Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 29.04.2004 № 1164ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29.04.2004г. N 1164 г.Томск О Стратегии сокращения бедности на территории Томской области Рассмотрев Стратегию сокращения бедности населения на территории Томской области, представленную Главой Администрации (Губернатором) Томской области, Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Стратегию сокращения бедности на территории Томской области согласно приложению. 2. Органам исполнительной власти Томской области и органам местного самоуправления при реализации социально-экономической политики руководствоваться Стратегией сокращения бедности на территории Томской области. Председатель Государственной Думы Б.А.Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области от 29.04. 2004 N 1164 СТРАТЕГИЯ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке с 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (22,8%) живет за чертой бедности. Устойчивое повышение уровня и качества жизни населения и борьба с бедностью - главная цель реализации Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года, утвержденной Государственной Думой Томской области. Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия "бедность" не существует. Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности. Для оценки масштабов и учета местных особенностей проведена комплексная оценка бедности в муниципальных образованиях Томской области. С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных, медицинских и др.) (приложение 1). Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1). Таблица 1 Распределение муниципальных образований в соответствии с интегральной оценкой уровня бедности ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Кедровый Томский Кожевниковский Зырянский г. Северск Тегульдетский Шегарский Бакчарский г. Стрежевой Первомайский Кривошеинский Чаинский г. Томск Каргасокский Парабельский Колпашевский Александровский Молчановский Асиновский Верхнекетский ------------------------------------------------------------------- Уровень депривационной бедности определен на основе показателей, характеризующих невозможность удовлетворения основных потребностей граждан. Из общего списка лишений на территории Томской области преобладают 3 показателя (таблица 2): - недостаток денежных доходов; - низкое качество жилья; - ограниченный доступ к медицинским услугам. Таблица 2 Группировка неблагополучных районов по основным факторам, обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация) ------------------------------------------------------------------- Недостаток денежных Низкое качество Ограниченный доступ доходов жилья медицинских услуг ------------------------------------------------------------------- Бакчарский Верхнекетский Асиновский Кривошеинский Тегульдетский Молчановский ------------------------------------------------------------------- Оценка территориальной составляющей бедности проведена в соответствии с методикой географического анализа, известной в мировой практике, на основе: - системы муниципальных индикаторов, включающей 160 показателей, полученных из информационных баз государственной статистики, областных и муниципальных органов исполнительной власти; - расчета системы индексов уровня экономического развития, демографического состояния, доходов населения, бюджетной нагрузки, состояния рынка труда, отраслей ЖКХ, здравоохранения, образования, криминогенной обстановки, удаленности от областного центра; - методики расчета сводных индексов развития и привлекательности проживания муниципальном образовании. Конечным результатом территориальной оценки бедности являются сводные индексы уровня развития и привлекательности территории (таблицы 3, 4). Таблица 3 Группировка муниципальных образований по сводному индексу развития территорий ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Асиновский Зырянский г. Стрежевой Томский Бакчарский Колпашевский г. Кедровый Каргасокский Верхнекетский Кривошеинский Кожевниковский Парабельский Молчановский Шегарский Первомайский Тегульдетский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Таблица 4 Группировка муниципальных образований по индексу привлекательности территорий ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы города и районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Асиновский Зырянский Александровский Томский Колпашевский Бакчарский г. Стрежевой Кривошеинский Верхнекетский г. Кедровый Молчановский Каргасокский Кожевниковский Парабельский Первомайский Шегарский Тегульдетский Чаинский ------------------------------------------------------------------- В результате комплексной оценки бедности разработана и апробирована методика комбинированного анализа благосостояния на региональном уровне с включением приемов социальной картографии. Методика позволяет проанализировать пространственное размещение ресурсов и общественных благ, наиболее значимых для повышения благосостояния и преодоления бедности (приложение 2). На основе методики будет осуществляться мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития территорий. По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1). В группе населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум (22,8% от общей численности населения области), около половины граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 70% величины прожиточного минимума. Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения. Разрушается социальный консенсус базовых ценностей и принципов жизни. Поэтому в настоящее время усилия должны быть сконцентрированы на содействии сокращению бедности. II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ Целью Стратегии является совершенствование региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения области и сокращение уровня бедности. Данная цель предполагает решение следующих задач в рамках реализации программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года: - сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономических факторов, обуславливающих бедность; - повышение эффективности социальной защиты населения и снижение влияния социальных факторов, обуславливающих бедность; - создание условий для формирования "среднего класса" как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя; - переход от стратегии "выживания" к стратегии развития. Исходя из поставленных задач, приоритетными направлениями Стратегии являются сокращение социальной и экономической бедности. Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем заработной платы. Она затрагивает наиболее активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 60,5%). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность. Приоритетные направления сокращения экономической бедности: 1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения. 2. Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда. 3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований. 4. Сокращение влияния территориально-географического фактора бедности. 5. Совершенствование системы и механизмов микрокредитования как основы формирования малого предпринимательства. Социальная бедность обусловлена наличием социально-уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, многодетные семьи). Затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 39,5%). Приоритетные направления сокращения социальной бедности: 1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи. 2. Сокращение детской бедности. 3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам. 4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне. 1. Приоритетные направления сокращения экономической бедности 1.1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения Формирование эффективного рынка труда Томской области осуществляется по следующим направлениям: 1. Реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий. 2. Реализация новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения. 3. Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы", направленной на: - развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики; - профилактику безработицы и организацию системы профилирования безработных граждан; - государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы. 4. Совершенствование нормативно-правовой базы в части повышения социальных гарантий гражданам, занятым в личном подсобном хозяйстве. Включение граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством, в число занятых позволит рассчитать трудовой стаж работы в личном подсобном хозяйстве, обеспечит оплату больничных листов, выход и начисление пенсий на общих основаниях и повысит уровень социальной защищенности данной категории граждан. 5. Ежегодная оценка баланса трудовых ресурсов, что позволит определить: - численность трудовых ресурсов; - уровень общей безработицы; - миграционные процессы и движение рабочей силы на территории муниципальных образований. Ожидаемые результаты Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда позволит переориентировать государственную политику в сторону активных форм занятости населения на территории области, не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 г. - 5,1%. 1.2. Политика в сфере доходов населения и оплаты труда По данным областного комитета статистики денежные доходы населения Томской области за 2003 год составили 66,3 млрд. рублей и за год увеличились на 33,9%, а реальные денежные доходы (доходы скорректированные на индекс инфляции) увеличились на 15,6%. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) за 2003 г. составили 5230 рублей, реальные располагаемые денежные доходы за год увеличились на 15,8%. Основные статьи формирования денежных доходов населения - оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и социальные трансферты, на долю которых приходилось в 2002 году 75% совокупной суммы денежных доходов, в 2003 году - до 70%. Высокие денежные доходы населения являются основой экономического роста за счет повышенного внутреннего спроса, способствуют инвестиционной активности и привлекательности региона, обеспечивают достойный уровень и качество жизни населения. Наряду с этим, для региона характерна высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям. По данным единовременного статистического обследования крупных и средних предприятий области, каждый пятый работник получает заработную плату на уровне прожиточного минимума и ниже. По итогам 2003 года наиболее низкая заработная плата сложилась в заготовительной отрасли - 1899,4 рубля, сельском хозяйстве - 2404,1 рублей, пищевой промышленности - 2035 рублей, легкой промышленности - 2753,9 рублей. Решение этой проблемы требует комплексного подхода к изменению политики оплаты труда в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере. Изменения в реальном секторе экономики будут проводиться по следующим направлениям: 1. Совершенствование нормативной правовой базы в части: - снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; - легализации доходов населения. 2. Совершенствование социального партнерства, направленное на: - расширение круга участников социального партнерства за счет включения в договорный процесс ассоциаций, объединений организаций малого бизнеса и частных предпринимателей; - поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения области a учетом особенностей отраслей экономики; - регулирование заработной платы в рамках коллективных договоров и тарифных соглашений, устранение неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников и отраслям экономики. 3. Мониторинг и реализация мероприятий по ликвидации задолженности по заработной плате. Изменения в бюджетной сфере будут проводиться через переход на отраслевую систему оплаты труда, что приведет к дифференциации размеров оплаты труда в зависимости от уровня образования, квалификации, сложности выполняемых работ, специального стажа работника и способствовать стимулированию исполнителей на качество работы и конечный результат. Ожидаемый результат Реализация поставленных задач приведет к стабильному росту денежных доходов населения, снижению дифференциации в доходах и созданию "среднего класса" (таблица 5). Таблица 5 ------------------------------------------------------------------- Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. (прогноз) (прогноз) ------------------------------------------------------------------- Среднемесячная заработная плата, рублей: в среднем по области 6828 7800 9100 в среднем по России 5512 6379 7390 ------------------------------------------------------------------- Темп роста реальной заработной платы, в % к предыдущему году по области 109,3 106,7 107,4 по России 110,4 106,4 106,6 (предва- рительно) ------------------------------------------------------------------- 1.3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований Низкий уровень диверсификации экономики большинства муниципальных образований области, наличие монопрофильных городов (Северск, Стрежевой, Кедровый) в сочетании с особенностями транспортной инфраструктуры и наличием северных и малонаселенных территорий делают территориально-экономическое неравенство в Томской области неизбежным. В целях сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований необходимо проводить: - мониторинг уровня привлекательности муниципальных образований области с точки зрения проживания в них (на основе комплексной оценки уровня бедности); - поэтапную разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований области; - обеспечить реализацию областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004-2010 годы", которая позволит расширить рынок труда на селе за счет несельскохозяйственных форм занятости. - финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для развития конкурентной среды за счет вхождения в эту отрасль субъектов малого предпринимательства. Реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований в комплексе с совершенствованием нормативной правовой базы позволит сгладить неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований. 1.4. Переселение граждан из неперспективных поселков К категории неперспективных (депрессивных) поселков на территории Томской области относятся более сорока населенных пунктов с численностью около 5 тысяч человек. Основными критериями отнесения поселков к депрессивным являются: - отсутствие основного производства и перспективы создания новых рабочих мест; - отсутствие централизованного электроснабжения и транспортной схемы; - ежегодное подтопление во время весенних паводков; - значительное превышение расходов бюджета над доходами, полученными в реальном секторе экономики населенного пункта. Цель областной целевой программы "Оказание адресной помощи населению, выезжающему из депрессивных населенных пунктов Томской области в 2003 году" - оказание населению государственной помощи при переселении из депрессивных населенных пунктов области в населенные пункты с более благоприятными условиями жизнедеятельности. Основные задачи программы: - консолидация средств федерального, областного и местных бюджетов, а также участников программы для приобретения жилья и реконструкции под жилье объектов социальной сферы; - сокращение прямых и косвенных бюджетных расходов по обеспечению жизнедеятельности расселяемых населенных пунктов. Ежегодные мероприятия по переселению граждан из неперспективных (депрессивных) поселков позволят снизить влияние территориального фактора, обусловливающего экономическую бедность населения. 