Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Омской области от 07.05.1993 № 165-пГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Указ Губернатора Омской области от 21.01.2002 г. N 15 от 7 мая 1993 года N 165-п г. Омск О профессиональном обучении безработных граждан В связи с созданием в области системы профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения как одного из ведущих направлений реализации государственной политики занятости, социальной защиты безработных граждан ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Согласиться с предложениями о создании в Омской области системы профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения, изложенными в концепции главного управления труда и занятости населения, комитета по образованию администрации области (прилагается). 2. Положение об организации в Омской области профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки высвобожденных работников и незанятого населения утвердить. (прилагается) 3. Принять предложения главного управления труда и занятости населения, комитета по образованию администрации области о создании: - регионального учебного центра по переподготовке незанятого населения на базе Тарского филиала Омского государственного педагогического института в г. Таре; - учебных пунктов по переподготовке незанятого населения на базе сельских профессионально-технических училищ. Положение о региональном учебном центре и список учебных пунктов по переподготовке незанятого населения утвердить. (прилагаются) 5. Комитету по управлению государственным имуществом Омской области (ЗАХАРЧЕНКО В.Я.), комитету по образованию администрации области (МЕХА И.В.) до 1 сентября с.г. выделить общежитие в г. Омске главному управлению труда и занятости населения для проживания в нем безработных граждан на период их обучения по направлению служб занятости с последующим заключением договора по его эксплуатации. 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области ЕЛОВИКОВА Л.А. Глава администрации Л. Полежаев Утверждено постановлением Главы администрации области от 07.05.93 N 165-п КОНЦЕПЦИЯ создания в Омской области системы профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Современное состояние профессионального обучения и переобучения незанятого населения. 3. Концепция организации профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения: - прогнозирование спроса и предложений на рынке труда, формирование программ профессионального обучения незанятого населения; - создание информационной базы, обеспечивающей эффективную работу по переобучению безработных; - стимулирование деятельности предприятий в решении проблем профессионального обучения граждан; - формирование системы профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения; - учебно-методическое, научное и кадровое обеспечение системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных; - финансирование профессионального обучения высвобожденных работников. 4. Взаимодействие органов труда и занятости населения с различными звеньями системы управления образованием. ВВЕДЕНИЕ В условиях перехода к рыночным механизмам управления проблема обеспечения занятости приобретает первостепенное значение. В 1992 году в области зарегистрировано в статусе безработного 9341 человек, направлено на профессиональное обучение 402. На эти цели израсходовано 2024 тыс. руб.: а на выплату пособий по безработице - 15404 тыс. руб. Причины столь незначительных объемов профессионального обучения различны. Это и психологический барьер, нежелание людей, имеющих высокий профессиональный уровень, менять свою профессию, незначительное количество вакансий престижных профессий, пользующихся спросом. Это и ограниченные возможности самой системы профессионального обучения, особенно по подготовке новых специалистов, необходимых для работы в условиях рыночной экономики. Как показывают данные, обратившиеся по поводу трудоустройства в службы занятости области представляют различные социальные слои общества и категории населения. Они значительно дифференцированы по возрасту, стажу работы, профессионально-квалификационному составу, мотивам и стимулам профессиональной деятельности, образовательному уровню. Система профессионального образования слабо ориентирована на решение проблем занятости. На сегодняшний день два взаимосвязанных направления - профессиональная подготовка и трудоустройство населения практически функционируют раздельно друг от друга. В ближайшее время положение в сфере профессионального обучения незанятого населения может существенно измениться. В связи с ожидаемыми масштабами безработицы многие из высвобождаемых работников будут поставлены перед необходимостью соглашаться на любую работу. В этих условиях предоставление подходящей работы, т.е. работы, соответствующей прежней специальности, или уровню профессиональной подготовки, утратит свое значение, резко возрастет необходимость переподготовки работников для выполнения новых видов деятельности. Статистика свидетельствует, что уровень образования стоящих на учете в органах труда и занятости области невысок. Каждый второй имеет общее среднее и неполное среднее образование. Невысок уровень профессионального образования и среди работающих в общественном производстве. Итоги переписи 1989 года свидетельствуют, что в сельской местности каждый четвертый работающий не имеет среднего образования, в городе - каждый шестой. Общее среднее имеют: в городе - 35,4 %, на селе - 34,1 %, в сельской местности только 6 % имеют высшее и 17,5 % среднее специальное образование, в Омске соответственно 15,9 %, и 25,8 %. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕОБУЧЕНИЯ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ Вопросами профессионального обучения незанятого населения в области занимается соответствующий отдел главного управления, специалисты отделов труда и занятости населения администраций районов города и области. Обучение организуется на базе имеющейся базы профессионального образования: в учебных комбинатах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Возможности по переобучению имеются почти по 650 профессиям. В 1992 году профессиональную подготовку в учебных комбинатах предприятий прошли 217 человек, из общего количества направленных отделами труда и занятости населения, в ПТУ - 23 чел., средних специальных учебных заведениях - 2 чел., высших учебных заведениях - 30 чел. Каждый десятый из обученных получил первую специальность. Основная категория направленных на переобучение - женщины - 341 чел. Отсутствие вакантных рабочих мест для них определило и подбор профессий для их обучения с ориентировкой в последующем на занятость индивидуальной трудовой деятельностью - швейным делом, рукоделием, народным промыслом и т.д. Проведение приватизации, организация биржевой и банковской деятельности, новые системы страхования и кредитования потребовали создания новых учебных мест. Главное управление труда и занятости заключило договоры о сотрудничестве в подготовке кадров для этих сфер с политехническим институтом и университетом, где организовано обучение коммерсантов - организаторов, менеджеров, психологов, социальных работников. Не получает в области должное развитие повышение квалификации высвобожденных работников. Только 11 человек прошли в 1993 году повышение квалификации и были трудоустроены по специальности, полученной ранее. Крайне медленно решаются вопросы профессионального обучения высвобожденных работников в сельских районах области. Единичны примеры организации этой работы на местах. В Марьяновском районе организовано обучение непосредственно в хозяйстве швей, в районных поселках Большеречье и Черлаке - соответственно народным промыслам, профессии электромонтер. В Нововаршавском районе заключен договор с учебно-производственным комбинатом "Таис" на обучение 30 безработных женщин рукоделию, швейному делу, скорняжничеству. Серьезную работу по обучению безработных на месте проводит Тарский отдел труда и занятости населения, где решен вопрос обучения по нескольким специальностям. Существующие профессиональные учебные заведения недостаточно приспособлены для организации обучения безработных. С одной стороны преподаватели не готовы работать со взрослым населением, с другой - программы рассчитаны в основном на получение первой специальности без учета профессиональных навыков высвобожденного, его жизненного опыта, индивидуальных способностей. Не соответствует в большинстве своем современным требованиям производства материально-техническая база учебных заведений. Анкетирование 600 человек, обратившихся в отделы занятости, показало, что 50 % из них готовы пройти переобучение, причем 45 % предпочитают повысить свою квалификацию и работать по своей специальности. В то же время 75 % опрошенных не проходили курсы повышения квалификации ни разу за время работы. Из тех, кто проходил эту подготовку 85 % учились 5 и более лет назад. Каждый третий готов пойти на любые курсы лишь бы иметь работу, а все 100 % желающих открыть собственное дело ответили, что должны получить соответствующие профессиональные знания. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСВОБОЖДЕННЫХ РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ Формирование адаптированной к рынку труда системы профессионального обучения предполагает наличие эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего целенаправленное и заинтересованное взаимодействие трех структур: отделов труда и занятости населения, сферы образования и предприятий (организаций). Создание системы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения требует осуществления комплекса мер. К первоочередным можно отнести: 1. Прогнозирование спроса и предложений на рынке труда, формирование программ профессионального обучения незанятого населения. Прогнозные разработки требуют дифференцированного подхода в зависимости от складывающейся в конкретном регионе (районе, городе) социально-демографической и экономической ситуации. Эффективность программ профессионального обучения будет определяться также их целевой направленностью (переподготовка лиц с высоким образовательным потенциалом, профессиональная подготовка молодежи, социально-слабозащищенных граждан и т.д.). Прогнозирование изменения структуры рабочих мест, потребности в квалифицированных кадрах - проблема чрезвычайно сложная в условиях нестабильной стагнирующей экономики. Для разработки перспективной политики в этом направлении целесообразно создание в главном управлении труда и занятости населения группы с целью организации и координации работ по прогнозу потребности в квалифицированных кадрах в профессиональном квалификационном разрезе, перспективных направлений профессионального образования, максимально адаптированного к спросу и предложению на рынке труда. Только на уровне прямых связей - главное управление труда и занятости населения - предприятие наиболее реальна оценка перспективной потребности в квалифицированных кадрах, предстоящих объемов высвобождения, определение наиболее эффективных направлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в связи со структурными, технико-технологическими и организационными изменениями на предприятиях. Балансовые расчеты потребности в кадрах по профессиям и уровням квалификации и выполненные на их основе расчеты подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в различных типах учебных заведений и на производстве являются инструментом заблаговременного согласования спроса и предложения на рынке труда. 