Расширенный поиск
Решение Государственной Думы Томской области от 06.07.2000 № 569ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Р Е Ш Е Н И Е от 06.07.2000г. № 569 г.Томск О проекте закона Томской области "Об Уставном суде Томской области" Рассмотрев проект закона Томской области "Об Уставном суде Томской области", внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Главой Администрации (Губернатором) Томской области, Государственная Дума Томской области Р Е Ш И Л А: Отклонить проект закона Томской области "Об Уставном суде Томской области". Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев Приложение к решению Государственной Думы Томской области № 551 от 06.07.2000г. ЗАКОН Томской области "Об Уставном суде Томской области" Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Уставного суда Томской области (далее Уставного суда), его место в судебной системе, статус его судей, общие принципы судопроизводства, а также особенности производства по отдельным категориям дел в Уставном суде. РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАВНОГО СУДА И СТАТУС ЕГО СУДЕЙ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Уставный суд - орган судебной власти Томской области Уставный суд - судебный орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. Деятельность Уставного суда направлена на защиту конституционного строя, обеспечение единства государственной власти, на содействие в создании самостоятельной системы законодательства Томской области, упрочение законности в правотворчестве и применении права. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации. Статья 2. Законодательство об Уставном суде Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Томской области и настоящим Законом. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд принимает Регламент Уставного суда. Статья 3. Полномочия Уставного суда В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, гражданина, обеспечения верховенства и непосредственного действия Устава на территории Томской области, Уставный суд: 1. Разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Томской области: а) законов Томской области, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Томской области; б) нормативных правовых актов Государственной Думы Томской области, Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области; в) уставов и нормативных актов органов местного самоуправления; г) законопроекта, проекта иного нормативного акта, предлагаемого для внесения на референдум Томской области или местный референдум. 2. Разрешает споры о компетенции: а) между органами государственной власти Томской области по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; б) между органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления; в) между органами местного самоуправления. 3. По запросам судов проверяет соответствие законов Томской области или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, Уставу Томской области. Статья 4. Основные принципы деятельности Уставного суда 1. Уставный суд разрешает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в политические вопросы. 2. Уставный суд не вправе рассматривать дела, отнесенные к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 3. Основными принципами Уставного суда является независимость, коллегиальность, гласность, устность, равенство всех перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон. Статья 5. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда Уставный суд состоит из 4 судей, назначаемых на должность Государственной Думой Томской области, в том числе 2-х судей по представлению Главы Администрации (Губернатора) Томской области и 2-х судей по представлению Государственной Думы Томской области. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. Статья 6. Окончательность решений Уставного суда Решение Уставного суда является окончательным, вступает в силу с момента его провозглашения. Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах устава или закона, признанных в последствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными. Статья 7. Обязательность решений Уставного суда Вступившие в силу решения Уставного суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Статья 8. Гарантии деятельности Уставного суда Уставный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Уставного суда производится за счет средств областного бюджета через Территориальное управление федерального казначейства по Томской области и обеспечивает возможность независимого осуществления судопроизводства в полном объеме. В областном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда средства, которыми Уставный суд распоряжается самостоятельно. Смета расходов Уставного суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Уставному суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является собственностью Томской области. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уставного суда, установленных настоящим Законом, не допускается. Глава II. СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА Статья 9. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда Судьей Уставного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, обладающий высокими моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Уставного суда. Статья 10. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда Государственная Дума Томской области рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Уставного суда на очередном собрании после получения представлений о кандидатурах на должность судьи Уставного суда. Каждый судья Уставного суда назначается на должность в индивидуальном порядке. Назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Томской области. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится в установленном настоящим Законом порядке в законодательный орган не позднее месяца со дня открытия вакансии. Статья 11. Присяга судьи Уставного суда Председатель Государственной Думы Томской области приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Уставного суда. Судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Уставного суда, подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации, Уставу Томской области, ничему и никому более". Статья 12. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Уставного суда Судья Уставного суда не может быть депутатом законодательного органа, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Уставного суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Уставного суда. Судья Уставного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Уставного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Судья Уставного суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Уставном суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, до принятия решения по этому вопросу. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Уставного суда свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. Статья 13. Срок полномочий судьи Уставного суда Судья Уставного суда назначается на должность на срок 7 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда - 60 лет. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 60 лет. Судья Уставного суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Статья 14. Гарантии независимости судьи Уставного суда 1. Судья Уставного суда неприкосновенен. Вопрос о лишении неприкосновенности судьи решается в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. На судей Уставного суда (в том числе, находящихся в отставке) распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные для судей федеральных судов общей юрисдикции Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами, реализация которых осуществляется за счет средств областного бюджета Томской области. 3. Законами и иными нормативными актами Томской области судьям Уставного суда могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты. 4. Должностной оклад Председателя Уставного суда устанавливается на уровне должностного оклада Председателя коллегии областного суда, а судьи Уставного суда - на уровне судьи областного суда. Статья 15. Несменяемость судьи Уставного суда Судья Уставного суда несменяем. Полномочия судьи Уставного суда могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим законом. Статья 16. Равенство прав судей Уставного суда Судьи Уставного суда пользуются равными правами. Судья Уставного суда имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Уставного суда. Полномочия Председателя, заместителя Председателя Уставного суда устанавливаются настоящим законом. Статья 17. Приостановление полномочий судьи Уставного суда Полномочия судьи Уставного суда могут быть приостановлены в случаях: 1) признания судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившего в законную силу; 2) дачи согласия Уставным судом на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; 3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в органы государственной власти или местного самоуправления; 4) избрания судьи в органы государственной власти и местного самоуправления. Приостановление полномочий судьи Уставного суда осуществляется по решению Уставного суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Судья Уставного суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Уставного суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Уставный суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Уставного суда. Приостановление полномочий судьи Уставного суда не влечет за собой приостановления выплаты заработной платы этому судье, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. А если судья признан безвестно отсутствующим, его семье выплачивается заработная плата и он не лишается гарантий, установленных настоящим Законом. Статья 18. Прекращение полномочий судьи Уставного суда 1. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются в случаях: 1) подачи судьей письменного заявления об отставке; 2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 4-х месяцев подряд) исполнять обязанности судьи; 3) письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности; 5) прекращения гражданства Российской Федерации; 6) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 7) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 8) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; 9) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 10) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 11) ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава Томской области; 2. Прекращение полномочий судьи Уставного суда осуществляется по решению Уставного суда, которое направляется Главе Администрации (Губернатору) Томской области и в Государственную Думу Томской области и является официальным уведомлением об открытии вакансии должности судьи. Статья 19. Отставка судьи Уставного суда Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 9, 11 статьи 18 настоящего Закона. Ушедшему или удаленному в отставку судье Уставного суда выплачивается разовое пособие в размере, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции за счет средств областного бюджета. Пребывающему в отставке судье Уставного суда, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, независимо от возраста, выплачивается по его выбору пенсия или необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего судьи Уставного суда. Вариант 1 В стаж работы, дающего право на отставку, получение всех выплат и льгот (в том числе, получение ежемесячного пожизненного содержания), засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии и стаж государственной (муниципальной) службы. Вариант 2 В стаж работы в качестве судьи Уставного суда при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех выплат и льгот (в том числе, получение ежемесячного пожизненного содержания), засчитывается время работы, включаемое в стаж работы судей федеральных судов общей юрисдикции, а также стаж работы государственной и муниципальной службы. Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА Статья 20. Организационные формы Уставного судопроизводства Уставный суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях Уставного суда. В заседаниях участвуют не менее 3-х судей Уставного суда. В заседаниях Уставного суда могут участвовать Глава Администрации (Губернатор) Томской области, Председатель Государственной Думы Томской области, председатель Томского областного суда, председатель Арбитражного суда Томской области, Прокурор Томской области и их представители, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам. Статья 21. Избрание Председателя и заместителя Председателя Уставного суда В заседании Уставного суда судьи большинством голосов от общего числа судей избирают из своего состава голосованием в индивидуальном порядке сроком на три года и 6 месяцев Председателя, заместителя Председателя Уставного суда. Председатель, заместитель Председателя Уставного суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. Председатель, заместитель Председателя Уставного суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Уставного суда. По инициативе не менее двух судей Уставного суда, считающих, что Председатель или заместитель Председателя Уставного суда недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством голосов от общего числа судей Уставного