Расширенный поиск

Решение Государственной Думы Томской области от 04.03.1999 № 250

 




                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
                          ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                           Р Е Ш Е Н И Е



от 04.03.99г.                  № 250



Об обращении Государственной
Думы Томской области в Центральную
избирательную комиссию Российской
Федерации


     Рассмотрев  подготовленные  по  поручению  Главы Администрации
(Губернатора)  Томской  области  предложения Избирательной комиссии
Томской  области  по  методике определения количества одномандатных
избирательных    округов    для    проведения   выборов   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации
третьего созыва в субъектах Российской Федерации,

           Государственная Дума Томской области РЕШИЛА:

     1. Признать,  что предлагаемый Избирательной комиссией Томской
области  принцип определения количества одномандатных избирательных
округов  для  проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы
Федерального   Собрания  Российской  Федерации  третьего  созыва  в
субъектах   Российской   Федерации  (приложение  на  13  листах)  в
сравнении   с   существующей  методикой  ЦИК  РФ  более  оптимален,
ориентирован   на   обеспечение   равных   пассивных   и   активных
избирательных прав граждан субъектов Российской Федерации.
     2. Обратиться  в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации  с  просьбой рассмотреть вопрос о применении предложенной
методики   определения   количества   одномандатных   избирательных
округов  для  проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы
Федерального   Собрания  Российской  Федерации  третьего  созыва  в
субъектах Российской Федерации.
     3. Направить  настоящее решение в Государственную Думу и Совет
Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации с просьбой
учесть  предлагаемую  методику  при  утверждении  схемы образования
избирательных    округов    для    проведения   выборов   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации
третьего созыва в субъектах Российской Федерации.
     4. Обратиться  к  депутатам  Государственной Думы Федерального
Собрания   Российской  Федерации  от  Томской  области  с  просьбой
содействовать  введению указанной методики в выборной кампании 1999
года.
     5. Поручить     Шамину    Г.А.,    заместителю    Председателя
Государственной   Думы   Томской  области,  представлять  от  имени
Государственной   Думы  Томской  области  настоящее  обращение  при
рассмотрении  его  в  Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации.

     Председатель Государственной Думы
     Томской области                 Б.А.Мальцев




Приложение к решению
Государственной Думы
Томской области №250 от 04.03.99г. 


                            ПРЕДЛОЖЕНИЯ
              Избирательной комиссии Томской области
  по методике определения количества одномандатных избирательных
   округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы
   Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва в
                  субъектах Российской Федерации