2. Создание информационной базы, обеспечивающей эффективную работу по переобучению безработных, предполагает наличие: - банка данных, характеризующих динамику спроса на рынке труда (количественные и качественные характеристики требуемой рабочей силы, вакантных рабочих мест и должностей); - банка данных, характеризующих динамику предложения на рынке труда: социально-демографические, профессионально-квалификационные характеристики незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве (проведение социологических исследований); - банка данных по учебным заведениям (государственным, коммерческим, частным), осуществляющих скоординированную с главным управлением труда и занятости населения работу по профессиональному обучению безработных. Одной из наиболее трудно решаемых проблем является формирование банка данных по вакансиям. Информация поступает в отделы труда и занятости населения в крайне ограниченных размерах, в основном по профессиям, не пользующимся на рынке труда спросом. По престижным профессиям предприятия предпочитают решать проблемы подбора кадров самостоятельно. В значительной мере это объясняется недоверием к качеству подготовки в учебных заведениях. Положение может измениться, если уровень профессионального обучения и переподготовка безработных будут ориентированы на подготовку к работе с новыми технологиями. 3. Стимулирование деятельности предприятий в решении проблем профессионального обучения граждан может осуществляться в форме: - прямого финансирования внутрипроизводственной подготовки в случае найма и обучения контингента (например, потенциально безработная молодежь); - компенсация полностью или частично затрат на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, учреждений, организаций; - финансирования тех курсов, которые связаны с обновлением знаний, т.е. повышающие конкурентоспособность на рынке труда; - дифференцированной налоговой политики (скидка с налога на прибыль в случае организации соответствующих курсов по переподготовке высвобождаемых работников, сокращение взносов предприятий на социальное обеспечение в случае заключения на определенное время различных форм контрактов - получение начальной квалификации, адаптация на производстве). 4. Формирование системы профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения. Основой формирования системы профессионального обучения высвобожденных работников должно стать определение потребности в профессиональном обучении (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) высвобождаемых работников и безработных, которые включают: - объемы профессионального обучения высвободившихся граждан с гарантированным трудоустройством. Выделение приоритетных образовательных программ (профессиональное обучение молодежи и ее трудоустройства, переподготовка лиц с высшим образованием, профессиональное обучение слабозащищенных слоев населения); - объемы профессионального обучения обратившихся в службу занятости, без гарантии трудоустройства; - объемы профессионального обучения по заявкам предприятий. Система профессионального обучения высвобожденных работников должна включать: - проведение совместно с органами управления образованием паспортизации и аттестации учебной базы; лицензирование и сертификацию образовательных структур; - организацию работы по профессиональному обучению безработных граждан на договорной основе в профессиональных учебных заведениях: высших, специальных, технических, учебно-курсовых комбинатах, институтах повышения квалификации кадров, учебных центрах предприятий, частнокоммерческих образовательных структурах и т.п. - создание хозрасчетных учебных центров и учебных пунктов профессионального обучения высвобожденных работников главного управления труда и занятости населения и комитета по образованию; - организацию самого процесса обучения и переобучения граждан в соответствии с требованиями производства к профессионально-квалификационному профилю работника, формирование у обучающихся профессиональной пригодности к новым сферам приложения труда; - обеспечение социальной защиты населения в условиях развития рыночных отношений в области реализации права на профессиональное образование; - организацию сети курсов, предназначенных для подготовки населения к самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, надомному труду; - внедрение новых форм профессиональной ориентации, рассчитанной на обслуживание разных социально-профессиональных и демографических групп высвобождаемых работников, учитывая, что для людей любого возраста исключительно важна возможность получения достоверной информации о вакансиях, сведений о содержании трудовых функций на вакантном рабочем месте, о требованиях к личным качествам и уровню образования для его замещения, о перспективах профессионального роста и освоении смежных специальностей, о спросе на рабочую силу в области; - создание в перспективе при службе занятости консультативных кабинетов, оснащенных автоматизированными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами, объективной информацией о содержании трудовых функций по вакантным профессиям, необходимой для оценки соответствия личных качеств человека, уровня его образования и квалификации требованиям рынка труда к рабочей силе для работы по данной профессии. Это предполагает переход к интенсивной системе обучения на основе прогрессивных методов, новых методик, расширения интеграционных связей обучения и производства. Перспективным является создание центров профессионального обучения незанятого населения служб занятости и органов управления образованием. Это позволяет создать необходимую учебно-производственную базу с учетом потребностей региона и приблизить место обучения к производству, месту жительства. Это позволит создать и более сильное методическое и программное обеспечение. В частности, в г. Таре, при наличии педагогического института, сельскохозяйственного техникума, медицинского и педагогического училищ, профессионально-технического училища можно организовать подготовку для северных районов области по таким престижным профессиям как оператор ЭВМ, хозяйка фермы, медицинская сестра, психолог, юрисконсульт и т.