Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 27.01.2000 № 22ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.01.2000г. N 22 Утратилo силу - Постановление Администрации Томской области от 21.06.2002 г. N 198 О программе "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000- 2002 годы" В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами и обеспечения реализации Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99г. N694, П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Томской области. 3. Финансирование мероприятий Программы осуществлять за счет областного бюджета в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на землеустроительные работы. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и принять местные программы развития земельной реформы на 2000-2002 годы, а также обеспечить реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местных бюджетов. Глава Администрации (Губернатор) В.Кресс УТВЕРЖДЕНА постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 27.01.2000г. N22 Программа "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000-2002 годы" Томск - 1999 г. Содержание Стр. Паспорт 3 Введение 5 1. Основные Положения Программы 5 1. 1. Основные итоги земельных преобразований в Томской области в 1991-1998 годах 5 1. 2. Цели и задачи Программы 7 1. 3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами 8 2. Система программных мероприятий 8 2. 1. Стабилизация отношений собственности на землю 8 2. 2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю 8 2. 3. Развитие рынка земли и другой недвижимости 9 2. 4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель 10 сельскохозяйственного назначения 2. 5. Развитие ипотечного кредитования 11 2. 6. Совершенствование системы земельных платежей 11 2. 7. Ведение государственного земельного кадастра 12 2. 8. Оценка земель 13 2. 9. Земельные преобразования в городах и других поселениях 13 2. 10. Информационно-консультационное обеспечение Программы 15 2. 11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению 15 2. 12. Мониторинг земель 16 2. 13. Усиление контроля за использованием и охраной земель 16 2. 14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами 17 3. Правовое обеспечение Программы 18 4. Научное обеспечение Программы 19 5. Ресурсное обеспечение Программы 19 6. Организация управления и контроля за ходом реализации 20 Программы 7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий 21 План основных мероприятий по реализации программы "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000-2002 годы" 23 Приложение к Программе "Бизнес-план" на 21 стр. П А С П О Р Т программы "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000-2002 годы" Наименование - Программа "Развитие земельной реформы Программы в Томской области на 2000-2002 годы". Дата принятия решения - приказ Госкомзема России от 3 августа о разработке Программы 1999 г. N17; поручение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29. 07.99. Государственные - Комитет по земельным ресурсам и заказчики Программы землеустройству Томской области (координатор); управление сельского хозяйства Томской области. Основные разработчики - Комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству Томской области; ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности". Цели и задачи - повышение эффективности использования Программы земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста. Сроки реализации - 2000 - 2002 годы. Программы Перечень основных - разработка и совершенствование на всех мероприятий Программы уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; развитие механизма ипотечного кредитования; ведение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель; проведение информационно- разъяснительной работы среди населения; подготовка и переподготовка кадров. Объемы и источники финансирования 2000-2002 годы 2000 год (млн. рублей) Всего 39,9 12,9 в том числе: федеральный бюджет 18,9 6,6 областной бюджет 8,0 2,0 местные бюджеты 12,0 4,0 прочие источники 1,0 0,3 Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав результаты реализации граждан свободно распоряжаться Программы участком земли и земельной долей под жестким контролем государства; разграничение земель, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие рынка земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов. Введение Томская область располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Тысячи гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации с учетом особенностей регионов. Сегодня требует решения сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Программа "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000- 2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N694. 1. Основные положения Программы 1. 1. Основные итоги земельных преобразований в Томской области в 1991-1998 годах В Томской области завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе земельной реформы произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 130 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 669,9 тыс.га их земель. В итоге 53,9 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформировано 1824 крестьянских (фермерских) хозяйства, в распоряжение которых передано 99 тыс.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 879,3 тыс.га. В собственность граждан передано 702,3 тыс.га или 51 процент всех сельскохозяйственных угодий области. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 264,4 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 47,8 тыс.га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,20 до 0,31 га, а для садоводства - с 0,05 до 0,09 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 188,7 тыс. граждан и 6,1 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 12,3 млн. рублей, в 1996 году - 25,1 млн.рублей, в 1998 году - 44,3 млн. рублей (в деноминированных рублях). Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей возрастает и в настоящее время достигло 15,1 тысячи. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В отдельных муниципальных образованиях осуществляется оценка земель и ценовое зонирование территорий. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, в основном расходуются не по целевому назначению, что является нарушением законодательства. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, в собственности Томской области и в муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования. Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне плохо: в 1996 году финансирование земельной реформы из областного бюджета составило 31 %, в 1997 году - 49%, в 1998 году - 53 % от бюджетных назначений. В итоге в последние годы были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание государственного земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений. 1. 2. Цели и задачи Программы Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю. вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам; сохранение и повышение плодородия почв и охрана земель; приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной, областной и в муниципальной собственности; создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области. Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Программа предусматривает осуществление мер правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения ресурсоемких мероприятий, направленных на проведение работ по рациональному использованию земель. 1. 3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития области. В Программе определены направления реализации Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Томской области", утвержденной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 1 июля 1996 года N 192, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Программа развивает Основные положения концепции социально-экономического развития Томской области на 1997-2000 годы (решение Государственной Думы Томской области от 26.06.97 г. N 468) в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора. 2. Система программных мероприятий 2. 1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством изъяты из гражданского оборота); установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной, областной и муниципальной собственности; дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; создание системы правового зонирования земель. 2. 2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование; обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством порядке законно используемую ими землю; обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается законодательством); активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 2. 3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя: развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости; информационное обеспечение земельного рынка. Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на: установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс"; повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных; расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг; совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство; законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем: создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг; создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе- - государственного кадастра недвижимости; проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения; создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости; введения мер административной ответственности за правонарушения на земельном рынке в соответствии с Уставом Томской области; применения мер уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке. В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются: создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных; внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур; расширение доступа граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них. 2. 4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.). С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо при реализации Программы: осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров; формировать земельный фонд для предоставления земель гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования; содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективно хозяйствующих субъектов; принять меры по систематическому составлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их; осуществлять комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Комплексной программы повышения плодородия почв Томской области на период 1996 - 2000 годов, утвержденной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 12.11.96г. N306. 2. 5. Развитие ипотечного кредитования Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени. В целях использования потенциала земельной ипотеки при реализации Программы обеспечивается: учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя; разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита; разработка мер по защите прав залогодателей; использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств. 2. 6. Совершенствование системы земельных платежей Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог и арендные платежи за землю сегодня уплачиваются только с 41 процента предоставленных земель в области, а в городах - с 87 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель. При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает: установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц; расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель; выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель. Наиболее полное использование налогового потенциала земли при реализации Программы предполагает: ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и бюджет Томской области; завершение инвентаризации земель (в первую очередь земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации; существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате. При реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли. 2. 7. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также обеспечения гражданского оборота земли и недвижимости. При реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся: разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра; проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех муниципальных образованиях; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных, областных землях и землях муниципальных образований; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; создание системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур; организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения. введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости. 2. 8. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями государственной политики в этой области при реализации Программы являются: установление единого для всех муниципальных образований порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель; определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков; разработка методик массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения, в первую очередь в городах и поселениях, районах развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых (в том числе в северных районах); государственная поддержка подготовки и деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, лицензирование и сертификация их деятельности. Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра. При реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории области. 2. 9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие ценового зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. В целях реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия: реализация правового зонирования земель в отдельных городах; разработка и осуществление программ инвентаризации земель поселений; разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений; внедрение методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях; приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры; обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка; разработка классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов); переход к системе зонального регулирования землепользования, что означает: разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования; разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах. Исходя из целей и задач для реализации Программы, необходима разработка концепции федерального законопроекта о землях городов и иных поселений. 2. 10. Информационно-консультационное обеспечение Программы При реализации Программы в средствах массовой информации необходима систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и областном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю. В этих целях организуется систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в районах и городах области, создание на радио и телевидении специальных передач. 2. 11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: выявление неиспользуемых земель, подготовка каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения; разработка землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; установление границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; составление дежурных карт ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель; разработка положения о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий; установление (восстановление) в натуре границ вновь предоставленных и перерегистрированных земельных участков; уточнение и вынос в натуру черты городских и сельских поселений; установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов). 2. 12. Мониторинг земель Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю на отдельных территориях (зона действия СХК, территории разведки и добычи нефти и газа, пойменные земли, пастбища, прилегающие к населенным пунктам) превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют эрозия почв (эродировано 2,3 процента всех земель сельскохозяйственного назначения, 7 процентов - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя, заболачивание и переувлажнение земель (около 60 процентов всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ (около 5 процентов их площади), подтопление и техногенное загрязнение земель. В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель. Предусматривается обеспечить: своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений; прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; совершенствование и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель. 2. 13. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, в ряде случаев приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы. Это обусловлено несовершенством нормативной правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. Для реализации Программы необходимо: разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства; улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органа государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепить взаимодействие органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства; создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органа государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель. 2. 