Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Томской области от 31.01.2008 № 921

 



                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     от 31 января 2008 г. N 921

                                   Утратилo силу - Постановление
                                    Законодательной Думы Томской
                                  области от 28.11.2013 г. N 1658

 О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


     Рассмотрев проект    Стратегии   государственной    молодежной
политики  в Томской  области,  представленный Губернатором  Томской
области, Государственная Дума Томской области постановляет:
     Одобрить государственной молодежной политики в Томской области
согласно приложению.

                                                      
     Председатель
     Государственной Думы                                          
     Томской области                                 Б.А. Мальцев                                         
                                                        


     Приложение
     к постановлению
     Государственной Думы
     Томской области
     от 31.01.2008 N 921  



  СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ВВЕДЕНИЕ

     В любом обществе  молодежь является  социальной категорией,  в
наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые  годы
у каждого  человека  формируется его  мировоззрение и  моделируется
собственная  жизнь:   определяются  важнейшие   жизненные  цели   и
ценности,  выбираются   направления  и   средства  их   реализации,
устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству.  И
от  того,  каким  будет каждый  из  этих  выборов,  непосредственно
зависит и то, какой  будет сегодняшняя молодежь, которой  предстоит
созидать человека,  общество и  государство как  ближайшего, так  и
отдаленного  будущего.  А   это  значит,  что  вектор   социального
прогресса всегда определяется в настоящем и находится в руках  тех,
кто молод  сегодня.  Это обстоятельство  делает  вопрос о  молодежи
вопросом стратегического характера.
     Вполне естественно,  что каждый  молодой  человек нуждается  в
определенных условиях для своего духовного становления и социальной
самореализации. Тем,  каковы эти  условия и наличествуют  ли они  в
повседневной  жизненной реальности,  задаются  ключевые духовные  и
социальные    параметры    молодежной    среды,     устанавливаются
соответствующие  им  типы организации  жизни  молодых,  формируется
определенный общественный и государственный "заказ на молодежь".  В
силу  ряда  характерных особенностей  отечественного  национального
менталитета  и   происходящих   в  стране   социально-экономических
преобразований далеко не всегда и далеко не каждый молодой  человек
способен   самостоятельно   обеспечить   надлежащие   условия   для
собственного  становления  и  развития  без  соответствующей  этому
политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях  для
молодежи   является   основообразующим  для   того,   какой   будет
сегодняшняя молодежь и соответственно - ближайшие поколения граждан
и общество в целом.
     В этой  связи, учитывая  исключительную  значимость вопроса  о
молодежи,  необходимо считать  постоянный  и всесторонний  интерес,
внимание, заботу и  поддержку государства  по отношению к  молодежи
одной  из приоритетных  задач  в сфере  государственной  социальной
политики. Однако экономические,  политические и социальные  реформы
на  значительный  период времени  практически  полностью  вытеснили
молодежь и ее  проблемы из сферы  внимания общества и  государства,
что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем
молодежи, существовавших  ранее,  и появление  новых. Это  проблемы
общих жизненных  ориентиров  и жизненного  пути, самоутверждения  и
самореализации, делового  и социального  поведения, взаимосвязей  с
обществом и  государством,  защиты прав  и стартовых  возможностей.
Наиболее  острые  в  этом ряду  такие  проблемы,  как  образование,
занятость,  семья,  жилье.  Отсутствуют  или  неэффективны  системы
воспитания,  социальной  помощи, правовой  защиты,  информационного
обеспечения. Отсутствуют или  слабы государственные и  общественные
механизмы контроля ситуации  в молодежной  среде и решения  проблем
молодежи ее собственными силами.
     Сегодняшняя ситуация  в  молодежной среде  носит  двойственный
характер.  С  одной  стороны,  наблюдается  существенное  изменение
самосознания значительной части  молодежи. Она все больше  осознает
свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение
безусловной  обязанностью  государства,  хотя  особо  на  него   не
рассчитывает и полагается в  основном на собственные силы.  Весомый
потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных
проблем, ни в  общественном развитии в целом.  С другой стороны,  в
условиях сильнейшего социального расслоения в молодежной среде  уже
сформировались    апатичность   и    бездеятельность,    социальное
иждивенчество.   Молодежь   находится   в   ситуации    вынужденной
самостоятельности,  а   ее  общественные  объединения,   призванные
отстаивать    интересы    молодежи,    -    слабы,     разрозненны,
непредставительны, а потому не являются реальной силой.
     Современное положение молодежи  на территории Томской  области
характеризуется  как общими  для  Сибирского региона  и  Российской
Федерации в целом параметрами, так и специфическими тенденциями.  В
области  происходит  непрерывный процесс  старения  населения,  что
обеспечивает  достаточно  высокую  социальную  нагрузку,  ожидающую
молодежь в самом ближайшем будущем.
     На территории  области  весьма  существенен  разрыв  в  уровне
возможностей и  доступе  к различным  ресурсам развития  (медицина,
образование, информация, занятость, культура, творчество и т.д.)  у
городской и сельской молодежи. Так, в южной части области (г. Томск
и     Томский      район)     сформировались     и      развиваются
