Расширенный поиск

Постановление Главы администрации города Омска от 04.04.1994 № 73-п

 
                   ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 4 февраля 1994 года N 73-п
                               г. Омск

       О положении на рынке труда г. Омска по итогам 1993 года
        и программе содействия занятости населения в 1994 году

     В 1993   году   ситуация  на  рынке  труда  г.  Омска  отличалась
стабильностью.  Уровень безработицы держался  в  пределах  0,3  -  0,4
процента.  В целях дальнейшей стабилизации положения на рынке труда г.
Омска,  в соответствии с Законами Российской  Федерации  "О  занятости
населения  в  Российской  Федерации"  и  "О  местном  самоуправлении в
Российской Федерации", постановляю:
     1. Информацию о положении на рынке труда г.  Омска по итогам 1993
года принять к сведению (Приложение N 1).
     2. Согласиться  с  "Основными  положениями  программы  содействия
занятости населения г. Омска в 1994 году" (Приложение N 2).
     3. Поручить  главному  управлению  труда  и  занятости  населения
(Калугин В.Е.) направить "Программу содействия занятости  населения  в
1994 году" в районы города до 15.02.1994.
     4. Главам администраций районов принять  решения  о  квотировании
рабочих мест для слабозащищенных категорий населения.
     5. Предложить главному управлению  труда  и  занятости  населения
(Калугин В.Е.) совместно с администрациями района оказывать финансовую
помощь  работодателям  в  создании  рабочих  мест   для   молодежи   и
организации летней занятости подростков.
     6. Обратить  внимание  главного  управления  труда  и   занятости
населения,  глав  администраций  районов  на  необходимость  кадрового
укрепления отделов труда и занятости,  улучшения их материальной базы,
повышения качества работы с незанятым населением.
     7. Постановление главы администрации г. Омска N 6-п от 11.01.1993
"О  городской программе занятости и мерах по регулированию рынка труда
г. Омска в 1993 году" снять с контроля.
     8. Комитету социальной защиты населения (Медведев Н.Н.) совместно
с главами управлением  труда  и  занятости  населения  (Калугин  В.Е.)
ежеквартально  информировать  членов  коллегии при главе администрации
города о состоянии рынка труда г. Омска.
     9. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
комитет  социальной  защиты  населения  (Медведев  Н.Н.)   и   главное
управление труда и занятости населения (Калугин В.Е.)

     Глава администрации                                 В.П. Рощупкин



                                                        Приложение N 1
                                                 к постановлению Главы
                                                 администрации г.Омска
                                                  от 04.02.1994 N 73-п

                              ИНФОРМАЦИЯ
                 о положении на рынке труда г. Омска
                         по итогам 1993 года

