Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 25.10.2001 № 1024ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.10.2001г. N 1024 г.Томск О Законе Томской области "Об образовании в Томской области" Рассмотрев проект закона Томской области "Об образовании в Томской области", доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений, Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Томской области "Об образовании в Томской области" согласно приложению. 2. Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования. Председатель Государственной Думы Б.А.Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области N 1024 от 25.10.2001г. ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Об образовании в Томской области" Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон разработан в соответствии с федеральным законодательством и устанавливает региональные особенности функционирования системы образования Томской области в целях: - обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование на территории области; - обеспечения правовых гарантий полноценного функционирования и развития системы образования области в рамках федеральной и региональных программ; - разграничения компетенции в сфере образования между органами законодательной и исполнительной власти области; - закрепления права выбора собственной региональной образовательной политики; - укрепления экономических основ функционирования и развития образования в области, правовой поддержки финансирования образования из различных источников. Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе 1. В настоящем Законе используются понятия, установленные Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также следующие понятия и термины: обязательные образовательные услуги - объем бесплатных образовательных услуг, гарантирующих гражданам получение образования, соответствующего государственному образовательному стандарту; дополнительные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые сверх услуг, гарантированных государственным образовательным стандартом, на бесплатной или платной основе; семейное образование - форма изучения и освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье; самообразование - форма получения образования, предполагающая самостоятельное получение знаний, по объему и качеству соответствующих государственному образовательному стандарту; экстернат - форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию; экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее образовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию; качество образовательных услуг - совокупность характеристик образовательного процесса; качество образовательной подготовки выпускника - совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений, навыков, востребованных личностью, обществом, государством; национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов - содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Томской области в образовательных программах; образовательный заказ Томской области - заказ на выполнение образовательных, методических и научно-исследовательских работ и подготовку специалистов высшего профессионального образования, необходимых для Томской области; молодой специалист - лицо в возрасте до 28 лет, поступившее на работу в государственное либо муниципальное образовательное учреждение непосредственно после окончания среднего (высшего) профессионального учебного заведения и проработавший в данном образовательном учреждении не более трех лет; сельское образовательное учреждение - образовательное учреждение общего и начального профессионального образования, расположенное в сельской или приравненной к ней местности; малокомплектная общеобразовательная школа - общеобразовательное учреждение с количеством и наполняемостью классов-комплектов ниже утвержденных в установленном порядке нормативов; федеральная экспериментальная площадка - статус инновационного образовательного учреждения, присваиваемый Министерством образования РФ на основании экспертизы проектно- исследовательской деятельности образовательного учреждения; профессиональные ассоциации в сфере образования - общественные организации в сфере образования, объединяющие образовательные учреждения, отдельных работников образования в целях обмена опытом, совершенствования профессионального педагогического и управленческого мастерства; советы руководителей образовательных учреждений - общественные объединения руководителей (директоров, ректоров), создаваемые в целях решения проблем, связанных с функционированием образовательных учреждений. 2. Лица, осваивающие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования Томской области 1. Правовой основой образования в Томской области является Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Томской области об образовании, Устав (Основной Закон) Томской области, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Томской области и уставы муниципальных образований. 2. В случае противоречия нормативных актов, издаваемых органами государственной власти области и органами местного самоуправления настоящему Закону, на территории области применяются нормы настоящего Закона. В случае противоречия нормативных актов, издаваемых органами власти области и органами местного самоуправления федеральному законодательству, применяются нормы федерального законодательства. 3. Уставы и иные акты образовательных учреждений принимаются в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 4. Принципы реализации государственной и региональной образовательной политики в Томской области 1. Государственная образовательная политика на территории Томской области строится с учетом общенационального значения и уникальности Томского научно-образовательного комплекса как исторически сложившегося научного, образовательного, культурного и методического центра для общего и профессионального образования Сибири и Дальнего Востока, отдельные научно- образовательные учреждения которого отнесены к национальному достоянию народов России. 2. В Томской области реализуется федеральная политика приоритетности образования, которая признается сферой первостепенных интересов населения Томской области, служит удовлетворению потребностей граждан в образовании, обеспечивает подготовку кадров для Томской области и других субъектов Российской Федерации. 