Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Томской области от 17.11.2009 № 820-ра

 



                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           АДМИНИСТРАЦИЯ

                           Распоряжение
                   
                           
     17.11.2009 N 820-ра


Об утверждении Концепции действий на рынке труда Томской области до
                             2020 года

      (В редакции Распоряжения Администрации Томской области
                    от 02.11.2012 г. N 996-ра)


     1. В соответствии с Законом Томской области от 19 апреля  2006
года  N 79-ОЗ  "Об  утверждении Программы  социально-экономического
развития Томской  области на  период 2006  - 2010  годов", в  целях
обеспечения  эффективной   занятости  населения  Томской   области,
координации взаимодействия  планов развития  предприятий региона  и
программ  подготовки  специалистов  с  образовательным   комплексом
Томской области утвердить Концепцию действий на рынке труда Томской
области до 2020 года согласно приложению к настоящему распоряжению.
    2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя  Губернатора  Томской  области  по  социальной политике
Акатаева   Ч.М.  (В  редакции  Распоряжения  Администрации  Томской
области от 02.11.2012 г. N 996-ра)
     
         
     Губернатор Томской области                        В.М. Кресс



                                                УТВЕРЖДЕНА
                                       распоряжением Администрации
                                       Томской области
                                       от 17.11.2009 N 820-ра


                 Концепция действий на рынке труда
                   Томской области до 2020 года

    (В   редакции   Распоряжения   Администрации   Томской  области
от 02.11.2012 г. N 996-ра)

                        1. Общие положения
     
    Концепция  действий  на  рынке  труда  Томской области (далее -
Концепция)   разработана  в  соответствии  со  Стратегией  развития
Томской  области  до  2020  года,  одобренной Государственной Думой
Томской    области    от    27.10.2005   N   2539,   и   Программой
социально-экономического  развития  Томской  области  на  2006-2010
годы, утвержденной Законом Томской области от 19 апреля 2006 года N
79-ОЗ,   при  участии  представителей  ведущих  российских  научных
институтов,  исполнительных  органов государственной власти Томской
области,  органов местного самоуправления муниципальных образований
Томской области, коммерческих организаций и других. (В     редакции
Распоряжения          Администрации         Томской         области
от 02.11.2012 г. N 996-ра)
     Концепция определяет цель,  задачи и  основные направления  по
обеспечению эффективной занятости насел
ния Томской области.
     Современный этап  развития  Томской  области   характеризуется
возрастанием    роли    инновационной    экономики.     Перспективу
экономического   роста   определяют  интеллектуальные   ресурсы   в
совокупности с новейш
и  Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 года
ными кадрами секторов экономики с высоким потенциалом
устойчивого   роста,   соответствия   структуры   профессионального
образования и спроса на рабочую силу.
     Сохраняется дефицит в  квалифицированных  кадрах по  отдельным
специальностям   и   профессиям  в   обрабатывающем   производстве,
строительном комплексе, сфере образования, здравоохранения, услуг.
     В условиях  финансового   кризиса  сокращаются  инвестиции   в
основной  капитал,  объемы промышленного  производства  организаций
Томской  области.   Реализация  значимых  инвестиционных   проектов
переносится  на   более  поздний   период,  снижается   потребность
организаций в рабочей силе. В этой ситуации возникает необходимость
разработки дополнительных  мер по снижению  напряженности на  рынке
труда, сохранению существующих рабочих мест и кадрового  потенциала
организаций.
     В рамках Концепции рассмотрены  три этапа возможного  развития
рынка труда Томской области с учетом влияния наметившихся тенденций
проявления экономического кризиса.
     

               2. Анализ ситуации в сфере занятости
                     населения Томской области

                   2.1. Демографическая ситуация

      2.1.1. Численность населения в трудоспособном возрасте

     В перспективе   обеспеченность   экономики   Томской   области
трудовыми  ресурсами  будет  определяться  негативными  тенденциями
демографического  развития,   характерными  для   всей  страны,   -
сокращением  численности  населения  в  трудоспособном  возрасте  и
увеличением его  среднего возраста.  Рост демографической  нагрузки
может привести к замедлению темпов экономического роста.
     Для Томской области прогнозная динамика численности  населения
в  трудоспособном   возрасте   более  проблемна   в  сравнении   со
среднероссийской. За  период 2008-2020  гг. сокращение  численности
населения трудоспособного  возраста может достичь  93 тыс.  человек
(на 13 %).

               2.1.2. Возрастная структура населения

     Возрастная структура   населения   Томской   области    моложе
среднероссийской,  но  постарение рабочей  силы  будет  замедленным
только в ближайшие  годы. По данным прогноза  Росстата к 2020  году
доля населения  трудоспособного  возраста в  Томской области  резко
снизится (с  66,5 % до  55,4 %)  и приблизится к  среднероссийскому
показателю.
     В возрастной  структуре   населения,  занятого  в   экономике,
наибольший удельный вес составляют  работники в возрасте 20-29  лет
(29,0 %), 40-49 лет (24,5  %), 30-39 лет (23,5 %). Средний  возраст
работников  -  38,3  лет  (по  России  -  39,6  лет,  в   Сибирском
федеральном округе - 39,0 лет).
     На состояние рынка труда большое влияние оказывает  сокращение
занятых  возрастной  группы  30-49 лет.  Это  наиболее  массовая  и
производительная рабочая сила, обладающая большим опытом, трудовыми
навыками и высокой  квалификацией. В  Томской области этот  процесс
ускорится с 2010 года.
     Снижение численности   молодого   трудоспособного   населения,
несмотря на более высокий  уровень образования, может создать  риск
для роста инновационной активности.

