Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 11.08.1997 № 250Глава Администрации (Губернатор) Томской области Постановление от 11.08.97г. N 250 г.Томск Утратилo силу - Постановление Администрации Томской области от 07.02.2005 г. N 16 Об утверждении Программы реформирования жилищно- коммунального хозяйства Томской области на период с 1997 по 2003 годы Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российскойедерации от 28 апреля 1997 г N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ", П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Утвердить Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Томской области с 1997 по 2003 годы"(прилагается). 2. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 сентября 1997 г. разработать и утвердить муниципальные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Галямова Ю.Ю. Первый заместительГлавы Администрации В.Пономаренко Утверждена постановлением Главы Администрации Томской области от ПРОГРАММА реформирования жилищно-коммунального хозяйства Томской области на период с 1997 по 2003 гг. Томск 1997 год Паспорт программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Томской области на период с 1997 по 2003 годы Наименование программы Программа реформирования жилищно- коммунального хозяйства Томской области на период с 1997 по 2003 годы Основание для разработки Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 526 О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Постановление Главы администрации Томской области от 8 июля 1997 года О рабочей группе по реформе жилищно-коммунального хозяйства Томской области Заказчик программы Администрация Томской области Разработчик проекта Департамент строительства и жилищно-коммунального программы хозяйства Томской области Цель программы Перевод жилищно-коммунального хозяйства Томской области на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг Задачи программы - снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг; -- совершенствование механизмов финансирования отрасли; -- усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; -- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда. Основные исполнители Администрации муниципальных образований программы Сроки реализации с 1997 по 2003 годы Ожидаемый результат Переход на 100% финансирование текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения Система организации Администрация Томской области контроля по реализации Департамент строительства и ЖКХ Томской области программы Администрации муниципальных образований Содержание Паспорт программы 2 Содержание 3 1.Структура, цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства 4 2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Томской области 5 3.Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства и направления их реализации 8 Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ 9 Изменение механизмов финансирования отрасли 13 Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ 15 Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда 16 Управление и организационное обеспечение реализации программы 17 Функции управления реализацией программы на уровне области 17 Организационное обеспечение реализации программы на уровне области 17 Функции управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления 18 Организационное обеспечение реализации программы на уровне органов местного самоуправления 18 Финансовое обеспечение реализации программы 19 Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведение реформы жилищно- коммунального хозяйства 19 Методы использования внебюджетных источников 21 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы 23 Информационное обеспечение реализации программы 24 План-график мероприятий по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Томской области 29 Приложения 1. Структура, цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства включает в себя: - состояние жилищно-коммунального хозяйства Томской области; - цели и задачи реформирования ЖКХ и направления их реализации; - нормативно-правовое, финансовое, организационное, информационное обеспечение Программы; - сроки реализации основных ее этапов. Структура программы реформирования ЖКХ представлена на схеме: Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства Томской области, исходя из Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, является перевод жилищно-коммунального хозяйства области на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг. Для реализации поставленной цели следует решить четыре группы задач: - снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг; - совершенствование механизмов финансирования отрасли; - усиление социальной политики в сфере ЖКХ; - обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда. 2.Состояние жилищно-коммунального хозяйства Томской области Производственная структура ЖКХ Томской области охватывает свыше 150 предприятий с общей численностью работающих около 15 тысяч человек; осуществляет более 30 видов деятельности, основные из них - жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и электроснабжение, озеленение населенных пунктов, ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы, летняя и зимняя уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги. Жилищный фонд Томской области составляет 18,4млн.кв.м общей площади, в том числе 12,1млн.кв.м в городской местности, 6,3млн.кв.м - в сельской; на одного человека приходится 17,6кв.м (по России - 18,1кв.м). В последние 5 лет существенно изменилась структура жилищного фонда по формам собственности в результате приватизации жилья и передачи его в муниципальную собственность. Данные приведены в таблице 1: Таблица 1 На начало 1991 года На начало 1997 года Частный сектор 22,8% 43,2% Государственный 52,5% 7,2% Муниципальный 24,6% 43,3% Коллективный (смешанная собственность) 0,1% 6,3% Итого 100% 100% Ежегодно по области должно капитально ремонтироваться 3,0 - 3,5 млн. кв. м (4% от общего количества) жилфонда. Однако, из-за отсутствия финансовых средств ремонтируется 10-15 % от потребности, а капитальный ремонт ведомственного жилья практически прекращен. 657тыс.кв. м жилья относится к категории ветхого и аварийного. В городской местности его размеры составляют около 4%, а в сельской - более 2% от общей площади. Степень благоустройства жилищного фонда такова, что каждая седьмая квартира в городах и поселках городского типа не оборудована центральным водоснабжением, каждая шестая - канализацией, каждая восьмая - центральным отоплением. В сельской местности 70-80% квартир не имеет всего комплекса коммунальных услуг. Система центрального водоснабжения характеризуется следующими показателями: мощность водозаборных и очистительных сооружений составляет 500тыс. куб. м в сутки; эксплуатируется 1130 скважин; протяженность водопроводных сетей - 2100 км. В настоящее время потребителям реализуется более 81млн. куб. м. воды, в том числе населению около 64%. В результате большого износа сетей (70-80%), велики потери воды (15-30% к объему поданной воды). Объемы капитального ремонта в последние годы значительно снизились; в 1997году предусмотрено отремонтировать (в порядке подготовке к зиме) 149 км водопроводных сетей, что составит 7% от общей протяженности. Если ремонтировать такими темпами, на ремонт сетей потребуется 14 лет. Мощность канализационных сооружений составляет более 215тыс. куб. м в сутки; протяженность канализационных сетей составляет 850 км.