Расширенный поиск
Указ Губернатора Владимирской области от 10.10.2003 № 16У К А З ГУБЕРНАТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ 10.10.2003 N 16 Утратил силу - Указ Губернатора Владимирской области от 30.06.2011 г. N 19 О Концепции развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года В целях гарантированного обеспечения прав населения Владимирской области на охрану здоровья и медицинскую помощь, дальнейшего развития системы здравоохранения во Владимирской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года согласно приложению. 2. Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области (А.Г. Зирин) разработать план мероприятий по реализации Концепции. 3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора области Е.А. Завьялова. 4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор области Н.Виноградов Приложение к постановлению Губернатора области от 10.10.2003 N 16 К О Н Ц Е П Ц И Я развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 и на период до 2010 года I. Введение Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. В современных условиях развития общества здравоохранение имеет исключительно важное социальное значение. Прошедшее десятилетие характеризовалось сложными социально-экономическими, политическими и демографическими изменениями в обществе, которые коренным образом изменили характер деятельности медицинских организаций, поставили перед здравоохранением, как отраслью, целый ряд новых сложно решаемых проблем, в первую очередь, в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики. Состояние здоровья населения Владимирской области, как и в целом по России, характеризуется негативными тенденциями медикодемографических показателей. На фоне естественной убыли происходит старение населения с одновременным снижением средней продолжительности жизни, высокой разницей между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин, рост социально опасных и социально значимых заболеваний. В период 1990-1994 г.г. смертность населения увеличилась на 40%, с 1995 года намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но в 1999-2000г. вновь отмечается увеличение смертности населения. Наибольшие потери Владимирская область несет от болезней системы кровообращения, новообразований, травм, отравлений, несчастных случаев. Смертность мужчин значительно выше смертности женщин. По-прежнему остается высокий уровень преждевременной смертности. Озабоченность вызывает рост заболеваемости сахарным диабетом, который является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений. Сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, с заболеваниями, передаваемыми половым путем. Организация психиатрической помощи требует самого пристального внимания вследствие значительного роста уровня заболеваемости и инвалидности населения. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства. В одном из приоритетных направлений здравоохранения - охране здоровья матери и детей - приходится констатировать ухудшение здоровья беременных женщин, сокращение числа нормальных родов, сокращение численности детского населения. В то же время удается сохранить на низких цифрах показатель младенческой и материнской смертности. Подобное положение с ухудшением здоровья населения в значительной мере обусловлено социально-экономическими условиями жизни. Однако необходима активизация и личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, профилактику вредных привычек, формирование здоровой семьи, экологического мышления, то есть в снижении и нивелировании факторов риска. В современных социально - экономических условиях необходимо создать новую модель взаимодействия здравоохранения и населения для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Необходимо перейти от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. В течение последних лет проводилась активная работа по внедрению новых более эффективных медицинских технологий, что позволило уменьшить среднюю длительность пребывания больного на койке, сократить коечную сеть лечебно-профилактических учреждений области фактически без уменьшения числа пролеченных больных, направить часть средств на совершенствование базы учреждений здравоохранения. Первоочередной задачей реформирования здравоохранения Владимирской области является проведение структурных преобразований в системе предоставления первичной медикосанитарной помощи, сокращение и рационализация коечного фонда, уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг в дневных стационарах. Приоритетным направлением совершенствования оказания медицинской помощи населению является формирование с 1998 года системы общей (семейной) врачебной практики. Реформирование амбулаторно-поликлинической службы происходит очень медленно. Дополнительного внимания требует организация медицинской помощи сельскому населению. Крайне актуальной сохраняется проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения, которая отягощена дезинтеграцией основных источников финансирования. В условиях ограниченности бюджетных средств области становится особенно актуальной задача обеспечения государственных гарантий оказания всем гражданам медицинской помощи законодательно установленного объема и качества на основе создания организационно-технологических, правовых и финансово-экономических механизмов, оптимального использования ресурсов здравоохранения в условиях рыночной экономики. Введение системы обязательного медицинского страхования способствовало расширению возможностей отрасли. Модернизация системы обязательного медицинского страхования населения, включая пенсионеров и нетрудоспособных лиц, должна занимать основное место в реформировании здравоохранения. Изменяется характер экономических связей медицинских учреждений со своими партнерами, медицинские учреждения постепенно