Расширенный поиск
Постановление Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25.06.2015 № 2768 г. Томск Об
утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных
правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области Рассмотрев проект постановления
Законодательной Думы Томской области «Об утверждении Положения о проведении
мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области,
принятых Законодательной Думой Томской области», в соответствии со статьей 64
(подпункт «а» пункта 1) Устава (Основного Закона) Томской области Законодательная
Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить
Положение о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов
Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области согласно
приложению. 2. Настоящее
постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель
Законодательной
Думы Томской
области О.В.Козловская Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении мониторинга правоприменения
нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой
Томской области I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге
правоприменения в Российской Федерации», Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об
утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской
Федерации» и определяет порядок проведения Законодательной Думой Томской
области (далее – Дума) по собственной инициативе мониторинга правоприменения
нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой. При
осуществлении мониторинга Дума руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом)
Томской области, законами и иными нормативными правовыми актами Томской
области, в том числе настоящим Положением, а также распоряжениями Председателя
Думы. 2. Мониторинг
правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой
(далее также – мониторинг), представляет собой осуществляемую в пределах
полномочий Думы систематическую комплексную и плановую деятельность по сбору,
обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или
признания утратившими силу нормативных правовых актов Томской области. Мониторинг проводится в
отношении законов Томской области и постановлений Думы, носящих нормативный
характер (далее также – нормативные правовые акты). 3.
Целями мониторинга являются совершенствование законодательства Томской области,
а также повышение качества и эффективности нормотворческой и
правоприменительной деятельности в Томской области. Основными
задачами мониторинга являются: 1)
определение соответствия нормативных правовых актов законодательству Российской
Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами; 2)
выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании, выявление и
устранение дублирования в
законодательстве Томской области; 3)
выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность
реализации нормативных правовых актов; 4)
анализ и оценка соответствия практики применения нормативных правовых актов
планируемым целям правового регулирования; 5)
обеспечение контроля за исполнением и соблюдением нормативных правовых актов; 6)
формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности; 7)
определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения
субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации; 8)
выявление невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных
правовых актов. 4.
Объектом мониторинга является закон (законы) Томской области, постановления Думы, имеющие нормативный
характер, несколько нормативных правовых актов (группа нормативных правовых
актов), взаимосвязанных между собой по предмету регулирования или характеру
регулируемых прав и обязанностей. 5. Мониторинг проводится
Думой в лице комитетов Думы в отношении конкретного объекта мониторинга в
соответствии с планом мониторинга на очередной календарный год, утвержденным
постановлением Думы. Подготовка проекта плана
мониторинга осуществляется комитетом Думы по законодательству, государственному
устройству и безопасности не позднее 1 февраля текущего года на основании
предложений других комитетов Думы. Проект плана должен включать следующие сведения: 1) наименование нормативного правового акта (группы
нормативных правовых актов) (включая реквизиты нормативного правового акта)
либо сферу применения нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу
(объект мониторинга); 2) исполнителей проведения мониторинга (субъектов
мониторинга); 3) период действия нормативного правового акта, в
отношении которого проводится мониторинг; 4) срок проведения мониторинга; 5) дополнительные показатели (в случае их
необходимости). При формировании
предложений в проект плана мониторинга комитеты Думы обобщают и рассматривают
предложения депутатов Думы, иных субъектов права законодательной инициативы в
Думе. II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА 6. Мониторинг проводится в порядке, установленном
настоящим Положением. 7. При осуществлении мониторинга для обеспечения
принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены)
нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается информация о
практике их применения по следующим показателям: 1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина; 2) наличие нормативных правовых актов, необходимость
принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы; 3) несоблюдение пределов компетенции при издании
нормативного правового акта; 4) искажение смысла положений федерального закона и
(или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и
постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного
правового акта; 5) несоответствие нормативного правового акта международным
обязательствам Российской Федерации; 6) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных
факторов; 7) неполнота в правовом регулировании общественных
отношений; 8) коллизия норм права; 9) наличие ошибок юридико-технического характера; 10) использование положений нормативных правовых актов
в качестве оснований совершения юридически значимых действий; 11) искажение смысла положений нормативного правового
акта при его применении; 12) неправомерные или необоснованные решения, действия
(бездействие) при применении нормативного правового акта; 13) использование норм, позволяющих расширительно
толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного
самоуправления; 14) наличие (отсутствие) единообразной практики
применения нормативных правовых актов; 15) количество и содержание заявлений по вопросам
разъяснения нормативного правового акта; 16) количество вступивших в законную силу судебных
актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи
с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их
принятия; 17) количество и содержание удовлетворенных обращений
(предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового
акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании,
искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями
единообразия его применения; 18) количество и характер зафиксированных
правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество
случаев привлечения виновных лиц к ответственности. 8. В целях реализации антикоррупционной политики и
устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для
обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу
(отмены) нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается
информация о практике их применения по следующим показателям: 1) несоблюдение пределов компетенции при издании
нормативного правового акта; 2) неправомерные или необоснованные решения, действия
(бездействие) при применении нормативного правового акта; 3) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных
факторов; 4) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные
факторы в нормативных правовых актах; 5) количество коррупциогенных факторов, выявленных в
нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы
уполномоченным органом; 6) количество коррупциогенных факторов, выявленных в
нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы
независимыми экспертами; 7) сроки приведения нормативных правовых актов в
соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации; 8) количество и содержание обращений (предложений,
заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта
антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии
в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов; 9) количество и характер зафиксированных
правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество
случаев привлечения виновных лиц к ответственности. 9. В целях устранения противоречий между нормативными
правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга для
обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу
(отмены) нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается
информация о практике их применения по следующим показателям: 1) наличие противоречий между нормативными правовыми
актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера,
регулирующими однородные отношения; 2) наличие единой понятийно-терминологической системы
в нормативных правовых актах; 3) наличие дублирующих норм права в нормативных
правовых актах; 4) наличие противоречий в нормативных правовых актах,
регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды; 5) наличие ошибок юридико-технического характера в
нормативных правовых актах; 6) количество и содержание обращений (предложений,
заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы
нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а
также ошибок юридико-технического характера. 10. При необходимости мониторинг может быть
осуществлен по дополнительным показателям, определяемым комитетом Думы,
осуществляющим мониторинг правоприменения соответствующего нормативного
правового акта в соответствии с вопросами ведения (далее - профильный комитет
Думы). Перечень показателей, подлежащих исследованию,
определяется в каждом конкретном случае профильным комитетом Думы. 11. Профильный комитет Думы: 1) разрабатывает и утверждает график
мероприятий по проведению мониторинга; 2) проводит сбор, обобщение, анализ и оценку информации,
полученной при проведении мониторинга, в том числе оценивает эффективность
реализации нормативных правовых актов; 3) готовит информацию о результатах мониторинга. 12. Основными критериями
оценки эффективности реализации нормативного правового акта являются: 1) соответствие
нормативного правового акта законодательству Российской Федерации; 2) актуальность
нормативного правового акта; 3) финансовая,
организационная, кадровая и иная обеспеченность реализации нормативных правовых
актов (реальность исполнения правовых норм); 4) результативность
принятия нормативного правового акта (социально-экономический эффект,
соответствие практики применения нормативного правового акта целям правового
