Расширенный поиск
Закон Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗЗАКОН О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Постановления Государственной Думы Томской области от 30.01.2003 г. N 477; Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; от 06.07.2007 г. N 122-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ; Законов Законодательной Думы Томской области от 08.11.2011 г. N 292-ОЗ; от 09.02.2012 г. N 9-ОЗ; Законов Томской области от 12.08.2013 г. N 146-ОЗ; от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) Принят постановлением Томской Государственной Думы от 21.02.2002г. N 49 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона 1. Настоящий Закон определяет в соответствии с Уставом (Основным Законом) Томской области виды нормативных правовых актов Томской области, порядок осуществления нормотворческой деятельности Законодательной Думой Томской области, Губернатором Томской области, Администрацией Томской области, иными исполнительными органами государственной власти Томской области, устанавливает порядок подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов Томской области, их принятия, вступления в силу, их действия и толкования. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Томской области. Статья 2. Определение основных понятий настоящего Закона В целях настоящего Закона применяются следующие понятия: нормативный правовой акт Томской области (далее - нормативный правовой акт области) - официальный документ, принятый (изданный) на областном референдуме либо нормотворческим органом государственной власти Томской области в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, действующих независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом; закон Томской области - принятый Законодательной Думой Томской области или населением на областном референдуме в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Томской области нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения; (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) нормотворческие органы государственной власти Томской области (далее - нормотворческие органы области) - Законодательная Дума Томской области, Губернатор Томской области, Администрация Томской области, иные исполнительные органы государственной власти Томской области. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Статья 3. Содержание нормотворческой деятельности органов государственной власти Томской области В рамках нормотворческой деятельности органов государственной власти Томской области осуществляются: 1) прогнозирование нормотворчества; 2) планирование нормотворческих работ; 3) подготовка проектов нормативных правовых актов области; 4) экспертиза проектов нормативных правовых актов области; 4-1) оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;(Пункт дополнен - Закон Томской области от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) 5) рассмотрение и принятие нормативных правовых актов соответствующим нормотворческим органом области; 6) опубликование нормативных правовых актов области; 7) толкование нормативных правовых актов области; 8) систематизация и учет нормативных правовых актов области. 9) экспертиза нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.(Пункт дополнен - Закон Томской области от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) Статья 4. Эффективность нормотворческой деятельности 1. Нормотворческие органы области обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей нормотворческой деятельности. 2. Эффективность нормотворческой деятельности обеспечивается качеством, законностью и своевременностью принятия (изменения либо отмены) нормативных правовых актов области. Глава 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ Статья 5. Система нормативных правовых актов области 1. Систему нормативных правовых актов области образуют: 1) законодательные акты: Устав (Основной Закон) Томской области, кодексы Томской области и иные законы Томской области; 2) подзаконные нормативные правовые акты: постановления Законодательной Думы Томской области, имеющие нормативный характер; постановления Губернатора Томской области; постановления Администрации Томской области; приказы иных исполнительных органов государственной власти Томской области; (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 3) нормативные договоры Томской области. Порядок утверждения заключения и расторжения договоров Томской области определяется законом области. 2. Нормативные правовые акты области составляют законодательство Томской области. Статья 6. Устав (Основной Закон) Томской области, законы Томской области 1. Устав (Основной Закон) Томской области является основным законом области, устанавливающим основополагающие нормы осуществления народовластия на территории области, определяющим административно-территориальное устройство области, порядок формирования и взаимодействия органов государственной власти области, основы организации органов местного самоуправления, правовую и финансово - экономическую основу их деятельности, формы непосредственной демократии, а также закрепляющим иные основные положения в соответствии с действующим законодательством. Устав (Основной Закон) Томской области имеет прямое действие на всей территории Томской области. Принятие, вступление в силу, внесение изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Томской области осуществляются в особом предусмотренном им порядке. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Уставу (Основному Закону) Томской области. В случае противоречия Уставу (Основному Закону) Томской области законов и иных нормативных правовых актов области действуют нормы Устава (Основного Закона) Томской области. 2. Значительные по объему законы Томской области могут приниматься в форме кодексов Томской области. Кодекс Томской области - систематизированный нормативный правовой акт, принимаемый по предметам совместного ведения Pоссийской Федерации и Томской области, по предметам ведения Томской области, содержащий всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. 