3. Организация образования в Томской области основывается на принципах: - гуманизма и уважения к общечеловеческим ценностям; - единства системы образования в Российской Федерации и учета особенностей культурного, национального и социально- экономического развития Томской области; - сохранения единого федерального культурного и образовательного пространства и интеграции системы профессионального образования области в мировую образовательную систему; - общедоступности, свободы и многообразия форм и содержания образования; - всеобщности и обязательности обучения детей и молодежи в возрасте до 15 лет; - светского характера образования; - соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления Томской области приоритета сферы образования в вопросах финансово - материального обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты и медицинского обслуживания работников образовательных учреждений, обучающихся и воспитанников; - поддержки образовательных учреждений как субъектов рыночных отношений; - развития демократического, государственно-общественного характера управления образованием; - бесплатности среднего (полного) общего образования; - толерантности и ненасилия; - индивидуализации учебно-воспитательного процесса; - приоритетности развития интеллектуально-творческого потенциала личности; - гармонии общероссийских и региональных, общественных и личностных образовательных интересов, взаимной согласованности федеральной и региональной программ развития образования; - признания образования ведущим фактором социокультурного и социально-экономического развития региона; - органического единства отраслевого и регионального принципов развития и управления образованием в области; - ориентации образовательной системы области на региональный, всероссийский и международный рынки труда и на решение проблем занятости населения региона; - укрепления и развития экономики образования, расширения социальных гарантий в образовании, мобилизации ресурсов области, предоставления налоговых льгот организациям и физическим лицам, вкладывающим средства в развитие образования; - направленности содержания образования на усвоение современной системы знаний, формирования продуктивной системы методов познания и деятельности; - ориентации на высокие личностно-ориентированные образовательные технологии; - управления качеством образования на территории области за счет использования механизмов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; - интеграции и взаимодействия всех уровней образования через создание центров развития, профессиональных ассоциаций субъектов образования по разработке и внедрению нового содержания образования, форм, методов и технологий обучения и управления; - систематического обновления всех сторон образовательного процесса в связи с развитием экономики, науки, культуры, гуманитарных и информационных технологий; - открытости образовательного пространства, активного выхода учреждений профессионального и общего образования на общероссийский и межрегиональный рынок образовательных услуг; - сотрудничества субъектов образования Томской области с российскими, зарубежными системами и фондами образования. Статья 5. Задачи органов государственной власти Томской области в сфере образования Задачами органов государственной власти Томской области в сфере образования являются: обеспечение реализации конституционных прав граждан на образование; обеспечение приоритетности образования; формирование и реализация в Томской области государственной политики в сфере образования; создание правовых, материально-финансовых, организационных и иных гарантий сохранения и развития системы образования в Томской области; создание условий для развития государственных и негосударственных образовательных учреждений; персональная поддержка наиболее одаренных обучающихся, лучших работников образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования; привлечение общественности к решению вопросов управления образованием; организация научных исследований по актуальным проблемам образования; обеспечение контроля качества образования. Статья 6. Областная программа развития образования 1. Государственая политика Томской области в сфере образования осуществляется на основе областной программы развития образования, разрабатываемой с учетом положений соответствующих федеральных программ. 2. Областная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. 3. Порядок и условия проведения конкурса на разработку областной программы развития образования утверждаются постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области. 4. Областная программа развития образования утверждается Государственной Думой Томской области по представлению Главы Администрации (Губернатора) Томской области на срок не менее 5 лет. 5. Управление программой развития образования Томской области осуществляется Координационным советом, порядок формирования и положение о котором утверждаются постановлением Главы Администрации (Губернатором) Томской области. 6. Финансирование областной программы развития образования осуществляется за счет средств областного бюджета на основании закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии с законом об утверждении программы. 7. Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе разрабатывать и утверждать целевые программы развития и поддержки образования на территории муниципальных образований. Статья 7. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов 1. В Томской области действует государственный образовательный стандарт, который включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. 2. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов (далее - национально-региональный компонент) обеспечивает особые потребности в части содержания образования, в которых отражены региональные и социально- культурные особенности и традиции. 3. Национально-региональный компонент и порядок его применения разрабатывается Администрацией Томской области на срок не более 10 лет и утверждается Государственной Думой Томской области. Статья 8. Образовательный заказ Томской области 1. Образовательный заказ Томской области определяет и гарантирует гражданам реализацию равного конституционного права на образование. 2. Образовательный заказ Томской области основывается на следующих принципах: соответствия образовательной системе Российской Федерации и Томской области; закрепления за образовательными учреждениями; государственного и общественного контроля и контроля органов местного самоуправления Томской области, осуществляемого за его исполнением в соответствии с действующим законодательством; межведомственной координации. 3. Образовательный заказ Томской области разрабатывается Администрацией Томской области на основе статистических данных о численности населения, в том числе детского, с учетом предложений органов местного самоуправления, образовательных учреждений, служб занятости, работодателей и их объединений, профсоюзных и иных общественных объединений. 4. Порядок формирования, размещения и исполнения образовательного заказа Томской области устанавливается Законом Томской области "Об областном государственном заказе". 