Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 28.09.1995 № 130

                ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          от 28.09.95  N 130
                                г.Омск

             О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                       "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"

     Рассмотрев проект федерального закона "О  борьбе  с  коррупцией",
предложения   комитета  законодательных  предположений,  законности  и
правопорядка  Законодательного  Собрания,  и  на  основании  ст.   104
Конституции  Российской  Федерации,  Законодательное  Собрание  Омской
области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     В порядке законодательной  инициативы  внести  в  Государственную
Думу  Федерального Собрания Российской Федерации следующие предложения
к проекту федерального закона "О борьбе с коррупцией":

     1. В статье 6:

     а) необходимо четко  перечислить  органы,  которые  должны  вести
борьбу с коррупцией;
     б) следует  раскрыть,  каким  образом  широкие  слои   населения,
общественные  организации  и  объединения  предполагается привлекать к
борьбе с коррупцией;
     в) записать,   что   осуществление  общей  координации  борьбы  с
коррупцией возлагается на специальный орган по борьбе с коррупцией;
     г) необходимо   более   детально   определить   правовой   статус
Независимого комитета по борьбе с коррупцией,  установив  порядок  его
образования,  основные  полномочия,  формы  взаимодействия  с  другими
государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и иные
принципиальные вопросы деятельности.

     2. В  статье  8,  пункте  8 норма "Данные сведения представляются
только по запросам органов,  указанных в пункте 1 статьи 6  настоящего
закона",  нуждаются в уточнении. Необходимо четко определить основания
и форму внесения указанных запросов.

     3. В статье 12,  пункте 1 (п.п.  "а" и "б") крайне важно раскрыть
понятия  "услуги"  и "иных форм дополнительного вознаграждения" с тем,
чтобы  исключить  расширительное  толкование  составов   коррупционных
правонарушений, могущих привести к нарушению прав граждан.

     Председатель
     Законодательного Собрания         В.А.ВАРНАВСКИЙ



                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
              К ПРОЕКТУ ЗАКОНОВ "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ",
                  "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
                      В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР И
                УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"

     1. Проекты законов "О борьбе с коррупцией", "О внесении изменений
и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР" рассматривались  Государственной  Думой  в  1994  году.  Проект
закона "О борьбе с коррупцией" был принят Государственной Думой в трех
чтениях и направлен в Совет Федерации.  24 октября 1994  года  Советом
Федерации  указанный  законопроект отклонен.  Законопроект "О внесении
изменений    и    дополнений    в    Уголовный    кодекс    РСФСР    и
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" был принят Государственной Думой
в первом чтении.

     2. Предлагаемые  к   рассмотрению   законопроекты   основаны   на
концепции  и  положениях,  которые  получили одобрение Государственной
Думы, субъектов законодательной инициативы. Не отвергались концепция и
основные положения Советом Федерации.  Вместе с тем, Советом Федерации
были сформированы замечания,  на основании  которых  законопроект  был
отклонен.  В связи с этим при подготовке предполагаемых к рассмотрению
законопроектов эти  замечания  тщательно  изучены,  из  10  конкретных
предложений  6  учтены  полностью  или  частично  и  нашли отражение в
предлагаемых  к  обсуждению  законопроектах.  Кроме   того,   при   их
подготовке  учитывались предложения международной экспертизы,  а также
предложения депутатов Государственной Думы;  положения, содержащиеся в
правовых актах, принятых после октября 1994 года.