регулирования (степень достижения поставленных целей), изменения в регулируемых
общественных отношениях). 13. При осуществлении мониторинга в качестве
источников информации используются: 1) информация о внесенных и планируемых изменениях
законодательства Российской Федерации; 2) информация о постановлениях или определениях
Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке
конституционности нормативных правовых актов; 3) информация о решениях судов общей юрисдикции и
арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов; 4) информация о мерах прокурорского реагирования,
принятых в отношении нормативных правовых актов (протесты и представления,
требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд); 5) информация о заключениях Министерства юстиции
Российской Федерации и его территориальных органов в отношении законов Томской
области; 6) отраслевая и межотраслевая информация о практике
применения объекта мониторинга, поступившая от исполнительных органов государственной
власти Томской области, иных государственных органов Томской области, органов
местного самоуправления муниципальных образований Томской области,
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, находящихся
на территории Томской области; 7) рекомендации парламентских слушаний; 8) информация о практике реализации нормативных
правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований
Томской области; 9) информация о нормативных правовых актах, принятых
на основе анализируемого объекта мониторинга; 10) статистическая информация, получаемая на основе
статистических показателей; 11) социологическая информация (в том числе данные по
результатам опроса общественного мнения), собираемая на основе данных
социологических исследований по поводу содержания и действия нормативных
правовых актов; 12) информация, поступившая из общественных, научных,
правозащитных и иных организаций; 13) информация, содержащаяся в обращениях граждан,
юридических лиц, организаций, поступивших в органы государственной власти
Томской области, иные государственные органы Томской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований Томской области, касающаяся практики
применения объекта мониторинга; 14) итоги выездных встреч и совещаний, депутатских
слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий,
проводимых Думой, а также мероприятий, проводимых органами исполнительной
власти Томской области и иными государственными органами Томской области и
организациями; 15) практика проведения мониторинга в иных субъектах
Российской Федерации; 16) информация, поступившая из иных источников. 14. При проведении мониторинга должны быть определены
следующие элементы юридической характеристики нормативного правового акта: 1) предмет правового регулирования нормативного
правового акта, его цели (задачи); 2) общая характеристика и оценка состояния правового
регулирования соответствующих общественных отношений (перечень нормативных
правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, место
исследуемого нормативного правового акта в системе указанных нормативных
правовых актов, наличие нормативных правовых актов области, обязательность
принятия которых обусловлена исследуемым нормативным правовым актом); 3) круг лиц, на которых распространяется действие
нормативного правового акта, их права и обязанности; 4) перечень уполномоченных нормативным правовым актом
органов государственной власти и их компетенция; 5) опубликование нормативного правового акта (дата и
источник официального опубликования, дата вступления в силу); 6) ответственность за нарушение нормативного правового
акта, иные меры правового воздействия в отношении субъектов исследуемых
правоотношений и практика их применения. 15. При проведении мониторинга профильный комитет Думы
вправе в соответствии с
законодательством направлять в исполнительные органы государственной власти
Томской области, иные государственные органы Томской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований Томской области, организации,
находящиеся на территории Томской области, запросы о предоставлении
соответствующей информации, а также вправе инициировать привлечение в процесс
мониторинга экспертов, обращаться с предложением о проведении независимой и
научной экспертизы. 16. В целях обеспечения
всестороннего и полного рассмотрения вопросов при проведении мониторинга
профильный комитет Думы может образовывать рабочие группы из числа депутатов
Думы, представителей исполнительных органов государственной власти Томской
области, иных государственных органов Томской области, органов местного
самоуправления муниципальных образований Томской области, территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории
Томской области, экспертов и иных специалистов. 17. Обеспечение проведения мониторинга осуществляется
аппаратом Думы. 18. Юридический отдел аппарата Думы в соответствии с
утвержденным планом мониторинга проводит правовую и антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов, по результатам которой оформляется
заключение, содержащее: 1) оценку соответствия нормативного правового акта Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам
и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской
Федерации, Уставу
(Основному Закону) Томской области и законам области; 2) информацию о полноте урегулирования соответствующей