д. В Павлоградке имеются возможности подготовки организаторов сельскохозяйственного производства, в Большеречье - рабочих мясокомбината и маслозавода. Практически во всех районах области есть возможность обучения высвободившихся граждан мастерству швейного дела, парикмахеров, печников, строителей и т.д. Перспективным является профессиональное обучение высвобожденных граждан непосредственно на производстве на основе заключения договоров с мастерами. Подобная практика свидетельствует о высоком качестве обучения и о невысоких затратах на эти цели. Для проведения профессионального обучения социально слабозащищенных слоев населения необходимо создавать в профессиональных учебных заведениях учебные пункты, учебно-производственные мастерские, отдельные классы, кабинеты, которые могут быть временными и постоянными. В связи с нарастающими требованиями к знаниям в области маркетинга, международного права, рекламы, организации управления производством по законам рыночной экономики, массовым появлением новых профессий, обусловленных развитием рыночной инфраструктуры, должна быть расширена сеть соответствующих курсов с привлечением квалифицированных преподавателей. Необходимы обучающие организации, ориентированные на реальности рынка. К таким организациям можно отнести "бизнес-инкубаторы" - фирмы, которые могли бы оказывать помощь в становлении начинающим малым предприятиям, находящимся в них. Основная их задача - поддержка предпринимательства, создание новых рабочих мест, стимулирование развития определенных отраслей и технологий, имеющих хороший потенциал в условиях рынка. Бизнес-инкубаторы могут быть эффективно использованы для решения проблем занятости и переподготовки высвобождаемых работников. На современном этапе для подготовки и переподготовки специалистов с учетом конъюнктуры рынка труда целесообразно в перспективе предусмотреть создание малых акционерных и частных образовательных предприятий, которые будут сотрудничать со службами занятости, что позволит гибко и оперативно реагировать на потребности в профессиональной подготовке кадров. Повышается значимость организации социально-психологической реабилитации, которая должна охватывать как наиболее слабозащищенную часть населения - инвалидов, людей предпенсионного возраста, одиноких матерей, мигрантов и беженцев, так и молодежь, впервые выбирающую профессию, и лиц, высвобождаемых из производства и вынужденных проходить переподготовку или повышение квалификации. Решение этой задачи требует создание совместными усилиями органов занятости, образования, социальной защиты и здравоохранения областного центра социально-психологической реабилитации населения. 5. Учебно-методическое, научное и кадровое обеспечение системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных. Учебно-методическое обеспечение системы профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 органами службы занятости совместно с органами управления образованием. В отделе организации профессионального обучения и переобучения незанятого населения главного управления создается соответствующая группа. Создание системы учебно-методического обеспечения профессионального обучения безработных предполагает: - разработку программ и методик для профессионального обучения различных групп высвобожденных граждан с учетом их профессиональных навыков, образования, жизненного опыта; - организацию подготовки и повышения квалификации преподавателей, работающих с безработными гражданами; - изучение и обобщение опыта работы учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку высвобожденных граждан. В условиях рынка труда обеспечить высокий уровень профессионализма может система, способная на гибкую переориентацию содержания форм и методов обучения. Перспективным в этом отношении является наиболее широкое развитие и практическое использование блочно-модульного метода обучения. Применение данного метода значительно интенсифицирует учебный процесс, позволяет сократить сроки обучения. Основная его идея - быстрая реакция на спрос, вакансии. Разработка и внедрение новых программ и методик требует организации деятельности научного коллектива из числа ученых, работников системы профессионального образования, службы занятости, работодателей при главном управлении труда и занятости населения. 6. Финансирование профессионального обучения высвобожденных работников. Основным источником финансирования профессионального обучения безработных граждан является Государственный фонд занятости. Отсутствие нормативной базы, на основе которой определялась бы стоимость подготовки в различных типах учебных заведений и на производстве, приводит к значительной дифференциации затрат на подготовку даже по одной и той же профессии. Затраты на обучение практически не связаны с качеством подготавливаемых кадров, а дифференцируются в основном по формам и видам обучения. Отсутствие нормативной базы в дальнейшем будет существенно мешать развитию договорных отношений между службой занятости, учебными заведениями и предприятиями. Для того, чтобы поставить договорные отношения на реальную экономическую основу потребуется разработка нормативов затрат на обучение в различных типах учебных заведений и на производстве с учетом расширяющегося диапазона требований к профессиональной компетенции кадров в условиях перехода к рыночной экономике, определение стоимости подготовки и переподготовки в зависимости от профессии и уровня квалификации. Значительны резервы в пополнении средств на профессиональное обучение безработных в возмещении Государственному фонду занятости предприятиями средств, затраченных