Расширенный поиск

Постановление Губернатора Владимирской области от 25.11.2005 № 671

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                             ГУБЕРНАТОРА

     25.11.2005                                        N 671


Об утверждении Концепции развития
внешнеэкономической  деятельности
Владимирской области  на  2006  -
2010 годы


     В целях определения стратегических задач и  основных  направлений
внешнеэкономической политики администрации  области  на  среднесрочную
перспективу, обеспечивающих сохранение позитивных  тенденций  в  сфере
внешней торговли и рост иностранных инвестиций в экономику региона,

                             ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию  развития  внешнеэкономической
деятельности Владимирской  области  на  2006  -  2010  годы  (далее  -
Концепция).

     2. Рекомендовать исполнительным органам  местного  самоуправления
учитывать  положения  Концепции  при  формировании  программ  развития
территорий.

     3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить  на
первого заместителя Губернатора области В.В. Веретенникова.

     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


     Губернатор области          Н.Виноградов


                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                   Губернатора области
                                                   от 25.11.2005 N 671


                              Концепция
              развития внешнеэкономической деятельности
               Владимирской области на 2006 - 2010 годы

     1. Введение

     В  проекте  программы  социально-экономического  развития  РФ  на
среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) определена основная  цель
внешнеэкономической  политики  государства  -  создание  условий   для
включения  российских  предприятий  в  международные  производственные
процессы  на  основе  использования  возможностей  глобального   рынка
товаров, услуг и  факторов  производства  путем  снятия  барьеров  для
развития внешнеэкономических связей российских предприятий,  поощрения
экспортной и инвестиционной активности, системного участия в выработке
правил международной торговли.
     Интеграция российского бизнеса в систему мирохозяйственных связей
должна обеспечиваться благодаря решению следующих ключевых задач:
     1. Диверсификации рынков, отраслей  и  форм  участия  российского
бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования.
     2. Активизации  притока  прямых  иностранных  инвестиций,  прежде
всего в сектора экономики, испытывающие их нехватку.
     3.  Использования  механизмов  регионального  и   многостороннего
сотрудничества для либерализации условий доступа товаров  и  услуг  на
внешние рынки сбыта.
     Наиболее  существенными  объективными  факторами,   определяющими
развитие внешнеэкономической деятельности Владимирской области в  2006
-  2010  годах,  будут  процесс  глобализации  экономики  и   близость
расположения региона к столичному мегаполису. На эффективность внешней
торговли значительное влияние окажут предстоящее присоединение  России
к Всемирной торговой организации  (ВТО),  формирование  с  Европейским
союзом (ЕС) Общего европейского  экономического  пространства  (ОЕЭП),
расширение Евросоюза за счет включения в него новых  членов,  создание
единого таможенного союза со странами СНГ.
     Настоящая Концепция разработана во исполнение Закона Владимирской
области от 10.06.2004  N  55-ОЗ  "О  программе  развития  Владимирской
области  на  2004  -  2006  годы"  в  соответствии    со    стратегией
внешнеэкономической    интеграции     России        и        прогнозом
социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
     Целью  разработки  данной    Концепции    является    определение
стратегических  задач  и  основных  направлений    внешнеэкономической
политики администрации области на среднесрочную перспективу.

         2. Состояние, тенденции, проблемы и резервы развития
        внешнеэкономической деятельности Владимирской области

     Основы региональной внешнеэкономической политики на период 1998 -
2005 годов были заложены в Концепции долгосрочной  программы  развития
внешнеэкономической деятельности Владимирской области  до  2005  года,
утвержденной Постановлением главы администрации от 25 марта 1998 г.  N
175. В соответствии с Концепцией и исходя из важнейших  стратегических
задач администрации области в сфере ВЭД, были разработаны и утверждены
две областные целевые программы:
     - "Областная целевая программа привлечения иностранных инвестиций
на территорию области" (октябрь 2000 года),
     -  "Областная  целевая  программа  развития  экспортной  базы   и
инфраструктуры внешнеэкономической деятельности области на 2001 - 2005
годы" (октябрь 2001 года).
     Данные  Программы  предусматривали  целый  комплекс  мероприятий,
направленных  на  стимулирование  притока  иностранных  инвестиций  на
территорию  региона  и   активизацию    внешнеторговой    деятельности
предприятий и организаций области.
     Положительные  тенденции  во  внешнеэкономической    деятельности
области с 2000 по 2005  г.  свидетельствуют  о  высокой  эффективности
проведенных мероприятий.

     2.1. Внешняя торговля

     Для внешнеторговой деятельности области в период 2000 - 2003  гг.
характерна положительная динамика всех основных показателей.  Снижение
объемов экспорта в 2004 году на 4,7% произошло по  причине  сокращения
поставок спецпродукции в страны дальнего зарубежья.  При этом  экспорт
других видов продукции увеличился и имеет прирост 37,4% к аналогичному
периоду 2003 года.

     По итогам 9 месяцев  2005  года  внешнеторговый  оборот  составил
305,2 млн. долларов,  в  том  числе  экспорт  -  144,5  млн.  долларов
(увеличился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года).

           ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ОБЛАСТНОГО ЭКСПОРТА В 2004 г.

----------------------------------------T------------------------¬
¦                                       ¦           %            ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Машиностроительная продукция           ¦          43,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Изделия из древесины                   ¦          11,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Продукция нефтехимического комплекса   ¦          10,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Изделия из черных и цветных металлов   ¦           7,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Продовольственные товары и сырье       ¦           7,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Прочие                                 ¦          22,0          ¦
L---------------------------------------+-------------------------

     Высоким  спросом  зарубежных  партнеров  пользуются  традиционные
товары областного  экспорта:  клееная  фанера,  электрический  кабель,
изделия  из  меди,  электроосветительное  оборудование,  двигатели   и
генераторы,    мотоциклы,    экскаваторы,    путевое     оборудование,
стекловолокно,   хлопчатобумажные    ткани,    изделия    медицинского
назначения, а также шоколадные изделия.
     Наибольший объем экспортных поставок осуществляется на Украину, в
Казахстан, Вьетнам, Германию, Узбекистан, ОАЭ, страны Прибалтики.

           ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ОБЛАСТНОГО ИМПОРТА В 2004 г.

----------------------------------------T------------------------¬
¦                                       ¦           %            ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Машиностроительная продукция           ¦          38,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Изделия из древесины                   ¦           4,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Продукция нефтехимического комплекса   ¦          16,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Изделия из черных и цветных металлов   ¦           2,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Продовольственные товары и сырье       ¦          27,0          ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Прочие                                 ¦          13,0          ¦
L---------------------------------------+-------------------------

     Основными товарами областного  импорта  являются  технологическое
оборудование, какао-паста и  какао-масло,  томатная  паста,  хлопковое
волокно,    тепло-    и    звукоизоляционные    материалы,     каучук,
электронно-лучевые трубки и запчасти для телевизоров, кукуруза.
     Основным видом импортной продукции из  стран  дальнего  зарубежья
является машиностроительная продукция (на ее долю  приходится  44,8%),
причем большую часть  ее  составляет  технологическое  оборудование  -
63,3%. Это свидетельствует о процессах модернизации и технологического
перевооружения производственной базы организаций области.
     Основной  объем  импортной  продукции  завозится  в  область   из
Нидерландов, Германии, Чехии, Украины, Турции, Франции и Италии.

     2.2. Иностранные инвестиции

     2.2.1. Поступление иностранных инвестиций
     Начиная с 2001  года,  наблюдается  постоянный  рост  иностранных
инвестиций в экономику Владимирской области.  А по  итогам  2004  года
объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор  экономики  области
составил 266,8 млн. долларов США, что в  3,1  раза  выше  уровня  2003
года.  Впервые после резкого снижения объемов привлекаемых в экономику
Владимирской  области  иностранных  инвестиций  показатели   превысили
данные 1998 года.

     Иностранные инвестиции в экономике области в 2000 - 2004 гг.

--------------------T--------T--------T--------T--------T--------¬
¦    Показатели     ¦2000 год¦2001 год¦2002 год¦2003 год¦2004 год¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Объем инвестиций   ¦ 4852,0 ¦ 6224,2 ¦ 8373,4 ¦ 9319,5 ¦12008,6 ¦
¦(в основной        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦капитал) за счет   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦всех источников    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦финансирования,    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦млн. руб.          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Иностранные        ¦   21,3 ¦   22,7 ¦   75,1 ¦   85,2 ¦  266,8 ¦
¦инвестиции, млн.   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦долларов США       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Иностранные        ¦  599,1 ¦  662,2 ¦ 2398,7 ¦ 2622,3 ¦ 7686,0 ¦
¦инвестиции, млн.   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦руб.               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Доля иностранных   ¦   12,3 ¦   10,6 ¦   28,7 ¦   28,1 ¦   64,0 ¦
¦инвестиций в общем ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦объеме инвестиций в¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦основной капитал, %¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
L-------------------+--------+--------+--------+--------+---------

     Как видно из приведенных данных, доля  иностранных  инвестиций  в
общем  объеме  инвестиций  в  основной  капитал  на  предприятиях    и
организациях области в 2004 году увеличилась до 64%.
     В настоящее время  экономика  Владимирской  области  представляет
собой перспективный инвестиционный рынок. По итогам 2004 года среди 18
областей Центрального федерального округа (ЦФО) область  заняла  пятое
место по объему привлеченных иностранных инвестиций после  г.  Москвы,
Московской, Липецкой и Костромской областей.  Общий объем  иностранных
инвестиций в нефинансовый сектор экономики области за период с 2000 по
2004 г. составил 471,1 млн. долларов США.


     С  2002  года  сохраняется  тенденция  увеличения  объема  прямых
инвестиций.  Однако основная  доля  инвестиций  по  итогам  2004  года
приходилась на кредиты от иностранных партнеров (74,9%).

     Если  проследить  динамику  поступления  иностранных   инвестиций
отдельных отраслей промышленности за 2000 - 2004 гг., то можно сделать
вывод, что основными по  объемам  привлечения  иностранных  инвестиций
являются  пищевая,  стекольная  промышленность,    машиностроение    и
электроэнергетика.
     На  протяжении  последних  5  лет  наибольший  объем  иностранных
инвестиций  поступил  в  экономику  Владимирской  области  из  Италии,
Германии, Нидерландов, США, Турции.

     2.2.2. Коммерческие организации с иностранными инвестициями

     В настоящее время на территории Владимирской области работают  68
коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ).
     На протяжении последних трех лет КОИИ  выпускают  более  четверти
общего объема  промышленного  производства  области  (в  2004  году  -
25,8%), в то время как  количество  работающих  на  этих  предприятиях
составляет  всего  3,9%  от  среднесписочного  количества  занятых   в
экономике области.
---------------------------------T-------------------------------¬
¦Доля КОИИ в объеме промышленного¦    Доля работников КОИИ в     ¦
¦ производства области в 2004 г. ¦  среднесписочном количестве   ¦
¦                                ¦  занятых в экономике области  ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦             25,80%             ¦             3,90%             ¦
L--------------------------------+--------------------------------

     В 2000 -  2004  году  наблюдался  существенный  рост  показателей
работы КОИИ, что свидетельствует о  стабильности  и  эффективности  их
деятельности.
     По данным налоговой и таможенной статистики:
     - сложилась устойчивая тенденция к росту объемов выпуска  товаров
и услуг КОИИ (в 2002 году увеличение составило 29% по отношению к 2001
году, в 2003 году - 53,9% по отношению к 2002  году,  в  2004  году  -
26,1% к 2003 году), что обеспечивается  модернизацией  существующих  и
введением в эксплуатацию новых производственных мощностей;
     - на протяжении последних трех лет наблюдается рост доли КОИИ  во
внешнеторговом  обороте  области.  Высокая  активность  КОИИ  в  сфере
внешней торговли обеспечивает 30,9% этого показателя. Основными видами
импортируемой  продукции  коммерческих  организаций  с    иностранными
инвестициями  являются    машины    и    оборудование,    используемые
предприятиями для модернизации и расширения действующих производств;
     - доля КОИИ в налоговых поступлениях  отдельных  районов  области
составляет до 50%.

