РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
16.11.1998 N 27-ОЗ
Утратил силу - Закон Томской
области от 06.04.2009 г. N 47-ОЗ
О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав
(В редакции Законов Томской области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ;
от 04.10.2002 г. N 75-ОЗ; от 09.09.2005 г. N 149-ОЗ;
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ; от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 23.10.1998 № 166
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации определяет систему профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, регулирует
деятельность заинтересованных государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений и иных организаций в этой
области. (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе указанные ниже понятия и термины имеют
следующее значение:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- система социальных, правовых, педагогических и иных мер,
направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении; (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
девиантное поведение - отклоняющееся поведение, противоречащее
принятым в обществе правовым нормам; группа социального риска -
любое микросоциальное сообщество (группа), способствующее развитию
и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних, а
также несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению;
несовершеннолетние - лица, не достигшие 18-летнего возраста;
областная система профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних - система государственных органов, органов
местного самоуправления и учреждений, занимающихся на территории
Томской области профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защитой их прав; (В редакции Закона Томской
области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
коррекция (психолого-педагогическая коррекция)- совокупность
специальных психолого-педагогических воздействий на личность
ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения,
деятельности и самосознания.
Статья 2. Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защита их прав - вид деятельности, направленный
на максимальное обеспечение социальной справедливости и законности
интересов несовершеннолетних, создание условий для более полного
включения несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе
государства, в социально-экономическую и культурную жизнь общества,
способствующую процессу развития личности, получению образования,
предупреждению правонарушений.
Ее организационной основой является областная программа
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав, утверждаемая Государственной Думой Томской области.
Статья 3. Правовая основа деятельности областной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав
Правовую основу деятельности областной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы
международного права, федеральные законы и указы Президента
Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Томской области,
настоящий Закон, иные законы и правовые акты органов
государственной власти и местного самоуправления Томской области, а
также международные правовые акты о правах ребенка,
ратифицированные Российской Федерацией. (В редакции Законов
Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ; от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Статья 4. Субъекты системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории Томской области являются: комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и
попечительства, органы управления социальной защитой населения,
органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы
управления здравоохранением, органы службы занятости, органы
внутренних дел, а также создаваемые ими учреждения, осуществляющие
отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Наряду с органами и учреждениями, указанными в пункте 1
настоящей статьи, в индивидуальной профилактической работе с
несовершеннолетними в пределах своей компетенции участвуют органы и
учреждения досуга, спорта, туризма, а также иные органы, учреждения
и организации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и (или) Томской области. (В редакции Закона Томской
области от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
(Статья в редакции Закона Томской области
от 04.10.2002 г. N 75-ОЗ)
Статья 5. Права несовершеннолетних
Основные права несовершеннолетних предусмотрены международными
правовыми актами, Конституцией Российской Федерации и нормами
действующего федерального законодательства.
В Российской Федерации несовершеннолетний имеет право на:
- жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
- защиту чести и достоинства;
- свободу слова, совести, религии и вероисповедания;
- свободное выражение своих взглядов, убеждений и мнений;
- свободу ассоциаций и мирных собраний;
- образование;
- труд и отдых;
- свободу творчества;
- социальную защиту, включая социальное обеспечение;
- свободу передвижения и выбора места жительства;
- жилище;
- охрану здоровья и медицинскую помощь;
- судебную защиту и индивидуальную юридическую помощь;
- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной власти или их должностных
лиц.
Перечисление прав не должно толковаться как отрицание или
умаление других общепризнанных прав несовершеннолетних, а также
установленных настоящим Законом специальных прав отдельных
категорий несовершеннолетних, чьи возможности осуществления
принадлежащих им прав ограничены по состоянию здоровья или в силу
конкретных социальных условий.
