Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Омской области от 23.10.1995 № 527-п

 
                  ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                    Утратилo силу - Указ Губернатора
                                             Омской области
                                         от 27.11.2003 г. N 223

                   от 23 октября 1995 года N 527-п
                                г.Омск

            О работе территориального фонда обязательного
                       медицинского страхования

     Образованный в  июне  1993 г.  территориальный фонд обязательного
медицинского страхования  Омской  области  (далее  фонд)  реализует  в
определенной    степени    государственную    политику    в    области
здравоохранения.
     В этот  период  создана инфраструктура обязательного медицинского
страхования,  организована работа  по  налогоплательщикам,  в  систему
обязательного  медицинского страхования введены девять районов области
и шесть крупных больниц  г.  Омска.  Застраховано  более  335,0  тысяч
жителей.
     За 1,5 последних года  в  территориальный  фонд  поступило  105,8
млрд. руб., более 90 % из которых составляют страховые взносы.
     В условиях   поэтапного   введения   обязательного   медицинского
страхования  (Постановление  Главы  Администрации  Омской  области  от
10.71.94 N 5-п) из 105846,0 млн. руб. доходов фонда, 87640,0 млн. руб.
(82,7 %) направлены на здравоохранение, в этом числе 21429,2 млн. руб.
на  оплату  медицинских  услуг   учреждениям   введенным   в   систему
обязательного медицинского страхования,  66211,0 млн.  руб.  на оплату
медикаментов, медицинского оборудования, расходных материалов и другие
нужды. Оставшиеся средства направлены на уплату налогов и обязательных
платежей - 2380,1 млн.  руб.,  приобретение  помещений  и  капитальный
ремонт  - 2558,0 млн.  руб.,  заработную плату и хозяйственные расходы
фонда - 2287,9 млн.  руб.,  прочие -  10,0  млн.  руб.  и  переходящие
остатки на счетах фонда на 01.07.95 г. - 10970.0 млн. руб.
     Поэтапное введение  обязательного  медицинского  страхования   на
территории  дало  возможность  отработать  механизм  его  реализации и
принять решение о введении всей Омской области в систему обязательного
медицинского  страхования  (Постановление  Главы  Администрации Омской
области  от  26.09.  1995  N   484-п).   Вместе   с   тем   в   работе
территориального фонда имеют место недостатки.
     Проверками контрольно-ревизионного    управления     Министерства
финансов   Российской   Федерации   по   Омской  области  и  областной
прокуратуры установлено:
     превышение полномочий  исполнительной  дирекцией территориального
фонда  по  предоставлению  кредитов  в   сумме   10250,0   млн.   руб.
(управлениям  финансов  Администрации  области  и г.  Омска,  главному
управлению  здравоохранения   Администрации   области,   администрации
Крутинского района);
     отсутствие должностного     контроля    целевого    использования
предоставленных кредитов и выделенных финансовых  средств  (Крутинский
район, областная клиническая больница);
     не приняты  исчерпывающие  меры  по  возврату  1880,0  млн.  руб.
размещенных на депозитных вкладах в отдельных коммерческих банках;
     наличие отдельных недостатков во внутрихозяйственной деятельности
территориального фонда.
     Проверками также    установлено,    что    органами    управления
здравоохранения Администрации области и департаментом  здравоохранения
г.  Омска  недостаточно прорабатывались вопросы маркетинга при закупке
медицинского оборудования;  слабо осуществлялся контроль за  качеством
поставляемого  оборудования,  сроками  поставки и ввода в эксплуатацию
(областная клиническая больница,  городской  неонатологический  центр,
отдел здравоохранения Ленинского района, Тюкалинская и Большереченская
районные больницы).
     На основании вышеизложенного, ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Отметить,  что  в  работе территориального фонда обязательного
медицинского  страхования   Омской   области   (Шитц   Х.А.)   имеются
существенные недостатки и упущения.

     2. Просить прокуратуру области (Казаков С.П.) и КРУ (Эстрин Г.Я.)
вернуться к дополнительному рассмотрению вопроса использования средств
территориального   фонда  обязательного  медицинского  страхования  по
Крутинскому и Ленинскому районам.
     Дополнительные материалы  проверок  представить  в  Администрацию
области до 15 ноября 1995 года.
     Решение о   соответствии   занимаемой  должности  исполнительного
директора   территориального    фонда    обязательного    медицинского
страхования  Шитца  Х.А.  рассмотреть  после  получения дополнительных
материалов от прокуратуры и КРУ.
     - Просить   Законодательное   Собрание   области,   в   связи   с
дополнительной    проверкой    финансово-хозяйственной    деятельности
территориального   фонда   обязательного   медицинского   страхования,
перенести на более поздний срок рассмотрение данного вопроса.

     3. Потребовать от исполнительной дирекции территориального  фонда
обязательного медицинского страхования Омской области:
     устранение отмеченных недостатков;
     обеспечение максимального сбора страховых взносов на обязательное
медицинское страхование;
     использование финансовых   средств   обязательного   медицинского
страхования  исключительно  на  реализацию  территориальной  программы
обязательного медицинского страхования;
     принятие исчерпывающих мер по  усилению  контроля  за  целевым  и
эффективным использованием страховых средств фонда, взысканию штрафных
санкций  за   невыполнение   договорных   обязательств   по   возврату
предоставленных  кредитов  и банковских задолженностей,  по устранению
недостатков во внутрихозяйственной деятельности.