научно-образовательный     комплекс,     высокотехнологичные      и
быстрорастущие  компании,  которые  определяют  характер  занятости
трудоспособного  населения, потребность  в  высококвалифицированных
кадрах и соответствующие материальные потребности. Север же области
является  больше источником  сырья  (нефть,  газ, лес),  где  из-за
удаленности  от центральных  районов,  более жестких  климатических
условий, а в  некоторых случаях  из-за плохо развитой  транспортной
инфраструктуры решение  любых  социальных проблем,  в  том числе  и
молодежных, требует больших усилий и ресурсов.
     Изменение ценностных   ориентаций  в   современном   обществе,
ориентация молодых людей на решение в первую очередь  экономических
и    карьерных   вопросов,    стремление    к   самореализации    в
профессиональном   плане,    независимости   и    самостоятельности
отодвигают на второй план создание семьи. Чрезвычайно высоки уровни
и показатели преждевременной смертности, инвалидности, наркомании и
алкоголизма,  опасных  социально  обусловленных  заболеваний   при,
напротив,  значительно  сниженных уровнях  иммунитета  и  состояния
здоровья молодежи. Одной из основных причин, негативно влияющих  на
состояние здоровья населения и особенно молодежи, является снижение
уровня   физической   подготовленности   и   физического   развития
практически  всех  социально-демографических  групп  населения.   О
неблагоприятной наркологической ситуации свидетельствуют и данные о
высоком уровне поражения  подростков алкоголизмом и наркоманией.  В
молодежной среде наркотические вещества употребляются гораздо реже,
чем алкоголь,  однако  наркомания как  явление  также очень  широко
распространена.
     Сегодня как  никогда  остро стоит  проблема  профессионального
самоопределения  молодого  поколения. Молодежь  более  мобильна  на
рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного  порядка
продолжает   оставаться   весьма  уязвимой   категорией.   Проблема
"вхождения"    молодежи,   получившей    высшее    профессиональное
образование,  на  рынок  труда  во  многом  обусловлена  тем,   что
представления  выпускников  о  перспективах  трудоустройства  и   о
будущей  трудовой деятельности  в  целом  не совпадают  с  реальной
обстановкой  на рабочем  месте  и  реальным соотношением  спроса  и
предложения  на  рынке  труда.  Зачастую  это  является  следствием
изначально   неправильного   выбора   будущей   профессии,   низкой
информированности о различных ее аспектах.
     Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая
неподготовленность к   вхождению   в   рынок   труда   приводят   к
формированию стереотипов  восприятия выпускников  вузов со  стороны
работодателей, многие из которых изначально негативно оценивают  их
профессиональные   возможности.   С  другой   стороны,   завышенные
требования  работодателей  к нанимаемым  работникам  (опыт  работы,
высокая  квалификация,  возрастной  ценз),  низкий  уровень  оплаты
труда,  отсутствие социального  пакета  также негативно  влияют  на
организацию процесса трудоустройства молодежи.
     Слабое развитие  гражданского   сектора  обеспечивает   весьма
незначительные возможности для самореализации молодежи и  различных
форм ее нетрудовой занятости в созидательной деятельности. Молодежь
весьма  слабо  проявляет  себя  в  конструктивной  политической   и
гражданской   деятельности,   удельный  вес   молодых   граждан   в
политических  партиях  крайне  низок. Между  тем  высока  опасность
популистского вовлечения молодежи в экстремистскую и  деструктивную
деятельность ряда политических, религиозных и общественных структур
и организаций, неформальных объединений.
     Таким образом, специфика молодежных проблем в Томской  области
обусловлена двумя  ключевыми факторами  и их  следствиями. С  одной
стороны, следует указать на чрезвычайную насыщенность области, и  в
особенности  г.  Томска,  учащейся  молодежью  и,  как   следствие,
молодыми специалистами.  При  этом не  менее  половины студентов  и
аспирантов являются  иногородними, обеспечивая миграционный  приток
молодежи  из  территорий, имеющих  менее  развитый  образовательный
сектор.
     С другой стороны, в области обнаруживается отчетливый  дефицит
ресурсов развития  для молодежи  вообще и для  учащейся молодежи  в
частности, особенно на выпуске  из учебных заведений. Прежде  всего
это  касается   ресурсов  занятости  в   широком  смысле:   работы,
образования,  досуга,   политической   и  гражданской   активности,
творчества, культуры, спорта и так далее.
     В этой связи  наблюдается  два мощных  противоречия. Первое  -
между  потребностью  Томской  области в  сохранении  собственной  и
притоке на  территорию иногородней  молодежи в  связи со  старением
населения и существующей возможностью предоставления представителям
разных социальных  слоев и  групп молодежи  достаточного доступа  к
необходимым для самостоятельной жизни и развития ресурсам развития.
Второе - между наличием мощного и регионально привлекательного  для
молодежи образовательного комплекса и его соответствием современным
социальным   и   экономическим   требованиям.   Результатом    этих
противоречий и  дефицита ресурсов развития  является очень  высокая
конкуренция  и "цена  входа"  (как в  материальном,  так и  в  иных
смыслах) за  доступ к  ним при  весьма недостаточной  созидательной
занятости разных слоев и групп молодежи.
     Предложенные выводы указывают на необходимость  сосредоточения
на создании системных механизмов разрешения существующих молодежных
проблем   и   реализации   государственной   молодежной   политики,
обеспечивающих для молодежи возрастающие возможности конструктивной
занятости и достаточный доступ к необходимым для этого ресурсам.  В
качестве  системных   инструментов   предлагается,  прежде   всего,
направить   усилия   на  создание   информационного   пространства,
гражданского сектора, сервисной инфраструктуры.