5. Образовательный заказ Томской области, полученный образовательными учреждениями высшего профессионального образования, является дополнительным к федеральному заказу для данных учреждений и финансируется за счет средств областного бюджета. 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования осуществляются с учетом заказов государственного органа (органов) управления образованием Томской области и муниципального управления образованием Томской области. Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 9. Понятие системы образования Томской области 1. Система образования Томской области является составной частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных образовательных программ различного уровня, направленности и государственных образовательных стандартов; сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и форм собственности, типов, видов и ведомственной принадлежности, реализующих указанные программы; органов управления образованием, ведомственных органов управления (в части организации образовательного процесса) и подведомственных им образовательных учреждений, а также иных организаций, участвующих в образовательном процессе. 2. К субъектам системы образования Томской области относятся осуществляющие образовательную деятельность учреждения и организации, семья, органы управления образованием, иные организации, образующие инфраструктуру системы образования. 3. В системе образования Томской области действуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, а также иные учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством. 4. Тип и вид образовательного учреждения, организации определяются уровнем и направленностью образовательных программ. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при государственной аккредитации. Статья 10. Основные направления развития системы образования Томской области 1. Основными направлениями развития общего образования в Томской области являются: 1) сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет начальных малокомплектных сельских образовательных учреждений; 2) совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения; 3) разработка программ и соответствующих им комплектов учебных пособий; 4) совершенствование структуры и содержания образования; 5) развитие гуманитарной, экологической, информационной и практической направленности общего образования; 6) совершенствование системы профессиональной ориентации; 7) развитие возможностей для образования детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, с учетом их индивидуальности (расширение сети лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением учебных предметов); 8) создание условий для развития детей с ограниченными возможностями; 9) поддержка инновационной деятельности в образовательном учреждении как основы процесса модернизации образования; 10) совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. 2. Основными направлениями развития начального профессионального образования в Томской области являются: 1) разработка методик потребностей в специалистах по отраслям и в Томской области в целом; 2) сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (профессиональных лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования; 3) разработка механизма заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования; 4) перепрофилирование образовательных учреждений начального профессионального образования на специальности, востребованные на рынке труда Томской области; 5) расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников; 6) усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования со сферами производства и услуг по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов. 3. Основными направлениями развития среднего профессионального образования в Томской области являются: 1) формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями рынка труда Томской области; 2) формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональные и отраслевые особенности деятельности; 3) развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования; 4) развитие прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования. 4. Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в Томской области являются: 1) формирование и обеспечение социально - экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе за счет средств областного бюджета; 2) увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний; 3) развитие высших учебных заведений и других организаций высшего и послевузовского профессионального образования как учебных научно-производственных комплексов; 4) формирование областного государственного заказа по кадровому обеспечению научно-технических и социальных программ развития Томской области; 5) совершенствование научно-исследовательской и научно- технической деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры; 6) разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного, для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса; 7) развитие интеграционных структур научных и научно- технических парков, обеспечивающих использование результатов научных исследований на практике; 8) развитие системы дистанционного обучения; 9) создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития областной компьютерной сети, баз данных и центра образовательной статистики; 10) совершенствование научно-исследовательской и научно- технической деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа; 11) вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения; 12) расширение участия ученых, работников учреждений высшего и послевузовского профессионального образования в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах; 13) участие высших учебных заведений в решении задач социального, научно-технического и экономического развития области; 14) создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, наличии и качестве образовательных услуг в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования. Статья 11. Сеть образовательных учреждений и инфраструктура системы образования 1. Сеть образовательных учреждений на территории Томской области включает: - дошкольные образовательные учреждения; - общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе общеобразовательные школы-интернаты); - образовательные учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; - специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; - специальные учебно-воспитательные учреждения для подростков с девиантным поведением; - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; - образовательные учреждения дополнительного образования детей (в том числе, системы Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму); - учреждения начального профессионального образования; - образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения); - образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования; - другие учреждения, а также общественные организации, осуществляющие образовательный процесс. 