Защита прав несовершеннолетних осуществляется системой органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также
учреждений в пределах их компетенции. (В редакции Закона Томской
области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 6. Задачи в области профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
Основными задачами областной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
являются:
- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних,
оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав и законных
интересов во всех сферах жизнедеятельности;
- оказание помощи семье, отдельным гражданам, должностным
лицам, организациям и общественным объединениям по вопросам
предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(В редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- выявление и пресечение случаев жестокого обращения с
несовершеннолетними;
- раннее выявление нарушений в поведении несовершеннолетних и
устранение обстоятельств, приводящих к таким нарушениям;
- создание условий для осуществления диагностических и
реабилитационных мер для несовершеннолетних, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции и адаптации;
- социально-бытовое устройство несовершеннолетних, оказавшихся
в сложной жизненной ситуации;
- проведение профилактической работы с родителями (опекунами,
попечителями), систематически не выполняющими своих обязанностей по
содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;
- выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, вовлечения их в преступную или иную
противоправную деятельность;
- психолого-медико-педагогическая и социальная коррекция
несовершеннолетних с девиантным поведением;
- выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и
правонарушениям несовершеннолетних, и принятие мер к их устранению.
Раздел 2. Органы и учреждения областной системы профилактики
Статья 7. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(В редакции Закона Томской области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ)
Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав направлена на защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних. Основными задачами комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав являются: (В редакции Закона
Томской области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ)
- организация работы по предупреждению безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- объединение усилий и координация деятельности субъектов,
входящих в областную систему профилактики;
- оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении
нарушенных прав и законных интересов во всех сферах
жизнедеятельности;
- определение форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства;
- осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и
обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных
интересов в государственных и негосударственных учреждениях;
- рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и
применение к ним мер воздействия, предусмотренных законом;
- рассмотрение дел в отношении родителей (лиц, их заменяющих),
уклоняющихся от воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих
родительскими правами, применение к ним мер воздействия,
предусмотренных законодательством.
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
составляют областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав, районные (городские) и иные комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. (В редакции Законов
Томской области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ; от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ;
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
создается при Губернаторе Томской области. Нижестоящие комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав создаются соответственно
при районных (городских), районных в городе администрациях,
администрациях иных поселений. (В редакции Закона Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Комиссии по делам несовершеннолетних могут быть созданы при
органах местного самоуправления поселений, расположенных на
значительном удалении от административных центров, по решению
указанных органов в случае их наделения государственными
полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав. (В редакции Закона
Томской области от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Часть. (Утратила силу - Закон Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
создаваемые при органах местного самоуправления поселений, имеют
права и обязанности районных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав, за исключением права рассмотрения дел об
административных правонарушениях. (В редакции Законов Томской
области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ; от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ;
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
В состав комиссий на постоянной основе входят: ответственный
секретарь, специалисты, имеющие юридическое, педагогическое или
иное высшее образование, опыт работы с несовершеннолетними.
(В редакции Закона Томской области от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Порядок создания, полномочия и формы деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав определяются
законодательством Российской Федерации и Томской области. (В
редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для
исполнения государственными органами, органами местного
самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными
лицами и гражданами. (В редакции Законов Томской области
от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ; от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 8. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной
власти Томской области. Вопросы организации и деятельности
указанных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и
попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей,
определяются настоящим Законом, иными законами Томской области в
соответствии с семейным и гражданским законодательством. (В
редакции Закона Томской области от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье;
- защита личных, имущественных и жилищных прав и интересов
несовершеннолетних, в том числе в судах.
Статья 9. Центр социально-психологической помощи для детей и
подростков
В соответствии с федеральным законодательством, с целью
всемерно способствовать решению задачи социальной защищенности
несовершеннолетних, их адаптации в социальной среде могут
создаваться Центры социально-психологической помощи для детей и
подростков.
Основными задачами Центра являются:
-консультирование несовершеннолетних, их родителей, опекунов,
попечителей по психологическим проблемам, коррекция, включая
оказание психотерапевтической помощи;
- психопрофилактическая работа с несовершеннолетними и в их
семьях;
-социально-реабилитационная помощь дезадаптированным
несовершеннолетним и их семьям;
- правовое просвещение несовершеннолетних, оказание им, их
родителям, опекунам, попечителям юридической помощи по вопросам
защиты прав несовершеннолетних;
- информационно-исследовательская деятельность в отношении
групп социального риска;
- методическая работа, повышение квалификации и переподготовка
работников государственной системы защиты прав несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и правонарушений.