     В  1995 году распределение одномандатных избирательных округов
среди  субъектов  Российской  Федерации  осуществлялось по методике
Центральной    избирательной    комиссии    Российской    Федерации
(Постановление  ЦИК  РФ  от 28 июня 1995 года № 7/44-II "О Методике
определения  количества  одномандатных  избирательных  округов  для
проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы  Федерального
Собрания   Российской   Федерации   второго   созыва   в  субъектах
Российской   Федерации"),   имеющей,  на  наш  взгляд,  недостатки,
существенно   ограничивающие  активные  и  пассивные  избирательные
права  граждан  некоторых  субъектов  Российской  Федерации,  в том
числе   и  Томской  области,  что  противоречит  статьям  32  и  55
Конституции Российской Федерации.
     Проанализировав     механизм    распределения    одномандатных
избирательных  округов  для  выборов депутатов Государственной Думы
Федерального   Собрания   Российской   Федерации   среди  субъектов
Российской  Федерации на основе данных 1995 года, считаем возможным
предложить  иную методику их распределения для проведения выборов в
Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской Федерации в
1999  году,  позволяющую  распределить  округа таким образом, чтобы
обеспечить  избирателям  Российской  Федерации  максимально  равные
условия  реализации своих активных и пассивных избирательных прав в
соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и Федеральным
законом  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".
     По  методике  Центральной  избирательной  комиссии  Российской
Федерации  единая  норма  представительства  числа  избирателей  на
одномандатный  избирательный  округ  определялась  как  частное  от
деления  числа избирателей Российской Федерации на общее количество
(225)    одномандатных    избирательных    округов,   установленное
Федеральным  законом.  Разделив  численность избирателей России (по
состоянию  на  28  июня 1995 года она составляла 104978098 человек)
на   число   одномандатных   избирательных   округов,  мы  получим:
104978098:  225  =  466569  человек  на  один  округ - единую норму
представительства (далее ЕНП).
     Далее  численность  избирателей  каждого  субъекта  Российской
Федерации  делилась  на  ЕНП  (466569  изб./округ)  и  определялось
предварительное  число  округов.  Оно  составило 189 округов. Затем
был  определен 21 субъект Российской Федерации, имеющий численность
избирателей  менее  ЕНП,  в  которых  (в соответствии с Федеральным
законом  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы Федерального
Собрания   Российской   Федерации")   один  округ  образовывался  в
обязательном  порядке. Таким образом было распределено 210 = (189 +
21)  округов. Оставшиеся 15 округов распределялись между субъектами
РФ,  имеющими  наибольшую  дробную  часть частного, полученного при
делении  числа  избирателей  субъекта  РФ  на  ЕНП,  независимо  от
количества  округов,  образованных  на  территории данного субъекта
РФ.   В   этом  случае,  на  наш  взгляд,  наиболее  ущемленными  в
конституционных  правах  "избирать  и  быть  избранными"  оказались
избиратели  тех  субъектов РФ, где был образован один избирательный
округ  и  численность  избирателей превысила ЕНП в 1,42 - 1,7 раза,
тогда  как в субъектах РФ, имеющих два, три и более округов, размер
превышения  числа  избирателей  на  один округ был соответственно в
два,   три  и  более  раз  меньше  дробной  части,  полученной  при
определении  целого  числа  (189) округов. К примеру, Нижегородская
область:  расчетное  число округов - 5,98; дробное число составляет
0,98.  Целое  число  округов  - 5, следовательно, превышение единой
нормы  представительства  на один округ составило бы в этом регионе
всего: 0,98: 5 = 0,196 (+19,6%).
     Однако    по   существовавшей   тогда   методике   Центральной
избирательной  комиссии  РФ  Нижегородской  области  определяется 6
округов   и   превышение   ЕНП   на   один   округ  становится  уже
отрицательным и составляет -0,4%.
     В  то  же  время  в  Республике  Коми это превышение составило
+64,69%,  в  Курганской области +63,93%, в Томской области +52,16%,
в Орловской области +45,42% и т.д.
     Учитывая   изложенное,   считаем,  что  при  распределении  15
оставшихся   "свободных"   округов   между   субъектами  Российской
Федерации   следовало   бы   учитывать  дробную  часть  только  для
субъектов  РФ,  имеющих  на  своей территории по одному округу. Для
субъектов  Российской  Федерации,  имеющих два, три и более округов
на  своей  территории, необходимо было брать в расчет превышение на
каждый  избирательный  округ,  а  не  всю  дробную  часть  (как это
осуществлялось   согласно   методике   ЦИК  РФ),  дающую  суммарное
превышение  по  всем  округам,  образованным  на территории данного
субъекта РФ.
     С   учетом  относительного  превышения  дополнительные  округа
получили  бы  не  Республика  Башкортостан  (расчетное число - 5,97
округа,  превышение  на один округ при пяти округах было бы + 19,42
%,  а "нарезали" 6 округов); Ставропольский край (расчетное число -
3,82  округа,  превышение  на один округ при трех округах было бы +
27,55  %,  а  "нарезали"  4  округа);  Иркутская область (расчетное
число  3,77  округа; превышение на один округ при трех округах было
бы  +  25,71  %,  а  "нарезали"  4  округа);  Ленинградская область
(расчетное  число  - 2,66 округа; превышение на один округ при двух
округах  было  бы  +  33,29  %, "нарезали" 3 округа); Нижегородская
область  (расчетное  число  - 5,97 округа; превышение на один округ
при пяти округах было бы + 19,51 %, а "нарезали" 6
     округов);  Ростовская область (расчетное число - 6,788 округа,
превышение  на  один  округ  при  шести  округах было бы + 13,14 %,
"нарезали"  7  округов);  город  Москва  (расчетное  число  - 14,85
округа,  превышение  на один округ при четырнадцати округах было бы
+   6,11  %!!!,  "нарезали"  15  округов!!!);  а  получили  бы  их:
Республика  Коми  (превышение  на  один  округ +64,69%); Курганская
область  +63,93%;  Томская  область  +52,16%;  Астраханская область
+49,32%;  Орловская  область  +45,42%; Республика Мордовия +44,62%;
Калининградская  область  +42,54%,  что,  на  наш  взгляд,  было бы
совершенно  справедливо  с  позиции обеспечения равных прав граждан
Российской   Федерации   "избирать   и  быть  избранными  в  органы
государственной власти Российской Федерации".
     В  соответствии с методикой ЦИК РФ (Постановление ЦИК РФ от 28
июня  1995  года  №  7/44-II)  округа  были  распределены следующим
образом  (выделены  субъекты  РФ  с  максимальным  превышением  ЕНП
(466569    избир./округ)   числа   избирателей   на   одномандатный
избирательный округ):
------------------------------------------------------------------

№ Наименование        Количест  Количество   Расчетное  Отклонение
суб субъекта          во        одномандатн             
Российской Федерации  избирате  ых           количест   от ЕНП
РФ                    лей в                  во         + больше
                      субъекте  изб.округов  одноманд   - меньше
                      РФ        ,            ат         (в %)
                                определенно  изб.
                                е            округов
                                в 1995 г.    на
                                по методике  субъект
                                ЦИК РФ       РФ
------------------------------------------------------------------
1. Республика    Адыгея  322279    1           0,69      -30,92
-  (Адыгея)
2. Республика Алтай      123672    1           0,26      -73,49
3. Республика            2785903   6           5,97      -0,48
Башкортостан
4. Республика Бурятия    661506    1           1,4178    +41,78
5. Республика Дагестан   1077229   2           2,3088    +15,44
6. Ингушская Республика  115741    1           0,248     -75,19
7. Кабардино-Балкарская  514148    1           1,1019    +10,19
Республика
8. Республика  Калмыкия  199775    1           0,428     -57,18
- Хальмг Тангч
9. Карачаево-Черкесская  281060    1           0,602     -39,76
Республика
10. Республика Карелия    557224    1           1,194     -19,43
11. Республика Коми       768404    1           1,6469    +64,69
12. Республика Марий-Эл   538059    1           1,153     +15,32
13. Республика Мордовия   674772    1           1,4462    +44,62
14. Республика      Саха  588304    1           1,2609    +26,09
(Якутия)
15. Республика  Северная  410592    1           0,88      -11,99
Осетия
16. Республика Татарстан  2636000   5           5,649     +12,99
17. Республика Тыва       169984    1           0,364     -63,56
18. Удмуртская            1114667   2           2,389     +19,45
Республика
19. Республика Хакасия    378175    1           0,81      -18,94
20. Чеченская Республика  662895    1           1,4207    +42,07
21. Чувашская Республика  926116    2           1,985     -0,75
22. Алтайский край        1900252   4           4,07      +1,82
23. Краснодарский край    3538119   7           7,583     +8,33
24. Красноярский край     2044249   4           4,38      +9,53
25. Приморский край       1472056   3           3,15      +5,16
26. Ставропольский край   1785382   4           3,82      -4,33
27. Хабаровский край      1037000   2           2,22      +11,13
28. Амурская область      646436    1           1,3855    +38,55
29. Архангельская         1048206   2           2,24      +12,33
область
30. Астраханская область  696685    1           1,4932    +49,32
31. Белгородская область  1048930   2           2,248     +12,4
32. Брянская область      1076255   2           2,306     +15,33
33. Владимирская область  1198945   2           2,56      +28,48
34. Волгоградская         1942202   4           4,1627    +4,07
область
35. Вологодская область   949054    2            2,034    +1,7
36. Воронежская область   1902650   4           4,0779    +1,95
37. Ивановская область    943216    2           2,0216    +1,08
38. Иркутская область     1759650   4           3,77      -5,71
39. Калининградская       665059    1           1,4254    +42,54
область
40. Калужская область     804880    2           1,725     -:13,74
41. Камчатская область    264874    1           0,567     -43,23
42. Кемеровская область   2102919   4           4,507     +12,68
43. Кировская область     1178873   2           2,526     +26,33
44. Костромская область   587228    1           1,2586    +25,86
45. Курганская область    764856    1           1,6393    +63,93
46. Курская область       985775    2           2,1128    +5,64
47. Ленинградская         1243799   3           2,665     -11,13
область
48. Липецкая область      915287    2           1,96      -1,91
49. Магаданская область   171894    1           0,368     -63,16
50. Московская область    5160788   11          11,06     + 0,5
51. Мурманская область    772994    2           1,656     -17,16
52. Нижегородская         2788031   6           5,97      - 0,406
область
53. Новгородская область  547823    1           1,1741    +17,41
54. Новосибирская         1968531   4           4,22      +5,47
область
55. Омская область        1500261   3           3,21      +7,18
56. Оренбургская область  1524300   3           3,267     + 8,9
57. Орловская область     678492    1           1,4542    +45,42
58. Пензенская область    1142111   2           2,4478    +22,39
59. Пермская область      1961886   4           4,2049    +5,12
60. Псковская область     631171    1           1,3532    +35,32
61. Ростовская область    3167336   7           6,788     - 3,02
62. Рязанская область     1008225   2           2,16      +8,0
63. Самарская область     2369672   5           5,078     +1,58
64. Саратовская область   1966999   4           4,2158    +5,4
65. Сахалинская область   440568    1           0,944     -5,57
66. Свердловская область  3332983   7           7,144     +2,05
67. Смоленская область    861069    2           1,845     -7,72
68. Тамбовская область    960347    2           2,058     +2,91
69. Тверская область      1217918   2           2,61      +30,5
70. Томская область       709944    1           1,5216    +52,16
71. Тульская область      1427607   3           3,05      + 2,0
72. Тюменская область     867412    2           1,859     -7,04
73. Ульяновская область   1054931   2           2,261     +13,05
74. Челябинская область   2590860   5           5,553     +11,06
75. Читинская область     787215    2           1,687     -15,64
76. Ярославская область   1089247   2           2,334     +16,73
77. город Москва          6931128   15          14,85     -0,96
78. город         Санкт-  3784408   8           8,11      +1,38
Петербург
79. Еврейская автономная  134092    1           0,287     -71,26
область
80. Агинский   Бурятский  42979     1           0,092     -90,79
автономный округ
81. Коми-Пермяцкий        100303    1           0,215     -78,5
автономный округ
82. Корякский автономный  20276     1           0,043     -95,65
округ
83. Ненецкий  автономный  29239     1           0,0626    -93,73
округ
84. Таймырский (Долгано-  28448     1           0,06      -93,9
Ненецкий) автономный
округ
85. Усть-Ордынский        80394     1           0,172     -82,77
