Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 22.03.2001 № 763ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22.03.2001г. № 763 г. Томск О Концепции энергетической безопасности Томской области Рассмотрев представленный Главой Администрации (Губернатором) Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы проект Концепции энергетической безопасности Томской области, Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Концепцию энергетической безопасности Томской области согласно приложению. 2. Контроль за реализацией Концепции энергетической безопасности Томской области возложить на комитет по экономической политике (Юрьева Т.В.). Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области N 763 от 22.03.2001г. КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Термины и определения Энергетическая безопасность - состояние защищенности граждан, общества и государства от обусловленных внешними и внутренними факторами угроз дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах. Мониторинг - наблюдения, оценка и прогноз состояния наблюдаемого объекта в связи с изменяющимися факторами, внутренними процессами и хозяйственной деятельностью. Физический и моральный износ - состояние оборудования, при котором невозможно или опасно его дальнейшее использование, либо его использование не эффективно. Централизованное электро и теплоснабжение - коммерческая деятельность по обеспечению потребителей электрической и/или тепловой энергией от централизованных источников (электростанций или котельных). Оптовый рынок энергии - сфера купли-продажи электрической энергии осуществляемой его субъектами, юридическими лицами в пределах единой энергетической системы России. Потребительский рынок энергии - сфера купли-продажи электрической и тепловой энергии, осуществляемой между энергоснабжающими организациями и потребителями на территории. Платежеспособный спрос - рыночный спрос на товары и услуги, объем которого обеспечен денежными (платежными) средствами покупателей. Угрозы дефицита - опасность неполучения какого-либо товара или услуги из-за превышения спроса над предложениями. Обоснованные потребности - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения для поддержания производства или жизнедеятельности. Гарантированное обеспечение - создание необходимых условий для осуществления минимально необходимой потребности. Уровень жизни населения - интегрированный показатель, характеризующий уровень потребления населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей. Жизнеобеспечение - обеспечение условий сохранения и продолжения жизни человека и общества. Бесхозные сети (электрические и тепловые) - объекты энергетики, собственник которых юридически не определен. Тарифная политика - регулирующая деятельность государства в сфере купли-продажи электрической и тепловой энергии в соответствии с законом РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Состояние проблемы: 1. Актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности обуславливается динамичностью и остротой происходящих в России и в ее регионах экономических, социально-политических изменений. Это подтверждается: настойчивыми усилиями по ускорению реструктуризации РАО ЕЭС; напряженностью топливо-энергетического баланса Томской области, 80% потребляемых энергоресурсов которой поступают из-за пределов области; старением и нарастанием физического и морального износа оборудования, ограничением объемов реконструкции и развития основных фондов ТЭК из-за отсутствия финансовых средств; утратой проектных и строительных заделов; недостатком инвестиционных и оборотных средств предприятий ТЭК; не использованием в полном объеме атомной энергетики; суровыми природно-климатическими условиями; незначительным вкладом области в суммарные энергетические показатели Федерации. 2. Среди регионов Российской Федерации Томская область характеризуется следующими показателями развития топливно-энергетического комплекса: доля потребления электроэнергии по отношению к России в целом - 0,51%; энергоемкость валового внутреннего продукта - 0,616 ту.т./руб; электроемкость ВВП - 0,472 кВтч/руб; электропотребление на душу населения в коммунально-бытовом секторе - 0,71 ту.т./чел; доля потребления энергоресурсов в коммунально-бытовом комплексе по электроэнергии - 18,1%; по централизованному теплу - 23,2%; по энергоресурсам - 12,4%. доля области в показателях Федерации: население - 0,73%; территория - 1,85%; валовый внутренний продукт - 0,65%. 