Расширенный поиск

Указ Губернатора Омской области от 05.09.2016 № 154

УКАЗ

 

ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 5 сентября 2016 года N 154

г. Омск

 

Об утверждении Концепции развития туристского сектора

Омской области до 2025 года

 

В целях стимулирования развития туризма в Омской области, в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, государственной программой Омской области "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 251-п, постановляю:

Утвердить прилагаемую Концепцию развития туристского сектора Омской области до 2025 года.

 

Губернатор Омской области                                       В.И. Назаров

 

 

 

Приложение

к Указу Губернатора Омской области

от 5 сентября 2016 года N 154

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития туристского сектора Омской области до 2025 года

 

1. Общие положения

 

Концепция развития туристского сектора Омской области до 2025 года (далее - Концепция), направленная на создание условий для устойчивого развития туризма в Омской области, разработана с учетом положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, государственной программы Омской области "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 251-п.

Концепция полностью учитывает российские тенденции и современное состояние отрасли в контексте задач государственного управления в сфере экономики, культуры, работы с детьми и молодежью, социального обеспечения граждан, физической культуры и спорта, образования, содействия занятости и сохранения природных и культурно-исторических ресурсов Омской области.

Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также как мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Концепция закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и является инструментом для формирования планов работы органов исполнительной власти Омской области и участников туристского бизнеса всех уровней, а также ориентации предпринимательской и общественной инициативы граждан в сфере туризма.

Необходимость разработки Концепции обусловлена:

- значимостью туризма в формировании имиджа и социально-экономическом развитии Омской области;

- активным развитием внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;

- целесообразностью более полного вовлечения природного и историко-культурного наследия, масштабных событий региона в туристскую деятельность;

- задачей создания эффективной системы работы по развитию туризма в регионе, объединяющей деятельность органов исполнительной власти всех уровней, заинтересованных государственных и муниципальных учреждений, предприятий и организаций разных форм собственности, общественных объединений;

- укреплением межрегионального и международного сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах.

 

2. Современное состояние и потенциал развития туризма

в Омской области

 

Туристские ресурсы Омской области включают редкие в своем роде, но недостаточно известные и сформированные в туристские ресурсы природно-рекреационные объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), традиционные социально-экономические мероприятия, культурные и спортивные события.

Разнообразие природных комплексов территории Омской области обусловлено ее географическим расположением в нескольких природных комплексах: полной тайге, мелколиственных лесах, северной и южной лесостепях и степи с характерными для них особенностями ландшафта, флоры и фауны. В регионе насчитывается 34 особо охраняемых природных территории регионального и местного значения.

В Омской области более 4 тысяч рек, принадлежащих бассейну реки Иртыш, который пересекает Омскую область на протяжении более чем 1 тыс. км. Крупнейшие притоки - Омь, Тара, Ишим. Богатство региона составляют около 16 тыс. озер, 254 из которых соленые. Самые большие озера - Салтаим, Тенис, Ик. Более десяти водных объектов Омской области имеют статус памятников природы, среди которых озера Ульджай и Эбейты - реликтовые соленые озера с галофитами и большими залежами лечебных сульфидных грязей.

Территория региона располагает массивом недвижимых памятников истории и культуры, хранящих память о многовековой истории народов, населяющих Омское Прииртышье, в том числе 1206 памятников археологии, 575 памятников градостроительства и архитектуры. Статус объектов культурного наследия федерального значения имеют 10 объектов, объектов культурного наследия регионального значения - 162.

В Омской области осуществляют свою деятельность 40 музеев, из которых 7 областных музеев и 33 муниципальных.

По этническому составу в многонациональной Омской области преобладают русские (58,8 процента). В ряде населенных пунктов проживают казахи, татары, немцы, украинцы, латыши и представители других народов, бережно сохраняющие самобытную культуру и обычаи своих предков. Возрождаются традиции жизни казачьих поселений.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 30 июля 2001 года N 163 "О местах традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Омской области" в регионе выделяются отдельные виды народных промыслов: художественная керамика, домовая резьба, резьба и роспись по дереву и бересте, икона, ткачество, вышивка, вязание, бисероплетение, лоскутное шитье, ковроткачество, лозоплетение, художественная ковка, бондарное ремесло, косторезничество, пимокатание и другие.