Бурятский автономный
округ
86. Ханты-Мансийский      782446    2           1,677     -16,14
автономный округ
87. Чукотский автономный  58977     1           0,126     -87,36
округ
88. Эвенкийский           12368     1           0,026     -97,35
автономный округ
89. Ямало-Ненецкий        262973    1           0,563     -43,64
автономный округ
------------------------------------------------------------------
И Т О Г О:          104977988  225
     Из  приведенной  таблицы  видно, что в наиболее многочисленной
группе    субъектов    РФ,   имеющих   по   одному   одномандатному
избирательному  округу,  группа  из  семи субъектов РФ (далее будем
указывать  только  их порядковые номера) имеет превышение ЕНП числа
избирателей  на один округ от 42,54 % до 64,69 %: 11: +64,69 %; 13:
+44,62  %; 30: + 49,32 %; 39: +42,54 %; 45: +63,93 %; 57: +45,42 %;
70:  +  52,16  %, что, на наш взгляд, противоречит требованиям 32 и
55  статей  Конституции  РФ:  "В  Российской  Федерации  не  должны
издаваться   законы,  отменяющие  или  умаляющие  права  и  свободы
человека  и  гражданина"  и  "Граждане  Российской  Федерации имеют
право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и
местного   самоуправления";   статьи   5  Федерального  закона  "Об
основных   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации":  "Граждане Российской
Федерации  участвуют  в выборах и референдумах Российской Федерации
на равных основаниях.".
     Методика   ЦИК   Российской   Федерации,   по  нашему  мнению,
существенно  ухудшает реализацию активных и пассивных избирательных
прав граждан указанных субъектов Российской Федерации.
     В   целях   более  справедливого  обеспечения  равных  условий
доступа  граждан к участию в выборах депутатов Государственной Думы
Федерального  Собрания Российской Федерации Избирательной комиссией
Томской области (далее ИКТО) предлагается нижеследующая методика.
     Не  имея  данных  учета  избирателей  в  субъектах  Российской
Федерации  по  состоянию  на  1  января 1999 года, рассмотрим ее на
основе   имеющихся   данных   1995   года  (Федеральный  закон  "Об
утверждении   схемы   одномандатных   избирательных   округов   для
проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  второго созыва" от 17 августа 1995
года, №146 - ФЗ).
     Исходя  из  распределения  субъектов  Российской  Федерации по
численности  избирателей на их территориях, "разбиваем" субъекты РФ
на  группы  по  количеству  округов,  образуемых на их территориях,
задав   каждой   группе   интервалы   отклонения  от  единой  нормы
представительства  числа избирателей на одномандатный избирательный
округ   с   учетом   предельно  допустимого  превышения  ЕНП  числа
избирателей на одномандатный избирательный округ:
     "Группа 1 округ" - границы интервала: (0,03 - 1,42) ЕНП -
     (допускается до 42% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 2 округа" - границы (1,42 - 2,84) ЕНП - (допускается
     $. 42% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 3 округа" - границы (2,84 - 3,99) ЕНП - (допускается
     до 33% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 4 округа" - границы (4,0 - 4,99) ЕНП - (допускается
     до 24,75% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 5 округов" - границы (5,0 - 5,99) ЕНП - (допускается
     до 19,8% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 6 округов" - границы (6,0 - 6,99) ЕНП - (допускается
     до 16,5% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 7 округов" - границы (7,0 - 7,99) ЕНП - (допускается
     до 14,1% превышение ЕНП на один округ);
     Группа 8 округов" - границы (8,0 - 8,99) ЕНП - (допускается
     до 12,37% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 9 округов" - границы (9,0 - 9,99) ЕНП - (допускается
     до 11% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа 10 округов" - границы (10,0 - 10,99) ЕНП -
     (допускается до 9,9% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа  11  округов" - границы (11,0 - 11,99)  ЕНП  -
     (допускается до 9% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа  12  округов" - границы (12,0 - 12,99)  ЕНП  -
     (допускается до 8,25% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа  13  округов" - границы (13,0 - 13,99)  ЕНП  -
     (допускается до 7,61% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа  14  округов" - границы (14,0 - 14,99)  ЕНП  -
     (допускается до 7,07% превышение ЕНП на один округ);
     "Группа  15  округов" - границы (15,0 - 15,99)  ЕНП  -
     (допускается до 6,6% превышение ЕНП на один округ).
     В  группах  "3 - 15 округов" предельное превышение ЕНП (466569
изб./округ)   на  один  округ  определяется  делением  максимальной
дробной части - 0,99 на число одномандатных округов в группе.
     Предельное  превышение ЕНП в группах "1-2 округа" определяется
наличием  субъектов Российской Федерации с численностью избирателей
много  меньше  ЕНП, ограниченным числом одномандатных избирательных
округов   и   сложившимся   распределением   субъектов   Российской
Федерации по численности избирателей.
     С  учетом  заданных  границ  "разбивки" субъектов РФ на группы
получим следующее распределение:
     1. "Группа   -   1  округ"  -  В  нее  войдут  субъекты  РФ  с
численностью  до 662528 избирателей (466569 х 1,42 = 662528): 1, 2,
4,  6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 28, 41, 44, 49, 53, 60,
65, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 89.
     2. "Группа  -  2  округа"  -. В нее войдут субъекты РФ: 5, 11,
13,  18,  21,  27,  29, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 39, 40, 43, 45, 46,
47, 48, 51, 57, 58, 62, 67, 68, 69, 70, 72, 73, 75, 76, 86.
     3. "Группа  -  3  округа"  - В нее войдут субъекты РФ: 25, 26,
38, 55, 56, 71.
     4. "Группа  -  4  округа"  - В нее войдут субъекты РФ: 22, 24,
34, 36, 42, 54, 59, 64.
     5. "  Группа  -  5 округов" - В нее войдут субъекты РФ: 3, 16,
52, 63, 74.
     6. "Группа - 6 округов" - субъект РФ: 61.
     7. "Группа - 7 округов" - субъекты РФ: 23, 66.
     8. "Группа - 8 округов" - субъект РФ: 78.
     9. Десять округов в субъекте РФ: 50.
     10. Четырнадцать округов в субъекте РФ: 77.
     Рассмотрим  данные  группы  в  виде  таблицы,  в  которой  для
наглядности  выделены  субъекты  РФ,  где  число округов изменено в
соответствии с предлагаемой методикой:
------------------------------------------------------------------------