     4. Главному  управлению  здравоохранения  Администрации   области
(Стороженко   В.К.)   исключить   из   практики  закупку  медицинского
оборудования  без  глубокого   маркетингового   исследования   каждого
предложения поставщиков.

     5. Правлению  территориального  фонда  обязательного медицинского
страхования Омской области (Руденок М.А.) установить строгий  контроль
за   деятельностью   исполнительной  дирекции  территориального  фонда
обязательного медицинского страхования по выполнению Закона Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и
постановления Главы Администрации Омской области "О  введении  системы
обязательного  медицинского  страхования  на  всей  территории  Омской
области" от 26.09.1995 N 484-п.

     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Главы администрации области Руденка М.А.

     Глава Администрации области          Л.К.Полежаев


                                       Анализ
                        финансово-хозяйственной деятельности
                 территориального фонда обязательного медицинского
                       страхования Омской области за 1994 г.
                               и I полугодие 1995 г.

                                                                       (в млн. руб.)
|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|
|  N   | Источники доходов        |         | I полугодие |   Всего  | Примечания  |
| п/п  | Расходы - на какие цели  | 1994 г. | 1995 г.     |          |             |
|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|
|  1   |           2              |    3    |      4      |     5    |      6      |
|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|

I. ДОХОДЫ

|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|
| 1.1. | Страховые взносы на      |         |             |          |             |
|      | работающее население     | 49646,3 |  41123,3    |  90770,0 |             |
| 1.2. | Страховые взносы на      |         |             |          |             |
|      | неработающее население   |   146,7 |     -       |    146,7 |             |
| 1.3. | Доходы от размещения на  |         |             |          |             |
|      | депозитных вкладах       |  4076,9 |    405,8    |   4482,7 |             |
| 1.4. | Финансовые санкции       |         |             |          |             |
|      | (пеня, штрафы)           |  2322,4 |    974,5    |   3296,9 |             |
| 1.5. | Возврат кредитов         |  3125,0 |      -      |   3125,0 |             |
| 1.6. | Финансовые средства      |         |             |          |             |
|      | поступившие из других    |         |             |          |             |
|      | территориальных фондов   |         |             |          |             |
|      | за лечение иногородних   |         |             |          |             |
|      | жителей в больницах      |         |             |          |             |
|      | нашей  области           |     1,1 |     21,6    |     22,7 |             |
| 1.7  | Субвенция Федерального   |         |             |          |             |
|      | Фонда                    |     -   |   1000,0    |   1000,0 |             |
| 1.8  | Прочие поступления       |     -   |      2,2    |      2,2 |             |
| 1.9  | Средства 1993 г. на      |         |             |          |             |
|      | формирование резервного  |         |             |          |             |
|      | фонда                    |     -   |      -      |   3000.0 |             |
|      |                          |         |             |          |             |
|      | ВСЕГО                    | 59318,4 |  43527,4    | 105846,8 |             |
|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|