14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение земельной реформы. Государственное управление земельными ресурсами Томской области осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Томской области и его территориальные органы. В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры: укрепить материально-техническую базу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Томской области, сохранив за ним основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за использованием и охраной земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории области в целом; внести предложения о создании в Томской области федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" и его филиалов в муниципальных образованиях, с передачей им части управленческих функций территориальных органов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Томской области и функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функций по оценке земель для государственных и иных нужд. При этом создание ФГУ "Земельная кадастровая палата" произвести с использованием базы Томского землеустроительного предприятия "ЗапсибНИИгипрозем". Финансирование осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги. В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль управления сельского хозяйства Администрации Томской области в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и других программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти Томской области в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 3. Правовое обеспечение Программы Серьезные пробелы в федеральном законодательстве создали проблемы в области рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, соблюдения прав и законных интересов граждан и их объединений. Действующее законодательство не обеспечивает преобразования земельных отношений, гарантий собственникам и пользователям земли, механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, рациональное использование и охрану земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства. Правовое обеспечение развития земельной реформы следует осуществлять по следующим направлениям: развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость; создание гарантий конституционных прав граждан на землю; принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры; развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах. Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ. Земельное законодательство Томской области будет развиваться на базе положений Конституции Российской Федерации, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости на базе Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального земельного законодательства, с использованием права субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения до принятия соответствующего федерального закона. Программой предусматривается разработка проектов следующих нормативных правовых актов Томской области: "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель", в котором будут предусмотрены меры, направленные на сохранение продуктивных сельскохозяйственных земель. Закон должен стимулировать собственников рационально использовать землю и предусматривать возможность изъятия у них необрабатываемых и неэффективно используемых земельных участков, с выплатой компенсации. В законе будут установлены цели, для реализации которых могут быть проданы земельные участки сельскохозяйственного назначения, порядок изменения целевого назначения использования земель при совершении сделок с земельными участками, круг лиц, имеющих право на приобретение земельных участков для сельскохозяйственного производства, предельные размеры приобретаемых в собственность земельных участков; "О предельных размерах земельных участков в Томской области", которым будут установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства; "О нормативной цене земли на последующий год"; "Об охране земель в Томской области"; методических рекомендаций по подготовке органами местного самоуправления нормативных актов о предельных размерах земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства; методических рекомендаций органам местного самоуправления по подготовке к продаже незастроенных земельных участков в населенных пунктах; других нормативных правовых актов, вытекающих из федерального земельного законодательства. 4. Научное обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых региональными учреждениями Российской академии наук, региональными научно-исследовательскими учреждениями Российской академии сельскохозяйственных наук, научными, научно-проектными и проектными региональными учреждениями Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы геодезии и картографии России, Государственным университетом по землеустройству и иными заинтересованными организациями. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предполагается вести по следующим направлениям: исследование закономерностей развития земельных отношений в Томской области, многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов платности землевладения и землепользования; разработка научных основ и методов землеустройства, охраны земель при переходе к новым формам землевладения и землепользования; разработка научных основ, методов, средств и технологий ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; разработка научных основ, технологий и методов оценки земель и формирования системы платежей за землю; создание и развитие автоматизированной системы информационного обеспечения рынка земли. 5. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования. Расчеты по областному и местным бюджетам выполнены в ценах 1999 года. Затраты на мероприятия, связанные с земельной реформой, составляют 39,9 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 47,4 процента, за счет средств областного бюджета - 20,0 процентов, за счет средств местных бюджетов - 30,1 процента, за счет прочих источников - 2,5 процента общего объема затрат. Из федерального бюджета средства направляются на финансирование следующих мероприятий Программы: землеустроительные работы - 2,7 млн.рублей; картографо-геодезические работы - 16,0 млн.рублей; работы по оценке земель - 0,2 млн.рублей. Средства областного и местных бюджетов в общей сумме 20,0 млн. рублей будут направлены на землеустроительные работы, оценку земель и другие мероприятия по осуществлению земельной реформы на территории Томской области; Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости - 1,0 млн.рублей. Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице. (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------ 2000- В том числе 2002 -------------------------------- годы 2000 год 2001 год 2002 год ------------------------------------------------------------------ Средств - всего 39,9 12,9 13,8 13,2 из них за счет: федерального бюджета 18,9 6,6 6,5 5,8 областного бюджета 8,0 2,0 3,0 3,0 местных бюджетов 12,0 4,0 4,0 4,0 прочих источников 1,0 0,3 0,3 0,4 ------------------------------------------------------------------ Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы осуществляется в рамках Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Томской области, утвержденной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 1 июля 1996 года N192. 6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Томской области. Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы. Мероприятия Программы реализуются: государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых финансовых средств среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов); Администрацией Томской области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием. План основных мероприятий по реализации Программы прилагается. Механизм реализации Программы разработан с учетом экономической ситуации в стране и состояния федерального, областного и местных бюджетов в ближайшей перспективе. Важной задачей государственного заказчика - координатора является привлечение средств областного бюджета для реализации отдельных мероприятий Программы. Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик - координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305. Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий. Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов). Государственные заказчики при необходимости оказывают консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации. Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Департаменты экономики и финансов Администрации Томской области предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. Государственный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет ежегодно: в Департамент экономики Администрации Томской области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; до 1 февраля в Департаменты экономики и финансов Администрации Томской области отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств из областного бюджета. Государственные заказчики участвуют в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых с участием Департамента финансов Администрации Томской области, других заинтересованных органов исполнительной власти. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы. При необходимости государственные заказчики вносят в Департаменты экономики и финансов Администрации Томской области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий. 7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под контролем государства. Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит: обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей, и особенно права соседа, в процессе купли продажи земельных участков; создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективно хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов, при определенной помощи со стороны государства, поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере 732,6 млн. рублей, в основном за счет: дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю. ------------------------------------------------------------------ Примечание ИПС "ПРАВО" ---------------------- * План основных мероприятий по реализации программы "Развитие земельной реформы в Томской области на 2000-2002 годы" 23 * Приложение к Программе "Бизнес-план" по индивидуальному запросу. ------------------------------------------------------------------ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|