службами занятости на подготовку и переподготовку работников, которые в течение двух последних лет, предшествующих высвобождению, не проходили курсы повышения квалификации. На это нацеливает постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Координация деятельности любых учебных структур по осуществлению подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения должна быть прерогативой службы занятости и проводиться по: - определению общей потребности в подготовке кадров и подготовке и переподготовке высвобождаемых работников и незанятого населения с учетом региональных изменений между спросом и предложением рабочей силы; - объемам подготовки в различных профессиональных учебных заведениях, в т. ч. и на производстве; - распределению и перераспределению средств фонда занятости, финансирующего подготовку и переподготовку высвобождаемых работников и незанятого населения; - договорно-правовым вопросам между предприятиями и учебными заведениями; - созданию учебных мест; - формированию учебных программ. Эффективная координация предполагает: - разработку единой программы подготовки кадров объединенными усилиями главного управления труда и занятости населения, комитетов по образованию, науки и высшей школы, представителей предпринимательства, профсоюзов; - создание координационного центра по подготовке кадров для обмена опытом по организации подготовки, сотрудничеству в осуществлении программ подготовки, а также проведения исследований по вопросам подготовки кадров в современных условиях; создание ассоциации учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку безработных граждан. Главное управление труда и занятости населения Комитет по образованию администрации области Утверждено постановлением Главы администрации области от 07.05.93 N 165-п ПОЛОЖЕНИЕ организации в Омской области профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобожденных работников и незанятого населения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки* высвобожденных работников и незанятого населения призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению их потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Решение этих задач должна обеспечивать система профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения. Она представляет собой совокупность учебных центров органов труда и занятости населения**, учебных заведений, учебных подразделений предприятий, учреждений, организаций***, негосударственных организаций (учебных заведений), осуществляющих обучение по договорам с соответствующими органами службы занятости. 2. Службой занятости на профессиональное обучение направляются лица, зарегистрированные в качестве безработных, в случаях, предусмотренных законодательством. Право быть направленным на обучение в приоритетном порядке имеют безработные граждане по истечению срока выплаты пособия, в том числе направленные службой занятости на оплачиваемые общественные работы, в случае отсутствия свободных учебных мест. —————————————————————— * В дальнейшем именуется "профессиональное обучение" ** В дальнейшем "службы занятости" *** В дальнейшем "предприятия" 3. Профессиональное обучение высвобожденных работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям), пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы. Обучение граждан под конкретные рабочие места проводится в случаях заключения службой занятости договоров с предприятиями на трудоустройство граждан, выделения предприятиями рабочих мест в соответствии с установленными законодательством квотами, создания рабочих мест с использованием средств службы занятости. 4. Службы занятости на договорных условиях оказывают предприятиям услуги по профессиональному обучению кадров. 5. Профессиональное обучение высвобожденных работников и незанятого населения включает в себя: - подготовку (первоначальное обучение) рабочих - для лиц, не имеющих профессий, желающих приобрести профессии и трудиться по этим профессиям; - переподготовку (переобучение рабочих и специалистов в целях обучения граждан новым профессиям (специальностям), если им службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям (специальностям), либо ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям (специальностям); - обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, проводимое в случаях, если трудоустройство на новом рабочем месте требует от них умения работать по нескольким профессиям; - повышение квалификации рабочих и специалистов в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышения роста профессионализма и компетентности, освоения новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, изучения рыночных экономических отношений, предпринимательства и других вопросов. 6. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется: - в государственных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров, учебных подразделениях предприятий (учебно-курсовых комбинатах, учебных пунктах, школах, постоянно действующих курсах); - в государственных учебных центрах, создаваемых службой занятости; - в негосударственных организациях (учебных заведениях). Для обучения граждан должны широко использоваться возможности предприятий, имеющих необходимые условия, и прежде всего, тех, на которых возможно трудоустройство граждан после обучения. 7. Деятельность негосударственных организаций (учебных заведений) по осуществлению профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения допускается по лицензиям, выдаваемым в соответствии с постановлением Главы администрации области от 25 августа 1992 г. N 274-п главным управлением труда и занятости населения* и при наличии соответствующего сертификата. 