Через очистные сооружения пропускается чуть более 50% стоков, остальное - в неочищенном виде спускается в открытые водоемы и загрязняет их, ухудшая экологическую обстановку в области. В этом в основном повинны промышленные предприятия, которые спускают в канализацию более 20% всех стоков. И здесь высок процент износа основных фондов (60-70%), в результате - на сетях более 100 аварий в год. Объемы капитального ремонта также невелики - на 1997 год 27 км - это 3% от общего количества сетей. Теплоснабжение городов и районов (кроме г. Томска) обеспечивают 667 котельных, часть которых работает на жидком и газообразном топливе. Протяженность теплосетей составляет 1200 км. В последние годы в порядке реализации программы энергосбережения ведется работа по переводу котельных на жидкое топливо и газ. В 1996 году переведено 17 котельных. В результате чего, закрылось 87 угольных котельных, на 349 человек сократилась численность работающих, на 16,8млрд. рублей сократились затраты на производство тепла, в том числе по зарплате - на 5,2млрд.рублей, по топливу - на 7,5млрд.рублей. Работа по газификации котельных продолжается. ЖКХ имеет большое электрохозяйство, осуществляя электроснабжение промышленных предприятий, бюджетных организаций и населения, причем доля населения составляет более 50% потребляемой электроэнергии. Протяженность электросетей составляет около 8тыс. км, количество трансформаторных подстанций - 1796. В некоторых населенных пунктах электросети нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. В1997 году запланировано отремонтировать 577 км сетей и 189 трансформаторных подстанций. Такое состояние в основных подотраслях, обеспечивающих жизнедеятельность городов и сел области. Положение еще усугубляется тем, что в последние годы идет передача жилья и коммунальных объектов в муниципальную собственность, причем объекты передавались без финансового обеспечения. Только одного жилья передано в муниципальную собственность за 1993-1996 годы около 5млн.кв. м общей площади, в том числе в 1996 году - 393тыс.кв. м , кроме того котельные, электросети, водопроводные сети и другие объекты. Долг федерального бюджета за 1996 год составил 209,1млрд. рублей. На 1997 год предусмотрено выделение всего 10млрд. рублей. Плановый ремонт объектов ЖКХ не ведется. Ремонтные работы производятся только в период подготовки к зиме. Общий объем услуг, работ и продукции, произведенный предприятиями ЖКХ области составил в 1996 году 912млрд. рублей, населением оплачено 127,3млрд. рублей (13,7%). Реформирование ЖКХ в области осуществляется с 1993 года с выходом постановления Правительства РФ от 26.09.93 года Э 935 О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке выплаты компенсаций (субсидий) населению при оплате жилья и коммунальных услуг. Сформированная в 1993-1995 годах законодательная, правовая, нормативно -методическая база определила основное направление реформы - постепенный переход к полному возмещению затрат на содержание, ремонт и коммунальные услуги за счет населения и обеспечение социальной защиты малоимущего населения. В эти годы начали формироваться договорные отношения между владельцами основных фондов ЖКХ и хозяйственными субъектами. Однако этот процесс сдерживался из-за неполного финансирования предприятиям плановых объемов услуг. Проведена большая работа по расчету и утверждению нормативов потребления услуг и тарифов на них. Основная тяжесть легла на органы местного самоуправления. В ряде районов (Шегарский, Парабельский, Зырянский, Тегульдетский) изменилась структура предприятий - появились отделы ЖКХ сельских администраций, товарищества с ограниченной ответственностью (Молчаново), акционерные общества (Бакчар). Изменилась структура управления ЖКХ на областном уровне: ТПО ЖКХ Томской области преобразовалось в ГУП "Инжкомсервис", которое выполняло функции управления до 1995 года; с 1996 года функции управления осуществляет Департамент строительства и ЖКХ Администрации Томской области. В этот период началась работа по созданию служб заказчика (созданы в с. Мельниково, г. Томске). Ведется работа по созданию этой службы в г. Асино, Колпашево. Некоторые районные администрации считают создание этой службы нецелесообразной (Тегульдет, Кожевниково). Однако в области практически не ведется работа по созданию товариществ собственников жилья (ЖКХ), кондоминиумов. Этих структур самоуправления в области нет. С 1994 года осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. За эти годы рост ставок оплаты услуг увеличил долю населения в покрытии эксплуатационных расходов в среднем по области с 1,5% в 1994 году до 13,7% в 1996 году. Доля платежей населения на оплату ЖКУ составляет по районам и городам от 8% до 15% совокупного дохода семьи. Тарифы для населения за коммунальные услуги по муниципальным образованиям приведены в таблице 2 (прилагается). Формирование тарифов на ЖКУ ведется без должного методического руководства, противозатратный механизм не работает. Предприятия ЖКХ, защищая свои интересы (чтобы побольше получить дотаций из бюджета), необоснованно завышают себестоимость услуг и,соответственно, тарифы на них. Анализ затрат на ЖКУ большинства районов показывает следующее: рентабельность на полную себестоимость услуг в районах устанавливается разная: от 0 до 25%, причем для населения - в меньшем размере; для бюджетных организаций - в большем размере; для хозрасчетных организаций - по максимуму; затраты по оплате труда определяются исходя из установленной тарифной ставки, которая колеблется от 60000 рублей (г. Асино) до 230000 рублей (северные районы); переоценка основных фондов (на начало 1997 года) не везде проведена по фактической оценке, в некоторых районах - по коэффициентам, что ведет к завышению затрат по амортизации; не во всех районах освобождены предприятия ЖКХ от местных налогов и сборов (Первомайское МП ЖКХ, "Стрежевойкоммунхоз", Александровское ПО ЖКХ); некоторые районы неправильно делают распределение накладных расходов по видам услуг, тем самым искажают себестоимость. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо принять единую методику расчета себестоимости и тарифов. Повышение тарифов на ЖКУ для населения осуществляется с одновременным принятием мер социальной защиты граждан путем предоставления компенсаций (субсидий). За 1996 год субсидий получили около 3 тысяч семей на сумму 384 млн. рублей. Выплата субсидий организована либо в органах социальной защиты населения либо на предприятиях ЖКХ. Ввиду недостатка финансовых средств, субсидии выплачиваются не во всех районах (Томский, Первомайский, Зырянский,Верхнекетский, Бакчарский, Каргасокский, Чаинский, Александровский, Тегульдетский, Парабельский) Из-за отсутствия в области Государственной жилищной инспекции не осуществляется технический надзор за состоянием жилищного фонда, коммунальных объектов и выполнением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 года Э1099. Неплатежи населения за коммунальные услуги в некоторых районах составляют 50 и более процентов. Причина в том, что заработная плата выплачивается нерегулярно и качество услуг оставляет желать лучшего. Значительная сумма неплатежей остается за бюджетными организациями, на 01.01.97г.эта сумма составляет около 242.2 млрд. рублей. Цели и задачи реформирования ЖКХ Томской области и направления их реализации Цели и задачи программы реформирования ЖКХ Томской области представлены на схеме: Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ 3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ. Основные направления решения этой задачи даны на схеме: Ключевыми аспектами каждого из указанных направлений являются: 3.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. 3.1.1.1. Содействие становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде должно предусматривать: - упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества; - возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда; - предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов области и муниципальных образований. 3.1.1.2. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам. 3.1.1.3. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. 3.1.1.4.Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ, как некоммерческих организаций, улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками. 3.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг. Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирования рынка услуг. 3.1.2.1. Разделение заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению. Мировая практика, а также российская практика последних лет достаточно убедительно показывает, что создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирование им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. При таком подходе система управления муниципальным жилищно- коммунальным хозяйством рассматривается как трехуровневая система: - собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости; - заказчики жилищно-коммунальных услуг; - подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг. 3.1.2.2. Формирование службы заказчика (управляющей компании), как субъекта рыночных отношений, является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве. При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться двумя соображениями: - служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг; - такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов. Основными задачами службы заказчика являются: - выборы наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде; - заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости; - обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления. Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений. Сегодня, при только формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья, лучшей организационной формой службы заказчика в масштабах города с численностью населения более 30000 человек является муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано: - в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда; - в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов); - в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья; - минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг; - в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг; - в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций. Для решения каждой из указанных задач необходим соответствующий механизм экономического стимулирования данной деятельности. В масштабах муниципальных образований с численностью населения до 30000 человек предпочтительной является служба заказчика как муниципальное учреждение. Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются: - финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда; - по существу, возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого жилищно- коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика; - бюджетное финансирование - это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы - оплату работ в зависимости от их качества и количества. Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемого в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на "недостаток финансовых средств", многие администрации не создают службы заказчика. При этом не учитывается, что: -существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, главная проблема состоит в стабильности финансирования; - даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика; - стабильность финансирования жилищного хозяйства достаточно легко обеспечить путем опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг; - для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компенсации местных органов власти. Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию реальных рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг. 3.1.2.3. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов позволяет резко повысить эффективность используемых финансовых ресурсов. Главные вопросы для успешного проведения конкурсов: - грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, размер пакета не должен быть менее 1000 квартир; - активная информационная кампания; - полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора. 3.1.2.4. Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищно-коммунальных услуг - достаточно длительный и непростой процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.(Примерные договоры на поставку жилищно- коммунальных услуг прилагаются). Разработка и широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг. 3.1.3.Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг заключается в первую очередь в: 3.1.3.1. - регулировании цен на поставку услуг естественных монополистов путем контроля затрат и рентабельности; практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов) и ремонтный фонд; 3.1.3.2. - выделении работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставка сырья и материалов, и особенно- ремонтные работы, которые сегодня, есть все основания полагать, проводятся наиболее неэффективно с точки зрения стоимости); - содействии внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг; 3.1.4. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг. Ресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве предусматривает: 3.1.4.1. - разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг, в первую очередь на границах раздела с энергоснабжающей организацией, а затем в масштабах а) микрорайона, б) дома, в) квартиры, регулирования расходования тепловых ресурсов ( временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее); обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика. 3.1.4.2. - формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним из возможных и привлекательных подходов может стать формирование регионального Фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для выделения на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению. 3.1.4.3.- разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде; 3.1.4.4. - методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению; одним из возможных направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие - за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина). 3.2.Изменение механизмов финансирования отрасли Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики. Эта задача включает в себя три основные составные части, представленные на схеме:( см. на следующей странице) 3.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя: 3.2.1.1. - определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением в каждом муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны проводиться в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально-экономическая ситуация в области и уровень доходов населения. Лучшим индикатором доходов населения является его охват программой жилищных субсидий; целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа жилищных субсидий охватывала не более 30% населения; 3.2.1.2. - определение социальных стандартов услуг ЖКХ и источников бюджетной поддержки отрасли. Рекомендуется делать это на муниципальном уровне; муниципальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами ( наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.) 3.2.1.3. - введение полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего некоторые социальные нормативы ( эти нормативы в общем случае могут быть больше стандартов социальной площади жилья для расчета жилищных субсидий); 3.2.1.4. - ускорение темпов роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными; такой подход может не только заметно повысить качество обслуживания жилищного фонда, но и увеличить коммунальные платежи населения за счет повышения дисциплины платежей; 3.2.1.5. - разработка подходов по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ. Эти подходы должны включать не репрессивные меры, информационно- разъяснительные; правильно информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей. 3.