II. РАСХОДЫ

|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|
| 2.1  | Оплата медицинских услуг |         |             |          |             |
|      | по программе ОМС (ЛПУ)   |         |             |          |             |
|      | введенным в систему ОМС) | 5078,4  |  16350,6    |  21429,0 |             |
| 2.2  | Оплата за лечение        |         |             |          |             |
|      | жителей Омской области   |         |             |          |             |
|      | в лечебных учреждениях   |         |             |          |             |
|      | других территорий -      |         |             |          |             |
|      | субъектов Российской     |         |             |          |             |
|      | Федерации                |   -     |     31,3    |    31,3  |             |
| 2.3  | Финансирование отдельных |         |             |          |             |
|      | мероприятий              |         |             |          |             |
|      | здравоохранения области  | 41697,0 |  24482,7    |  66179,7 |             |
|      | в том числе:             |         |             |          |             |
| -    | оплата медикаментов      | 14143,4 |  15527,3    |  26670,7 |             |
| -    | оплата мед. оборудования | 13647,6 |   4382,5    |  18030,1 |             |
| -    | Оплата расходных         |         |             |          |             |
|      | материалов (шприцы,      |         |             |          |             |
|      | реактивы, перевязочный и |         |             |          |             |
|      | шовный материал и др.)   |  4004,6 |   4075,6    |   8080,2 |             |
| -    | на подготовку лечебно-   |         |             |          |             |
|      | профилактический         |         |             |          |             |
|      | учреждений к работе в    |         |             |          |             |
|      | зимних условиях (1994 -  |         |             |          |             |
|      | 95 гг.)                  |  2480,0 |  -          |   2480,0 |             |
| -    | целевые кредиты на       |         |             |          |             |
|      | здравоохранение          |  7250,0 |    3000,0   |  10250,0 |             |
| -    | целевое финансирование   |         |             |          |             |
|      | Бюро судебно-            |         |             |          |             |
|      | медицинской экспертизы   |    15,1 |     -       |     15,1 |             |
| -    | оплата медикаментов      |         |             |          |             |
|      | инвалидов ВОВ по         |         |             |          |             |
|      | бесплатным рецептам в    |         |             |          |             |
|      | апреле - мае 1995 г. к   |         |             |          |             |
|      | 50-летию Победы          |   -     |     388,1   |    388,1 |             |
| -    | Оплата медикаментов      |         |             |          |             |
|      | детям-инвалидам (ДЦП)    |    10,3 |       -     |     10,3 |             |
| -    | лицензирование лечебных  |         |             |          |             |
|      | учреждений               |   126,2 |      47,4   |    173,6 |             |
| -    | прочие нужды             |    19,8 |      61,8   |     81,6 |             |
|      |                          |         |             |          |             |
|      | ИТОГО (2.1.+2.2.+2.3.)   | 46775,4 |   40864,6   |  87640,0 |             |
|      |                          |         |             |          |             |
| 2.4. | Расходы на содержание    |         |             |          |             |
|      | территориального фонда   |         |             |          |             |
|      | ОМС                      |  5529,0 |    1707,0   |  7236,0  |             |
|      | в том числе:             |         |             |          |             |
| -    | заработная плата         |   535,7 |     326,3   |   862,0  |             |
| -    | начисления на зарплату   |         |             |          |             |
|      | (39,0 %)                 |   204,5 |     109,9   |   314,1  |             |
| -    | хозяйственные расходы    |   389,7 |     372,0   |   761,7  |             |
| -    | командировочные расходы  |    14,4 |      19,0   |    33,4  |             |
| -    | приобретение             |         |             |          |             |
|      | оборудования и инвентаря |   265,7 |     107,8   |   373,5  |             |
|      | из них:                  |         |             |          |             |
|      | автотранспорт            |    44,0 |       -     |    44,0  |             |
|      | вычислительная техника   |   150,0 |      23,1   |   173,1  |             |
|      | мебель                   |    71,7 |      84,7   |   156,4  |             |
| -    | приобретение помещений   |  1693,8 |      70,0   |  1763,8  |             |
| -    | капитальный ремонт       |   705,9 |      88,3   |   794,2  |             |
| -    | налоги                   |  1605,0 |     461,0   |  2066,0  |             |
| -    | реклама                  |     -   |      16,0   |    16,0  |             |
| -    | компенсационные выплаты  |         |             |          |             |
|      | сотрудникам              |    70,0 |      99,0   |   169,0  |             |
| -    | ссуда сотрудникам        |    43,0 |      19,0   |    62,0  |             |
| -    | социологические          |         |             |          |             |
|      | исследования районов     |         |             |          |             |
|      | работающих в системе     |         |             |          |             |
|      | ОМС                      |     -   |      10,0   |    10,0  |             |
| -    | прочие расходы           |     1,3 |       8,4   |    10,0  |             |
|      | из них:                  |         |             |          |             |
|      | частичная оплата         |         |             |          |             |
|      | санаторных путевок в     |         |             |          |             |
|      | лагеря отдыха детей      |         |             |          |             |
|      | сотрудников              |     0,4 |       2,6   |     3,0  |             |
|      | сувениры к праздникам и  |         |             |          |             |
|      | юбилейным датам          |         |             |          |             |
|      | сотрудников              |     0,9 |       4,1   |     5,0  |             |
| 2.5. | ИТОГО РАСХОДОВ           |         |             |          |             |
|      | (стр.2.1.+2.2.+2.3.+2.4. | 52304,4 |   42571,6   | 94876,0  |             |
|      |                          |         |             |          |             |
|      | Расходы на содержание    |         |             |          |             |
|      | территориального фонда   |         |             |          |             |
|      | ОМС (в %) к доходам      |     9,3 |       3,9   |     6,8  |             |
|      | Расходы на содержание    |         |             |          |             |
|      | территориального фонда   |         |             |          |             |
|      | ОМС без налогов,         |         |             |          |             |
|      | капитального ремонта и   |         |             |          |             |
|      | приобретения помещений   |         |             |          |             |
|      | (в %) к доходам          |     2,6 |       2,5   |     2,5  |             |
|——————|——————————————————————————|—————————|—————————————|——————————|—————————————|

  2.6     Остаток средств на
          счетах
          территориального
          фонда на 01.07.95 г.          -          -        10970,0

     ПРИМЕЧАНИЕ: Цифры    приведенные    в    анализе    соответствуют
государственной  отчетности  и  балансу,   подтверждены   результатами
аудиторской    проверки    (апрель   1995   г.)   и   актом   проверки
контрольно-ревизионного   управления   МФ   РФ   по   Омской   области
(июль-август 1995 г.).

     Исполнительный директор          Х.А.Шитц


     ПРОКУРАТУРА                            Председателю
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                   Законодательного Собрания
     ПРОКУРАТУРА                            Омской области
     ОМСКОЙ ОБЛАСТИ                         Варнавскому В.А.
     644099, г. Омск, ул. Ленина 1
     29.09.95 N 7/18-8-95
     на N             от
          ___________    ________