                        1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ

     Государственная молодежная  политика  является   деятельностью
государства, выражающей и реализующей его стратегические позиции по
отношению  к  молодежи,  и представляет  собой  системный  комплекс
целей,  задач  и   функций,  принципов,  приоритетов  и   гарантий,
направлений, технологий и методов.
     Государственная молодежная  политика проводится  в  Российской
Федерации  и на  территории  Томской  области в  отношении  молодых
граждан в возрасте от 14  до 30 лет, их организаций и  объединений,
при участии детских общественных организаций и объединений.
     Основной целью   осуществления   государственной    молодежной
политики в Томской  области является создание условий,  необходимых
для  становления  и  развития  молодого  человека  как   свободной,
мыслящей, деятельной личности, способной внести свой ощутимый вклад
в устойчивое политико-экономическое и социально-культурное развитие
России.
     Государственная молодежная   политика   в   Томской    области
осуществляется  исполнительными  органами  государственной   власти
Томской области,  их  должностными лицами  непосредственно и  через
специально  создаваемые  государственные учреждения,  молодежные  и
детские общественные объединения и их ассоциации, молодых  граждан,
а  также  -  иные  организации,  юридические  и  физические   лица,
являющиеся  операторами, исполнителями  и  партнерами в  реализации
соответствующих проектов.
     Главными задачами   государственной  молодежной   политики   в
Томской области являются:
     создание возможностей для более полного вовлечения молодежи  в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества и
использования инновационного потенциала молодежи;
     реализация комплекса мер по обеспечению стартовых возможностей
молодежи необходимыми ресурсами и гарантиями;
     обеспечение возможностей  для   решения  проблем  молодежи   в
инициативном порядке ее собственными силами;
     создание механизмов правовой  и социальной защиты,  реализации
законных интересов и прав молодежи.
     Важнейшими функциями  государственной  молодежной  политики  в
Томской области являются:
     создание специальной нормативно-правовой базы,  способствующей
решению молодежных проблем;
     создание целостной  системы  органов  государственной   власти
Томской области и органов местного самоуправления по делам молодежи
и молодежной политике,  а также соответствующих  специализированных
структур;
     подготовка и  повышение  квалификации  специальных  кадров   в
системе органов государственной власти по работе с молодежью;
     координация усилий   различных  государственных   ведомств   и
организаций, всех заинтересованных сторон и субъектов  деятельности
Томской области в решении проблем молодежи;
     выбор организаторов,  операторов,  исполнителей  и   партнеров
реализуемых молодежных проектов;
     создание системы поддержки деятельности и развития  молодежных
и детских организаций и объединений;
     организация и   развитие   в   Томской   области   специальной
молодежной инфраструктуры с участием самих молодых граждан.
     Определяющими принципами государственной молодежной политики в
Томской области являются:
     гуманистический, демократичный   и   правовой   характер   вне
каких-либо религиозных и политических предпочтений;
     разумное сочетание интересов и прав молодежи с общественными и
государственными интересами;
     привлечение молодых  граждан  к  непосредственному  участию  в
формировании и реализации государственной молодежной политики.
     В рамках  реализации  государственной  молодежной  политики  в
Томской области определяющими признаются следующие подходы:
     государство заинтересовано в  становлении и развитии  молодежи
как  наиболее   активной  и  творческой,   свободной  и   мыслящей,
образованной и нравственной части общества, всегда определяющей его
обозримое будущее;
     государство отчетливо  сознает  необходимость  формирования  в
обществе уважительного, внимательного и ответственного отношения  к
молодежи, создания специальных  условий, механизмов и  возможностей
для ее становления и развития;
     государственная молодежная  политика   призвана  создать   для
молодежи  достаточные  стартовые  и  иные  условия,  возможности  и
ресурсы и  в этой  связи должна быть  ориентирована, прежде  всего,
непосредственно на молодого человека;
     государственная молодежная   политика   должна   формироваться
совместными усилиями общества,  государства и самой молодежи  через
соответствующие    ведомства,     организации    и     объединения,
координироваться специальными  государственными  органами по  делам
молодежи и реализовываться всеми заинтересованными сторонами;
     государственная молодежная политика должна представлять  собой
комплекс  обоснованных   и   перспективных  социальных,   правовых,
экономических, политических и иных мер долговременного характера.
     государственная молодежная   политика   в   основном    должна
осуществляться сетью специализированных функциональных  организаций
и учреждений, создаваемых государственными органами Томской области
по делам молодежи и  молодежной политике, а также другими  органами
государственной   власти  и   управления,   иными  юридическими   и
физическими лицами.
     Стратегия государственной   молодежной  политики   в   Томской
области определяет  новые  цели, приоритеты  и меры,  обусловленные
современной ситуацией  на территории Томской  области. Выбор  новых
стратегических направлений  государственной  молодежной политики  в
Томской области основан на результатах анализа и прогнозе тенденций
развития  на  территории  области  с  учетом  ожидаемых  изменений,
которые произойдут  в жизни  российского общества  и государства  в
ходе  проводимых  реформ.  К числу  важнейших  из  таких  изменений
следует отнести: укрепление позиций  России в мировом сообществе  и
связанные с  этим масштабные  интеграционные процессы,  продолжение
формирования   институтов   гражданского   общества   и   правового
государства,   повышение   социальной   ответственности    бизнеса,
становление обновленных  национальных идей  и ценностей,  изменение
привычного уклада и образа жизни российских граждан.
     Все это требует от  современной и  будущей молодежи не  только
динамичного темпа и нетривиальных решений в собственной жизни, но и
все  большей  мобильности   и  эффективности,  принципиальности   и
терпимости,   отчетливой   гражданской  и   политической   позиции,
способности  принять  на  себя ответственность  за  решение  острых
проблем, готовности к управлению страной.
     Именно молодежи,   в   силу   органически   свойственных    ей
особенностей  и   с  учетом   реальной  демографической   ситуации,
предстоит стать источником новых идей и проектов развития, основным
трудовым  ресурсом  страны, потребителем  производимых  и  ввозимых
товаров  и  услуг.   Между  тем   в  настоящее  время   наблюдается
значительный разрыв между  требованиями времени в  России и мире  и
реальным   положением   и  качеством   российской   молодежи.   Эти
обстоятельства  в  действительности требуют  постановки  вопроса  о
молодежи  как  важнейшей и  именно  стратегической  государственной
задачи, возведенной в ранг государственной молодежной политики, как
условия национальной безопасности и устойчивого развития страны.
     Настоящая Стратегия  государственной  молодежной  политики   в
Томской  области   определяет  формирование   у  молодежи   чувства
безусловной ответственности за  себя и близких,  страну и мир.  При
этом  полагается, что  государственная  молодежная политика  должна
быть  нацелена  на  создание  условий,  необходимых  молодежи   для
выполнения ее социальной роли. Главенствующим должен стать  принцип
реализации задач государственной  молодежной политики силами  самой
молодежи  "молодые  -  молодым" в  максимально  возможной  степени.
Результаты реализации  государственной  молодежной политики  должны
быть   четко   измеряемы  системой   индикаторов   и   независимыми
экспертами,  позволяющими  адекватно  оценить  ключевые   параметры
положения молодежи.
     Стратегия государственной   молодежной  политики   в   Томской
области, исходя  из тезиса  о том, что  воспитание молодежи  должно
происходить не в нравоучениях и наставлениях, а в ее  погруженности
в различные социальные практики, на базе качественного образования,
в развитых  культурных  контекстах ставит  перед всеми  участниками
особые задачи:
     интеграция молодежи   в   мировое   политико-экономическое   и
социально-культурное пространство, противодействие  распространению
идей национализма, расизма и ксенофобии;
     преодоление социальной   и   политической   апатии   молодежи,
формирование гражданского, правового сознания;
     противодействие деструктивному и  экстремистскому поведению  в
молодежной   среде,   преодоление   криминального,    аддиктивного,
девиантного поведения.
     В условиях современных  реалий  ограниченности ресурсов  любая
взвешенная, ответственная политика,  в том числе и  государственная
молодежная политика, может быть только политикой приоритетов.
     Это не   означает,  что   молодежная   политика  должна   быть
реализована  избирательно,  только  в  отношении  некоторой   части
молодежи или ее отдельных групп и слоев. Адресатом  государственной
молодежной политики  в  Томской области,  безусловно, остается  вся
проживающая на территории Томской области молодежь.  Приоритетность
же  предполагает   именно  адресность,   точечность  в   реализации
молодежной политики, когда  в отношении  отдельных слоев или  групп
молодежи предпринимаются наиболее востребованные ими, эффективные и
адекватные   действия.   Такой   подход   не   только   существенно
оптимизирует  затраты   и  ресурсы,   необходимые  для   реализации
государственной молодежной  политики,  но и  делает их  максимально
продуктивными,  с  учетом  активного  решения  задач  силами  самой
молодежи.
     Стратегия государственной   молодежной  политики   в   Томской
области, исходя  из  особенностей развития  территории и  положения
молодежи,  определяет  в   качестве  исходных  посылок  для   таких
приоритетов следующие:
     социально сильная  часть  молодежи  должна  иметь  достаточные
возможности и ресурсы реализации своего потенциала;
     социально инертная  часть  молодежи должна  иметь  достаточные
мотивы и стимулы  активного включения  и интеграции в  происходящие
социально-экономические процессы;
     социально слабая  часть  молодежи  должна  иметь   достаточные
гарантии   социальной   защиты,   возможности   компенсации   своих
ограничений, механизмы интеграции в молодежную среду и общественную
жизнь;
     социально опасная  часть  молодежи  должна  иметь  достаточные
ресурсы активной социализации и ограничения криминализации или иной
девиантности поведения.
     Для всех категорий, слоев  и групп молодежи будут  актуальными
вопросы  информации,  образования  и  занятости,  семьи,  жилья   и
здоровья, отдыха и досуга.
     В этой  связи   приоритетами   в  реализации   государственной
молодежной  политики   в   Томской  области   должны  стать   такие
направления, которые могут обеспечить разной молодежи достаточные и
адекватные   возможности  возрастающей   созидательной   занятости,
самостоятельного  и   эффективного  решения  возникающих   проблем,
улучшения качества жизни подавляющей части молодого поколения.
     Стратегия государственной   молодежной  политики   в   Томской
области реализуется  в  рамках проектного  подхода. Часть  вопросов
молодежной  политики   будет  решаться  в   рамках  реализуемых   в
Российской Федерации национальных проектов "Образование",  "Жилье",
"Здоровье". Но специфические молодежные проблемы должны быть решены
посредством   специальных   проектов,   предусмотренных   настоящей
Стратегией.