     Постоянно растущие  темпы  инфляции  удерживали  безработицу   на
уровне   0,3%   трудоспособного   населения,   что  в  3  раза  меньше
среднероссийского.  По состоянию на 1  января  1994  года  численность
безработных составила 1693 человека,  всего за прошедший год в статусе
безработного побывало 5,9 тысяч омичей (согласно минимального варианта
прогноза  РТ  ожидалось около 12 тыс.  безработных),  из них около 4-х
тысяч человек (68% безработных) получали пособие по безработице.
     Наряду с  незначительными  масштабами реальной зарегистрированной
безработицы значительно увеличивается латентная (скрытая) безработица.
По  данным  управления  статистики  только  в промышленности около 20%
работающих  побывало  в  административных  отпусках  или  работали   в
условиях неполного рабочего дня.
     По сравнению с 1992 годом процессы высвобождения работников  были
снижены  более  чем в 2 раза.  В общей численности высвобождаемых доля
женщин - свыше 70%,  граждан предпенсионного возраста  около  20%.  Из
общего   количества   высвобожденных  работников  в  службу  занятости
обратилось 3,1 тыс.  омичей,  удельный вес их  в  числе  обращений  за
помощью в трудоустройстве 59%.
     В целом за прошедший год в службу обратилось 38,4  тысяч  омичей,
из  них  5,5  тысяч человек были поставлены на учет как ищущие работу,
32,9 тыс. граждан получили консультации сотрудников службы.
     При посредничестве   работников  службы  нашли  работу  3,8  тыс.
человек (по прогнозу 3,0 т.ч.),  в том числе 2,0 тысяч человек или 39%
из числа незанятого населения.
     Особые трудности  с  поиском  работы  испытывают  слабозащищенные
категории граждан:  лица предпенсионного возраста - %  трудоустройства
19,  женщины, воспитывающие малолетних детей, - 26%, инвалиды 3 группы
- 27%, выпускники общеобразовательных школ - 29%.
     Наиболее напряженная  ситуация  на  рынке   труда   сложилась   в
Кировском,  Октябрьском  и  Первомайском  районах города.  В Кировском
положение  усугубляется  отсутствием  вакансий:  на  3-х   безработных
приходится  одна  вакансия.  В  Октябрьском районе на функционирование
рынка труда заметное влияние оказывает концентрация предприятий ВПК. В
отличие  от  других  районов  города  в Октябрьском приток безработных
превышает   вероятность   выхода   из   безработицы,    следовательно,
увеличивается численность длительно безработных.
     Всего в  городе  этот  показатель  (безработица  свыше  1   года)
составляет 7,2% от общего числа безработных.
     В составе безработных по-прежнему преобладают женщины,  их доля в
общем  числе  87%  (1,5  тыс.  чел.),  из  них свыше 400 человек имеют
малолетних детей.  Удельный вес высвобожденных работников  свыше  60%,
граждан,  уволившихся по собственному желанию,  около 30%, выпускников
учебных заведений 4,4%.
     По возрастному  составу в числе безработных удельный вес молодежи
в возрасте до 30 лет - 28%, омичей предпенсионного возраста - 16%.
     Ухудшение финансового  состояния  предприятий  повлияло на резкое
снижение спроса на рабочую силу:  по состоянию на 1 января т.г. заявку
на  потребность 2,2 тысяч работников (график N 1) представили в службу
231 предприятие, в основном на рабочие специальности (84 %).
     Приобретенными направлениями  в  работе службы занятости являются
активные формы  содействия  занятости  населения:  повышение  качества
рабочей  силы,  содействие в создании новых рабочих мест,  организация
оплачиваемых общественных работ.
     За прошедший  1993  год  0,2  тысячи  омичей  приняли  участие  в
общественных работах, по прогнозу намечалось 0,4 тыс. человек.
     В целях  повышения  конкурентоспособности,  получения  профессии,
пользующейся спросом на рынке труда,  службой направлено 1586  человек
на профессиональное обучение, из них 1458 человек завершили обучение в
1993 году, 78% трудоустроено по полученной специальности.
     ГУТиЗ оказана  финансовая поддержка предпринимателям для создания
2,4 тысяч новых рабочих  мест,  в  том  числе  738  рабочих  мест  для
безработных  женщин.  Профинансированы предприятия,  использующие труд
инвалидов: СТ "Промысел", МП "Интерьер", кооператив "Поиск" и другие.
     На сохранение  рабочих  мест  на ряде предприятий города из фонда
занятости было выделено 85 млн. руб. На выплату пособия по безработице
израсходовано 84115,5 тыс. рублей.
     В течение   прошедшего   года   службой    занятости    проведена
организационная   работа   по   формированию  Центра  профессиональной
реабилитации   инвалидов,   разработана   программа,    обеспечивающая
занятость  инвалидов,  утвержденная  решением  коллегии  администрации
области 19.10.1993 N 397-Г.
     В сентябре прошедшего 1993 года прошла ярмарка вакансий. В городе
действовал Центр  реабилитации  лиц,  освобожденных  из  мест  лишения
свободы.   По  вопросам  содействия  занятости  бывших  военнослужащих
управление сотрудничало с биржей трудоустройства "Вектор".
     Наряду с  районными  отделами управления помощь в трудоустройстве
молодежи оказывал "Студсервисцентр", педагогическая биржа.
     Всего в   городе   зарегистрировано  около  14  негосударственных
организаций,  занимающихся  оказанием  платных  услуг   населению   по
трудоустройству.    Деятельность    10   таких   альтернативных   фирм
пролицензирована.  Работа ГУТиЗ строилась в соответствии  с  основными
положениями, изложенными в программе занятости населения на 1993 год.
     
     Зам. начальника
     главного  управления труда
     и занятости населения                                 В.Е.Калугин



                                                        Приложение N 2
                                                 к постановлению Главы
                                                 администрации г.Омска
                                                  от 04.02.1994 N 73-п

                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     программы содействия занятости населения г. Омска в 1994 г.