     В соответствии с Вашим обращением, прокуратурой области совместно
со специалистами КРУ  МФ  РФ  по  Омской  области  проведена  проверка
законности  использования  государственных средств внебюджетного фонда
обязательного медицинского страхования.
     Установлено:
     За 1994 г.  и 1-е полугодие 1995 года в ТФОМС поступили  денежные
средства  на  сумму  105.846  млн.  руб.  В связи с тем,  что введение
обязательного медицинского страхования  (ОМС)  на  территории  области
происходит  поэтапно  (на  момент  проверки  обязательным  медицинским
страхованием  было  охвачено  восемь  сельских  районов  области),  по
целевому  назначению - на финансирование территориальной программы ОМС
было израсходовано 21.429  млн.  руб.  (или  около  20  %  поступившей
суммы).
     Из поступивших  в  ТФ  105.846  млн.  руб.,  10.250   млн.   руб.
израсходовано   на   кредиты,   174  млн.  руб.  -  на  лицензирование
лечебно-профилактических   учреждений,   55.554   млн.   руб.   -   на
финансирование  отдельных мероприятий по здравоохранению (приобретение
медоборудования, препаратов и т.п.)
     Таким образом, большая часть финансовых средств была использована
не по целевому назначению,  что нельзя признать правомерным, поскольку
в   соответствии   с  действующим  законодательством  (Законом  РФ  "О
медицинском страховании граждан в РФ",  Положением  о  территориальном
фонде  обязательного  медицинского  страхования,  утв.  пост.  ВС РФ N
4543-1 от 24.02.93 г.  и др.),  финансовые средства фонда  могут  быть
израсходованы   исключительно   на   цели  обязательного  медицинского
страхования.
     Так, в соответствии с Положением...,  территориальному фонду дано
право   предоставлять   кредиты   исключительно    страховщикам    при
обоснованной нехватке у них финансовых средств.
     Проверка показала,   что   все   кредиты   выданы   ТФОМС    иным
организациям:
     Из 10.250 млн.  руб.  3.00 млн.  руб.  представлено администрации
города, 4.500 млн. руб. - облфинуправлению, 2.500 млн. руб. - Главному
управлению здравоохранения области,  250  млн.  руб.  -  администрации
Крутинского района.  3.000 млн. руб. (из 4.000 млн. руб.) возвращены в
ТФОМС облфинуправлением;  250 млн.  руб.  числятся  как  задолженность
администрации   Крутинского   района,   7,0  млрд.  руб.  в  ТФОМС  не
возвращены,  никаких мер со стороны ТФОМС к их  возврату  не  принято,
названная сумма списана на финансирование медицинских учреждений.
     По существу договоры необоснованно названы кредитными,  поскольку
кредит - это ссудная,  возвратная форма движения капитала.  Фактически
же 7 млрд. руб. было передано названным организациям безвозвратно, что
не предусмотрено действующим законодательством.
     Принимая решение о подобном использовании средств  ОМС  правление
фонда превысило свои полномочия.
     Превысил свои  полномочия  и   исполнительный   директор   ТФОМС,
предоставив  24.02.94 г.  кредит в сумме 250 млн.  руб.  администрации
Крутинского  района.  Этот  кредит  администрации  Крутинского  района
представлялся  на  целевое финансирование учреждений здравоохранения и
должен быть возвращен ТФОМС  через  три  месяца.  На  момент  проверки
указанная сумма фонду не возвращена.  Встречная проверка показала, что
медицинские    учреждения    Крутинского    района     дополнительного
финансирования не получили. Никаких реальных мер к возврату этой суммы
со стороны ТФОМС принято не было.
     Проверка, проведенная   по   поручению   прокуратуры  Управлением
федерального казначейства по Омской области,  показала,  что 250  млн.
израсходованы главой администрации не по целевому назначению:
     192 млн.  руб.  первоначально предоставлено в виде  беспроцентной
ссуды райфинотделу; 58 млн. руб. перечислено на счет молокозавода.
     Райфинотдел производил возврат ссуды частями с мая 1994 по январь
т. г.
     На счет администрации райфинотделом было возвращено 152,840  тыс.
руб. Молзавод полученную ссуду в размере 58 млн. руб. не вернул.
     По мере поступления средств из райфинотдела  глава  администрации
района произвел из них следующие расходы:  10 млн.  руб. дополнительно
перечислено молзаводу,  7 млн.  руб.  - ссуда  рыбзаводу,  приобретено
жилья  на  сумму  82.266  млн.  руб.  (в  том  числе  для частных лиц:
Турнаева,  Осинцева,  Житкова),  6.060 млн. руб. оплачено в 1994 г. за
обучение  на  коммерческой  основе  студентов  (за обучение в аграрном
техникуме гр-ки Семенко 800 тыс. руб., в адрес АОЗТ "Никбор" г. Тюмень
за   обучение   Пимшиной   Е.В.   5.260  тыс.  руб.).  9.953.880  руб.
израсходовано на празднование 70-летия района,  на 4 млн.  руб. выдана
материальная  помощь физическим лицам,  выдано наличными по чекам 13,7
млн.  руб.,  а также  выданы  ссуды  частным  лицам,  оплачены  услуги
нескольких  предприятий.  Райбольнице из 250 млн.  руб.  перечислено в
июне 1994 года 2.216.008 руб.  на кирпич на  строительство  дома  и  в
декабре  1994 года 5 млн.  руб.  для расчетов с торговлей за продукты,
т.е. немногим более 7 млн. руб.