1.5. Развитие системы и механизмов микрокредитования Микрокредитование является одним из действенных механизмов развития малого предпринимательства. Упрощение процедуры доступа малых предприятий к коммерческим кредитам и расширение круга финансовых институтов и организаций, осуществляющих кредитование малых предприятий, способствуют росту экономического потенциала малого бизнеса и созданию новых рабочих мест при параллельной минимизации вложений капитала. Основные мероприятия для развития малого предпринимательства: - создание и обеспечение работы специализированных центров поддержки и развития малого предпринимательства с целью повышения уровня экономической культуры; - поддержка небанковских институтов микрокредитования - кредитных кооперативов, областных целевых бюджетных фондов государственной поддержки личных хозяйств и малого предпринимательства, сотрудничество с международными организациями, предоставляющими микрокредиты ("ФИНКА"); - развитие ипотечного жилищного кредитования по схеме кредитования граждан через Региональное ипотечное агентство Томской области; - обеспечение доступа в ипотечную систему жилищного кредитования малообеспеченных граждан за счет средств: областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы"; долевого строительства (приобретения) жилья государственным служащим и работникам бюджетной сферы; привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Ожидаемые результаты. Повышение уровня жизни населения за счет развития предпринимательской активности и самозанятости, формирование "среднего класса" как основного производителя, инвестора и потребителя, расширение возможностей доступа населения к улучшению жилищных условий. 2. Социальные факторы бедности 2.1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи Повышение эффективности социальной защиты населения предполагает развитие системы социальной защиты в целом и управление социальными рисками за счет: - институциональных преобразований; - расширения рынка социальных услуг; - обеспечения свободы выбора гражданам, пользующимся социальными услугами; - комплексного характера социальной помощи. Основными направлениями повышения эффективности системы социальной защиты населения являются: 1. Защита наиболее нуждающихся граждан путем: - создания системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, через единую информационную базу получателей льгот; - предоставления адресной социальной поддержки с учетом нуждаемости; - совершенствования процедур оценки нуждаемости; - введения встречных обязательств получателей помощи по трудоустройству. 2. Повышение эффективности социальной помощи и социального обслуживания путем: - внедрения рыночных механизмов и развития конкуренции в социальном обслуживании; - перехода от субсидирования производителей услуг к финансированию потребителей услуг; - перехода на методику финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем"; - поэтапного внедрения системы государственного социального заказа; - определения приоритетов государственной поддержки и обеспечения прозрачности бюджетных социальных расходов. Ожидаемые результаты. Совершенствование системы социальной защиты населения приведет к изменению системы финансирования. Денежные средства будут поступать в приоритетном порядке на финансирование потребностей наиболее уязвимых потребителей социальных услуг. Развитие негосударственных форм социального обслуживания позволит создать конкурентную среду и расширить свободу выбора потребителям социальных услуг. 2.2. Сокращение детской бедности Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения свидетельствует о том, что наибольшей опасности попадания в число бедных подвергаются дети. По данным социологического обследования домохозяйств Томской области, более четверти бедного населения составляют дети. Детская бедность оказывает необратимое воздействие на будущее ребенка: его здоровье, возможность получения образования и социальный статус. Риск бедности существует для детей еще до момента рождения и зависит от того, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие матери. В связи с этим сокращение детской бедности является приоритетным направлением сокращения социальной бедности. Основные мероприятия по сокращению детской бедности реализуются программно-целевым методом: - 2003 год - областная целевая программа "Здоровый ребенок"; - 2004-2005 годы - проект программы "Дети Томской области" Содержание Программы "Дети Томской области" основано на комплексном подходе к решению проблемы сокращения детской бедности за счет: - развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы; - комплексного решения проблемы адаптации детей-инвалидов в социуме; - обеспечения мер профилактики социального неблагополучия в семье, детской беспризорности и безнадзорности; - профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков; - развития инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; - укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками. Реализация