Расширенный поиск

Постановление Законодательной Думы Томской области от 31.07.2014 № 2198

 



                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                            

     31.07.2014 N 2198
     г. Томск


 О проекте федерального закона N 503869-6 "О внесении изменений в
 статью 8 Федерального закона "О полиции" (о фиксации деятельности
 полиции и действий сотрудников полиции гражданами, общественными
                  объединениями и организациями)


     Рассмотрев проект  федерального закона  N  503869-6 "О  внесении
изменений в  статью 8  Федерального  закона "О  полиции" (о  фиксации
деятельности  полиции  и  действий  сотрудников  полиции  гражданами,
общественными  объединениями и  организациями),  внесенный в  порядке
реализации права законодательной инициативы депутатом Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Л.Михеевым (выписка
из  протокола  заседания  Совета  Государственной  Думы  Федерального
Собрания Российской Федерации от 09.06.2014 N 173 (86)),

         Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Не  поддерживать  принятие  проекта  федерального  закона   N
503869-6 "О  внесении изменений  в  статью 8  Федерального закона  "О
полиции" по основаниям согласно приложению.
     2. Направить настоящее  постановление в Комитет  Государственной
Думы Федерального  Собрания  Российской Федерации  по безопасности  и
противодействию коррупции.


     Председатель                                                 
     Законодательной Думы                                                        
     Томской области                                О.В. Козловская                                       


     Приложение 
     к постановлению 
     Законодательной Думы 
     Томской области 
     от 31.07.2014 N 2198 



                              ЗАМЕЧАНИЯ


 Законодательной Думы Томской области к проекту федерального закона
 N 503869-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О
  полиции" (о фиксации деятельности полиции и действий сотрудников
  полиции гражданами, общественными объединениями и организациями)