     На 28.05.95  г.  администрации  возвращены ссуды:  рыбзаводом 3,5
млн. руб. (из 7 млн. руб.) и молзаводом 9 млн. руб. (из 68 млн. руб.).
     Прокуратуре Крутинского  района  поручено  провести  проверку  по
указанным выше фактам в порядке ст. 109 УПК РФ.
     Проверкой установлено,  что  Территориальным фондом обязательного
медицинского страхования созданы собственные фонды  (фонд  социального
развития  и  фонд  социальной  защиты),  которые  образуются  за  счет
отчисления 30  %  доходов  от  использования  свободных  средств  ОМС,
регрессных требований и штрафных санкций. Из этих фондов предусмотрены
и выплачиваются компенсационные выплаты  в  связи  с  повышением  цен,
оплата   путевок,   выдача   ссуд  сотрудникам  фонда.  Исполнительной
дирекцией израсходовано  169  млн.  руб.  на  компенсации  в  связи  с
повышением цен, на 62 млн. руб. выданы беспроцентные ссуды сотрудникам
фонда.
     Представляется, что указанные фонды созданы незаконно.
     Как уже отмечалось выше,  финансовые средства этого внебюджетного
фонда,  в  том  числе  и  доходы,  полученные  от  размещения временно
свободных средств,  штрафы,  являются федеральной  собственностью,  не
относятся  к  собственным  средствам  фонда и могут быть израсходованы
только по целевому назначению.
     Кроме того,   согласно   Положения   о   ТФОМС,  а  также  письма
Федерального фонда ОМС от 19.08.93 г. "Об организации территориального
фонда",    должностные   оклады   работников   ТФОМС   устанавливаются
применительно  к  условиям  оплаты  труда   и   должностным   окладам,
предусмотренным   для  соответствующих  категорий  работников  органов
исполнительной  власти.  Каких  либо  иных  льгот  по   оплате   труда
работникам фонда федеральным законодательством не предусмотрено.
     Проверка показала,  что средства  ОМС  используются  зачастую  не
только не по целевому назначению, но и неэффективно.
     Согласно Положения о ТФОМС,  временно свободные средства фонда  в
целях  защиты  от  инфляции  могут  быть  использованы  для размещения
банковских депозитов.
     Проверка показала,  что исполнительной дирекцией фонда депозитные
счета открыты в банках, имеющих неустойчивое финансовое положение.
     Так, исполнительная  дирекция  фонда  по  договорам  о депозитных
вкладах с АКБ  "Восток"  от  29.08.94  г.  и  31.08.94  г.  разместила
депозитные  вклады  на общую сумму 600 млн.  руб.  сроком на 3 месяца.
Договор коммерческим банком не исполнен.  Арбитражный суд удовлетворил
исковые требования.  Территориального фонда о взыскании с АКБ "Восток"
суммы долга в размере 1.533 млн.  руб.,  однако реально долг ТФОМС  не
возвращен с финансовым положением банка.
     На 01.07.95.  г.  остаток средств ТФОМС на  депозитных  счетах  в
банках   составил   1.880   млн.   руб.,   что  является  просроченной
задолженностью банков перед фондом,  в том числе:  АКБ "Восток" -  600
млн.  руб.,  АКБ "Омторбанк" - 600 млн.  руб., АКБ "Капитал - 400 млн.
руб.,  АКБ "Авиабанк" - 280 млн.  руб.  С учетом начисленных  пеней  и
процентов  по  депозитам  за  просроченный  период сумма задолженности
составила на момент проверки 4.470 млн. руб.
     В соответствии   с   решениями  Правления  ТФОМС  на  медицинское
оборудование и медикаменты для медицинских учреждений  Омской  области
израсходовано  55.564.436  тыс.  руб.  Как отмечалось выше,  это также
нецелевое использование средств внебюджетного фонда.
     Причем, оборудование приобреталось не централизованно.  Контракты
заключали,  как правило, органы управления здравоохранения областного,
городского  и  районного  уровня,  а  Территориальный  фонд,  исполняя
решения Правления, оплачивал их.
     Выборочная проверка   показала,   что   контракты   на   поставку
медоборудования и медицинских препаратов заключались,  как правило,  с
посредническими фирмами, выбор которых произволен и ничем не оправдан.
Отсутствует  какое  либо  экономическое  обоснование  контрактов,  что
позволяло  "накручивать"  цены  многочисленным  посредникам и получать
сверхприбыль за государственный счет.
     Для оценки контрактов в ходе проверки были привлечены специалисты
диагностического   центра,   которые   признали    ряд    сделок    не
целесообразными  с  точки  зрения  выбора  типов  и моделей закупаемых
приборов,  фирм-изготовителей,  а также  фирм-поставщиков.  По  многим
контрактам цены непомерно завышены.
     Так, сравнение спецификации по контракту N 87/94 от  16.11.94  на
общую сумму 40.632 DM (или 27.088 USD) между Тюкалинской ЦРБ и частной
фирмой "Симед" на закупку эндоскопического  оборудования  фирмы  "KARL
STORZ" с функциональными аналогами фирмы "OLYMPUS" показывает:
 N позиции     Цена 1 шт.          Цена 1 шт. по     Цена 1 шт.
 по специфик.  KARL STORZ по       коммерческому     по прайс-
               спецификации по     предложению от    листу
               контракту с фирмой  KARL STORZ        фирмы
               "Симед"                               "OLYMPUS"
                                                     на 1992 год

