Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Омской области от 19.02.1997 № 72-п

 
           ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                    Утратилo силу - Указ Губернатора
                                             Омской области
                                         от 07.06.2004 г. N 120

                    от 19 февраля 1997 года N 72-п
                                г.Омск

                 О Концепции формирования и развития
                государственной собственности в Омской
                         области до 2000 года

     Рассмотрев представленный   проект   Концепции   формирования   и
развития  государственной собственности в Омской области до 2000 года,
ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить Концепцию формирования  и  развития  государственной
собственности в Омской области до 2000 года.

     2. Поручить  комитету  по  управлению  имуществом  Омской области
(Сараев А.Р.) разработать и представить в срок до 1 апреля  1997  года
Программу  формирования  и  развития  государственной  собственности в
Омской области на 1997 год.

     Первый Заместитель
     Главы Администрации
     (Губернатора) Омской области          В.А.Третьяков




     Утверждено
     Постановлением Главы Администрации
     (Губернатора) Омской области
     от 19 февраля 1997 г. N 72-п

                              КОНЦЕПЦИЯ
               формирования и развития государственной
             собственности в Омской области до 2000 года

                          1. Общие положения

     1.1. Концепция   формирования    и    развития    государственной
собственности  в  Омской  области  до  2000  года  (далее  по тексту -
Концепция)  является  исходным  документом  для  разработки  ежегодных
программ  формирования  и  развития  государственной  собственности  в
Омской области.  Концепция определяет  основные  элементы  и  принципы
системы   управления   государственной   собственностью,   направления
деятельности  органов  государственной  власти  по  реализации  данной
системы.
     1.2. Концепция   разработана   в   соответствии   с   действующим
законодательством РФ и Омской области.
     1.3. Стратегической     целью     управления      государственной
собственностью    является   повышение   эффективности   использования
государственной собственности в целях преодоления кризиса в  экономике
области,   ее   структурной   перестройки  и  повышения  уровня  жизни
населения.
     1.4. Поставленная  цель  достигается  с помощью решения следующих
задач:
     а) выработка    единого   комплексного   подхода   к   управлению
государственной собственностью;
     б) повышение доходности государственной собственности;
     в) обеспечение оптимальной доли государственной  собственности  в
экономике области;
     г) обеспечение учета и контроля за сохранностью и  использованием
государственной собственности;
     д) совершенствование  законодательной  и  нормативной   базы   по
вопросам управления государственной собственностью;
     е) создание  условий  для  привлечения  инвестиций  в   экономику
области;
     ж) разработка системы критериев:
     - приобретения имущества в государственную собственность;
     - отчуждения имущества из государственной собственности;
     - создания, реорганизации, ликвидации хозяйственных структур;
     з) создание   целостной   системы   управления    государственной
собственностью  на  базе существующих органов управления:  комитета по
управлению имуществом Омской области,  Фонда имущества Омской области,
территориального   агентства   Федерального   управления  по  делам  о
несостоятельности  (банкротстве)   предприятий   в   Омской   области,
экономического  комитета  Администрации области,  отраслевых комитетов
Администрации области,  финансового управления Администрации  области,
Областного   комитета   государственной   статистики,  Государственной
налоговой инспекции по Омской области и др.;
     и) четкое  разграничение полномочий по управлению государственной
собственностью  между  федеральными,   областными   и   муниципальными
органами власти;
     к) координация и организация четкого взаимодействия  между  всеми
субъектами управления при принятии решений;
     л) совершенствование системы сбора,  учета, хранения, обработки и
анализа    информации    по    вопросам   управления   государственной
собственностью;  развитие системы планирования;  создание отработанной
автоматизированной     системы     контроля    процессов    управления
государственной  собственностью  с  участием   всех   заинтересованных
субъектов управления государственной собственностью;
     м) разработка  методических  материалов  по  вопросам  управления
государственной собственностью.
     1.5. При   принятии   решений   по   управлению   государственной
собственностью необходимо руководствоваться следующими принципами:
     а) цели и  задачи  управления  государственной  собственностью  в
области устанавливаются с учетом:
     - целей и задач социально-экономического развития РФ в  целом,  в
том  числе  целей  и задач управления государственной собственностью в
РФ;
     - целей и задач социально-экономического развития Омской области;
     б) системный  подход  к  принятию  и  реализации   управленческих
решений,  анализ  и  прогноз  последствий  принимаемых  решений как на
непосредственный объект  воздействия,  так  и  на  систему  управления
государственной собственностью в целом;
     в) обеспечение сбалансированности интересов  государства,  Омской
области   как   субъекта   федерации,   муниципальных  образований  на
территории области, негосударственного сектора экономики;
     г) принятие   решений   по  вопросам  управления  государственной
собственностью при  участии  и  взаимодействии  всех  заинтересованных
субъектов управления;
     д) равноправие всех форм собственности перед бюджетом.