программ позволит снизить влияние факторов, обуславливающих распространение социального сиротства, обеспечить действенную поддержку детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развить систему защиты прав несовершеннолетних детей и расширить формы семейного детского воспитания, увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 2.3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная защита, жилищно-коммунальные услуги) Выравнивание доступа населения к социальным услугам планируется обеспечить за счет оптимизации социальных расходов бюджета через: - инвентаризацию государственных полномочий всех уровней власти в социальной сфере, оценку их целесообразности, финансовой обеспеченности и экономической обоснованности на основании демографического прогноза, приоритетов бюджетной политики и реально имеющихся финансовых и материальных ресурсов; - разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы; - разработку и внедрение новых форм и методов финансирования отраслей социальной сферы: перейти от финансирования сети бюджетных учреждений по смете к финансированию предоставляемых социальных услуг через государственные минимальные социальные стандарты и финансовые нормативы, рассчитанные, исходя из финансовых возможностей региона; - внедрение механизма конкурсного распределения бюджетных средств на реализацию мероприятий социальной политики (социальный заказ); - внедрение комплексного предоставления социальных услуг вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждений. Преобразования в социальной сфере направлены на повышение качества и обеспечение доступности бюджетных услуг за счет: - изменения принципа финансирования отрасли; - введения механизмов конкурсного отбора исполнителей; - оптимизации сети государственных учреждений. 2.4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне Основные мероприятия для проведения эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне: - обеспечить стимулирование муниципальных образований на проведение преобразований в социальной сфере за счет средств целевого бюджетного фонда; - разработать мероприятия по профилактике правонарушений на территории области; - обеспечить разработку и реализацию областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда", целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Приложение 1 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕДНОСТИ (С УЧЕТОМ ДОХОДОВ ОТ ВВЕДЕНИЯ ЛПХ) ------------------------------------------------------------------- Уро- Уро- Уро- Уро- Уро- вень вень вень вень Глу- Ост- Вели- вень бед- бед- глубо беднос- би- рота Районы чина бед- ности ности кой ти по на бед- ПМ, нос- с уче- с бедно лише- бед- нос- руб. ти, том учетом сти, ниям нос- ти, в % эконо- демог- в % (депри- ти, в % мии рафи- вация) в % от ческой в % масш- харак- таба терис- в % тики, в % ------------------------------------------------------------------- Александровский 2333 19 17 19 15 15 10 6 Асиновский 2265 48 35 49 29 42 17 8 Бакчарский 1897 31 21 31 20 61 11 4 Верхнекетский 2793 65 48 60 41 42 26 13 Зырянский 1753 43 32 43 15 20 13 6 Каргасокский 2257 20 8 19 5 27 5 2 г. Кедровый 2434 15 4 15 0 11 3 0 Кожевниковский 1735 37 19 38 9 34 9 3 Колпашевский 2331 32 22 36 17 39 11 5 Кривошеинский 1953 20 13 22 13 45 7 3 Молчановский 1661 23 16 26 16 48 9 4 Парабельский 2244 29 12 29 10 19 8 4 Первомайский 1715 18 10 21 7 24 5 2 г. Северск 1719 10 5 9 3 8 2 1 г. Стрежевой 3254 17 7 17 3 11 3 1 Тегульдетский 1801 27 12 26 7 42 4 1 г. Томск 1916 15 8 16 6 16 4 1 Томский 1721 23 9 23 3 27 4 1 Чаинский 2034 36 20 33 18 28 10 5 Шегарский 1828 27 16 27 11 27 7 3 Итого: 1863 23,3 12 22 9 22 6 2 ------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области КАРТА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СВОДНЫХ ИНДЕКСОВ РАЗВИТИЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ (НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА СООТВЕТСТВУЕТ НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ) --------------------------------------------------------------------------- Инд Инд Ин Инд Инд Ин Инд Инде Ин Ин Св Сво Сво екс екс де екс екс де екс кс де де од д- дны эко дем кс наг сос кс сос сост кс кс ны ный й но огр до руз тоя со тоя ояни кр уд й инд ин Районы ми афи хо ки ния ст ния я им ал ин екс де чес чес до на рын оя здр сфер ин ен де раз кс ко ког в бюд ка ни аво ы ог но кс ви- при го о на жет тру я охр обра ен ст ра тия вле раз сос се да ЖК ане зова но и зв без ка ви тоя ле Х ния ния й от ит пре те тия ния ни и си об ия с- ль нас я детс ту ла туп- нос еле кого ац ст нос ти ния восп ии но ти жиз итан го ни ия це нт ра --------------------------------------------------------------------------- Александровс- 38 83 39 66 65 26 45 41 65 10 53 51 33 кий Асиновский 21 30 24 40 72 67 29 61 40 63 43 44 50 Бакчарский 19 40 34 40 68 24 40 46 90 33 45 40 37 Верхнекетский 26 60 31 66 32 21 41 54 55 30 43 42 36 Зырянский 23 43 30 30 63 32 33 40 35 70 37 37 42 Каргасокский 66 57 37 32 37 35 38 46 80 23 48 44 37 г.