    1.         1.027 DM                              385 USD
    2.         6.083 DM                              2.100 USD
    3.         666 DM              294 DM            396 USD
    5.         7.898 DM            3.484 DM          2.400 USD
    6.         630 DM                                213 USD
    8.         6.334 DM            * 1.569 DM        2.401 USD
    9.         60 DM               * 23 DM           16 USD
    10.        1.347 DM            * 294 DM          396 USD
     * помеченные цены на полные аналоги.
     Соотношение USD = 1,54 DM на 16.11.94 г.

     Приведенные данные свидетельствуют о существенном  завышении  цен
по контракту Тюкалинской ЦРБ.
     К аналогичным выводам и  анализ  контракта  б\н  от  14.06.94  г,
заключенного фирмой NATIVA TRADING LTD (Кипр) и Большереченской ЦРБ на
закупку эндоскопического оборудования фирмы "FUJINON":
     Сравнить цены,  указанные  в спецификации к контракту с ценами по
коммерческому предложению этой же фирмы ("FUJINON")  не  представилось
возможным, поскольку в наличии нет прайс-листов названной фирмы.
     Однако согласно   данным   журнала    "Эндоскопи"    Европейского
Эндоскопического Общества, на мировом рынке аппаратура "FUJINON" стоит
на 2-6  %  дешевле  аналогичного  оборудования  фирмы  "OLYMPUS",  что
обусловлено более высоким качеством последней.
     Ниже приводятся цены на функциональные аналоги производства фирмы
"OLYMPUS" (новые серии OES - 10, 20), по основным спецификациям:

    N позиции          Цена 1 штуки          Цена 1 штуки
                       "FUJINON"             "OLYMPUS"
                       по спецификации       по прайс-листу
                       к контракту           до 30.06.94 г.
                       Большереч. ЦРБ

    1. Бронхоскоп      16.774 USD            7.230 USD
    2. Источник
       света с лампой  3.024 USD             1.940 USD
    3. Запасная лампа  63 USD                16 USD
    4. Дуоденоскоп     25.122 USD            9.210 USD

     Цена анализатора электролитов, приобретенного ГУЗО по контракту N
12 от 22.07.94 г.  с фирмой "Внешспецмедкомплект" составила 28.500 USD
+   18.000   USD  комплект  расходных  материалов  и  реактивов.  Цена
аналогичного  анализатора  MICRJLYTE  производства  фирмы  КONE  равна
14.000  + 7.500 USD цена комплекта расходных материалов (цены показаны
по прайс-листу фирмы КONE INSTRUMENTS).
     Подробные примеры не единичны:
     Приведенные данные свидетельствуют,  что заключение контрактов на
приобретение   дорогостоящего   медицинского   оборудования   доверено
заниматься лицам либо некомпетентным,  либо заинтересованным  лично  в
заключении подобных контрактов.
     Тем более,  что  в  системе   здравоохранения   области   имеется
специализированное    государственное    медицинское    учреждение   -
Диагностический  центр,  имеющий  тесные  связи  с  рядом  иностранных
фирм-изготовителей и их представительствами, имеющий квалифицированных
специалистов,  осуществляющих сервисное гарантийное и  постгарантийное
обслуживание медицинского оборудования.
     Причем, следует отметить,  что при проведении в 1994 г. в ТФОМС и
учреждениях  здравоохранения области проверки законности использования
государственных средств,  прокуратурой  области  выявлены  аналогичные
нарушения,   в   том   числе   отвлечение  государственных  средств  в
коммерческие   структуры,   неэффективное   использование   финансовых
средств.   В  адрес  начальника  Главного  управления  здравоохранения
администрации области и в  адрес  Правления  ТФОМС  прокуратурой  были
внесены   представления  с  требованием  устранить  нарушения  закона.
Представления были рассмотрены на Правлении Фонда и на коллегии  ГУЗО.
В  прокуратуре были даны ответы о том,  что приняты исчерпывающие меры
по устранению нарушений действующего  законодательства,  в  том  числе
обеспечению    постоянного   контроля   за   целевым   и   эффективным
использованием  бюджетных   и   внебюджетных   ресурсов,   соблюдением
платежно-договорной дисциплины,  сохранностью материальных ценностей и
денежных средств.
     Проверка показала, что положительных изменений в этих вопросах не
произошло.
     Необходимо также  отметить,  что медицинские организации выступая
стороной договора,  как правило  самоустраняются  от  контроля  за  их
выполнением.  Эти  функции  пытается  исполнять  Территориальный  фонд
обязательного  медицинского  страхования,  что   юридически   неверно,
поскольку, как уже отмечалось выше, ТФ не является стороной договора.
     Контроля же в том объеме, который ТФОМС, явно недостаточно.
     Об этом свидетельствует, например, такие факты.
     Городской филиал ТФОМС по решению правления оплатил  договоры  на
поставку медицинского оборудования,  заключенного между АОЗТ "Сампо" и
отделом  здравоохранения  Ленинского   района   (в   настоящее   время
именующееся  территориальное муниципальное объединение Ленинского р-на
- ТМО) от 17.05.94 г.  и 25.05.94  г.,  а  также  договор  между  АОЗТ
"Сампо"  и стоматологической поликлиникой N 3 на общую сумму 11,3 млн.
руб.  В результате встречной проверки установлено,  что закупленное на
эту  сумму  оборудование  не  новое,  бывшее  в  эксплуатации  и имеет
множество дефектов.  Оборудование на сумму 36  млн.  руб.  не  было  в
эксплуатации со дня получения,  при этом на сумму 33 млн. руб. не было
поставлено на учет бухгалтерией ТМО из-за непригодности.
     По договору  АОЗТ "Сампо" должно было поставить стоматологической
поликлинике N 3 медицинское оборудование на сумму 25 млн.  руб. Однако
поставленное   оборудование  оказалось  в  нерабочем  состоянии  из-за
имеющихся дефектов.
     Кроме того,  за  АОЗТ  "Сампо"  до  настоящего  времени  числится
дебиторская задолженность 9200 тыс. руб.
     До настоящего    времени    ни    ТМО   Ленинского   района,   ни
Территориальным фондом реальных мер к возмещению ущерба государству не
принято.
     Проверкой установлено,  что приведенные  выше  договоры  заключал
бывший  главный  врач  Ленинского  района  Подданец  с фирмой "Сампо",
учредителем и директором которой является его сын, Подданец А.М.
     Прокурору города  поручено  провести  проверку по данным фактам и
принять решение в отношении лиц,  причастных к этой сделке,  в порядке
ст.  109 УПК РФ.  20.07.94 г.  ТФОМС перечисляет областной клинической
больнице денежные средства в сумме  200  млн.  руб.  для  приобретения
медицинского оборудования. Клиническая больница письмом от 11.01.94 г.
дает  подтверждение  в  ТФОМС  о  расходовании  указанной   суммы   на
приобретение медицинского оборудования.
     Встречная проверка показала,  что  полученные  денежные  средства
были  27.07.94  г.  перечислены областной больницей ТОО "Профстрой" на
финансирование строительства пионерского лагеря в с.  Усть-Заостровка,
переданного на баланс ОКБ.
     Таким образом,  предоставленные  в  ТФОМС  документы,  о  целевом
использовании    выделенных    средств,    не   всегда   соответствуют
действительности.
     Представляется, что  сложившиеся  положение стало возможным в том
числе и потому,  что органы представительной  власти  не  осуществляли
должный контроль за деятельностью Территориального фонда обязательного
медицинского страхования.

