Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 18.02.1997 № 19

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           от 18.02.97 N 19
                                г.Омск

                О протесте прокурора Омской области на
                отдельные статьи Закона Омской области
             "О местном самоуправлении в Омской области"

     Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  к  рассмотрению  протест  прокурора Омской области на
отдельные статьи Закона Омской области  "О  местном  самоуправлении  в
Омской области".

     2. Поручить комитету законодательных предположений,  законности и
правопорядка  Законодательного  Собрания  подготовить  предложения  по
реагированию  на  протест  и  внести  их  в  установленном  порядке на
рассмотрение Законодательного Собрания Омской области.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский




                                              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                                                        ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                   ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      ПРОКУРАТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

     11.02.97 N 7-14-97

                               ПРОТЕСТ

     на ч.  2 ст. 3, п. "б" ч. 1 ст. 31, п. " б" ч. 2 ст. 44, ч. 5 ст.
65,  ч.ч.  1 и 2 ст. 80, п. "г" ч. 2 ст. 82, ч. 4 ст. 88, ч. 3 ст. 93,
ч.  3 ст.  102,  ч.ч. 1 и 2 ст. 104, ч. 3 ст. 105, ч. 2 ст. 108 Закона
Омской области от 14 декабря 1995 года  "О  местном  самоуправлении  в
Омской области".

     С декабря   1995   года  действует  областной  Закон  "О  местном
самоуправлении в Омской области".
     Отдельные положения названного областного Закона не соответствуют
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

     1. Статьей 3 (часть  2)  областного  Закона  предусмотрено  право
граждан  на  участие  в  местном  самоуправлении только при уплате ими
налогов  в  бюджет  местного  самоуправления,  что  не   соответствует
Федеральному  закону  от  28  августа  1995  года  "Об общих принципах
организации местного самоуправления в  Российской  Федерации"  (статье
3),   который  не  ставит  право  граждан  на  осуществление  местного
самоуправления в зависимость от уплаты налогов в местный бюджет.

     2. Статьей 31 (часть  1  пункт  "б")  к  исключительному  ведению
представительного  органа  местного  самоуправления  отнесено принятие
устава о местном самоуправлении,  что не соответствует статье 8 (пункт
3)   Федерального   закона   от   28.08.95,   согласно  которой  устав
муниципального   образования   может    приниматься    и    населением
непосредственно.

     3. Статьей 44 (часть 2 пункт "б") предусмотрена возможность найма
главы  местной   администрации   представительным   органом   местного
самоуправления,  что не соответствует статье 16 (пункт 2) Федерального
закона от 28.08.95,  согласно которой глава муниципального образования
только избирается.

     4. Статьей  65 (часть 5) органам местного самоуправления в случае
невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению  вопросов
местного   значения   предоставлено   право  передавать  их  в  органы
государственной власти,  а последние наделяются  обязанностью  принять
указанные  полномочия без соответствующего материального и финансового
обеспечения,  что  не  соответствует  Конституции  РФ  и  Федеральному
закону.
     Во-первых, из содержания и  смысла  статей  130  (часть  1),  132
(часть  1)  Конституции РФ,  статей 1 (пункт 1),  3,  6 (пункт 2),  14
(пункт 5),  15 (пункт 3) Федерального закона от 28 августа  1995  года
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" следует,
что  население  муниципального  образования  и  образуемые  им  органы
местного   самоуправления   самостоятельно   решают  вопросы  местного
значения и поэтому  не  должны  перекладывать  их  решение  на  органы
государственной власти.
     Во-вторых, действующее  законодательство  (часть  2  статьи   132
Конституции  РФ,  пункт  5  статьи 4,  пункт 6 статьи 5,  пункты 1 и 4
статьи 6,  статья 38 ФЗ  от  28.08.95)  допускает  только  возможность
наделения  органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями,  а не наоборот,  и предусматривает,  что органы местного
самоуправления   несут   ответственность  за  осуществление  указанных
полномочий лишь в той мере,  в какой эти  полномочия  были  обеспечены
соответствующими   органами  государственной  власти  материальными  и
финансовыми средствами (пункт 2 статьи 49 ФЗ от 28.08.95).
     И, в-третьих,    право   одних   органов   -   органов   местного
самоуправления в  любом  случае  не  должно  становиться  обязанностью
других - органов государственной власти.

     5. Статья  80  (часть  1)  включает в экономическую базу местного
самоуправления,  в  состав   муниципальной   собственности   природные
ресурсы,  что  не соответствует статьям 28 и 29 (пункт 1) Федерального
закона  от  28.08.95,  согласно   которым   в   состав   муниципальной
собственности  могут входить лишь те земли и другие природные ресурсы,
которые находятся в муниципальной собственности.

     6. Статья 80  (часть  2)  устанавливает  право  органов  местного
самоуправления  создавать  предприятия  любых  организационно-правовых
форм,  что не соответствует статье 30 Федерального закона от 28.08.95,
статье  10  (пункт  1) Федерального закона от 26 декабря 1995 года "Об
акционерных обществах" (в редакции Федерального закона  от  13.06.96),
статье  66 (часть 4) Гражданского кодекса РФ,  согласно которым органы
местного   самоуправления   вправе   создавать   лишь    муниципальные
предприятия, учреждения, организации.