Природные комплексы в сочетании с памятниками истории и культуры составляют потенциальную базу для развития туристско-рекреационного хозяйства. Традиционными местами отдыха омичей являются Артынский и Петропавловский боры, комплекс древних памятников Притарья, Красноярско-Чернолучинская зона отдыха, рабочий поселок Большеречье, озера Ульджай, Эбейты, Ик, Тенис, кедровые урочища северных районов и развиваемая сеть особо охраняемых природных территорий.

Основной туристской дестинацией региона является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск), отметивший в 2016 году свое 300-летие. На территории областного центра находится большинство объектов туристской инфраструктуры, включая исторические объекты, музеи, театры, монументы, парки, скверы, спортивные комплексы, развлекательные и торговые центры, гостиницы, транспортные организации и др. Ежегодно в городе Омске проводятся крупные событийные (экономические, культурные, спортивные, общественные) мероприятия международного, межрегионального и областного уровней.

В XVIII - XIX вв. через Омскую область проходила самая длинная в мире сухопутная дорога, связывавшая восточные окраины Российского государства с его центром, - Московско-Сибирский тракт, который играл важную роль в экономической, социальной, политической истории России, расширявшей свои восточные границы. С ним связаны имена известных путешественников, политиков, писателей, промышленников.

С 2012 года по инициативе Омской области развивается межрегиональный проект "Сибирский тракт", направленный на формирование единого туристического пространства, объединяющего рекреационный потенциал, историко-культурное наследие народов, систему туристских сервисов муниципальных образований, расположенных на территориях Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Данный проект включен в план мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 2246-р.

Особое значение для развития туризма имеет транспортная доступность и устойчивые круглогодичные связи, которые предполагают возможность доставки туристов в любое место в минимальное время и с максимальным комфортом. Транспортный комплекс Омской области представлен следующими видами транспорта: железнодорожным, воздушным, внутренним водным, автомобильным.

Важнейшим элементом транспортной системы, оказывающим значительное влияние на развитие туризма в регионе, являются автомобильные дороги. Общая протяженность автомобильных дорог Омской области составляет 25045,6 км, включая 730,6 км дорог федерального значения, 10144,4 км - регионального или межмуниципального значения, 12669,7 км - местного значения. Доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог - 59,9 процента. Рост автомобильного парка и автотранспортных перевозок, увеличение количества садоводческих товариществ, развитие пригородной застройки (коттеджи и дачи), возросшая подвижность населения в летний период, недостаточное финансирование строительных и ремонтных работ привели к значительным перегрузкам и низкому качеству автодорожной сети Омской области. В период распутицы по ряду автомобильных дорог местного значения невозможен подъезд к памятникам истории и культуры, музеям, зонам отдыха. Недостаточно развита сеть автостоянок и парковых дорог в местах массового отдыха, при объектах показа, в исторических зонах городов. Слабо действует система аварийно-вызывной связи вдоль автомагистралей, предназначенная для оперативной передачи сообщений специальным службам и для связи с абонентами телефонной сети.

На территории региона задействовано на маршрутах межмуниципального и пригородного сообщения порядка 900 автобусов от малой до большой вместимости. Из них 12,6 процента со сроком эксплуатации до двух лет.

Железнодорожное пригородное сообщение осуществляется с 2003 года открытым акционерным обществом "Омск-пригород". Маршрутная сеть не менялась с 2009 года и представлена 13 маршрутами. Данная компания осуществляет перевозку пассажиров электропоездами на территориях 10 муниципальных районов Омской области в четырех направлениях: Исилькульское, Называевское, Иртышское, Татарское. Ежегодная перевозка пассажиров электропоездами составляет более 3 млн. человек.

Открытое акционерное общество "Омский речной порт" осуществляет перевозки пассажиров по экскурсионным и садовым маршрутам.

С 2015 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на территории региона внедряется современная система туристской навигации. В рамках пилотного регионального культурного проекта "Иртышский берег" на территории города Омска вдоль трассы велопешеходного маршрута установлены 44 знака к 39 объектам туристской инфраструктуры. В 2016 году планируется установить 278 знаков туристской навигации к объектам, расположенным на территории областного центра и муниципальных образований региона.