     Наименование  субъекта Количест  Количество  Расчетное  Отклонение
     суб РФ                 во                           
     .                      избирате  одномандат. количест   от
     РФ                     лей                   во         Е Н П
                            в         изб.       одноманд    + больше
                            субъекте  округов    ат.         - меньше
                            РФ        по         изб.окру    (в %)
                                      методике,  гов:
                                      предлагае
                                      мой        Кол-во
                                      ИКТО       избирател                                         
                                                 Е Н П
------------------------------------------------------------------------


     "Группа - 1 округ"
     1. Республика Адыгея 322279      1          0,69        -30,92
     (Адыгея)
     2. Республика Алтай 123672       1          0,26        -73,49
     4. Республика Бурятия 661506     1          1,4178      +41,78
     6. Ингушская Республика 115741   1          0,248       -75,19
     7. Кабардино-Балкарская 514148   1          1,1019      +10,19
     Республика
     8. Республика Калмыкия - 199775  1          0,428       -57,18
     Хальмг Тангч
     9. Карачаево-Черкесская 281060   1          0,602       -39,76
     Республика
     10. Республика Карелия 557224    1          1,194       +19,43
     12. Республика Марий-Эл 538059   1          1,1532      +15,32
     14. Республика Саха 588304       1          1,2609      +26,09
     (Якутия)
     15. Республика Северная 410592   1          0,88       -11,99
     Осетия
     17. Республика Тыва 169984       1          0,364      -63,56
     19. Республика Хакасия 378175    1          0,81       -18,94
     20. Чеченская Республика 662895  1          1,4207     +42,07
     28. Амурская область 646436      1          1,3855     +38,55
     41. Камчатская область 264874    1          0,567      -43,23
     44. Костромская область 587228   1          1,2586     +25,86
     49. Магаданская область 171894   1          0,368      -63,16
     53. Новгородская область 547823  1          1,1741     +17,41
     60. Псковская область 631171     1          1,3532     +35,32
     65. Сахалинская область 440568   1          0,944      -5,57
     79. Еврейская автономная 134092  1          0,287      -71,26
     область
     80. Агинский Бурятский 42979     1          0,092      -90,79
     автономный округ
     81. Коми-Пермяцкий 100303        1          0,215      -78,85
     автономный округ
     82. Корякский автономный 20276   1          0,043      -95,65
     округ
     83. Ненецкий автономный 29239    1          0,0626     -93,73
     округ
     84. Таймырский (Долгано- 28448   1          0,06       -93,9
     Ненецкий)   автономный
     округ
     85. Усть-Ордынский 80394         1          0,172      -82,77
     Бурятский   автономный
     округ
     87. Чукотский автономный 58977   1          0,126      -87,36
     округ
     88. Эвенкийский 12368            1          0,026      -97,35
     автономный округ
     89. Ямало-Ненецкий 262973        1          0,563      -43,64
     автономный округ
     "Группа - 2 округа"
     5. Республика Дагестан 1077229   2          2,3088     +15,44
     11. Республика Коми 768404       2          1,6469     -17,65
     13. Республика Мордовия 674772   2          1,4462     -27,68
     18. Удмуртская Республика 1114667 2         2,389      +19,45
     21. Чувашская Республика 926116 2           1,985      -0,75
     27. Хабаровский край 1037000 2              2,22       +11,13
     29. Архангельская область 1048206 2         2,24       +12,33
     30. Астраханская область 696685 2           1,4932     -25,34
     31. Белгородская область 1048930 2          2,248      +12,4
     32. Брянская область 1076255     2          2,306      +15,33
     33 Владимирская область 1198945  2          2,56       +28,48
     35. Вологодская область 949054   2          2,034      +1,7
     37. Ивановская область 943216    2          2,0216     +1,08
     39. Калининградская 665059       2          1,4254     -28,72
     область
     40. Калужская область 804880     2          1,725      -13,74
     43. Кировская область 1178873    2          2,526      +26,33
     45. Курганская область 764856    2          1,6393     -18,03
     46. Курская область 985755       2          2,1128     +5,64
     47. Ленинградская область 1243799 2         2,665      +33,2
     48. Липецкая область 915287      2          1,96       -1,91
     51. Мурманская область 772994    2          1,656      -17,16
     57. Орловская область 678492     2          1,4542     -27,29
     58. Пензенская область 1142111   2          2,4439     +22,39
     62. Рязанская область 1008225    2          2,16       +8,04
     67. Смоленская область 861069    2          1,845      -7,72
     68. Тамбовская область 960347    2          2,058      +2,91
     69. Тверская область 1217918     2          2,61       +30,5
     70. Томская область 709944       2          1,5216     -23,9
     72. Тюменская область 867412     2          1,859      -7,04
     73. Ульяновская область 1054931  2          2,261      +13,05
     75. Читинская область 787215     2          1,684      -15,64
     76. Ярославская область 1089247  2          2,334      +16,73
     86. Ханты-Мансийский 782446      2          1,677      -16,15
     автономный округ
     "Группа - 3 округа"
     25. Приморский край 1472056      3          3,15       +5,16
     26. Ставропольский край 1785382  3          3,82       +27,3
     38. Иркутская область 1759650    3          3,77       +25,66
     55. Омская область 1500261       3          3,21       +7,18
     56. Оренбургская област 1524300  3          3,267      +8,9
     71. Тульская область 1427603     3          3,059      +1,99
     "Группа - 4 округа"
22. Алтайский край         1900252   4          4,07      +1,82
24. Красноярский край      2044249   4          4,38      +9,53
34. Волгоградская область  1942202   4          4,167     +4,07