                          2.1.3. Миграция

     На численность трудовых  ресурсов  оказывает влияние  миграция
населения.  В  Томской  области  отмечается  миграционный  прирост,
который увеличился за  период 2005-2008 гг. в  2,4 раза и  составил
3,6 тыс. человек. Межрегиональная миграция выросла в 4,9 раза  (1,2
тыс.  человек), международная  миграция  -  в  1,9 раза  (2,4  тыс.
человек).
     Положительное сальдо    миграции   позволило    компенсировать
естественную  убыль  населения  и  обеспечить  прирост  численности
городского населения Томской области.
     Однако в сельской местности наблюдался стабильный отток (за  5
лет миграционные потери села составили 4 тыс. человек).
     Томская область  не относится  к  крупным центрам  привлечения
иностранной  рабочей силы.  Трудовая  миграция частично  восполняет
трудовые   ресурсы   только   в   отдельных   отраслях    экономики
(строительство, сельское и лесное хозяйство) и в ограниченной сфере
занятости (физический неквалифицированный труд).
     Среди трудовых  мигрантов  из  стран СНГ  преобладают  лица  с
невысоким  уровнем   профессиональной   подготовки,  а   наибольший
неудовлетворенный  спрос в  Томской  области возникает  в  сегменте
квалифицированных  рабочих   и  среднего  технического   персонала.
Решение  этой  проблемы  потребует  организации   профессионального
обучения иностранных мигрантов на основе долгосрочных контрактов.
     Закрепление на  рынке  труда  области  выпускников  учреждений
высшего профессионального  образования,  в том  числе прибывших  из
других  регионов, позволит  смягчить  проблему сокращения  трудовых
ресурсов.
     
        2.1.4. Типология городов и районов Томской области
               по характеру демографической ситуации

     По особенностям  демографического  развития  выделены  3  типа
муниципальных образований:
     северные периферийные        муниципальные         образования
несельско-хозяйственной      специализации      (г.       Кедровый,
Александровский,    Каргасокский,    Парабельский,    Колпашевский,
Верхнекетский,  Тегульдетский   районы),   в  которых   сохраняется
естественный  прирост  населения   или  незначительная  убыль,   но
продолжается миграционный отток населения;
     полупериферийные аграрные  муниципальные  районы  южной   зоны
характеризуются   сильной   депопуляцией,   миграционным   оттоком,
постарением населения;
     наиболее благополучные  в  демографическом  отношении  города:
Томск, Северск, Стрежевой.
     Наибольшая плотность населения  отмечается в городах:  Томске,
Северске и  Стрежевом (220  человек  на км  92). Высокая  плотность
населения  наблюдается  в  Томском,  Асиновском  и   Кожевниковском
районах  (10  -  51  человек  на  кв.  км).  В  этих  муниципальных
образованиях   действуют   основные   организации,   обеспечивающие
занятость примерно половины населения Томской области.

 2.2. Экономическая активность населения, занятость и безработица

    2.2.1. Динамика уровня экономической активности и занятости
                             населения

     Численность экономического активного населения Томской области
за период 2000-2008 гг.  увеличилась на 5,2 %  и составила в  конце
2008 года 549 тыс. человек.
     Уровень экономической  активности  населения  по   методологии
Международной  организации  труда подвержен  небольшим  колебаниям,
хотя  в  целом  наблюдался  восходящий  тренд.  В  2008  году  этот
показатель  достиг  66,3  %   (близок  к  среднему  показателю   по
Сибирскому федеральному округу - 66,7 %, но ниже  среднероссийского
значения - 67,7 %).
     Колебания уровня экономической активности населения во  многом
соотносятся    с    колебаниями   уровня    занятости    населения,
рассчитываемого  как  отношения численности  занятого  населения  в
возрасте экономической активности (от  15 до 72 лет) к  численности
всего населения в данном возрастном диапазоне.
     Восходящие тренды уровня экономической активности населения  и
уровня занятости в  целом отражают постдефолтную активизацию  рынка
труда, обусловленную  экономическим  подъемом, который  продолжался
вплоть до осени  2008 года. Уровень  занятости населения в  Томской
области за период 2000-2008  гг. увеличился с 55,7  % до 61,0 %  (в
Российской Федерации -  с 58,6 % до  63,4 %; Сибирском  федеральном
округе - с 56,7 % до 61,1 %).
     До 2006  года  рост  числа  занятых  в  Томской  области   был
незначительным  в  силу недостаточного  предложения  новых  рабочих
мест, это общая  проблема регионов  с сырьевой специализацией.  Она
усугублялась  оптимизацией занятости  в  нефтедобывающей отрасли  в
2002-2003 гг. и снижением добычи  нефти в 2005 году. Это  объясняет
спад уровня экономической активности населения и уровня занятости в
2003-2005 гг.
     Увеличение численности   занятых   в   2006-2007   гг.   стало
следствием роста спроса на рабочую силу во всех секторах  экономики
за счет ускоренного экономического роста.
     В городской местности этот показатель  увеличился с 58,7 %  до
65 %, в сельской местности сохранился на уровне 52,0 %.
     Для области  характерно  преобладание  мужской  занятости.  За
период 2000-2008 гг. среди мужчин уровень занятости вырос с 63,6  %
до 69,9 %, женщин - с 51,6 % до 55,0 %.
     Гендерное неравенство   в    уровне   занятости    обусловлено
доминированием  сырьевых  отраслей   в  экономике  области  и   как
следствие -  диспропорцией  в оплате  труда.  Несмотря на  сырьевую
структуру  экономики  региона,  доля  женщин  в  общей  численности
занятых на  крупных и  средних предприятиях составляет  50 %  (выше
среднероссийского показателя).
     Существенную часть   незанятых  граждан   составляют   молодые
женщины, воспитывающие малолетних детей. Реализация демографической
программы,  направленной   на   повышение  рождаемости,   усиливает
проблему совместимости функций матери и работника.
     Высокий образовательный     уровень     занятого     населения
свидетельствует о  наличии  потенциала Томской  области в  развитии
высокотехнологичных отраслей.
     В 2008  году  высшее и  среднее  профессиональное  образование
имели 55 % занятого населения, что соответствует  среднероссийскому
уровню и выше уровня в Сибирском федеральном округе (50 %).
     Спецификой областного  рынка  труда является  высокий  уровень
занятости пенсионеров,  что  обусловлено ранним  выходом на  пенсию
работников в северных районах. Рост занятости пенсионеров  повышает
их экономическую независимость  за счет  снижения статуса на  рынке
труда. Пенсионеры  преимущественно заняты  на непрестижных  рабочих
местах  в  бюджетной  сфере  с  низкой  оплатой  труда.  За  период
2000-2008 гг.  численность занятых  пенсионеров выросла на  56 %  и
составила 35 тыс. человек.

