ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР)
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.01.2001г. N 22
г. Томск
О неотложных мерах по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов
(В редакции Постановлений Главы Администрации
(Губернатора)Томской области
от 06.04.2006 г. N 36; от 30.12.2013 г. № 164;
от 23.05.2017 г. № 43)
В целях предупреждения и ликвидации последствий аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей
природной среды Томской области от их вредного воздействия и во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Томской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления утвердить
соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом
особенностей территорий муниципальных образований.
3. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Томской
области (Бегун) принять участие и организовать контроль за ходом
разработки планов и выполнения мероприятий, направленных на
поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов сил и средств организаций независимо
от форм собственности, осуществляющих добычу, переработку,
транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории
Томской области. (В редакции Постановлений Губернатора Томской
области от 30.12.2013 г. № 164; от 23.05.2017 г. № 43)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Томской области по вопросам безопасности
Толстоносова И.В. (В редакции Постановлений Губернатора Томской
области от 30.12.2013 г. № 164; от 23.05.2017 г. № 43)
И.о.Главы Администрации В.Наговицын
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Главы Администрации
(Губернатора) области
от 23.01.2001 N 22
ТРЕБОВАНИЯ
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Томской области
(В редакции Постановлений Главы Администрации (Губернатора)
Томской области
от 06.04.2006 г. N 36; от 23.05.2017 г. № 43)
1. Настоящие требования определяют принципы формирования
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов (далее именуются - планы), которые относятся к
чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального и
регионального значения, а также организации взаимодействия сил и
средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного
объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для
следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки и нефтяные терминалы -1500
тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками
на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема
прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории
объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы Томской области
либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за
пределы административной границы муниципального образования.
Чрезвычайные ситуации регионального и федерального значения
выделяются в порядке, установленном постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов".
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость
привлечения профессиональных аварийно- спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометео-
рологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
профессиональных аварийно-спасательных формирований,
дислоцированных в области (при условии их письменного согласия на
участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое
не должно превышать 4 часов при разливе на акватории и 6 часов -
при разливе на почве.
6. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
а) причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
б) описание и оценка действий органов управления при
устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий
разливов нефти и нефтепродуктов;
в) оценка эффективности сил и специальных технических средств,
применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
г) затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
д) расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
е) уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий)
после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
ж) состояние технологического оборудования организации,
наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
з) предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных аварийно-
спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится
в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти
лет.
7. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств,
привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
локального, местного и территориального значения, определяются
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности Администрации Томской области. (В
редакции Постановления Губернатора Томской области
от 23.05.2017 г. № 43)