В целом по уровню туристской привлекательности Омская область не входит в число ведущих российских туристских центров. По интенсивности въездных потоков, учитывая природные и историко-культурные особенности, она уступает регионам, десятки лет специализирующимся на рекреационных, культурно-познавательных, развлекательных и прочих видах туризма. Вместе с тем анализ современного состояния туризма в Омской области позволяет сделать выводы о положительной динамике в развитии этой сферы. По данным Федеральной службы государственной статистики общий турпоток в Омской области в 2014 году составил 394,6 тыс. человек.

На территории Омской области действуют более 220 средств размещения (гостиницы, гостевые дома, санатории-профилактории, базы отдыха, хостелы), около 200 туристических фирм, более 400 пунктов общественного питания, десятки транспортных компаний.

В настоящее время Омская область находится на 29 месте среди российских регионов по количеству имеющихся мест в различных средствах размещения (14 282 места), в Сибирском федеральном округе - 5 место. Количество мест с 2005 года выросло на 3 400 единиц. За аналогичный период времени количество совершенных туристами ночевок в Омской области выросло на 347 000 и достигло в 2014 году показателя в 2,0 млн. ночевок. Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения с 2013 по 2015 год увеличился с 854,6 до 1019,2 млн. рублей.

В связи с сокращением количества предложений низкобюджетных зарубежных туров, напряжением международной политической обстановки и чередой разорений крупных российских туроператоров, вызвавших недоверие у потребителей услуг туристических фирм, объем платных туристских услуг данных организаций в последние два года несколько снизился. Отмечается тенденция развития самостоятельно организованных туристами путешествий по территории Омской области, других регионов России и ближнего зарубежья (без посредничества туристских организаций).

С учетом характера экономического развития региона, а также специфики туристского потенциала в настоящее время отрасль в основном ориентирована на интересы и потребности местного населения, транзитных туристов и лиц, прибывающих по программам профессиональной мобильности.

По результатам комплексной оценки приоритетными категориями ресурсов для развития туристского сектора Омской области являются следующие:

 

Потенциал

Использование в туристской сфере

Историко-культурные памятники, среди которых выделяются памятники федерального, регионального и местного значения

Достопримечательности, составляющие основу культурно-познавательного туризма

Историко-архитектурная среда высокой степени сохранности

Туристская территория с размещением объектов туристского обслуживания

Этнографическая среда. Традиции проведения национальных праздников

Основа для познавательного, этнического, паломнического и событийного туризма; реконструкция зданий для объектов обслуживания, имеющих национальные особенности

Традиционные народные промыслы и национальная кулинария, предприятия по производству сувениров

Широкое использование в культурном туризме, в предприятиях торговли и питания

Музеи

Экскурсионный культурно-познавательный и событийный туризм

Религиозные объекты (монастыри, храмы)

Паломничество, религиозный туризм

Театры и концертные залы. Культурные акции. Традиции регулярных фестивалей

Событийный (фестивальный) туризм, развлекательная составляющая туров

Активная бизнес-сфера. Крупные конгрессные мероприятия

Деловой и событийный туризм

Образовательные организации высшего образования, научные организации

Научный и образовательный туризм; кадровый и интеллектуальный потенциал для развития туристской сферы

Спортивные объекты и акции

Спортивный и событийный туризм (международные соревнования)

Природный потенциал: ландшафты, акватории, лесные массивы, заказники, особо охраняемые природные территории

Экологический и лечебно-оздоровительный туризм, сельский (агротуризм), спортивный туризм, приключенческий и экстремальный туризм, отдых в природной среде

Транспортная доступность по отношению к городу - поставщику туристов

Отсутствие ограничений по приему туристских потоков; автотуризм

Организационный и кадровый потенциал; присутствие творческой энергии, необходимой для создания туристской репутации

Консолидация организаторов туристского обслуживания всех уровней; подготовка и повышение квалификации специалистов

Местные предприятия (бизнес)

Участие в проектировании и создании объектов, обеспечение безопасности и транспортного обслуживания, максимальное использование в туристском обслуживании продукции местных предприятий. Эффект мультипликации

 

Для Омской области характерна пространственная неравномерность туристской деятельности, которая определяется как потенциалом территории, так и отношением к освоению этого потенциала организаторов туризма. Создание на территории любого масштаба (город, муниципальный район, музей-заповедник) туристской индустрии требует комплексного освоения потенциала, объединения всех видов туристских ресурсов.

