Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 15.02.2001 № 47ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.02.2001г. N 47 г.Томск Утратилo силу - Постановление Администрации Томской области от 20.10.2004 г. N 183 О Программе повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года В целях повышения эффективности управления государственной собственностью на территории Томской области П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Утвердить прилагаемые Программу повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года и план первоочередных мероприятий по реализации данной Программы. 2. Департаментам и комитетам Администрации области ежегодно до 15 ноября направлять в Департамент по управлению государственной собственностью предложения для включения в план мероприятий по реализации Программы на предстоящий год. 3. Департаменту по управлению государственной собственностью (Нужный) ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение Главе Администрации (Губернатору) области план мероприятий по реализации Программы на очередной год. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области по экономической политике, инвестициям и труду Козловскую О.В. Глава Администрации (Губернатор) В.Кресс УТВЕРЖДЕНА постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 15.02.2001 N 47 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОД ВВЕДЕНИЕ Настоящая Программа определяет основные цели и задачи государственной политики Томской области в сфере управления государственной собственностью, закрепленной за областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения; государственными учреждениями, государственной казны Томской области, а также имущественных прав Томской области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Целями разработки Программы являются: - формирование требований к системе управления собственностью Томской области на современном этапе; - определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования областной собственности для решения задач, стоящих перед Томской областью на период до 2003 года. Программа состоит из трех разделов. Первый раздел содержит основные цели и задачи управления государственной собственностью на обозначенный период. Второй раздел содержит основные направления деятельности по управлению государственной собственностью, в том числе принципы и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления, а также возможно прогнозируемые варианты. В третьем разделе рассматривается инфраструктура управления, включающая в себя информационное, нормативно-правовое и кадровое обеспечение, а также мероприятия по инвентаризации и развитию казны области. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контрол и регулирования в государственном секторе экономики, который составляет: государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; государственные учреждения, а также имущественные права области, выражающиеся в ее участии в коммерческих организациях. При этом усиление роли государственного регулирования экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов областной собственности. Анализ работы по управлению госимуществом свидетельствует о том, что в данном вопросе необходимо определить следующие цели: - увеличение неналоговых доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; - оптимизация структуры государственной собственности, в том числе: - сокращение количества унитарных предприятий и учреждений; - сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства; - вовлечение в хозяйственный оборот максимального количества объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства; - использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; - стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей в деятельности хозяйственных товариществ и обществ; - повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности; - оказание поддержки отечественному производителю, выпускающему конкурентоспособную продукцию, с учетом требований рынка и финансовых возможностей области. Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики области необходимо решить следующие задачи: - полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление права собственности на них; - введение экономически обоснованных нормативов на эксплуатацию и содержание объектов областной собственности; - повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; - усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи; - обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; - обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости, находящимся в государственной собственности; - совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление собственностью; - обеспечение профессиональной подготовки государственных служащих, осуществляющих управление государственной собственностью. II. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Управление областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями Оценка состояния управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями Предприятия ------------- На территории Томской области насчитывается 70 областных государственных унитарных предприятий (ОГУП), из которых в настоящее время функционируют только 58. Остальные 12 не осуществляют хозяйственную деятельность по различным причинам, в том числе в отношении шести предприятий возбуждены дела о несостоятельности (на четырех предприятиях введено конкурсное управление - УПТК "Томскводстрой", ГСТП "Кузовлевское", госпредприятие "Парабельская типография", ГУП "Асиноагропромхимия", а на двух: ОГУП "Томскхлебмакаронсервис" и УГП "Томскоблагропромхимия" - внешнее управление). Отраслевая структура действующих ОГУП выглядит следующим образом: - 18 предприятий, или 31% от общего количества действующих ОГУП - дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ); - 7 предприятий, или 12% - предприятия полиграфической деятельности; - 9 предприятий, или 16% - предприятия по обслуживанию сельского хозяйства, в том числе инкубаторно-птицеводческие хозяйства, птицефабрики, ремонтно-технические предприятия; - остальные предприятия (24 ОГУП) заняты различными видами деятельности: пассажирские перевозки, лесозаготовка, лесопереработка, проектная, ремонтно-строительная деятельность, оптовая торговля, разработка информационно-программного обеспечения, производство ликёро-водочной продукции. По итогам работы областных государственных унитарных предприятий в I полугодии 2000 года сальдированным финансовым результатом являются убытки в размере 49,3 млн. рублей. Убытки имеют 23 предприятия, или 40% предприятий, действующих в области в текущем году. Общая сумма их убытков составила 63,5 млн. рублей. 33 областных государственных унитарных предприятия по итогам I полугодия 2000 года имеют положительный финансовый результат - прибыль в размере 14,2 млн. рублей. Отношение кредиторской задолженности к дебиторской по состоянию на 01.07.2000 равно 1,68. Численность работающих на областных государственных унитарных предприятиях около 7800 человек, средняя заработная плата работников ОГУП по состоянию на 01.07.2000 составляет 1900 рублей, руководителей - 5000 рублей. По состоянию на 01.07.2000 на балансах ОГУП находилось государственное имущество остаточной стоимостью порядка 900 млн. рублей. В сфере управления областными государственными унитарными предприятиями необходимо выделить следующие проблемы: - отсутствие чёткого разделения функций по управлению областными государственными унитарными предприятиями между органами исполнительной власти области; - неопределенность целей создания ОГУП; - отсутствие эффективной системы управления ОГУП; - низкий уровень менеджмента; - слабые финансовые и экономические службы ОГУП; - отсутствие системы заработной платы, стимулирующей экономический рост производства; - отсутствие полного реестра унитарных предприятий, содержащего информацию об их активах и пассивах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности. Учреждения ------------ В настоящее время на территории Томской области насчитывается 96 областных государственных учреждений. Сферами деятельности областных учреждений являются: образование, здравоохранение, культура, социальная работа, государственное управление. Направленность областных государственных учреждений по сферам деятельности выглядит следующим образом: - 17 учреждений, или 17,7% от общего количества учреждения культуры; - 22, или 22,9% - учреждения здравоохранения; - 27, или 28,1% - учреждения образования; - 9, или 9,4% - учреждения социальной защиты населения; - остальные учреждения (21 - 21,9%) заняты в различных сферах деятельности: охрана труда, контроль за оборотом алкогольной продукции, информационно-программное обеспечение, издательская деятельность и т.д. В отношении большинства учреждений функции по их управлению чётко распределены между областными ведомствами (департаментами, комитетами, управлениями Администрации области). Основными проблемами управления учреждениями являются: - нецелевое использование выделенного учреждению имущества; - отсутствие контроля за перечислением в бюджет доходов, полученных от использования в коммерческих целях закреплённого за учреждениями государственного имущества (в частности, сдача его в аренду); - отсутствие системы контроля за осуществлением учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Цели и задачи управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями Основными целями управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями являются: - повышение эффективности деятельности предприятий и учреждений; - повышение эффективности использования закреплённого за предприятиями и учреждениями государственного имущества. Поставленные цели предполагают решение следующих задач: - оптимизация количества ОГУП и учреждений, необходимых для обеспечения экономических и социальных интересов области; - создание системы экономического мониторинга и ужесточение контроля за деятельностью предприятий и учреждений; - реформирование системы управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями. Механизм управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями Для решения задачи оптимизации количества предприятий и учреждений необходимо: - разработать чёткие критерии необходимости создания и функционирования областных государственных предприятий и учреждений; - сократить количество предприятий и учреждений, которые не обеспечивают решение социальных и экономических проблем области, путем ликвидации, приватизации, реорганизации; - сохранить в форме государственных унитарных предприятий те, которые находятся в сфере интересов области (например, предприятия, обеспечивающие рабочие места в депрессивных районах области). Создание системы экономического мониторинга и ужесточение контроля за деятельностью предприятий и учреждений может быть осуществлено путём реализации следующих мероприятий: - полная инвентаризация и учёт объектов государственного имущества, закреплённых на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за предприятиями и учреждениями; - государственная регистрация права собственности Томской области на объекты недвижимого имущества; - ежегодное проведение аудиторских проверок на тех предприятиях, для которых они являются обязательными; - обеспечение отчисления части прибыли ОГУП в областной