                      2. ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ

     Основными приоритетами  реализации  Стратегии  государственной
молодежной политики в Томской области являются:
     I. Создание   информационного   пространства   для   молодежи,
призванного формировать в  молодежной среде адекватные  требованиям
времени  и  условиям  развития   установки  и  ценности,  а   также
предоставлять молодежи необходимые для этого сведения о ресурсах  и
возможностях.
     II. Развитие гражданского  сектора  для молодежи,  призванного
концентрировать собственные силы молодых  людей и направлять их  на
решение  молодежных  проблем,  а также  общих  задач  общественного
развития,  обеспечивать   самоорганизуемую  занятость  молодежи   и
создавать систему необходимых мотиваторов.
     III. Создание   сервисной    инфраструктуры   для    молодежи,
призванной  обеспечить  молодым   людям  достаточные  стартовые   и
сопровождающие доступы к ресурсам занятости.
     При осуществлении   практических    задач   в   рамках    этих
приоритетов:
     социально сильная часть  молодежи должна получить  достаточные
условия и  ресурсы, обеспечивающие  автономное решение  собственных
задач и реализацию собственных целей, созидательную деятельность  в
обществе в целом, а также механизмы воздействия и поддержки  других
слоев молодежи;
     социально инертная часть молодежи должна получить  достаточные
мотивы, стимулы  и  механизмы вовлечения  в активную  созидательную
деятельность для себя, других и общества, вынуждающие к осознанному
самопроявлению и социальному позиционированию;
     социально слабая часть  молодежи  должна получить  достаточные
ресурсы  доступа   для  обеспечения  условий   достойной  жизни   и
компенсации   существующих   вынужденных   ограничений,   а   также
возможности  и   инструменты  интеграции  в   молодежную  среду   и
общественную жизнь;
     социально опасная часть  молодежи  должна получить  отчетливые
мотивы  и стимулы  социально  приемлемого поведения  и  достаточные
ресурсы занятости, а также  возможности и механизмы социализации  и
направления  активности   в  конструктивное,  созидательное   русло
общественно полезных действий.
     Практическая реализация  названных  приоритетов   предполагает
системное решение поставленных задач посредством осуществления ряда
комплексных  проектов.  При   этом  предполагается,  что   проблемы
здоровья молодежи, молодой семьи и жилья в значительной мере  будут
решаться   в    рамках   реализуемых    в   Российской    Федерации
соответствующих национальных проектов.
     
