ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.04.2007 № 115
г. Томск
О законодательной
инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 8.35 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях»
Рассмотрев проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 8.35 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях», в
соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации,
Государственная Дума
Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в порядке реализации права законодательной
инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью
8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно приложению.
2. Поручить Г.А. Шамину, председателю правового комитета
Государственной Думы Томской области, представлять указанную законодательную
инициативу при ее рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации.
3. Направить указанный проект федерального закона депутатам
Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации от Томской области и законодательным (представительным) органам
государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать.
Председатель
Государственной Думы
Томской области
|
Б.А. Мальцев
|
Приложение к
постановлению Государственной Думы
Томской
области
от 27.04.2007
№ 115
ПРОЕКТ
Вносится Государственной
Думой
Томской области
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 8.35
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в абзац
первый статьи 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст.
1; № 44, ст. 4295; 2003, №27, ст. 2708; № 46, ст. 4434; 2004, № 34, ст. 3533;
2005, № 1, ст. 40; 2006, № 1, ст. 4; № 6, ст. 636; № 19, ст. 2066; № 31, ст. 3438;
№ 45, ст. 4641; 2007, № 1, ст. 25) изменение, исключив слова «занесенных в
Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами,».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской
Федерации В.В. Путин
Пояснительная
записка
к проекту
федерального закона «О внесении изменения в статью 8.35
Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях»
Изложенные в законопроекте
изменения разработаны с учетом практики привлечения лиц к административной и
уголовной ответственности по факту осуществления незаконной добычи объектов
животного мира, а также в целях обеспечения правильного и единообразного
применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения
(преступления).
Действующая редакция ст. 8.35 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает
ответственность за уничтожение
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными
договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели,
сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели
таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо
пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов
без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных
разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.
Пунктом «а» ч. 1 ст. 256, п. «а» ч. 1
ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная
ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных
животных или промысловых морских растений, незаконную охоту, если это деяние
совершено с причинением крупного ущерба.
Между тем, при разграничении
уголовно-наказуемого деяния и административного правонарушения, работники
правоохранительных органов руководствуются наличием либо отсутствием в деянии
крупного ущерба.
При решении вопроса о том, является
ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или
незаконной охотой крупным, учитывается количество добытого, поврежденного или
уничтоженного, распространенность животных, а также их отнесение к специальным
категориям, например к редким и исчезающим видам, их экологическая ценность,
значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и иные
обстоятельства содеянного.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 г. №14 «О практике
рассмотрения судами дел об экологических преступлениях», в каждом конкретном
случае, квалифицируя содеянное по п. «а» ч. 1 ст. 256, п. «а» ч. 1 ст. 258 Уголовного кодекса
Российской Федерации,
судам необходимо исходить не только из стоимости добытого и количественных
критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред в целом
нанесенный животному и растительному миру.
К такому вреду, согласно
постановлению Пленума Верховного
Суда Российской Федерации
от 05.11.1998 г. № 14, следует относить ущерб, причинённый незаконным
отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.
Например, согласно перечня объектов
животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, утвержденного приказом
Госкомитета РФ по охране окружающей среды № 569 от 19.12.1997 г.,
сибирский осётр относится ко 2 категории статуса редкости, т.е. является видом,
популяция которого неуклонно сокращается и при воздействии факторов, снижающих
его численность, может в короткие сроки попасть в категорию находящихся под
угрозой исчезновения. Соответственно, вылов одного экземпляра сибирского осетра
наносит существенный экологический вред, т.е. образует состав преступления,
предусмотренного п. «а»
ч. 1 ст. 256 УК РФ.
В результате возникает конкуренция
норм КоАП РФ и УК РФ, предусматривающих ответственность за незаконную добычу
рыбы, что на практике создаёт значительные трудности при квалификации действий
лиц, которые осуществили вылов сибирского осетра, занесенного в Красную книгу
РФ.
Тем самым, исключение из диспозиции ст. 8.35 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях слов «занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо
охраняемых международными договорами» позволит более чётко разграничить
уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные п.
«а» ч. 1 ст. 256, п. «а» ч. 1 ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации и
административные правонарушения, ответственность за совершение которых
предусмотрена вышеназванной статьёй КоАП РФ. Одновременно это позволит на
практике исключить возможность освобождения от уголовной ответственности лиц,
осуществлявших незаконную охоту, незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных
водных животных или промысловых морских растений, занесенных в Красную книгу
РФ.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 8.35 Кодекса Российской
Федерации
об административных правонарушениях»
Принятие проекта федерального закона «О внесении
изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует
дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях»
Принятие проекта федерального закона «О внесении
изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует отмены,
изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов.