Расширенный поиск

Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.02.2015 № 2564

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.02.2015 № 2564

г. Томск

 

О проекте федерального закона № 663594-6
«О молодежной политике в Российской Федерации»

 

 

Рассмотрев проект федерального закона № 663594-6 «О молодежной политике в Российской Федерации», внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Самарской Губернской Думой ыписка из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.12.2014 № 214 (28)),

 

Законодательная Дума Томской области постановляет:

 

1.             Поддержать принятие проекта федерального закона № 663594-6
 «О молодежной политике в Российской Федерации» с учетом замечаний и предложений, согласно приложению.

2.             Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту и делам молодежи.

 

Председатель

Законодательной Думы
Томской области

 

 

 

 О.В.Козловская

 


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 26.02.2015 № 2564

 

замечания и предложения

к проекту федерального закона
663594-6 «О молодежной политике в Российской Федерации»

 

Представленным проектом закона предлагается принять Федеральный закон               «О молодежной политике в Российской Федерации».

Законопроект направлен на создание механизмов эффективного участия молодежи в управлении делами государства, самореализации молодых граждан, развития их объединений, движений и инициатив.

Вместе с тем в законопроекте отсутствуют положения, охватывающие ряд таких важных направлений молодежной политики, как проблемы молодых семей, обеспечение доступа к социальным услугам, социальная незащищенность, специализированные образовательные программы, проблема безработицы среди молодых специалистов, проблемы молодых предпринимателей, профилактика сексуального насилия, культурное и ценностное воспитание, создание молодежных СМИ, профилактика экстремизма среди молодежи, интеграция иностранной молодежи в целях профилактики конфликтов на национальной основе и т.д.

К проекту закона имеются следующие замечания и предложения:

1. В части 6 статьи 9 устанавливается, что молодежные совещательные органы могут наделяться правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также правом правотворческой инициативы в органах местного самоуправления в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

В части 1 статьи 43 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривается, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Тем самым молодежные совещательные органы могут наделяться правом законодательной инициативы в органах местного самоуправления на основании лишь определенного вида муниципальных правовых актов - устава муниципального образования.

2. В части 5 статьи 14 проекта закона устанавливается, что вкладом молодого гражданина, общественного объединения молодых граждан в реализацию молодежных проектов может признаваться предоставление ими права на использование результатов интеллектуальной деятельности, автором которых является соответствующий молодой гражданин или общественное объединение молодых граждан.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

В связи с этим общественное объединение молодых граждан не может являться автором результата интеллектуальной деятельности. Следовательно, вкладом общественного объединения молодых граждан не может признаваться предоставление им права на использование результатов интеллектуальной деятельности, автором которых оно является.

3. В статье 16 проекта закона предусматривается, что разработчикам трех и более молодежных проектов, поддержанных федеральными органами государственной власти и имеющих положительные результаты практической реализации, отраженные в установленном порядке в личной книжке молодежных инициатив, в случае их обращения в региональное отделение политической партии с предложением о включении их в федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется преимущественное право включения в указанный список кандидатов.

Согласно части 1 статьи З Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В части 2 статьи 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав закрепляется, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В связи с чем, предоставление преимущественного права включения в список кандидатов на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации для разработчиков трех и более молодежных проектов, поддержанных федеральными органами государственной власти и имеющих положительные результаты практической реализации, отраженных в установленном порядке в личной книжке молодежных инициатив, противоречит действующему законодательству.

Указанные положения проекта закона требуется привести в соответствие с законодательством.

4. По результатам рассмотрения проекта закона выявлен ряд положений, не соответствующих принципу формальной определенности правовых норм, который предполагает необходимость точности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования.

Так, исходя из статьи 3 проекта закона законодательство, регулирующее отношения в сфере молодежной политики, состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона. Тем самым к законодательным актам в указанной сфере предлагается отнести, в том числе, нормативные правовые акты Российской Федерации, издаваемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты. Однако указанные правовые акты не являются составной частью законодательства, на их основании осуществляется правовое регулирование в соответствующей сфере.

5. В пункте 3 части 1 статьи 12 проекта закона к задачам формирования молодежного кадрового резерва относится, в том числе, закрепление молодых людей в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании. Указанное положение не характеризуется точностью, ясностью и недвусмысленностью.

6. В части 3 статьи 12 проекта закона закрепляется, что порядок отбора в молодежный кадровый резерв, формирования и изменения его персонального состава, размещения информации об отборе в молодежный кадровый резерв на официальных сайтах органов власти и в средствах массовой информации, условия привлечения членов молодежного кадрового резерва для работы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, молодежных совещательных органах, а также порядок направления предложений в общественную палату субъекта Российской Федерации, в общественную палату (совет) муниципального образования по кандидатурам для назначения молодежными делегатами определяются нормативными правовыми актами указанных органов.

При этом полномочия общественной палаты субъекта Российской Федерации, общественной палаты (совета) муниципального образования по принятию нормативных правовых актов действующим законодательством не предусматриваются.

7. В части 2 статьи 13 проекта закона закрепляется, что осуществление учета (регистрации) молодых добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций (объединений) производится по инициативе молодого добровольца (волонтера) и добровольческой (волонтерской) организации (объединения), и отсутствие учета (регистрации) не является основанием для прекращения и (или) приостановления деятельности молодого добровольца (волонтера) или добровольческой (волонтерской) организации (объединения). Из указанного положения невозможно точно установить, достаточно ли для осуществления учета (регистрации) наличие инициативы одной из сторон или требуется наличие инициативы обеих сторон.

Указанные положения необходимо привести в соответствие с принципом формальной определенности правовых норм.

8. В проекте закона выявлен ряд коррупциогенных факторов. В частности, отдельные положения проекта закона содержат «юридико-лингвистическую неопределенность», то есть характеризуются употреблением неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

К указанным терминам и категориям относятся следующие: «развитие молодежи», «права и свободы молодежи» (статья 1 проекта закона); «образованные, талантливые, активные молодые граждане» (абзац девятый статьи 2 проекта закона); «социальная ответственность» (пункт 4 статьи 4 проекта закона); «талантливая молодежь» (абзац третий части 2 статьи 8 проекта закона) «высокие результаты профессиональной деятельности» (абзац второй части З статьи 15 проекта закона); «положительные результаты практической реализации» (часть 1 статьи 16 проекта закона).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика), «юридико-лингвистическая неопределенность» является коррупциогенным фактором.

9. В соответствии с частью 3 статьи 13 проекта закона одним из документов, удостоверяющих статус молодого добровольца (волонтера), может являться электронная карта молодого добровольца (волонтера), которая выдается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, по желанию молодого добровольца (волонтера) на основании его заявления и при наличии идентификационного номера добровольца (волонтера), полученного им в результате учета (регистрации). Однако не указывается, при каких условиях электронная карта молодого добровольца (волонтера) может являться одним из документов, удостоверяющих статус молодого добровольца (волонтера). Это свидетельствует о «широте дискреционных полномочий», то есть отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики «широта дискреционньих полномочий» является коррупциогенным фактором.

10. В части 2 статьи 14 проекта закона предусматривается, что в случае внесения молодежного проекта группой молодых граждан или молодежным общественным объединением коллектив разработчиков данного проекта должен состоять из молодых граждан, чей творческий вклад в разработку проекта был решающим, и включать не более 10 человек. При этом не определяются критерии, позволяющие установить, чей творческий вклад в разработку молодежного проекта был решающим, а также субъект, который правомочен сделать соответствующий вывод. Это свидетельствует об «отсутствии или неполноте административных процедур», то есть предполагает отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики «отсутствие или неполнота административных процедур» является коррупциогенным фактором.

Аналогичные замечания к части 5 статьи 14 проекта закона, не предусматривающей условия, при которых права на использование результатов интеллектуальной деятельности, предоставленные автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности, могут признаваться вкладом молодого гражданина. Это указывает на «широту дискреционных полномочий», которая, на основании подпункта «а» пункта 3 Методики является коррупциогенным фактором. Указанные коррупциогенные факторы надлежит устранить.

Также предлагается внести следующие изменения и дополнения:

Структурная единица, в которую предлагается внести изменения

 

Редакция с учетом предлагаемых изменений

Статья 2.

Основные понятия

Молодежный совещательный орган – коллегиальный орган, созданный при органе государственной власти, органе местного самоуправления (в форме молодежного парламента, правительства, палаты, совета, если иное не предусмотрено законом), в состав которого входят молодые граждане для предварительного рассмотрения вопросов в области молодежной политики и подготовки по ним предложений

Статья 2

Молодежный делегат – полномочный представителя молодежного совещательного органа при законодательном (представительном), исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе, местной администрации муниципального образования

Статья 2

Молодежный кадровый резерв – перечень социально-активных молодых граждан в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих основное общее образование, формируемый и систематически обновляемый при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах и местных администрациях муниципальных образований в целях содействия в профессиональном росте молодых граждан, их обучении, повышении квалификации и эффективном  использовании их знаний, навыков, умений и компетенций в области государственного и муниципального управления, различных отраслях экономики и социальной сферы.

Статья 2

Учреждение по делам молодежи – организация, функции и полномочия которой осуществляет Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице уполномоченных в области молодежной политики органов государственной власти или органов местного самоуправление.

Статья 4

Пункт 1

Участие молодежи в управлении делами государства основано на следующих принципах:

Признание прав, свобод, гарантий, законных интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы.

Пункт 4 Статья 4

Всестороннее содействие общественным (приоритетным) инициативам молодых граждан и их общественных объединений с целью формирования гражданской позиции молодежи, самоорганизации и социальной ответственности молодых граждан.

Пункт 5 Статья 4

Обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством отдельные публичные полномочия, проектов, предложений и рекомендаций молодых граждан и их общественных объединений.

Пбзац 3 Статья 5

 

Создание и участие в деятельности молодежных совещательных органов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (предварительное рассмотрение вопросов в области молодежной политики, подготовка и разработка  по ним предложений).

Пункт 1

Статья 10

Для обеспечения представительства молодежи в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации при указанных органах могут действовать молодежные делегаты.

Пункт 2 Статья 10

 Молодежные делегаты при законодательном (представительном) и исполнительном органах государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются решением общественной палаты субъекта Российской Федерации. Предложения по кандидатурам для назначения молодежными делегатами могут быть внесены в общественную палату субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению молодежного совещательного органа в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Пункт 5 статья 10

Кандидатом для назначения молодежным делегатом может быть молодой гражданин в возрасте от 18 до 35 лет, имеющий основное общее образование активно участвующий в социальной, экономической, политической или культурной сфере жизни общества, имеющий опыт общественной деятельности и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

Пункт 6 Статья 14

Примечание: В статью 2 законопроекта необходимо внести определение «личная книжка молодежных инициатив».

 

 


Информация по документу
Читайте также