3. Энергетический баланс Томской области складывается таким образом, что основная доля потребностей области в топливе и электроэнергии покрывается за счет поставок извне, при этом добываемые на территорииобласти энергоресурсы почти целиком поставляются внешним потребителям. Это не представляло бы опасности для жизнедеятельности населения и хозяйственного комплекса области, если бы средства за поставляемые ресурсы поступали бы своевременно и в полном объеме. Совершенствование структуры баланса состоит в: повышении эффективности энергосбережения - внедрении энергосберегающих технологий в производстве, оптимизации потребления энергии в коммунально-бытовом секторе, снижении удельных расходов топлива (реконструкция) и снижении потерь энергии в сетях; оптимизации доли газа, как энергетического топлива для электростанций, котельных и коммунальных служб; использовании мощностей атомных источников электрической и тепловой энергии в балансе Томской области; развитии собственного производства коммерческой электро- и теплоэнергии на базе местных, неиспользуемых (в т.ч. сжигаемых в факелах) энергоресурсов; снижении завоза угля; принципиальном решении вопроса теплоснабжения г. Томска; принципиальном решении проблемы топливо и энергоснабжении потребителей в зонах децентрализованного энергоснабжения; развитии областного потребительского рынка электроэнергии. 4. В прогнозируемый период до 2005 года главными проблемами обеспечения потребителей Томской области топливно-энергетическими ресурсами будут: нарастание необходимых объемов реконструкции и технического перевооружения электростанций, электрических и главным образом тепловых сетей и других объектов энергетики; отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов и поиск финансовых возможностей для развития электростанций, электрических и тепловых сетей, объектов транспорта; обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население и сокращение дотационности; обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов на полном их жизненном цикле от проектирования до утилизации; сокращение объема сбыта электрической и тепловой энергии и необходимость оптимального управления спросом на электроэнергию и тепло. 5. Защищенность в нормальных условиях соответствует обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей с учетом эффективного и экономически оправданного энергосбережения. Защищенность в чрезвычайных обстоятельствах соответствует гарантированному обеспечению минимально-необходимого объема потребностей. Минимально необходимый (гарантированный) объем поставок должен предотвращать: серьезное ухудшение жизни и здоровья населения; возникновение серьезных социальных конфликтов; выход из строя крупных жизненно-важных производств; перерастание в каскадные (цепные) аварии; неприемлемо крупный экономический ущерб. 6. Региональные энергетические интересы Томской области, как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в производственно-хозяйственной и социально-экономической сферах, определяют основные цели и задачи энергетической политики органов власти. Они состоят: в сохранении стабильности политической ситуации области, в обеспечении гражданского мира, согласия и территориальной целости, правопорядка, становлении демократичного общества, в нейтрализации причин, условий и последствий социальных конфликтов; в обеспечении устойчивого, динамичного развития экономики области; в обеспечении высокого уровня жизни населения. 7. Бесперебойное удовлетворение потребностей региона в топливе, электрической и тепловой энергии в условиях суровых природно-климатических параметров Западной Сибири и в значительной доли опасных, особо ответственных потребителей в структуре промышленного производства является необходимым для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования хозяйственного комплекса. 8. Энергетическая безопасность Томской области должна обеспечиваться комплексом экономических, нормативно-правовых, организационных, научно-технических и иных мер при упреждающем управлении, формирующим: предпосылки для выживания при возникновении кризиса; защиту жизненно-важных интересов в отношении ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики роста; средства и способы защиты от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность продукции; нормальный уровень жизни населения и устойчивые личные перспективы жителей. 9. Обоснованность претензий на проведение собственной энергетической политики и собственного антикризисного управления заключается: в способности органов управления адекватно реагировать на резкие политические, социальные и экономические изменения; в способности самостоятельно (без вмешательства Федерации) реагировать на сложные локальные (региональные) энергетические ситуации с неопределенными экономическими и социальными последствиями; в возможности на договорной основе гарантированно получать и поставлять энергоресурсы за пределы территории; в стремлении достигнуть соответствия действующих на территории энергетических стандартов мировым для обеспечения достойного образа жизни населения; в стремлении создать на территории условия существования свободного, демонополизированного, открытого рынка энергии и энергоресурсов. Угрозы энергетической безопасности. 