3. Законы Томской области регулируют наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения и принимаются на областном референдуме или Законодательной Думой Томской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством. (В редакции Законов Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Статья 7. Постановления Законодательной Думы Томской области (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 1. Постановление Законодательной Думы Томской области - подзаконный нормативный правовой акт, принимаемый по вопросам, входящим в компетенцию Законодательной Думы Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Постановления Законодательной Думы Томской области принимаются в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной Думы Томской области в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Статья 8. Нормативные правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 1. Губернатор Томской области, Администрация Томской области в пределах своей компетенции принимают (издают) нормативные правовые акты в форме постановлений. (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 2. Иные исполнительные органы государственной власти Томской области принимают нормативные правовые акты в форме приказов. (В редакции Закона Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ) 3. Нормативные правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области принимаются (издаются) в порядке, установленном Губернатором Томской области в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 4. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Томской области, за исключением нормативных правовых актов Администрации Томской области, могут быть изданы совместно несколькими органами исполнительной власти Томской области или одним из них по согласованию с другими. (Дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 9. Понятие и задачи прогнозирования в нормотворческой деятельности 1. Прогнозирование в нормотворческой деятельности - основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность по получению прогностической информации об основных тенденциях и направлениях дальнейшего развития системы законодательства Томской области и будущем ее состоянии. 2. Основными задачами прогнозирования в нормотворческой деятельности являются: 1) получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития системы законодательства Томской области; 2) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего правового разрешения со стороны органов государственной власти области; 3) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию; 4) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования; 5) определение наиболее целесообразной очередности подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области. 3. Прогнозирование в нормотворческой деятельности осуществляется научными организациями, учеными и специалистами по поручениям нормотворческих органов области. Статья 10. Объекты прогнозирования в нормотворческой деятельности Объектами прогнозирования и прогнозных оценок в нормотворческой деятельности являются: 1) общие закономерности развития системы законодательства Томской области; 2) тенденции развития отдельных отраслей (блоков) законодательства Томской области; 3) тенденции развития отдельных правовых институтов; 4) тенденции и перспективы действия отдельных законов и иных нормативных правовых актов области, отдельных глав, разделов, статей, правовых норм нормативных правовых актов области. Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 11. Плановая основа в нормотворческой деятельности 1. В целях создания единой системы законодательства, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории Томской области нормотворческая деятельность органов государственной власти области осуществляется на плановой основе. 2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого органа области. 3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет). 4. В целях оперативного руководства нормотворческой деятельностью соответствующими нормотворческими органами области могут разрабатываться ежеквартальные, полугодовые планы-графики подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области. 5. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Статья 12. Планы подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 1. Планы подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области разрабатываются с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждаются Законодательной Думой Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области определяется Регламентом Законодательной Думы Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 3. Законодательная Дума Томской области информирует Губернатора Томской области об утвержденных планах подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области в течение 10 дней со дня их утверждения. (В редакции Законов Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Статья 13. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области разрабатываются с учетом предложений структурных подразделений Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и групп граждан, собрание которых оформлено в установленном порядке. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Разработка, рассмотрение и утверждение планов подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области осуществляется в порядке, установленном Губернатором Томской области. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 3. Проекты законов Томской области, иных нормативных правовых актов, представляемые Губернатором Томской области в Законодательную Думу Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы, включаются в планы подготовки проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частями 1, 2 настоящей статьи. (В редакции Законов Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 4. Губернатор Томской области информирует Законодательную Думу Томской области об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области в течение 10 дней со дня их утверждения. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Глава 5. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ Статья 14. Порядок подготовки проекта нормативного правового акта области 1. Подготовка текста проекта нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом, должностным лицом, иными субъектами, на которые возложена обязанность или которым предоставлено право подготовки проекта соответствующего нормативного правового акта. Для подготовки текста проекта нормативного правового акта могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в их работе депутатов Законодательной Думы Томской области, ученых и иных специалистов. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Подготовка текста проекта нормативного правового акта осуществляется с соблюдением установленных антикоррупционных стандартов нормотворческой деятельности.(Абзац дополнен - Закон Законодательной Думы Томской области от 08.11.2011 г. N 292-ОЗ) 2. Подготовленный проект нормативного правового акта проходит согласование со всеми заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном регламентом работы соответствующего органа. В обязательном порядке документ направляется на правовую экспертизу в юридическую службу соответствующего органа. 2.1. Подготовленный проект нормативного правового акта области, затрагивающий вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежит оценке регулирующего воздействия. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области определяется Администрацией Томской области. Исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, определяется Губернатором Томской области. (Часть дополнена - Закон Томской области от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) 3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проект нормативного правового акта направляется на экологическую, иные обязательные экспертизы. 3.1. В отношении нормативных правовых актов области и их проектов проводится антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном законодательством. (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; Закона Томской области от 12.08.2013 г. N 146-ОЗ) 3.2. В случаях и порядке, определенных законами Томской области, Регламентом Законодательной Думы Томской области и постановлениями Губернатора Томской области, проекты нормативных правовых актов области направляются в Контрольно-счетную палату Томской области для проведения финансово-экономической экспертизы. (Часть дополнена - Закон Законодательной Думы Томской области от 09.02.2012 г. N 9-ОЗ) 4. Подготовленный проект нормативного правового акта направляется уполномоченному на его принятие органу в порядке, предусмотренном регламентом работы соответствующего органа. 5. Порядок подготовки законов и иных нормативных правовых актов Томской области определяется настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним другими законами Томской области, иными нормативными правовыми актами Томской области. (Дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Статья 14-1. Антикоррупционные стандарты нормотворческой деятельности 1. Антикоррупционные стандарты нормотворческой деятельности - установленная научно обоснованная и вытекающая из принципов нормативного регулирования единая система запретов, ограничений и дозволений, применяемых в процессе нормотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, обеспечивающая предупреждение коррупции. 2. Органы государственной власти Томской области, должностные лица органов государственной власти Томской области, являющиеся разработчиками проекта нормативного правового акта Томской области, обеспечивают: 1) отсутствие коллизий между нормами проекта нормативного правового акта Томской области и нормами действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской области; 2) включение в текст проекта нормативного правового акта Томской области сроков принятия предусмотренных им нормативных правовых актов; 3) определенность предусмотренных проектом нормативного правового акта Томской области полномочий органов государственной власти Томской области, прав и обязанностей граждан и юридических лиц; 4) равенство, определенность и выполнимость требований, предъявляемых проектом нормативного правового акта Томской области к гражданам и юридическим лицам; 5) последовательность и полноту регулирования проектом нормативного правового акта Томской области административных процедур; 6) определенность оснований, условий и сроков принятия решений (совершения действий) органами государственной власти Томской области и их должностными лицами в тексте проекта нормативного правового акта Томской области; 7) возможность участия институтов гражданского общества в подготовке и обсуждении проекта нормативного правового акта Томской области; 8) возможность обжалования любого действия (бездействия) и решения лица, замещающего государственную должность Томской области, государственного гражданского служащего Томской области и привлечения его к юридической ответственности. 3. Органы государственной власти Томской области и должностные лица органов государственной власти Томской области при осуществлении нормотворческой деятельности обязаны соблюдать ограничения: 1) на принятие подзаконных нормативных правовых актов Томской области, прямо не предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области; 2) на использование в нормативных правовых актах Томской области норм с относительно определенными и альтернативными санкциями за совершение правонарушений; 3) на установление исключений из общих правил, не являющихся необходимыми и обоснованными. 4. Органам государственной власти Томской области и должностным лицам органов государственной власти Томской области запрещается: 1) разрабатывать и принимать нормативные правовые акты Томской области без проведения экспертизы, в том числе антикоррупционной, в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области; 2) принимать нормативные правовые акты Томской области без учета результатов экспертизы, в том числе антикоррупционной, в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области; 3) включать в тексты нормативных правовых актов Томской области правовые нормы, допускающие неоднозначное их толкование в процессе правоприменения."; 3) часть 1 статьи 23 после слов "ясным литературным языком" дополнить словами "с учетом установленных антикоррупционных стандартов нормотворческой деятельности (Статья дополнена - Закон Законодательной Думы Томской области от 08.11.2011 г. N 292-ОЗ) Статья 15. Подготовка проектов нормативных правовых актов области на договорной основе 1. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов области с научными учреждениям, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами. 2. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку альтернативных проектов нормативных правовых актов области с несколькими учеными, специалистами, организациями. Статья 16. Подготовка проектов нормативных правовых актов области на конкурсной основе 1. Нормотворческий орган области вправе объявить конкурс на подготовку проекта нормативного правового акта области. 2. Порядок проведения конкурса на подготовку проекта закона Томской области, нормативного правового акта Законодательной Думы Томской области определяется положением, утверждаемым Законодательной Думой Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 3. Порядок проведения конкурса на подготовку проекта нормативного правового акта Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области утверждается Губернатором Томской области. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Статья 17. Особенности разработки и принятия пакета нормативных правовых актов области 1. В пакет нормативных правовых актов области включаются проект основного нормативного правового акта, а также проекты нормативных правовых актов, конкретизирующие и развивающие положения проекта основного нормативного правового акта. Нормативные правовые акты, развивающие и конкретизирующие положения проекта основного нормативного правового акта, принимаются, как правило, одновременно с основным проектом. 2. В случае невозможности одновременной подготовки и рассмотрения пакета проектов нормативных правовых актов нормотворческим органом области дается поручение соответствующим органам подготовить и представить на рассмотрение нормотворческого органа области проекты соответствующих актов или подготовить и принять такие акты. Статья 18. Внесение проекта нормативного правового акта области в нормотворческий орган 1. Проект нормативного правового акта Томской области вносится в нормотворческий орган вместе с пояснительной запиской, содержащей в себе обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, развернутую характеристику его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия. В пояснительной записке к законопроекту Томской области могут указываться также его разработчики, перечень органов и организаций, с которыми проект согласован, а также кратко излагаться содержание разногласий при их наличии и мотивированное мнение о них. (Пункт в редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) 2. К проекту нормативного правового акта Томской области прилагаются финансово-экономическое обоснование, если его реализация потребует материальных затрат, иные сведения, необходимые для обоснования вносимых предложений. К проекту нормативного правового акта Томской области, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности также прилагается заключение об оценке регулирующего воздействия. (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; Закона Томской области от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) 3. Проекты законов Томской области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Томской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательной Думой Томской области по представлению Губернатора Томской области либо при наличии его заключения. (В редакции Законов Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 4. При внесении проекта закона области, иного нормативного правового акта в Законодательную Думу Томской области должны соблюдаться требования Регламента Законодательной Думы Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 5. Порядок внесения, рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов Томской области определяется настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним другими законами Томской области, Регламентом Законодательной Думы Томской области, иными нормативными правовыми актами Томской области. (Дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Глава 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ОБЛАСТИ Статья 19. Структура нормативного правового акта 1. Структуру нормативного правового акта образуют, как правило, преамбула, основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения. 2. В преамбуле указываются мотивы и цели принятия нормативного правового акта. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. В постановлениях Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Администрации Томской области преамбула завершается соответствующей постановляющей фразой. (В редакции Законов Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ; от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 3. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта содержит нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения. 4. В заключительных (переходных) положениях законов Томской области указываются порядок вступления закона в силу, а также правовые акты, подлежащие отмене, изменению в связи с принятием закона. В заключительных (переходных) положениях иных нормативных правовых актов области могут указываться нормативные правовые акты, признаваемые утратившими силу в связи с принятием данного нормативного правового акта; необходимость опубликования текста нормативного правового акта; лица, ответственные за исполнение нормативного правового акта. (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Статья 20. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта 1. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта может иметь следующие основные элементы: 1) части; 2) разделы; 3) главы; 4) статьи (пункты); (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) 5) (Исключен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Текст нормативного правового акта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида нормативных правовых актов. 