               2. Субъекты и объекты системы управления
                    государственной собственностью

     2.1. Субъекты  управления  государственной  собственностью  - это
органы законодательной и исполнительной власти субъекта  федерации,  а
также   уполномоченные   ими  представители,  осуществляющие  процессы
управления государственной собственностью в Омской области.
     2.2. В  соответствии  действующим  законодательством  РФ и Омской
области   к   органам,   осуществляющим   управление   государственной
собственностью в Омской области, относятся:
     - Законодательное Собрание Омской области;
     - Глава Администрации (Губернатор) Омской области;
     - Комитет по управлению имуществом Омской области;
     - Фонд имуществом Омской области;
     - Финансовое управление Администрации Омской области;
     - Экономический комитет Администрации области;
     - Отраслевые комитеты Администрации области;
     - Территориальное  агентство  Федерального  управления по делам о
несостоятельности (банкротстве) предприятий в Омской области;
     - Комитет по земельным ресурсам, землеустройству Омской области;
     - Региональная комиссия  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку
Омской области;
     - Государственная налоговая инспекция по Омской области;
     - Органы управления государственных предприятий, учреждений;
     - Представители государства в  органах  управления  хозяйственных
обществ   (товариществ),  в  уставном  (складочном)  капитале  которых
имеется государственная доля.
     2.3. Объект  управления  -  взаимосвязанные  отношения  по поводу
владения,  пользования,  распоряжения,  иного воздействия  на  объекты
государственной собственности.
     2.4. Объектами государственной  собственности  в  Омской  области
являются (по состоянию на 01.01.97 г.):
     1) государственные унитарные предприятия:
     - областной собственности - 161;
     - федеральной собственности - 135;
     2) государственные учреждения:
     - областной собственности - 57;
     - федеральной собственности - 452;
     3) имущественные комплексы, в т.ч.:
     - переданные  в  хозяйственное ведение и оперативное управление -
138;
     на общую сумму - 445590,2 млн.  руб.  (в ценах на дату заключения
договора);
     - переданные в аренду - 4, в т.ч.:
     - основных средств на сумму - 1355,4 млн. руб.;
     - оборотных средств на сумму - 354,1 млн.  руб.  (в ценах на дату
заключения договора);
     4) объекты государственного нежилого фонда:
     количество договоров аренды на объекты
     - федеральной собственности - 1284 шт., площадью 220,9 тыс.м2;
     - областной собственности - 346 шт., площадью 86,3 тыс. м2;
     5) государственные доли в уставных капиталах акционерных обществ:
     а) количество акционерных обществ,  в уставном  капитале  которых
имеется государственная доля, закрепленная
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в федеральных ведомствах - 30;
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в комитете по управлению имуществом Омской области и в Фонде
имущества Омской области - 81;
     - в областной собственности - 159;
     б) общая номинальная стоимость пакета акций, закрепленного
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в федеральных ведомствах - 1112505,1 тыс. руб.;
     - в федеральной собственности, сертификаты на управление которого
находятся в комитете по управлению имуществом Омской области и в Фонде
имущества Омской области - 160908,89 тыс. руб.;
     - в областной собственности - 421687,7 тыс. руб.
     в) количество акций, закрепленных
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в федеральных ведомствах - 1171161 шт.;
     - в федеральной собственности, сертификаты на управление которыми
находятся в комитете по управлению имуществом Омской области и в Фонде
имущества Омской области - 198795 шт.;
     - в областной собственности - 534130 шт.
     г) средневзвешенный  процент  в  совокупном   уставном   капитале
акционерных обществ, имеющих государственную долю, закрепленную:
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в федеральных ведомствах - 32,6%;
     - в федеральной собственности,  сертификаты на управление которой
находятся в комитете по управлению имуществом Омской области и в Фонде
имущества Омской области - 16,1%;
     - в областной собственности - 25,5%;
     б) земельные ресурсы, в т.ч.:
     - федеральной собственности - 4,1 млн.га;
     - областной собственности - 2,4 млн.га;
     7) средства  областного  бюджета,  областных внебюджетных фондов,
валютные ценности;
     8) леса, водные и другие природные ресурсы, в т.ч.:
     - недра,   содержащиеся    в    недрах    полезные    ископаемые,
гидроминеральные   и   энергетические   ресурсы,   включающие  в  себя
месторождения общераспространенных полезных ископаемых (пески,  глины,
суглинки,        торф,       сапропель,       мергель,       природные
торфяно-карбонатно-фосфатные    смеси    и     др.),     месторождения
циркон-ильменитовых   песков,   нефти,  газа  и  газового  конденсата,
бентонитовые глины и другие полезные ископаемые);
     - государственный  лесной  фонд  области  общей  площадью  3935,5
тыс.га, в том числе покрытой лесом - 2590,8 тыс.га; запас насаждений в
государственных лесах 367 млн. куб.м;
     - водные ресурсы области (реки,  озера, подземные водные объекты,
пойменные   озера,   водные   объекты,  являющиеся  особо  охраняемыми
природными территориями и другие);
     - животный  мир,  включающий в себя разнообразие всех видов диких
животных, постоянно или временно населяющих территорию области;
     9) информационные ресурсы.
     Объекты государственной собственности,  указанные в п.п.  7), 8),
9) п.  2.4 данной главы, предметом рассмотрения настоящей Концепции не
являются.