    2.2.2. Отраслевая структура занятого населения в экономике

     За период  2000-2008  гг.  в отраслевой  структуре  занятых  в
экономике Томской  области произошли  значительные изменения.  Доля
занятых в секторе  услуг выросла с  60,2 % до 67,0  % и стала  выше
среднероссийского показателя - 63,2 %.
     Индустриальная занятость        незначительно        превышает
среднероссийскую, поскольку ресурсодобывающие отрасли  нетрудоемки.
В 2008 году  в обрабатывающем  производстве доля занятых  составила
10,3 % (ниже среднероссийского уровня - 16,7 %).
     В сельском хозяйстве,  охоте и лесном  хозяйстве доля  занятых
снизилась с 11,5 % до 7,0 % (среднероссийский показатель - 7,8  %).
При этом сельское хозяйство развито в южной части Томской области с
лучшими природно-климатическими условиями, а доля отрасли в валовом
региональном продукте невелика - не более 4 %.
     Все это указывает на структурные проблемы занятости в сельской
местности и низкую трудовую мобильность сельского населения.
     Существенно изменилась   структура    занятости   по    формам
собственности: доля занятых на частных предприятиях выросла с  76,6
%   до  84,9   %.   При  этом   доля   работающих  в   организациях
государственной и муниципальной  формы собственности сократилась  с
12,4 % до 8,0 %.
     Инновационную наукоемкую   сферу   характеризует   более   350
инновационных  фирм.  Томская   область  находится  в  лидерах   по
численности персонала, занятого исследованиями и разработками.  Это
свыше 8 тыс. человек.
     
              2.2.3. Занятость на малых предприятиях

     Уровень занятости в  частном секторе Томской  области один  из
самых высоких в Сибирском федеральном  округе и в целом по  стране.
Это подтверждает наличие благоприятных условий для развития бизнеса
в регионе и высокую предпринимательскую активность населения.
     За 2000-2008 гг. численность  занятых на малых предприятиях  в
Томской области выросла  в 2,5 раза и  достигла 95,0 тыс.  человек.
Доля  занятых на  малых  предприятиях составляет  18,8  % от  числа
занятых в  экономике и  38 % от  общей численности  трудоспособного
населения. В расчете на душу населения Томская область занимает 1-е
место в России  по объему инвестиций  в основной капитал  субъектов
малого предпринимательства  и  3-е место  по  приросту числа  малых
предприятий.
     Около двух  третей  занятых  на  малых  предприятиях   Томской
области в  разрезе видов экономической  деятельности приходится  на
торговлю  и  бытовое обслуживание,  обрабатывающие  производства  и
строительство (22,8 %, 21,3 % и 19,4 % соответственно).
     К субъектам  малого бизнеса  относятся  и предприниматели  без
образования юридического  лица, которых в  2008 году  насчитывалось
30,3 тыс. ед., или  6,0 % от  численности занятых в экономике,  что
выше среднероссийского уровня - 4,8 %.
     Развитие инновационного  малого бизнеса  является  приоритетом
социально-экономического  развития  Томской  области.  Ежегодно   в
регионе создается более 40 малых инновационных предприятий, которые
ориентированы на бизнес-потребителя и могут развиваться в  условиях
отсутствия массового спроса.

          2.2.4. Динамика численности безработных граждан

     В целом тренд уровня безработицы в Томской области совпадает с
общероссийской тенденцией.  При  этом  на 1-2  п.п.  выше  среднего
показателя по России.
     Наибольшая численность   безработных   граждан   отмечена    в
2003-2005 гг. Максимальный уровень общей безработицы,  рассчитанный
по методологии  Международной организации труда,  пришелся на  2003
год (13 %), регистрируемой безработицы - на 2004 год (4,5 %).
     Рост уровня  регистрируемой безработицы  объясняется  активной
реализацией  программы жилищных  субсидий,  для участия  в  которой
незанятые  граждане  трудоспособного  возраста  регистрировались  в
органах службы занятости в качестве безработного.
     Начиная с 2005  года, ситуация на  регистрируемом рынке  труда
стабилизировалась.  Положительные   тенденции   связаны  с   ростом
производства,  инвестиционной  активностью  предприятий,  развитием
малого и среднего бизнеса.
     Снижение уровня безработицы  сохранялось до третьего  квартала
2008  года  включительно.  В  сентябре  2008  года  уровень   общей
безработицы составил 6,8 % (регистрируемой - 1,7 %).
     В связи с  экономическим  кризисом в  четвертом квартале  2008
года уровень  общей безработицы  увеличился  с 6,8  % до  8,0 %  от
численности экономически  активного населения  (регистрируемой -  с
1,7 % до 2,2 %).

 2.2.5. Безработица: гендерный, возрастной и поселенческий аспекты

     Измерения безработицы по методологии Международной организации
труда показывают,  что  доля  женщин среди  безработных  в  России,
Сибирском федеральном округе и  Томской области составляет 43 -  48
%.
     В Томской  области за  период  2000-2008 гг.  этот  показатель
снизился с 45,4 %  до 43,2 %,  по России и Сибирскому  федеральному
округу вырос соответственно с 45,4 % до  46,9 % и с 46,1 % до  47,7
%.
     Среди зарегистрированных безработных  Томской  области в  2008
году  доля  женщин  составила  59,2  %  (в  среднем  по  Российской
Федерации - 60,3  %). Преобладание женщин среди  зарегистрированных
безработных  объясняется  тем, что  женщинам  труднее  использовать
активные стратегии поиска работы. Они чаще обращаются за помощью  в
государственные органы занятости по вопросу трудоустройства или  за
пособием по безработице. Ситуация с женской безработицей меняется в
зависимости от состояния  регионального рынка труда. При  ухудшении
экономической ситуации  в  регионе и  возрастании напряженности  на
рынке  труда  доля  женщин  среди  зарегистрированных   безработных
снижается.
     В области  сохраняется  дифференциация  уровня  регистрируемой
безработицы по поселенческому аспекту.
     В 14  районах  Томской области  уровень  безработицы  превышал
среднеобластной показатель  более чем  в 2  раза. Наиболее  сложное
положение на рынке труда  региона отмечается в сельской  местности,
где  проживает  75  %  официально  зарегистрированных   безработных
граждан.
     Основными причинами такого положения являются:
     различная структура  экономики  муниципальных  образований   и
состояния локальных рынков труда;
     разная система расселения и качество рабочей силы;
     тенденция роста   неравенства   между  областным   центром   и
периферией (особенно сельскими муниципальными образованиями);
     низкая трудовая мобильность населения.
     Безработица по методологии  Международной организации труда  в
Томской   области   была   более   возрастной   по   сравнению   со
среднероссийским  показателем  и средним  значением  по  Сибирскому
федеральному округу. Среди безработных граждан доля лиц в  возрасте
до 30  лет составила  41 %, что  ниже среднероссийского  показателя
(43,0 %)  и  среднего значения  по  Сибирскому федеральному  округу
(43,1 %).

                         2.3. Оплата труда
     
     Социальная политика, направленная на снижение уровня бедности,
способствовала снижению  численности  населения Томской  области  с
денежными доходами ниже  величины прожиточного минимума. По  данным
Территориального   органа   Федеральной   службы    государственной
статистики  по Томской  области  за  2000-2008 гг.  их  численность
сократилась в 2 раза и составила 143,6 тыс. человек.
     Соотношение размера  средней  начисленной заработной  платы  к
величине  прожиточного   минимума  для  трудоспособного   населения
увеличилось с 2,4 в 2000 году до 3,5 раз в 2008 году.
     Наибольший уровень оплаты труда в Томской области имел место в
нефтедобывающей отрасли. Выше  среднего по региону  - в  финансовой
сфере, госуправлении, операциях с недвижимым имуществом, транспорте
и связи,  в  отраслях, связанных  с распределением  электроэнергии,
газа и воды. В обрабатывающих производствах в период экономического
роста  уровень оплаты  труда  был  близок  к среднему  по  региону.
Наименьший уровень оплаты труда  наблюдался в сельском хозяйстве  и
рыболовстве.
     Отраслевая специализация  муниципальных  образований   Томской
области  определяет   структуру  распределения  доходов.   Наиболее
высокий  уровень оплаты  труда  отмечен в  городах  и районах,  где
осуществляется   добыча   полезных   ископаемых   (г.    Стрежевой,
Парабельский, Александровский, Каргасокский районы).
     Наиболее низкий  уровень   заработной  платы  зафиксирован   в
сельскохозяйственных     районах     (Зырянский,      Первомайский,
Кожевниковский и Шегарский районы).
     Среднедушевые доходы населения за 2008 год составили 14  016,7
руб. в месяц (в реальном выражении к 2007 г. - 103,9 %, по России -
102,7 %).
     В 2008   г.   Томская  область   среди   регионов   Сибирского
федерального  округа  занимала  2-е  рейтинговое  место  по  уровню
среднемесячной заработной платы. Среднемесячная заработная плата  в
целом по  региону возросла по  отношению к  2007 году на  21,2 %  и
сложилась в размере 17,6  тыс. рублей. Реально рост  среднемесячной
заработной платы по сравнению с 2007 годом составил 6,9 %.
     Сохраняются высокие темпы роста  заработной платы в  бюджетной
сфере. Средняя  заработная плата  работников по  крупным и  средним
бюджетным организациям  за 2008  год в  образовании составила  13,2
тыс. рублей  (125,4  % к  уровню 2007  года),  в здравоохранении  и
предоставлении социальных услуг - 13,2 тыс. рублей (129,2 %).

                    2.4. Качество рабочих мест
     
     Условия труда как  составляющая качества  рабочих мест  играют
важную роль для характеристики ситуации в социально-трудовой  сфере
Томской области.
     В последние годы  положение  в сфере  условий  и охраны  труда
несколько  стабилизировалось,   наметилась  тенденция  к   снижению
производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.
     За период   2000-2007   гг.   численность   пострадавших   при
несчастных  случаях  на   производстве  сократилась  в  2,7   раза,
коэффициент  частоты   производственного  травматизма   (количество
несчастных случаев на 1 000  работающих) - в 2,2 раза,  коэффициент
частоты производственного  травматизма со смертельным  исходом -  в
1,9 раза.
     Показатели производственного  травматизма  в  Томской  области
ниже показателей по Российской Федерации и Сибирскому  федеральному
округу.
     Высокая доля  занятых  на   работах  с  вредными  и   опасными
условиями  труда  связана  с  ресурсной  направленностью  структуры
экономики.  По  данным статистического  обследования,  проведенного
Территориальным   органом   Федеральной   службы    государственной
статистики по Томской области в 2008 году, удельный вес работников,
занятых  на  работах  с   вредными  и  опасными  условиями   труда,
составляет 48,3 %.
     Следствием неудовлетворительных условий  труда в  организациях
Томской   области   является   высокий   уровень   профессиональной
заболеваемости,  приводящей  к трудовой  инвалидности.  Коэффициент
частоты  профзаболеваний (количество  профзаболеваний  на 10  тысяч
работающих) увеличился  с 2,5  в  2005 году  до 2,93  в 2007  году.
Наиболее подвержены  риску  профессиональных заболеваний  работники
нефтяной отрасли и сопутствующих ей отраслей.
     
           3. Ограничения, риски и преимущества развития
                    рынка труда Томской области
     
    3.1. Ограничения и риски в кратко- и среднесрочном периоде
     
     Мировой финансовый  кризис  приводит к  сокращению  количества
рабочих мест, росту напряженности на рынке труда и безработицы.