     7. Статьей 82 (часть 2 пункт "г") органам местного самоуправления
предоставлено право требовать передачи  или  продажи  в  муниципальную
собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного
имущества, находящегося в государственной собственности.
     Согласно статье   71   (пункт  "д")  Конституции  РФ  федеральная
государственная собственность и  управление  ею  находятся  в  ведении
Российской Федерации.
     В соответствии со статьями 4 (пункт 4),  5 (пункт 3) Федерального
закона от 28.08.95 регулирование порядка передачи объектов федеральной
собственности в муниципальную собственность  относится  к  полномочиям
органов   государственной   власти  Российской  Федерации,  а  порядка
передачи  объектов  областной  государственной   собственности   -   к
полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

     8. Статьей 88 (часть 4 абзац 2) представительному органу местного
самоуправления предоставлено право принимать  решения  о  неисполнении
решения   органа   государственной   власти,   если  не  предоставлена
компенсация или  гарантийные  обязательства  органами  государственной
власти,  что  не  соответствует  Федеральному  закону  от 28.08.95,  в
частности статье 38,  согласно которой такое  право  органам  местного
самоуправления не дано.

     9. Статьей  93 (часть 3) областного Закона в определенной степени
регулируется  деятельность  Центрального  банка  РФ  по  созданию  его
отделений (управлений).
     Согласно статье 71 (пункт "ж") Конституции РФ  федеральные  банки
находятся в ведении Российской Федерации.
     В соответствии с Федеральным законом от 2  декабря  1990  года  N
395-1  "О  банках  и банковской деятельности" (в редакции Федерального
закона от 03.02.96)  правовое  регулирование  банковской  деятельности
осуществляется   Конституцией   РФ,   названным  Федеральным  законом,
Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке  России)",  другими
федеральными законами, нормативными актами Банка России.
     Принципы организации Банка России закреплены в статьях 83, 84, 85
Федерального  закона  от  2  декабря  1990 года N 394-1 "О Центральном
банке РФ (Банке России)" (с последующими изменениями и дополнениями).
     Следовательно, регулирование  деятельности  Центрального Банка РФ
может осуществляться только на федеральном уровне и включение  данного
положения в областной закон является неправомерным.

     10. Статьей  102 (часть 3 абзац 1) устанавливаются дополнительные
социальные   гарантии   для   должностных   лиц    органов    местного
самоуправления  за  счет  средств  местного бюджета,  что противоречит
статье 132 (часть 1) Конституции РФ,  статье 36 (пункт 2) Федерального
закона  от  28.08.95,  согласно которым органы местного самоуправления
самостоятельно  формируют,  утверждают,  исполняют  местный  бюджет  и
самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.
     Поэтому закрепление  в  областном  Законе  положения  об   оплате
социальных гарантий должностных лиц органов местного самоуправления за
счет средств местного  бюджета  является  вмешательством  в  бюджетное
устройство и бюджетный процесс.

     11. Статьей    104    предусмотрено    осуществление    областной
администрацией административного контроля за законностью  деятельности
местной  администрации (часть 1) и возможность обращения администрации
области  к  главе  местной  администрации  с  предписанием  об  отмене
принятого им акта (часть 2).
     Согласно статье  12  Конституции  РФ,   статье   14   (пункт   5)
Федерального  закона  от  28.08.95  местное  самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно.  Органы  местного  самоуправления  не
входят в систему органов государственной власти.
     Следовательно, областная  администрация  не  вправе  осуществлять
административный  контроль  за  деятельностью  исполнительных  органов
местного самоуправления и вносить предписания об отмене актов  местной
администрации.
     В соответствии со статьей 6  (пункт  4)  Федерального  закона  от
28.08.95   администрация   области  вправе  осуществлять  контроль  за
органами местного самоуправления лишь в части реализации переданных им
государственных полномочий.

     12. Статьей 105 (часть 3 абзац 1) предусмотрена отмена в судебном
порядке решений органов местного самоуправления,  что не в полной мере
соответствует  статье  44  (пункт  2) Федерального закона от 28.08.95,
согласно которой решения органов местного самоуправления и должностных
лиц   местного   самоуправления   могут   быть   отменены  органами  и
должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по
решению суда.

     13. Статьей   108  (часть  2)  предусмотрено  сохранение  главами
местных администраций,  назначенных на должность в ином  порядке,  чем
предусмотрено  данным  законом,  своих  полномочий  до избрания нового
главы,  что противоречит статье 59 (пункт 2)  Федерального  закона  от
28.08.95, согласно которой главы местных администраций (главы местного
самоуправления),    назначенные    на    должность    государственными
должностными лицами,  органами государственной власти,  а также в ином
порядке,  чем  это  предусмотрено   настоящим   Федеральным   законом,
сохраняют  свои  полномочия  до избрания (назначения) соответствующего
органа,  должностного лица с учетом положений настоящего  Федерального
закона,  но  не  более  шестнадцати  месяцев  со дня вступления в силу
названного Федерального закона  (в  редакции  Федерального  закона  от
22.04.96 N 38-ФЗ).

     На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", ПРОШУ:

     Рассмотреть настоящий    протест    на    ближайшем     заседании
Законодательного Собрания области.

     Вышеуказанные положения   Закона   Омской   области   "О  местном
самоуправлении в Омской области" как противоречащие Конституции  РФ  и
федеральным законам отменить или изменить, приведя их в соответствие с
действующим федеральным законодательством.

     О результатах рассмотрения протеста сообщить.

     Прокурор Омской области
     государственный советник юстиции 2 класса          С.П.Казаков

Информация по документу
Читайте также