36. Воронежская область    1902651   4          4,0779    +1,95
42. Кемеровская область    2102919   4          4,507     +12,68
54. Новосибирская область  1968531   4          4,22      +5,47
59. Пермская область       1961886   4          4,2049    +5,12
64. Саратовская область    1966999   4          4,2158    +5,4
"Группа - 5 округов"
3. Республика              2785903   5          5,97      +19,42
Башкортостан
16. Республика Татарстан   2636000   5          5,649     +12,99
52. Нижегородская область  2788031   5          5,975     +19,51
63. Самарская область      2369672   5          5,078     +1,58
74. Челябинская область    2590860   5          5,553     +11,06
"Группа - 6 округов"
61. Ростовская область     3167336   6          6,788     +13,14
"Группа - 7 округов"
23. Краснодарский край     3538119   7          7,583     +8,33
66. Свердловская область   3332983   7          7,144     +0,02
"Группа - 8 округов"
78. город Санкт-Петербург  3784408   8          8,11      + 1,38
" Десять округов - субъект РФ: 50"
50. Московская область     5160788   10         11,06     +10,61
"Четырнадцать округов - субъект РФ: 77"
77. город Москва           6931128   14         14,85     +6,11
И Т О Г О:             104977988 225
------------------------------------------------------------------
     Предлагаемая  методика  позволяет оптимизировать распределение
одномандатных  избирательных  округов  между  субъектами Российской
Федерации,  довести  процент  превышения  ЕНП  числа избирателей на
одномандатный  избирательный  округ  в  целом  по  России  до  42 %
(снижение  более  чем  в  1,5  раза с + 64,69 % до + 42,07 %) и тем
самым  обеспечить  более  справедливую реализацию гражданами России
своих  активных  и  пассивных  избирательных прав: "избирать и быть
избранными в органы государственной власти Российской Федерации".
     С   точки   зрения  обеспечения  равных  конституционных  прав
граждан    Российской    Федерации    "участвовать   в   управлении
государством"    предлагаемая    методика    позволяет   приблизить
возможности   избирателей  Республики  Коми,  Республики  Мордовия,
Астраханской,  Калининградской,  Курганской,  Орловской  и  Томской
областей  к  общероссийскому  уровню, повышая вдвое (по сравнению с
существующей  методикой  ЦИК  РФ)  их возможности быть избранными в
Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
     В  то  же  время  из-за  перераспределения округов возможности
избирателей   крупных   субъектов  РФ  изменятся  незначительно:  в
Республике  Башкортостан  и  Нижегородской  области  уменьшатся  на
16,7%;  в  Ростовской  области  - на 14,3 %; Ставропольского края и
Иркутской  области - на 25%; Ленинградской области - на 33%; города
Москвы  - на 6,7% и практически не скажутся на их представительстве
в Государственной Думе России.
     Примерного  равенства  избирательных  округов  по  численности
избирателей  при  проведении выборов в Российской Федерации требует
часть  3  статьи  19  Федерального  закона  "Об  основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской  Федерации", а предлагаемая методика позволяет уменьшить
имеющее  место неравенство округов по численности избирателей более
чем в полтора раза в целом по России.
     С  учетом  предлагаемой  методики  распределение одномандатных
избирательных    округов    для    проведения   выборов   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации
второго  созыва  выглядело  бы  следующим  образом:  (субъекты РФ с
измененным числом округов - выделены).
----------------------------------------------------------------------
     № Наименование субъекта Количест Количество     Отклонение от
     Российской Федерации    во       одномандатны   ЕНП
                             избирате                + больше; -
     РФ                      лей                     меньше
                             в        избирательны   по методике
                             субъекте х округов,     (в %)
                             РФ       определенных
                                      по методике
                                      ЦИК РФ  ИКТО   ЦИК РФ  ИКТО
----------------------------------------------------------------------
     1. Республика Адыгея    322279    1    1        -30,92 -30,92
     (Адыгея)
     2. Республика Алтай     123672    1    1        -73,49 -73,49
     3. Республика Башкортостан 2785903 6   5        -0,48 + 19,42
     4. Республика Бурятия 661506      1    1        +41,78 +41,78
     5. Республика Дагестан 1077229    2    2        +15,44 +15,44
     6. Ингушская Республика 115741    1    1        -75,19 -75,19
     7. Кабардино-Балкарская 514148    1    1        +10,19 +10,19
     Республика
     8. Республика Калмыкия - 199775   1    1        -57,18 -57,18
     Хальмг Тангч
     9. Карачаево-Черкесская 281060    1    1        -39,76 -39,76
     Республика
     10 Республика Карелия 557224      1    1        +19,43 +19,43
     .
     11 Республика Коми 768404         1    2        +64,69 -17,65
     .
     12 Республика Марий-Эл 538059     1    1        +15,32 +15,32
     .
     13 Республика Мордовия 674772     1    2        +44,62 -27,68
     .
     14 Республика Саха (Якутия) 588304 1   1        +26,09 +26,09
     .
     15 Республика Северная 410592     1    1        -11,99 -11,99
     . Осетия
     16 Республика Татарстан 2636000   5    5       +12,99 +12,99
     .
     17 Республика Тыва 169984         1    1        -63,56 -63,56
     .
18 Удмуртская Республика  1114667      2    2        +19,45 +19,45
.
19 Республика Хакасия         378175   1    1        -18,94 -18,94
.
20 Чеченская Республика       662895    1       1    +42,07 +42,07
.
21 Чувашская Республика       926116    2       2     - 0,75  -0,75
.
22 Алтайский край             1900252   4       4     +1,82   +1,82
.
23 Краснодарский край         3538119   7       7     +8,33   +8,33
.
24 Красноярский край          2044249   4       4     +9,53   +9,53
.
25 Приморский край            1472056   3       3     +5,16   +5,16
.
26 Ставропольский край        1785382   4       3     -4,33 +27,55
.
27 Хабаровский край           1037000   2       2     +11,13 +11,13