 

3. Основные факторы, сдерживающие развитие туризма

в Омской области

 

Формирование туристского сектора региона должно осуществляться с учетом потребности населения в различных видах и формах туризма и необходимости сохранения природного и историко-культурного комплекса Омской области. При этом особое значение приобретает определение места туристских территорий в общей системе функционального зонирования, выявление туристских ресурсов и их рациональное использование.

Основными факторами, негативно влияющими на развитие туризма в регионе, являются:

- недостаточное использование историко-культурного потенциала, в значительной степени обусловленное плохим состоянием памятников и исторических зон;

- несоответствие существующей структуры туристско-рекреационного комплекса спросу и изменившимся потребностям современного потребителя (большой физический и моральный износ основных фондов значительной части существующих объектов, безликая архитектура, низкий уровень благоустройства прилегающих территорий, малокомфортность и низкий уровень обслуживания, низкое разнообразие ассортимента турмаршрутов);

- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры, в том числе оборудованных туристских стоянок, санитарных зон, пунктов проката, гостиниц, досуговых и спортивных центров;

- проблемы экологического состояния атмосферы на территории областного центра, засоренность прибрежных зон водоемов, природных территорий вдоль автодорог и в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;

- слабая транспортная доступность объектов туризма (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания);

- высокая стоимость отечественного турпродукта, в первую очередь цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации;

- недостаточное разнообразие предложений, ориентированных на население с высоким, средним и низким уровнем доходов, иностранных туристов;

- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;

- недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;

- снижение доходов населения, сравнительно высокий уровень инфляции и сокращение в общих потребительских расходах доли, выделяемой на отдых и туризм;

- низкая степень взаимодействия профильных образовательных организаций, научных организаций и предпринимателей, действующих в сфере туризма и смежных отраслях экономики;

- низкая осведомленность российских и зарубежных туристов о туристских возможностях Омской области;

- недостаточный уровень межмуниципального и межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

- недостаточный уровень развития рекламы и информации.

 

4. Цели и задачи развития туризма в Омской области

 

Стратегическими целями развития туристского сектора Омской области являются:

- создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей граждан России и иностранных граждан в туристских услугах;

- формирование имиджа Омской области как территории, благоприятной для туризма и отдыха.

Основными задачами развития туризма в Омской области являются:

- развитие перспективных видов туризма, ориентированных на различные социальные группы, интересы, потребности и финансовые возможности населения;

- создание комфортной туристской среды на территории Омской области;

- продвижение турпродуктов Омской области на внутреннем и международном рынках;

- совершенствование механизма управления в сфере туризма.

 

5. Перспективные виды туризма в Омской области

 

Перспективные виды туризма для Омской области находятся в прямой зависимости от специфики туристского потенциала, диктующего выбор из широкого спектра видов туризма, существующих в мировой практике, характерных именно для региона.

К перспективным видам туризма в Омской области можно отнести:

 

(Таблица не приводится)

 

Культурный туризм - самый популярный и массовый вид туризма, охватывает посещение исторических, культурных, географических достопримечательностей. На сегодняшний день туристам предлагаются как непродолжительные однодневные экскурсионные маршруты: "Омск многоликий", "Омская крепость", "Ачаирский монастырь", "Большекулачье", "Марьяновские прогулки" и другие, так и многодневные (до 7 дней) программы: "Просторы родного края", "Омская Швейцария - природы красота", "Латышский венок", "Омск и тайны Муромцевского района", "По Московско-Сибирскому тракту" и другие.

Для развития культурно-познавательного туризма необходимы следующие меры: разработка и внедрение новых интерактивных экспозиций в учреждениях культуры и природно-ландшафтных комплексах с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания; создание и развитие смешанного типа учреждений культуры и эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функции, научно-исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс. Такой комплексный подход способен вызвать и удержать интерес современной потребительской аудитории, привлечь инвестиции для финансирования проектов по созданию новых или преобразованию уже действующих объектов за счет средств внебюджетных источников.