приобретают статус самостоятельно хозяйствующих субъектов. Увеличивается объем поступлений по внебюджетным источникам. Остается достаточно острой проблема с лекарственным обеспечением населения области, в связи с дефицитом средств по всем источникам финансирования. В системе здравоохранения остаются нерешенными организационные проблемы. Отрицательное воздействие оказывает несовершенство системы управления. Процесс децентрализации управленческих функций затрагивает стратегические вопросы деятельности отрасли, как системы. До настоящего времени сохраняются структурные диспропорции. Действующая система управления и финансирования не способствует внедрению экономических методов управления. Невозможно добиться решения проблем, не создав единых принципов управления отраслью, не введя новых организационных и правовых форм реформирования здравоохранения. Реформа системы здравоохранения области обусловлена необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе, необходимостью адаптировать имеющуюся систему здравоохранения к реальным современным условиям жизни. II. Цели и задачи Концепции развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 гг. и на период до 2010 года Стратегической целью развития здравоохранения Владимирской области является оптимальное удовлетворение потребностей населения области в профилактической, медицинской и лекарственной помощи, снижение предотвратимых потерь здоровья населения области. Концепция развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития здравоохранения области и призвана решать следующие задачи: - сохранение доступности и объемов медицинской помощи; - увеличение финансирования здравоохранения; - эффективное использование ресурсов здравоохранения; - увеличение объема профилактических мероприятий; - сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения. Основными направлениями Концепции являются: 1. Сохранение единства всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений. 2. Обеспечение соответствия финансовых ресурсов государственным гарантиям. 3. Реформирование организации медицинской помощи. 4. Активное развитие профилактической направленности системы здравоохранения. 5. Лекарственное обеспечение населения. 6. Всемерное повышение качества медицинской помощи. 7. Развитие и внедрение новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний. 8. Развитие первичной медико-санитарной помощи на селе. 9. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения. 10. Модернизация системы обязательного медицинского страхования населения III. Совершенствование системы управления здравоохранением Владимирской области Основным направлением совершенствования системы управления здравоохранением Владимирской области является сохранение единства всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений. В этих целях необходимо более активно проводить единую политику в области здравоохранения, где особое место занимает вопрос регулирования взаимоотношений в сфере управления здравоохранением. Для проведения единой политики в сфере здравоохранения необходимо направить усилия всех органов управления здравоохранением на: - определение стратегии и тактики развития здравоохранения Владимирской области на основе анализа состояния здоровья населения и учета региональных особенностей; - совершенствование областной законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения; - реализацию федерального законодательства в сфере здравоохранения; - совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи населению области; - повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения; - построение единой системы перспективного и текущего планирования. В целях реализации основных задач необходим постоянный мониторинг деятельности системы, а также вопросов межрегионального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения области. Необходимо восстановить систему контроля результатов деятельности по управленческой вертикали в системе органов здравоохранения области. Эффективность проведения единой политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня управляемости системы здравоохранения Владимирской области. IV. Совершенствование финансирования системы здравоохранения Владимирской области Вопросы совершенствования финансирования здравоохранения на основе внедрения принципов оплаты по конечному результату решаются на протяжении многих лет. Проблема возмещения бюджетному учреждению здравоохранения общественно-необходимых затрат за оказанную медицинскую помощь остается нерешенной и весьма актуальной. Внедрение бюджетностраховой модели лишь частично способствовало уменьшению негативных последствий бюджетного дефицита отрасли. Финансовые средства здравоохранения остаются недостаточными, что в свою очередь не позволяет полностью обеспечить населению гарантии на бесплатную медицинскую помощь. Основополагающим документом, определяющим обязательства государственной системы здравоохранения в сфере охраны здоровья, является Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). В Программе определяется механизм приведения в соответствие объемов помощи с реальными финансовыми ресурсами на реализацию этой Программы, механизм внесения изменений, принципы финансового выравнивания условий реализации минимальных гарантий, предусмотренных Программой В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" обеспечение соответствия объемов медицинской помощи, предусмотренной Программой, объемам финансовых средств на оказание этой помощи является целью разработки заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию и других поступлений. Значительным источником финансирования системы здравоохранения Владимирской области на период до 2010 года остаются средства областного и муниципальных бюджетов. Вследствие этого обеспечение государственных