Исходя из существующих возможностей, на основе тесного
взаимодействия с органами и учреждениями здравоохранения,
образования, культуры, службы занятости населения, по делам
молодежи Центр может также решать и другие задачи.
Несовершеннолетние пользуются услугами Центра на добровольной
основе по собственной инициативе, а также по инициативе родителей,
опекунов, попечителей, по направлению органов и учреждений
областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав с согласия родителей, опекунов,
попечителей. (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Центр является юридическим лицом и действует на основе типового
Положения о Центре, утвержденного постановлением Губернатора
Томской области. (В редакции Закона Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
Статья 10. Органы управления здравоохранением и учреждения
здравоохранения (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Основными задачами органов и учреждений здравоохранения
являются:
- пропаганда здорового образа жизни; профилактика алкоголизма,
наркомании и токсикомании, венерических заболеваний и абортов;
- патронаж новорожденных до одного года, охрана здоровья и
профилактические осмотры несовершеннолетних (детская поликлиника,
отделение, другие поликлинические учреждения);
- обследование, сроком не более одного месяца, новорожденных,
лишенных попечения родителей, с последующим их устройством в
учреждения здравоохранения (детская больница, дом ребенка);
- выхаживание, динамическое наблюдение и развитие
несовершеннолетних раннего возраста (в том числе с недостатками
умственного и физического развития), оставшихся без попечения
родителей, или родители которых по уважительным причинам не могут
заниматься воспитанием ребенка;
- оказание специализированной диагностической, лечебной,
реабилитационной помощи несовершеннолетним с психическими
расстройствами, (психоневрологический диспансер, психиатрическая
больница), употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные
одурманивающие средства (наркологический диспансер), а также
несовершеннолетних, имеющих кожно-венерологические заболевания,
передаваемые половым путем; выявление источников заболевания,
оказание консультативной помощи родителям несовершеннолетних,
проходящих соответствующее лечение (психиатрическая больница,
кожно-венерологический диспансер, наркологический диспансер); (В
редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- проведение всех видов психиатрических экспертиз в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации
(психоневрологический диспансер, психиатрическая больница);
- обследование, выявление, наблюдение и лечение
несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические
или иные одурманивающие средства (наркологический диспансер);
- выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем,
среди несовершеннолетних, обследование и лечение (кожно-
венерологический диспансер, отделение, стационар);
- иные задачи, предусмотренные действующим законодательством.
(Дополнен - Закон Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Учреждение здравоохранения обязано немедленно информировать
соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав о каждом случае нарушения прав несовершеннолетних в порядке,
предусмотренном действующим законодательством. (В редакции
Законов Томской области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ;
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 11. Образовательные учреждения
Общеобразовательные учреждения общего образования,
образовательные учреждения начального профессионального, среднего
профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них:
оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы
в обучении;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях,
принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
обеспечивают организацию в образовательных учреждениях
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов
и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляют иные меры по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с
действующим законодательством.
(Часть в редакции Закона Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
В образовательных учреждениях могут создаваться психологические
службы.
Психологическая служба образовательного учреждения:
- способствует постановке и решению задач гуманизации
психолого-педагогического процесса воспитания и развития личности;
- осуществляет профилактическую деятельность в образовательных
учреждениях среди детей и подростков, направленную на
предотвращение дезадаптации;
- способствует гармонизации социально-психологического климата
в образовательных учреждениях;
- оказывает психологическую помощь при работе педагогического
коллектива с семьей;
- обеспечивает психологическую поддержку при выборе жизненного
пути и профессиональной карьеры;
- определяет факторы, вызывающие отклонения в развитии
личности, условия профилактики и формы коррекции подобных
отклонений.