Основой для развития событийного туризма может стать интеграция в туристскую деятельность проводимых на территории Омской области мероприятий, таких как Национальный кинофестиваль дебютов "Движение", межрегиональный праздник традиционных ремесел "Покровская ярмарка", Всероссийский фестиваль искусства и дизайна "Сибирская этника", межрегиональные фестиваль этнических культур "Солнцеворот - Окунево" и праздник "На тракте Тюкалинском", цикл мероприятий в рамках акции "Маршрутом Чехова по Сибири на Сахалин", выставки художественных работ мастеров искусств и другие. Данный вид туризма является трудоемким для его организаторов и участников, но имеет ряд преимуществ, среди которых возможности продления туристского сезона (может существовать в любое время года), масштабного сбыта изделий народных промыслов и сельскохозяйственной продукции, развития межрегиональных контактов, привлечения турпотока на территории, не обладающие выдающимися объектами природного и историко-культурного наследия.

Омская область имеет определенный потенциал и большой опыт в развитии спортивного туризма. Ежегодно Сибирский международный марафон и Рождественский полумарафон привлекают в город Омск большое число опытных мастеров и любителей спорта из муниципальных районов Омской области, других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Действующими объектами инфраструктуры для развития спортивного туризма являются некоммерческое партнерство "Спортивный клуб "Авангард" (многофункциональный спортивный комплекс "Арена-Омск"), государственное предприятие Омской области "Спортивно-концертный комплекс имени Виктора Блинова", сеть ледовых дворцов в Омской области, спортивная база "Биатлон" и другие.

С 1960-х годов в Омской области формировалось движение приверженцев спортивного туризма, охватившее учащихся, студентов, работников различных предприятий и учреждений. Омичи достойно представляли регион на различных соревнованиях по спортивному туризму. В силу ряда причин в постсоветский период этот вид туризма стал менее популярен. Вместе с тем лучшие традиции омского спортивного туризма сегодня продолжает ряд общественных объединений, среди которых Омская региональная общественная организация "Областная федерация спортивного туризма", региональная общественная организация "Омский областной туристский клуб", региональная общественная организация "Федерация парусного спорта Омской области", региональная спортивная общественная организация "Федерация альпинизма Омской области", Омский областной союз организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов".

В последнее время растет популярность спортивного туризма, не предполагающего наличие развитой туристской инфраструктуры, но требующего серьезной организации с полным обеспечением безопасности туров. В этом направлении активно работают автономная некоммерческая организация "Центр развития спорта и туризма "Своя дорога", Омская областная общественная организация автомобилистов "Клуб 4x4", Омская региональная общественная организация "Омская федерация спорта сверхлегкой авиации", Омская региональная общественная организация "Федерация рафтинга".

Деловой туризм - это область индустрии туризма, обеспечивающая организацию и управление бизнес-поездками сотрудников различных компаний, а также сфера корпоративных мероприятий и встреч. Только на базе экспозиционных и конгрессных площадей акционерного общества "Агентство развития и инвестиций Омской области" ежегодно проводится больше сотни выставочных мероприятий, международных форумов, конференций, презентаций, дискуссионных площадок по различным направлениям социально-экономической деятельности (Международная выставка высоких технологий и техники для Арктики, Сибири и Дальнего Востока "ВТТА - Омск", выставки "Стройиндустрия Сибири", выставка-ярмарка "Агро-Омск", "АвтоТехЭкспо", международный форум социальных предпринимателей и инвесторов "ИННОСИБ", форум "Свое дело - твой успех" и другие). Развитию делового туризма способствует конгрессная деятельность Омской торгово-промышленной палаты, различных предприятий, организаций, в том числе образовательных организаций.

В настоящее время в стране наблюдается усиление интереса к сельскому туризму. Благодаря природным ландшафтам, разнообразию флоры и фауны, экологической привлекательности, традициям земледелия и скотоводства, сельской культуре и архитектурному наследию, особенностям кухни в Омской области данный вид туризма имеет хорошие перспективы.

Движущие силы сельского туризма (агротуризм) - предпринимательство, вовлечение населения в развитие туризма, сочетание интересов бизнеса и местных жителей на основе взаимовыгодного сотрудничества (рост количества усадеб, предоставляющих услуги туристам, расширение ассортимента продукции приусадебного хозяйства и народных промыслов, сохранение местных достопримечательностей, обычаев, фольклора, развитие инженерной и социальной инфраструктуры).