бюджет;. - разработка механизма, обеспечивающего экономический мониторинг и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и учреждений, включающего: - создание базы данных экономических показателей деятельности ОГУП и учреждений; - ежеквартальный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОГУП с целью выявления предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и предотвращения их банкротства. - систематический контроль за использованием по назначению, изменением стоимости и сохранностью государственного имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за предприятиями и учреждениями. В рамках реформирования системы управления предприятиями и учреждениями необходимо: - выстроить кадровую политику в отношении предприятий и учреждений, в том числе: - усовершенствовать порядок назначения и аттестации руководителей; - сформировать кадровый резерв для замещения должностей руководителей предприятий и учреждений; - организовать ежегодную переподготовку руководителей; - заключить контракты со всеми руководителями и обеспечить контроль за их выполнением. - привести в соответствие с действующим законодательством учредительные документы ОГУП и учреждений и разработать систему их учёта в рамках реестра государственной собственности Томской области; Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам: - поступление дополнительных доходов в областной бюджет от приватизации ОГУП и коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий. В 2001 году доходы областного бюджета за счёт приватизации ОГУП и отчисления части полученной ими прибыли ожидаются в размере 5,0 млн. рублей; - оптимизация количества унитарных предприятий, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся предприятий и учреждений. В результате реформирования государственного сектора экономики в 2001 году планируется: - сохранить в форме ОГУП 38 предприятий; - ликвидировать, в том числе через процедуру банкротства, 11 предприятий; - передать в муниципальную собственность 6 предприятий; - приватизировать 15 предприятий. Управление акциями, долями Томской области в уставных капиталах хозяйственных обществ Оценка состояния управления акциями, долями Томской области в уставных капиталах хозяйственных обществ В настоящее время Томская область является участником (акционером) в 34 акционерных обществах. Отраслевая структура акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности области, выглядит следующим образом: - 12 акционерных обществ, или 34% от их общего количества, относятся к строительной отрасли (ОАО "Томскстрой", ОАО "ЖБК-100", ОАО "Завод строительных материалов и изделий", ОАО "Спецстрой-1", ОАО "Северстрой", ОАО "Управление отделочных работ N 5", ОАО "Томскспецстроймеханизация", ОАО "Томскэкскавация", ОАО "Томскстройтранс", ОАО "Томскжилстрой", ОАО "Управление механизации N 2", ОАО "Строительное управление N 4"); - 3 акционерных общества, или 9%, - предприятия пищевой промышленности (ОАО "Томскмолоко", ОАО "Завод по производству растительного масла и халвы", ОАО "Экстрасиб"); - 3 акционерных общества, или 9% - финансово-инвестиционные предприятия (ОАО "Томскпромстройбанк", ОАО "Томская жилищно- инвестиционная компания", ОАО "Томская лизинговая компания"); - 2 акционерных общества, или 6% - предприятия лёгкой промышленности (ОАО "Швейная фабрика "Весна", ОАО "Фабрика валяной обуви"); - 3 акционерных общества, или 9% - предприятия, занимающиеся добычей и переработкой древесины (ОАО "Ингузетский леспромхоз", ОАО "Колпашевомебель", ОАО "Асиномебель", ЗАО "Спичечно-фанерная компания "Сибирь"); - 2 акционерных общества, или 6% - предприятия топливно-энергетического комплекса (ОАО "Томскэнерго", ОАО "Томскоблгаз"); - 8 акционерных обществ заняты различными видами деятельности: связь, захоронение отходов и пр. Акционерные общества, в зависимости от степени участия Томской области в их уставных капиталах, классифицируются следующим образом: - 4 акционерных общества (ОАО "Экстрасиб", ОАО "Сейл", ОАО "Томский международный деловой центр "Технопарк", ОАО "Томская льняная корпорация") - 50 и более процентов акций находится в собственности области; - 4 акционерных общества (ЗАО "Спичечно-фанерная компания "Сибирь", ОАО "Томскмолоко", ОАО "Ингузетский леспромхоз", ОАО "Факел") - от 25 до 50 процентов акций; - 26 акционерных обществ - менее 25 процентов акций. Томская область управляет принадлежащими ей пакетами акций через институт своих представителей. Основные проблемы управления акциями: - отсутствие порядка получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в акционерных обществах, в которых участвует Томская область; - отсутствие системы отбора представителей государства в АО; - отсутствие порядка получения и систематизации информации о состоянии дел в акционерных обществах; - отсутствие дивидендов; - преобладание мелких пакетов акций АО, находящихся в собственности государства. Цели и задачи управления акциями и долями Основными целями управления акциями являются: - стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности компаний; - увеличение неналоговых доходов областного бюджета. Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач: - привлечение инвестиций в компании, участником которых является область; - обеспечение механизма учёта и контроля за деятельностью АО и представителями государства; - формирование оптимального портфеля государственных пакетов акций. Механизм управления акциями и долями Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики должно обеспечиваться путём реализации следующих мер: - привлечение эффективного собственника, приобретающего акции с условием инвестирования в предприятие; - повышение инвестиционной привлекательности предприятий за счёт сокращения доли участия государства в уставном капитале. Обеспечение механизма учёта и контроля за деятельностью АО и представителями государства предполагает осуществление следующих мероприятий: - создание системы отчётности представителей области в органах управления АО; - ведение базы данных экономических показателей деятельности акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Томской области; - выдача Департаментом по управлению государственной собственностью по согласованию с отраслевыми департаментами и комитетами письменных указаний для голосования представителям области в органах управления акционерных обществ; - передача реестров акционеров АО с государственной долей единому специализированному реестродержателю. Формирование оптимального портфеля государственных пакетов акций может быть обеспечено путём реализации следующих мероприятий: - приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для обеспечения экономических и социальных интересов области; - содействие принятию решений о реорганизации или банкротстве компаний, имеющих значительную кредиторскую задолженность, по инициативе собственников, с тем, чтобы капитализировать задолженность перед областным бюджетом в ликвидные акции вновь образованных компаний; - покупка акций на вторичном рынке ценных бумаг для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет; - продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам АО по номинальной стоимости либо ниже её в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе. Предложенные мероприятия должны привести к следующим результатам: - увеличение доходов областного бюджета за счёт поступления дивидендов и средств от продажи государственных пакетов акций (в 2001 году от продажи областных пакетов акций планируется получить в бюджет области средства в размере 500 тыс. рублей); - сокращение количества находящихся в государственной собственности Томской области пакетов акций (в 2001 году предполагается сократить количество областных пакетов акций до 25). Управление объектами недвижимости Оценка состояния управления В целом по России соотношение между федеральным недвижимым имуществом и государственным имуществом субъектов федерации составляет 1,9: 1, на территории Томской области - 3,4 : 1. В реестре федерального имущества числится около 6000 объектов недвижимости общей площадью порядка 10 млн. 300 тыс. кв. м., закрепленных за федеральными органами власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями (85 предприятий и 349 учреждений). В собственности Томской области находится 2500 объектов общей площадью порядка 3 млн. кв.м. Объекты закреплены за 70 областными государственными унитарными предприятиями и 109 учреждениями. Состояние объектов государственной собственности Томской области частично характеризуют следующие показатели: - средний износ федеральных объектов недвижимости составляет 56%; - основная масса зданий и сооружений введена в эксплуатацию с 1961 по 1990 годы (после 1991 года - менее 1%); - около 30% объектов практически непригодно к эксплуатации; - в сельской местности расположены 40% от общего количества объектов (при этом их износ составляет от 70 до 100%). Средства, полученные за 9 месяцев 2000 года от аренды государственного имущества, находящегося на территории Томской области, составили 17516,55 тысяч рублей, в том числе: - 3382,7 тысяч рублей от аренды федерального имущества направлены в федеральный бюджет; - 11702,85 тысяч рублей от аренды федерального имущества "оставлены" на территории области, из них: - 4152,0 тысяч рублей направлены на восстановление памятников истории и культуры; - 7550,85 0 тысяч рублей направлены на развитие ВУЗов, НИИ, техникумов; - 2431,0 тысяч рублей от аренды областного имущества направлены в областной бюджет. Из общего числа объектов Томской области в пользование переданы объекты общей площадью 29,1 тыс. кв. м. Структура арендаторов следующая: - 16,0 тыс. кв. м (55,1%)- бюджетные организации, в том числе: - 6,3 тыс. кв. м - безвозмездное пользование - 9,7 тыс. кв. м - аренда по льготным ставкам согласно постановлению Главы Администрации (Губернатора) области от 24.06.99 N 234. - 4,3 тыс. кв. м (14,6%) - областные государственные унитарные предприятия, в том числе: - 1,56 тыс. кв. м - безвозмездное пользование (ОГУП "Томский ЛПК") - 2,68 тыс.кв.м - льготная аренда (ОГУП"Томскгражданпроект"). - 8,8 тыс. кв. м (30,3%) - коммерческие организации и частные предприниматели. Именно коммерческие организации и частные предприниматели обеспечивают основные поступления в бюджет. В 2000 году областной бюджет получил 2900 тысяч рублей. Это в 2,6 раза больше, чем в прошлом году (доходы 1999 года составили 1134,37 тысяч рублей). Существующая система управления объектами недвижимости нуждается в совершенствовании. Прежде всего этому препятствуют следующие обстоятельства: - незначительное количество площадей объектов Томской области, которые переданы в аренду. - неудовлетворительное техническое состояние объектов недвижимости, требующих значительных капитальных вложений; - отсутствие средств для оформления документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, что приводит к потере объектов; - сложившаяся структура арендаторов объектов государственной собственности не позволяет получать существенных доходов, так как в объектах областной собственности в настоящее время две трети площадей занимают структуры управления, бюджетные организации, социально-значимые структуры, которые размещены в зданиях с большим арендным потенциалом, но, как правило, попадают в категорию льготников; - отсутствие системы страхования объектов государственной