Статья 12. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (В редакции Закона Томской области
от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ)
В учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения (в том
числе детские дома семейного типа), лечебные учреждения, учреждения
социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) при
отсутствии возможности передачи на воспитание в семью (на
усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную
семью) принимаются: (В редакции Закона Томской области
от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ)
- дети-сироты;
- абзац; (Утратил силу - Закон Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены,
признаны недееспособными, находятся на длительном лечении,
местонахождение которых не установлено;
- дети одиноких матерей (отцов), малообеспеченных семей,
беженцев, вынужденных переселенцев; дети из семей, пострадавших от
стихийных бедствий и временно не имеющих постоянного места
жительства, нуждающихся в государственной помощи; а также дети лиц,
обратившихся за статусом беженцев (сроком до одного года);
- дети, лишенные родительского попечения по иным причинам.
Статья 13. Специальные учебно-воспитательные учреждения органов
управления образованием для несовершеннолетних, нуждающихся в
особых условиях воспитания (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления
образованием призваны обеспечить психолого-медико-педагогическую и
социальную реабилитацию несовершеннолетних, включая коррекцию их
поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для
получения ими начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и начального профессионального образования. (В
редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
К специальным учебно-воспитательным учреждениям органов
управления образованием для несовершеннолетних, нуждающихся в
особых условиях воспитания, относятся: (В редакции Закона Томской
области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- специальная общеобразовательная школа;
- специальное профессиональное училище;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и
специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении, совершивших общественно- опасные деяния;
(В редакции Закона Томской области от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
- другие виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
особых условиях воспитания.
Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления
образованием могут быть открытого и закрытого типа, создаются
учредителем (учредителями) в установленном порядке. (В редакции
Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания
и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих
специального педагогического подхода, на основании постановления
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их
родителей или иных законных представителей. (В редакции Закона
Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних в
возрасте от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния,
предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых
условиях воспитания и обучения и требующих специального
педагогического подхода.
Срок, порядок и условия нахождения несовершеннолетних в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
определяются федеральным законодательством и Положением об этих
учреждениях.
Специальные учреждения осуществляют образовательную,
воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность в
соответствии с Положением о специальном учебно-воспитательном
учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
Статья 14. Органы управления социальной защитой населения и
учреждения органов управления социальной защитой населения
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах
своей компетенции:
- организуют профилактическую деятельность по предупреждению
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и их родителями или иными законными
представителями, не исполняющими свои обязанности по воспитанию,
содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющими на их
поведение либо жестоко обращающимися с ними; (В редакции Закона
Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- контролируют деятельность учреждений социального обслуживания
семьи и детей;
- внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих
социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные
методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждения социального обслуживания (центры социальной
помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи
населению, центры экстренной психологической помощи и иные,
создаваемые для этих целей учреждения) в соответствии с их уставами
или положениями о них:
- выявляют и ведут учет детей, находящихся в социально опасном
положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых
нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную
реабилитацию этих лиц;
- предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним,
находящимся в социально опасном положении или в иной трудной
жизненной ситуации, и их семьям медико-социального,
социально-психологического, социально-педагогического, правового
характера, направленные на преодоление сложных жизненных ситуаций;
- участвуют в работе по профилактике безнадзорности
несовершеннолетних, защите их прав;
3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры
помощи детям, оставшимся без попечения родителей), в соответствии с
их уставами или положениями о них:
- совместно с другими органами системы профилактики
осуществляют мероприятия по выявлению безнадзорных детей,
нуждающихся в экстренной социальной помощи, устранению причин и
условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;
- обеспечивают временное проживание на полном государственном
обеспечении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, осуществляют их социальную реабилитацию;
- организуют медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам;