сферы отношений федеральным законодательством; 3) информацию о наличии подзаконных нормативных
правовых актов, принятие которых предусмотрено законом области; 4) оценку согласованности нормативного правового акта
с иными нормативными правовыми актами области; 5) информацию о наличии пробелов в правовом
регулировании в соответствующем отраслевом законодательстве области и коллизий
норм законов области; 6) предложения по внесению изменений в нормативный
правовой акт, направленные на приведение нормативного правового акта в
соответствие с федеральным законодательством; 7) предложения по совершенствованию федерального
законодательства, отдельных положений нормативного правового акта, принятых в
соответствии с ним подзаконных актов; 8) информацию о наличии или об отсутствии
коррупциогенных факторов; 9) предложения о способах устранения коррупциогенных
факторов; 10) информацию о наличии противоречий между
нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами
специального характера, регулирующими однородные правоотношения; 11) информацию о наличии единой
понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах; 12) информацию о наличии дублирующих норм права в
нормативных правовых актах; 13) информацию о наличии противоречий в нормативных
правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятых в
разные периоды; 14) информацию о наличии ошибок юридико-технического
характера в нормативных правовых актах. III. РЕЗУЛЬТАТЫ
МОНИТОРИНГА 19. Профильный комитет Думы на основании анализа
полученной информации, отчетов, заключений по результатам проведения
контрольных, экспертных и экспертно-аналитических мероприятий, замечаний и
предложений органов исполнительной власти Томской области, органов местного
самоуправления муниципальных образований Томской области и иных поступивших
замечаний и предложений готовит и рассматривает на своем заседании информацию о
результатах мониторинга. 20. Информация профильного комитета
Думы о результатах мониторинга включает в себя: 1) краткую характеристику предмета регулирования
нормативного правового акта, основания проведения мониторинга, источники, объем
и содержание полученной информации; 2) информацию о выявленных проблемах, связанных с
применением нормативного правового акта: а) о несоответствиях нормативного правового акта
законодательству Российской Федерации и законодательству Томской области; б) об отсутствии подзаконных нормативных правовых
актов и иных правовых актов, направленных на реализацию нормативного правового
акта, в отношении которого проведен мониторинг; в) о наличии норм, имеющих неоднозначное понимание со
стороны правоприменителей, выявленных в результате мониторинга на основании
обращений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления
муниципальных образований Томской области, судебной практики или данных
социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения; г) об иных проблемах, связанных с применением
нормативного правового акта, выявленных по показателям, определенным настоящим
Положением; 3) оценку эффективности реализации нормативного правового
акта; 4) предложения по внесению изменений в
законодательство Российской Федерации; 5) предложения по внесению изменений в нормативные
правовые акты; 6) предложения по устранению выявленных
коррупциогенных факторов; 7) рекомендации исполнительным органам государственной
власти Томской области, органам местного самоуправления муниципальных
образований Томской области по разработке нормативных правовых актов,
предусмотренных законом области, либо внесению в них изменений; 8) иные предложения, основанные на результатах
мониторинга, направленные на совершенствование действия нормативного правового
акта и принятых на основании его иных нормативных правовых актов. 21. Результаты мониторинга, проведенного комитетами
Думы, утверждаются постановлениями Думы. Подготовка проектов постановлений Думы о результатах
мониторинга осуществляется комитетами Думы, проводившими соответствующий
мониторинг. Проект содержит поручения, информацию об исполнителях и сроках
исполнения, а также рекомендации и (или) предложения: 1) о внесении в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной
инициативы Думы проекта федерального закона; 2) об обращении Думы в федеральные органы
государственной власти по вопросам, выявленным в процессе мониторинга; 3) о разработке и принятии нормативных правовых актов
(правовых актов) и муниципальных нормативных правовых актов, предусмотренных
законами области; 4) об устранении нарушений законов Томской области и
иных нормативных правовых актов, выявленных в ходе мониторинга; 5) о проведении разъяснительных и информационных
мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации законов Томской
области; 6) иные предложения, направленные на совершенствование
нормативных правовых актов, основанные на результатах мониторинга. По результатам проведения мониторинга комитеты Думы
при необходимости разрабатывают проекты законов области, постановлений Думы. 22. Комитеты Думы в пределах своих полномочий
осуществляют контроль за реализацией предложений, поручений, иных положений,
предусмотренных постановлением Думы о результатах мониторинга. 23. Результаты мониторинга учитываются при
формировании проекта плана законотворческой деятельности Думы. 24. Постановление Думы о результатах мониторинга размещается на официальном сайте
Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|