Кедровый 69 70 57 92 62 87 35 85 55 23 68 70 58 <*> Кожевниковс- 36 40 29 56 33 34 25 74 100 90 48 41 51 кий Колпашевский 28 20 51 28 67 46 43 52 10 43 39 43 49 Кривошеинский 24 47 31 28 38 36 34 41 45 63 37 36 42 Молчановский 17 33 32 34 52 41 39 79 10 47 38 42 49 Парабельский 28 40 48 36 50 39 35 49 60 23 43 41 40 Первомайский 26 37 23 40 25 27 43 44 30 43 33 34 37 г.Стрежевой 91 97 69 82 83 94 51 65 20 10 73 80 60 Тегульдетский 19 60 28 24 63 10 27 40 70 37 38 35 29 г. Томск 60 67 74 40 75 77 71 75 35 100 65 69 82 Томский 73 57 46 26 82 56 20 70 50 87 54 54 56 <*> Чаинский 19 47 19 32 40 33 30 41 35 50 34 33 36 Шегарский 23 37 31 58 42 39 27 47 60 93 41 38 48 --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> - без учета перерегистрации крупных предприятий на другие территории. Приложение 3 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области Группировка муниципальных образований по значению индексов, применяемых для оценки территориальной составляющей бедности Индекс экономического развития обобщает влияние на состояние экономики муниципального образования следующих факторов (таблица 1): - объем производства промышленной продукции на душу населения; - доля перспективных отраслей в общей структуре производства; - объем инвестиций в основной капитал на душу населения; - объем произведенной валовой сельскохозяйственной продукции на душу населения; - доля негосударственных предприятий; - доля убыточных предприятий. Таблица 1 Группировка муниципальных образований по значению индекса экономического развития ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы районы ------------------------------------------------------------------- Стрежевой Александровский Асиновский Бакчарский г. Томск Кожевниковский Верхнекетский Молчановский Томский <*> Зырянский Тегульдетский г. Кедровый <*> Колпашевский Чаинский Каргасокский Кривошеинский Парабельский Первомайский Шегарский ------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> - без учета ухода с территории крупных предприятий Индекс демографического состояния населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 2): - демографическая нагрузка на трудоспособное население; - смертность (человек на 1000 жителей); - миграционный прирост. Таблица 2 Группировка муниципальных образований по значению индекса демографического состояния населения ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Стрежевой Верхнекетский Бакчарский Асиновский г. Томск Каргасокский Зырянский Колпашевский г. Кедровый Тегульдетский Кривошеинский Молчановский Александровский Томский Кожевниковский Первомайский Парабельский Шегарский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Индекс доходов населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 3): - размер средней заработной платы; - величина задолженности по заработной плате; - объем оборота розничной торговли на душу населения; - объем платных услуг на душу населения; - доля семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка (признак детской бедности); - доля семей, получающих жилищные субсидии (признак общей бедности). Таблица 3 Группировка муниципальных образований по значению индекса доходов населения ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Бакчарский Асиновский г. Стрежевой Томский Верхнекетский Первомайский г. Кедровый Парабельский Зырянский Тегульдетский Колпашевский Кожевниковский Чаинский Каргасокский Кривошеинский Молчановский Шегарский ------------------------------------------------------------------- Индекс нагрузки на бюджет обобщает влияние следующих факторов (таблица 4): - доля граждан, пользующихся дотациями и льготами по оплате жилья и коммунальных услуг; - средний размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; - доля граждан, пользующихся льготами при оплате проезда на муниципальном транспорте; - доля граждан, пользующихся льготами при оплате услуг связи. Таблица 4 Группировка муниципальных образований по значению индекса нагрузки на бюджет ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы города и районы ------------------------------------------------------------------- г. Кедровый Кожевниковский г. Томск Колпашевский г. Стрежевой Шегарский Асиновский Кривошеинский Александровский Бакчарский Тегульдетский Верхнекетский Зырянский Томский Каргасокский Молчановский Парабельский Первомайский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Индекс состояния рынка труда муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 5): - уровень регистрируемой безработицы; - финансовые средства, выделенные из муниципального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в расчете на одного безработного; - численность незанятого населения, обратившегося в органы службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию. Таблица 5 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния рынка труда ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы города и районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Парабельский Верхнекетский г. Стрежевой Асиновский Шегарский Каргасокский Томский Бакчарский Чаинский Кожевниковский Зырянский Молчановский Кривошеинский г. Кедровый Первомайский Колпашевский Тегульдетский ------------------------------------------------------------------- Индекс состояния жилищно-коммунальной сферы муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 6): - уровень полного благоустройства жилого фонда; - доля населения, проживающего в жилом фонде, обеспеченном канализацией и водопроводом; - обеспеченность жильем в среднем на одного жителя; - величина задолженности по оплате населения за ЖКУ в расчете на одного жителя. Таблица 6 Группировка муниципальных образований по значению индекса жилищно-коммунальной сферы ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Стрежевой Асиновский Зырянский Александровский г. Кедровый Томский Каргасокский Бакчарский г. Томск Колпашевский Кожевниковский Верхнекетский Молчановский Кривошеинский Первомайский Парабельский Тегульдетский Чаинский Шегарский ------------------------------------------------------------------- Индекс состояния здравоохранения в муниципальном образовании обобщает влияние следующих факторов (таблица 7): - выявлено больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза (человек на 100 тыс. жителей); - число врачебных больничных коек (на 10 тыс. жителей); - численность врачей (на 10 тыс. жителей); - численность среднего медицинского персонала (на 10 тыс. жителей); - численность среднего медицинского персонала в расчете на одного врача. Таблица 7 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния здравоохранения ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы города и районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Зырянский Асиновский г. Стрежевой Колпашевский г. Кедровый Кожевниковский Первомайский Каргасокский Тегульдетский Бакчарский Кривошеинский Шегарский Верхнекетский Молчановский Томский Парабельский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Индекс состояния сферы образования и детского воспитания обобщает влияние следующих факторов (таблица 8): - доля выпускников средних школ в общей численности учащихся; - доля педагогических работников детских дошкольных учреждений с высшим образованием; - доля учащихся во вторую и третью смену; - заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях (пропущено по болезни/общее количество посещений). Таблица 8 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния сферы образования и детского воспитания ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы города и районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Кедровый г. Стрежевой Верхнекетский Александровский г. Томск Асиновский Колпашевский Бакчарский Молчановский Зырянский Кожевниковский Каргасокский Томский Кривошеинский Парабельский Первомайский Тегульдетский Чаинский Шегарский ------------------------------------------------------------------- Индекс охраны правопорядка обобщает влияние следующих факторов (таблица 9): - количество преступлений на 100 тыс. жителей; - количество тяжких преступлений на 100 тыс. жителей. Таблица 9 Группировка муниципальных образований по значению индекса охраны правопорядка ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные районы благополучные неблагополучные города и районы районы города и районы ------------------------------------------------------------------- Кожевниковский Тегульдетский г. Кедровый г. Томск Бакчарский Александровский Томский Асиновский Каргасокский Парабельский Верхнекетский Зырянский Шегарский Колпашевский Кривошеинский Молчановский г. Стрежевой Первомайский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Индекс удаленности от областного центра обобщает влияние следующих факторов (таблица 10): - удаленность от областного центра; - плотность покрытия территории района автомобильными дорогами с твердым покрытием. Таблица 10 Группировка муниципальных образований по значению индекса удаленности от областного центра ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные районы благополучные неблагополучные города и районы районы районы ------------------------------------------------------------------- Шегарский Зырянский Чаинский Александровский Томский Кривошеинский Первомайский Бакчарский Кожевниковский Асиновский Молчановский Верхнекетский Колпашевский Каргасокский г. Кедровый Парабельский г. Стрежевой Тегульдетский ------------------------------------------------------------------- Конечным результатом территориальной оценки бедности являются сводные индексы уровня развития и привлекательности территории (таблицы 11,12). Таблица 11 Группировка муниципальных образований по сводному индексу развития территорий ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Асиновский Зырянский г. Стрежевой Томский Бакчарский Колпашевский г. Кедровый Каргасокский Верхнекетский Кривошеинский Кожевниковский Парабельский Молчановский Шегарский Первомайский Тегульдетский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Таблица 12 Группировка муниципальных образований по индексу привлекательности территорий ------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и районы благополучные неблагополучные районы города и районы районы ------------------------------------------------------------------- г. Томск Асиновский