          3.2. Ограничения и риски в долгосрочном периоде
     
     Экономические:
     высокая зависимость    экономики     Томской    области     от
ресурсодобывающих   отраслей   свидетельствует   о    необходимости
дальнейшего развития  перерабатывающих производств  и сферы  услуг,
модернизации инфраструктурных секторов. Роль добывающих производств
в создании валового регионального продукта Томской области в 2 раза
выше, чем в экономике страны. Около 45 % всех инвестиций в основной
капитал направляется в добывающие отрасли;
     ситуация на локальных рынках  труда зависит от  неравномерного
экономического развития и распределения производительных сил внутри
региона.  Основным  производственным центром  является  зона  "Юг",
включающая  города  Томск,  ЗАТО Северск  и  Томский  район.  Здесь
сосредоточена   практически   вся  промышленность.   Удельный   вес
промышленного производства в общем выпуске обрабатывающих  отраслей
промышленности составляет около 93 %;
     формирование новой технологической базы экономических  систем,
основанной  на  использовании  новейших  достижений  биотехнологий,
информатики и нанотехнологий, усиливает конкуренцию среди  наиболее
квалифицированных кадров.
     Демографические:
     снижение численности  населения   в  трудоспособном   возрасте
приводит  к  потере трудового  потенциала,  сокращению  совокупного
предложения рабочей силы;
     низкая вероятность компенсации сокращающихся трудовых ресурсов
за счет  межрегиональных   миграций  сдерживает  развитие   районов
Томской области.
     Географические:
     слаборазвитая инфраструктура,     транспортная     удаленность
сдерживают   развитие    локальных   рынков   труда,    привлечение
квалифицированных трудовых ресурсов в сельскую местность и северные
районы Томской области.
     Социальные:
     поздняя социализация  и   занятость   молодежи,  связанная   с
обучением, ограниченность  резервов  занятости населения  отдельных
категорий   граждан   (женщин,  воспитывающих   малолетних   детей,
пенсионеров,  инвалидов) оказывают  негативное  влияние на  уровень
занятости населения;
     более низкий уровень образования  и квалификации населения  за
пределами  Томской  агломерации ограничивают  возможности  развития
организаций,   испытывающих    потребность   в    квалифицированных
работниках.
     
      3.3. Преимущества развития рынка труда Томской области
     
     1. Диверсифицированная    структура    экономики,     развитие
обрабатывающих    производств,     особой    экономической     зоны
технико-внедренческой    типа    позволяет    ускорить     развитие
высокотехнологичных отраслей.
     2. Научно-образовательный  комплекс  обеспечивает  потребность
экономики Томской области достаточным количеством квалифицированных
молодых специалистов по ключевым направлениям ее развития.
     3. Созданы     условия,    инфраструктура     для     развития
предпринимательства на областном и муниципальном уровне, отработаны
механизмы поддержки предпринимательской деятельности. Это позволяет
создавать   дополнительные  рабочие   места   в  различных   сферах
деятельности.
     4. Развитие  новых  высокотехнологичных секторов  и  кластеров
повышает  инвестиционную  привлекательность  региона,   увеличивает
число  хозяйствующих  субъектов  и  рабочих мест,  в  том  числе  в
отраслях сервисного сектора.
     5. Высокий    уровень    образования    занятого    населения,
концентрация притока молодой высококвалифицированной рабочей силы в
агломерации  г.  Томск  свидетельствуют  о  наличии  потенциала   в
развитии инновационного сектора региона.

            4. Прогноз потребности в трудовых ресурсах,
               возможности для развития рынка труда
     
           4.1. Прогноз потребности в трудовых ресурсах
     
     В связи с экономическим  кризисом в краткосрочной  перспективе
потребность предприятий в работниках будет сокращаться. В 2011 году
уровень  общей  безработицы  может   составить  8,5  -  9,0  %   от
экономически активного населения.
     При условии реализации антикризисных  мер к окончанию  периода
стабилизации (2012-2015 гг.) уровень безработицы достигнет величины
в 6,8 % от экономически активного населения.
     К 2020 году  численность занятых должна  составить 505,9  тыс.
человек.    Структурная    перестройка    экономики    предполагает
значительное увеличение производительности труда и опережающий рост
по сравнению с численностью занятого населения.
     По расчетным  данным  численность  трудовых  ресурсов  Томской
области  в 2020  году  составит 633,5  тыс.  человек, в  том  числе
численность экономически активного населения - 480,9 тыс.  человек.
Величина  общей безработицы  к  2020 году  достигнет  естественного
уровня - 5 % от экономически активного населения.
     Расчет численности трудовых ресурсов в 2020 году отображен  на
рис.1
     В связи с негативными демографическими тенденциями,  влияющими
на численность трудовых  ресурсов, экономика Томской области  будет
испытывать недостаток рабочей силы (около 25 тыс. человек).
     Потребность в  рабочей  силе  для  реализации   инвестиционных
проектов составит примерно 29 тыс. человек (2008-2025 гг.).
     В связи с экономическим кризисом часть инвестиционных проектов
будет перенесена на  более  поздний период.  Проекты, не  требующие
больших  финансовых средств,  будут  реализованы в  соответствии  с
намеченными сроками. Вероятнее всего не изменятся планы в отношении
инвестиционных  проектов,   связанных   с  развитием   транспортной
инфраструктуры.
      
     На I этапе  реализации инвестиционных  проектов потребность  в
рабочей   силе   будет   связана  в   основном   со   строительными
специальностями.
     Особого внимания   заслуживает   реализация    инвестиционного
проекта     по      созданию     особой     экономической      зоны
технико-внедренческого типа в  г. Томске, который позволит  создать
около 9000  рабочих  мест и  обеспечить возможности  инновационного
развития Томской области на долгосрочную перспективу.
     Недостаток высококвалифицированных  менеджеров и  специалистов
будут  испытывать  такие  сектора  экономики,  как  электротехника,
приборостроение  и  электроника,  машиностроение,  строительный   и
лесопромышленный комплексы.
     Вследствие оттока  населения  из-за  низкой  привлекательности
труда на селе возникнут проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами
агропромышленного комплекса.
     Покрыть данный  недостаток в  рабочей  силе возможно  за  счет
вовлечения в экономическую деятельность части неактивного населения
(52 тыс. человек) либо  за счет привлечения дополнительной  рабочей
силы  из   других   регионов  и   стран.  Возможность   привлечения
дополнительной рабочей силы из других территорий будет определяться
функционированием системы подготовки кадров.
     Для Томской   области   высоки  риски   миграционного   оттока
образованной  молодежи  в  развитые страны,  поскольку  граждане  с
высокими доходами не исключают перспективы эмиграции из России.
     Возможности обеспечения  трудовыми  ресурсами   стратегических
направлений   развития    Томской   области   будут    определяться
последствиями экономического кризиса, которые потребуют  произвести
дополнительную оценку потребности в трудовых ресурсах.
     