2. В законах Томской области нормы права излагаются в виде статей. В иных нормативных правовых актах нормативные правовые предписания излагаются, как правило, в виде пунктов. 3. Статья (пункт) нормативного правового акта содержит одно или несколько нормативных предписаний. 4. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. Главы нормативного правового акта могут объединяться в разделы. (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Разделы значительного по объему кодифицированного нормативного правового акта (кодекса) могут объединяться в части. 5. Внесение изменений в нормативные правовые акты или их структурные единицы осуществляется самостоятельным нормативным правовым актом. Исключение составляют законопроекты об областном бюджете на соответствующий год и законопроекты о бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц. (Дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Статья 21. Структура статьи (пункта) нормативного правового акта 1. Статья закона Томской области может состоять из частей, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой. 2. В частях статей закона Томской области могут содержаться пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В иных нормативных правовых актах Томской области пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой или арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. 3. В отдельных случаях статьи, части, пункты и подпункты частей в статьях законов Томской области, а также пункты и подпункты иных нормативных правовых актов Томской области, могут подразделяться на абзацы. (Статья в редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Статья 22. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта 1. Разделы, главы, статьи (пункты) нормативного правового акта должны, а части нормативного правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Статьи (пункты) в пределах всего нормативного правового акта должны иметь сквозную нумерацию. 2. Вновь включаемым в текст нормативного правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего. 3. Структурные элементы текста нормативного правового акта, за исключением преамбулы и пунктов нормативного правового акта, могут иметь заголовки. Статья 23. Требования, предъявляемые к тексту нормативных правовых актов области 1. Тексты нормативных правовых актов области излагаются простым и ясным литературным языком. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе (Основном Законе) Томской области. Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в нормативном правовом акте. 2. В текстах нормативных правовых актов допускается использование терминов иностранного происхождения, ставших в русском языке общеупотребительными, допускается также использование новых иностранных терминов, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения. 3. В нормативном правовом акте даются определения вводимых в нем новых юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание. (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) 4. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью нормативного правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему. 5. В нормативных правовых актах Томской области не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. (Дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) 6. В текстах нормативных правовых актов или их проектов не допускается содержание коррупциогенных факторов. (Дополнен - Закон Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Статья 24. Реквизиты нормативных правовых актов области 1. Нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты: а) изображение герба Томской области; б) обозначение вида акта; в) заголовок (наименование) нормативного правового акта; г) место и дата принятия (издания) акта; д) удостоверительная подпись соответствующего должностного лица с указанием должности, инициалов и фамилии должностного лица; (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) е) номер нормативного правового акта. 2. Реквизиты законов области имеют следующие типовые наименования с расположением их в текстах законов: а) в верхней части текста закона посередине помещается изображение герба Томской области и ниже отдельной строкой указывается: "Закон Томской области"; б) индивидуальное наименование закона озаглавливает текст закона и дается после приведенного выше реквизита; в) под индивидуальным наименованием закона указывается дата его принятия Законодательной Думой Томской области (в случае принятия закона области на областном референдуме - указывается дата его принятия на областном референдуме); (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) г) под основным текстом закона указываются должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего текст закона: в левой части - "Губернатор Томской области"; в правой части - инициалы и фамилия Губернатора Томской области; (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) д) текст закона завершается надписью в левой его части о месте и дате подписания Губернатором Томской области с указанием его регистрационного номера. (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Глава 7. НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 25. Задачи научной экспертизы в нормотворческой деятельности Научная экспертиза в нормотворческой деятельности призвана способствовать: 1) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности проектов нормативных правовых актов области; 2) созданию научно обоснованной системы законодательства области; 3) выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, экологических, правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных нормативных правовых актов области. Статья 26. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности 1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта - специальное исследование, производимое учеными и специалистами по поручению нормотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия. 2. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний научная экспертиза в нормотворческой деятельности может быть экономической, финансовой, научно-правовой, научно-технической, экологической, иной. 3. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов области. Статья 27. Проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов области 1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов области осуществляется научными учреждениями или высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. В качестве экспертов проектов законов и иных нормативных правовых актов области не могут выступать депутаты Законодательной Думы Томской области, а также лица, находящиеся на государственной и муниципальной службах. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Проекты нормативных правовых актов области направляются на научную экспертизу руководителем соответствующего нормотворческого органа области. При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам). 3. Сроки проведения научной экспертизы определяются при заключении договора о проведении научной экспертизы нормативного правового акта. Глава 8. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПОДПИСАНИЯ, ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ, ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ Статья 28. Порядок принятия законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 1. Порядок принятия Законодательной Думы Томской области законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области устанавливаются Регламентом Законодательной Думы Томской области в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Требования Регламента Законодательной Думы Томской области, относящиеся к порядку подготовки к рассмотрению, рассмотрения и принятия проектов законов Томской области, иных нормативных правовых актов области обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, граждан. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) Статья 29. Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области утверждается Губернатором Томской области в соответствии с настоящим Законом. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Статья 30. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов области Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов области регулируется Законом Томской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области". Статья 31. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов области 1. Средства массовой информации и издательства вправе опубликовывать нормативные правовые акты области без специального разрешения нормотворческого органа области, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования. 2. При неофициальном опубликовании могут публиковаться отдельные фрагменты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты могут публиковаться в изложении. Глава 9. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Статья 32. Действие нормативных правовых актов области во времени 1. Действие нормативных правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы. 2. Нормативные правовые акты Томской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определенный период времени. Определенным периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых актов области. Статья 33. Обратная сила нормативного правового акта области 1. Действие нормативных правовых актов области, как правило, не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу. 2. Придание нормативному правовому акту области обратной силы не допускается, если: 1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность; 2) нормативный правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет либо ухудшает положение налогоплательщиков; 3) нормативный правовой акт иным образом ухудшает положение субъектов соответствующих правоотношений. Статья 34. Приостановление действия нормативного правового акта области 1. Действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события. 2. Действие нормативного правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым органом, его издавшим. 3. Действие нормативного правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом, наделенным такими правами действующим законодательством. Статья 35. Утрата нормативным правовым актом области юридической силы 1. Нормативный правовой акт области утрачивает юридическую силу в случаях: 1) истечения срока, на который было рассчитано действие нормативного правового акта; 2) признания нормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт; 3) отмены нормативного правового акта органом, принявшим этот акт; 4) признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации; 5) в иных случаях в соответствии с действующим законодательством. 2. Одновременно с утратой нормативным правовым актом Томской области юридической силы юридическую силу утрачивают также нормативные правовые акты Томской области (отдельные положения нормативных правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу. При утрате нормативным правовым актом Томской области юридической силы в обязательном порядке отдельными позициями в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются основной нормативный правовой акт, нормативный правовой акт о введении в действие соответствующего нормативного правового акта, а также все нормативные правовые акты (структурные единицы нормативных правовых актов), которыми в разное время вносились изменения в основной нормативный правовой акт. (В редакции Закона Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Положения об отмене, признании утратившими силу ранее принятых нормативных правовых актов включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, в связи с принятием которого отменяются либо признаются утратившими силу ранее принятые нормативные правовые акты, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу. (Дополнен - Постановление Государственной Думы Томской области от 30.01.2003 г. N 477) 3. Признание нормативного правового акта Томской области (структурной единицы нормативного правового акта) утратившим силу осуществляется в случае отсутствия необходимости дальнейшего регулирования