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании: 3.2.2.1. - введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт; это должно позволить сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат; 3.2.2.2. - введение платы за наем муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья; 3.2.2.3.- включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг позволит защитить население от форс-мажорных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями; 3.2.2.4 - ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание , а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей. 3.2.3.Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ требует: 3.2.3.1.- разработки методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, что позволит сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения; 3.2.3.2 - приведение бухгалтерской отчетности жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам, что сделает прозрачной структуру тарифа и позволит рассчитывать на привлечение иностранных инвестиций. 3.3.Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ. Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства представлены на схеме: ( см. на следующей странице) 3.3.1.Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений всей социальной политики государства. Оно включает в себя: 3.3.1.1 - создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях; 3.3.1.2 - совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий; 3.3.1.3 - бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности принимаемых органами власти Томской области и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является традиционной мерой социальной защиты отдельных категорий граждан. В этом направлении необходимо: 3.3.2.1.- упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот; 3.3.2.2.- обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников. 3.3.3. Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (пожара) или стихийного бедствия (урагана). Введение обязательного страхования жилья потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровнях. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируется законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. 3.4.Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда. Меры по обеспечению государственного контроля за состоянием жилищного фонда предусматривают:. 3.4.1. - организацию Государственной жилищной инспекции в Томской области; 3.4.2 - обеспечение контроля за соблюдением параметров качества содержания жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности. Для непосредственного контроля за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за качеством и надежностью обслуживания потребителей на всей территории области необходимо создать жилищную инспекцию со своими службами во всех муниципальных образованиях. В функциональные обязанности жилищной инспекции следует включить контроль за фактом заключения договоров, наличия в них реальных и контролируемых требований по качеству обслуживания. 4. Управление и организационное обеспечение реализации программы. 4.1.Функции управления реализацией программы на уровне области. Важнейшей функцией областных органов управления и контроля становится регулирование хода реформы ЖКХ на территории. Среди функций управления, должны находиться: - своевременное принятие нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению областных органов управления по всем направлениям преобразований; - организация взаимоотношений с муниципальными бюджетами, которая способствовала бы координации хода реформ в городах и районах, а также стимулировала бы: а) развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; б) использование альтернативных форм предоставления услуг, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, иных мероприятий, способствующих снижению стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг; - организация информационного обеспечения и мониторинга хода реформ на территории области.. Контроль и регулирование деятельности естественных и локальных монополий; в первую очередь через региональную энергетическую комиссию, защиту прав потребителей, проводить через областные органы управления. Для реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо, чтобы на каждом уровне ответственности были созданы соответствующие структуры, объективно заинтересованные в ее проведении. 4.2.Организационное обеспечение реализации программы на уровне области. В рамках реализации областной программы реформирования жилищно- коммунального хозяйства на уровне области необходимо: тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг; политика ставок оплаты услуг ЖКХ населением; формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда; распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ ( в том числе на подготовку к зиме); контроль и оказание практической помощи в разделении функций заказчика и подрядчика, в создании системы договорных отношений и конкурентной среды в ЖКХ; контроль за деятельностью предприятий - естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг; формирование политики ресурсосбережения; формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья (кондоминиумов); контроль за системой учета и оценки недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья. Стратегической целью реформы на уровне области должно стать поэтапное сокращение доли дотаций на жилищно-коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете области. Что касается функций материально-технического снабжения то они должны исполняться специализированными предприятиями любых организационно-правовых форм по договорам с собственниками жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Целесообразно сохранение для реализации этих функций государственного унитарного предприятия "Инжкомсервис", хотя это предприятие должно стать равноправным участником рынка соответствующих услуг без прямой бюджетной поддержки, либо других преимуществ. 4.3. Функции управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления. На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ "О местном самоуправлении", Уставом Томской области. В связи с этим, важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления как хозяйственной деятельности. Рациональное разделение функций должно определить организационную структуру управления и обслуживания ЖКХ на муниципальном уровне. Необходимо завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ. В отношении между собственниками и нанимателями необходимо перейти к реально подписанным договорам найма муниципального жилья, как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности. 4.4.