          4.2. Резервы и возможности развития рынка труда
     
     Увеличение уровня занятости  населения средних  трудоспособных
возрастов  в   Томской   области  почти   исчерпана.  Однако   есть
возможность вовлечения в  экономику дополнительной рабочей силы  за
счет безработных  граждан  и экономически  неактивного населения  в
трудоспособном возрасте.
     Основные резервы развития рынка труда Томской области:
     улучшение здоровья    и    снижение    смертности    населения
трудоспособного возраста;
     повышение экономической  активности   в   молодом  и   среднем
возрасте;
     увеличение занятости  среди  пенсионеров,  инвалидов,  женщин,
воспитывающих малолетних детей;
     межотраслевое перераспределение трудовых ресурсов;
     межрегиональное перераспределение трудовых ресурсов;
     международная трудовая миграция.
     На рынке  труда  Томской области  общая  численность  занятого
населения может вырасти при условии привлечения:
     незанятого населения  трудоспособного  возраста,  занимающихся
активным поиском работы, на 5%;
     экономически неактивных  граждан  в  трудоспособном   возрасте
(пенсионеры в  трудоспособном возрасте,  родители детей  до 7  лет,
другие категории,  кроме учащихся,  инвалидов и  лиц с  ослабленным
здоровьем) на 15 %;
     граждан пенсионного возраста ("молодые пенсионеры") на 4 %.
     При благоприятных  условиях  для возвращения  на  рынок  труда
экономически  неактивного  трудоспособного  населения  значительный
потенциал рабочей силы имеется:
     в неаграрных  районах  -  до  58  %  экономически   неактивных
трудоспособных граждан;
     аграрных районах южной зоны и  крупных городах -  56 % и 54  %
соответственно;
     городах второго порядка - 47 %.
     Резервы экономической     активности    населения     частично
используются за счет лиц старше трудоспособного возраста. В среднем
20 %  представителей этой  группы заняты.  В течение  первых 5  лет
после  оформления  пенсии  эти  показатели в  1,5  раза  выше.  При
увеличении занятого населения в возрасте старше трудоспособного  во
всех  муниципальных  образованиях  до  среднеобластного  показателя
общий уровень занятости населения вырастет на 1 %.
     Интеграция в рынок труда  и эффективная занятость  безработных
граждан, обладающих  недостаточной конкурентоспособностью  (женщин,
имеющих  малолетних детей,  пенсионеров,  инвалидов), возможна  при
осуществлении специальных программ занятости.
     Наибольший эффект   может    дать   использование    различных
инструментов  семейной и  трудовой  политики, что  позволит  учесть
модели поведения социально-демографических групп населения с разным
образовательным уровнем, трудовым и доходным статусом.
     Сократить потери занятого населения возможно за счет:
     создания качественных рабочих мест в секторе услуг с  высокими
требованиями к квалификации занятых и высоким уровнем оплаты труда.
Более высокое образование расширяет границы трудоспособности;
     увеличения числа рабочих мест с нестандартными режимами труда:
неполным рабочим днем, гибким режимом занятости, работой на дому  и
пр.;
     расширения доступности образования для  инвалидов и членов  их
семей, создания специализированных рабочих мест;
     развития рынка социальных услуг  по уходу и воспитанию  детей,
который настоящее время развит крайне слабо.
     Межотраслевое и   даже   внутриотраслевое    перераспределение
трудовых ресурсов  - значительный резерв  сокращения разрыва  между
спросом и  предложением  на рынке  труда.  В условиях  снижающегося
предложения   и    растущей   трудовой   мобильности    большинство
высвобождаемых работников могут занять рабочие места более высокого
качества,   создаваемые   на   других   предприятиях   в   процессе
экономического роста.
     Снижению напряженности на рынке  труда может способствовать  и
перераспределение  предложения  труда между  отдельными  локальными
рынками труда. Для Томской области более актуальна задача повышения
внутрирегиональной мобильности населения, поскольку малые города  и
сельская местность Томской области не преодолели депрессивность.
     В ближайшие  10-15  лет в  повышении  эффективности  занятости
населения, восполнении сокращающихся трудовых ресурсов главную роль
будут играть внутренние резервы, среди которых:
     сохранение трудового потенциала населения старших возрастов;
     снижение барьеров,  препятствующих  привлечению  молодежи   на
рынок труда;
     более комфортное   совмещение    занятости   и    материнства,
способствующее росту занятости женщин;
     повышение внутрирегиональной мобильности рабочей силы;
     постепенное сокращение низкоэффективной  занятости в  отраслях
бюджетного сектора и в сельском хозяйстве.
     Внешние резервы будут  иметь ограниченный характер  в связи  с
обострением конкуренции  регионов за трудовые  ресурсы и  проблемой
низкой квалификации иностранных трудовых мигрантов.
     Потребуется переломить тенденции на рынке труда, обусловленные
структурой экономики и  географическими факторами: высокий  уровень
безработицы в  сельской местности, структурные  риски, связанные  с
зависимостью  бюджета  от  одной отрасли,  избыточная  занятость  в
бюджетном секторе,  устойчивое снижение  эффективности занятости  в
агросекторе.
     Стимулированию позитивных тенденций  в  сфере занятости  будет
способствовать более высокий уровень оплаты труда при менее сильной
дифференциации  заработной   платы,  высокий  уровень   образования
экономически активного населения, значительная доля занятых в малом
предпринимательстве.
     Северные районы  несельскохозяйственной  специализации   имеют
значительный  потенциал  пополнения   трудовых  ресурсов  за   счет
снижения  безработицы  и  стимулирования  экономической  активности
трудоспособных возрастов.
     С учетом максимального  постарения населения аграрных  районов
юга меры  по сокращению  безработицы и  стимулированию занятости  в
пенсионных возрастах могут  несколько смягчить проблему  сокращения
численности трудовых ресурсов.
     Города второго  порядка   (г.  Асино,   г.  Колпашево)   имеют
перспективы    повышения    занятости    за    счет     выпускников
профессиональных учебных  заведения  и привлечения  на рынок  труда
женщин  трудоспособного возраста  при  условии развития  социальных
услуг по уходу за детьми и роста уровня оплаты труда женщин.
     Учащаяся молодежь  и   выпускники  системы   профессионального
образования могут  стать  основным резервом  повышения занятости  в
крупных городах  при расширении  рабочих мест  с гибкими  условиями
занятости и увеличением оплаты труда.
     Внешняя миграция  может  сыграть  важную  роль  в   пополнении
трудовых ресурсов только в отдельных отраслях экономики.
     