      2.1. Создание информационного пространства для молодежи
     
     Проектами приоритета являются:
     проект "Информация развития",
     проект "Новое поколение".
     Проект "Информация  развития"  предполагает  создание  системы
обеспечения всей молодежи информацией по всему комплексу молодежных
вопросов  и  проблем,  интеграцию  молодежи  в  мировое  культурное
пространство посредством:
     создания соответствующего  информационного  банка  и  развития
сети молодежных информационных служб и центров;
     содействия освещению  молодежных   проблем   и  достижений   в
средствах массовой информации, организации молодежного вещания;
     поддержки и развития  молодежных средств массовой  информации,
других  молодежных  инициатив   в  сфере  производства  и   оборота
информации;
     создания центров и служб консалтинговой и экспертной поддержки
молодежи;
     создания равных условий  для  получения информации  молодежью,
проживающей в муниципальных образованиях Томской области;
     поддержки международных  информационных  молодежных  проектов,
направленных на  интеграцию и  интернационализацию отечественных  и
зарубежных культурных ценностей;
     пропаганды позитивных  и  созидательных  жизненных  ценностей,
стандартов и правил средствами социальной рекламы.
     Основными средствами распространения  информации должны  стать
средства, наиболее доступные и открытые, признанные непосредственно
в молодежной  среде: интернет-ресурсы,  телевизионные программы,  в
первую  очередь  региональные,  FM-радиостанции,  мобильная  связь,
неформальное общение  ("из  рук в  руки"),  массовые мероприятия  и
праздники, а также каналы информирования населения Томской области,
эффективность применения которых  доказана опытом. При этом  задача
регионального  оператора  проекта  состоит  именно  в  формировании
развернутого  информационного  поля  для  молодежи  и   обеспечения
широкого доступа молодежи к нему.
     Проект "Новое    поколение"   предполагает    комплекс    мер,
способствующих развитию у молодежи гражданственности, патриотизма и
нравственности,  ее  ориентации  на  стабильную  жизнедеятельность,
социальный успех и духовный прогресс посредством:
     проведения мероприятий, способствующих развитию  гражданского,
политического и правового сознания молодежи;
     активного вовлечения молодежи  в деятельность всех  институтов
гражданского общества;
     создания и реализации программ альтернативного дополнительного
образования для  молодежи,  предоставляющих  инновационный  опыт  и
инструментальные знания;
     проведения и поддержки  специальных мероприятий,  направленных
на изучение отечественной и мировой истории и культуры;
     поддержки молодежных  мероприятий,   формирующих  у   молодежи
знания краеведческого и экологического характера.
     Основными средствами  реализации  этого проекта  должны  стать
молодежные   образовательные   центры   и   курсы,   некоммерческие
организации, клубы  общения, встречи со  знаковыми и  авторитетными
для молодежи людьми, стажировки. Проект ориентирован, прежде всего,
на старших школьников  и студентов. Задача регионального  оператора
при этом состоит  в анализе  дефицита необходимых молодежи  знаний,
умений и  навыков,  предоставляемых традиционными  образовательными
институтами, создание новых  образовательных практик и  обеспечение
широкого доступа молодежи к этим практикам.
     