Организационное обеспечение реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне. Важнейшим шагом для организации работы по реформированию жилищно- коммунального хозяйства на муниципальном уровне должно стать: реальное создание структур управления жилищно-коммунальной сферой от имени собственника - заказчиков услуг ЖКХ, экономически заинтересованных в сокращении суммы бюджетных дотаций жилищно- коммунальному хозяйству, и переход на договорные отношения с предприятиями производителями этих услуг - подрядчиками; формирование единой по муниципальному образованию политики финансирования жилищного хозяйства, повышения ставок оплаты населением жилья и коммунальных услуг и введения полной оплаты жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальные нормативы; создание системы реального контроля и сопоставления уровня обслуживания в целом по муниципальному образованию; создание системы реальной выплаты жилищных субсидий малоимущим слоям населения; совершенствование системы сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и введение счетов-квитанций с указанием фактических затрат на содержание конкретной квартиры, размера и доли платежа пользователя и размера доплаты из местного бюджета; организация разъяснительной и информационной работы с населением о ходе, целях и задачах реформы ЖКХ. Важнейшей задачей управляющей структуры на уровне муниципального образования должно стать совмещение административных и финансовых рычагов управления. Для этого в ее ведение необходимо передать распоряжение и контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, и муниципальной собственностью переданной предприятиям, производящим жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, эта структура должна осуществлять планирование деятельности по модернизации жилищного фонда, сбор и перераспределение между жилищными предприятиями внебюджетных поступлений в масштабах всего муниципального образования. К таким поступлениям относятся введенные в соответствии с постановлением Правительства РФ Э707 от 18 июня 1996 г. "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в структуру оплаты жилья начисления на капитальный ремонт и платы за найм муниципального жилья. Эти средства не связаны с текущими затратами по содержанию жилищного фонда и могут быть использованы на том жилищном фонде, который находится в худшем состоянии. Финансовое обеспечение реализации программы Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Основными источниками финансирования жилищно-коммунального хозяйства являются: средства потребителей, которые реализуются в форме платежей за услуги; ассигнования из бюджета - как прямые дотации предприятиям жилищно- коммунального хозяйства, образующиеся за счет разницы реальной стоимости услуг ЖКХ и тарифами для населения ( на переходный период до 2003 года); внебюджетные источники. Для ликвидации кризиса неплатежей предприятий и учреждений необходимо проводить работу по сокращению задолженности организаций путем выявления неплательщиков и применения к взаимных зачетов долговых обязательств, как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в бюджет. Необходимо решать задачу по эффективному воздействию на должников за коммунальные услуги и упорядочения предоставляемых льгот населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Размер финансовой помощи области из федерального бюджета на жилищно- коммунальное хозяйство рассчитывается на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой следующих федеральных стандартов: федеральный стандарт социальной площади жилья определяется, исходя из следующих норм обеспеченности населения жилищем: 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех человек, 42 кв. м. общей площади на семью из двух человек, 33 кв. м на одиноко проживающих граждан. федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья, рассчитываемый исходя из стандартного набора ЖКУ: содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение, средних сложившихся норм потребления, а также среднего сложившегося "экономически обоснованного" тарифа по каждой из услуг в разрезе крупных экономических зон: Западно-Сибирский район - 8900 руб. в месяц, в т.ч. территории, приравненные к районам Крайнего Севера - 12900 руб. в месяц; федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги по годам в процентах: 1997 год - 35% 1998 год - 50% 1999 год - 60% 2000 год - 70% 2001 год - 80% 2002 год - 90% 2003 год - 100%; Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, коммунальных услуг ( в процентах от совокупного семейного дохода): 1997 год - 16% 1998 год - 18% 1999 год - 19% 2000 год - 20% 2001 год - 22% 2002 год - 23% 2003 год - 25%. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Томской области предусматривает, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой помощи, оказываемые муниципальным образованиям из средств областного бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих областных стандартов: а) областной стандарт социальной нормы площади жилья; б) областной стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг ( содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение). в) областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Этот стандарт рассчитывается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода). г) областной стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно- коммунальных услуг. Этот стандарт определяется дифференцировано по муниципальным образованиям. При фактическом перечислении средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований будет производится уменьшение расчетного размера трансфертов с учетом величины дополнительных дотаций жилищно- коммунальному хозяйству, предоставляемых в рамках бюджетов муниципальных образований в результате отклонения от установленных областных стандартов. В то же время не будет допускаться уменьшение размера трансфертов для муниципальных образований, снижающих бюджетные дотации жилищно- коммунальному хозяйству в ходе проведения его реформы. Рекомендовать муниципальным образованиям в первоочередном порядке средства на компенсацию жилищных субсидий должны перечисляться на счета товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Вместе с тем, неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам. В случае отсутствия, либо перерасхода бюджетных средств, предоставление компенсаций производится как выпадающие доходы. При формировании местных нормативов уровня платежей граждан за услуги следует предусматривать анализ тарифов на эти услуги с целью их понижения за счет исключения необоснованных затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат возрастет без изменения стоимости этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное дотирование отрасли и будет демонстрировать эффективность проведения жилищно-коммунальной реформы. 5.2. Методы использования внебюджетных источников. Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города или района в реконструкции и развитии жилищной инфраструктуры; снижается качество и ритмичность предоставления коммунальных услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек, соответственно увеличиваются затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации. Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики. Сама практика финансирования капиталовложений из государственных и муниципальных бюджетов, при которой решения о капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке. Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом в тепло - и энергосберегающие проекты. В частности, перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергетических водонасосов на современные многоскоростные позволяет значительно снизить себестоимость производства соответствующих коммунальных услуг. В данном контексте рекомендуется руководствоваться следующими соображениями. 1. Экономическая целесообразность. Размеры капитальных вложений в такие инфраструктурные проекты, как правило, весьма велики. Их полноценное финансирование из областного, городского или районного бюджетов в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно, тогда строительство и реконструкция оттягивается на неопределенное время, либо бремя расходов бюджета слишком велико и капитальные расходы осуществляются за счет других, не менее важных статей текущих расходов. 2. Экономическая привлекательность инвестиций в тепло- и энергосберегающие проекты и развитие жилищной инфраструктуры для инвесторов. Экономическая привлекательность тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых инвестором на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг. Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло- и энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%. Условиями выполнения таких проектов за счет внебюджетных источников должны служить: - сохранение в прежнем объеме прежних бюджетных дотаций реконструирующимся коммунальным предприятиям на время выплат по кредиту; - удержание на время выплат по кредиту уровня оплаты коммунальных услуг на текущем уровне с учетом инфляции, несмотря на реальное падение себестоимости их производства. В ставке оплаты для населения, целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой платежа, соответствующего объему полученной экономии в расчете на пользователя услуг. Это обеспечит возможное зачисление полученной суммы экономии на отдельный счет и предотвратит расходование данных средств не по назначению. Социальная справедливость. Муниципальная инфраструктура ЖКХ служит многие десятилетия не одному поколению, поэтому наиболее справедливой моделью следует признать долгосрочные займы (кредиты) с последующим инвестированием полученных средств в эту инфраструктуру и выплатами по долгам в течение относительно долгосрочного периода. Таким образом, может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования капиталовложений между несколькими поколениями пользователей. Стимулирование других аспектов реформы ЖКХ и развития рынка долгосрочного кредитования в области и муниципальных образованиях посредством займов на развитие жилищной инфраструктуры. Муниципальным образованиям необходимо осваивать формы заимствования средств, самостоятельно выходить на рынок облигаций, привлекать долгосрочные и краткосрочные кредиты (займы). По мере снижения рыночной процентной ставки по кредитам банков, снижения ставки рефинансирования ЦБ, доходности по ГКО и другим высокодоходным инструментам федерального уровня, муниципалитетам необходимо обращаться к поискам среднесрочных и долгосрочных кредитов в рамках программы развития жилищной инфраструктуры. Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности займы ( кредиты), оказывает дополнительное позитивное воздействие на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие областных и муниципальных финансовых рынков: муниципальные предприятия и муниципалитеты в отчетах о своей деятельности, предоставляемых инвесторам, в особенности иностранными, должны опираться на международные стандарты бухгалтерского учета и раскрытия информации, что значительно расширит для них рынок инвесторов (кредиторов) и улучшит условия заимствования; муниципалитеты совместно с предприятиями ЖКХ должны проводить рационализацию платежей (ставок, тарифов) за коммунальные услуги, которая предполагает, ликвидацию практики перекрестного субсидирования. Повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета через развитие новых форм обеспечения (залога) муниципальных займов. Большое влияние на условия кредита и возможность создать конкурентную среду среди кредиторов и инвесторов, оказывает обеспечение возврата муниципального займа (кредита) надежным залогом. Имущественный залог в данном случае не имеет смысла так как объекты жилищной инфраструктуры мало ликвидны. Вместо имущества как залогом, так и источником погашения, могут служить коммунальные платежи. Имеет смысл передавать в залог часть потока платежей населения, т.к. они обладают наибольшей ликвидностью. Население расплачивается реальными деньгами, и процент неплатежей за коммунальные услуги у населения значительно ниже, чем у предприятий и организаций. Кредит необходимо обеспечивать гарантиями области или муниципалитета в размере суммы запланированных дотаций. Эти гарантии могут быть оформлены как поручительством, в котором область и муниципалитет гарантирует возврат кредита из бюджета, так и переданными в залог своими векселями. 6. Нормативно правовое обеспечение реализации программы Правовой основой реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области является следующие документы: Указы Президента Российской Федерации: О реформировании жилишно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 1997 года Э 425; О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 мая 1997 года. Постановления Правительства Российской Федерации: О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг от 26 мая 1997 года Э 621; О повышении эффективности использования энергетических ресурсов воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы от 8 июля 1997 года Э 832. Закон о жилищно-коммунальном хозяйстве в Томской области; Закон Об утверждении минимальных социальных стандартов на жилищно- коммунальные услуги в Томской области; Закон "Об утверждении стандартов ЖКХ в Томкой области"; Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ; Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; Методика определения расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ; Примерное положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов; Методика расчета ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платежей на содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда; Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ; Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания службы заказчика по услугам ЖКХ; Нормативы материально-технического обеспечения на ремонт и эксплуатацию основных фондов объектов ЖКХ; Методика расчета объема финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных социальных стандартов в ЖКХ муниципальными образованиями; Методологии технико-экономических обоснований инвестиционных проектов для привлечения средств и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие объектов инфраструктуры. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчиков, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонение от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате. 7. Информационное обеспечение реализации программы 7.1 Совершенствование статистической отчетности и социологических методов. В осуществлении жилищной реформы в России широкие полномочия предоставлены органам исполнительной власти области. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы должна быть создана на муниципальном и областном уровнях, т.е. там, где будут приниматься основные решения в рамках реализации программы реформы, но вместе с тем, необходимо обеспечить отслеживание ключевых параметров на федеральном уровне для реализации полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации (защита прав граждан, регулирование межбюджетных отношений и др.). В настоящее время статистика, отражающая деятельность предприятий ЖКХ и оплату жилищно-коммунальных услуг населением, зачастую не дает возможности для полноценного анализа и принятия обоснованных решений. К числу основных недостатков сегодняшней системы жилищной статистики могут быть причислены: раздробленность, несопоставимость, неполное отражение наиболее важных направлений жилищной реформы в используемых статистических показателях. Основные статистические данные о жилищно-коммунальном обслуживании и оплате жилищно-коммунальных услуг поступает в Госкомстат России из трех источников и обобщается в следующих изданиях: 1. Управление социальной статистики выпускает ежегодный Сводный отчет о жилищном фонде и численности проживающих. В третьем томе Отчета таблица Г69 содержит данные об эксплуатационных затратах и доходах жилищных организаций, в том числе, от сбора квартплаты на один кв.м в разрезе республик, краев и областей. Основное достоинство отчета в том, что он содержит не только усредненные данные, но также и по областным (краевым, республиканским) центрам и ряду крупных городов, не являющихся областными центрами. Основной недостаток: невозможность использования документа при оперативном анализе, поскольку он выпускается один раз в год, нередко с большой задержкой. 2. Управление статистики цен ежемесячно выпускает сборник Средние цены и тарифы на платные услуги, в котором приводятся средние ставки оплаты жилья и коммунальных услуг по административным центрам субъектов Российской Федерации и некоторым крупным городам. Переход на отслеживание ставок и тарифов в разрезе крупных городов положительно сказывается на качестве информации. Новые проблемы связаны с нарушением единообразия оплачиваемых населением жилищных услуг. В ряде городов такие услуги как вывоз мусора, обслуживание лифтов и др. выделены в качестве самостоятельного платежа, в то время как в других входят в плату за содержание и ремонт жилья. Необходимо обеспечить сбор информации по сопоставимому кругу, учитывая все жилищные услуги, независимо от того входят ли они в общий платеж или оплачиваются отдельно. В качестве дополнительного отслеживаемого показателя необходимо ввести плату за найм. Усиление дифференциации жилищно-коммунальных платежей в зависимости от качества и местоположения приводит к появлению разрыва между величиной оплаты жилищно-коммунальных услуг по базовым ставкам и средним фактически сложившимся уровнем оплаты. Необходимы дополнительные методические указания, которые обеспечили бы сопоставимость данных по отдельным городам.. 3. В рамках отраслевой статистической отчетности Департамент ЖКХ Минстроя представляет в Госкомстат России ежеквартальный Отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства (форма 22-ЖКХ "Отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства", утвержденная постановлением Госкомстата России от 16.06.94 Э70), которая является основным источником систематической информации об объемах предоставленных коммунальных услуг, величинах себестоимости и тарифов, социальной норме площади жилья и других параметрах программы жилищных субсидий. На практике форма заполняется предприятиями и организациями жилищно- коммунального хозяйства, сводится органами управления ЖКХ и госпредприятиями на уровне области и поступает в Департамент ЖКХ Минстроя России. Регулярно представляют отчетность лишь около 60 субъектов Российской Федерации, поэтому целостная картина по России отсутствует. Качество информации можно оценить как низкое. Достаточно часты очевидные ошибки в расчетах при отсутствии какой-либо системы контроля и обратной связи. На областном уровне зачастую также отсутствует дисциплина в предоставлении исходной информации, в связи с чем происходит расчет средних величин по достаточно случайной выборке, либо занижение абсолютных показателей (например, количество семей, которым начислены жилищные субсидии). Представляется целесообразным сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22-ЖКХ передать в ведение организаций Госкомстата России. Саму форму необходимо существенно переработать. Исключение может составить узкоотраслевая информация (бани, прачечные, ритуальные услуги), которую можно оставить в рамках ведомственной статистики. После пересмотра формы 22-ЖКХ как в содержательном плане, так и с точки зрения системы сбора информации, она могла бы стать информационной основой мониторинга хода реформ в жилищно-коммунальной сфере. Соответственно первичный свод основных показателей формы должен осуществляться на уровне муниципального образования, как основного уровня проведения жилищно-коммунальных преобразований. В то же время возможна ситуация, когда информация, необходимая для принятия решений, в системе статистической отчетности отсутствует, либо поступает с опозданием. В этом случае рекомендуется организовывать оперативные социологические обследования. Социологическими методами также рекомендуется регулярно получать информацию об отношении населения к ходу реформ, а также об основных проблемах ее реализации с точки зрения населения. 7.2. Мониторинг хода реформ ЖКХ и его роль в принятии решений Основные показатели мониторинга хода реформ в жилищно-куммунальной сфере могли бы выглядеть следующим образом: Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. в месяц. Источник информации: Рассчитывается на основе данных формы 22-ЖКХ как сумма следующих величин: себестоимость содержания и ремонта жилья на 1 кв. м.; себестоимость водоснабжения и канализации 1 куб. м. воды; себестоимость 1 Гкал тепла; себестоимость 1 квт. ч электроэнергии; себестоимость 1 куб. м. сетевого газа. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв. м. (из расчета 18 кв. м. на человека). Источник информации: Рассчитывается на основе данных Управления статистики области и органов местного самоуправления. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов и крупных населенных пунктов целесообразно отслеживать динамику по каждому виду жилищно-коммунальных платежей в отдельности. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением. Доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно- коммунальных услуг, в том числе: до 2 месяцев; от 2 до 6 месяцев; свыше 6 месяцев. Фактический сбор жилищно-коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период. Источник информации: Систематический сбор и анализ информации по задолженности в муниципальных образованиях отсутствует, хотя опыт периодического сбора такой информации по запросам департамента строительства и ЖКХ и департамента финансов имеется. В период между организацией систематического сбора информации возможно проведение выборочных обследований. Жилищные субсидии. Количество семей, которым предоставлены жилищные субсидии. Доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц). Сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно-коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде. Источник информации: данные формы 22-ЖКХ (пп. 4.1, 4.3.), выборочные данные периодических опросов (пп. 4.2, 4.4.). Бюджетные дотации Общая сумма дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в расходной части бюджетов всех уровней. Доля дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в бюджетах муниципальных образований, в том числе: на содержание и текущий ремонт жилья; на капитальный ремонт; на разницу в ценах на тепловую энергию; на разницу в ценах по водоснабжению и канализации; иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью расходов с указанием целей использования. Источник информации: бюджеты муниципальных образований. 6. Масштабы перекрестного субсидирования Тарифы на коммунальные услуги для промышленности и населения. Можно дополнительно рассчитывать стоимость предоставления жилищно- коммунальных услуг на 1 кв. м. (раздел 1), исходя из средних тарифов, т.е. расчетная стоимость предоставления услуг при условии единовременного прекращения перекрестного субсидирования. 7. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе. Источник информации: Администрации муниципальных образований; выборочные данные периодических опросов. 8 Площадь государственного жилищного фонда, остающаяся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда Источник информации: регулярная статистическая отчетность о структуре жилищного фонда по формам собственности. 9 Товарищества собственников жилья Общее число зарегистрированных ТСЖ. Число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление. Число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок. Источник информации: Администрации муниципальных образований; выборочные данные периодических опросов. 10. Справочная информация: данные о среднедушевом доходе, в том числе среди 20% наиболее бедных семей; величина прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже установленного прожиточного минимума; ряд других социальных индикаторов, перечень которых может быть определен, исходя из местных условий муниципальных образований. 