- способствуют оздоровлению межличностных отношений
несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в
коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, снятию
психотравмирующих ситуаций, содействуют возвращению
несовершеннолетних в семьи;
- содействуют несовершеннолетним в профессиональной ориентации
и получении специальности, образования;
- включают несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой
деятельности, проводимой в учреждениях и за его пределами, с учетом
возрастных и физиологических особенностей;
- уведомляют родителей несовершеннолетних или иных законных
представителей о помещении несовершеннолетних в указанные
учреждения; (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
- оказывают социальную, психологическую и иную помощь
несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в
ликвидации трудной жизненной ситуации;
- содействуют органам опеки и попечительства в дальнейшем
устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивают защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Специализированные учреждения создаются по решению органов
исполнительной власти области и находятся в ведении соответствующих
органов социальной защиты населения. (В редакции Закона Томской
области от 09.09.2005 г. N 149-ОЗ)
(Статья в редакции Закона Томской области
от 04.10.2002 г. N 75-ОЗ)
Статья 15. Органы и учреждения государственной службы занятости
Органы и учреждения государственной службы занятости населения
области содействуют реализации прав несовершеннолетних на труд и
свободу выбора вида занятости в условиях рыночной экономики и
многообразия форм собственности, обучают профессии (специальности),
повышают их квалификацию, оказывают помощь в трудоустройстве
несовершеннолетних, реализуют иные задачи в соответствии с
действующим законодательством. (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Совместно с органами образования, комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав и органами внутренних дел
органы и учреждения службы занятости ведут учет несовершеннолетних,
оставивших учебу, привлекают несовершеннолетних к труду путем
развития различных форм самостоятельной производственной и
предпринимательской деятельности. (В редакции Закона Томской
области от 04.05.2001 г. N 51-ОЗ)
Статья 16. Подразделения милиции общественной безопасности по
делам несовершеннолетних (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Подразделения милиции общественной безопасности по делам
несовершеннолетних: (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
1) предупреждают преступления и административные правонарушения
несовершеннолетних, содействуют их раскрытию в процессе проведения
профилактической работы;
2) проводят профилактическую работу и принимают установленные
законом меры воздействия в отношении несовершеннолетних:
- осужденных к лишению свободы условно, а также к мерам
наказания, не связанным с лишением свободы;
- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной
ответственности в связи с применением принудительных мер
воспитательного воздействия либо административного взыскания, или
вследствие акта амнистии;
- совершивших общественно опасные деяния до достижения
возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под
стражу в период предварительного следствия;
- в отношении освобожденных из мест лишения свободы;
- вернувшихся из закрытых специальных учебно-воспитательных
учреждений;
- систематически совершающих правонарушения, влекущие меры
административного взыскания;
- злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими или
иными средствами, вызывающими одурманивание; а также родителей
(лиц, их заменяющих), имеющих детей, перечисленных в настоящей
статье, в случаях, если они злостно не выполняют обязанностей по
воспитанию несовершеннолетних и (или) своим поведением способствуют
совершению ими правонарушений;
3) рассматривают заявления и сообщения о правонарушениях
несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, и принимают по ним решения в
соответствии с законодательством, а также осуществляют иные
полномочия, предусмотренные действующим законодательством. (В
редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
При проведении профилактической работы обеспечивается
соблюдение конституционных прав несовершеннолетних, их родителей,
опекунов, попечителей. Порядок, формы и методы проведения
профилактической работы, права и обязанности сотрудников, условия
формирования указанных подразделений определяются нормативными
актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. При
проведении профилактической работы требования сотрудников
подразделений милиции общественной безопасности по делам
несовершеннолетних, предъявляемые в пределах их прав, обязательны
для исполнения должностными лицами и гражданами. (В редакции Закона
Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 17. Центр временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей милиции общественной безопасности (В редакции
Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Центр временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей является подразделением милиции общественной
безопасности. Нормативы штатной численности центра временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются
Министерством внутренних дел Российской Федерации. (В редакции
Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 18. Исправительные учреждения для несовершеннолетних,
осужденных к лишению свободы
Порядок отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения
свободы определяется Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
Исправительные учреждения исполняют свою деятельность на основе
принципов законности, гуманизма и уважения прав человека,
обеспечивают исполнение уголовного наказания с целью предупреждения
новых преступлений и подготовки несовершеннолетних к жизни на
свободе.