     2.2.3. Инвестиционные проекты с иностранными инвестициями

     В настоящее время на территории Владимирской области  реализуются
крупные инвестиционные проекты с участием иностранных компаний.
     В пищевой промышленности:
     - проект компании "Крафт Фудс" (США) по производству кондитерских
изделий (общий  объем  инвестиций  -  более  200  млн.  долларов).  На
сегодняшний  день  ЗАО  "Крафт  Фудс  Рус"  занимает   третью    часть
российского рынка плиточного шоколада;
     - проект компании "Хаме" (Чехия) по производству консервированных
продуктов на базе Боголюбовского плодоконсервного завода (общий  объем
инвестиций - 8,3 млн. долларов).
     В  стекольной  промышленности:  проект  компании  "Шишиджам"   по
строительству одного из  крупнейших  в  Европе  стеклотарных  заводов.
Реализация этого проекта на общую сумму 85 млн. долларов США позволила
создать новые мощности  по  выпуску  более  1  млрд.  штук  стеклянных
бутылок в год.
     В машиностроении:
     - проект компании "Вестел" по производству телевизионной техники.
В развитие производства на ООО  "Вестел-СНГ"  вложено  более  20  млн.
долларов, в результате чего доля компании составляет  19%  российского
производства телевизоров.  В  2005  году  заканчивается  строительство
второй очереди завода по производству стиральных машин и холодильников
(объем инвестиций составляет свыше 50 млн. долларов);
     - в 2005  году  компания  "Арчелик"  приступила  к  строительству
завода по производству бытовой техники  марки  "БЕКО"  (предполагаемый
объем инвестиций - 58 млн. евро).
     В  промышленности  строительных  материалов:  проект  австрийской
компании "Винербергер", являющейся крупнейшим  в  мире  производителем
кирпича, по  строительству  кирпичного  завода  (предполагаемый  объем
инвестиций - 30 млн. евро).
     В  химической  промышленности:  проект    французской    компании
"Сен-Гобен", мирового лидера в  стекольной  отрасли,  по  производству
стекловолокна на базе действующего предприятия ОАО "Стекловолокно".
     В 2005 году на территорию области пришли новые компании. Польская
компания  "Форте"  -  известный  европейский   производитель    мебели
(предполагаемый объем  инвестиций  -  10  -  11  млн.  евро).  Датская
компания "Икопал" - мировой лидер в производстве кровельных материалов
(предполагаемый объем инвестиций - 10 млн. евро). Итальянская компания
"Сан   Паоло",    которая    в    строительство    специализированного
грузообрабатывающего терминала во Владимире намерена вложить 100  млн.
евро.
     В настоящее время ведутся  переговоры  еще  с  рядом  иностранных
компаний  о  размещении    на    территории    Владимирской    области
производственных мощностей.

     2.2.4. Инвестиционное законодательство

     Базовым нормативным правовым документом  в  инвестиционной  сфере
стал Закон Владимирской области от 2 сентября 2002  года  N  90-ОЗ  "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности,  осуществляемой
в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области".
     В соответствии с этим Законом инвесторам как  российским,  так  и
иностранным, осуществляющим инвестиционную деятельность на  территории
Владимирской области, предоставляются различные формы  государственной
поддержки.  Это не только налоговые льготы (по  налогу  на  прибыль  и
имущество), но и предоставление бюджетных и  инвестиционных  налоговых
кредитов,  отсрочек  (рассрочек)  по  уплате    налоговых    платежей,
предоставление  государственных  гарантий   областного    бюджета    и
осуществление  прямых  государственных  инвестиций.  Основанием    для
получения государственной поддержки  является  реализация  одобренного
инвестиционного проекта.  Инвестиционные  проекты  классифицируются  в
зависимости от размера  инвестиций,  срока  окупаемости,  особенностей
капитальных вложений, социально-экономического значения  для  развития
области.  Каждой категории инвестиционных проектов соответствует  свой
комплекс форм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
     В целях наиболее эффективной  реализации  Закона  подготовлено  и
принято  несколько  подзаконных  актов.  В  частности,  постановлением
Губернатора  создана  постоянная  комиссия  по  развитию    проектного
финансирования на территории области.  Целью  работы  данной  комиссии
является всестороннее рассмотрение инвестиционных проектов, присвоение
категории, представление  их  для  одобрения  Губернатором  области  и
подписания договора об условиях  реализации  инвестиционного  проекта,
документа, который является основанием предоставления  государственной
поддержки.
     В целях оптимизации процесса реализации инвестиционных проектов и
сокращения административных барьеров  на  пути  развития  бизнеса  при
администрации  области   создана    межведомственная    комиссия    по
рассмотрению вопросов реализации  инвестиционных  проектов,  в  состав
которой  входят  руководители  органов  государственного   управления,
руководители  топливно-энергетических  компаний.  Основными  функциями
комиссии является рассмотрение вопросов,  связанных  с  использованием
объектов недвижимости, с обеспечением энергоресурсами и коммуникациями
площадок под размещение инвестиционных проектов.
     С момента вступления в силу Закона (с  01.01.2003)  в  постоянную
комиссию по развитию проектного финансирования  поступило  13  заявок.
Девять заявок получили положительное  заключение  комиссии,  подписано
восемь  договоров  об  условиях  реализации  инвестиционных  проектов.
Практически все крупные проекты, реализуемые  на  территории  области,
получают государственную поддержку в рамках областного Закона.