7.3. . Освещение хода реформы в средствах массовой информации Цель разработки программы по информированию общественности является достижение и поддержание правильного понимания населением преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Чрезвычайно важный блок информационной компании связан со своевременным и точным доведением информации о предпринимаемых мерах социальной защиты, при этом для групп населения, являющихся потенциальными получателями социальной помощи, информация должна доводиться с максимальной степенью подробности. Необходимо использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п.). Такие плакаты необходимо вывешивать в организациях, работающих с населением, вкладывать в почтовые ящики, либо печатать на обратной стороне квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. Информирование общественности областными и местными администрациями включает: ответы на вопросы общественности и прессы; выступления перед общественными организациями и группами населения; отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформ; подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований; регулярные контакты со службой новостей средств массовой информации. Особое внимание следует уделять качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную напряженность. 8. План-график мероприятий по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Томской области на период с 1997 по 2003 гг. 1. Наименование мероприятий 2. Срок окончания исполнения 3. Ответственный исполнитель 1997 год 1. Становление и развитие системы Государственной жилищной инспекции области 2. октябрь 3. Администрация области 1. Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации программы 2. декабрь 3. Администрация области 1. Разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований. 2. декабрь 3. Муниципальные образования 1.Упорядочение системы льгот отдельным категориям граждан, установленных дополнительно к предусмотренным федеральным законодательством, и определение источников их финансирования 2. декабрь 3. Администрация области Муниципальные образования 1. Начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг инвестиционной составляющей (платы за найм) и затрат на капитальный ремонт 2. декабрь 3. Муниципальные образования 1. Разработка системы учета полного дохода семьи для расчета жилищных субсидий 2. декабрь 3. Администрация области 1. Разработка положения о введении полной дифференцированной оплаты жилищно-коммунальных услуг 2. декабрь 3. Администрация области 1. Разработка и экспериментальная проверка выбора на конкурсной основе управляющей организации, в том числе для государственного и муниципального жилищного фонда 2. декабрь 3. Муниципальные образования 1998 год 1. Проведение сплошной инвентаризации собственников жилья и создание информационной базы по ним 2. март 3. Муниципальные образования 1. Переход к заключению договоров социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде 2. май 3. Муниципальные образования 1. Реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями, являющимися естественными монополистами 2. июль 3. Администрация области 1. Начало дифференциации ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от качества и местоположения, исходя из потребительских (рыночных) характеристик жилья 2. сентябрь 3. Муниципальные образования 1. Установка приборов учета в учреждениях бюджетной сферы и на границах раздела с энергоснабжающими организациями 2. сентябрь 3. Областные ведомства Муниципальные образования 1999 год 1. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья (кондоминиумов), включая помощь в обучении кадров 2. апрель 3. Администрация области Муниципальные образования 1. Широкое использование выбора управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде на конкурсной основе 2. июнь 3. Муниципальные образования 1. Переход на обслуживание государственного и муниципального жилищного фонда на конкурсной основе 2. ноябрь 3. Муниципальные образования 2000 год 1. Экспериментальные программы привлечения средне - и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную кредитно- финансовую систему. 2. май 3. Муниципальные образования 1. Начало постепенного включения затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость жилищных услуг 2. август 3. Муниципальные образования 1. Переход к повсеместной установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг во вновь построенном жилье 2. октябрь 3. Муниципальные образования 1. Разработка оптимальных технологических решений установки поквартирных счетчиков и регуляторов коммунальных услуг 2. декабрь 3. Муниципальные образования 2001 - 2003 годы Завершение перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг 2001 год 3. Муниципальные образования 1. Повсеместная установка счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде. Принятие необходимых стандартов. Массовое внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления ЖКУ 2002 год 3. Муниципальные образования 1. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными домами 2003 год 3. Муниципальные образования 1. Переход к 100% финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения Приложение Э 3 к программе реформирования ЖКХ Томской области ГРАФИК перехода на областные стандарты стоимости ЖКУ и размеров платежей населения за ЖКУ от установленных стандартов на 1997---2003 гг. Годы Стандарт стоимости ЖКУ т. руб. На 1кв. метр общей площади жилья Доля платежей населения за ЖКУ в % от совокупного дохода семьи Доля платежей населения за ЖКУ в % от стандарта их стоимости Размер платежей населения за ЖКУ т. руб. на 1кв. метр общей площади жилья 1997 10080 16 35 3530 1998 8830 18 50 4240 1999 8480 19 60 5090 2000 8290 20 70 5800 2001 8190 22 80 6550 2002 8080 23 90 7270 2003 8000 25 100 8000 Приложение к программе реформирования ЖКХ Томской области Действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги по муниципальным образованиям Томской области Таблица 2 Холодное водоснабжение, руб. / м3 Горячее водоснабжение, руб. / м3 Канализация, руб. /м3 Отопление, руб. / Гкал Электроснабжение, руб. / квт. час Содержание и ремонт жилья, руб. / м2 об. пл. Газоснабжение, руб. / кг(сжиженный) Районы Города Экономически обоснованный тариф Тариф для населения Уровень платежей населения % Александровский 1738 1000 58 5500 2200 40 10450 4000 38 290000 66000 23 27 3 1 50 55 3310 1324 40 2277 1289 57 Бакчарский 4000 1630 40 163500 55400 34 * * * 1425 720 51 * * * Верхнекетский 1977 530 27 8908 3563 40 2806 867 30 160064 56700 35 * * * 3556 1422 40 * * * Каргасокский 7231 1400 19 13000 700 5 194300 45660 24 * * * 956 700 73 * * * Кривошеинский 2144 1660 77 7050 1410 20 3787 1830 48 319500 86960 28 * * * 1465 586 40 * * * Молчановский 3248 608 19 2927 608 30 132000 25539 19 * * * 1700 680 40 * * * Парабельский 6181 2600 42 8850 3540 40 6145 2500 40 150000 45000 30 * * * 1077 400 37 * * * Тегульдетский 6300 1890 30 237830 71348 30 * * * 692 300 43 * * * Чаинский 10942 3290 30 289915 104370 36 * * * 1400 300 21 * * * Колпашевский 3500 880 25 13956 3210 23 2000 620 31 300000 69000 23 * * * 2050 615 30 * * * г.Стрежевой 2307 1029 40 2573 1029 40 3580 1318 39 210000 84000 40 * * * 2886 1154 40 * * * г.Кедровый 306 1468 48 7812 3125 40 3020 1449 48 57540 27620 48 * * * 1922 770 40 * * * Асиновский 7038 2760 39 26816 6704 25 1028 2507 25 127040 25407 20 * * * 4096 1024 25 * * * Зырянский 2240 900 40 3070 1228 40 173000 69200 40 * * * 1212 485 40 * * * Кожевниковский 3772 1533 40 3772 766 20 201590 80831 40 * * * 952 380 40 * * * Первомайский 4233 1690 40 2429 972 40 205800 88740 43 * * * 569 228 40 * * * Томский 2817 676 24 2897 839 29 155605 34980 23 * * * 1025 410 40 * * * Шегарский 3464 1040 30 7447 2979 40 2454 750 30 133990 51700 39 * * * 1500 390 26 * * * г.Томск 2633 916 35 16258 4877 30 1141 492 43 117466 40000 34 * * * 750 300 40 * * * Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|