     1. Рынок труда - реальность и прогнозы

     Численность постоянного   населения   г.   Омска   на  01.01.1993
составила 1166,5 тыс.  человек,  меньше  прошлого  года  на  2,1  тыс.
человек (0,2 процента).
     Трудовые ресурсы  г.  Омска составляют 705,1 тыс.  человек (60,4%
численности населения),  из  них  96%  -  трудоспособное  население  в
трудоспособном возрасте, 4% - работающие пенсионеры и подростки.
     Занято в экономике города  539,8  тыс.  человек  или  76,5%  всех
трудовых   ресурсов.   Постоянно   растущие  темпы  инфляции  удержали
безработицу на уровне 0,3%  трудоспособного населения,  что в  3  раза
меньше среднероссийского.
     Ситуация на  рынке  труда  города  складывалась  в соответствии с
прогнозируемым  минимальным  вариантом,  главным  образом,   за   счет
снижения  более  чем  в  2  раза  по  сравнению  с 1992 годом процесса
высвобождения работников с предприятий города (таблица 1).
     Прогнозная оценка  ситуации  на  рынке  труда  города в 1994 году
формировалась  в  обстановке,   характеризующейся   высокой   степенью
неопределенности   внешнеполитических,   экономических   и  социальных
факторов,  что повлекло за  собой  необходимость  в  многовариантности
расчетов рынка труда.
     Результаты проведенных расчетов приведены в таблице 2.
     Вариант первый  предполагает  дальнейшую либерализацию экономики,
активизацию экономических процессов:
     - уровень безработицы составит менее 1%  трудовых ресурсов,  т.е.
темпы роста числа безработных будут умеренными,  ожидаемая численность
безработных 7 тыс. человек.
     Второй вариант  составлен  на   основе   фактически   сложившихся
тенденций   в   экономике   города,  экспертных  оценках  специалистов
экономических и кадров служб предприятий и организаций города:
     - уровень безработицы превысит 1%  трудовых ресурсов, темпы роста
численности безработных будут  нарастающими,  численность  безработных
составит 10,5 тыс. человек.
     Третий вариант основан  на  прогнозе  функционирования  народного
хозяйства  в  условиях  жестокой  финансовой дисциплины,  предполагает
массовое высвобождение работающих:
     - уровень безработицы увеличивается до 3%,  ожидаемая численность
безработных - 20 тыс. человек.

     2. Меры государственного регулирования,  обеспечивающие занятость
населения

     В качестве   приоритетного   направления   в   данной   программе
определено повышение качества рабочей  силы,  предлагающей  услуги  на
рынке труда через обучение и переобучение незанятого населения.
     Создание системы  профессионального  обучения,   переобучения   и
повышения   квалификации   высвобождаемых   работников   и  незанятого
населения в соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  14  мая  1992  года  N  315 требует решения в 1994 году
проблем:
     а) формирования учебной базы профессиональной подготовки с учетом
новой экономической ситуации;
     б) организация   процесса   обучения  и  переобучения  граждан  в
соответствии        с        требованиями        производства        к
профессионально-квалификационному      профилю      работника,      их
индивидуальными способностями и склонностями;
     в) создания банка учебных планов и программ для профессионального
обучения безработных граждан, инвалидов;
     г) создание    системы    психологической    и   профессиональной
реабилитации безработных граждан, инвалидов;
     д) создания  системы  повышения  квалификации  специалистов служб