собственности Томской области; - отсутствие системы рыночной оценки объектов, что приводит к постоянному занижению стоимости имущества и недополучению платежей; - объекты незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность; - отсутствие эффективной системы использования средств от аренды памятников истории и культуры, находящихся в крайне запущенном техническом и эстетическом состоянии. Таким образом, несмотря на тенденцию увеличения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы не достигли потенциально возможных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом. В центральной части города расположены главным образом памятники истории и архитектуры, арендная плата за использование которых в полном объёме должна поступать на их реставрацию. Но плачевное техническое и эстетическое состояние объектов государственной собственности показывает, что существующая система использования этих средств крайне неэффективна. Цели и задачи управления объектами недвижимости Совершенствование системы управления недвижимостью обеспечит достижение следующих целей: - повышение доходности объектов государственной собственности; - обеспечение удовлетворительного технического и эстетического состояния объектов государственной собственности, включая памятники истории и культуры; - обеспечение простого и удобного доступа предпринимателей к информации об объектах недвижимости; - исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью. Для достижения указанных целей необходимо: - сформировать реестр государственной собственности, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов, включая их арендный потенциал; - четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью; - создать необходимую правовую базу; - установить жесткий контроль за использованием недвижимости; - обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление государственной собственностью. Механизм управления объектами недвижимости С целью достижения эффективности управления объектами недвижимости Департамент по управлению государственной собственностью Томской области должен обеспечивать: - разработку стратегии управления госсобственностью Томской области, её координацию с работой других структур управления областью; - работу по подготовке государственной регистрации объектов, включая их техническую инвентаризацию, оценку и оформление земельных участков для эксплуатации объектов. Увеличение арендной базы предполагает: - прирост сдаваемых в аренду площадей за счёт увеличения количества объектов госсобственности (включая перевод из других видов собственности) в рамках действующего законодательства; - нетрадиционную аренду (т.е. аренда объектов, не относящихся к нежилому фонду); - высвобождение арендных площадей за счет оптимизации размещения арендаторов - льготников в соответствии с утвержденными нормативами. Для обеспечения удовлетворительного технического и эстетического состояния объекта необходимо: - передавать имущество казны Томской области на баланс ОГСУ "Областное имущественное казначейство"; - разрешить использовать до 50% от арендной платы на ремонт государственного имущества (в том числе и в счет арендной платы) под контролем Департамента по управлению государственной собственностью Томской области; - разработать программу страхования объектов государственной собственности и начать ее осуществление с 2002 года. Для исключения возможности коррупции в процессе управления недвижимостью необходимо: - проведение конкурсов при определении арендаторов наиболее привлекательных объектов государственной собственности; - обеспечение максимальной прозрачности действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества; В рамках управления объектами недвижимости необходимо определить правила и процедуру принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах: - платное пользование госимуществом и нормативное определение исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе; - использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях (прежде всего - в бизнес - зоне центральной части города); - запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе; - сокращение льгот при использовании объектов недвижимости; - упрощение процедуры и сокращение сроков оформления прав пользования объектами недвижимого имущества. Планируемые меры обеспечат рост доходов областного бюджета от аренды в 2001 году до 5000 тысяч рублей, в том числе: - 1700,0 тысяч рублей - поступления по существующим договорам аренды с учетом их продления. - 750,0 тысяч рублей - поступления за счет повышения эффективности использования объектов нежилого фонда, а именно: - выявление скрытой аренды; - приоритетная передача областного имущества в аренду коммерческим структурам, включая перераспределение сданных в аренду площадей бюджетным организациям; - применение повышенных (договорных) ставок арендной платы в бизнес-зоне города (центральной части). - 2300,0 тысяч рублей - поступления от аренды областного имущества, не относящегося к объектам государственного нежилого фонда (нетрадиционный источник поступлений): - передача в аренду рекламного пространства автодорог, зданий; - передача в аренду территорий объектов государственной собственности (зданий, сооружений). - 250,0 тысяч рублей - задолженность прошлых лет по аренде. III. ИНФРАСТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Информационное обеспечение Наиболее острой проблемой управления собственностью на региональном уровне остается неразвитость информационной базы. Программные мероприятия, связанные с информационным обеспечением системы управления собственностью, предусматривают повышение уровня полноты, достоверности и оперативности