     3. Наиболее важными положениями, на которых основаны предлагаемые
к рассмотрению законопроекты, являются следующие:
     действующие нормативные акты, хотя и регулируют некоторые вопросы
борьбы с подкупом должностных лиц,  однако  в  целом  не  обеспечивают
необходимую  правовую  основу  противодействия  коррупции  во  всех ее
современных проявлениях;
     граждане (налогоплательщики)  имеют  право предъявлять требования
на частное исполнение государственными  служащими  и  другими  лицами,
уполномоченными   на   выполнение   государственных   функций,   своих
обязанностей, их неподкупность. Одной из важнейших гарантий реализации
данного  права  является соблюдение правила,  в соответствии с которым
указанные лица не вправе принимать материальные,  любые иные  блага  и
преимущества помимо прямо предусмотренных законом;
     проект закона  "О  борьбе  с  коррупцией"  и  законодательство  о
государственной  службе  рассматриваются не как дублирующие друг друга
акты.  Во-первых, законодательство о государственной службе регулирует
широкий  круг  вопросов,  связанных  с государственной службой,  в том
числе права и обязанности государственных служащих.  В проекте  закона
"О   борьбе   с  коррупцией"  предусматриваются  конкретные  нарушения
соответствующих    обязанностей     коррупционного     характера     и
ответственность  за  указанные правонарушения.  Во-вторых,  субъектами
коррупционных правонарушений по проекту закона "О борьбе с коррупцией"
помимо   государственных   служащих  могут  быть  также  члены  Совета
Федерации, Государственной Думы, депутаты, судьи, присяжные и народные
заседатели,    ряд    других   лиц,   уполномоченных   на   выполнение
государственных функций.  Поэтому вполне допустимо автономное действие
настоящего проекта закона, в котором разъясняются все основные понятия
и  определен  механизм  предупреждения  и   пресечения   коррупционных
правонарушений;
     положения проекта  закона  распространяются  только   на   сферу,
относящуюся  к государственной,  что нашло отражение в статье 2 (часть
3) и в  статье  3.  К  числу  субъектов  коррупционных  правонарушений
физические   и   юридические   лица,  не  входящие  в  государственные
структуры,  могут  быть  отнесены  лишь   в   случае   противоправного
предоставления ими материальных или иных благ лицам, уполномоченным на
выполнение  государственных  функций.  В  таких   случаях   эти   лица
привлекаются  к  административной ответственности,  а физические лица,
если в их действиях содержится состав преступления, - и к уголовной.

     4. Проект закона "О борьбе  с  коррупцией"  подготовлен  как  акт
прямого  действия,  который  непосредственно позволяет привлекать лиц,
виновных   в   коррупционных   правонарушениях,   к    дисциплинарной,
гражданско-правовой и административной ответственности.
     Уголовная ответственность  и  наказание   должны   наступать   по
соответствующим  статьям  Уголовного кодекса.  Законопроект о внесении
необходимых изменений в УК и УПК РСФСР подготовлен вместе  с  проектом
закона "О борьбе с коррупцией" составляет единый пакет,  - т.к. только
при их единстве обеспечивается  разграничение  уголовно  наказуемых  и
иных коррупционных правонарушений.

     5. Проект закона "О борьбе с коррупцией" содержит четыре раздела:
     Раздел I - общие положения;
     Раздел II   -   предупреждение   коррупции,   где   в  частности,
предусматривается ответственность за правонарушения, создающие условия
для коррупции, а также меры финансового контроля;
     Раздел III - коррупционные правонарушения  и  ответственность  за
них;
     Раздел IV - устранение последствий коррупционных правонарушений.
     Таким образом,  проектом  закона  регулируются  вопросы  на  всех
этапах   борьбы   с    коррупцией.    Приоритетными    рассматриваются
предупредительные   меры   в   соответствии  с  основными  положениями
криминологии и международно-правовыми документами.

     6. При формировании предложений по изменении статей 170 - 175  УК
РСФСР принималась во внимание необходимость:
     а) четко разграничить дисциплинарно,  административно и  уголовно
наказуемые коррупционные правонарушения;
     б) применять дифференцированный подход при установлении уголовной
ответственности  для  разных  субъектов.  В  связи с эти Статья 173 УК
РСФСР (получение взятки) сформулирована таким образом,  что  позволяет
разграничить   уголовную  ответственность,  наступающую  для  лиц,  не
являющихся должностными (Она  наступает  для  них  лишь  тогда,  когда
взятка  получена  в  крупном размере),  для должностных лиц (уголовная
ответственность - при получении взятки в значительном размере)  и  для
должностных   лиц,   занимающих  особо  ответственное  положение  (для
уголовной ответственности размер взятки значения не имеет);
     в) использовать   в   указанных  статьях  санкции  с  учетом  уже
существующих, т.к. в настоящее время явится неоправданным как снижение
размеров наказания, так и декриминализация должностных преступлений;
     г) сохранение при возможности в условиях  действия  существующего
УК РСФСР устоявшихся терминов и квалифицирующих обстоятельств.

     7. Документ  подготовлен  как  проект  федерального  закона  (это
признано обоснованным в процессе предшествующих обсуждений)  с  учетом
общепризнанной оценки того, что коррупция (особенно, если она является
составной  частью  организованной   преступности   или   посягает   на
государственные    экономические   интересы)   угрожает   безопасности
государства.
     Вопросы обеспечения безопасности государства, а также уголовное и
уголовно-процессуальное  законодательство  на  основании   статьи   71
Конституции   Российской  Федерации  находится  в  ведении  Российской
Федерации.


Информация по документу
Читайте также