1. На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей. Выделяются следующие аспекты энергетической безопасности: функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности; защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз. Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона. 2. Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз: ------------------------------------------------------------------ Экономические угрозы Последствия ------------------------------------------------------------------ 1. Острый дефицит - Физический и моральный износ инвестиционных ресурсов, оборудования, вывод его из работы или недофинансирование опасное продление его эксплуатации. проектных, строительно- - Отставание ввода новых мощностей, монтажных работ, работ по опережение роста спроса, снижение реконструкции, резервов. техническому - Рост аварийности оборудования и перевооружению предприятий недоотпусков энергии потребителям, в ТЭК и обеспечивающих его том числе и особо ответственным. отраслей - Рост объемов аварийно- восстановительных и ремонтных работ. - Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков. - Увеличение доли неоптимальных, аварийно вынужденных решений 2. Диспропорции цен на - Отсутствие рыночных отношений и ТЭР в результате конкуренции в производстве. неэффективности тарифной Недополучение энергоресурсов, политики, низкой необходимость перехода на другие производительности труда и топлива, снижение производственного неэффективного эффекта, повышение цен на продукцию, использования природных инфляция ресурсов 3. Рост неплатежей и - Цепная финансовая дестабилизация, задолженностей за задержки выплаты зарплаты и другие поставляемые энергоресурсы социальные проблемы. - Информационная "война", порождающая социальную напряженность. - недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней 4. Неэффективное - Перерасход энергетических ресурсов использование топливно- и финансовых средств за их потребление энергетических ресурсов 5. Слабость - Недопоставки ресурсов, нарушения хозяйственных связей сроков поставки, качества энергоресурсов Технические угрозы: 1. Низкий технический - Рост количества, объемов и уровень и качество последствий аварий и технологических оборудования, низкое нарушений и ремонтных затрат. качество строительно- - Рост объемов недоотпуска монтажных, ремонтных работ энергоресурсов и экономических и эксплуатации, последствий аварий и технологических недопустимо высокий нарушений. уровень износа - Увеличение загрязнения окружающей оборудования среды. - Рост опасности для жизни людей (персонала и населения) 2. Угроза - отсутствие - Отсутствие ответственных за владельцев электрических и техническое состояние объектов и тепловых сетей и установок увеличение количества отключений (бесхозные сети) потребителями 3. Нерациональное - см. статью 2 пункт 1 размещение - Рост количества каскадных (цепных) производительных сил, аварий приводящих к неуправляемой - Рост последствий неэнергетических концентрации производств аварий повышенного риска 4. Нарушение - Недоотпуск электроэнергии устойчивости потребителям, в т.ч. ответственным электроснабжения от - веерное отключение потребителей внешних источников ФОРЭМ (Кузбассэнерго, Красноярскэнерго, Тюменьэнерго, СХК) 5. Нарушение - Резкий рост социальных проблем при устойчивости низких температурах. теплоснабжения населения и - Рост числа заболеваний и обострение предприятий от болезней. централизованных - Эвакуация жителей и охрана жилья источников 6. Нарушение - Снижение объемов выработки и устойчивости отпуска электрической и тепловой топливоснабжения энергии. - Переход на топливо низшего качества. - Снижение количества предоставляемых энергетических услуг 7. Снижение технической Перспектива лавинообразного характера безопасности ТЭК выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс 8. Отсутствие развитого - Дефицит электроэнергии при наличии рынка топлива и энергии. внутренних топливных ресурсов Отсутствие на региональном - Монополизм АО-Энерго потребительском рынке - Отсутствие резервов и взаимопомощи электроэнергии СХК, ЮКОС, при авариях Томскгазпром и др. 9. Снижение - Рост выбросов и загрязнений экологической безопасности 10. Стихийные бедствия - - Рост аварийности оборудования. наводнения, ураганы, - Рост объемов недоотпуска оползни, гололедные явления Управленческо-правовые угрозы: 1. Неэффективность - Экономические последствия пункты 1- реализации экономической и 5 энергетической политики, несовершенство законодательства 2. Неэффективность - Перерасход энергоресурсов энергосберегающей политики - Перерасход бюджетных средств 3. Низкий уровень - Перерасход ресурсов правового обеспечения - Криминализация энергетического регулирования естественных бизнеса монополий Монополизация энергетического рынка 4. Чрезмерное - Угнетенный менеджмент вмешательство органов энергоснабжающих организаций власти в управление энергетикой Социально-политические угрозы 1. Забастовки и