получения информации об имеющемся государственном имуществе для обеспечения контроля государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. Основу информационного обеспечения системы управления собственностью составляет единая система учета: - предприятий и учреждений, акционерных и иных обществ, в которых участвует государство; - показателей функционирования государственных предприятий и учреждений; - полного пообъектного учета основных средств, находящихся в государственной собственности; - движения указанных объектов (поступление, выбытие) и изменения их стоимости (старение, реконструкция и модернизация); - отдельных объектов, а также их частей, переданных балансодержателями государственного имущества в пользование третьим лицам; - отдельных объектов, а также их частей, не используемых ни балансодержателем, ни третьими лицами; - контрактов, заключённых с руководителями государственных предприятий и учреждений, а также с представителями в хозяйственных обществах, в которых государство имеет долю (пакет акций, пай и т.п.); - договоров хозяйственного ведения и оперативного управления, заключённых с предприятиями и учреждениями; - договоров залога государственного имущества; - договоров аренды и договоров безвозмездного пользования государственным имуществом; - пакетов акций, паёв, долей в уставном капитале, принадлежащих государству; - сведений об учредительных документах государственных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ, в которых участвует государство; - сведений об общих собраниях акционерных обществ, о принятых на них решениях, о начислении и выплате дивидендов, о пакетах акций, предлагаемых к продаже; - сведений о приватизированных предприятиях и о государственном имуществе, не вошедшем в их уставные капиталы, но оставшемся в их пользовании. Управление собственностью требует использования всех преимуществ современных информационных технологий, что включает в себя: - поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов в единое информационное пространство; - совершенствование прикладного программного обеспечения; - оперативный анализ данных о состоянии объектов государственной собственности, эффективности ее использования, структуре действующих правоотношений; - прогнозирование развития экономики и выработки решений о необходимом составе государственной собственности и порядке ее использования. Автоматизированная информационная система (АИС "Управление собственностью Томской области") базируется на следующих основных принципах: - единая система идентификации объектов; - однократность ввода информации; - ответственность за полноту и достоверность введенной информации; - обеспечение интегрированного перекрестного контроля достоверности информации в системе; - обеспечение сохранности информации и независимости от используемых технических средств. Для функционирования системы необходимо: - разработать и ввести в эксплуатацию единую систему учета и обеспечить ее бесперебойное функционирование; - обеспечить формирование баз данных путем внедрения автоматизированной технологии сбора, ввода и контроля достоверности первичной информации; - разработать и внедрить единую технологию функционирования всех участников процесса управления государственным имуществом; - автоматизировать процессы делопроизводства и документооборота. Создание информационного обеспечения системы управления собственностью включает следующие этапы: - создание отдельных блоков ("Инвентаризация", "Реестр объектов недвижимости", "Реестр государственных предприятий и учреждений", "Аренда", "Отчет" и др.) автоматизированной системы учёта объектов государственной собственности в Департаменте по управлению государственной собственностью (срок - III квартал 2001 года); - объединение отдельных блоков в единую систему, её запуск (срок - IV квартал 2001 года); - отработка обмена информацией между автоматизированной системой учёта департамента и системами учета, используемыми на предприятиях, учреждениях, хозяйственных обществах. Наполнение автоматизированной системы информацией, поступающей от указанных организаций (срок - IV квартал 2002 года); - автоматизация анализа хозяйственной деятельности, финансового состояния и иной информации по государственным предприятиям, учреждениям, хозяйственным обществам с участием государства (срок - 2002 год). Инвентаризация Основными целями инвентаризации являются: - выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными; - определение технического состояния объектов инвентаризации и возможности дальнейшей их эксплуатации; - организация фактического учета объектов государственного недвижимого имущества; - приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами объектов инвентаризации; - выявление владельцев и пользователей объектов инвентаризации; - выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов инвентаризации, а также нарушений в их использовании. Инвентаризации подлежат все расположенные на территории Томской области здания, сооружения и помещения, а также иные объекты государственного недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности и закрепленные за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и государственными учреждениями на праве оперативного управления, не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, а также имущество, находящееся в казне Томской области. К настоящему времени в Реестр государственного имущества Томской области включены 880 объектов, однако, необходимые для регистрации данные на эти объекты получены не в полном объёме. Программные мероприятия по проведению инвентаризации обеспечат создание системы учёта объектов государственной собственности, содержащей