Основными задачами работы исправительных учреждений являются:
- создание условий для социально-психологической реабилитации,
осуществление лечебно-профилактических мероприятий;
- создание условий для получения общего, основного и
профессионального образования.
Статья 19. Психолого-медико-педагогические комиссии
(консультации)
Для диагностики физических и (или) психических недостатков у
детей, определения их специальных образовательных потребностей, а
также для консультирования родителей по всем вопросам, связанным с
физической и (или) психической недостаточностью детей, создаются
постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические
комиссии (консультации).
Основными задачами психолого - медико - педагогических комиссий
являются:
- осуществление комплексной психолого- медико- педагогической
диагностики детей и подростков до 18 лет по определению форм и
содержания их воспитания и обучения в соответствии с их
психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями;
- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию помощи
детям и подросткам дальнейшей психолого-медико- педагогической
помощи, организации их последующего обучения и воспитания в
учреждениях системы образования и социальной защиты населения;
- уточнения диагноза ребенка, а также психолого -медико-
педагогических рекомендаций в связи с изменением его состояния и
целесообразностью перевода из одного типа детского учреждения в
другой;
- оказание консультационно - методической помощи семьям,
педагогам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам и
организациям по вопросам обучения, воспитания, лечения, социально-
трудовой адаптации и реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в
поведении; (В редакции Закона Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
- осуществление коррекционно-педагогической работы с детьми и
подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных и возрастных
особенностей;
- участие в совместной работе со специалистами служб
образования, здравоохранения и социальной защиты населения,
общественными и религиозными организациями по раннему выявлению
детей с различными проблемами в развитии, нуждающихся в
специализированной помощи;
- учет обследованных детей и подростков и внесение в
соответствующие государственные и муниципальные органы предложений
по комплектованию и развитию сети детских реабилитационных
учреждений;
- координационно-методическая помощь районным и городским
психолого-медико-педагогическим и социальным службам;
- участие в работе по повышению уровня знаний населения о
причинах возникновения отклонений в развитии детей и подростков,
необходимости оказания им психолого-медико-педагогической помощи.
Психолого-медико-педагогическая комиссия действует на основе
Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях.
В состав психолого-медико-педагогических комиссий в
обязательном порядке входят:
- психолог;
- врачи: психиатр, невропатолог, хирург-ортопед, сурдолог,
окулист, терапевт (педиатр);
- специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;
- юрист;
- представители соответствующих органов управления образования,
здравоохранения, социальной защиты населения.
Направление несовершеннолетних на психолого-медико-
педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей,
опекунов, попечителей, а также с согласия родителей, опекунов,
попечителей по инициативе органов и учреждений образования,
здравоохранения, социальной защиты населения.
Учреждения здравоохранения с согласия родителей направляют в
психолого-медико-педагогическую комиссию ребенка при установлении у
него явных признаков физического и (или) психического недостатка
(недостатков) для определения его специальных образовательных
потребностей и адекватных условий обучения, воспитания.
Результаты обследования несовершеннолетнего обсуждаются с
родителями, опекунами, попечителями и отражаются в заключении
психолого-медико-педагогической комиссии, которое является
основанием для направления детей, при наличии согласия родителей, в
специальные образовательные учреждения, организации обучения на
дому или интегрированного обучения. Члены
психолого-медико-педагогической комиссии обязаны соблюдать
конфедициальность заключения.
В случае несогласия родителей с заключением психолого-медико-
педагогической комиссии по их заявлению соответствующим психолого-
медико-педагогическим центром проводится повторная экспертиза.
Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде в
порядке гражданского судопроизводства.