другие - Ограничение отпуска энергии трудовые конфликты на предприятиях ТЭК 2. Региональные - Повреждение оборудования, политические конфликты, ограничение отпуска энергии сопровождаемые диверсионно- террористическими актами на объектах ТЭК 3. Противоправные - Блокирование принятия решений и действия общественных осуществления обоснованных проектов на движений антиатомной, развитие энергетики антиэнергетической направленности 4. Противоправные - Рост тарифов действия региональных - Ограничения отпуска энергоресурсов органов власти и - Замораживание инвестиций предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка ------------------------------------------------------------------ Цель и задачи региональной политики по обеспечению энергетической безопасности. 1. Целью региональной политики является обеспечение энергетической безопасности Томской области. Основные задачи для решения цели: выявление состава, характера и остроты угроз энергетической безопасности Томской области в настоящее время и прогнозируемых на перспективу; оценка количественными показателями существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности и степени защищенности энергетических интересов; подготовка и обоснование решений о реализации мер по обеспечению энергетической безопасности Томской области, по предупреждению и противодействию угрозам, по усилению устойчивости энергоснабжения. 2. Для достижения этой цели необходимо: выявить, классифицировать угрозы энергетической безопасности, разработать шкалу и способы оценивания остроты угроз для населения, предприятий, муниципальных образований и власти в целом; собрать и проанализировать состояние защищенности жизненноважных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и области в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе; установить показатели (индикаторы) энергетической безопасности и обеспечить их регулярное статистическое наблюдение (мониторинг); разработать технологию выработки вариантов управляющих решений по обеспечению энергической безопасности, их обсуждения и утверждения. Индикаторы энергетической безопасности. Состав, структура, способы определения и наблюдения показателей (индикаторов) характеризующих состояние энергетики может быть отработан только в ходе самого испытания системы мониторинга. Первоначальный состав индикаторов может не в полной мере отвечать условиям чувствительности или объективности. Устанавливается следующий состав индикаторов: 1. Обеспеченность электроэнергией: доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями, расположенными на своей территории, к годовому потреблению электроэнергии); индекс изменения душевого потребления (отношение потребления электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе к тому же в предыдущем году); индекс изменения доли потребления электроэнергии на территории по отношению к потреблению по Российской Федерации; доля ограничений в снабжении электроэнергией (доля ограничений в потреблении электроэнергии по отношению к полному потреблению); индекс изменения доли потребления электроэнергии на единицу производимой продукции (услуги). 2. Обеспеченность тепловой энергией: коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке); то же с учетом отключения самого крупного агрегата; индекс изменения душевого потребления (отношение потребления тепловой энергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе); индекс изменения доли потребления тепла на территории по отношению к потреблению тепла в Российской Федерации; индекс изменения доли потребления тепловой энергии на единицу производимой продукции (услуги). 3. Обеспеченность топливом: запас котельно-печного топлива (КПТ) на складах (отношение количества КПТ на складах к нормативу); доля доминирующего топливного ресурса в потреблении КПТ; индекс изменения доли потребления моторного топлива (МТ) по отношению к потреблению Российской Федерации; структура теплоисточников; коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой электрогенерирующей мощности к годовому максимуму); то же с учетом балансовых перетоков мощности по электрическим сетям; доля мощности самого крупного источника электроэнергии к максимальной годовой электрической нагрузке территории; доля мощности потребителей электроэнергии с нерезервированным электроснабжением; доля мощности потребителей электроэнергии в зонах децентрализованного электроснабжения; доля мощности потребителей теплоэнергии, подключенных к самому крупному нерезервированному источнику теплоснабжения; доля топливно-энергетического ресурса добываемого (производимого) на территории области. 