данных правоотношений или принятия нового нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Отмена нормативного правового акта Томской области (структурной единицы нормативного правового акта) осуществляется в случае изначального его (её) противоречия нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой. Не требуется принятия специального нормативного правового акта Томской области при утрате нормативным правовым актом юридической силы по истечении срока, на который он был принят. При внесении изменений в нормативный правовой акт Томской области или признании утратившим силу нормативного правового акта Томской области, структурной единицы нормативного правового акта указывается источник их официального опубликования. (Пункт дополнен - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Статья 36. Действие нормативных правовых актов области в пространстве и по кругу лиц 1. Действие нормативных правовых актов области распространяется на всю территорию Томской области, если в самом акте или акте о введении его в действие не установлено иное. 2. Действие нормативных правовых актов области распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории Томской области, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Томской области. Статья 36.1. Коллизия нормативных правовых актов Томской области 1. Нормативные правовые акты, составляющие законодательство Томской области, действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих большей юридической силой. 2. В случае коллизии нормативных правовых актов субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой. 3. В случае коллизии нормативных правовых актов Томской области, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. (Статья дополнена - Закон Томской области от 10.08.2004 г. N 128-ОЗ) Глава 10. ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ Статья 37. Понятие официального толкования нормативных правовых актов области 1. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании правовых норм областного нормативного правового акта, а также противоречивой практики их применения осуществляется их официальное толкование. 2. Официальное толкование нормативных правовых актов области - властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов правомочным нормотворческим органом. Акт официального толкования обязателен для всех юридических и физических лиц, применяющих указанный нормативный правовой акт. 3. Толкование нормативного правового акта не должно изменять смысл последнего. Не допускается установление норм права актами официального толкования. Статья 38. Органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов области 1. Официальное толкование законов Томской области осуществляется Законодательной Думой Томской области и оформляется постановлением Законодательной Думы Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 2. Официальное толкование нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области осуществляется Законодательной Думой Томской области и оформляется постановлением Законодательной Думы Томской области. (В редакции Закона Томской области от 16.02.2011 г. N 25-ОЗ) 3. Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области осуществляется органом (должностным лицом) их принявшим в порядке, установленном Губернатором Томской области. (В редакции Законов Томской области от 13.11.2003 г. N 140-ОЗ; от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 4. Официальное толкование нормативного правового акта области правомочный нормотворческий орган осуществляет как по собственной инициативе, так и по запросам граждан, организаций и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность. Глава 11. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ Статья 39. Систематизация и учет нормативных правовых актов области 1. Систематизация нормативных правовых актов области - деятельность нормотворческих органов области по приведению нормативных правовых актов области в единую упорядоченную систему путем подготовки и издания собраний и сборников нормативных правовых актов области, подготовки и принятия укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, а также подготовки и принятия новых актов (кодексов), включающих как нормы прежних актов, так и новые предписания. 2. Нормативные правовые акты области подлежат областному государственному учету. 3. Областной государственный учет включает в себя централизованные сбор и регистрацию нормативных правовых актов области, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах. Порядок областного государственного учета нормативных правовых актов области определяется положением, утверждаемым Губернатором Томской области. (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) 4. Нормотворческие органы области периодически издают собрания и сборники нормативных правовых актов области либо дают поручения об их издании иным органам и организациям. ГЛАВА 11-1. ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 39-1. Экспертиза нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности Нормативные правовые акты области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в порядке, определяемом Администрацией Томской области. Исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный в области проведения экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, определяется Губернатором Томской области. (Глава дополнена - Закон Томской области от 27.12.2013 г. N 237-ОЗ) Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 40. Порядок финансирования нормотворческих работ Финансирование нормотворческих работ осуществляется за счет средств областного бюджета на основе нормотворческих программ, планов законопроектных работ, планов проведения прогнозов и иных научных и организационно-нормотворческих работ. Статья 41. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. 2. Губернатору Томской области, Администрации Томской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу. (В редакции Закона Томской области от 06.04.2009 г. N 44-ОЗ) Глава Администрации (Губернатор) В.М.Кресс Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|