гарантий на основе бюджетного источника поступлений должно основываться на четко сформулированной законодательной и нормативной базе финансирования отрасли и безусловном выполнении законодательства об обязательном медицинском страховании. Учитывая ограниченность ресурсов бюджета системы здравоохранения, предоставление минимальных социальных стандартов населению Владимирской области оказывалось с участием личных средств граждан. В этих условиях привлечение дополнительных средств в учреждения здравоохранения приобретает особую актуальность, так как является не только средством выживания, но и необходимым условием развития и конкурентоспособности учреждения. Привлечение дополнительных средств осуществляется путем активного развития, прежде всего, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования. Особое значение с позиций эффективного использования ресурсов имеет политика ценообразования на услуги учреждений здравоохранения. Действия, направленные на максимальное удешевление медицинских услуг, утверждение цены ниже себестоимости, являются неверными и дискредитируют правильное развитие данного направления. Обязательным условием для учреждений здравоохранения, привлекающих дополнительные средства населения, является предоставление платной медицинской помощи не взамен и не в ущерб бесплатной и гарантированной финансированием, а дополнительно к утвержденной Программе. Учитывая значительный рост негосударственного сектора в здравоохранении, необходимо обратить особое внимание на поддержание надлежащего уровня и качества медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях. Совершенствование финансирования системы здравоохранения Владимирской области, в условиях недостаточности финансовых ресурсов, предполагает: - формирование Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Владимирской области, направленной на эффективное использование ресурсной базы здравоохранения и на более полное удовлетворение потребности населения в медицинской помощи; - разработку планов реструктуризации лечебной сети области; - увеличение объема платных медицинских услуг; - привлечение дополнительных источников финансирования, включая личные средства населения и средства организаций; - повышение эффективности использования мощностей и ресурсов системы здравоохранения, не задействованных в реализации программы государственных гарантий. V. Реформирование организации медицинской помощи Основными направлениями реформирования организации медицинской помощи населению Владимирской области являются: - перенос объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный, опережающее развитие амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; - преобразование первичной медико-санитарной помощи; - реорганизация стационарной помощи; - обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах оказания медицинской помощи; - приоритетное развитие службы охраны материнства и детства; - совершенствование системы профессиональной и реабилитационной помощи, увеличение объемов медицинской профилактики; формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры населения; - усиление борьбы с социально опасными и социально-значимыми заболеваниями; - развитие специализированных видов помощи, устранение диспропорций и дублирования. Предполагается совершенствование организации медицинской помощи населению путем приведения структуры лечебной сети в соответствие с потребностями населения в доступной квалифицированной медицинской помощи, дальнейшее совершенствование нормативно-методической базы реформирования, включающей изучение существующих потребностей, определение методических подходов, нормирование объемов помощи, совершенствование системы учета медицинской помощи, стандартизацию требований к видам и категориям сложности медицинской помощи и т.д. Необходимо разработать принципы взаимоотношений субъектов системы здравоохранения при экстерриториальном оказании медицинской помощи, установить договорные отношения между муниципальными образованиями, территориальными органами управления здравоохранением, определить общие подходы к оценке качества и стандартизации медицинской помощи. Преобразование первичной медико-санитарной помощи включает в себя создание общих врачебных практик, развитие семейной медицины, изменение роли поликлиник с образованием диагностическо-консультативных центров. В сфере охраны материнства и детства основные мероприятия направлены на: - сохранение материально-технического и кадрового потенциала; - адаптацию службы к новым условиям хозяйствования при использовании принципа медицинской целесообразности в сочетании с экономической рентабельностью; - обеспечение условий для сохранения жизни и здоровья рожденных детей, профилактику инвалидности; - развитие современных медицинских технологий. Приоритетными направлениями развития специализированной медицинской помощи, прежде всего, являются мероприятия по стабилизации социально-значимых заболеваний. Ведущими причинами смертей являются болезни системы кровообращения, которые всегда были на первом месте, второе и третье места занимают новообразования и несчастные случаи, травмы и отравления. Более 80% всех умерших в России умерли от болезней этих трех классов, где болезни системы кровообращения занимают более 55% всех случаев смертей, травмы, несчастные случаи и отравления - около 14% и новообразования - около 13%. Решая задачу снижения общей смертности населения на территории Владимирской области, необходимо направить усилия на: 1) снижение смертности от болезней системы кровообращения путем: - разработки областной целевой программы по профилактике артериальной гипертонии, взяв за основу утвержденную Правительством Российской Федерации федеральную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"; - обучения населения технике изменения артериального