занятости,   курирующих   вопросы   профессионального    обучения    и
профориентации,  также преподавателей учебных заведений,  работающих с
безработными гражданами и инвалидами.
     Участие службы    занятости   в   сохранении   рабочих   мест   и
предупреждении массовых увольнений определено  приказами  ФСЗ  России,
согласно  которых ГУТиЗН имеет возможность оказывать финансовую помощь
работодателям    или    работникам    предприятий,    находящимся    в
административных  отпусках  или вынужденно работающим неполный рабочий
день (неделю).
     В 1994  году  главное  управление  труда  и  занятости  населения
продолжит практику сотрудничества с работодателями по созданию рабочих
мест  и  развития  новых  форм  активного  воздействия на рынок нашего
региона  путем  организации  самостоятельной  занятости  и   поддержки
предпринимательской  инициативы  среди безработных граждан (приказ ФСЗ
России от 10.06.93 N 74).  Совершенствуя работу  по  созданию  рабочих
мест,   главное   управление  планирует  оказывать  финансовую  помощь
работодателям на конкурсной основе,  привлекая к сотрудничеству Омскую
областную  ассоциацию предприятий - производителей товаров и услуг.  В
тех  случаях,  когда  районный  отдел  труда  и  занятости  испытывает
затруднения  в  трудоустройстве  какого-либо  конкретного безработного
гражданина,  с ним возможна  работа  по  привлечению  его  к  занятиям
индивидуальной   предпринимательской   деятельностью.  Обучение  будет
организовано в создаваемом городском бизнес-инкубаторе.
     Одна из   мер   социальной  защиты  незанятого  населения  -  это
организация общественных работ.  Всего в  общественных  работах  могут
принять  участие  свыше  300 безработных.  Наибольшие затраты из фонда
занятости  планируются  в  летний  период,  когда  к  данным   работам
привлекаются школьники и подростки.
     Ожидаемое развитие процессов на рынке труда в 1994 году  приведет
к   увеличению   количества  граждан,  относящихся  к  слабозащищенным
категориям населения  (женщины,  молодежь,  инвалиды).  Для  смягчения
напряженности  в  этом  вопросе предусматривается принятие специальных
постановлений Глав администраций  районов  города  Омска  о  выделении
необходимого  количества  квотируемых рабочих мест на предприятиях,  в
том  числе   137   рабочих   мест   для   инвалидов,   которые   будут
профинансированы из средств фонда занятости.
     С целью  решения   социальных   проблем   слабозащищенных   групп
населения  в  1994  году  планируется  открыть  Центр профессиональной
реабилитации  инвалидов,  оказать  помощь   Молодежной   бирже   труда
"Студсервисцентр",  открыть  аналогичные  структуры  в  других районах
города, продолжить сотрудничество с Центром трудовой реабилитации лиц,
отбывших наказание в местах лишения свободы,  с биржей трудоустройства
бывших военнослужащих  "Вектор".  Для  длительно  безработных  граждан
намечено открыть "Клуб ищущих работу".
     Развитие службы занятости  в  городе  Омске  предполагает  прежде
всего  работу  по  повышению  профессиональной  подготовки  работников
районного  и  областного  звена  ГУТиЗН  и  дальнейшую   автоматизацию
отделов.  Необходимо  продолжить  работу по формированию образа службы
занятости  как  организации  доброжелательной,  способной   помочь   и
защитить.   На  базе  Центрального  отдела  труда  и  занятости  будет
организован модельный центр занятости.

