственной Думы Б.А.Мальцев Приложение к решению Государственной Думы Томской области от 25.07.96г. N 301 Закон Томской области "О местном самоуправлении в Томской области" Глава I. Общие положения Статья 1. Цели и задачи Закона Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Томской области основные нормы организации местного самоуправления в Томской области и гарантии его осуществления, определяет место и роль местного самоуправления в системе власти, устанавливает основу для законодательного регулирования органами государственной власти Томской области вопросов организации местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление в Томской области 1. Под местным самоуправлением в Томской области понимается право и возможность жителей самостоятельно, под свою ответственность непосредственно или через органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. 2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ государственного устройства Томской области и гарантируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Томской области. 3. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Томской области. Статья 3. Основные принципы местного самоуправления Местное самоуправление в Томской области осуществляется на следующих основных принципах: - соблюдения прав и свобод человека и гражданина; - признания за жителями Томской области права на решение вопросов местного значения; - самостоятельности местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой самостоятельности; - ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за решение вопросов местного значения в пределах своих полномочий; - соответствия материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям органов местного самоуправления; - многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения жителями структуры органов местного самоуправления; - организационной обособленности органов местного самоуправления в системе управления областью и взаимодействия их с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Статья 4. Население муниципального образования 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, являются жителями данного муниципального образования. 2. Жителями соответствующих муниципальных образований Томской области являются также граждане Российской Федерации, временно проживающие на ее территории: учащиеся и студенты, военнослужащие и члены их семей, физические лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев. 3. Гражданин, не проживающий на территории данного муниципального образования, но имеющий на этой территории недвижимое имущество на праве собственности, уплачивающий налоги в местный бюджет, может быть членом муниципального образования по решению выборных органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. Статья 5. Право жителей Томской области на осуществление местного самоуправления 1. В соответствии с законами Российской Федерации и Томской области жителям Томской области гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Ограничения прав жителей по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, отношению к религии или принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам запрещаются. 2. Каждый житель муниципального образования в установленном законодательством Российской Федерации и Томской области порядке имеет право: - избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, занимать в них любую должность в соответствии с законами Российской Федерации и области; - свободно выражать свое мнение через участие в местных референдумах, общих собраниях (сходах) жителей, иных территориальных формах непосредственной демократии; - присутствовать на заседаниях представительных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставами муниципальных образований; - участвовать в публичных слушаниях, организованных p`gkhwm{lh органами местного самоуправления; - обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; - получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 3. Жители Томской области не могут быть лишены права на местное самоуправление независимо от численности населения муниципального образования. Ограничения на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях Томской области возможны в соответствии с действующим законодательством. 4. Жители, проживающие на территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление, должны быть в обязательном порядке проинформированы о наиболее важных готовящихся и принятых решениях органов местного самоуправления, связанных с жизнеобеспечением населения. 5. Жители области имеют право обращаться в суд с исками о восстановлении права на участие в местном самоуправлении. Глава II. Организационно-территориальные основы местного самоуправления Статья 6. Муниципальное образование в Томской области Муниципальным образованием является городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законодательством, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Статья 7. Территория муниципального образования 1. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Земли, находящиеся в государственной собственности и расположенные в границах муниципального образования, по решению органов государственной власти могут быть переданы в ведение органов местного самоуправления. Порядок и условия использования этих земель определяются законодательством Российской Федерации и Томской области. 2. Нормативы земельной обеспеченности муниципальных образований в Томской области устанавливаются Государственной Думой Томской области. 3. На территории Томской области законом области могут быть образованы монофункциональные поселения (территории военных городков, вахтовых поселков и др.). 4. Территории, на которых создаются муниципальные nap`gnb`mh, подлежат учету и регистрации в Администрации Томской области. Статья 8. Установление и изменение границ муниципального образования 1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется Государственной Думой Томской области с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Томской области. 2. Изменение границ муниципального образования осуществляется на основе градостроительной документации и с учетом мнения землепользователей, арендаторов, собственников земель, расположенных на территориях, затрагиваемых в результате изменения границ, а также населения, проживающего на этих территориях. Статья 9. Инициатива создания муниципального образования 1. Правом инициативы на создание муниципального образования обладают жители поселения. 2. Инициаторы создания муниципального образования разрабатывают: а) структуру органов местного самоуправления на территории соответствующей административно-территориальной единицы; б) проект устава муниципального образования; в) пояснительную записку. 