давления с обязательной консультацией медицинских работников; - повышения физической активности населения; - актуализации знаний врачей по выявлению и коррекции дислипопротеинемий у населения; - обеспечения качества лечебно-диагностического процесса, осуществляемого бригадами скорой помощи при гипертонических кризах, инфарктах миокарда и инсультах; - осуществления контроля за качеством лечения этих болезней в условиях стационара; - проведения анализа всех случаев смерти от инфаркта миокарда и мозгового инсульта на дому; 2) снижение смертности от несчастных случаев, травм и отравлений путем: - проведения анализа зарегистрированных несчастных случаев, травм и отравлений за 2-3 года с целью предупреждения этих событий; - активизации работы в коллективах по обучению населения методам и приемам оказания первой помощи при неотложных состояниях; - повышения качества обучения методам оказания первой помощи в процессе изучения предмета "Безопасность жизнедеятельности в школах" и на курсах подготовки водителей автомобилей; 3) снижение смертности от злокачественных новообразований путем: - повышения знаний населения о субъективных проявлениях злокачественных новообразований разных локализаций; - формирования убеждения населения в излечимости заболеваний, в случае их раннего обнаружения; - анализа каждого случая регистрации злокачественного новообразования на поздней стадии; - концентрации внимания врачей всех специальностей на повышение онкологической настороженности. Недостаточно внимания уделяется повышению уровня медицинской помощи сельскому населению, что привело к снижению доступности медицинской помощи для сельских жителей и к снижению ее качества. Материально-техническая база учреждения здравоохранения в сельской местности нередко находится в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время половина учреждений здравоохранения на селе требуют полного или частичного капитального ремонта. В то же время на текущий ремонт выделяются крайне скудные средства. Ухудшается оснащенность сельских учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, твердым и мягким инвентарем. Ежегодно снижается укомплектованность лечебно-профилактических учреждений на селе медицинскими кадрами. Основные показатели, характеризующие здоровье жителей села, неблагоприятные и по уровню, и в динамике. Все перечисленные проблемы следует решать целенаправленно. В первую очередь необходимо предусмотреть: - разработку областной целевой Программы " Сельское здравоохранение"; - широкое развитие на селе общеврачебной практики; - укрепление квалифицированными кадрами участковой сети сельских лечебно-профилактических учреждений; - совершенствование первичной медико-санитарной помощи на селе; - дальнейшую перестройку стационарной службы сельских больниц; - завершение передачи домов и коек сестринского ухода в систему социальной помощи. VI. Совершенствование организации лекарственного обеспечения Проблема с лекарственным обеспечением населения Владимирской области и лечебно-профилактических учреждений остается достаточно острой. Это обусловлено рядом причин, из которых можно выделить основные: - увеличение номенклатуры лекарственных средств на фармацевтическом рынке, в том числе препаратов аналогичных по действию, но значительно отличающихся по стоимости; - ограниченность финансовых средств, выделяемых на здравоохранение; - увеличение количества граждан, имеющих право на приобретение лекарственных средств на льготных основаниях. Усугубляет положение факт появления на фармацевтическом рынке фальсифицированных лекарственных средств. По данным Министерства здравоохранения РФ в 2001 году выявлено 74 серии 40 наименований фальсифицированных лекарственных средств, что составляет 7% от всего оборота лекарственных средств. С целью улучшения ситуации в лекарственном обеспечении необходимо: - введение системы персонифицированного учета и отпуска лекарственных средств на льготных условиях; - внедрение практики организации социальных аптек для льготных категорий граждан в т.ч. ветеранов; - увеличение объемов централизованных закупок и расширение номенклатуры закупаемых лекарственных средств; - осуществление постоянного контроля за качеством лекарственных средств, поступающих на фармацевтический рынок области; - проведение мониторинга цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения; введение в штат учреждений здравоохранения клинических фармакологов; - усиление контроля за рациональным назначением лекарственных средств, в том числе дорогостоящих и на льготных условиях. VII. Реформирование кадровой политики Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы. В последние годы усугубляется кадровая проблема в службе, наблюдается отток кадров, растет удельный вес врачей пенсионного возраста. Численность работников отрасли за предыдущие 5 лет уменьшилась на 3135 человек. Только за последний год количество врачей уменьшилось на 4,5%, а средних медицинских работников на 2,7%. Основной причиной оттока медицинских работников является низкий уровень заработной платы. В настоящее время имеется потребность во врачах-специалистах (345 человек) и средних медицинских работниках (250 человек). Из-за отсутствия необходимых финансовых средств имеются сложности в организации повышения квалификации медицинских кадров и получении ими сертификатов специалистов. Несвоевременное повышение квалификации медицинских работников отражается на уровне подготовки и влияет на качество оказываемой ими медицинской помощи. В целях решения кадровых проблем следует особое внимание обратить на совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, путем формирования государственного заказа на подготовку специалистов и продолжения практики заключения целевых договоров с учебными заведениями. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|