полную и достоверную информацию обо всех объектах государственной собственности на территории Томской области. Для проведения инвентаризации необходимо решить следующие задачи: - создание базы данных, содержащей полный объем сведений об объектах государственной собственности Томской области; - создание системы учёта областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений по их отраслевой принадлежности; - систематизирование регистрации текущих изменений в составе, состоянии и стоимости объектов государственной собственности; - осуществление рыночной оценки объектов недвижимости. В качестве основных принципов при проведении инвентаризации должны выступать: - оперативность поступления информации, своевременное и полное отражение её в базе данных; - взаимодействие органов, осуществляющих инвентаризацию; - комплексный подход к инвентаризации объектов собственности. Приоритетные направления инвентаризации определяются, исходя из социально-экономической значимости этих работ для Томской области. Важнейшими направлениями инвентаризации на 2001 год остаются: - выявление оставшихся неучтенных объектов государственной собственности; - отражение выявленных объектов в реестрах и кадастрах специализированного учета; - развитие областной службы по технической инвентаризации; - решение вопросов, связанных с финансированием работ по проведению сплошной инвентаризации объектов областной собственности; - оценка и регистрация объектов государственной собственности. Развитие казны области В настоящей Программе казна области рассматривается с точки зрения имущественных отношений. Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 05.06.2000 N 210 создано областное государственное специализированное учреждение (ОГСУ) "Областное имущественное казначейство". Его учредителем является Департамент по управлению государственной собственностью. Основными целями ОГСУ являются: - повышение эффективности использования государственного имущества, находящегося на территории Томской области; - увеличение стоимости государственного имущества; - обеспечение сохранности государственного имущества. Деятельность ОГСУ осуществляется по следующим направлениям: - наращивание казны Томской области путем: - выявления "бесхозных объектов" на территории области и оформление их в областную собственность; - своевременного оформления документов в случае приобретения или строительства объектов за счет государственных средств; - изъятия объектов из частной или муниципальной собственности (при наличии правовых оснований); - оформления документов для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости (изготовление технической документации, оценка, оформление правоустанавливающих документов на земельные участки); - ведение реестра объектов государственной собственности; - обеспечение сохранности объектов недвижимости, в том числе: - использование ОГСУ и областного имущественного казначейства как ответственного балансодержателя, в том числе для исключения угрозы обращения взыскания на государственное имущество; - усиление контроля за целевым расходованием средств при проведении ремонта объектов недвижимости в счет арендной платы; - обеспечение технического надзора за качеством проводимых работ. Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение в рамках настоящей Программы рассматривается как в отношении должностных лиц исполнительной власти области, так и в отношении управляющих объектами государственной собственности и включает в себя: - систематическое повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти; - подготовку специалистов в области управления собственностью; - включение квалификационных требований в контракты, заключаемые с лицами, управляющими собственностью области, в том числе и с директорами государственных унитарных предприятий; - ужесточение контроля за деятельностью руководителей областных унитарных предприятий и учреждений; - порядок взаимодействия органов исполнительной власти при принятии управленческих решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, и контроля за их деятельностью; - разработку механизма установления вознаграждения за работу. Нормативно-правовое обеспечение Программа базируется на законодательстве и нормативных правовых актах Российской Федерации и Томской области. Повышение эффективности управления предполагает разработку ряда нормативно-правовых актов Томской области, методических материалов, а также законодательных инициатив и их внесение в Государственную Думу Томской области. Последовательность разработки нормативных правовых актов определяется по предложениям органов исполнительной власти области и находит отражение в ежегодном плане мероприятий по реализации Программы. УТВЕРЖДЕН постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 15.02.2001 N 47 План первоочередных мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года ---------------------------------------------------------------------------- N Перечень мероприятий Ответственные Срок пп исполнители исполнения ---------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 ---------------------------------------------------------------------------- I. Совершенствование нормативно-правовой базы ---------------------------------------------------------------------------- 1. Внести на рассмотрение Государствен- Департамент по уп- февраль ной Думы Томской области законопро- равлению государс- 2001г. ект о внесении изменений в Закон твенной собствен- Томской области "О порядке управле- ностью ния объектами государственной собст- Комитет экономико- венности на территории Томской обла- правовой эксперти- сти", утвержденный решением Госу- зы и лицензионных дарственной Думы Томской области от соглашений 27. 