28 Амурская область           646436    1       1     +38,55 +38,55
.
29 Архангельская область      1048206   2       2     +12,33 +12,33
.
30 Астраханская область       696685    1       2      +49,32 -25,34
.
31 Белгородская область       1048930   2       2     +12,4   +12,4
.
32 Брянская область           1076255   2       2     +15,33 +15,33
.
33 Владимирская область       1198945   2       2     +28,48 +28,48
.
34 Волгоградская область      1942202   4       4     + 4,07  +4,07
.
35 Вологодская область        949054    2       2     + 1,7   +1,7
.
36 Воронежская область        1902651   4       4     +1,95   +1,95
.
37 Ивановская область         943216    2       2     +1,08   +1,08
.
38 Иркутская область          1759650   4       3     - 5,71 +25,71
.
39 Калининградская область    665059    1       2      +42,54 -28,72
.
40 Калужская область          804880    2       2     -13,74 -13,74
.
41 Камчатская область         264874    1       1     -43,23 -43,23
.
42 Кемеровская область        2102919   4       4     +12,68 +12,68
.
43 Кировская область          1178873   2       2     +26,33 +26,33
.
44 Костромская область        587228    1       1     +25,86 +25,86
.
45 Курганская область         764856    1       2      +63,93 -18,03
.
46 Курская область            985755    2       2     +5,64   +5,64
.
47 Ленинградская область      1243799   3       2     -11,14 +33,29
.
48 Липецкая область           915287    2       2     - 1,91  -1,91
.
49 Магаданская область        171894    1       1     -63,16 -63,16
.
50 Московская область         5160788   11      11     + 0,55 +0,55
.
51 Мурманская область         772994    2       2     -17,16 -17,16
.
52 Нижегородская область      2788031   6       5     - 0,4 +19,51
.
53 Новгородская область       547823    1       1     + 17,41 +17,41
.
54 Новосибирская область      1968531   4       4     + 5,47  +5,47
.
55 Омская область             1500261   3       3     + 7,18  +7,18
.
56 Оренбургская область       1524300   3       3     +8,9    +8,9
.
57 Орловская область          678492    1       2      +45,42 -27,29
.
58 Пензенская область         1142111   2       2     +22,39 +22,39
.
59 Пермская область           1961886   4       4     + 5,12  +5,12
.
60 Псковская область          631171    1       1     +35,32 +35,32
.
61 Ростовская область         3167336   7       6     - 3,02 +13,14
.
62 Рязанская область          1008225   2       2     +8,04   +8,04
.
63 Самарская область          2369672   5       5     + 1,58  +1,58
.
64 Саратовская область        1966999   4       4     + 5,4   +5,4
.
65 Сахалинская область        440568    1       1     - 5,57  -5,57
.
66 Свердловская область       3332983   7       7     +2,05   +2,05
.
67 Смоленская область         861069    2       2     - 7, 72 -7,72
.
68 Тамбовская область         960347    2       2     +2,91   +2,91
.
69 Тверская область           1217918   2       2     +30,52 +30,52
.
70 Томская область            709944    1       2     +52,16 -23,92
.
71 Тульская область           1427603   3       3     + 1,99  +1,99
.
72 Тюменская область          867412    2       2     - 7,04  -7,04
.
73 Ульяновская область        1054931   2       2     +13,05 +13,05
.
74 Челябинская область        2590860   5       5     +11,06 +11,06
.
75 Читинская область          787215    2       2     - 15,64 -15,64
.
76 Ярославская область        1089247   2       2     +16,73
+16,73
.
77 город Москва               6931128   15      14    - 0,96  +6,11
.
78 город Санкт-Петербург      3784408   8       8     +1,38   +1,38
.
79 Еврейская       автономная 134092    1       1     -71,26 -71,26
. область
80 Агинский         Бурятский 42979     1       1     -90,79 -90,79
. автономный округ
81 Коми-Пермяцкий  автономный 100303    1       1     -78,5   -78,5
. округ
82 Корякский       автономный 20276     1       1     -95,65 -95,65
. округ
83 Ненецкий автономный округ  29239     1       1     -93,73 -93,73
.
84 Таймырский       (Долгано- 28448     1       1     -93,9   -93,9
. Ненецкий)       автономный
округ
85 Усть-Ордынский   Бурятский 80394     1       1     -82,77 -82,77
. автономный округ
86 Ханты-Мансийский           782446    2       2     -16,14 -16,14
. автономный округ
87 Чукотский       автономный 58977     1       1     -87,36 -87,36
. округ
88 Эвенкийский     автономный 12368     1       1     -97,35 -97,35
. округ
89 Ямало-Ненецкий  автономный 262973    1       1     -43,64 -43,64
. округ