3. Пояснительная записка должна включать общую характеристику территории (численность, площадь, наличие природных ресурсов), производственно-экономический и финансовый потенциал территории (совокупность создаваемых на территории доходов и привлекаемых извне финансовых ресурсов), потребности территории в финансовых ресурсах для решения вопросов местного значения, закрепленных в уставе данного муниципального образования, предполагаемые источники финансирования и границы создаваемого муниципального образования. Статья 10. Право муниципальных образований на объединение и право поселений на выход из муниципального образования 1. Муниципальные образования имеют право добровольно объединяться в новое муниципальное образование. 2. Решение об объединении принимается населением муниципальных образований непосредственно либо представительными органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями, закрепленными в уставах муниципальных образований. 3. Решение об объединении должно предусматривать: - отказ от самостоятельного осуществления местного самоуправления каждым из объединяющихся муниципальных образований; - передачу своих полномочий вновь образованному муниципальному образованию. 4. Вновь образованное муниципальное образование обладает всеми полномочиями, закрепленными за муниципальными образованиями настоящим Законом. 5. Решение о выходе из состава муниципального образования принимается населением муниципального образования непосредственно на референдуме, проводимом в тех поселениях, которые изъявили желание создать самостоятельное муниципальное образование. Статья 11. Порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований Порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения границ и наименований определяется Законом Томской области. Глава III. Правовая основа местного самоуправления в Томской области Статья 12. Законодательство о местном самоуправлении в Томской области 1. Местное самоуправление в Томской области осуществляется в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - иными законами Российской Федерации; - Уставом (Основным Законом) Томской области; - настоящим Законом; - иными законами Томской области. 2. Закон Томской области "О местном самоуправлении в Томской области" является правовым актом прямого действия на территории области, обязателен для исполнения всеми органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 3. Действие настоящего Закона, других правовых актов о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (поселения закрытого типа, территории военных городков, вахтовых поселков и других). Статья 13. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются: - границы и состав территории муниципального образования; - вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; - формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; - структура и порядок формирования органов местного самоуправления; - наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; - срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; - виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; - основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; - порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; - статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; - условия и порядок организации муниципальной службы; - экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; - вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; - гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления; - принципы взаимоотношения с объединениями профсоюзов и работодателей на основе социального партнерства; - другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Томской области. Статья 14. Порядок разработки и принятия устава муниципального образования 1. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления квалифицированным большинством (2/3 от установленной численности) депутатов представительного органа или жителями муниципального образования непосредственно (путем референдума, схода граждан). 2. Правом внесения проекта устава муниципального образования обладают: - органы местного самоуправления; - депутаты представительных органов местного самоуправления; - не менее 10% граждан муниципального образования, обладающих избирательным правом, в порядке народной инициативы. 3. Устав муниципального образования, а также вносимые в него изменения и дополнения, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом Томской области. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. 5. Зарегистрированный устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Незарегистрированный устав муниципального образования, а также вносимые в него изменения и дополнения не имеют юридической силы. Глава IV. Компетенция местного самоуправления Статья 15. Принципы определения компетенции местного самоуправления 1. Муниципальные образования наделяются собственной компетенцией в соответствии с федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Томской области и настоящим Законом. 2. Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или компетенции других органов местного самоуправления. 4. Органы государственной власти Томской области не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 5. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской области, а также решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Статья 16. Предметы ведения местного самоуправления В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных нежилых помещений и жилищного фонда; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования на основе утвержденной в соответствии с действующим законодательством градостроительной (планировочной) документации и градостроительных нормативов; 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 11) планирование использования земель, находящихся в муниципальной собственности; 12) участие в ведении земельного кадастра; 13) контроль за использованием земель и других природных ресурсов на территории муниципального образования; 14) разрешение земельных споров в порядке рассмотрения заявлений и обращений граждан; 15) предоставление и изъятие земельных участков на землях, находящихся в муниципальной собственности; 16) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 17) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 18) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 19) организация инвентаризации жилых и нежилых помещений, зданий и сооружений на территории муниципального образования; 20) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 21) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 22) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 24) организация и содержание муниципальных архивов; 25) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; 26) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 27) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 28) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 29) организация и содержание муниципальной информационной службы; 30) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 31) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 32) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 33) организация социального партнерства, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 34) участие в регулировании оплаты и условий труда работников предприятий и учреждений на территории муниципального образования; 35) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 36) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Томской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Глава V. Система и организация местного самоуправления в Томской области Статья 17. Виды местного самоуправления Местное самоуправление в Томской области осуществляется: - жителями муниципальных образований непосредственно (местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление и др.); - органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с уставами муниципальных образований. Статья 18. Органы местного самоуправления 1. Органами местного самоуправления муниципальных образований являются: - выборные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами Томской области, уставами муниципальных образований; - другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В сельских поселениях возможно осуществление полномочий выборных органов на общих собраниях (сходах) граждан. 