08.97 N 540 2. Подготовить проект закона Томской Департамент по уп- после области "Об областных государствен- равлению государс- принятия ных унитарных предприятиях" твенной собствен- федерального ностью закона Комитет экономико- правовой эксперти- зы и лицензионных соглашений 3. Разработать Положение "О порядке Департамент по уп- июнь списания задолженности по арендной равлению государс- 2001г. плате как безнадежной к взысканию" твенной собствен- ностью 4. Разработать и утвердить Порядок про- Департамент по уп- февраль ведения инвентаризации объектов нед- равлению государс- 2001 г. вижимости, находящихся в государст- твенной собствен- венной собственности Томской области ностью Комитет экономико- правовой эксперти- зы и лицензионных соглашений 5. Разработать Положение "О государс- Департамент по уп- ноябрь твенной казне Томской области" равлению государс- 2001 г. твенной собствен- ностью Комитет по госуда- рственно- правовым вопросам ----------------------------------------------------------------------------- II. В сфере управления ОГУП и ОГУ ----------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 ----------------------------------------------------------------------------- 6. Разработать план-график проведения Департамент по уп- Февраль работ по инвентаризации государс- равлению государс- 2001 г. твенного имущества твенной собствен- ностью 7. Провести инвентаризацию недвижимого Департамент по уп- в течение имущества, закрепленного за област- равлению государс- 2001 г. ными государственными предприятиями твенной собствен- на праве полного хозяйственного ве- ностью дения 8. Осуществить государственную регист- Департамент по уп- 2000- рацию права собственности Томской равлению государс- 2002 гг. области на объекты недвижимого иму- твенной собствен- щества, закрепленные на праве хо- ностью зяйственного ведения либо оператив- Томский областной ного управления за государственными регистрационный предприятиями и учреждениями центр 9. Подготовить перечень областных уни- Департамент по уп- февраль тарных предприятий, подлежащих при- равлению государс- 2001 г. ватизации, реорганизации и ликвида- твенной собствен- ции ностью Комиссия по конт- ролю за управлени- ем госсобствен- ностью Отраслевые депар- таменты 10. Осуществить приватизацию, реоргани- Департамент по уп- 2000- зацию и ликвидацию ОГУП согласно ут- равлению государс- 2003 гг. вержденного перечня твенной собствен- ностью 11. Разработать и утвердить порядок наз- Департамент по уп- февраль начения и аттестации руководителей равлению государс- 2001 г. ОГУП и ОГУ твенной собствен- ностью Департамент госс- лужбы Управление соци- ально-трудовых от- ношений 12. Разработать систему проведения эко- Департамент по уп- февраль номического мониторинга деятельности равлению государс- 2001 г. ОГУП твенной собствен- ностью Департамент эконо- мики и инвестиций Отраслевые депар- таменты 13. Проводить анализ финансово-хозяйс- Департамент по уп- ежекварта- твенной деятельности ОГУП с целью равлению государс- льно выявления признаков банкротства твенной собствен- ностью 14. Создать систему учета уставов госу- Департамент по уп- июнь дарственных предприятий и учреждений равлению государс- 2001 г. и контрактов с их руководителями в твенной собствен- рамках реестра государственной собс- ностью твенности Томской области ----------------------------------------------------------------------------- III. В сфере управления акциями ----------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 ----------------------------------------------------------------------------- 15. Разработать механизм передачи в до- Департамент по уп- I квартал верительное управление пакетов ак- равлению государс- 2001 г. ций, принадлежащих Томской области твенной собствен- ностью Комитет экономико- правовой эксперти- зы и лицензионных соглашений 16. Определить перечень акционерных об- Департамент по уп- 2001 г ществ, пакеты акций которых подлежат равлению государс- продаже твенной собствен- ностью Комиссия по управ- лению государс- твенным имуществом Отраслевые депар- таменты ----------------------------------------------------------------------------- IV. В сфере управления объектами недвижимости ----------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 ----------------------------------------------------------------------------- 17. Выровнять ставки арендной платы, Департамент по уп- 2000 г. взимаемой за использование государс- равлению государс- твенной недвижимости, со ставками, твенной собствен- сложившимися на рынке ностью 18. Разработать механизм привлечения ин- Департамент по уп- I квартал весторов для восстановления объектов равлению государс- 2001 г. недвижимости, находящихся в феде- твенной собствен- ральной и областной собственности ностью 19. Выявить излишнее, неиспользуемое ли- Департамент по уп- 2001- бо используемое не по назначению равлению государс- 2003 гг. имущество государственных учреждений твенной собствен- и изъять его в казну области ностью 20. Проведение конкурсов на право аренды Департамент по уп- в течение равлению государс- 2001 г. твенной собствен- ностью 21. Разработать механизм контроля за ис- ОГСУ "Областное март пользованием средств, выделяемых на имущественное каз- 2001 г. капитальный ремонт государственного начейство" имущества Департамент по уп- равлению государс- твенной собствен- ностью 22. Приступить к формированию "бизнес- Департамент по уп- в течение зоны" по государственному имуществу, равлению государс- 2001 г. сдаваемому в аренду твенной собствен- ностью ----------------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|