Социальный туризм ассоциируется с организацией отдыха и путешествий лиц, нуждающихся в определенном продукте. К этой категории населения относятся в первую очередь школьники, студенты, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья, семьи. Развитие социального туризма связано с предоставлением льгот социального характера потребителям туристских услуг на транспортное обслуживание, проживание, питание, оздоровление. Особая значимость данного направления обусловливает необходимость оказания государственной поддержки, включая разработку таких специализированных маршрутов, как недавно созданные: "В краю пяти озер" и "Таежные легенды" для школьников, "Лечебные озера" для семейного отдыха, "Просторы родного края" для пожилых людей, "Сибирская сторонушка" и "Гонки по Омке" для маломобильных групп населения.

Одним из направлений развития детско-молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора обучающихся.

 

6. Создание комфортной туристской среды на территории

Омской области

 

В последние годы в Омской области, как и в России в целом, отмечается тенденция создания новых объектов туристского показа, предприятий коллективного размещения, внедрения системы туристской навигации. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры. В рамках государственной политики в сфере туризма, исходя из опыта территорий, с учетом имеющегося природного и культурно-исторического потенциала Омской области целесообразно создание основных точек роста. Их развитие должно осуществляться с использованием кластерного подхода, который является передовым и эффективным механизмом концентрации усилий органов государственной власти и частных предпринимательских инициатив в создании туристских комплексов, объединяющих на определенной территории систему взаимосвязанных объектов - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой (дороги, газопровод, водопровод, сети электро- и теплоснабжения, канализация, очистные сооружения и другие). При этом в качестве основного механизма работы следует рассматривать государственно-частное (муниципально-частное) партнерство как наиболее перспективный способ совместной деятельности.

Одним из основных факторов формирования всей территориальной структуры туризма является транспортная доступность, которая определяет динамику использования территории и характер организации мест отдыха. Оптимальная временная доступность к зонам отдыха 1 - 1,5 часа. "Пороговые" территории должны быть полифункциональными, с постоянным круглогодичным обслуживанием. Особого внимания требуют вопросы организации строительства и ремонта дорог, обустройства придорожной инфраструктуры. В связи с массовым развитием автотуризма актуально организовать информирование о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути следования. Для организации водного и пляжного туризма необходимы строительство причалов, пристаней, обустройство обеспечивающей инфраструктуры речного судоходства, расширение парка и обновление речных и круизных судов. Требуют отдельного внимания вопросы развития пляжной инфраструктуры и обеспечения экологической чистоты и безопасности пляжей и акваторий. Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния закладывают условия для безопасной организации туризма.

Очевидно, что для вовлечения населения в туристские продукты все компоненты туристского потенциала требуют определенного состояния: памятники должны быть экспонентноспособны, природные зоны - благоустроены и тому подобное. Приоритетными становятся территории, обеспечивающие максимальную длительность туристского сезона, а следовательно, и более высокую рентабельность туристской структуры.

Серьезное внимание необходимо уделять вопросам формирования комфортной информационной туристской среды: разработке комплексного подхода к информационной работе с туристами; внедрению единой унифицированной системы туристской навигации; созданию и развитию туристских информационных центров; созданию банка информации о туристских ресурсах Омской области с обеспечением доступа к нему потенциальных туристов; установлению графика работы объектов туристского показа, соответствующего преобладающему ритму прибытия лиц с туристскими целями; внедрению системы предварительного бронирования и покупки билетов в музеи и театры через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Развитию внутреннего и въездного туризма способствует состояние гостиничной сети. Состояние гостиничной базы Омской области заметно улучшилось за последние 5 лет: осуществлена модернизация ряда отелей, появились новые гостевые дома и хостелы. Однако сохраняется нехватка средств размещения повышенной комфортности, препятствующая организации в Омской области мероприятий с высоким уровнем представительства.

В ряде муниципальных образований Омской области, располагающих природными и культурно-историческими достопримечательностями, привлекательными для путешественников, отмечается отсутствие средств размещения либо их недостаточное количество. Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, хостелы, гостевые дома) позволит увеличить емкость средств размещения, количество рабочих мест в малых городах и сельской местности. Вместе с тем необходимо учитывать потенциал роста частных гостиниц при разработке программ развития коммунальных сетей и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.