Зырянский Александровский Томский Колпашевский Бакчарский г. Стрежевой Кривошеинский Верхнекетский г. Кедровый Молчановский Каргасокский Кожевниковский Парабельский Первомайский Шегарский Тегульдетский Чаинский ------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ------------------------------------------------------------------- Направления и мероприятия ------------------------------------------------------------------- I. Сокращение экономической бедности ------------------------------------------------------------------- 1. Мероприятия в сфере оплаты труда и доходов населения 1.1. Развитие системы социального партнерства 1.2. Организация работы областной межведомственной комиссии: - по повышению доходов населения области; - по погашению задолженности по заработной плате в реальном секторе экономики 2. Мероприятия в сфере содействия занятости 2.1. Ежегодно обновлять данные баланса трудовых ресурсов в разрезе муниципальных образований 2.2. Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" 2.3. Разработка и реализация проектов по снижению высокого уровня общей безработицы за счет создания рабочих мест в муниципальных образованиях 3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований 3.1. Разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований 3.2. Реализация областной комплексной программы "Социальное развитие села Томской области на 2004-2010 годы" 4. Развитие механизмов микрокредитования 4.1. Внести предложения по упрощению доступа граждан к средствам Фонда поддержки личного подсобного хозяйства 4.2. Реализация программы ипотечного жилищного кредитования (в том числе для молодых семей) на территории Томской области, включая сельскую местность, за счет средств федерального и областного бюджета, заемных и собственных средств населения 4.3. Оказание содействия в работе специализированных центров поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях ------------------------------------------------------------------- II. Сокращение социальной бедности ------------------------------------------------------------------- 1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи 1.1. Разработка областной целевой программы "Повышение эффективности социальной защиты населения" 1.2. Инвентаризация действующих на территории области льгот и пособий, гарантированных законодательством Российской Федерации и Томской области 1.3. Предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом изменений в федеральном законодательстве 2. Сокращение детской бедности 2.1. Разработать областную целевую программу "Дети Томской области на 2004-2006 годы" 2.2. Разработать областную целевую программу "Развитие здравоохранения Томской области на 2004-2007 годы" 3. Выравнивание доступа к социальным услугам 3.1. Разработка закона Томской области "О региональном нормативе подушевого финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования" 3.2. Реализация Концепции реструктуризации сети образовательных и лечебно-профилактических учреждений Томской области 3.3. Развитие системы оказания платных услуг в социальной сфере 3.4. Создать условия для развития негосударственного сектора в социальной сфере (частная медицина, организации социального обслуживания, образования) 4. Стимулирование эффективных преобразований на муниципальном уровне 4.1. Обеспечить эффективное использование средств целевого бюджетного Фонда стимулирования муниципальных образований 4.2. Разработать Методику по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, проводить инвентаризацию ветхого и аварийного жилищного фонда 4.3. Разработать проект областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на среднесрочную перспективу" 4.4. Проводить мониторинг мероприятий по профилактике правонарушений на территории Томской области 5. Переселение граждан из неперспективных поселков 5.1. Реализация областной целевой программы "Расселение депрессивных населенных пунктов в Томской области на 2004-2010 годы" ------------------------------------------------------------------- Прогноз изменения уровня бедности до 2005 года ------------------------------------------------------------------- Показатель Единица Оцен- Прогноз измере- ка ния ------------------------------------ 2003 2004 2005 ---------------- ----------------- Вариант Вариант Вариант Вариант 1* 2** 1* 2** ------------------------------------------------------------------- Численность % 23,0 20,4 19,4 19,4 19,0 населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению ------------------------------------------------------------------- * - 1 вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, в том числе цен на нефть; ** - 2 вариант - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий, в том числе цен на нефть. График 1 Портрет населения Томской области с доходами ниже прожиточного минимума ------------------------------------------------------------------ Примечание ИПС "Право Т": График 1 к настоящему Постановлению отсутствует по техническим причинам ------------------------------------------------------------------ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|