8. При районных службах занятости могут создаваться временные учебные пункты, школы, учебно-производственные мастерские и участки, рабочие места, сориентированные прежде всего на обучение социально слабозащищенных категорий граждан (молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью, многодетных граждан и др.), предусмотренных Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". 9. Управление создает банки данных об учебно-производственной базе для профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения, организует информационное обслуживание учебных заведений, предприятий, организаций, осуществляющих профессиональное обучение. 10. Методическое обеспечение профессионального обучения высвобожденных работников и незанятого населения осуществляется комитетом по образованию администрации области совместно с управлением. ————————————————————————— * В дальнейшем "управление" II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ 11. Управление совместно с комитетом по образованию формирует систему профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобожденных работников и незанятого населения, осуществляет координацию действий районных органов службы занятости по организации профессионального обучения, оказывает им необходимую организационно-методическую и финансовую помощь в этой области, определяет объемы и приоритетные направления обучения, заключает договоры с учебными заведениями, предприятиями на обучение граждан. 12. Районные службы занятости осуществляют практическую работу по организации профессионального обучения граждан, а также по профконсультированию совместно с областным центром профориентации. 13. Управление планирует и осуществляет мероприятия, связанные с организацией профессионального обучения безработных граждан с учетом прогнозных расчетов и оценок труда на планируемый период, потребности предприятий в квалифицированных кадрах, численности незанятых граждан, подлежащих обучению, состояния и возможностей учебно-производственной базы, на которой будет проводиться обучение, наличия финансовых и материально-технических средств, кадрового и методического обеспечения. 14. Высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости по вопросам профессионального обучения, лица, зарегистрированные в качестве безработных граждан и нуждающиеся в обучении, проходят профконсультирование с целью ознакомления с рынком рабочей силы, требованиями к уровню квалификации по профессиям (специальностям), возможностями и условиями обучения. При этом им должно быть предложено несколько возможных и доступных вариантов выбора профессии (специальности), места учебы, из которых они вправе выбрать наиболее подходящие. 15. Управление заключает с учебными заведениями, предприятиями договоры на профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, предусматривающие численность обучающихся граждан по профессиям (специальностям), направлениям обучения, уровню квалификации, сроки обучения и его стоимость, взаимные обязательства. 16. С лицами, зарегистрированными в качестве безработных граждан и нуждающихся в обучении, органы службы занятости заключают договоры на обучение, на основании которых им выдаются направления на обучение установленной формы. В случаях направления граждан на обучение в другую местность они обеспечиваются местами для проживания, им предоставляются необходимые средства для оплаты проезда к месту учебы и обратно. 17. Профессиональное обучение высвобожденных в плановом порядке работников предприятий организуется этими предприятиями либо предприятиями, принимающими на работу указанных работников, а также органами службы занятости на договорных условиях с предприятиями, высвобождающими работников. 18. Профессиональное обучение безработных граждан организуется и проводится как по курсовой, так и индивидуальной формам. При курсовой форме обучения группы укомплектовываются численностью, как правило, не менее 10 человек в каждой из лиц, обучаемых по одной или родственным (смежным) профессиям (специальностям), имеющих близкую квалификацию, с учетом их общей образовательной и профессиональной подготовки. Комплектование учебных групп осуществляется как службой занятости, так и учебными заведениями, предприятиями по их взаимной договоренности и в сроки, определяемые службой занятости. Учебные заведения, предприятия могут включать граждан, направляемых на обучение службой занятости, в состав комплектуемых ими в плановом порядке учебных групп. 19. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке. При необходимости изменений и дополнений учебных планов и программ управления вносятся предложения, которые отражаются в договорах с учебными заведениями, предприятиями. Разработка необходимых учебных планов и программ учебными заведениями, предприятиями, на базе которых проводится обучение граждан, осуществляется по заказам и за счет средств службы занятости. 20. Сроки профессионального обучения устанавливаются учебными заведениями, предприятиями, на базе которых проводится обучение, как правило, до 6 месяцев, а в отдельных случаях - до одного года и более. При этом, исходя из необходимости полного освоения соответствующих учебных программ, сроки обучения могут изменяться с учетом категорий обучаемых, уровня их профессиональной подготовки, практического опыта, возможностей и форм обучения (дневной, вечерней). 21. Высвобожденные и незанятые граждане из числа специалистов, изъявившие желание освоить профессии рабочих и трудиться по этим профессиям, проходят обучение в установленном порядке. При этом сроки обучения устанавливаются в каждом отдельном случае. 22. Лица, направленные службой занятости на обучение, могут при возможности проходить ускоренный курс обучения. Решение об этом на основании письменных заявлений обучающихся принимают учебные заведения, предприятия, где проводится обучение, по согласованию с управлением. 23. Профессиональное обучение незанятых граждан может совмещаться с их участием в оплачиваемых общественных работах и проводиться в форме вечерних (сменных) занятий. 