3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 4. Органы местного самоуправления муниципального образования наделяются собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования и не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований. 5. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом исторических, национальных и иных местных традиций. Статья 19. Представительные органы местного самоуправления 1. Представительные полномочия местного самоуправления осуществляются выборными (представительными) органами местного самоуправления. 2. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами о выборах на срок не более 4 лет в соответствии с уставами муниципальных образований. 3. Порядок избрания представительного органа местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования в соответствии с Законом Томской области. 4. Численный состав и руководство представительных органов власти муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. Статья 20. Полномочия представительных органов местного самоуправления В соответствии с уставами муниципальных образований в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: - принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования (правил торговли, благоустройства, застройки и т.д.); - утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; - принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; - установление местных налогов и сборов; - установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; - контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Статья 21. Организация деятельности представительных органов местного самоуправления 1. Организационной формой работы представительных органов местного самоуправления является сессия (собрание депутатов). 2. Сроки созыва и порядок проведения сессий (собраний) представительных органов местного самоуправления, условия работы депутатов устанавливаются настоящим Законом, уставом муниципального образования и регламентом представительного npc`m` местного самоуправления. Статья 22. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо на собрании (сходе) граждан. Глава муниципального образования может быть избран также представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными и областными законами, уставом муниципального образования. 3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией. 4. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом: - входить в состав представительного органа местного самоуправления; - председательствовать на сессиях представительного органа местного самоуправления; - подписывать нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления; - представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления иных муниципальных образований; - осуществлять иные полномочия, установленные законодательством и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. 5. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами области. Статья 23. Принципы взаимоотношений органов местного самоуправления в муниципальном образовании 1. Взаимоотношения органов местного самоуправления в муниципальном образовании строятся на следующих основных принципах: - самостоятельности и ответственности каждого их них в границах своих полномочий; - наличия у органов местного самоуправления собственной компетенции; - подотчетности представительному органу иных органов местного самоуправления в пределах его полномочий; - сотрудничества органов местного самоуправления в обеспечении всестороннего развития подведомственной территории. 2. Все решения представительных органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнению другими органами и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования. Статья 24. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством. 2. Представительные органы местного самоуправления принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению законами Российской Федерации, законами Томской области и уставами муниципальных образований. 3. Решения представительных органов местного самоуправления принимаются большинством голосов от общего количества депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Законом и уставами муниципальных образований. Представительный орган вправе принимать решения при условии участия в собрании (сессии) не менее чем 2/3 от общего числа депутатов. 4. Главы муниципальных образований, главы местных администраций в пределах своей компетенции принимают постановления и издают распоряжения. Иные органы и должностные лица местного самоуправления могут издавать приказы и распоряжения в пределах своей компетенции. 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти. 6. Акты органов местного самоуправления, связанные с исполнением отдельных государственных полномочий, а также затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц, доводятся до сведения органов государственной власти. 7. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы жителей муниципального образования, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). 8. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральными и областными законами. Статья 25. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. 3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в порядке и на условиях, определенных уставом муниципального образования. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами Томской области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. 6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами Томской области и уставами муниципальных образований. 7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Томской области. 8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами области. Статья 26. Органы местного самоуправления - юридические лица Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Орган местного самоуправления как юридическое лицо имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные, валютные и другие счета в банковских учреждениях, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде. Статья 27. Право органов местного самоуправления на участие в ассоциациях или союзах Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Статья 28. Муниципальная служба 1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность муниципальных служащих в органах местного самоуправления. 