----------------------------------------------------------------------
И Т О Г О:                   104977988 225    225
     С  учетом  численности  избирателей  по  субъектам  Российской
Федерации  по  состоянию  на 1 января 1999 года границы разбивки по
группам  могут  корректироваться,  обеспечивая наиболее оптимальный
вариант  схемы  распределения  среди субъектов Российской Федерации
одномандатных    округов    для    проведения   выборов   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации
третьего  созыва  с  минимально  возможным превышением единой нормы
представительства  числа избирателей на одномандатный избирательный
округ в целом по России.
     Выравнивание  численности  одномандатных избирательных округов
для   проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы  России
(сопровождающееся    одновременным   "выравниванием"   активных   и
пассивных  избирательных  прав  граждан  различных регионов страны)
приведет  в конечном итоге к более полной и справедливой реализации
гражданами  России  своих  конституционных  прав  "избирать  и быть
избранными  в  органы государственной власти Российской Федерации",
послужит  реальному  воплощению  основополагающего конституционного
принципа    соблюдения   равенства   избирательных   прав   граждан
Российской  Федерации  при  проведении  данной  категории  выборов.
Готовы  оказать  необходимое  содействие  в применении предлагаемой
методики   при   определении   схемы   распределения  одномандатных
избирательных  округов  для  выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации.
Избирательная комиссия Томской области


Информация по документу
Читайте также