             5. Цели, задачи государственной политики
                  на рынке труда Томской области

     Долгосрочные приоритеты  государственной  политики  на   рынке
труда определены  исходя из основных  положений Стратегии  развития
Томской области до 2020 года и включают:
     обеспечение приоритетных    секторов    экономики    трудовыми
ресурсами требуемого качества и в необходимом количестве на  основе
развития кадрового потенциала области;
     повышение уровня и качества жизни занятого населения на основе
развития предпринимательства и роста производительности труда;
     создание равных  возможностей  для  занятости  населения  всех
муниципальных образований.
     Долгосрочной целью  государственной  политики на  рынке  труда
Томской   области   является  качественные   трудовые   ресурсы   и
эффективный   рынок   труда  для   решения   стратегических   задач
социально-экономического развития региона.
     Для достижения цели выделены стратегические задачи:
     формирование, сохранение и развитие кадрового потенциала;
     создание условий для развития предпринимательской инициативы и
самозанятости населения;
     повышение эффективности функционирования рынка труда;
     сокращение дифференциации на территориальных рынках труда;
     улучшение условий и повышение оплаты труда, обеспечение защиты
трудовых прав работников;
     создание условий   для   привлечения   высококвалифицированных
трудовых ресурсов.
     Приоритетными направлениями государственной политики на  рынке
труда Томской области на долгосрочную перспективу являются:
     управление ситуацией на рынке труда;
     управление структурой и качеством рабочей силы;
     управление структурой и качеством рабочих мест.
     Выделены три  периода,   в   рамках  которых   государственная
политика   на   рынке   труда   Томской   области   будет    носить
дифференцированный характер:
     экономического спада (2009-2011 гг.);
     восстановления экономики (2012-2015 гг.);
     инновационного развития (2016-2020 гг.).
     Достижение цели  и решение  задач  в условиях  неблагоприятных
демографических тенденций  будет осуществляться  за счет  повышения
экономической  активности населения,  привлечения  рабочей силы  из
трудоизбыточных    регионов   и    квалифицированных    иностранных
работников.
     Обеспечение сбалансированности спроса  и предложения на  рынке
труда возможно за  счет повышения качества  рабочей силы и  рабочих
мест, роста производительности труда.
     В условиях  финансово-экономического  кризиса  государственная
политика  на  рынке  труда  Томской  области  будет  направлена  на
смягчение   негативных   последствий   высвобождения    работников,
сокращения  доходов  занятого  населения,  сохранение   эффективных
рабочих мест и кадрового потенциала.
     Предполагается особое     внимание     уделять      соблюдению
работодателями трудовых прав  и социальных гарантий  высвобождаемым
работникам.
     Переобучение и повышение квалификации работников,  находящихся
под  риском увольнения,  позволит  снизить напряженность  на  рынке
труда,   сформировать   трудовой   потенциал   в   соответствии   с
перспективной потребностью экономики.

                      6. Ожидаемые результаты
     
     Реализация настоящей Концепции  предполагает разработку  плана
мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей.
     План мероприятий   ежегодно   уточняется,   корректируется   и
утверждается Губернатором Томской области.
     Достижение цели и решение поставленных задач позволит:
     на I этапе в 2009-2011 годах:
     обеспечить эффективное взаимодействие  участников рынка  труда
на  основе  принципов  социального  партнерства,  направленное   на
сдерживание  негативных   тенденций   на  рынке   труда  в   период
финансово-экономического кризиса;
     оптимизировать работу  органов  службы  занятости   населения,
центров  подготовки  и  переподготовки  кадров  с  целью  смягчения
последствий высвобождения рабочей силы;
     не допустить резкого роста общей и регистрируемой безработицы,
в том числе носящей застойный характер;
     сохранить экономически эффективные рабочие места;
     сдержать рост    численности   работников,    находящихся    в
вынужденных  отпусках  или  работавших неполное  рабочее  время  по
инициативе администрации, обеспечить их социальную поддержку;
     обеспечить занятость   высвобождаемых  работников,   сократить
период их пребывания в статусе безработных;
     обеспечить условия  для развития  малого  и среднего  бизнеса,
расширение занятости населения в данном секторе;
     повысить уровень социальной защищенности работников, уволенных
в связи  с ликвидацией  организации,  или в  результате  сокращения
численности  или штата  работников,  а также  безработных  граждан,
испытывающих  трудности   в  поиске   работы  (инвалиды,   женщины,
выпускники и другие категории);
     не допустить   оттока    высококвалифицированных   кадров    с
территории Томской  области, сохранить  кадровый потенциал  базовых
отраслей экономики.
     на II этапе в 2012-2015 годах:
     повысить уровень занятости населения;
     обеспечить улучшение качественного  состава трудовых  ресурсов
за  счет  роста  доли  граждан  с  профессиональным   образованием,
повышения    соответствия   его    профессионально-квалификационной
структуры потребностям экономики Томской области;
     обеспечить рост денежных доходов населения, сокращение  уровня
бедности;
     стабилизировать и  улучшить ситуацию  на  рынке труда  Томской
области в целом и  в большинстве муниципальных образований  Томской
области, уменьшить  число муниципальных  образований с  напряженной
ситуацией на рынке труда;
     увеличить долю дополнительно  введенных новых  рабочих мест  в
приоритетных секторах экономики Томской области;
     снизить уровень травматизма и профессиональных заболеваний;
     повысить уровень     профессиональной    и     территориальной
мобильности  населения,   оптимизировать  привлечение   иностранной
рабочей силы в соответствии с потребностями экономики;
     сократить структурные несоответствия  спроса и предложения  на
рынке труда;
     повысить уровень  удовлетворенности  работодателей   качеством
подготовки выпускников учебных заведений различного уровня.
     на III этапе в 2016-2020 годах:
     существенно улучшить ситуацию на рынке труда Томской области и
муниципальных образований  Томской   области,  снизить  уровень   и
продолжительность общей и регистрируемой безработицы;
     обеспечить оптимизацию структуры и повышение качества  рабочих
мест  в приоритетных  секторах  экономики, в  том  числе по  уровню
заработной платы и условиям труда;
     увеличить численность   занятых   в   инновационных   секторах
экономики;
     повысить территориальную   и   профессиональную    мобильность
трудовых ресурсов;
     увеличить численность обучаемых  по дефицитным профессиям  для
инновационных секторов экономики;
     повысить уровень  обеспеченности предприятий  Томской  области
кадрами необходимой квалификации, в  том числе за счет  привлечения
квалифицированных  работников   из   других  субъектов   Российской
Федерации и стран СНГ в инновационные сектора экономики.