2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, назначенный или избранный на муниципальную должность и исполняющий в порядке, установленном федеральными, областными законами и нормативными правовыми актами местного самоуправления, обязанности по этой должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего местного бюджета. 3. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами Томской области. Статья 29. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), определенную уставом муниципального образования и отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Глава VI. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления Статья 30. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию населения муниципального образования, по предложению главы муниципального образования или по решению Государственной Думы Томской области. 3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 4. Голосование на местном референдуме осуществляется r`imn, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами Томской области. Статья 31. Муниципальные выборы 1. Муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. 2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Томской области. 3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Томской области гарантируют проведение муниципальных выборов. Статья 32. Общие собрания (сходы) граждан 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться общие собрания (сходы) граждан. 2. Общие собрания (сходы) граждан созываются представительными органами, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления населения или по инициативе не менее 10% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, по мере необходимости. 3. Общее собрание (сход) граждан признается правомочным при наличии более 50% жителей, обладающих избирательным правом. 4. Подготовку и проведение общего собрания (схода) граждан обеспечивают инициаторы проведения. 5. Общее собрание (сход) граждан открывается: - председателем представительного органа местного самоуправления; - главой местной администрации; - председателем территориального общественного самоуправления; - представителем инициативной группы граждан. 6. Для ведения общего собрания (схода) граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов. Для подсчета голосов избирается счетная комиссия в составе 1-3 членов. Повестка дня утверждается общим собранием (сходом) граждан. 7. На общем собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указывается дата и место проведения общего собрания (схода) граждан, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в общем собрании (сходе) граждан, количество присутствующих, состав президиума, приглашенные, повестка дня, содержание выступлений, принятые решения. Протокол подписывается председателем и секретарем общего собрания (схода) граждан. 8. Решения общих собраний (сходов) граждан принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан и являются обязательными для исполнения всеми жителями данного населенного пункта. Статья 33. Народная правотворческая инициатива 1. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. 2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в органы местного самоуправления от имени не менее 1 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Статья 34. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. 3. Административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления наступает в соответствии с федеральным законом и законами Томской области. Статья 35. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями; микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии q уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. 2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами Томской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Томской области. Глава VII. Финансово-экономическая основа местного самоуправления Статья 36. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Статья 37. Муниципальная собственность 1. Муниципальному образованию как собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с уставами муниципальных образований правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью наделяются органы муниципального образования (местная администрация, глава муниципального образования, другие выборные должностные лица местного самоуправления). 2. В состав муниципальной собственности входят: - средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, валютные средства, депозиты в банковских учреждениях и иные местные финансы; - земельные участки и природные объекты, переданные в муниципальную собственность; - муниципальные предприятия и учреждения, имущественные объекты, муниципальный жилищный фонд; - другое муниципальное движимое и недвижимое имущество. 3. Порядок приобретения имущества других форм собственности в муниципальную собственность определяется действующим законодательством. 4. Расходная часть областного и местных бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых хозяйствующих субъектов. Право владения, пользования и распоряжения объектами и результатами бюджетных инвестиций принадлежит соответствующим органам власти области или муниципальных образований. Статья 38. Управление муниципальной собственностью 1. Управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области, уставами муниципальных образований - население непосредственно. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут в интересах населения устанавливать условия использования муниципальных земель, находящихся в границах муниципального образования. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным и областным законодательством. 5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Статья 39. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Статья 40. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности 1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Статья 41. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров (соглашений). 2. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами. Статья 42 . Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующих территорий, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Статья 43. Предпринимательство на территории муниципального образования 1. Органы местного самоуправления не вправе ограничивать права предпринимателей, а также устанавливать ограничения для свободного перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов внутри и за пределы подведомственной территории. 2. Органы местного самоуправления обеспечивают человеку и гражданину благоприятные условия для предпринимательства, вправе устанавливать льготные ставки по местным налогам и сборам, оказывать прямую финансовую помощь, предоставлять кредиты из муниципальных источников, определять другие приоритеты в экономической и финансовой сферах хозяйствования на подведомственной территории. Статья 44. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах населения подведомственной территории. Статья 45. Местные бюджеты 1. Местный бюджет - финансовый план образования и расходования денежных средств, централизованных для обеспечения нужд муниципального образования и обеспечения функций органов местного самоуправления. 2. Составление, утверждение и исполнение местных бюджетов, jnmrpnk| за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Органы государственной власти области не вмешиваются в составление, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев, установленных федеральными и областными законами. 3. В местных бюджетах предусматриваются в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, входящих в состав муниципального образования. Статья 46. Доходы и расходы местных бюджетов 1. В доходы местных бюджетов зачисляются: местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Томской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Томской области, закрепленными на долговременной основе; иные финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации ими отдельных государственных полномочий; поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления; другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Томской области. 3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Томской области как субъекта Российской Федерации. Статья 47. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Томской области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Томской области на основе государственных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Томской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Томской области передают органам местного самоуправления иные доходные источники соответственно tedep`k|mncn и областного бюджетов, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Томской области отчислений от федеральных налогов и налогов Томской области. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 48. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях 1. Органы местного самоуправления вправе в порядке, установленном федеральными и областными законами, создавать муниципальные финансово-кредитные организации и учреждения (банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с использованием средств местного бюджета. 2. Органы местного самоуправления имеют право: - пользоваться на основе договора кредитами на производственные и социальные нужды населения муниципального образования; - выделять в интересах населения муниципального образования процентные и беспроцентные ссуды, кредиты предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности; - выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры; - создавать целевые фонды и передавать их банкам в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения местных вопросов. Статья 49. Осуществление местного самоуправления в случае финансово-экономической несостоятельности муниципального образования В случае невозможности обеспечения минимальных государственных социальных стандартов за счет всех существующих на территории муниципального образования источников доходов бюджета местное самоуправление осуществляется: - в полном объеме полномочий по решению вопросов местного значения в случае передачи органами государственной власти органам местного самоуправления недостающих средств; - в части, обеспеченной имеющимися в распоряжении муниципального образования финансово-экономическими ресурсами, с передачей органами местного самоуправления по их решению части своих полномочий органам государственной власти в соответствии с порядком, определенным законом области. В этом случае органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления разрабатывается и nqsyeqrbkerq государственная программа экономического развития соответствующей территории, имеющая целью создание на территории муниципального образования условий для формирования доходной части местного бюджета, обеспечивающей решение вопросов местного значения за счет собственных источников. Органы государственной власти принимают программу экономического развития территории и осуществляют контроль за ее выполнением. Статья 50. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования 1. Органы государственной власти области содействуют комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований. 2. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования может осуществляться за счет: - собственных средств, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; - средств бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации программ экономического и социального развития области. Порядок контроля и условия расходования средств определяются договором или программой; - иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. Глава VIII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством. 2. Ответственность перед населением наступает в случае нарушения устава муниципального образования, утраты органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения. 3. Население муниципального образования имеет право на выражение недоверия органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. 4. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством. 5. Досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами и должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами. 6. Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий npc`mnb местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Томской области, федеральных законов, законов Томской области, устава муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Томской области, федеральных законов, законов Томской области Государственная Дума Томской области может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области, федеральным законам, законам Томской области, уставу муниципального образования. Заключение (постановление, решение) суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области, федеральным законам, законам Томской области, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Государственной Думой Томской области вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются на основании законов Томской области. 4. Главы муниципальных образований, другие должностные лица муниципальных образований обязаны выполнять требования государственных органов контроля, должностных лиц органов государственной власти, предъявленные в пределах своей компетенции. Статья 53. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами 1. В случае принятия органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения, оно может быть обжаловано в суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов местного самоуправления и должностных лиц местного q`lnsop`bkemh, возмещается ими на основании судебного решения. 2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Томской области, уставами муниципальных образований. Статья 54. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы государственной власти Томской области осуществляют контроль за выполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства, а также возложенных на них федеральными и областными законами отдельных полномочий. Статья 55. Разрешение споров и разногласий Споры и разногласия между органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, а при недостижении согласия - в судебном порядке. Статья 56. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы прокуратуры Томской области осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов Томской области, уставов муниципальных образований. Статья 57. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Глава IX. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления Статья 58. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами Российской Федерации и Томской области отдельными cnqsd`pqrbemm{lh полномочиями с обязательной передачей для их выполнения органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должны предусматриваться в областном бюджете и бюджете муниципального образования. 2. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти. Порядок контроля за их реализацией определяется органами государственной власти при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями. Статья 59. Право органов местного самоуправления на передачу отдельных полномочий органам государственной власти Томской области Органы местного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения могут передавать их на договорной основе органам государственной власти Российской Федерации и Томской области вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и только при наличии соответствующего решения представительного органа местного самоуправления. Статья 60. Порядок взаимоотношений органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления 1. Органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления вправе заключать договора и соглашения. 2. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. 3. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Государственной Думе Томской области. Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется законом Томской области. 4. Муниципальное образование во взаимоотношениях с органами государственной власти Томской области представляет глава муниципального образования, другое должностное лицо муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. По отдельным вопросам муниципальное образование в органах государственной власти Томской области могут представлять иные уполномоченные на то должностные лица муниципального образования. Статья 61. Принципы взаимоотношений органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления Правовыми формами взаимодействия органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления являются: - принятие законодательных актов по вопросам местного самоуправления; - принятие решений и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов местного самоуправления, в том числе и по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; - заключение соглашений и договоров между органами государственной власти и местного самоуправления. Глава X. Гарантии местного самоуправления Статья 62. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти Предложения и обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми органами государственной власти, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ в срок не более одного месяца. Статья 63. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в нарушение федеральных законов, законов Томской области и противоречащие им, по представлению прокурора, органов государственной власти Томской области подлежат отмене органами и должностными лицами, их принявшими, либо в судебном порядке. Статья 64. Компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Томской области, должны компенсироваться органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Глава XI. Переходные положения Статья 65. Переходный период 1. На территории Томской области до декабря 1999 года устанавливается переходный период, в течение которого будут осуществляться мероприятия по практическому переходу к реальному местному самоуправлению. 2. На первом этапе переходного периода муниципальными образованиями являются города Томск, Кедровый, Северск, Стрежевой и все сельские районы области в границах существующего административно-территориального деления. 3. Выборы представительных органов местного самоуправления в городах Томск, Кедровый, Северск, Стрежевой и сельских районах области назначаются и проводятся не позднее декабря 1996 года. Дата проведения выборов и численный состав представительного органа местного самоуправления определяются представительным органом самостоятельно. Если в муниципальном образовании нет представительного органа местного самоуправления, то выборы представительных органов местного самоуправления назначаются Государственной Думой Томской области. В этом случае численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Государственной Думой Томской области с учетом особенностей муниципального образования и численного состава населения, но не менее семи человек. 4. В муниципальных образованиях, в которых на момент назначения выборов представительного органа местного самоуправления отсутствует устав муниципального образования, депутаты (представители) избираются сроком на четыре года. 5. Уставы муниципальных образований разрабатываются и принимаются в соответствии с настоящим Законом представительными органами местного самоуправления. 6. В том случае, когда уставом муниципального образования предусматривается должность выборного главы муниципального образования, представительный орган местного самоуправления должен не позднее одного месяца со дня вступления в силу устава муниципального образования назначить выборы главы муниципального образования. Если устав муниципального образования не принят до 1 января 1997 года, то представительный орган местного самоуправления обязан принять решение о порядке избрания главы муниципального образования и в случае принятия решения о выборах главы муниципального образования всем населением назначить дату выборов. 7. Полномочия назначенных глав администраций городов и районов области сохраняются до избрания (назначения) новых должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований. На территориях сельсоветов или иных территориях внутри муниципального образования на базе сельских администраций могут создаватся территориальные органы районной администрации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с решениями органов местного самоуправления района в рамках средств, предусмотренных местным консолидированным бюджетом в 1996 году, и в рамках смет расходов, выделенных отдельной строкой в районных бюджетах, начиная с 1997 года. 8. Органы местного самоуправления на территориях муниципальных образований обладают в полном объеме полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренными настоящим Законом. Администрация области при взаимодействии с органами местного самоуправления организует методическую и организационную помощь органам местного самоуправления. 