Раздел 3. Иные органы, учреждения и негосударственные организации,
осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав (В
редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 20. Органы и учреждения культуры, физической культуры,
спорта и туризма. Средства массовой информации
Органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и
туризма, средства массовой информации области в пределах своей
компетенции оказывают содействие несовершеннолетним в реализации
прав на свободу творчества, осуществлении культурной деятельности,
занятиях физической культурой, спортом и туризмом, удовлетворении
духовных потребностей и приобщении к ценностям отечественной и
мировой культуры,развитии досуга, отдыха и спорта.
Средства массовой информации принимают участие в объективном
освещении вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, не допускают распространения информации и
материалов:
- поощряющих физическое, сексуальное, психологическое насилие;
- пропагандирующих аморальность, пристрастие к употреблению
алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
- вызывающих пренебрежение к закону и социально приемлемым
нормам поведения, враждебное отношение к окружающим, расовую и
религиозную нетерпимость.
Статья 21. Органы и учреждения по делам молодежи
Органы и учреждения по делам молодежи участвуют в областной
системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав путем организации досуга,
занятости несовершеннолетних, развития у них гражданственности и
патриотизма, удовлетворения их социально значимых потребностей,
оказания несовершеннолетним помощи в конфликтных ситуациях.
Учреждения по делам молодежи (центры разного профиля,
молодежные биржи труда, приюты для подростков и молодежи и т.п.)
создаются по решению органов исполнительной власти области и
местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих
комитетов (отделов) по делам молодежи, которые определяют виды
учреждений и их задачи в защите прав несовершеннолетних.
Статья 22. Негосударственные организации (В редакции Закона
Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Общественные объединения, ассоциации, фонды, профсоюзы,
религиозные конфессии и иные негосударственные организации,
расположенные на территории области, в соответствии с Уставом и
положениями, определяющими их деятельность, участвуют в
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав путем взаимодействия с государственными органами и
учреждениями профилактики, подготовке предложений по
совершенствованию областной системы профилактики, благотворительной
деятельности, а также индивидуальной профилактической работе с
несовершеннолетними, их семьями.
Раздел 4. (Утратил силу - Закон Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Раздел 5. Обеспечение деятельности областной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(В редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Финансовое обеспечение органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного
бюджета в соответствии с установленным порядком финансирования
деятельности указанных органов и учреждений. Дополнительными
источниками финансирования могут быть благотворительные взносы,
добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не
запрещенные законодательством Российской Федерации.
Деятельность, связанная с перевозкой в пределах территории
Томской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей,
детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и
иных детских учреждений, осуществляется за счет средств областного
бюджета.
Порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной
с перевозкой в пределах территории Томской области
несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов,
школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских
учреждений, определяется Администрацией Томской области.
(Статья в редакции Закона Томской области
от 09.09.2005 г. N 149-ОЗ)
Статья 26. (Утратила силу - Закон Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 27. (Утратила силу - Закон Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 28. Кадровое обеспечение областной системы профилактики
На работу в органы и учреждения областной системы профилактики
принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим
деловым, личным и нравственным качествам, а также по образованию и
состоянию здоровья выполнять служебные обязанности, в соответствии
с ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок
приема граждан на работу. (В редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Не могут быть приняты на работу в учреждения областной системы
профилактики граждане, признанные в судебном порядке
недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие судимость.
(В редакции Закона Томской области от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Раздел 6. Контроль и надзор за деятельностью областной системы
профилактики
Статья 29. Контроль и надзор за деятельностью органов и
учреждений областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
1. Контроль за деятельностью органов и учреждений областной
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется Государственной Думой Томской
области и Администрацией Томской области в пределах их компетенции
и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации,
Уставом (Основным Законом) области и другими нормативными правовыми
актами области.
2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений
областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их
должностными лицами.
3. (Утратила силу - Закон Томской области
от 12.05.2008 г. N 86-ОЗ)
(Статья в редакции Закона Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Статья 30. (Утратила силу - Закон Томской области
от 13.03.2006 г. N 31-ОЗ)
Глава Администрации (Губернатор) В.М.Кресс