4. Основные производственные фонды: анализ планов и предприятий по развитию энергетических мощностей и их замена и ликвидация; энергетические обследования системы газопроводов и работающих энергетических установок; доля электроэнергетического оборудования, выработавшего свой ресурс; то же в теплоэнергетике; доля капиталовложений в ТЭК по отношению к стоимости ОПФ. 5. Экология: индекс изменения суммарных выбросов загрязнителей в атмосферу от ТЭС и котельных; индекс изменения удельных выбросов загрязнителей; индекс превышения выбросов загрязнителей на ПДВ и ВСВ; индекс изменения теплового загрязнения окружающей среды энергопроизводящими предприятиями. 6. Финансы: доля превышения кредиторской задолженности над дебиторской в годовом объеме отгруженной продукции; доля суммарной (дебиторской и кредиторской) взаимной задолженности предприятий энергетики и их партнеров в годовом объеме отгруженной продукции; взвешенная (по установленной мощности) доля убыточных предприятий энергетики. Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности - устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. --------------------------------------------------------------------- Законы Томской области: --------------------------------------------------------------------- Законы Томской области: 1. Об энергетической Разрабатывается на основании безопасности. утвержденной концепции. Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области (топлива, электро- и теплоэнергией). Создает условия функционирования системы энергетической безопасности. 2. Внесение изменений и Корректируется в связи с изменением дополнений в закон "Об правовой базы функционирования РЭК, в обеспечении электрической связи с началом функционирования и тепловой энергией независимых производителей энергии. потребителей Томской области". 3. Об использовании газа Закладывает основы правового на территории Томской регулирования в использовании газа, области. определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа в т.ч. газификации области, определяет порядок функционирования системы газоснабжения. 4. Об использовании газа Закон устанавливает условия в виде газомоторного функционирования рынка моторного топлива. топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива. 5. Об энергетическом Одной из причин нарастающей угрозы заказе. энергетической безопасности - неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон области о бюджете и включением этих затрат в защищаемую строку. 6. О принципах тарифной Назначение закона вытекает из его политики на топливо, названия. Сегодня РЭК пользуется электро- и теплоэнергии на методиками ФЭК, зачастую нарушая, как территории Томской области российское, так и областное законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке, в т.ч. независимых источников. 7. О льготах на топливо, Имеющиеся льготы, которые даются электро- и теплоэнергию на потребителям на региональном и территории Томской области муниципальном уровне, не обеспечивают и источниках покрытия покрытия вкладывающих доходов выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, что энергоснабжающих приводит к значительной финансовой организаций потере, следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия. 8. Об использовании Создается на основе водного кодекса водных ресурсов на России, т.к. внутренние водоемы - территории Томской прерогатива региона и другие статьи области". "Кодекса" отданы в компетенцию региона. --------------------------------------------------------------------- Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области --------------------------------------------------------------------- 1. О нормировании Действующие нормативы потребления потребления энергоресурсов значительно устарели и не дают реальной в бюджетной сфере и картины потребления. В Томской области применении методики расчета выполнена методика расчета норм и лимитов на лимитов потребления. Постановление энергопотребление. определяет порядок их введения в действие. 2. О статистическом Существующее статистическое наблюдение наблюдении в устарело и не дает достаточной энергопотреблении. информации как о энергообеспечении, так и энергосбережении и не дает возможности судить об истинном состоянии дел и необходимости применения корректирующих мер. 3. О мерах по ускорению В порядке исполнения закона "Об установки средств учета энергосбережении". энергоресурсов. 4. Пакет документов В порядке реализации закона Томской администрации и РЭК о области "О порядке формирования тарифной политике в тарифов". исполнении закона. 5. Пакет документов о В порядке реализации закона "Об мотивации энергосбережения. основах энергосбережения на территории Томской области". 6. Пакет документов о В порядке реализации закона "Об формировании основах энергосбережения на территории энергосберегающего Томской области". поведения на территории Томской области. 7. Создание механизмов Защита интересов участников страховой защиты энергообеспечения от рисков и угроз. имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов. 8. Создание систем Без комментариев. управления энергетической безопасностью. ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|