          2.2. Развитие гражданского сектора для молодежи
     
     Проектами приоритета являются:
     проект "Наше дело",
     проект "Молодая семья",
     проект "Социальная интеграция".
     Проект "Наше   дело"  предполагает   поддержку   созидательной
активности  молодежи  и социально  значимых  молодежных  инициатив,
самоорганизации и самозанятости молодежи посредством:
     содействия созданию  и   деятельности  молодежных  и   детских
организаций и объединений, развития навыков самоуправления;
     развития международных молодежных связей, изучения зарубежного
опыта работы с молодежью;
     активного привлечения молодежи  к решению молодежных  проблем,
содействия реализации молодежных инициатив, построенных на принципе
"молодые - молодым";
     проведения мероприятий и  действий,  направленных на  активное
вовлечение молодежи в существующие социальные практики;
     активного привлечения  молодежи  к  участию  в  обсуждении   и
решении  любых насущных  проблем  общества, поддержки  предлагаемых
молодежью креативных социальных инициатив;
     организации конкурсов  и  экспертиз  молодежных  инициатив   и
проектов в  различных областях  общественной жизни,  предоставления
грантов для их реализации;
     поддержки совместных международных проектов и мероприятий  для
молодежи;
     поддержки международного  молодежного  туризма  и   содействия
международным молодежным обменам;
     содействия обучению молодежи за рубежом.
     В части   поддержки   деятельности   молодежных   и    детских
организаций должны быть предусмотрены такие ее формы, как частичное
прямое финансирование, налоговые льготы, конкурсное  предоставление
социального  заказа   и  государственных  грантов,   предоставление
помещений,   оборудования   и  другого   имущества,   экономическое
поощрение   их   инвесторов,  спонсоров   и   меценатов,   оказание
консультативной  помощи   при   создании  молодежных   общественных
организаций.
     Проект "Молодая семья" предполагает реализацию комплекса  мер,
направленных  на поддержку  молодых  семей и  укрепление  института
семьи посредством:
     пропаганды ответственного  отношения   к   созданию  семьи   и
родительству;
     формирования основ   педагогической    культуры   у    молодых
родителей;
     принятия мер по облегчению доступа молодых семей к обеспечению
жильем;
     обеспечения достаточного количества мест в детских  дошкольных
учреждениях Томской области;
     создания комплексной   системы  поддержки   одиноких   молодых
родителей;
     предоставления дополнительных      возможностей      получения
образования для молодых родителей;
     психологического консультирования молодых семей.
     Для обеспечения  реализации  предложенных  мер  предполагается
информационная  поддержка  специальных  проектов  в  электронных  и
печатных   средствах   массовой  информации,   ресурсов   Internet,
организация и  проведение  конкурсов для  молодых  семей, клубов  и
других форм  объединения молодых  семей, поддержка  образовательных
проектов,  связанных  с  ранним развитием  детей.  Особое  внимание
должно  быть  обращено  на доступность  молодой  семье  всех  видов
медицинских услуг, связанных с рождением здоровых детей.
     Проект "Социальная    интеграция"    предполагает     комплекс
мероприятий правового, экономического и организационного характера,
направленных на социальную  защиту и  включение в социальную  жизнь
некоторых особых категорий молодежи посредством:
     приглашения и обеспечения  возможности участия молодых  людей,
имеющих социальные ограничения;
     содействия созданию  в  обществе доступной  среды  обитания  и
деятельности для молодых людей, имеющих социальные ограничения;
     организации специальных  мероприятий  для  молодежи,   имеющей
социальные ограничения;
     реализации действий, направленных на формирование в обществе и
молодежной среде  терпимого  и участливого  отношения  к  молодежи,
имеющей социальные ограничения;
     обеспечения занятости   и  социальной   полезности   молодежи,
имеющей социальные ограничения;
     проведения специальных   мероприятий,   содействующих    общей
профилактике девиантного поведения в молодежной среде;
     а также организации сети специальных служб:
     социальной адаптации  выпускников  детских  домов  и   молодых
участников локальных военных конфликтов;
     социальной реабилитации            освобожденных            из
воспитательно-трудовых колоний для несовершеннолетних;
     социальной помощи  молодым   инвалидам,  одиноким  матерям   и
незанятой молодежи;
     социальной коррекции молодых наркоманов и алкоголиков;
     психологической помощи и правовой защиты молодежи.
     При этом  должны  быть  предусмотрены  механизмы   обеспечения
реализации      гражданских,      политических,      экономических,
образовательных, социальных и  иных интересов,  прав и свобод  этих
групп  молодежи  в соответствии  с  действующим  законодательством,
инструменты информирования молодежи об этих правах и  возможностях.
В  части интеграции  молодежи,  имеющей социальные  ограничения,  в
общественную жизнь необходимо максимально привлекать к этому другую
молодежь.
     
        2.3. Создание сервисной инфраструктуры для молодежи
     
     Проектами приоритета являются:
     проект "Здоровый досуг",
     проект "Путь успеха",
     проект "Старт карьеры".
     Проект "Здоровый досуг" предполагает создание развитой системы
молодежного досуга и  отдыха, создание  механизмов и  возможностей,
обеспечивающих  охрану  и  укрепление  здоровья  детей  и  молодежи
посредством:
     создания центров молодежного досуга и молодежных клубов;
     поддержки детских  и  подростковых  клубов  и  объединений  по
интересам;
     организации отдыха детей и подростков в местных, региональных,
федеральных и международных детских центрах и профильных лагерях;
     содействия детскому и молодежному туризму;
     поддержки системы оборонно-спортивных клубов;
     проведения специальных  мероприятий  по  пропаганде  здорового
образа жизни;
     создания возможностей  для  занятий  физической  культурой   и
спортом и их популяризации;
     проведения молодежных спортивных и физкультурных мероприятий.
     Региональный оператор  проекта   должен  не  только   всемерно
способствовать обеспечению доступа к занятости молодежи в  здоровом
досуге, но  и активно  пропагандировать в  молодежной среде  именно
такие  социально приемлемые  формы  проведения свободного  времени,
стремясь  при  этом  интегрировать  в  единой  деятельности   отдых
молодежи и ее созидательную активность.
     Проект "Путь  успеха" предполагает  финансовую,  материальную,
информационную,  организационную   и  иную  поддержку   талантливой
молодежи в сфере  науки, техники, образования, культуры,  искусства
посредством:
     проведения специальных    конкурсов,   концертов,    выставок,
конференций, олимпиад и иных мероприятий;
     поддержки художественных   творческих    коллективов   и    их
концертной деятельности;
     содействия участию в региональных, федеральных и международных
мероприятиях;
     продюсерской поддержки   творческой   продукции    талантливой
молодежи;
     поддержки инновационной деятельности молодежи  и ее участия  в
инновационных проектах в России и за рубежом;
     популяризации и пропаганды успехов талантливой молодежи;
     поддержки научно-технического творчества молодежи;
     организации участия   молодежи   в   программах   и   проектах
лидерского развития;
     привлечения талантливой  молодежи  в  творческие,  научные   и
спортивные объединения;
     создания специального фонда  поддержки талантливой молодежи  и
системы поощрения (премий, стипендий, грантов);
     содействия участию  талантливой  молодежи  в   соответствующих
региональных, федеральных и международных мероприятиях.
     Важнейшими задачами  оператора  проекта  являются   постоянный
поиск талантливой молодежи и предоставление ей возможности  заявить
о себе и проявить себя, дальнейшая поддержка и продвижение  молодых
людей,  обладающих  исключительными способностями,  их  обеспечение
достаточным  доступом  к  необходимым  ресурсам  развития.   Особое
внимание  при этом  должно  быть уделено  в  том числе  обеспечению
защиты авторских прав талантливой молодежи.
     Проект "Старт карьеры" предполагает систему мер по обеспечению
занятости молодежи,     поддержке    и     развитию     молодежного
предпринимательства посредством:
     поддержки деятельности молодежных бирж труда;
     деятельности специальных служб профориентации молодежи;
     создания системы подготовки и переобучения молодежи;
     организации сезонных и общественных работ для молодежи;
     поддержки и развития деятельности студенческих отрядов;
     создания системы  квотирования  рабочих мест  для  молодежи  и
льгот для предприятий, их обеспечивающих;
     соблюдения гарантий трудового законодательства для молодежи;
     создания центров поддержки молодежного предпринимательства;
     льготирования молодых   предпринимателей  при   открытии   ими
первого предприятия;
     специальных субсидий  и   льготных   кредитов  для   поддержки
новаторских экономических решений молодых предпринимателей;
     развития сети ученических и студенческих предприятий.
     Первостепенная задача оператора проекта состоит в формировании
у молодежи  ключевых  навыков  построения  карьеры  и  эффективного
вложения   своих   возможностей   на   рынке   труда,   организации
своевременной  и   качественной  профориентационной  работы   среди
молодежи,    создании    механизмов    интеграции    молодежи     в
бизнес-сообщество.
     Настоящая Стратегия определяет  лишь главные  цели и  основные
параметры каждого из  проектов. Их специфическое содержание  должно
быть в  значительной  мере создано  и  реализовано самими  молодыми
людьми  и   организациями,  их   представляющими.  Проекты   должны
объединять инновационную  деятельность тех организаций,  молодежных
объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие  варианты
их  реализации,  обеспечивающие  наиболее  эффективное   достижение
поставленных целей.
     Благодаря заявленному проектному подходу будет создана система
проектов, адресованных всей молодежной аудитории, став  участниками
которых   молодые  люди   смогут   практически  применить   знания,
полученные  в   системе  образования  и   воспитания,  оценить   их
достаточность  и  сформулировать  новые  образовательные   запросы.
Точные  параметры каждого  из  проектов  на конкретный  срок  будут
определены  областной   целевой  программой  реализации   Стратегии
государственной молодежной политики в Томской области.
     
                      3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
     
                         3.1. Обеспечение
     
     Важнейшими условиями  эффективной  реализации  государственной
молодежной  политики  в  Томской  области  являются  ее   правовое,
финансовое,   материальное,   кадровое,   информационное,   научное
обеспечение.
     Правовое обеспечение   государственной   молодежной   политики
основывается на действующих законодательных и иных  государственных
актах федерального и местного значения по молодежной проблематике и
вновь создаваемой нормативно-правовой базе в соответствии с нормами
международного   права.   При    подготовке   и   принятии    новых
законодательных и подзаконных актов Томской области и муниципальных
образований должны  учитываться принципиальные положения  настоящей
Стратегии, особенно  в  части организационно-правового  обеспечения
деятельности  молодежных  и  детских  организаций  и   объединений,
предоставления  грантов  и  иных форм  финансирования  проектов  по
реализации молодежной политики.
     Материальное обеспечение  государственной молодежной  политики
производится  имуществом, находящимся  на  балансе Департамента  по
молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и
иных  структур,  в  том  числе  общественных  и  иных  организаций,
участвующих  в   системе   реализации  государственной   молодежной
политики, а также зарубежных организаций.
     Кадровое обеспечение  реализации  государственной   молодежной
политики составляют работники Департамента по молодежной  политике,
физической культуре и спорту Томской области, специалисты по  делам
молодежи и молодежной  политике органов местного самоуправления,  а
также  других структур,  участвующих  в реализации  государственной
молодежной  политики  в   Томской  области.  При  этом   необходимо
обеспечить  решение задачи  обновления  кадров, занятых  в  системе
государственных органов  по делам молодежи  и молодежной  политике,
повышения   их   квалификации,   привлечения   для   этой    работы
непосредственно молодых людей.
     В систему    информационного    обеспечения    государственной
молодежной   политики   входят   материалы   специальных    научных
исследований по молодежной проблематике, отечественный и зарубежный
опыт работы с молодежью, соответствующая нормативно-правовая база и
материалы о  состоянии  молодежной среды.  С необходимостью  должно
быть обеспечено существенное  обновление параметров сбора, учета  и
анализа   статистических  материалов   о   положении  молодежи   на
территории  Томской  области,   подготовка  ежегодного  доклада   о
положении молодежи в Томской области.
     Научное обеспечение формирования и реализации  государственной
молодежной  политики  производится силами  специально  приглашаемых
ученых: философов,  психологов, методологов, юристов,  экономистов,
политологов и других специалистов. Необходимым является  постоянный
мониторинг  положения  молодежи и  экспертный  аналитический  аудит
реализуемых   проектов,  новых   тенденций   в  молодежной   среде,
своевременный  их  анализ  и  прогнозирование  возможных  вариантов
развития с целью  обеспечения адекватной  и эффективной реакции  на
них государства средствами реализации молодежной политики.
     