     Прокурор Омской области
     государственный советник юстиции 3 класса          С.П.Казаков


     АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ              Законодательное собрание
     ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ                     Омской области
     644043, г. Омск ул. Косарева, 19
     тел 23-19-34, 23-07-39                    Администрация Омской
     20.09.95 N 10/129                         области
     На N       от
          _____    _______

            О результатах проверки финансово-хозяйственной
             деятельности Омского территориального фонда
                обязательного медицинского страхования

     Проверкой финансово-хозяйственной  деятельности  Территориального
фонда  обязательного  медицинского  страхования  по Омской области (ТФ
ОМС) исполнительный директор Шитц Х.А.  за период 1.05.94 - 1.07.97 г.
г.  установлено,  что  в ТФ ОМС поступило средств на сумму 105846 млн.
руб.,  в т.ч. страховых взносов предприятий, учреждений, организаций -
90770   млн.  руб.,  штрафных  санкций  3297  млн.  руб.,  доходов  по
банковским депозитам - 4483 млн.  руб.,  субвенция Федерального  фонда
ОМС - 100 млн. руб., возврат финансовой помощи - 3000 млн. руб.
     Расходы ТФ ОМС за указанный период составили 94876 млн.  руб.,  в
т.ч.  финансирование территориальной программы ОМС - 24429 млн.  руб.,
финансирование мероприятий  по  здравоохранению  -  55564  млн.  руб.,
финансовая  помощь  (выданные кредиты) - 10250 млн.  руб.,  содержание
территориального фонда и его филиалов - 7236 млн.  руб.  (из них  1914
млн.  руб. налоги), лицензирование лечебно-профилактических учреждений
- 174 млн. руб., штрафы - 2 млн. руб., прочие расходы - 221 млн. руб.
     На содержание  ТФ  ОМС фактически было затрачено - 862 млн.  руб.
средств фонда оплаты труда,  849 млн. руб. - на хозяйственные расходы,
33  млн.  руб.  -  на  командировочные  расходы,  169 млн.  руб.  - на
компенсации в связи с повышением цен на питание,  106 млн.  руб.  - на
материальную помощь, 62 млн. руб. - на ссуды работникам ТФ ОМС, 5 млн.
руб.  - на подарки,  3 млн.  руб.  - на оплату путевок  для  отдыха  и
лечения работников ТФ ОМС и их детей,  410 млн. руб. - на приобретение
оборудования и инвентаря для офисов,  44 млн.  руб.  - на приобретение
служебного   автотранспорта,  2558  млн.  руб.  -  на  приобретение  и
капитальный ремонт офисов для ТФ ОМС,  2066 млн.  руб. - на налоги, 16
млн. руб. - на рекламу.
     По фонду оплаты  труда  и  материального  стимулирования  имеется
экономия, которая объясняется недокомплектом штатного расписания. Надо
отметить,  что в первом полугодии 1994 года была чрезмерно завышена  в
штатном  расписании  численность  работников  ТФ  ОМС  (458  единиц по
сравнению с 220 единицами в 1995 году).
     За 1994 год,  1-е полугодие 1995 года ТФ ОМС предоставил 37 своим
работникам беспроцентные ссуды на общую сумму 62,4 млн. руб. сроком до
2 лет. При этом проверкой установлено, что три работника уволились, не
погасив ссуды и имея задолженность на 1.07.95 г.  на общую  сумму  3,9
млн. руб.
     В нарушение   Положения   о   Территориальном    фонде,    письма
Федерального  фонда  от  6.05.94  г.  ТФ  ОМС превысил размер средств,
используемых в качестве кредитных  ресурсов  и  банковских  депозитов,
который не должен превышать 50 %  страхового резерва (3500 млн. руб.).
За период 1.05.94 - 1.07.95 г.  г. ТФ ОМС имел в среднем задолженность
по  выданным  кредитам  -  2000 млн.  руб.,  по остаткам на банковским
депозитах - 2754 млн. руб.
     В нарушение  положения  о  территориальном фонде ОМС получателями
кредитов  являлись   организации,   не   осуществляющие   обязательное
медицинское   страхование.  Выданные  кредиты  во  многих  случаях  не
возвращались и их  суммы  списывались  на  финансирование  медицинских
учреждений.  Всего за период 1994 года, 1-е полугодие 1995 года ТФ ОМС
предоставил кредитов на общую сумму 10250 млн. руб., в т. ч. 3000 млн.
руб.  - администрации г.  Омска,  2500 млн. руб. - Главному управлению
здравоохранения,  250 млн.  руб.  - администрации Крутинского  района.
