Расширенный поиск
Указ Губернатора Омской области от 29.07.2002 № 189УКАЗ ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ от 29 июля 2002 года N 189 г. Омск О Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) Понимая значимость малого предпринимательства в экономическом развитии Омской области, в соответствии с решением Общественного консультативного совета по предпринимательству при Губернаторе Омской области от 18 июня 2002 года постановляю: 1. Утвердить Концепцию государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (приложение N 1). (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 2. Министерству экономики Омской области: (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 2.1. Обеспечить координацию действий органов исполнительной власти Омской области по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 2.2. Обеспечить взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять меры по реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области на территориях соответствующих муниципальных образований. 4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области Е.М. Вдовина. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) Губернатор Омской области Л.К. Полежаев Приложение N 1 к Указу Губернатора Омской области от 29 июля 2002 г. N 189 КОНЦЕПЦИЯ государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) Введение Настоящая Концепция государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на процессы и явления, происходящие в малом предпринимательстве, и определяет стратегические цели и приоритеты, а также формы и методы государственной политики Омской области в отношении формирования и развития малого предпринимательства. Идеология Концепции основана на социальной значимости и инновационной природе предпринимательства и исходит из того, что в сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их объединений и органов государственной власти Омской области. При разработке Концепции использованы материалы Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, материалы Омского областного комитета государственной статистики, мировой опыт развития малого предпринимательства, социально-экономические исследования состояния малого предпринимательства в Российской Федерации, предложения и замечания объединений предпринимателей, федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Правительства Омской области и органов местного самоуправления Омской области. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 1. Состояние и роль малого предпринимательства в экономике Омской области. Проблемы и перспективы развития Сегодня в Омской области происходит становление малого предпринимательства как эффективного сектора региональной экономики. Его дальнейшее развитие имеет важное социально-экономическое значение при формировании среднего класса как основы социальной стабильности в Омской области. За последнее десятилетие в Омской области достигнут значительный прогресс в становлении малого предпринимательства. Создана нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого предпринимательства осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Созданы профессиональные союзы и объединения предпринимателей. Все это способствует созданию благоприятного делового климата во всех сферах экономики Омской области. Сегодня в малом предпринимательстве Омской области занято свыше 200 тысяч человек, что составляет 18 процентов от экономически активного населения, на 1000 жителей в среднем приходятся 5 малых предприятий. После экономического кризиса 1998 года численность малых предприятий стабилизировалась и на конец 2001 года составила 10,9 тыс. единиц, выросла среднесписочная численность работников малых предприятий, количество индивидуальных предпринимателей имеет устойчивую тенденцию к росту (таблица 1). Таблица 1 Динамика показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в Омской области |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | | | год | год | год | год | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Количество малых предприятий, тыс. ед. | 12,0 | 10,7 | 10,9 | 10,9 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Среднесписочная численность работников | | | | | | малых предприятий, тыс. чел. | 116,7 | 101,0 | 103,7 | 103,3 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Количество предпринимателей, тыс. чел. | 80,6 | 83,3 | 89,2 | * | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Количество крестьянско-фермерских | | | | | | хозяйств, тыс. ед. | 7,3 | 6,9 | 6,7 | 6,4 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Объем произведенной малыми предприятиями | | | | | | продукции, млн. рублей | 2530,8 | 3685,6 | 5734,9 | 6939,1 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Доля объема продукции малых предприятий | | | | | | в объеме промышленного производства, | | | | | | процентов | 2,8 | 3,1 | 5,1 | * | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Валовой сбор зерна в крестьянско- | | | | | | фермерских хозяйствах Омской области, | | | | | | тыс. тонн | 202,2 | 235,6 | 313,1 | 312,7 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Налоговые поступления от малых | | | | | | предприятий в бюджеты всех уровней | 4,5 | 6,8 | 9,6 | 9,9 | | (в процентах от общей суммы налоговых | | | | | | поступлений) | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Инвестиции в основной капитал малых | | | | | | предприятий, млн. рублей | 136,7 | 125,3 | 223,6 | 611,2 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| | Доля инвестиций в основной капитал малых | | | | | | предприятий в общем объеме инвестиций | | | | | | Омской области, процентов | 3,7 | 2,7 | 4,3 | 7,0 | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————| ————————————————————————————————— * данные уточняются Растут показатели экономической эффективности деятельности малых предприятий. Так, производительность труда на малых предприятиях в 2001 году составила 67 тыс. рублей в год на одного работающего, что почти в 3 раза больше, чем в 1998 году. Валовой сбор зерна в расчете на одно крестьянско-фермерское хозяйство увеличился в 2001 году по сравнению с 1998 годом в 1,77 раза. О повышении роли малого предпринимательства в целом в экономике Омской области свидетельствует тот факт, что доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции в 2000 году в общем объеме товарного производства составила 5,1 процента, увеличившись за последние два года почти в два раза. Как результат этого, доля налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 4,5 процента в 1998 году до 9,6 процента в 2000 году, рост составил 1,74 раза. Положительная динамика отмечается и в рентабельности малых предприятий. В 2001 году малыми предприятиями получено 495 млн. рублей прибыли, в том числе в строительстве - 36 процентов от общего объема полученной прибыли, в промышленности - 31 процент, в торговле и общественном питании - 15 процентов. Положительный финансовый результат от хозяйственной деятельности отмечается у 62 процентов действующих малых предприятий. Для субъектов малого предпринимательства сегодня характерны низкая потребность в стартовом капитале, мобильность, высокая степень ликвидности, способность к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, субъекты малого предпринимательства зачастую идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Как подтверждение этому, в Омской области отмечается положительная тенденция увеличения инвестиций в основной капитал малых предприятий. Только в 2001 году объем инвестиций составил 611,2 млн. рублей (7 процентов инвестиций в основной капитал Омской области), что в 4,5 раза выше уровня 1998 года. Наибольшая инвестиционная активность отмечена в организациях промышленности (32 процента), торговли и общественного питания (26 процентов), строительства (24 процента). Расширение влияния малого предпринимательства на всю экономическую структуру Омской области обусловило повышение конкурентности рыночной системы региона, позволило качественно изменить имеющийся производственно-технический и кадровый потенциал. Деятельность малого предпринимательства заметна в каждой отрасли экономики Омской области. В химической и нефтехимической промышленности субъектами малого предпринимательства производятся неформовые резинотехнические изделия (94 процента от общего выпуска этих изделий по Омской области), лакокрасочные материалы, разовая посуда из пластика, упаковка для пищевых продуктов. В машиностроении и металлообработке организациями малого предпринимательства, в основном, оказываются, услуги по ремонту автомобильных двигателей, капитальному ремонту автомобилей, ремонту машин и оборудования, производится нестандартное оборудование и запасные части. Только организациями этого сектора экономики выпускаются центробежные насосы и тракторные косилки. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности организациями малого предпринимательства изготавливаются 68 процентов металлопластиковых окон и дверей, 38 процентов деревянных дверных и оконных блоков, 27 процентов мебели. В легкой промышленности 98 процентов чулочно-носочных изделий и 20 процентов швейных изделий выпускаются организациями малого предпринимательства. В пищевой промышленности Омской области субъектами малого предпринимательства производится 97 процентов рыбной продукции, 38 процентов майонеза, 11 процентов мясных полуфабрикатов, 10 процентов хлеба и хлебобулочных изделий, 6 процентов цельномолочной продукции. В обороте розничной торговли доля субъектов малого предпринимательства составляет свыше 80 процентов товарооборота. Распределение малого предпринимательства Омской области по формам собственности показывает, что наиболее развита частная форма собственности: на ее долю приходится 96 процентов от общего числа малых предприятий. Предприятиями частной собственности произведено 93 процента общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 95 процентов розничного товарооборота малых предприятий, 97 процентов оборота общественного питания, 93 процента прибыли, 98 процентов инвестиций в основной капитал, 96 процентов объема платных услуг (таблица 2). Таблица 2 Структура малых предприятий в разрезе форм собственности (в процентах) |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Вид собственности | 1999 г. | 2000 г. | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Всего | 100 | 100 | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Частная | 96,0 | 96,2 | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Смешанная российская (без | | | | иностранного участия) | 3,6 | 3,3 | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Иностранная | 0,1 | 0,2 | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| | Смешанная с российским и | | | | иностранным участием | 0,3 | 0,3 | |—————————————————————————————————|————————————————|—————————————————| Вместе с тем, несмотря на отмеченные позитивные результаты, деятельность организаций малого предпринимательства пока не оказывает заметного влияния на объемы валового регионального продукта, прибыли, величины средней заработной платы, а также других экономических показателей Омской области. В отраслевой структуре продолжает доминировать непроизводственная сфера деятельности (прежде всего оптовая и розничная торговля) - более 45 процентов от общего числа малых предприятий. В сфере промышленного производства доля субъектов малого предпринимательства продолжает оставаться чрезвычайно низкой - менее 14 процентов. Ими производится около 4 процентов от общего объема промышленной продукции Омской области. Такая диспропорция сложилась, прежде всего, из-за большей эффективности вложения ресурсов в сферу обращения. Недостаточно малое предпринимательство представлено в таких перспективных видах деятельности, как сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, сельскохозяйственное производство (таблица 3). Таблица 3 Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | | Количество | В процентах к общему | | | (единиц) | числу малых предприятий | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Всего | 10856 | 100 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Промышленность | 1504 | 13,9 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Сельское хозяйство (без крестьянских | | | | фермерских хозяйств) | 143 | 1,3 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Транспорт и связь | 226 | 2,1 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Строительство | 1897 | 17,5 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Торговля и общественное питание | 4927 | 45,4 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Общая коммерческая деятельность | 1005 | 9,2 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Наука | 226 | 2,1 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| | Другие отрасли | 928 | 8,5 | |——————————————————————————————————————|————————————|—————————————————————————| Высока теневая часть деятельности субъектов малого предпринимательства. Несмотря на значительное число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на протяжении последних лет стабильно осуществляли хозяйственную деятельность лишь 30 процентов зарегистрированных малых предприятий. При отмеченном увеличении уровня налоговых поступлений общая налоговая и бюджетная эффективность продолжает оставаться крайне низкой. Объем налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в расчете на одного занятого составил в 2000 году 4,5 тыс. рублей при уровне данного показателя в промышленности в целом - 48 тыс. рублей на одного занятого. Столь высокая разница налоговой нагрузки позволяет говорить о низкой бюджетной эффективности малого предпринимательства, о его слабой технологической и технической оснащенности, так как предприятиями малого предпринимательства в Омской области используется лишь немногим более 2 процентов основных фондов промышленности. Таким образом, основными негативными моментами в развитии малого предпринимательства Омской области являются: - невысокая численность действующих субъектов малого предпринимательства; - диспропорции между уровнем развития производственного и торгово-посреднического предпринимательства со значительным преимуществом последнего; - низкая доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме работ (услуг), производимых в реальном секторе экономики на территории Омской области; - обширная практика занижения фонда оплаты труда, использование "серых схем" и иных форм сокрытия истинных масштабов фонда оплата труда (среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях в 2001 году составила около 2300 рублей и была на 6 процентов ниже, чем в среднем по Омской области); - низкая доля налоговых отчислений от субъектов малого предпринимательства; - дисбаланс между уровнем развития малого предпринимательства в районах Омской области и в областном центре; - низкий уровень инвестиций в малых предприятиях и инноваций, недостаточность использования наукоемких технологий на малых предприятиях. В целом потенциал малого предпринимательства в настоящее время в силу различных причин используется недостаточно. Это обосновывает необходимость комплексного подхода к стимулированию развития малого предпринимательства в экономике Омской области, а также повышению экономической и социальной роли малого предпринимательства в развитии региона. Преодоление негативных явлений, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, становится одной из основных целей государственной политики, что обуславливает необходимость определения приоритетов, форм и методов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Омской области. 2. Идеология Концепции и приоритеты развития малого предпринимательства в Омской области В странах с развитой рыночной экономикой роль малого предпринимательства в жизни общества многогранна. Она включает следующие основные аспекты: - обеспечение высокого уровня жизни граждан и создание высокооплачиваемых и престижных рабочих мест; - формирование цивилизованного потребительского рынка; - внедрение новых технологий; - участие в развитии среднего класса - опоры государственной власти и основы социально-экономической и политической стабилизации общества. К функциям малого предпринимательства относятся: - участие в создании валового регионального продукта - основы общественного богатства; - оперативная реакция на рыночный спрос и инициирование структурных изменений в экономике; - насыщение рынка качественными товарами и услугами; - внедрение новой цивилизованной этики общественных и деловых отношений; - развитие конкурентной среды; - содействие государству в реализации им важнейшей социальной функции; - обеспечение средствами существования работников бюджетной сферы, а также социально незащищенных слоев населения посредством уплаты налогов в бюджеты всех уровней. Уровень развития малого предпринимательства определяет состояние экономики и благополучия нации. Благодаря предприимчивости, энергии, творчеству и изобретательности субъектов малого предпринимательства, увлеченности своим делом и, как следствие, их успеху, растет и благосостояние общества, стимулируется развитие деловой инициативы и экономической активности населения Омской области. Малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике Омской области дополнительную стабильность. Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих субъектов малого предпринимательства: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства. Общий вклад малого предпринимательства в формирование внутреннего валового продукта в России существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Так, если доля малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта этих стран достигает 50 - 60 процентов, то в России - всего лишь около 10 процентов. Показатели в Омской области приближаются к общероссийским. Вследствие этого государственная политика, направленная на поддержку субъектов малого предпринимательства, является одним из важных стратегических направлений развития экономики и социальной сферы Омской области. Вместе с тем, идеология государственной поддержки развития малого предпринимательства исходит из факта неоднородности самого предпринимательства и разных по значению и качеству групп, его составляющих. В настоящее время с известной степенью условности можно выделить несколько категорий предпринимателей в России (статичных, случайных и подлинных предпринимателей). В условиях все возрастающей конкуренции необходимо непрерывно совершенствоваться, переходить к преимуществам более высокого уровня, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации производства, сферы услуг, маркетингового и управленческого сопровождения хозяйственной деятельности. Это - сфера приложения сил и способностей стабильно действующих субъектов малого предпринимательства. Все категории субъектов малого предпринимательства ведут свой бизнес в жестких условиях рыночной среды. Однако степень затрачиваемых ими усилий неодинакова. Нагрузка на субъекты малого предпринимательства с инновационной составляющей несопоставима с затратами других категорий малых предприятий при равных экономических условиях хозяйствования. Экономическая и социальная эффективность этих двух основных методов ведения предпринимательской деятельности кардинально отличаются друг от друга. Случайные предприниматели ведут свой бизнес в жестких условиях рыночной среды, ориентируются на снижение стоимости комбинаций факторов производства - низкой оплаты труда, предоставления низкого качества товаров и услуг, ухода от уплаты налогов. Такой бизнес социально разрушителен, он тормозит экономическое развитие Омской области. Другие основывают свою политику на иной модели конкуренции: за счет модернизации и качественного улучшения деятельности, перехода на мировые стандарты технологий и качеств, так они обеспечивают дальнейшие перспективы своего развития. В данном случае экономическая эффективность сопровождается высокой социальной и бюджетной отдачей. Для данной категории субъектов малого предпринимательства необходимо как стратегическое планирование (планы развития на средне- и долгосрочную перспективу), так и специфический менеджмент развития. Все это определяет и главную функцию государственного регулирования - безусловную поддержку предпринимателей, ведущих свой бизнес на основе непрерывного развития производства, поддержания его инновационного характера, высокой бюджетной социальной отдачи. Именно эта категория является настоящим ресурсом региональной экономики. Исходя из вышеуказанного, основными приоритетами государственной политика развития малого предпринимательства на среднесрочную перспективу в Омской области являются: 1) повышение конкурентоспособности и переход к качественно иной модели конкуренции, основанной на новаторстве и внедрении инноваций; 2) участие субъектов малого предпринимательства в областных замкнутых воспроизводственных циклах и в завершающих стадиях межрегиональных воспроизводственных циклов (максимизация добавленной стоимости, а следовательно - и вклада в создание валового регионального продукта); 3) повышение социальной ответственности, выражающейся в обеспечении занятости с достойным уровнем заработной платы и бюджетной эффективности, сопровождающейся высокой налоговой отдачей. Принципами предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства являются: 1) конкурсность и общедоступность; 2) равенство прав кандидатов; 3) профессиональность; 4) соответствие деятельности кандидатов - субъектов малого предпринимательства для предоставления государственной поддержки основным приоритетам развития малого предпринимательства в Омской области. 3. Цели и задачи Концепции Основными целями Концепции являются: 1) определение стратегии и приоритетов государственной политики по созданию условий по формированию эффективного конкурентоспособного малого предпринимательства, участвующего в социально-экономическом развитии Омской области на среднесрочную перспективу; 2) систематизация форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства органами исполнительной власти Омской области. Реализация Концепции направлена на решение следующих задач: 1) содействие формированию системы современного предпринимательства, реализующего свои возможности к активной инновационной деятельности во всех сферах экономики, увеличение темпов роста доли субъектов малого предпринимательства в сфере производства товаров и услуг; 2) создание условий для формирования конкурентной среды, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологий, техники и внедрения на предприятиях и инновационного менеджмента и маркетинга. 4. Основные формы и методы государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области Формы и методы государственной политики развития малого предпринимательства являются инструментом, с помощью которого органы исполнительной власти Омской области оказывают стимулирующее воздействие, направленное на развитие малого предпринимательства в Омской области. Формы и методы государственной поддержки следует разделять на прямые и косвенные. К прямым формам и методам относится создание механизмов, непосредственно воздействующих на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства. Косвенные формы и методы направлены на создание благоприятного делового климата, среды, в которой малому предпринимательству предоставлены условия для самоорганизации, развития за счет собственных ресурсов. В целом государственная политика по развитию малого предпринимательства осуществляется на основании нормативных правовых актов Омской области. 4.1. Механизмы, непосредственно воздействующие на деловую активность субъектов малого предпринимательства: 4.1.1. Совершенствование Омской области законодательства о налогах и сборах. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности для субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата в Омской области. Совершенствование законодательства Омской области о налогах и сборах должно происходить в соответствии с федеральным законодательством. Перспективами развития данного направления являются: - продолжение работы над совершенствованием законодательства о едином налоге на вмененный доход с целью создания стимулирующих условий для развития малого предпринимательства; - исследование возможностей перевода на уплату единого налога на вмененный доход новых видов деятельности в пределах перечня, установленного законодательством Российской Федерации; - предоставление представительным органам местного самоуправления возможности установления понижающих коэффициентов дислокации для отдаленных районов Омской области с целью налогового стимулирования развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях; - установление оперативного контроля за результатами изменения налогового законодательства, пресечение "теневых" операций, стимулирование повышения ответственности субъектов малого предпринимательства по уплате налогов. 4.1.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Совершенствование системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства подразумевает не только выделение бюджетных средств, но и стимулирование привлечения в сектор малого предпринимательства внебюджетных средств В целях формирования системы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить выполнение следующего комплекса мер: 4.1.2.1. Прямое финансирование из областного бюджета. Основным эффективным средством поддержки инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства за счет средств областного бюджета является полная или частичная компенсация процентной ставки субъектам малого предпринимательства по банковским кредитам из средств некоммерческой организации "Фонд поддержки малого предпринимательства Омской области" (далее - Фонд). Следует расширить практику применения данного механизма и обеспечить комплекс мероприятий по стимулированию деятельности субъектов малого предпринимательства по разработке бизнес-проектов. В целях наполнения Фонда: - предусмотреть финансирование Фонда в рамках областного бюджета; - усилить работу по наполнению Фонда из внебюджетных источников; - возвратные средства, полученные от финансовой деятельности Фонда, направлять на дальнейшее стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. 4.1.2.2. Предоставление государственных гарантий Омской области. Государственные гарантии Омской области предоставляются субъектам малого предпринимательства с целью стимулирования их инвестиционной и инновационной деятельности. Для решения наиболее часто встречающейся проблемы получения стартового капитала начинающими предпринимателями необходимо проработать следующие механизмы: создание гарантийных и залоговых фондов (залоговых пулов, закладов, поручительств) при Фонде; микрокредитование в приоритетных направлениях экономики Омской области. Для дальнейшего развития данного вида кредитования необходимо разработать механизм предоставления государственных гарантий банкам, кредитующим субъекты малого предпринимательства. 4.1.2.3. Стимулирование кредитования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников. Упрощение процедуры кредитования финансово-кредитными учреждениями путем: - определения порядка взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с объединениями предпринимателей, кредитными, страховыми организациями, внебюджетными источниками и субъектами малого предпринимательства в Омской области; - формирования кредитной истории и повышение статуса субъектов малого предпринимательства перед финансовыми институтами; - разработки предложений по организации кредитных залоговых фондов на территории Омской области. Для привлечения средств российских и международных финансовых институтов в сфере малого предпринимательства Омской области продолжить работу в следующих направлениях: - усилить меры по стимулированию деятельности субъектов малого предпринимательства по разработке и предоставлению бизнес-проектов в бань данных инвестиционных и инновационных проектов; - продолжить работу с представителями российских и международных фондов поддержки малого предпринимательства в целях повышения объемов денежных средств, направляемых на поддержку инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого предпринимательства Омской области; - сформировать банк данных о малом предпринимательстве в Омской области в разрезе основных экономических показателей (вид деятельности, численность, объем производства и прибыли, стоимость основных фондов и т.д.); - продолжить формирование банка данных инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого предпринимательства; - способствовать созданию регионального центра экспертизы, отбора и предоставления бизнес-проектов; - создать дополнительные информационные каналы для предоставления инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства потенциальным инвесторам, а также получения информации о международных финансовых ресурсах и инвесторах, грантах, целевых кредитных линиях; - принимать участие в инвестиционных и инновационных форумах с целью продвижения имеющегося банка данных инвестиционных и инновационных проектов; - привлекать субъектов малого предпринимательства к проводимым в Омской области и за ее пределами выставочно-ярмарочным мероприятиям и другим формам экономического сотрудничества. 4.1.3. Участие субъектов малого предпринимательства в обеспечении государственного заказа, а также реализации областных целевых программ. Для совершенствования системы государственного заказа на территории Омской области необходимо разработать комплекс мероприятий, который позволит максимально эффективно использовать возможности субъектов малого предпринимательства по производству товаров и оказанию услуг в приоритетных сферах деятельности в Омской области: - благоустройство территорий муниципальных образований; - сельское хозяйство; - жилищно-коммунальное хозяйство; - энергосберегающие технологии и экология; - бытовое обслуживание населения; - производство потребительских товаров и услуг; а также иных приоритетных направлениях развития Омской области, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Омской области. 4.1.4. Совершенствование механизмов использования государственного имущества для развития малого предпринимательства в Омской области. В целях повышения эффективности использования государственного имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства, необходимо обеспечить кооперацию с крупными предприятиями (в первую очередь, по применению неэффективно используемого имущества). Мерами по совершенствованию механизмов использования государственного имущества для развития малого предпринимательства должны быть: а) создание и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей имущественные отношения в Омской области: - упрощенный порядок оформления документов при сдаче в аренду государственного имущества субъектам малого предпринимательства; - единые коэффициенты зонирования (места нахождения объекта аренды) и вида деятельности арендатора для расчета величины арендной платы; - совершенствование и координация механизмов расчета размера арендной платы и размера единого налога на вмененный доход для определенных категорий субъектов малого предпринимательства; - применение различных схем имущественной поддержки малого предпринимательства; - упрощение механизма проведения процедуры, связанной с экспертизой проектной документации; б) участие профессиональных объединений предпринимателей (риэлтеров, оценщиков, страховщиков и других) в решении проблем рынка недвижимости должно осуществляться путем: - публичных слушаний по вопросам территориального зонирования; - передачи объединениям предпринимателей части функций по саморегулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; - стимулирования профессионального уровня и повышения надежности и эффективности сделок на рынке недвижимости; в) активное взаимодействие с субъектами малого предпринимательства в разработке следующих механизмов создания цивилизованных земельных отношений: - передачи прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Омской области, на льготных условиях собственникам расположенных на них объектов недвижимости; - приватизации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости как единых объектов; - обеспечения благоприятных условий для проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. 4.1.5. Межотраслевая интеграция субъектов малого предпринимательства. Межотраслевая интеграция малого предпринимательства и крупных предприятий производится в целях повышения производительности труда, снижения себестоимости и повышения качества производимых товаров и услуг, предоставления неэффективно используемого государственного имущества. Межотраслевая интеграция осуществляется путем: - использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, с вовлечением в этот процесс субъектов малого предпринимательства, в части применения ими высоких технологий (разработка технологий и производств импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья, а также других высокотехнологических и наукоемких производств); - стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции с участием субъектов малого предпринимательства Омской области. 4.2. Создание благоприятного делового климата для развития малого предпринимательства. 4.2.1. Создание и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в Омской области (далее по тексту - нормативная правовая база). Основным направлением совершенствования нормативной правовой базы является работа по созданию благоприятного правового климата, стимулирующего деловую активность Омской области. Совершенствование нормативной правовой базы должно быть прежде всего направлено на упрощение организации предпринимательской деятельности, устранение административных барьеров, оптимизацию системы налогообложения, совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки. При формировании нормативной правовой базы органам исполнительной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области необходимо руководствоваться следующими принципами: - обеспечения гарантий стабильности и долгосрочности государственной политики в отношении малого предпринимательства; - обеспечения четкости и прозрачности законодательства. 4.2.2. Совершенствование системы информационной поддержки малого предпринимательства в Омской области. Развитие малого предпринимательства в Омской области существенным образом зависит от информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства. Под информационным обеспечением субъектов малого предпринимательства понимается включение малого предпринимательства в информационную среду Омской области, в том числе в глобальные и локальные базы данных о рынках товаров и услуг, производственных площадях и производственных мощностях, трудовых ресурсах и т.д. Основными целями совершенствования системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства являются: 1) доведение оперативной и точной информации до субъектов малого предпринимательства о состоянии, приоритетных направлениях и динамике развития экономики Омской области; 2) получение от субъектов малого предпринимательства в качестве обратной связи информации о действиях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (в режиме мониторинга). Развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства предполагает: 1) совершенствование сайта Правительства Омской области по актуальным вопросам предпринимательской деятельности; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 2) совершенствование Информационного бюллетеня департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области, а также расширение состава получателей и информационных каналов для его распространения; (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 3) проведение на регулярной основе экономических переписей субъектов малого предпринимательства (включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей); 4) организация различных информационных мероприятий: конференций, семинаров, лекций, встреч, носящих информационно-обучающий, просветительский характер, а также создание системы "Деловое сотрудничество", позволяющей осуществлять обмен деловыми предложениями (поиск поставщиков, покупателей, инвестиционные предложения и т.д.); 5) обеспечение формирования позитивного образа добросовестного предпринимателя, пропаганда мирового опыта ведения бизнеса через средства массовой информации как одного из важнейших факторов развития экономики путем создания специальных информационно-аналитических программ на радио и телевидении по тематике малого предпринимательства; 6) расширение работы по предоставлению информационной и консультационной поддержки предпринимателям через уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, объединения предпринимателей и иные структуры поддержки предпринимательства, используя средства массовой информации, по следующим направлениям: - предоставление информации о действующих и вновь вводимых нормативных правовых актах, затрагивающих субъекты малого предпринимательства; - разработка и распространение пакетов типовых документов (устав, бизнес-план и др); 7) создание объединениями предпринимателей, заинтересованными коммерческими и некоммерческими организациями информационного центра малого предпринимательства, в функции которого будет входить: - предоставление информации из реестров государственного имущества, предназначенного для передачи в аренду или продажи; - предоставление справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, налоговых органах, об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства; - предоставление информации по вопросам кредитования субъектов малого предпринимательства и другим формам привлечения инвестиций; - консультирование по вопросу выбора наиболее перспективных направлений развития предпринимательства, возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии имеющихся и потребности в необходимых квалифицированных трудовых ресурсах; 8) создание механизма регулярного информационного взаимодействия между Правительством Омской области и субъектами малого предпринимательства по вопросам состояния о тенденциях и динамике развития сферы малого предпринимательства в Омской области. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) 4.2.3. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства. Формирование кадровой политики для развития малого предпринимательства в Омской области необходимо осуществлять, решая задачи первоочередного порядка и на среднесрочную перспективу. Кадровая политика должна сопровождаться постоянным анализом, изучением, прогнозированием на основе научных исследований и тенденций экономического развития Омского региона. Для решения задач повышения качества человеческих ресурсов необходимо наряду с государственными и негосударственными образовательными учреждениями привлекать специализированные научные, аналитические, консалтинговые организации. Основной их целью должно являться исследование рынка труда Омской области, потребности в подготовке и переподготовке специалистов различного профиля. Важнейшей целью работы различного рода образовательных учреждений должно стать разъяснение необходимости постоянного повышения квалификации как рядовых работников, так и управленческого состава субъектов малого предпринимательства. Первоочередными мерами являются: 4.2.3.1. Обучение и переподготовка работающих кадров. Повышение квалификации предпринимательских кадров на основе курсовой подготовки может происходить на базе образовательных учреждений, в форме участия в различных семинарах, конференциях, выставках, а также через обучающие тренинги: организаторские, психологические, управленческие и другие. Следует расширить участие специалистов малого предпринимательства в программах: международной программе "Бизнес для России", Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и других аналогичных программах. Для повышения профессионального уровня сельских предпринимателей следует создать систему профессионального обучения кадров для малого предпринимательства в районах Омской области, с использованием возможностей органов местного самоуправления, вузов и объединений предпринимателей, путем открытия консультационных пунктов, бизнес-школ. 4.2.3.2. Подготовка новых профессиональных кадров. Создание системы выявления и формирования у молодежи с раннего возраста предпринимательских навыков, ознакомления их с экономическим содержанием, структурой предпринимательства, требованиями к личным качествам предпринимателя, спецификой его деятельности на рынке труда. Важным фактором повышения заинтересованности и выявления предпринимательских способностей является проведение деловых игр и бизнес-олимпиад. Создание бизнес-инкубаторов поможет становлению начинающих предпринимателей. 4.2.3.3. Регулирование рынка труда, рынка профессий и рынка образовательных услуг. Разработка научными, общественными и консалтинговыми организациями при участии органов исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области рекомендаций по регулированию рынка труда, совершенствованию кадровой политики субъектов малого предпринимательства. 4.2.4. Устранение административных барьеров. Чрезмерное государственное регулирование предпринимательской деятельности в отдельных секторах экономики ведет к необоснованным затратам сил, средств и времени предпринимателей на получение необходимых разрешений, справок, лицензий и т.д. Данные затраты ведут к отвлечению предпринимателей от основного вида деятельности и не позволяют эффективно развиваться. К задачам устранения административных барьеров относятся: - совершенствование процедур взаимодействия субъектов малого предпринимательства с различными контрольно-надзорными органами с целью сокращения финансовых затрат и времени; - предупреждение протекционистской политики, осуществляемой органами исполнительной власти всех уровней по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам; - обеспечение выполнения антимонопольного законодательства на территории Омской области. В целях упорядочения деятельности контрольно-надзорных органов, а также учитывая актуальность проблемы устранения административных барьеров, необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти: - обеспечить реализацию единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на территории Омской области, в т.ч.: - определить максимально допустимые сроки согласования вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью, с органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области; - разработать механизм заключения долгосрочных договоров аренды государственного имущества с добросовестными субъектами малого предпринимательства; - вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения по упорядочению системы лицензирования путем сокращения перечня организаций, осуществляющих лицензирование различных видов деятельности. 4.2.5. Привлечение в сферу активной экономической деятельности субъектов малого предпринимательства и стимулирование их эффективного развития с учетом приоритетов развития Омской области. Важным механизмом стимулирования деятельности малого предпринимательства является установка приоритетов социально-экономического развития Омской области. Установлением приоритетных направлений является определение видов деятельности, которые признаются важными для социально-экономического развития Омской области на определенный период времени. Для развития приоритетных направлений выделяются бюджетные ассигнования, применяются различные меры стимулирующего характера. Работа субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях позволит производить востребованную продукцию (товары, услуги), а значит, сократить расходы на поиск рынков сбыта. Приоритетные направления развития Омской области с участием субъектов малого предпринимательства определяются нормативными правовыми актами Омской области. 4.2.6. Координация и взаимодействие органов исполнительной власти Омской области, субъектов малого предпринимательства и объединений предпринимателей. Непосредственно работая в малом предпринимательстве, зная его проблемы и неиспользованные возможности, члены объединений предпринимателей через своих представителей ведут диалог с органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Омской области через объединения предпринимателей привлекают субъектов малого предпринимательства для совместной работы по реализации социально экономических задач Омской области. При отборе кандидатов для предоставления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства учитываются рекомендации объединений предпринимателей. 5. Система осуществления государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области Система государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области осуществляется на базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в которую входят государственные, общественные и предпринимательские структуры, взаимодействующие друг с другом и с субъектами малого предпринимательства в целях обеспечения становления, развития и функционирования сферы малого предпринимательства. В систему негосударственной поддержки входят объединения предпринимателей, некоммерческие организации, содействующие реализации государственной политики развития малого предпринимательства посредством оказания его субъектам юридических, финансовых, информационных, технических и консалтинговых услуг и иной помощи в соответствии с профилем своей деятельности в рамках законодательства. Функции по общей координации в сфере государственной политики развития малого предпринимательства возложены на уполномоченный орган исполнительной власти Омской области. Реализация государственной политики развития малого предпринимательства предусматривает следующие аспекты: - функциональный, нацеленный на создание экономических, социальных, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства (разработка нормативной правовой базы, создание необходимой инфраструктуры для развития малого предпринимательства, формирование общественного мнения о необходимости развития малого предпринимательства как одного из условий эффективного функционирования рыночной экономики); - отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях экономики Омской области; - территориальный, с акцентом на поддержку малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных муниципальных образованиях Омской области; - социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения. 6. Оценка эффективности реализации Концепции Эффективность и результативность реализации Концепции оценивается на основе экономических и социальных параметров, включающих: 1) рост экономического потенциала малого предпринимательства; 2) рост количества субъектов малого предпринимательства, повышение экономических показателей малого предпринимательства; 3) рост уровня капитализации малого предпринимательства; 4) повышение качества трудовых и предпринимательских ресурсов; 5) внедрение в практику мирового управленческого опыта (маркетинг, стратегический менеджмент, управление качеством); 6) повышение производительности труда субъектами малого предпринимательства; 7) слияние малого предпринимательства и науки путем организации выпуска продукции, основанной на передовых научных разработках; 8) рост конкурентоспособности малого предпринимательства; 9) продвижение производимых товаров и услуг за пределы Омской области (как в другие регионы России, так и за рубеж); 10) количество создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда; 11) увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы. Данные экономические и социальные параметры будут использоваться в качестве критериев в дальнейшей работе при разработке мероприятий по реализации Концепции. Заключение Наступил качественно новый этап отношений государства и малого предпринимательства. Проблемы предпринимателей все больше становятся не только их частным делом, они тесно связаны с государственными интересами и задачами. Добиться баланса интересов - значит обеспечить не только эффективность осуществления предпринимательской деятельности, но и эффективность социальной политики проводимой всеми уровнями государственной власти. Понимание этого легло в основу настоящей Концепции, реализация которой позволит как перейти к качественно иному типу предпринимательства, так и послужить новым импульсом регионального экономического развития и обеспечить высокие потребительские стандарты и качество жизни населения Омской области. Приложение N 2 к Указу Губернатора Омской области от 29 июля 2002 г. N 189 (Исключено - Указ Губернатора Омской области от 18.08.2004 г. N 175) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|