24. Управление оказывает помощь учебным заведениям, предприятиям в подборе педагогических работников и повышении их квалификации. 25. Управление может предъявлять учебным заведениям, предприятиям, осуществляющим обучение безработных граждан, рекламации на качество оказываемых ими образовательных услуг, участвовать в контроле за выполнением учебных планов и программ, соблюдением сроков обучения. 26. Отчисление лиц, направленных службой занятости на обучение, за непосещение занятий, нарушение учебной дисциплины и другим причинам осуществляется в установленном порядке учебными заведениями, предприятиями с предварительным уведомлением соответствующей службы занятости. 27. Профессиональное обучение высвобожденных работников и незанятого населения заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов (защитой рефератов, выпускных работ), предусмотренных учебными планами и программами и проводимых в установленном порядке учебными планами заведениями, предприятиями, которыми проводилось обучение. По завершению обучения гражданам выдаются документы (диплом, свидетельство, аттестат) государственного образца. Период профессионального обучения незанятых граждан засчитывается в их трудовой стаж. III. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСВОБОЖДЕННЫХ РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ 28. Профессиональное консультирование граждан, обратившихся в службу занятости, подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных и направленных на обучение, осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения, предусмотренных на эти цели. В затраты на профессиональное обучение входят: - оплата труда педагогических работников, квалифицированных рабочих и специалистов учебных заведений, предприятий, осуществляющих обучение; - оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, окончивших профессиональное обучение; - оплата за приобретение, аренду необходимых для профессионального обучения учебно-производственных площадей, оборудования, других материальных ресурсов, предоставление учебными заведениями, предприятиями услуг при обучении; - оплата за разработку, приобретение, изготовление учебных планов и программ, учебно-методических материалов; - оплата за проведение научно-исследовательских работ по проблемам профконсультирования и профессионального обучения граждан; - выплата гражданам стипендии за период их обучения на условиях и в размерах, установленных законодательством; - транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на обучение в другую местность; - иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профконсультирования и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения. 29. В случаях, когда профессиональное обучение проходят по направлению службы занятости граждане, которые, работая в течение двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности повысить квалификацию или получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение этих лиц производится за счет данных предприятий. Указанные средства возмещаются предприятиями Государственному фонду занятости населения Российской Федерации по фактическим затратам на обучение высвобожденных работников, направленных органами службы занятости, в соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.92 г. N 315. Прохождение работниками профессионального обучения за два года, предшествующих высвобождению, подтверждается соответствующими документами (удостоверениями, свидетельствами и др.) установленной формы, записями в трудовых книжках, предусмотренными законодательством. Главное управление труда и занятости населения Комитет по образованию администрации области Утверждено постановлением Главы администрации области от 07.05.93 N 165-п ПОЛОЖЕНИЕ о Региональном учебном центре по переподготовке незанятого населения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Региональный учебный центр по переподготовке незанятого населения* является ведущим учебным и методическим заведением главного управления труда и занятости населения** и комитета по образованию администрации области по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации высвобожденных работников. 1.2. В своей деятельности центр руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, решениями областного Совета народных депутатов, администрации области, указаниями и распоряжениями органов управления трудом, занятостью населения и образованием. ——————————————————————— * В дальнейшем - центр ** В дальнейшем - главное управление II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА 2.1. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан. 2.2. Оказание профконсультационных услуг населению в выборе или перемене профессии. 2.3. Профессиональное обучение и адаптация к труду социально слабозащищенных граждан, в том числе лиц, с ограниченной трудоспособностью. 2.4. Отработка с учетом специфики и особенностей региона передовых отечественных и зарубежных методик обучения, профориентации и профотбора высвобождаемых и незанятых граждан, совместное обучение с выполнением заказов на договорных условиях для предприятий и населения. III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕНТРА 3.1. Организация учебного процесса. Центр обеспечивает профессиональное обучение и повышение квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения по договорам с отделом труда и занятости населения. Обучение осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам. как правило, групповое в форме экстерната, по индивидуальным планам. Сроки профессионального обучения согласуются с отделами труда, занятости населения и образования и определяются учебными планами и программами. Профессиональное обучение осуществляется по учебным планам и программам, разрабатываемым и утвержденным органами управления образованием и их методическими службами, по согласованию с органами труда и занятости, а также непосредственно центром в установленном порядке. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения заканчивается сдачей ими квалифицированных экзаменов, зачетов, защитой рефератов или др. работами предусмотренными учебными планами и программами. Лицам, успешно окончившим обучение, выдается свидетельство (удостоверение, аттестат, диплом) установленного образца. Контроль за качеством обучения осуществляется при участии органов управления образованием, труда и занятости с привлечением работодателей. 3.2. Организация профессионального отбора. Центр изучает совместно со службами профориентации, учеными состояние профориентационной работы на территории региона, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию, оказывает в этом направлении практическую помощь учебным заведениям, предприятиям, организациям, службам труда и занятости региона. Создает совместно с органами управления занятостью, образованием, здравоохранением и социальной защитой банк профессиографических материалов, медицинских показаний к труду, данных о профессиональных учебных заведениях и предприятиях региона, ведет накопление и переработку информации. Осуществляет психологическую поддержку и коррекцию в профессиональном самоопределении высвобождаемых работников и безработных граждан. 3.3. Центр решает проблемы размещения и бытового устройства обучаемых граждан. IV. ПРАВА ЦЕНТРА Центр в соответствии с возложенными на него функциями имеет право: разрабатывать и утверждать штаты работников в зависимости от размеров финансирования и результатов хозяйственной деятельности. Определять формы и методы профконсультаций, профотбора, организации учебного процесса и прохождения производственной практики обучаемых граждан. Вступать в договорные отношения с учебными заведениями, предприятиями, независимо от форм собственности и хозяйствования, в целях совершенствования учебного процесса, профессиональной подготовки безработных граждан и профессионального отбора, профадаптации людей с ограниченной трудоспособностью. За счет собственных или привлеченных средств приобретать, арендовать учебно-производственные площади, оборудование, технические средства обучения, компьютерную технику, материальные и прочие ценности, необходимые для организации обучения. Использовать прибыль, полученную от результатов своей хозяйственной деятельности, в соответствии с действующим законодательством. V. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА 5.1. Основным источником финансовой деятельности центра являются средства Государственного фонда занятости, выделяемые по представленным главному управлению сметам расходов на планируемый период. 5.2. Дополнительными источниками финансирования являются: - поступления средств за профессиональное обучение кадров по договорам с предприятиями, независимо от подчиненности и форм собственности, а также средства населения за индивидуальное обучение; - поступление средств за произведенную продукцию, выполненные центром работы (услуги), согласно заключенным договорам с предприятиями и по заказам населения; - выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских; - ссуды и кредиты банка; - коммерческая деятельность, в том числе внешнеэкономическая деятельность, в рамках функций, определенных данным положением; - прочие поступления, включая благотворительную и гуманитарную помощь. VI. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ 6.1. Центр возглавляет директор. Директор центра и главный бухгалтер назначаются главным управлением труда и занятости населения по согласованию с органами управления образованием. Работники центра назначаются и освобождаются от занимаемых должностей директором центра в соответствии с действующим законодательством. 6.2. Директор центра в соответствии с представленными ему действующим законодательством правами: без доверенности действует от имени центра и представляет его во всех организациях и учреждениях. Утверждает штаты работников центра, сметы расходов, планы работы центра. В пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и т.п. Выдает доверенности, открывает в учреждениях банка счета центра. 6.3. Директор центра обязан: организовывать выполнение функций, возложенных на центр, постоянно совершенствовать организацию труда, повышать профессиональный уровень работников, добиваться неукоснительного качества и эффективности выполняемых работ. Обеспечивать сохранность материальных средств, соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда и техники безопасности. Представлять отчеты в областные органы государственного управления, финансов и статистики в установленном порядке по всем видам деятельности. 6.4. При центре организуется коллегиальный совет в составе директора центра (председатель совета), его заместителей, представителей органов управления трудом и занятостью, образованием. 6.5. Центр является хозрасчетным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в государственных и коммерческих банках, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Утверждено постановлением Главы администрации области от 07.05.93 N 165-п СПИСОК профессионально-технических училищ области, создающих учебные пункты по переподготовке незанятого населения 1. Большереченское ПТУ-12 2. Марьяновское ПТУ-16 3. Оконешниковское ПТУ-19 4. Тарское ПТУ-25 5. Черлакское ПТУ-26 6. Тюкалинское ПТУ-27 7. Исилькульское ПТУ-28 8. Москаленское ПТУ-29 9. Таврическое ПТУ-30 10. Саргатское ПТУ-31 11. Называевское ПТУ-33 12. Горьковское ПТУ-34 13. Тевризское ПТУ-38 14. Калачинское ПТУ-41 15. Русско-Полянское ПТУ-42 16. Павлоградское ПТУ-53 17. Полтавское ПТУ-64 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|