         2.3. Проблемы и резервы развития внешнеэкономической
                  деятельности Владимирской области

     Определение      перспективных        направлений        развития
внешнеэкономических связей Владимирской области зависит от внутреннего
состояния экономики региона  и  внешних  факторов,  проявляющихся  вне
зависимости от деятельности непосредственных участников ВЭД и  органов
государственной власти области.
     Оценка внешних факторов выявляет будущие проблемы  и  возможности
организации ВЭД, а оценка внутреннего состояния экономики - сильные  и
слабые  стороны  экономического  потенциала  области  с  точки  зрения
решения будущих проблем и использования будущих возможностей.

      2.3.1. Проблемы, сдерживающие развитие внешнеэкономических
                     связей Владимирской области
------------T----------------------------------------------------¬
¦Компоненты ¦Группировка проблем по источнику возникновения      ¦
¦ВЭД        +---------------------------T------------------------+
¦           ¦Внутренние проблемы        ¦Внешние проблемы        ¦
+-----------+---------------------------+------------------------+
¦Внешняя    ¦- выпуск продукции,        ¦- протекционистские     ¦
¦торговля   ¦качество которой не        ¦меры, затрудняющие      ¦
¦           ¦удовлетворяет современным  ¦деятельность российских ¦
¦           ¦мировым требованиям;       ¦экспортеров на отдельных¦
¦           ¦- высокая степень износа   ¦перспективных зарубежных¦
¦           ¦основных производственных  ¦рынках;                 ¦
¦           ¦фондов экспортеров;        ¦- недостаточная         ¦
¦           ¦- отсутствие в области     ¦дифференциация импортных¦
¦           ¦современной инфраструктуры ¦пошлин на готовый       ¦
¦           ¦грузодвижения и            ¦продукт и сырье (пошлина¦
¦           ¦товарораспределения;       ¦на готовый продукт - в  ¦
¦           ¦- недоступность            ¦среднем 20%, на сырье - ¦
¦           ¦долгосрочных банковских    ¦15%. Пятипроцентная     ¦
¦           ¦кредитов для большинства   ¦разница не способна     ¦
¦           ¦экспортеров и импортеров;  ¦стимулировать внутреннее¦
¦           ¦- недостаточная развитость ¦производство);          ¦
¦           ¦систем контроля качества   ¦- высокие импортные     ¦
¦           ¦экспортной продукции;      ¦пошлины на оборудование ¦
¦           ¦- неконкурентные цены из-за¦и комплектующие, что    ¦
¦           ¦высоких издержек           ¦делает недоступным для  ¦
¦           ¦производства;              ¦большинства             ¦
¦           ¦- неузнаваемость брендов;  ¦производителей процесс  ¦
¦           ¦- отсутствие грамотных     ¦перевооружения (тариф на¦
¦           ¦специалистов и             ¦импорт оборудования -   ¦
¦           ¦маркетологов.              ¦5 - 10%, НДС на него -  ¦
¦           ¦                           ¦18 - 20%);              ¦
¦           ¦                           ¦- длительный срок       ¦
¦           ¦                           ¦возврата НДС при        ¦
¦           ¦                           ¦экспорте.               ¦
+-----------+---------------------------+------------------------+
¦Иностранные¦- трудности преодоления    ¦- обострение мировой    ¦
¦инвестиции ¦административных барьеров  ¦конкуренции в борьбе за ¦
¦           ¦при прохождении необходимых¦иностранные инвестиции; ¦
¦           ¦процедур для строительства ¦- низкий международный  ¦
¦           ¦объектов и обеспечения их  ¦инвестиционный рейтинг  ¦
¦           ¦необходимой инфрастуктурой;¦России;                 ¦
¦           ¦- отсутствие               ¦- устоявшаяся практика  ¦
¦           ¦законодательной базы,      ¦привлечения инвестиций в¦
¦           ¦определяющей порядок       ¦энергосырьевой комплекс ¦
¦           ¦создания, функционирования ¦экономики Российской    ¦
¦           ¦и развития зон             ¦Федерации;              ¦
¦           ¦промышленного развития;    ¦- отсутствие гарантий   ¦
¦           ¦- отсутствие промышленных  ¦государства, в том числе¦
¦           ¦зон, имеющих современную   ¦по защите инвестиций,   ¦
¦           ¦развитую инфраструктуру,   ¦интеллектуальной        ¦
¦           ¦готовых для размещения     ¦собственности.          ¦
¦           ¦средних по инвестиционным  ¦                        ¦
¦           ¦затратам проектов          ¦                        ¦
¦           ¦российских и иностранных   ¦                        ¦
¦           ¦инвесторов;                ¦                        ¦
¦           ¦- высокая выкупная         ¦                        ¦
¦           ¦стоимость земли,           ¦                        ¦
¦           ¦находящейся в              ¦                        ¦
¦           ¦государственной и          ¦                        ¦
¦           ¦муниципальной              ¦                        ¦
¦           ¦собственности;             ¦                        ¦
¦           ¦- отсутствие позитивного   ¦                        ¦
¦           ¦восприятия иностранных     ¦                        ¦
¦           ¦инвестиций на уровне       ¦                        ¦
¦           ¦общественного сознания     ¦                        ¦
¦           ¦жителей области и в СМИ;   ¦                        ¦
¦           ¦- разность менталитетов и  ¦                        ¦
¦           ¦языковые барьеры;          ¦                        ¦
¦           ¦- недостаток специалистов  ¦                        ¦
¦           ¦определенной квалификации  ¦                        ¦
¦           ¦(менеджеров, логистов,     ¦                        ¦
¦           ¦инженеров, юристов со      ¦                        ¦
¦           ¦знанием иностранного языка;¦                        ¦
¦           ¦высококвалифицированных    ¦                        ¦
¦           ¦рабочих строительных       ¦                        ¦
¦           ¦специальностей и др.).     ¦                        ¦
L-----------+---------------------------+-------------------------

          2.3.2. Резервы развития внешнеэкономических связей
                         Владимирской области
------------T----------------------------------------------------¬
¦Компоненты ¦Группировка резервов по источнику возникновения     ¦
¦ВЭД        +-------------------------T--------------------------+
¦           ¦Внутренние резервы       ¦Внешние резервы           ¦
+-----------+-------------------------+--------------------------+
¦Внешняя    ¦- наличие на территории  ¦- снятие отдельных        ¦
¦торговля   ¦области отдельных        ¦тарифных и нетарифных     ¦
¦           ¦конкурентоспособных      ¦ограничений, применяемых  ¦
¦           ¦производств;             ¦развитыми странами по     ¦
¦           ¦- повышение спроса       ¦отношению к российским    ¦
¦           ¦предприятий области на   ¦экспортерам (в связи с    ¦
¦           ¦высокопроизводительные   ¦вступлением России в ВТО);¦
¦           ¦импортные технологии и   ¦- дальнейшая либерализация¦
¦           ¦оборудование;            ¦законодательства РФ,      ¦
¦           ¦- реализация итало-      ¦регулирующего             ¦
¦           ¦российских проектов,     ¦осуществление ВЭД.        ¦
¦           ¦которые позволят в       ¦                          ¦
¦           ¦ближайшие 3 - 5 лет      ¦                          ¦
¦           ¦построить в области      ¦                          ¦
¦           ¦современный              ¦                          ¦
¦           ¦грузообрабатывающий      ¦                          ¦
¦           ¦терминал и логистический ¦                          ¦
¦           ¦центр.                   ¦                          ¦
+-----------+-------------------------+--------------------------+
¦Иностранные¦- уникальное             ¦- увеличение объема       ¦
¦инвестиции ¦географическое положение ¦мировых инвестиционных    ¦
¦           ¦области, расположенной в ¦ресурсов;                 ¦
¦           ¦центре России в          ¦- последовательный рост   ¦
¦           ¦непосредственной близости¦инвестиций в развивающиеся¦
¦           ¦к столичному мегаполису, ¦страны;                   ¦
¦           ¦на пересечении важнейших ¦- нарастание              ¦
¦           ¦транспортных магистралей;¦инвестиционного           ¦
¦           ¦- прогрессивная          ¦сотрудничества России с   ¦
¦           ¦нормативно-правовая база,¦развитыми странами;       ¦
¦           ¦направленная на          ¦- изменения в             ¦
¦           ¦стимулирование           ¦законодательстве РФ,      ¦
¦           ¦инвестиционной           ¦предопределившие          ¦
¦           ¦активности;              ¦значительное улучшение    ¦
¦           ¦- организационная        ¦инвестиционного климата;  ¦
¦           ¦поддержка                ¦- принимаемые органами    ¦
¦           ¦инвестиционных проектов; ¦государственной власти РФ ¦
¦           ¦- опыт успешной          ¦меры по дебюрократизации  ¦
¦           ¦реализации крупных       ¦экономики.                ¦
¦           ¦инвестиционных проектов с¦                          ¦
¦           ¦участием иностранного    ¦                          ¦
¦           ¦капитала;                ¦                          ¦
¦           ¦- высококвалифицированные¦                          ¦
¦           ¦трудовые ресурсы;        ¦                          ¦
¦           ¦- политическая           ¦                          ¦
¦           ¦стабильность;            ¦                          ¦
¦           ¦- отсутствие социальных  ¦                          ¦
¦           ¦конфликтов.              ¦                          ¦
L-----------+-------------------------+---------------------------

        3. Основные цели и задачи внешнеэкономической политики

     Основная цель внешнеэкономической политики администрации  области
-  интеграция  региональной  экономики  в  систему   мирохозяйственных
связей,  создание  условий,  обеспечивающих  положительную    динамику
основных показателей внешнеторговой деятельности области и  устойчивый
рост иностранных инвестиций в экономику региона.
     Для достижения указанной цели необходимо:
     - создание благоприятных условий для выхода  организаций  области
на мировой рынок;
     - развитие инфраструктуры грузодвижения и товарораспределения;
     -  проведение    мероприятий    по    повышению    инвестиционной
привлекательности области, стимулированию и государственной  поддержке
притока иностранных инвестиций в экономику области;
     - проведение  мероприятий  по  минимизации  возможных  негативных
последствий присоединения России к ВТО;
     -  формирование  развитой  системы  информационного   обеспечения
участников внешнеэкономической деятельности;
     - решение проблемы кадрового обеспечения хозяйственного комплекса
области специалистами в сфере ВЭД.

         4. Основные направления внешнеэкономической политики

     4.1. Привлечение иностранных инвестиций
     Ключевое значение для успешной интеграции организаций  области  в
систему  мирохозяйственных  связей  имеет  активизация  их  участия  в
процессах международного обмена факторами  производства  и,  в  первую
очередь,  капиталов.  Прямые  зарубежные    инвестиции    способствуют
повышению конкурентоспособности товаров при  одновременном  облегчении
их доступа на зарубежные  рынки,  повышении  устойчивости  торговых  и
производственных связей с иностранными партнерами, обеспечении доступа
к ресурсам зарубежных стран.
     Ключевым  фактором  включения  организаций  области  в   процессы
международного движения капиталов является  улучшение  инвестиционного
климата  в  регионе  путем  создания   благоприятных    условий    для
инвестирования и  проведения  политики  стимулирования  инвестиционной
активности.
     Для реализации поставленной цели в  среднесрочной  перспективе  в
мае  2005  года  Законодательным  Собранием  области  была  утверждена
"Областная целевая программа  привлечения  иностранных  инвестиций  на
территорию Владимирской области на 2005  -  2008  годы".  В  программе
определены основные направления политики администрации области в сфере
инвестиционной  деятельности  и  разработан  комплекс  мероприятий  по
повышению  эффективности  работы  в  данных  направлениях.    Успешная
реализация мероприятий программы позволит комплексно подойти к решению
проблем, отмеченных в разделе 2.3.1 настоящей Концепции.
     Основными направлениями инвестиционной политики администрации  на
среднесрочную перспективу должны стать:
     а)  создание  комплексного  механизма   приема    и    размещения
иностранных инвестиций  для  обеспечения  притока  капиталовложений  в
объемах, достаточных для обеспечения структурного  и  технологического
обновления основных  производственных  фондов  предприятий  области  в
разных отраслях экономики.
     Для решения этой проблемы необходимо:
     -  осуществлять  мониторинг  и    сопровождение    инвестиционных
проектов, имеющих особую значимость для региона,  со  стороны  органов
исполнительной власти;
     -   оказывать    организационное    содействие    в    реализации
инвестиционного проекта, начиная с получения заявок на подбор площадей
и заканчивая  государственной  приемкой  в  эксплуатацию  законченного
строительством промышленного объекта;
     - активизировать действия, направленные  на  усиление  совместной
работы  с  органами  местного  самоуправления,  в  целях   обеспечения
преемственности  политики  администрации  Владимирской    области    в
инвестиционной сфере на местном уровне;
     б) создание и обеспечение  функционирования  промышленных  зон  с
современной  развитой  инфраструктурой  для  размещения  средних    по
инвестиционным затратам проектов российских и иностранных инвесторов.
     Для решения этой проблемы  необходимо  законодательно  определить
правовые  и  организационные  основы  создания,  функционирования    и
ликвидации  зон  регулируемого  развития,  обеспеченных    необходимой
инфраструктурой для  размещения  производств  различного  профиля,  на
территории Владимирской области;
     в)  формирование  благоприятной  бизнес-среды  для    иностранных
инвесторов и компаний, реализующих одобренные инвестиционные проекты.
     Определяющим условием для создания благоприятного инвестиционного
климата является комфортная бизнес-среда, под которой  подразумевается
максимально возможное снятие административно-контрольных препятствий.
     Работа в этом направлении предполагает:
     - изучение опыта регионов в  сфере  снижения  административных  и
затратных барьеров при вхождении в бизнес и при его функционировании;
     -  разработку  комплекса  мер,   направленных    на    сокращение
административных барьеров;
     г)  проведение  оценки  ресурсного  потенциала  для   привлечения
иностранных инвестиций в экономику области:
     - сотрудничество  с  российскими  консалтинговыми  организациями,
оказывающими услуги по проведению анализа инвестиционных  процессов  в
регионах;
     - проведение регулярного мониторинга, сбор и обработка  данных  о
наличии   инвестиционных    площадок    на    основании    информации,
представляемой  органами  местного  самоуправления  области,  частными
компаниями  и  предприятиями  Владимирской  области    об    имеющихся
инвестиционных  проектах  предприятий  и   организаций    Владимирской
области.

     4.2. Стимулирование экспорта

     Развитие экспорта, увеличение в его структуре  доли  продукции  с
высокой степенью переработки и повышение ее  конкурентоспособности  на
внешнем рынке является одним из  важнейших  направлений  экономической
политики на современном этапе.  Необходимость  укрепления  экспортного
потенциала  продиктована  исключительной  значимостью  экспорта    как
фактора  развития   национальной    экономики.    Развитие    экспорта
промышленной продукции обеспечивает увеличение объемов  отечественного
производства,  рост  налоговых  поступлений  в  бюджет   и    создание
дополнительных рабочих мест.
     Доля  экспортной  продукции  в   общем    объеме    промышленного
производства Владимирской области в  2004  году  составила  7,2%,  что
говорит о необходимости активизации  работы  по  развитию  экспортного
потенциала области.
     Основными направлениями экспортной политики должны стать:
     а) диверсификация товарной и географической структуры  областного
экспорта.
     Для решения этой проблемы необходимо:
     - проведение  комплексного  исследования  экспортного  потенциала
Владимирской области в свете предстоящего вступления России в  ВТО,  в
результате которого:
     - должны быть определены  основные  виды  конкурентоспособной  на
внешнем рынке продукции  области,  мировые  производители  аналогичной
продукции, анализ их сравнительной конкурентоспособности;
     - проведен анализ влияния фактора вступления в  ВТО  на  развитие
областного экспорта;
     - выявлены потенциальные рынки сбыта продукции области;
     -  разработка  программы  адаптации  экономики  области  к  новым
условиям  внешнеэкономической  деятельности,  которая  должна    иметь
производственно-отраслевой характер.  Содержательная  часть  программы
должна включать следующие основные разделы:
     - оценку экспортных возможностей продукции;
     - анализ конъюнктуры мировых рынков;
     - необходимые меры по повышению конкурентоспособности продукции;
     - мероприятия по продвижению продукции на рынок;
     - обоснование экономических результатов исполнения программы;
     - стоимость реализации программы;
     - оказание  организационного  содействия  экспортерам  области  в
получении  государственной    финансовой    помощи,    предусмотренной
федеральной Концепцией развития государственной  финансовой  поддержки
экспорта  промышленной  продукции   (предоставление    государственных
гарантий  из  средств  федерального  бюджета,  экспортных  кредитов  и
возмещение за  счет  средств  федерального  бюджета  части  процентных
ставок по экспортным кредитам российских банков);
     -  развитие  экспорта  услуг.  Владимирская   область    обладает
уникальными возможностями по развитию экспорта услуг в сфере  туризма;
перспективными  видами  экспортных  услуг    являются    транспортные,
маркетинговые,  консалтинговые  услуги,  а  также  услуги   в    сфере
образования, строительства, связи;
     б) развитие современных механизмов участия областных  организаций
в системе международной торговли.
     С этой целью необходимо:
     - содействие развитию международной производственной  кооперации,
прежде всего посредством получения  заказов  от  иностранных  фирм  на
изготовление и поставку за рубеж комплектующих изделий, узлов, деталей
и заготовок.
     Для этого необходимо:
     -  совместно  с  торгово-промышленной  палатой  (ТПП)    обобщить
имеющийся положительный опыт привлечения и исполнения подобных заказов
организациями области, организовать работу по  распространению  данной
информации среди заинтересованных фирм и организаций;
     - организовать участие предприятий области  в  специализированных
международных выставках с  предложениями  по  изготовлению  запчастей,
деталей и комплектующих, организации сборочных производств;
     -  использовать  возможности  сети  Интернет    для    размещения
аналогичных предложений на сайте администрации области;
     -  использование  передовых  финансовых  способов  стимулирования
экспорта  продукции  высокой  степени  переработки   -    лизинга    и
франчайзинга, которые особенно способствуют вовлечению в международные
экономические отношения предприятий малого и среднего бизнеса.  С этой
целью необходимо совместно с торгово-промышленной палатой организовать
работу по сбору соответствующих предложений от зарубежных  организаций
и их распространению среди заинтересованных предприятий области;
     в) повышение конкурентоспособности продукции области.
     Проблема конкурентоспособности, улучшения качественных параметров
выпускаемой  продукции  тесно  связана    с    вопросом    технической
оснащенности  производства.  Для  промышленного   комплекса    области
характерна высокая степень износа  основных  фондов,  что  значительно
осложняет  развитие  экспортного  производства.  Необходимо  создавать
условия  для  модернизации  имеющихся  и  создания  новых  современных
производственных мощностей. Решение данной проблемы предполагает:
     - оказание организациям, реализующим  инвестиционные  проекты  по
созданию  или  модернизации   производства    конкурентоспособной    и
экспортоориентированной  продукции,  государственной    поддержки    в
порядке, предусмотренном законодательством Владимирской области;
     -  совершенствование  условий  для  инвестирования  средств  (как
отечественных,  так  и  иностранных)  в  реальный  сектор   экономики,
особенно в экспортоориентированные отрасли промышленности;
     - внедрение на предприятиях области систем  управления  качеством
продукции и ее сертификация по международным стандартам;
     г) реклама экспортной продукции.
     В целях эффективного продвижения товаров и услуг на мировой рынок
необходимо коренное улучшение рекламы экспортной продукции.  Для этого
следует:
     - активизировать выставочно-ярмарочную  деятельность,  собственно
рекламную и иную  деятельность  по  пропаганде  областных  товаров  за
рубежом,  включая  использование  возможностей   российских    средств
массовой информации, имеющих распространение за рубежом;
     -  осваивать  новые  прогрессивные  формы  продвижения  продукции
области на внешние рынки (видеовыставки и др.);
     д)  организационное  содействие  выходу  предприятий  области  на
внешние рынки.
     В целях стимулирования областного экспорта должны  использоваться
различные формы организационного содействия выходу предприятий области
на внешние рынки, в частности:
     -  организация  экономических  миссий  и  презентаций  в  странах
дальнего  и  ближнего  зарубежья  в  целях   пропаганды    экспортного
потенциала области;
     - формирование и направление за рубеж специализированных торговых
делегаций  для  ознакомления  с  ситуацией  на  внешних    рынках    и
установления деловых контактов;
     - прием представителей иностранных деловых кругов, организация  и
проведение  деловых  встреч  и  переговоров  с    предпринимательскими
структурами области;
     - консолидация через отраслевые ассоциации и торгово-промышленные
палаты организационных и финансовых  усилий  предприятий  региона  для
изучения внешних рынков и эффективного продвижения на них производимой
в области продукции (в частности, путем создания отраслевых экспортных
консорциумов);
     - развитие механизмов делового сотрудничества в форме  ассоциаций
экспортеров (в особенности с участием малого бизнеса),  которые  могли
бы обеспечить консультации, юридическую помощь, содействовать  участию
в выставках, представлять интересы за рубежом, осуществлять рекламу  и
т.п.;
     -  содействие  созданию   информационно-консультационных    фирм,
консалтинговых  и  маркетинговых  компаний,  способных  на  договорной
основе  оказывать  организациям  области  услуги   по    исследованиям
зарубежных рынков,  выработке  экспортной  стратегии,  поиску  деловых
партнеров, подготовке экспортных контрактов и т.п.;
     - обеспечение постоянного взаимодействия с:
     - посольствами и торговыми представительствами РФ за рубежом;
     -  посольствами  и  торговыми  представительствами    иностранных
государств в РФ;
     -  ТПП  РФ  и  ТПП  административно-территориальных   образований
зарубежных государств;
     -  административно-территориальными   образованиями    зарубежных
государств на основе двух- и многосторонних договоров о партнерстве  и
торгово-экономическом сотрудничестве.

     4.3. Защита внутреннего рынка

     Основными  мерами  защиты  внутреннего  рынка   являются    меры,
направленные на формирование здоровых и разумных условий  конкуренции.
Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер
позволит  обеспечить  "избирательную"  защиту  интересов  национальных
производителей в случаях нарушения  нормальной  конкурентной  ситуации
из-за наносящего ущерб импорта.
     Наиболее важными направлениями работы в данной области являются:
     -  создание  системы  мониторинга  с  целью  выявления  отраслей,
терпящих  серьезный  ущерб  вследствие  возросшего  импорта,   наличия
демпингового или субсидируемого импорта;
     -    расширение    эффективного    применения        действующего
законодательства в области антидемпинговых, компенсационных и защитных
мер, которое потребует соответствующего кадрового обеспечения;
     -  разработка  программы  адаптации  экономики  области  к  новым
условиям внешнеэкономической деятельности,  обусловленным  вступлением
России в ВТО.

     4.4. Создание инфраструктуры внешней торговли

     Развитие инфраструктуры  внешней  торговли  -  важнейшее  условие
эффективной интеграции организаций области в систему мирохозяйственных
связей,  успешного  развития   внешней    торговли    и    активизации
инвестиционного процесса.  Повсеместно в мире состояние  грузотоварной
инфраструктуры (грузоперерабатывающих мощностей, грузового транспорта,
оптовых баз  и  товарных  рынков  и  обслуживающих  их  информационных
систем)  служит  критерием  рыночной  развитости   и    инвестиционной
привлекательности той или иной территории или страны в целом.
     Выгодное  географическое    положение    Владимирской    области,
расположенной  в  центре  России  в  непосредственной   близости    от
столичного  мегаполиса  и  на  пересечении   важнейших    транспортных
магистралей, а также  благоприятный  инвестиционный  климат  послужили
основными  предпосылками  для  инициирования  итальянскими  компаниями
проектов  по  строительству  специализированного  грузообрабатывающего
терминала и развитию логистики.  Проекты финансируются государственным
и частным капиталом Италии.
     В целях обеспечения эффективной реализации проектов необходимо:
     - предоставление инвесторам государственной поддержки в  порядке,
предусмотренном законодательством Владимирской области;
     - организационно-методическое  и  консультационное  содействие  в
решении всего комплекса вопросов, связанных с реализацией проектов.

     4.5. Подготовка кадров в сфере ВЭД

     Важнейшей  предпосылкой  использования  и  развития  конкурентных
преимуществ и имеющихся ресурсов  в  международной  торговле  является
развитие образования и подготовки и переподготовки  кадров  в  области
торговой политики  и  международного  бизнеса.  В  свете  предстоящего
вступления России в  ВТО  основными  направлениями  подготовки  кадров
являются: применение инструментов торговой  политики,  применение  мер
защиты  внутреннего  рынка,  разрешение  торговых  споров.   Повышение
квалификации необходимо как для государственных служащих,  так  и  для
представителей организаций-участников ВЭД.
     Для решения данной проблемы предлагается:
     -  создание  на  базе  экономических  факультетов  вузов  области
образовательных программ по проблемам ВТО;
     - организация и проведение для организаций области  семинаров  по
различным аспектам ВЭД, в том числе и по проблемам ВТО, с привлечением
представителей федеральных министерств, таможни, налоговой  инспекции,
банковских структур и др;
     -  организация  обучения  на  целевых  среднесрочных  курсах    и
краткосрочных  семинарах  представителей  организаций,   администрации
области, органов местного самоуправления;
     - регулярное информирование организаций области о  планируемых  и
проводящихся учебных мероприятиях по ВЭД.

     4.6. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности

     От  качества   информационной    поддержки    внешнеэкономической
деятельности в  значительной  степени  зависят  экспортные  показатели
региона и объем привлеченных иностранных инвестиций.  Для решения этой
проблемы необходимо:
     -  создание  системы  информационного   обеспечения    участников
инвестиционного  процесса,  включающей  информацию  об  инвестиционной
емкости  региона,  реализуемых  проектах  с    участием    иностранных
инвестиций,    об    областном    и    региональном     инвестиционном
законодательстве, о мерах, предпринимаемых администрацией по  созданию
благоприятного инвестиционного климата, об  организациях,  оказывающих
маркетинговые и консалтинговые услуги и др.;
     -  создание  системы  информационного   обеспечения    участников
внешнеторговой  деятельности,  включающей  информацию  об   экспортном
потенциале региона, конъюнктуре мирового рынка  по  основным  товарным
группам  и  субъектам  рынка,  действующих  за  рубежом  стандартах  и
технических требованиях к товарам, о нормах и правилах ВТО и др. Кроме
того, система информационного обеспечения должна включать  сведения  о
федеральных  и  региональных  программах    развития    внешнеторговой
деятельности и организациях, предоставляющих услуги по кредитованию  и
страхованию  в  области  внешнеторговой  деятельности.  Кроме    того,
необходимо организовывать работу по следующим направлениям:
     -  поддержка  и  регулярное   обновление    официальных    сайтов
департамента ВЭС на сервере администрации области в  сети  "Интернет",
размещение информации для широкого круга участников ВЭД области;
     -  поддержка  и  постоянное  пополнение  имеющихся  баз   данных,
создание новых информационных массивов по:
     - одобренным инвестиционным проектам;
     - потенциальным инвесторам области;
     - инвестиционным предложениям предприятий и организаций области;
     - предприятиям, находящимся в стадии конкурсного управления;
     - выпуск рекламных продуктов, в том числе и на основе  применения
передовых  информационных  технологий,  распространение  их  во  время
проведения  выставок,  презентаций,  деловых  встреч,    при    приеме
иностранных делегаций;
     - выпуск  и  распространение  специализированного  периодического
издания по вопросам ВЭД;
     -  размещение  региональных  выпусков  на  страницах  местных   и
центральных СМИ.

     4.7. Обеспечение экономической безопасности

     К  важнейшим   мероприятиям    по    обеспечению    экономической
безопасности внешнеэкономической деятельности необходимо отнести:
     - проверку потенциальных  зарубежных  партнеров,  обращающихся  в
органы  и  структурные  подразделения  администрации  области,  органы
местного  самоуправления  с    крупномасштабными    коммерческими    и
финансовыми предложениями;
     -  оказание  консультационной  помощи  организациям  области   по
вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок;
     - создание банка данных по отрицательно зарекомендовавшим себя на
территории  России  иностранным  организациям   и    предпринимателям,
налаживание  информационного  обмена  по  данному  вопросу  с  другими
регионами;
     - реализация мер по  выявлению  и  борьбе  с  нарушениями  правил
осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВЭД.

     5. Заключение

     Результатами реализации данной Концепции должны стать  сохранение
позитивных  тенденций  во   внешнеторговой    деятельности    области,
дальнейший рост иностранных инвестиций, вовлечение организаций области
в международные производственные процессы и  повышение  инвестиционной
привлекательности региона.


Информация по документу
Читайте также