Так,  по  договору  о  займе  от  24.03.94 г.  на срок 3 месяца ТФ ОМС
перечислил денежные средства  в  сумме  250  млн.  руб.  администрации
Крутинского    района    для    целевого   финансирования   учреждений
здравоохранения.
     Однако договор  нарушен,  сумма  займа  и пеня в размере 102 млн.
руб. на момент не возвращены.
     В нарушение  письма  Федерального  фонда  ОМС  от  22.11.93 г.  о
недопустимости размещения  денежных  средств  в  коммерческих  банках,
имеющих неустойчивое финансовое положение,  ТФ ОМС разместил депозиты:
5.10.94 г.  в АКБ "Омторбанк" на сумму 600 млн.  руб.,  6.09.94 г. АКБ
"Авиабанк"  -  300 млн.  руб.,  29.08.94 г.  в АКБ "Восток" - 600 млн.
руб., 26.05.94 г. в АКБ "Капитал" - 400 млн. руб., на общую сумму 1900
млн.  руб.  Перечисленные выше депозитные вклады на момент проверки не
возвращены и с учетом начисленных пени  и  процентов  за  просроченный
период  сумма  задолженности  по  предъявленным  ТФ  ОМС  банкам искам
составляет 4470 млн. руб.
     По аудиторской  проверке от 11.03.95 г.  за период 1994 года были
завышены налоги на добавленную стоимость,  спецналог,  на прибыль,  на
пользователей  автодорог,  на  содержание  жилищного  фонда и объектов
социально-культурной сферы на общую сумму 119,6 млн. руб. Между тем на
оплату этой проверки израсходовано 7,0 млн. руб.
     За период  ревизии  ТФ  ОМС  по  решениям   Правления   оплачивал
медицинское  оборудование и медикаменты для учреждений здравоохранения
Омской области (всего на сумму  55564  млн.  руб.),  не  работающих  в
системе   обязательного  медицинского  страхования,  что  противоречит
Положению  о  Территориальном  фонде  ОМС.  Однако   принято   решение
Правления ТФ ОМС от 6.05.94 г.  о дополнительном ежемесячном выделении
финансовых  средств  учреждениям  здравоохранения  области   за   счет
страховых взносов плательщиков в размере 40 %  для оплаты медицинского
оборудования, медикаментов и медицинских услуг.
     Проведенные встречные   проверки   показали  отсутствие  должного
контроля со стороны ТФ ОМС за эффективностью  расходования  отпущенных
целевых  средств.  Установлены  случаи  неоприходования  бухгалтериями
учреждений  здравоохранения  полученного   медицинского   оборудования
(стоимостью на общую сумму 105 млн.  руб.),  поставки по оплаченным ТФ
ОМС договорам медицинского оборудования,  бывшего  в  эксплуатации,  с
дефектами,  в  нерабочем  состоянии,  в  результате чего оно вообще не
эксплуатируется (стоимость на общую сумму 36 млн.  руб.).  В областной
клинической   больнице   до   сих   пор   не  введено  в  эксплуатацию
дорогостоящее импортное медицинское оборудование стоимостью  707  млн.
руб.,  полученное  в декабре 1994 года.  Также в областной клинической
больнице установлен случай нецелевого использования денежных средств в
сумме 200 млн.  руб.,  для приобретения медицинского оборудования,  на
строительство пионерского лагеря,  находящегося на балансе клинической
больницы.  ТФ  ОМС  недостаточно  осуществляет контроль за соблюдением
сроков поставки медицинского оборудования по оплаченным  им  договорам
для  медицинских  учреждений.  Проверкой  установлено нарушение сроков
поставки медоборудования в соответствии с предусмотренным в  договорах
штрафными  санкциями  на  общую  сумму  23,7  млн.  руб.  Претензии на
указанную сумму ТФ ОМС предъявил в ходе проверки.
     По решению  Правления  ТФ  ОМС частично оплатил заключенный между
ГУЗО и Омским Облпотребсоюзом договор от 3.10.94 г.  на сумму 250 млн.
руб. на приобретение пионерского лагеря.
     Проверкой установлены нарушения введения бухгалтерского  учета  и
расходования материальных ценностей. Материалы проверки рассмотрены на
Правлении фонда,  издан приказ,  разработаны мероприятия, направленные
на  устранение  выявленных  проверкой нарушений и недостатков в работе
фонда.


     Начальник облфинуправления          И.О. Гл. контролера ревизора
     администрации области               КРУ МФ РФ по Омской области
     В.А.Пайор                           Г.Я.Эстрин



Информация по документу
Читайте также