2. Инфраструктуру системы образования Томской области составляют подведомственные государственным и муниципальным органам управления образованием Томской области организации и учреждения, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям и органам управления образованием обслуживающие функции и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность. В инфраструктуру системы образования могут входить транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и другие организации и учреждения. 3. Организации и учреждения необразовательного профиля, подведомственные государственному органу управления образованием Томской области, составляют сеть организаций областной инфраструктуры системы образования Томской области, призванных обеспечивать деятельность областных государственных образовательных учреждений в соответствии со своими уставными целями. 4. Организации и учреждения, обеспечивающие деятельность муниципальных органов управления образованием Томской области и муниципальных учреждений образования, образуют сеть организаций муниципальной инфраструктуры системы образования. Муниципальную инфраструктуру системы образования формируют органы местного самоуправления Томской области, исходя из реальных потребностей образования и возможностей муниципального образования. 5. Отношения государственного органа управления образованием Томской области с организациями муниципальной инфраструктуры системы образования по оказанию последними услуг, выполнению работ и производству продукции для государственных учреждений строятся на договорной основе. 6. Администрация Томской области и органы местного самоуправления Томской области могут в соответствии с действующим законодательством создавать (в том числе, совместно) учреждения и организации инфраструктуры системы образования. Статья 12. Учреждения общего и начального профессионального образования, расположенные в сельской местности 1. Органы государственной власти Томской области обеспечивают приоритетное развитие в сельской местности учреждений общего и начального профессионального образования, укрепление их материально-технической базы и комплектование педагогическими кадрами. 2. В сельских населенных пунктах при наличии детей, подлежащих обучению в начальной школе, независимо от их количества создаются учреждения начального общего образования, а также учреждения, сочетающие дошкольное и начальное общее образование. Наполняемость классов в сельских образовательных учреждениях определяется учредителем. 3. Сельское образовательное учреждение может иметь подсобное и учебное хозяйства с земельным участком, сельскохозяйственной техникой, поголовьем животных. Доходы от реализации производимой, в соответствии с уставом образовательного учреждения, продукции на базе подсобных и учебных хозяйств сельского образовательного учреждения не подлежат налогообложению в части, зачисляемой в областной бюджет. 4. Для проживания детей из населенных пунктов, расположенных на расстоянии свыше трех километров от школы, могут открываться школы-интернаты. Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 13. Органы управления системой образования Управление системой образования Томской области осуществляют в пределах своей компетенции Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области, органы местного самоуправления Томской области, государственные органы управления образованием. Статья 14. Компетенция Государственной Думы Томской области К исключительной компетенции Государственной Думы Томской области относится: 1) законодательное регулирование в сфере образования в Томской области; 2) утверждение областной программы развития образования; 3) утверждение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов; 4) заслушивание ежегодного отчета Главы Администрации (Губернатора) Томской области о состоянии системы образования Томской области; 5) утверждение нормативов минимальной бюджетной обеспеченности в сфере образования; 6) утверждение объемов финансирования отрасли "Образование" в соответствии с Законом об областном бюджете на очередной финансовый год и контроль за его исполнением; 7) установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения для обучающихся, воспитанников и педагогических работников образовательных учреждений; 8) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений области; К компетенции Государственной Думы Томской области относится осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным, областным законодательством и настоящим Законом. Статья 15. Компетенция Администрации Томской области К компетенции Администрации Томской области относится: 1) обеспечение на территории Томской области реализации государственной (федеральной и областной) политики в сфере образования; 2) разработка и реализация областной программы развития образования; 3) разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов; 4) разработка образовательного заказа Томской области; 5) формирование государственных органов управления образованием Томской области, утверждение положений о них; 6) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений областного подчинения в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Законом; 7) обеспечение государственных гарантий в сфере образования; 8) разработка и обеспечение областных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности системы образования Томской области с учетом специфики образовательных учреждений; 9) закрепление за государственными образовательными учреждениями земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, в бессрочное пользование; 10) прогнозирование развития сети образовательных учреждений; 11) обобщение передового опыта и организация экспериментирования в сфере образования; 12) изучение и стимулирование инновационных проектов в образовании; 13) согласование с руководителями учреждений профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности введения новых и ликвидации существующих специальностей для Томской области; 14) проведение анализа, прогнозирование и координация приоритетных научно-исследовательских и проектных работ, финансируемых за счет средств областного бюджета, в учреждениях высшего профессионального образования; 15) содействие проведению научных исследований в сфере образования и разработка программы их практического применения; 16) разработка программы международного и межрегионального сотрудничества в сфере образования; 17) внесение предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды образования в Томской области; 18) прогнозирование потребности в специалистах различного профиля для нужд Томской области, формирование на данной основе образовательного заказа на специалистов по различным направлениям; 19) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям, в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 20) осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 16. Компетенция государственных органов управления образованием Томской области 1. В целях оперативного и предметного управления образованием Администрация Томской области предусматривает и формирует государственный орган (органы) управления образованием Томской области в соответствии со схемой исполнительной власти Томской области. 