     Приложение



к Концепции действий на рынке труда Томской области до 2020 года


    Сводная таблица целей, задач, индикаторов, характеризующих
            достижение цели, решения поставленных задач


+---------------------------------+----------------------------------------------+
|     Индикаторы (показатели)     |          Этапы реализации Концепции          |
+---------------------------------+---------------------+------------------------+
|                                 |  Базовое значение   |  Нормативные значения  |
+---------------------------------+------+------+------++-----+------+-----------+
|                                 | 2006 | 2007 | 2008 | 2012 | 2015 |   2020    |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
|       Цель: Обеспечение эффективной занятости населения Томской области        |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| Уровень общей безработицы, %    | 9,0  | 6,9  | 8,0  | 8,4  | 7,2  |    5,0    |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| Задача 1. Формирование, сохранение и развитие кадрового потенциала             |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| 1. Удельный вес выпускников     | 52,8 |  -   |  -   | Положительная динамика  |
| учебных заведений всех уровней  |      |      |      |                         |
| профессионального образования,  |      |      |      |                         |
| трудоустроенных в организациях  |      |      |      |                         |
| Томской области по полученной   |      |      |      |                         |
| профессии или специальности     |      |      |      |                         |
| в первый год после выпуска, %   |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+------+------------------+
| 2. Уровень трудоустройства      | 32,2 | 32,9 | 33,5 | 38,0 |  Положительная   |
| безработной молодежи            |      |      |      |      |     динамика     |
| в возрасте 16-29 лет, %         |      |      |      |      |                  |
+---------------------------------+------+------+------+------+------------------+
| 3. Удельный вес работников      | 72,0 | 76,5 | 70,9 | Положительная динамика  |
| с профессиональным образованием |      |      |      |                         |
| от общей численности занятых    |      |      |      |                         |
| в экономике, %                  |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| Задача 2. Развитие предпринимательской инициативы и самозанятости населения    |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| Удельный вес занятых на         | 39,8 | 41,3 | 45,0 | Положительная динамика  |
| субъектах малого и среднего     |      |      |      |                         |
| предпринимательства от общей    |      |      |      |                         |
| численности занятых             |      |      |      |                         |
| в экономике, %                  |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| Задача 3. Повышение эффективности функционирования рынка труда                 |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 1. Уровень регистрируемой       | 3,8  | 2,8  | 2,2  | 2,9  | 2,5  |    2,0    |
| безработицы, %                  |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 2. Уровень трудоустройства      | 40,8 | 42,4 | 48,7 | 45,0 | 50,0 |   58,0    |
| граждан, обратившихся в службу  |      |      |      |      |      |           |
| занятости населения, %          |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| Задача 4. Сокращение дифференциации на территориальных рынках труда            |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 1. Количество территорий        |  12  |  15  |  14  |  14  |  10  |     7     |
| (муниципальных образований)     |      |      |      |      |      |           |
| с напряженной ситуацией         |      |      |      |      |      |           |
| на регистрируемом рынке         |      |      |      |      |      |           |
| труда4(1)                       |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 2. Коэффициент напряженности    | 3,3  | 1,8  | 2,0  | 3,6  | 1,5  |    0,7    |
| на регистрируемом рынке труда   |      |      |      |      |      |           |
| (численность незанятого         |      |      |      |      |      |           |
| населения, зарегистрированного  |      |      |      |      |      |           |
| _________________________       |      |      |      |      |      |           |
| (1) Уровень регистрируемой      |      |      |      |      |      |           |
| безработицы в 2 и более раза    |      |      |      |      |      |           |
| выше среднеобластного           |      |      |      |      |      |           |
| показателя                      |      |      |      |      |      |           |
|                                 |      |      |      |      |      |           |
| в органах службы занятости,     |      |      |      |      |      |           |
| в расчете на одну заявленную    |      |      |      |      |      |           |
| вакансию), %                    |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| Задача 5. Улучшение условий и повышение оплаты труда, обеспечение защиты       |
| трудовых прав работников                                                       |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| 1. Удельный вес работников,     | 52,0 | 53,1 | 54,2 | Положительная динамика  |
| охваченных коллективными        |      |      |      |                         |
| договорами, от среднесписочной  |      |      |      |                         |
| численности работников          |      |      |      |                         |
| в экономики, %                  |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
| 2. Удельный вес занятых         | 48,4 | 48,3 | 48,2 | Положительная динамика  |
| на работах с вредными и         |      |      |      |                         |
| опасными условиями труда        |      |      |      |                         |
| от общей численности работников |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 3. Соотношение между средней    | 2,9  | 3,7  | 2,4  | 3,0  | 4,0  |    5,0    |
| заработной платой и прожиточным |      |      |      |      |      |           |
| минимумом трудоспособного       |      |      |      |      |      |           |
| населения, раз                  |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| Задача 6. Создание условий для привлечения высококвалифицированных трудовых    |
| ресурсов                                                                       |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 1. Миграционный прирост         | 1,3  | 2,6  | 3,5  | 2,0  | 2,0  |    2,0    |
| на 1 тыс. населения             |      |      |      |      |      |           |
+---------------------------------+------+------+------+------+------+-----------+
| 2. Доля ИРС в общей численности | 0,3  | 1,1  | 1,8  | Положительная динамика  |
| населения, занятого в экономике |      |      |      |                         |
| Томской области                 |      |      |      |                         |
+---------------------------------+------+------+------+-------------------------+
     


Информация по документу
Читайте также