                          3.2. Управление
     
     Организацию и  координацию  деятельности  по  формированию   и
реализации государственной  молодежной политики  в Томской  области
осуществляют государственные органы по делам молодежи и  молодежной
политике.
     Государственные органы по делам молодежи и молодежной политике
создаются в          соответствии          с           существующим
административно-территориальным делением и разграничением предметов
ведения  и  компетенции,  федеральным  законодательством,  а  также
законодательством Томской области и законодательством муниципальных
образований.
     Основными общими функциями  государственных  органов по  делам
молодежи являются:
     защита и  контроль  соблюдения   законных  интересов  и   прав
молодежи;
     создание специализированных     структур     по     реализации
государственной молодежной политики;
     подготовка кадров по работе с молодежью;
     формирование общественного мнения по отношению к молодежи.
     Решения, принимаемые   государственными  органами   по   делам
молодежи и молодежной политике, носят обязательный характер в части
принятых в рамках их исключительной компетенции и  рекомендательный
- во всех прочих случаях.
     Государственным органом  по   делам   молодежи  и   молодежной
политике  в  Томской  области является  Департамент  по  молодежной
политике, физической культуре и спорту Томской области, действующий
на основании Положения.
     
                          3.3. Механизмы
     
     Для реализации Стратегии государственной молодежной политики в
Томской области  наряду  с  существующими  предполагается  создание
новых  механизмов,  предполагающих  более  широкое  участие   самой
молодежи в этой  работе, нацеленность  всех действий на  достижение
конкретных и измеряемых результатов.
     В этой  связи  в  рамках  избранных  приоритетов  в  настоящей
Стратегии указаны  специальные проекты,  посредством которых  будут
реализованы   основные   направления   государственной   молодежной
политики на территории Томской области.
     Для реализации каждого из  проектов по заказу Департамента  по
молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и
на  конкурсной  основе  будут  разработаны  соответствующие  планы,
технико-экономические обоснования, программы.
     С целью  привлечения  исполнителей  (операторов)  приоритетных
направлений и  их  проектов Департаментом  по молодежной  политике,
физической  культуре  и  спорту  Томской  области  будут  проведены
конкурсы, предметом конкурсного отбора в которых станут предложения
и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких  задач,
определяемых    Стратегией   и    соответствующими    приоритетными
направлениями и проектами.
     К организации  и  проведению конкурсного  отбора  должны  быть
привлечены ведущие эксперты из числа государственных, общественных,
научных и иных организаций,  а также граждан, имеющих большой  опыт
оценки и поддержки проектов в области молодежной политики.
     
                          3.4. Результаты
     
     Ожидаемыми результатами реализации государственной  молодежной
политики  в  Томской  области  в  рамках  настоящей  Стратегии,  ее
приоритетов и проектов являются общее улучшение положения  молодежи
и преодоление существующих негативных тенденций, увеличение  уровня
интеграции    молодых    людей    в    политико-экономическую     и
социально-культурную жизнь и  их вклада  в общественное развитие  в
целом.
     Результатами реализации  государственной  молодежной  политики
станут:
     социально сильная   часть   молодежи   получает    достаточные
возможности и ресурсы для самореализации на благо себя и  общества,
сформированы высокие  жизненные стандарты, цели  и ценности,  имеет
высокий уровень доходов, образования, потребления;
     социально инертная  часть  молодежи  имеет  надежную  трудовую
занятость, хорошее образование, крепкое здоровье, уровень доходов и
потребления не ниже среднего по региону;
     социально слабая часть молодежи имеет достойный уровень жизни,
вовлечена в социальные практики,  интегрирована с жизнью  остальной
молодежи;
     социально опасная часть молодежи  имеет работу, базовое  общее
образование, вовлечена в социально приемлемые практики и досуг.
     В целях осуществления  объективной оценки  хода и  результатов
реализации Стратегии государственной молодежной политики в  Томской
области   будет    разработана   комплексная   система    измерения
эффективности ее мер и динамики положения молодежи.
     Приведенная ниже  система  измерения и  измерителей  обеспечит
возможность  осуществления  оперативного  анализа  мер   Стратегии,
прогнозирования  положения молодежи  и  выявления актуальных  задач
молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
     Источником исходной  информации   станут  данные  системно   и
последовательно  организованных  мониторингов  положения  молодежи,
качественных  оценок  роли   и  места  государственной   молодежной
политики  в улучшении  этого  положения, предоставляемых  всеми  ее
адресатами и участниками.
     Основным обобщающим    показателем    реализации     Стратегии
государственной  молодежной  политики в  Томской  области  является
индекс  развития  молодежи -  комплексный  показатель,  оценивающий
уровень  развития человеческого  потенциала  молодого поколения  по
трем  основным направлениям:  продолжительность  жизни и  здоровье,
образование, уровень жизни.
     Индикаторами реализации  государственной  молодежной  политики
выступают:
     динамика миграции молодежи;
     статистика создания и ведения бизнеса молодыми людьми;
     количество учреждаемых    молодежью    и   с    ее    участием
некоммерческих организаций;
     удельный вес молодых людей в образовательных программах;
     уровень безработных среди молодежи;
     уровень образования и доходов молодых людей;
     количество молодежных браков и разводов;
     доля молодых людей, участвующих в выборах;
     количество кредитов, получаемых молодыми людьми;
     уровень молодежной и  детской преступности,  наркозависимости,
заболеваемости, смертности;
     данные специальных социологических  исследований в  молодежной
среде;
     число молодых  людей,   участвующих  в  различных   конкурсах,
фестивалях,  состязаниях,   грантах,  их  удельный   вес  в   общем
количестве участников.
     Сбор сведений   о   результатах   реализации   государственной
молодежной политики  в Томской  области, их оценка  и анализ  будут
проводиться    аккредитованными     экспертами    и     экспертными
организациями.
     
                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В условиях  модернизации  общества  и  растущих  требований  к
человеческому капиталу  государственная молодежная политика  должна
стать инструментом развития  и преобразования Томской области.  Это
требует  от  всех   участников  процесса  социального   становления
молодежи и самой молодежи, разработки и последовательной реализации
подходов,  ориентированных на  прямое  вовлечение молодых  людей  в
решение собственных проблем и общенациональных задач.
     
     


Информация по документу
Читайте также