2. К компетенции государственного органа (органов) управления общим образованием Томской области относится: 1) разработка и реализация областной программы развития общего и профессионального образования, других областных программ развития образования, образовательного областного заказа; 2) осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных образовательных учреждений; 3) лицензирование деятельности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм и участие в лицензировании образовательной деятельности по программам высшего и послевузовского профессионального образования (в составе экспертных комиссий Министерства образования России); 4) аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений в пределах своих полномочий; 5) контроль исполнения государственных образовательных стандартов образовательными учреждениями, расположенными на территории области; 6) участие в разработке областных нормативов и порядка финансирования соответствующих образовательных учреждений; 7) финансирование подведомственных образовательных учреждений, организаций; 8) информационное и методическое обеспечение образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием; 9) инспектирование образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием в пределах своих полномочий; контроль за соблюдением высшими учебными заведениями условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией (совместно с Министерством образования России); 10) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите обучающихся, воспитанников и педагогических работников на территории Томской области по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания; 11) аттестация педагогических и руководящих кадров учреждений образования областного подчинения в установленном порядке; 12) представление работников системы образования области к правительственным наградам, званиям и знакам отличия; 13) координация работы по опеке, попечительству, защите прав детей, обучающихся и воспитанников; 14) издание в пределах своей компетенции нормативных документов; 15) осуществление иных полномочий в сфере управления образованием, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Статья 17. Компетенция органов местного самоуправления в области образования 1. Органы местного самоуправления осуществляют: реализацию прав граждан на общедоступность, бесплатность среднего (полного) общего образования и обязательность основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, федеральным и местным требованиям, состоянии здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 2. К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится: 1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений в целях реализации федеральной и областной политики в области образования; 2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования на уровне не ниже областных; 3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора образовательного учреждения; 4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; 5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений на подведомственной территории в установленном законодательством порядке; 6) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях, их уставами; 7) строительство и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в технически безопасном состоянии, обустройство прилегающих к ним территорий; 8) контроль за исполнением условий аренды зданий, помещений и иных объектов муниципальной собственности образовательными учреждениями, организациями; 9) обеспечение использования государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; 10) учреждение обучающимся специальных стипендий за счет средств местного бюджета. Статья 18. Участие общественности в управлении образованием 1. Участие общественности в управлении образованием осуществляется через органы общественного управления образованием, к которым относятся: советы ректоров учреждений высшего профессионального образования; советы образовательных учреждений; попечительские советы образовательных учреждений; родительские комитеты образовательных учреждений; иные формы участия общественности в решении вопросов управления образованием в Томской области. 2. Полномочия органов общественного управления образованием определяются уставами соответствующих образовательных учреждений, разработанными и утвержденными в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 19. Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений области 1. Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения, допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 20. Основные формы государственной поддержки образования Государственная поддержка системы образования в Томской области осуществляется путем: 1) обеспечения гарантированного финансирования деятельности образовательных учреждений; 2) обеспечения исполнения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Томской области в сфере образования; 3) освобождения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих учреждений, от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством; 4) предоставления в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот и льгот по платежам в областной бюджет организациям, предоставляющим образовательным учреждениям услуги на льготных условиях, в том числе сдающим им свое имущество в аренду; 5) предоставления в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот и льгот по платежам в областной бюджет организациям, занимающимся исследовательской, методической, издательской и иной деятельностью, обеспечивающей образовательный процесс, в части этой деятельности; 6) признания приоритета развития сети образовательных учреждений в сельской местности, укрепления их учебно- материальной базы и комплектования педагогическими кадрами; 7) развития инновационной и научной деятельности образовательных учреждений, поощрения привлечения для этих целей общественных и частных источников финансирования; 8) предоставления иных государственных гарантий. Статья 21. Финансирование мероприятий по развитию образования 1. Источниками финансирования образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством могут являться: средства бюджетов всех уровней (для образовательных учреждений соответствующего подчинения); средства общественных и благотворительных фондов; средства учредителей; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, инвестиции; кредиты банков и иных кредитных организаций; другие источники финансирования, не запрещенные законодательством. 2. Финансирование мероприятий по развитию образования, проводимых Администрацией Томской области, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий год и областной программой развития образования. 3. Выделение денежных средств образовательным учреждениям для реализации целевых программ осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. 4. Нормативы минимального финансирования малокомплектных образовательных учреждений принимаются в расчете на одну группу обучающихся. Финансирование специальных (коррекционных) образовательных организаций, классов, групп для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии осуществляется по повышенным нормативам. Статья 22. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений области 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области оказывают содействие развитию системы образования области и муниципальных образований и не вправе принимать решения, влекущие за собой ухудшение финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений по сравнению с предусмотренными законодательством Российской Федерации и Томской области. 2. Льготы по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет для категории налогоплательщиков в сфере образования, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. 3. Для государственных областных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством могут устанавливаться льготные тарифы на услуги государственных учреждений и организаций, необходимые для осуществления основной уставной деятельности, которые компенсируются за счет средств соответствующего бюджета. 4. Оплата коммунальных услуг для общежитий образовательных учреждений может производиться по тарифам, установленным для жилого фонда соответствующего муниципального образования и дотироваться из средств соответствующих бюджетов наравне с дотациями для населения. Статья 23. Фонды развития образования - некоммерческие организации 1. Органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации и граждане могут учреждать фонды развития образования, средства которых используются в целях финансирования программ развития образования, координации и кооперации деятельности образовательных учреждений в порядке, предусмотренном уставами фондов. 2. Привлечение и использование средств фондов развития образования не является основанием для уменьшения бюджетных ассигнований областным и муниципальным образовательным учреждениям. Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 24. Основные принципы экономической политики Томской области в сфере образования 1. Экономическая политика Томской области в сфере образования направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений всех организационно-правовых форм в интересах личности и общества. 2. В Томской области финансирование образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Органы государственной власти Томской области осуществляют политику: - персональной поддержки одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, в том числе педагогических работников начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, победителей конкурсов и проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования в порядке, определенном Главой Администрации (Губернатором) Томской области; - достаточного финансирования и материального обеспечения образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями и финансирования учреждений образования для детей, имеющих отклонения в развитии. 3. Образовательным учреждениям предоставляется право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности и создаются условия для эффективной реализации этого права. Статья 25. Финансовое обеспечение системы образования 1. Образовательные учреждения финансируются их учредителями. Государственные и муниципальные образовательные учреждения финансируются по нормативам в соответствии со спецификой образовательного учреждения, численностью обучающихся и контрольными цифрами приема (выпуска), исходя из необходимости реализации государственных образовательных стандартов и программ. 2. Администрация Томской области, органы местного самоуправления вправе заключать с профессиональными образовательными учреждениями договоры об областном, муниципальном заказе на подготовку специалистов. 3. Образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с уставами вправе вести на договорной основе целевую подготовку специалистов, получать плату за эту подготовку и использовать полученные средства в соответствии с действующим законодательством. 4. Порядок направления и использования бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. 5. Доля финансовых средств на развитие образования ежегодно закрепляется в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и не подлежит сокращению в течение финансового года. 6. Образовательные учреждения могут получать целевые субсидии из местных бюджетов для оплаты коммунальных услуг в общежитиях для обучающихся на общих основаниях и по нормативам, установленным для муниципального жилого фонда. 7. Предприятия и организации всех форм собственности, зарегистрированные на территории Томской области, могут по решению Государственной Думы Томской области и представительных органов местного самоуправления полностью или частично освобождаться от уплаты областных и местных налогов и сборов, в части средств, направляемых этими организациями на финансирование образовательных учреждений на территории Томской области. Статья 26. Имущество образовательного учреждения 1. Имущество образовательного учреждения составляют денежные средства и объекты собственности, как переданные образовательному учреждению учредителем в оперативное управление, так и находящиеся в собственности образовательного учреждения. 2. Организации всех форм собственности могут с согласия собственника безвозмездно передавать на баланс образовательных учреждений материально-технические ресурсы и объекты собственности, необходимые для осуществления уставной деятельности образовательных учреждений. Статья 27. Платные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки государственных образовательных стандартов. Дополнительные платные образовательные услуги предоставляются обучающимся по их желанию на добровольной основе в соответствии с перечнем, утвержденным учредителем образовательного учреждения. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Статья 28. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственные образовательные учреждения ведут платную образовательную деятельность с полным или частичным возмещением затрат в порядке и на условиях, определенных их уставами. 2. Стоимость обучения и содержания образовательных услуг в негосударственных образовательных учреждениях утверждается их учредителями в соответствии с действующим законодательством. Статья 29. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения Образовательные учреждения могут вести предпринимательскую деятельность в соответствии с федеральным законодательством и их уставами. Доходы образовательных учреждений, полученные от предпринимательской деятельности по решению Государственной Думы Томской области, представительных органов местного самоуправления освобождаются от областных, местных налогов и сборов, в порядке установленном действующим законодательством, если указанные доходы направляются на достижение уставных целей образовательного учреждения. 1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения формируют фонд оплаты труда работников за счет бюджетных и внебюджетных источников. При этом фонд оплаты труда, в части доходов из внебюджетных источников, образовательные учреждения формируют самостоятельно. 2. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него бюджетных и внебюджетных средств на оплату труда самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. 3. Фонд оплаты труда негосударственных образовательных учреждений определяется учредителем. Статья 31. Целевая контрактная подготовка специалистов 1. Администрация Томской области вправе на основе договоров с образовательными учреждениями и контрактов с обучающимися осуществлять финансирование подготовки специалистов соответствующего уровня, исходя из потребностей Томской области или отдельных муниципальных образований в специалистах среднего и высшего профессионального звена. 2. Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов за счет средств областного бюджета устанавливаются Администрацией Томской области на основе программ подготовки и повышения квалификации специалистов. Средства на подготовку и повышение квалификации специалистов включаются в сметы расходов соответствующих структурных подразделений Администрации Томской области. При открытии новых специальностей оказывается финансовая поддержка за счет средств областного бюджета на создание материально-технической базы для вводимых специальностей. 3. Трудоустройство выпускников учреждений высшего (среднего) профессионального образования может осуществляться на основании образовательного заказа Томской области. В этом случае соответствующее образовательное учреждение обязано направить на конкретное рабочее место выпускника, получившего бесплатное образование, при наличии договора на целевую контрактную подготовку между выпускником и организацией - работодателем. 4. Трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования, получивших образование на основании договора о целевой контрактной подготовке, осуществляется в соответствии с указанным договором. Статья 32. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием 1. Образовательное учреждение, в случаях, установленных действующим законодательством, обязано возместить обучающемуся или лицу, закончившему обучение, ущерб, причиненный некачественным образованием, если содержание образовательного процесса не соответствовало Государственному образовательному стандарту. 2. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием, производится образовательным учреждением по решению суда. Статья 33. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в сфере образования 1. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в сфере высшего профессионального образования рассматривается как неотъемлемая и обязательная составляющая часть подготовки специалистов повышения квалификации и подготовки научно- педагогических кадров. Для иных видов профессионального образования данные виды деятельности могут быть использованы как дополнительная форма повышения квалификации преподавательского состава. 2. Администрация Томской области в целях эффективного использования и развития научного потенциала образовательных учреждений финансирует в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, научные исследования и практические разработки в интересах Томской области. 3. В целях осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательные учреждения вправе заключать договоры с органами государственной власти, муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов или организаций, в соответствии с действующим законодательством. 4. В целях вовлечения в хозяйственный оборот продуктов интеллектуальной деятельности в сфере науки, технологий и образования путем их реализации (инновационная деятельность) на территории Томской области проводится политика по интеграции инновационной, инвестиционной, научно-технической, образовательной и предпринимательской деятельности. Администрация Томской области в лице уполномоченных органов обеспечивает гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования реализации программ и проектов, а также координирует указанную деятельность в пределах своей компетенции. Статья 34. Научно-исследовательская деятельность в сфере образования 1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) в сфере высшего профессионального образования рассматриваются как неотъемлемая и обязательная часть учебного процесса в деятельности учебных заведений. Для других видов профессионального образования НИОКР могут быть использованы как дополнительная форма повышения квалификации преподавательского состава и база для улучшения качества обучения. 2. НИОКР в высших учебных заведениях проводится в основных учебно-научных подразделениях (на кафедрах), а также в научно- исследовательских учреждениях (научно-исследовательских частях, секторах, институтах, учебно-научных центрах, конструкторских бюро и др.), являющихся их структурными подразделениями. НИОКР планируется в высших учебных заведениях наряду с их учебной деятельностью, а также с учебной деятельностью их подразделений. 3. Для управления и координирования научно- исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в высших учебных заведениях могут создаваться административно- управленческие, вспомогательные и обслуживающие подразделения: научное управление, экономический, патентный, информационный, международный и прочие отделы и группы. 4. Финансирование НИОКР в высших учебных заведениях производится из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников, на тех же основаниях, что и финансирование учебного процесса. Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Статья 35. Социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений 1. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством. 2. Педагогическим работникам, имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Заслуженный:", устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу), пенсии в размере трех базовых сумм, установленных федеральным законодательством для социальных выплат. Педагогическим работникам, имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Народный:", устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу), пенсии в размере пяти базовых сумм, установленных федеральным законодательством для социальных выплат. Ежемесячная надбавка вышеназванным лицам выплачивается только к тарифной ставке (должностному окладу) либо пенсии. 3. Педагогическим работникам - молодым специалистам образовательных учреждений устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере трех базовых сумм, установленных федеральным законодательством для социальных выплат. 4. Педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) со дня присвоения квалификационной категории в следующем размере: 4. 1. За вторую категорию - 10 процентов от тарифной ставки (должностного оклада), 4. 2. За первую категорию -15 процентов от тарифной ставки (должностного оклада), 4. 3. За высшую категорию - 20 процентов от тарифной ставки (должностного оклада). 5. Пункты 2,3,4 настоящей статьи 35 распространяются на педагогических работников образовательных учреждений, перечисленных в статье 11 настоящего Закона (кроме учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и учреждений высшего и послевузовского профессионального образования). 6. Работник образовательного учреждения, подпадающий под выплату нескольких надбавок, получает только одну надбавку по принципу наибольшей выгоды. 7. Порядок начисления и выплаты надбавок, установленных пунктами 2,3,4 настоящей статьи устанавливается, Главой Администрации (Губернатором) Томской области. 8. Работникам образовательных учреждений могут присуждаться премии в сфере образования в соответствии с положением о премиях, утверждаемом Государственной Думой Томской области. 9. Источником финансирования льгот, установленных пунктами 2,3,4 настоящей статьи, является областной бюджет. Глава VII. ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Статья 36. Руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников 1. Общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников осуществляет государственный орган (органы) управления образованием Томской области. 2. Научно-методическими и организационными центрами повышения квалификации и дополнительного профессионального образования для педагогических работников всех уровней выступают функционирующие в Томской области образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. 3. Руководители образовательных учреждений несут ответственность за повышение квалификации педагогических работников, предоставляя им право повышать свою квалификацию в соответствии с требованиями действующего законодательства. Минимальные нормативы финансирования на указанные цели устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 37. Организации повышения квалификации педагогических работников 1. По решению Администрации Томской области, органов местного самоуправления Томской области могут создаваться организации (институты, центры, кабинеты) повышения квалификации педагогических работников. 2. Основными задачами организаций повышения квалификации педагогических работников (во взаимодействии с областным институтом повышения квалификации работников образования, другими учреждениями дополнительного профессионального образования, высшими учебными заведениями) являются: - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий педагогических работников образовательных учреждений; - мониторинг качества образования в образовательных учреждениях; - изучение анализа и обобщение педагогического опыта, содействие его распространению и творческому использованию; - подготовка экспертных заключений для аттестационных комиссий; - информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, педагогических работников; - координация методической работы в образовательных учреждениях; - помощь в самообразовании педагогических работников; - организация опытно-экспериментальной и научно- исследовательской работы, творческих поисков педагогических работников. 3. Организации повышения квалификации педагогических работников в пределах своей компетенции принимают участие в подготовке ежегодной публикации среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, требованиям федерального и областного законодательства о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. 4. Организации повышения квалификации педагогических работников проходят лицензирование и аккредитацию в установленном действующим законодательством порядке. Работники указанных организаций проходят аттестацию в соответствии с действующим законодательством. 5. Организации повышения квалификации педагогических работников имеют право на оказание дополнительных образовательных услуг и создание творческих групп на договорной основе в соответствии с действующим законодательством. Статья 38. Методическая работа в образовательных учреждениях 1. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются образовательным учреждением. 2. С учетом конкретных условий и специфики образовательных учреждений возможны различные формы организации коллективной методической работы: предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, творческие группы, школы передового опыта и другие формы. 3. Работники образовательных учреждений имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы. Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Закона Физические и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. Статья 40. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2,3,4 статьи 35 настоящего Закона. Пункты 2,3 статьи 35 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2002 года. Даты вступления в силу подпунктов 4.1, 4.2., 4.3. пункта 4 статьи 35 настоящего Закона устанавливаются Государственной Думой Томской области поэтапно по представлению Главы Администрации (Губернатора) Томской области. Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты Администрации Томской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу. Администрации Томской области разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в течение двух месяцев со дня вступления его в силу. Рекомендовать органам местного самоуправления при реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов, согласовывать решения о реорганизации и ликвидации с представительным органом местного самоуправления. Глава Администрации (Губернатор) В.М.Кресс Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|