Кроме того, при планировании и реализации проектов развития туристской инфраструктуры следует учитывать задачу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для повышения конкурентоспособности туристского продукта Омской области на внутреннем и мировом рынках необходимо достижение высокого качества предоставляемых туристских услуг, применение современных маркетинговых подходов для формирования и предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей.

Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрение на территории региона единой системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

В целях повышения качества туристского продукта Омской области следует осуществлять расширение и периодическое обновление ассортимента предлагаемых на рынке туристских программ и маршрутов.

Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие с современными требованиями работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в регионе. В настоящее время актуальной является проблема подготовки экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.

 

7. Продвижение туристских продуктов Омской области

на внутреннем и международном рынках

 

С учетом низкой осведомленности российских и зарубежных туристов о туристских возможностях Омской области необходимо активно осуществлять продвижение территории, используя весь спектр коммуникаций, включая меры событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование. Необходимо более активно использовать инструменты информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Создание образа Омской области как территории, благоприятной для интересного и доступного отдыха, должно проводиться путем агитации, предоставления информации об имеющихся туристских продуктах, разработанных с учетом потребностей и тем, волнующих современное общество.

В данном направлении целесообразно участие региона в презентациях туристских продуктов, сервисов, а также создание условий для взаимных бизнес-инвестиций в туризм на международных и межрегиональных туристских выставках и форумах, развитие туристских обменов, дальнейшее участие в формировании ежегодного национального календаря туристских событий и национального туристского портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При формировании конкурентоспособных туристских продуктов Омской области возможно сотрудничество с сетью зарубежных представительств Федерального агентства по туризму (Ростуризм) за пределами Российской Федерации в крупнейших странах мира.

Необходимо регулярное осуществление рекламно-информационной кампании в российских и зарубежных средствах массовой информации о потенциале туристского сектора Омской области (опубликование новостных сообщений и специализированных статей, изготовление и трансляция видео- и аудиосюжетов).

Важно обеспечить потенциальным российским и иностранным туристам возможность частичного ознакомления с экспозициями музеев, достопримечательностями, природным миром, туристскими маршрутами в онлайн-режиме (технологии визуализации, виртуальные экскурсии, видеоролики, фотоматериалы); создать условия для предварительного бронирования и оплаты всех видов туристских услуг индивидуальными туристами и организациями; предоставить всю необходимую информацию для самодеятельных туристов - расписание транспорта, карты местности, путеводители, правила поведения, режим работы туристских объектов и другие.

Привлечению внимания российских и зарубежных организаторов путешествий и потребителей туристских услуг будет способствовать создание и популяризация собственных туристических брендов региона.

Для Омской области, расположенной на федеральной автотрассе, соединяющей европейскую часть России с популярными туристскими зонами Республики Алтай и Байкала, граничащей с регионами Республики Казахстан, целесообразным представляется создание и реализация межрегиональных и международных туристских проектов и программ. Пилотным туристским проектом можно считать "Сибирский тракт", уже объединивший ряд муниципальных районов Омской, Тюменской, Новосибирской областей, Забайкальского края и Республики Бурятия.

С учетом направлений современных мировых туристских потоков перспективным направлением для Омского региона является развитие сотрудничества в данной сфере с государствами Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика, Республика Корея).

 

8. Совершенствование механизма управления в сфере туризма

 

Туризм включает множество смежных отраслей, создающих дополнительный мультипликативный эффект, усилить который можно путем экономического и административного регулирования. Плодотворная работа по развитию туристского сектора Омской области может быть достигнута путем объединения усилий заинтересованных органов государственной власти, курирующих разные сферы деятельности (туризм, экономика, природопользование, культура, образование, спорт, транспорт, промышленность и другие), органов местного самоуправления, представителей туристского бизнеса, государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений. Для достижения согласованности и координации развития смежных отраслей и деятельности других сегментов системы, обеспечивающих создание условий для развития туризма, необходимо совершенствование деятельности специальных совещательных органов в целях комплексного планирования, разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, выработки системы мер по стимулированию развития туризма, регулирующих применение программно-целевых инструментов.

Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере развития туризма должен осуществлять деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка и характеристиках потребительского спроса, стимулировать научное и методическое сопровождение приоритетных направлений туристской деятельности, содействовать развитию межрегионального и международного сотрудничества в данной сфере. Анализ ситуации и результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и общественности.

В органах местного самоуправления муниципальных образований Омской области, заинтересованных в привлечении туристского потока, целесообразно определить лиц, ответственных за данное направление работы, создание специализированных учреждений, формирование муниципальных программ (подпрограмм) по развитию туризма.

При разработке планов развития туризма необходимо стремиться к обеспечению учета следующих интересов местных жителей: создание рабочих мест; возможность реализации продукции местного производства или личных подсобных хозяйств; развитие транспортной, социальной инфраструктуры, культурных и досуговых учреждений; уважение к национальным и культурным традициям местного населения; сохранение и восстановление традиционных ремесел и промыслов; участие местных жителей в принятии решений по вопросам строительства туристской инфраструктуры; повышение квалификации; возможность реализации предпринимательской инициативы; повышение культурного и экономического значения территории в масштабах региона, страны.

Осуществление масштабных межмуниципальных и межрегиональных туристских проектов должно происходить во взаимодействии органов исполнительной власти с организациями, осуществляющими управление проектами (Ассоциация межмуниципального сотрудничества "Сибирский тракт" и другие).

Реализация перечисленных в Концепции задач, стоящих перед отраслью, требует выделения бюджетных ассигнований на государственную и муниципальную поддержку развития туризма. Необходимость ежегодных расходов из регионального бюджета продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия в формировании и продвижении туристского продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры. С учетом отраслевого подхода, в целях содействия повышению туристской привлекательности Омской области бюджетные средства выделяются на сохранение природного и историко-культурного наследия, поддержку национальной самобытности населения, благоустройство территорий, строительство и ремонт дорог, проведение масштабных событийных мероприятий (форумов, выставок, фестивалей, чемпионатов и других), стимулирование предпринимательских инициатив, поддержку общественных организаций, формирование интегрированных образовательных программ, повышение квалификации специалистов.

Кроме того, реализация Концепции требует привлечения внимания жителей региона к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности задач Концепции, проявления активной позиции населения в создании атмосферы гостеприимства в Омской области, осуществлении предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг, популяризации путешествий по территории своего региона как одной из наиболее приемлемых форм организации досуга.

 

9. Ожидаемые результаты и риски

 

Развитие и использование объектов природного и культурно-исторического потенциала Омской области, являющихся смысловыми доминантами при формировании туристско-рекреационных комплексов, разработка и продвижение новых туристских продуктов и тематических маршрутов, создание комфортной туристской инфраструктуры и повышение качества туристских услуг, решение вопросов транспортной доступности позволят превратить Омскую область из категории "транзитной" туристической территории в один из центров туризма в Сибирском регионе и повысят ее инвестиционную привлекательность.

Системное развитие туризма позволит увеличить спрос на региональный туристский продукт со стороны омичей и жителей других регионов России и зарубежья, расширить набор потребляемых туристами услуг и, как следствие, обеспечит рост налоговых отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, повысит уровень занятости населения. Увеличение потока туристов может помочь в содержании музеев, культурных объектов, гостиниц, кафе, ресторанов, транспортной инфраструктуры и других объектов.

Социальный эффект развития туристского сектора Омской области будет заключаться в совершенствовании работы по гармоничному воспитанию детей и молодежи, формированию здорового образа жизни, повышению культурного уровня и качества жизни населения, укреплению связей между различными регионами и народами.

Исходя из того, что туризм является отраслью чрезвычайно чувствительной к ситуации в регионе и стране в целом, следует учитывать вероятность существенного снижения результативности работы по исполнению Концепции вследствие рисков, которые могут возникнуть в сферах политики, экономики, администрирования, международных отношений. Сдерживающим фактором для развития туризма могут явиться техногенные и экологические риски. Снижение негативных последствий действия факторов риска достигается путем использования комплексного подхода к планированию работы по развитию туризма. По результатам постоянного мониторинга, с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма, возможна корректировка положений Концепции.

 


Информация по документу
Читайте также