суда. В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Уставного суда окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее одного месяца со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов. Статья 22. Председатель Уставного суда Председатель Уставного суда: 1) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Уставного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; 3) представляет Уставный суд в отношениях с государственными органами, организациями и общественными объединениями, по уполномочию Уставного суда выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда, представляет на утверждение Уставного суда кандидатуры сотрудников аппарата Уставного суда, иных служб Уставного суда, а также Положение об аппарате Уставного суда и штатное расписание аппарата; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом и Регламентом Уставного суда. Председатель Уставного суда издает приказы. Статья 23. Временное исполнение обязанностей Председателя Уставного суда Во всех случаях, когда Председатель Уставного суда не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Уставного суда. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Уставного суда исполнение этих обязанностей переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Уставного суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Уставного суда. Статья 24. Заместитель Председателя Уставного суда Заместитель Председателя Уставного суда осуществляет по уполномочию Председателя Уставного суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Уставным судом. Статья 25. Регламент Уставного суда По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд принимает Регламент Уставного суда. В Регламенте Уставного суда на основе Устава Томской области и настоящего Закона устанавливаются: порядок распределения дел в Уставном суде; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Уставном суде; требования к работникам аппарата Уставного суда; иные вопросы внутренней деятельности и судопроизводства Уставного суда, неурегулированные настоящим Законом. В случаях, неурегулированных настоящим Законом и Регламентом Уставного суда, Уставной суд руководствуется соответствующими нормами Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, законодательством о федеральных судах и судьях. РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ Глава IV. ПРИНЦИПЫ УСТАВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Статья 26. Конституционная законность Уставный суд и его судьи, поддерживая верховенство и непосредственное действие Устава (Основного Закона) Томской области, обеспечивают в пределах своей компетенции конституционную законность на всей территории Томской области. Статья 27. Независимость Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области и настоящим Законом. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Уставного суда выражают соответствующую Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Уставным судом. Вмешательство в деятельность Уставного суда не допускается и влечет за собой предусмотренную федеральным законодательством ответственность. Статья 28. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Уставный суд правомочен принимать решения при наличии не менее трех судей. При определении кворума не учитываются судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Статья 29. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях провозглашаются публично. Статья 30. Устность разбирательства 1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Уставный суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. 2. В заседаниях Уставного суда могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам или содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Статья 31. Язык конституционного судопроизводства Судопроизводство в Уставном суде ведется на государственном языке Российской Федерации. Участникам процесса, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Статья 32. Непрерывность судебного заседания 1. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. 2. Уставный суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в заседании, или до отложения его слушания, не может рассматривать в заседании другие дела. Статья 33. Состязательность и равноправие сторон Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Уставного суда. Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНЫЙ СУД Статья 34. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде 1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Закона. 2. Основанием к рассмотрению дела является: 1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Томской области закон, иной нормативный акт органов государственной власти Томской области; 2) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Томской области проект закона или нормативного акта, предлагаемый для вынесения на референдум; 3) обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции. Статья 35. Общие требования к обращению Обращение направляется в Уставный суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В обращении должны быть указаны: 1) Уставный суд в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Устава (Основного Закона) Томской области и настоящего закона, дающие право на обращение в Уставный суд; 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте; 7) конкретные основания к рассмотрению обращения Уставным судом, указанные в настоящем Законе; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава (Основному Закону) Томской области; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Уставному суду; 10) перечень прилагаемых к обращению документов. Статья 36. Документы, прилагаемые к обращению К направленному в Уставный суд обращению прилагаются: 1) текст акта, подлежащего проверке; 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном суде в качестве представителя; 3) документ об уплате пошлины в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Уставного суда, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Уставный суд с копиями в количестве семи экземпляров. Статья 37. Пошлина Обращения в Уставный суд оплачиваются пошлиной в размерах, установленных федеральным законодательством. Глава VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ Статья 38. Рассмотрение обращений в Уставный суд Обращения, поступающие в Уставный суд, подлежат обязательной регистрации в секретариате суда. В случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно Уставному суду; 2) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона; 3) исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) не оплачено пошлиной (если иное не установлено настоящим законом) председатель Уставного суда возвращает обращение заявителю с указанием причин, перечисленных в пунктах 1-4, и может сообщить заявителю, в какой государственный орган или организацию, компетентные решать поставленные в обращении вопросы, он может обратиться. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд. Статья 39. Предварительное изучение обращения судьями Уставного суда Председатель Уставного суда в порядке, установленном Уставным судом, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее пятнадцатидневного срока с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Уставном суде. Заключение судьи Уставного суда по результатам изучения обращения докладывается в заседании Уставного суда. Статья 40. Принятие обращения к рассмотрению Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным судом в заседании не позднее десяти дней с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом Уставным судом решении уведомляются стороны, которые вправе присутствовать при принятии данного решения. Уставный суд вправе выслушать мнение сторон о возможности или невозможности принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Уставным судом. Статья 41. Отказ в принятии обращения к рассмотрению 1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду; 2) по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. 2. Если в обращении к Уставному суду содержалась просьба о проверке на соответствие Уставу (Основному Закону) Томской области положений закона или иного нормативного акта, аналогичных ранее оцененным Конституционным Судом Российской Федерации как соответствующие или несоответствующие Конституции Российской Федерации, то Уставный суд выносит мотивированное определение о прекращении рассмотрения такого обращения со ссылкой на решение Конституционного Суда Российской Федерации и указанием на необходимость приведения нормативного акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации. 3. В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Уставным судом производство может быть прекращено. Статья 42. Отзыв обращения Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Глава VII. ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ В УСТАВНОМ СУДЕ Статья 43. Созыв заседаний Заседания Уставного суда созываются Председателем Уставного суда. Статья 44. Назначение дел к слушанию Решение о назначении дел к слушанию в заседании Уставного суда принимается Уставным судом в заседании не позднее чем через десять дней после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. При решении вопроса о назначении дел к слушанию Уставный суд принимает во внимание факт рассмотрения соответствующих дел в Конституционном Суде Российской Федерации. Статья 45. Соединение дел Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Уставный суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Статья 46. Подготовка дела к слушанию Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Уставного суда, а также изложения материалов в заседании Председатель Уставного суда назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения о направлении участниками процесса необходимых материалов, а также об их оповещении о месте и времени заседания. Статья 47. Требования Уставного суда Требования Уставного суда - о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении экспертов и специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам - обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному суду в течение пятнадцати дней со дня получения этих требований, если иной срок не указан Уставным судом. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Уставного суда, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств бюджета Томской области в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Томской области. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Уставного суда, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную федеральным законодательством ответственность. Статья 48. Рассылка материалов Оповещение о заседании, уведомление о заседании Уставного суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за семь дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за семь дней до начала заседания. Статья 49. Участники процесса Участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики и другие приглашенные судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры Томской области. Статья 50. Стороны и их представители Сторонами в Уставном суде являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный суд обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, который подлежит проверить на соответствие Уставу; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Уставный суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; любой депутат законодательного органа из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть физические лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в Уставном суде. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомится с отзывами другой стороны. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Уставного суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Статья 51. Открытые заседания Заседания Уставного суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Уставного суда. Председатель Уставного суда с согласия Уставного суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Уставного суда о проведении проверки документов, удостоверяющих личность, желающих присутствовать на заседании лиц. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Уставному суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. Поддержание порядка в заседании Уставного суда может возлагаться на службу судебных приставов Томской области, требования судебных приставов обязательны для всех присутствующих. Лица, нарушающие порядок в заседании или не подчиняющиеся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения могут быть удалены из зала. Уставный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в порядке и размере предусмотренных федеральным законодательством. Статья 52. Закрытое заседание Уставный суд назначает закрытое заседание в случаях, предусмотренных федеральным законом, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Уставного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил уставного судопроизводства. Статья 53. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если: 1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; 2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду родственных или супружеских связей с представителями сторон. Судья Уставного суда при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отстранение судьи Уставного суда от участия в деле производится мотивированным решением Уставного суда, принимаемым большинством судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен. Статья 54. Распорядок заседания В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Уставного суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Уставный суд признает рассмотрение дела невозможным, оно откладывается. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. Статья 55. Председательствующий в заседании Председательствующий в заседании Уставного суда руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов. Устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов. Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Уставным судом в том же заседании. Статья 56. Протоколирование В заседании Уставного суда ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Уставного суда. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись звуковая запись. Протокол заседания подписывается Председателем и судьями Уставного суда, участвующими в рассмотрении дела. Стороны имеют право знакомиться с протоколом заседания Уставного суда и приносить на него свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом с разрешения Уставного суда. Замечания на протокол заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием, в случае необходимости, лиц, подавших замечания. Замечания на протокол заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу. Статья 57. Порядок исследования вопросов Исследование по существу рассматриваемого в заседании Уставного суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существу вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного суда. По окончании выступления судьи-докладчика Уставный суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Уставного суда порядок может быть изменен только самим Уставным судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Уставного суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Уставным судом безотлагательно. Статья 58. Отложение заседания Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Уставный суд назначает дату, на которую переносится заседание. Рассмотрение дела может быть отложено Уставным судом, если подобное дело принято к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации до принятия им соответствующего решения. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено. Статья 59. Объяснения сторон В соответствии с порядком, установленным решением Уставного суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. Объяснение стороны выслушивается Уставным судом в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного суда и другой стороной, а с разрешения Уставного суда - также экспертами. Статья 60. Заключение эксперта В заседание Уставного суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертам должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Уставным судом. Эксперт перед выступлением предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Эксперт вправе с разрешения Уставного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон. Статья 61. Показания свидетелей При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Уставного суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Уставному суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами. Статья 62. Выступление приглашенного лица В заседание Уставного суда могут быть приглашены представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, суда, прокуратуры Томской области. При необходимости выяснения мнения по рассматриваемому делу приглашенного представителя, Уставной суд представляет ему слово для выступления. После изложения выступления представителю могут быть заданы вопросы судьями Уставного суда. Статья 63. Исследование документов В заседании Уставного суда оглашаются имеющиеся в деле документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Уставным судом, подлежат по решению Уставного суда приобщению к материалам дела в подлинных или в заверенных копиях. Статья 64. Заключительные выступления сторон По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Уставным судом. Статья 65. Возобновление рассмотрения вопроса Если после заключительных выступлений сторон Уставный суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами. Статья 66. Прекращение производства по делу Уставный суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, соответствие Уставу которых предлагается проверить, не получил разрешения в Уставе Томской области или по своему характеру и значению не относится к числу уставных. Статья 67. Окончание слушания дела После признания Уставным судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Статья 68. Совещание судей по принятию итогового решения Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судья Уставного суда вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Глава VIII. РЕШЕНИЯ УСТАВНОГО СУДА Статья 69. Виды решений Решением Уставного суда является акт, принимаемый в его заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с настоящим законом определенные обстоятельства. Итоговое решение Уставного суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1-3 части первой статьи 3 настоящего Закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Томской области. Все иные решения Уставного суда, принимаемые в ходе осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Уставного суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. Статья 70. Принятие решения Решение Уставного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Уставного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в заседании судей. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Судья Уставного суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Статья 71. Требования, предъявляемые к решениям Решения Уставного суда должны основываться на материалах, исследованных Уставным судом. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Уставный суд в обоснование принимаемых им решений вправе ссылаться на Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, а также на правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Уставный суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, соответствие Уставу которых подвергается сомнению в обращении. Уставный суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Постановления и заключения Уставного суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Уставного суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим законом или решением Уставного суда. Статья 72. Изложение решения В решении Уставного суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: 1) наименование решения, дата и место его принятия; 2) персональный состав Уставного суда, принявший решение; 3) необходимые данные о сторонах; 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; 5) нормы Устава Томской области, настоящего Закона, согласно которым Уставный суд вправе рассматривать данный вопрос; 6) требования, содержащиеся в обращении; 7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставным судом; 8) нормы Устава Томской области, настоящего Закона, которыми руководствовался Уставный суд при принятии решения; 9) доводы в пользу принятого Уставным судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; 10) четкая формулировка решения и предписания, подлежащего исполнению; 11) указание на окончательность и обязательность решения; 12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, конкретные сроки, особенности его исполнения и опубликования. Итоговое решение Уставного суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Статья 73. Особое мнение судьи Судья Уставного суда, не согласный с решением Уставного суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда. Судья Уставного суда, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Уставным судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию. Статья 74. Провозглашение решения Решение Уставного суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного суда немедленно после его подписания. Постановления и заключения Уставного суда не позднее чем в пятидневный срок со дня их подписания направляются: судьям Уставного суда; сторонам; Главе Администрации (Губернатору) Томской области; Государственной Думе Томской области ; Томскому областному суду; Арбитражному суду Томской области; Прокурору Томской области; начальнику управления юстиции Томской области. Решения Уставного суда могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Статья 75. Опубликование решения Постановления и заявления Уставного суда подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Томской области, в порядке, предусмотренном Законом Томской области "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов Томской области". Статья 76. Юридическая сила решения Решение Уставного суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения. Решение Уставного суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Уставного суда о признании акта не соответствующим Уставу не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных не соответствующими Уставу, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях. В случае, если признание нормативного акта не соответствующим Уставу создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Устав Томской области. Статья 77. Сроки исполнения решения Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно после вручения его официального текста сторонам, если иные сроки специально в нем не оговорены. Статья 78. Последствия неисполнения решения Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Уставного суда влечет ответственность, установленную законодательством. Статья 79. Исправление неточностей в решении Уставный суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение. Статья 80. Разъяснение решения Решение Уставного суда может быть официально разъяснено только самим Уставным судом в заседании по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный суд, других органов и лиц, которым оно направлено. Вопрос о разъяснении решения Уставного суда рассматривается в заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение. РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 81. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с запросом о проверке на соответствие Уставу Томской области (далее - Уставу) перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона нормативных правовых актов обладают Глава Администрации (Губернатор) Томской области, Государственная Дума Томской области, 1/5 часть депутатов от общего числа депутатов Государственной Думы Томской области, Томский областной суд, Арбитражный суд Томской области, Прокурор Томской области, органы местного самоуправления. Статья 82. Допустимость запроса Запрос в Уставный суд о проверке на соответствие Уставу актов, указанных в пунктах "а" - "г" части 1 статьи 3 настоящего Закона, либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию как несоответствующих Уставу либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Томской области или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Уставу. Запрос о проверке на соответствие Уставу законов, указанных в пункте "а" части 1 статьи 3 настоящего Закона допустим, если закон принят по вопросам ведения органов государственной власти Томской области или по вопросам совместного ведения с органами государственной власти Российской Федерации, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения. Статья 83. Пределы проверки Уставный суд устанавливает соответствие Уставу нормативных актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Уставом Томской области разделения государственной власти в субъекте Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Уставом Томской области разграничения компетенции между органами государственной власти Томской области; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления, установленного Уставом Томской области и иными нормативными правовыми актами о разграничении предметов ведения и полномочий. Проверка на соответствие Уставу нормативных актов органов государственной власти Томской области, принятых до вступления Устава Томской области, производится в действие Уставным судом только по содержанию. Статья 84. Итоговое решение по делу По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствие Уставу нормативного акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления Уставный суд принимает одно из следующих решений: 1) о признании акта либо отдельных его положений соответствующими Уставу Томской области; 2) о признании акта либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Томской области. Признание акта либо отдельных его положений несоответствующими Уставу Томской области является основанием для отмены в установленном порядке положений других актов, основанных на акте, признанном несоответствующим Уставу, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОПРОЕКТА, ПРОЕКТА ИНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА, ПРЕДЛАГАЕМОГО ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ Статья 85. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение с запросом о проверке на соответствие Уставу законопроекта или иного нормативного акта, предлагаемого для вынесения на референдум Томской области или местный референдум обладают Глава Администрации (Губернатор) Томской области, Государственная Дума Томской области, Прокурор Томской области, органы местного самоуправления, общественное объединение, граждане. Статья 86. Допустимость запроса Запрос о поверке на соответствие Уставу законопроекта или иного нормативного акта, предлагаемого для вынесения на референдум Томской области или местный референдум допустим, если: 1) избирательной комиссией зарегистрирована инициатива о проведении референдума для принятия закона или иного нормативного акта; 2) решение принятое на референдуме не может быть отменено или изменено иначе как на референдуме; 3) заявитель считает, что данный проект или отдельные его положения не соответствуют Уставу Томской области. Статья 87. Пределы проверки Уставный суд устанавливает соответствие Уставу проект закона или иного нормативного акта органов государственной власти и органов местного самоуправления, предлагаемого на референдум: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта; 3) с точки зрения установленного Уставом Томской области разделения государственной власти в Томской области на законодательную, исполнительную и судебную; 4) с точки зрения установленного Уставом Томской области разграничения компетенции между органами государственной власти Томской области; 5) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления, установленного Уставом Томской области и иными нормативными правовыми актами о разграничении предметов ведения и полномочий. Статья 89. Итоговое решение по делу По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствие Уставу законопроекта или иного нормативного акта, предлагаемого для вынесения на референдум Томской области или местный референдум, Уставный суд принимает одно из следующих решений: 1) о признании проекта акта либо отдельных его положений соответствующими Уставу Томской области; 2) о признании проекта акта либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Томской области. В случае признания законопроекта не соответствующим Уставу решение о назначении референдума по его принятию не принимается. Глава XI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ Статья 90. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции между органами, названными в подпунктах "а" - "в" пункта 2 части первой статьи 3 настоящего Закона, обладают Глава Администрации (Губернатор) Томской области, органы местного самоуправления, участвующие в споре. Статья 91. Допустимость ходатайства Ходатайство органа (органов) государственной власти или местного самоуправления допустимо, если: 1) оспариваемая компетенция определяется Уставом Томской области; 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности; 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом; 4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Уставом Томской области разграничения компетенции между органами государственной власти Томской области или между органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления; 5) заявитель ранее обращался к органу государственной власти или органу местного самоуправления, являющемуся стороной в споре о компетенции, с письменным заявлением о нарушении определенной Уставом Томской области и другими нормативными правовыми актами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности; 6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в пункте 5 настоящей статьи, не были устранены указанные в нем нарушения. Статья 92. Пределы проверки Уставный суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Уставом Томской области разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между органами государственной власти, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления Томской области. Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Уставу Томской области по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о соответствии Уставу нормативных актов. Статья 93. Итоговое решение по делу По итогам рассмотрения спора о компетенции Уставный суд принимает одно из следующих решений: 1) подтверждающее полномочия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора о компетенции; 2) отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора о компетенции. В случае, если Уставный суд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении. Глава XII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Статья 94. Обращение в Уставный суд Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Уставу закона Томской области, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Уставный суд с запросом о проверке соответствия Уставу Томской области данного закона. Статья 95. Допустимость запроса Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Статья 96. Особенности производства К запросу суда в Уставный суд должно быть приложено постановление суда о приостановлении в соответствии с федеральным процессуальным законодательством производства по делу. Статья 97. Пределы проверки и виды итоговых решений Пределы проверки Уставным судом соответствия Уставу Томской области, закона Томской области, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются настоящим законом. РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 98. Аппарат Уставного суда Деятельность Уставного суда обеспечивает аппарат Уставного суда. Аппарат Уставного суда подчиняется Председателю Уставного суда. Аппарат Уставного суда осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об аппарате Уставного суда, утвержденным Уставным судом и Регламентом Уставного суда. Аппарат Уставного суда обеспечивает организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда; осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Уставного суда. Уставный суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Уставного суда, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде. Статья 99. Печать Уставного суда Уставный суд имеет печать с гербом Томской области и со своим наименованием. Статья 100. Символы судебной власти Уставного суда На здании, занимаемом Уставным судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Томской области. В зале заседаний Уставного суда находятся Государственный флаг Российской Федерации, изображение герба Томской области и флаг Томской области. Судьи Уставного суда заседают в мантиях. Статья 101. Местопребывание Уставного суда Местом постоянного пребывания Уставного суда является г. Томск. Заседания Уставного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Уставный суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. Статья 102. Порядок вступления настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в действие с момента его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Томской области В. Кресс Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|