9. До принятия Государственной Думой Томской области законов, иных нормативных правовых актов и уставов муниципальных образований Глава Администрации (Губернатор) области вправе издавать свои нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления. Статья 66. О программе становления местного самоуправления в Томской области Администрация Томской области разрабатывает и представляет на утверждение Государственной Думы Томской области не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу проект программы становления местного самоуправления в Томской области. В программе должно быть предусмотрено: - формирование органов государственного управления районов Томской области; - передача земель в муниципальную собственность и установление границ муниципальных образований; - разработка и регистрация уставов муниципальных образований; - принятие законов Томской области о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Томской области вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их выполнения, практическое осуществление данной передачи; - практическое осуществление передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Томской области, в том числе местных природных ресурсов, движимого и недвижимого имущества, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления; - разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности для муниципальных образований с целью определения минимально необходимых расходов местных бюджетов. Практическое закрепление за бюджетами муниципальных образований на долговременной (не менее четырех лет) основе доходных источников, обеспечивающих минимально необходимые расходы местных бюджетов; - выявление перечня вопросов местного значения, выполнение которых не может быть обеспечено отдельными муниципальными образованиями по финансовым и иным причинам. Заключение договоров о передаче этих полномочий органам государственной власти Томской области; - механизмы и процедуры реализации отдельных положений программы. Статья 67. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) В.М.Кресс С О Д Е Р Ж А Н И Е Глава I. Общие положения 1 Статья 1. Цели и задачи Закона 1 Статья 2. Местное самоуправление в Томской области 1 Статья 3. Основные принципы местного самоуправления 1 Статья 4. Население муниципального образования 2 Статья 5. Право жителей Томской области на осуществление местного самоуправления 2 Глава II. Организационно-территориальные основы местного самоуправления 3 Статья 6. Муниципальное образование в Томской области 3 Статья 7. Территория муниципального образования 3 Статья 8. Установление и изменение границ муниципального образования 4 Статья 9. Инициатива создания муниципального образования 4 Статья 10. Право муниципальных образований на объединение и право поселений на выход из муниципального образования 4 Статья 11. Порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований 5 Глава III. Правовая основа местного самоуправления в Томской области 5 Статья 12. Законодательство о местном самоуправлении в Томской области 5 Статья 13. Устав муниципального образования 6 Статья 14. Порядок разработки и принятия устава муниципального образования 7 Глава IV. Компетенция местного самоуправления 7 Статья 15. Принципы определения компетенции местного самоуправления 7 Статья 16. Предметы ведения местного самоуправления 8 Глава V. Система и организация местного самоуправления в Томской области 10 Статья 17. Виды местного самоуправления 10 Статья 18. Органы местного самоуправления 10 Статья 19. Представительные органы местного самоуправления 11 Статья 20. Полномочия представительных органов местного самоуправления 11 Статья 21. Организация деятельности представительных органов местного самоуправления 11 Статья 22. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления 12 Статья 23. Принципы взаимоотношений органов местного самоуправления в муниципальном образовании 12 Статья 24. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 13 Статья 25. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 14 Статья 26. Органы местного самоуправления-юридические лица 15 Статья 27. Право органов местного самоуправления на участие в ассоциациях или союзах 15 Статья 28. Муниципальная служба 15 Статья 29. Символика муниципальных образований 15 Глава VI. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления 16 Статья 30. Местный референдум 16 Статья 31. Муниципальные выборы 16 Статья 32. Общие собрания (сходы) граждан 16 Статья 33. Народная правотворческая инициатива 17 Статья 34. Обращения граждан в органы местного самоуправления17 Статья 35. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления 18 Глава VII. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 18 Статья 36. Экономическая основа местного самоуправления 18 Статья 37. Муниципальная собственность 18 Статья 38. Управление муниципальной собственностью 19 Статья 39. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций 20 Статья 40. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности 20 Статья 41. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности 20 Статья 42 . Муниципальный заказ 20 Статья 43. Предпринимательство на территории муниципального образования 21 Статья 44. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления 21 Статья 45. Местные бюджеты 21 Статья 46. Доходы и расходы местных бюджетов 21 Статья 47. Обеспечение минимальных местных бюджетов 22 Статья 48. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях 23 Статья 49. Осуществление местного самоуправления в случае финансово-экономической несостоятельности муниципального образования 23 Статья 50. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования 23 Глава VIII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью 24 Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением 24 Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед cnqsd`pqrbnl 24 Статья 53. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами 25 Статья 54. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 26 Статья 55. Разрешение споров и разногласий 26 Статья 56. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 26 Статья 57. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 26 Глава IX. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления 26 Статья 58. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 26 Статья 59. Право органов местного самоуправления на передачу отдельных полномочий органам государственной власти Томской области 27 Статья 60. Порядок взаимоотношений органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления27 Статья 61. Принципы взаимоотношений органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления 28 Глава X. Гарантии местного самоуправления 28 Статья 62. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти 28 Статья 63. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 28 Статья 64. Компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 29 Глава XI. Переходные положения 29 Статья 65. Переходный период 29 Статья 66. О программе становления местного самоуправления в Томской области 30 Статья 67. О вступлении в силу настоящего Закона 31 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|