     Проектом федерального  закона  предлагается внести  изменения  в
статью  8 Федерального  закона  от 7  февраля  2011 года  N  3 ФЗ  "О
полиции"   предлагается   часть  2   дополнить   абзацем   следующего
содержания: "Граждане, общественные объединения и организации  вправе
фиксировать  деятельность  полиции  в  письменной  форме,  с  помощью
средств аудиозаписи,  а так же  осуществлять фотосъемку,  видеозапись
действий сотрудников полиции, их трансляцию по радио, телевидению,  в
информационно   коммуникационной   сети   Интернет,   если   это   не
противоречит части 1 настоящей статьи". Так же проектом  федерального
закона  предлагается  дополнить   частью  7  следующего   содержания:
"Полученная в соответствии с настоящей статьей информация может  быть
использована в качестве доказательства в суде".
     Полагаем, что данный законопроект не может быть принят в  данной
редакции по следующим основаниям.
     Одним из     принципов     деятельности     полиции     является
беспристрастность  (статья  7   Федерального  закона  "О   полиции").
Согласно части  1 данной  статьи, полиция защищает  права, свободы  и
законные интересы  человека и  гражданина независимо  от пола,  расы,
национальности, языка,  происхождения, имущественного и  должностного
положения,   места  жительства,   отношения   к  религии,   убеждений
принадлежности  к   общественным  объединениям,  а   так  же   других
обстоятельств.
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона
"О полиции" сотрудникам  полиции  для выполнения  возложенных на  них
обязанностей    предоставляется     право    проверять     документы,
удостоверяющие  личность   граждан,  если   имеются  данные,   дающие
основания подозревать их в совершении преступления или полагать,  что
они находятся  в розыске,  либо если  имеется повод  к возбуждению  в
отношении этих  граждан  дела об  административном правонарушении,  а
равно  если   имеются  основания   для  их   задержания  в   случаях,
предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных
лиц, общественных объединений  и организаций разрешения (лицензии)  и
иные   документы  на   совершение   определенных  действий   или   на
осуществление определенного вида  деятельности, контроль (надзор)  за
которыми  возложен  на  полицию в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Данное право  полиции  может  быть  реализовано  для  выполнения
возложенной на нее  обязанности участвовать в осуществлении  контроля
за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными  лицами
порядка  регистрации   и  снятия  граждан   Российской  Федерации   с
регистрационного учета по  месту пребывания и  по месту жительства  в
пределах Российской Федерации, а  так же за соблюдением  иностранными
гражданами  и   лицами   без  гражданства   порядка  временного   или
постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации,
въезда  в Российскую  Федерацию,  выезда  из Российской  Федерации  и
транзитного проезда через  территорию Российской Федерации (пункт  33
части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции").
     На основании пункта 1  части 4 и части  5 статьи 5  Федерального
закона  "О полиции"  при  обращении  к гражданину  сотрудник  полиции
обязан  назвать  свои  должность,  звание,  фамилию,  предъявить   по
требованию гражданина  служебное удостоверение,  после чего  сообщить
причину и цель обращения.
     На граждан федеральным законом,  либо иным нормативным  правовым
актом обязанности по "собственной устной и письменной  идентификации"
не возложены.
     В соответствии   с    принципом   публичности   и    открытости,
установленным статьей 8  Федерального закона от 7  февраля 2011 г.  N
3-ФЗ "О полиции", деятельность полиции является открытой для общества
в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по
делам об административных правонарушениях, об оперативно -  розыскной
деятельности,  о защите  государственной  и иной  охраняемой  законом
тайны, а также не  нарушает прав граждан, общественных объединений  и
организаций.
     Так, в ряде  стран  мира перед  фотосъемкой сотрудников  полиции
необходимо  спросить разрешение.  Это  обусловлено  тем, что  в  силу
отсутствия  профессиональных   навыков,   гражданину  бывает   трудно
квалифицировать действия того или иного сотрудника полиции в качестве
повседневной  патрульно-постовой  службы либо  специальной  операции.
Своими действиями гражданин, проявляя интерес и праздное любопытство,
может  нанести вред  оперативно-служебной  деятельности и  выполнению
иных обязанностей, которые возложены на сотрудника органов внутренних
дел, тем самым  нанести вред общественной безопасности,  гражданскому
обществу.
     Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае
при решении вопроса  о возможности и  порядке проведения  фотосъемки,
видео-съемки   следует    исходить   из   необходимости    соблюдения
конституционных  прав  каждого   гражданина,  с  одной  стороны,   на
свободный поиск, получение, передачу, производство и  распространение
информации   любым   законным   способом,    а   с   другой   -    на
неприкосновенность частной  жизни,  личную и  семейную тайну,  защиту
своей  чести  и  доброго  имени  (статья  23  Конституции  Российской
Федерации), на охрану  своего изображения (статья 152.1  Гражданского
кодекса   Российской   Федерации),  защиту   сведений   об   органах,
осуществляющих   оперативно-розыскную    деятельность   (статья    12
Федерального закона  "Об оперативно-розыскной деятельности"),  защиту
государственной и  иной  охраняемой законом  тайны  (статья 5  Закона
Российской Федерации от 21 июля  1993 г. N 5485-I "О  государственной
тайне").
     В случае ограничения прав граждан (в том числе и на  фотосъемку)
сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона  "О
полиции" должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть
указать нормативный правовой акт.
     Статья 152.1   Гражданского   кодекса   Российской    Федерации,
предусматривающая  охрану изображения  гражданина  (в том  числе  его
фотографии), не содержит запрета  на получение такого изображения,  а
лишь  ограничивает  его  обнародование  и  дальнейшее  использование,
которые  допускаются  только  с согласия  этого  гражданина,  либо  в
случаях, перечисленных  в  законе, в  частности, когда  использование
изображения осуществляется в  государственных, общественных или  иных
публичных интересах. Согласно  постановлению Пленума Верховного  Суда
Российской Федерации от 15 июня  2010 г. N 16 "О практике  применения
судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой  информации"
к  общественным   интересам  следует  относить   не  любой   интерес,
проявляемый   аудиторией,  а,   например,   потребность  общества   в
обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству
и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей  среде
(абзац третий пункта 25).
     Любой гражданин, в том числе  и сотрудник полиции при  нарушении
его гражданского права на охрану своего изображения может  обратиться
в  установленном  порядке  в  суд,  в  связи  с  чем,  полагаем,  что
трансляция деятельности  сотрудников полиции по  телевидению, в  сети
Интернет без  согласия на  то гражданина  нарушает гражданские  права
сотрудника органов внутренних дел.
     Гарантией надлежащего  исполнения   сотрудником  полиции   своих
служебных обязанностей является  ограждение его от актов  незаконного
вмешательства  в  деятельность  полиции,  а  так  же   предоставление
гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации,  на
охрану прав, чести и личного достоинства.
     Таким образом, полагаем, что предоставив гражданам, общественным
объединениям и организациям, в  соответствии с предлагаемым  проектом
Федерального закона  "О внесении  изменений в  статью 8  Федерального
закона  "О  полиции",  право на  осуществление  съемки,  аудиозаписи,
видеозаписи с последующей трансляцией действий сотрудника полиции  по
радио и телевидению,  сети Интернет нарушит  баланс права каждого  на
свободный поиск, получение, передачу, производство и  распространение
информации любым  законным способом  (часть 4  статьи 29  Конституции
Российской  Федерации,  статья  1  Закона  Российской  Федерации   "О
средствах массовой информации") и права каждого на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и  доброго
имени,  на   тайну  переписки,   телефонных  переговоров,   почтовых,
телеграфных  и  иных  сообщений  (статья  23  Конституции  Российской
Федерации), на охрану  своего изображения (статья 152.1  Гражданского
кодекса Российской Федерации).
     На основании  изложенного   представленный   проект  закона   не
поддерживаем.



Информация по документу
Читайте также