     3. Финансовое обеспечение программы

     На 1994 год  основным  источником  формирования  фонда  занятости
являются отчисления от страховых взносов работодателей в размере 2% от
средств,  направляемых на оплату труда - 8179000  тыс.  руб.  Основные
направления расходования фонда занятости следующие:
     - на выплату пособий по безработице           - 2393482 т. руб;
     - на оказание материальной помощи безработным -  179560 т. руб;
     - на выплату стипендий                        -  533528 т. руб;
     - на организацию общественных работ           -   48192 т. руб;
     - на возмещение пенсионному фонду             -  451880 т. руб;
     - на организацию оплачиваемых рабочих мест
       для инвалидов                               -   63300 т. руб.

Заместитель начальника
главного управления труда
и занятости населения                                      В.Е.Калугин

                                                             Таблица 1

                                АНАЛИЗ
           рынка труда г. Омска за январь - декабрь 1993 г.

|—————|———————————————————————————————|—————————|————————————|—————————————————|
|  N  |                               | Прогноз | Фактически |   Примечание    |
| п/п |                               | 1993 г. |    1993 г. |                 |
|—————|———————————————————————————————|—————————|————————————|—————————————————|
|  1  |              2                |    3    |     4      |        5        |
|—————|———————————————————————————————|—————————|————————————|—————————————————|
|  1    Трудоспособное население в                                             |
|       трудоспособном возрасте          684,4       674,1                     |
|                                                                              |
|  2    Рынок труда, всего                90,0     свыше 90                    |
|                                                                              |
|  3    Самостоятельно решали воп-                                             |
|       рос о трудоустройстве             72,0        84,5                     |
|                                                                              |
|  4    Обратились в службу заня-                                              |
|       тости за трудоустройством         18,0         5,5     Кроме того,     |
|                                                              32,9 тыс. чел.  |
|                                                              получили        |
|                                                              консультации    |
|              из них:                                                         |
|  4а   - высвобожденные работники                                             |
|       с предприятий города              10,0         3,1                     |
|                                                                              |
|  4б   - неработающая молодежь (вы-                                           |
|       пускники со свободным рас-                                             |
|       пределением, отчисления из                                             |
|       учебных заведений и др.)           0,8         0,4                     |
|                                                                              |
|  5    Трудоустроено службой заня-                              Кроме того,   |
|       тости, всего                       3,0         2,0       1,8 тыс. чел. |
|                                                                по консуль-   |
|                                                                тации         |
|                                                                              |
|  6    Направлено на профобучение                                             |
|       за счет ФЗ                         1,4         1,6                     |
|                                                                              |
|  7    Общее количество безработ-                                             |
|       ных, побывавших на РТ             12,0         5,9                     |
|                                                                              |
|              из них:                                                         |
|                                                                              |
|  7а   - было признано безработ-                                              |
|       ными в 1993 году                   -           3,4                     |
|                                                                              |
|  8    Получали пособие, всего с                                              |
|       учетом снятых с пособия в                                              |
|       текущем периоде                    7,0         4,0                     |
|                                                                              |
|  9    Участвовало в обществен-                                               |
|       ных работах, всего                 0,4         0,2                     |
|                                                                              |
| 10    Оформлено безработных на                                               |
|       досрочную пенсию                   1,0         0,5                     |
|                                                                              |
| 11    Уровень безработицы в % к                                              |
|       трудоспособному населению           х          0,3                     |
|                                                                              |
| 12    Наличие вакансий по состоянию                                          |
|       на 01.01.1994, всего                х       2199                       |
|             в т.ч.:                                                          |
|                                                                              |
| 12а   - рабочих мест                      х       1852                       |
|                                                                              |
| 12б   - должностей                        х        347                       |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————  |

     Справочно: ввиду  изменения  требований  ФСЗ по поставке на учет,
произошло резкое снижение числа обращений граждан в службу  (строка  4
фактически),   для   сравнения   в   1992  году  в  СЗ  обратилось  за
трудоустройством 16 тыс. чел.

     Главное управление труда
     и занятости населения

                                                             Таблица 2

                               ПРОГНОЗ
                 рынка труда на 1994 год по г. Омску

                                                      (тыс. чел.)
|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————|
|                                     |         Варианты            |
|                                     |————————|—————————|——————————|
|                                     | миним. |  средн. |  максим. |
|—————————————————————————————————————|————————|—————————|——————————|
|     1. Предложение рабочей силы                                   |
|                                                                   |
| 1. Высвобождение работников           12,0      18,0        32,0  |
|                                                                   |
| 2. Молодежь                           13,0      16,4        22,0  |
|                                                                   |
| 3. Уволенные по причине текучести     41,8      50,0        70,0  |
|                                                                   |
| 4. Демобилизованные из рядов                                      |
|    Вооруженных сил                     2,3       2,8         3,0  |
|                                                                   |
| 5. Освобожденные из мест лишения                                  |
|    свободы                             0,9       1,2         1,2  |
|                                                                   |
| 6. Незанятое население                 5,0       6,0        14,0  |
|                                                                   |
| 7. Мигранты                            5,0       5,6         7,8  |
|                                                                   |
|                            Итого:     80,0     100,0       150,0  |
|                                                                   |
|     2. Направления  использования   рабочей силы                  |
|                                                  -                |
| 1. Решат вопрос с трудоустройством                                |
|    самостоятельно                     43,0      50,0        75,0  |
|                                                                   |
| 2. Обратятся в СЗ за содействием,                                 |
|    всего                              37,0      50,0        75,0  |
|                                                                   |
|             из них обратятся за:                                  |
|  - консультацией, всего               30,0      38,0        55,0  |
|  - за трудоустройством, будут по-                                 |
|    ставлены на учет                    7,0      12,0        20,0  |
|    Будут трудоустроены, всего          4,0       7,0        10,0  |
|    в т.ч. из числа поставленных на                                |
|    учет                                2,0       2,5         3,0  |
|    Пройдут переобучение за счет                                   |
|    ФЗ                                  1,5       2,0         3,0  |
|    Будут признаны безработными,                                   |
|    всего                               4,8       8,0        17,0  |
|                                                                   |
| 3. Численность безработных на РТ,                                 |
|    всего с учетом состоящих на                                    |
|    учете на 01.01.1994                 7,0      10,5        20,0  |
|                                                                   |
|                из них:                                            |
|  - будут получать пособие по без-                                 |
|    работ.                              5,6       9,5        16,0  |
|  - заняты на общественных работах      0,2       0,4         1,0  |
|  - оформлены на досрочную пенсию       0,5       0,6         1,5  |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|

     Главное управление труда
     и занятости населения




Информация по документу
Читайте также