                3. Формирование и учет государственной
                            собственности

     3.1. Формирование государственной собственности

     3.1.1. Приращение  государственной  собственности  Омской области
осуществляется следующим образом:
     1) При  передаче  объектов  федеральной собственности в областную
собственность.
     Решением о    передаче   в   областную   собственность   объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, числящихся на
балансе федеральных предприятий,  находящихся в процессе приватизации,
является утверждение плана  приватизации,  в  котором  перечень  таких
объектов внесен отдельным разделом.
     Решением о   передаче   в   областную   собственность    объектов
социально-культурного  и коммунально-бытового назначения,  находящихся
на балансе приватизированных предприятий является внесение изменений в
план приватизации и включение в него перечня передаваемых объектов.
     Объекты социально-культурного и коммунально-бытового  назначения,
находящиеся   в   ведении   федеральных   предприятий,  не  подлежащих
приватизации,  а также объекты федеральной собственности, определенные
постановлениями  Правительства как подлежащие передаче в собственность
субъектов федерации,  передаются  в  собственность  Омской  области  в
порядке,  установленном Положением об определении пообъектного состава
и порядке оформления прав  собственности,  утвержденном  распоряжением
Президента РФ от 18.03.92 г. N 114-рп.
     2) При передаче объектов муниципальной собственности в  областную
собственность.
     Передача осуществляется   по   инициативе    областных    органов
исполнительной   власти   или  органов  муниципальных  образований  по
перечням   объектов,   утвержденным   решениями    органов    местного
самоуправления.
     3) Путем приобретения имущества,  в том числе пакетов  акций,  за
счет  областного бюджета на основании договора купли-продажи,  а также
мены,   дарения   или   иной   сделки,   предусмотренной   действующим
законодательством РФ и Омской области.
     4) При  передаче  в   областную   собственность   находящихся   в
федеральной  собственности  и  подлежащих  продаже  акций  акционерных
обществ, образованных в процессе приватизации, в соответствии с Указом
Президента РФ от 27.02.96 г.  N 292 и порядком передачи,  утвержденным
постановлением Правительства РФ от 08.05.96 г. N 554.
     5) Путем  приобретения,  внесения вкладов в уставный (складочный)
капитал хозяйственных товариществ и  обществ,  в  том  числе  внесение
вкладов   государственными   предприятиями,  учреждениями  в  уставный
капитал хозяйственных товариществ и обществ.
     Областное имущество   может  вноситься  в  уставный  (складочный)
капитал  как  действующих,  так  и  вновь   образуемых   хозяйственных
товариществ и обществ.
     Решения по внесению вкладов областного имущества,  определению их
формы  и  размера,  принимаются  Главой  Администрации  (Губернатором)
Омской области.
     В соответствии  с  действующим  законодательством  РФ учредителем
(участником) в создаваемых  хозяйственных  товариществах  и  обществах
выступает  Фонд  имущества  Омской  области  с  последующей  передачей
комитету по управлению имуществом Омской области функций по управлению
государственными  долями  (пакетами акций) в создаваемых обществах.  В
соответствии с Законом Омской области "Об  управлении  государственной
собственностью Омской области" комитет по управлению имуществом Омской
области  может  выступать  учредителем   (участником)   хозяйственного
общества от имени и по поручению Администрации области. Такие же права
предоставляются Фонду имущества Омской области.
     6) Путем   взимания   налогов   и   иных  обязательных  платежей,
подлежащих зачислению в  областной  бюджет,  внебюджетные  фонды  и  в
валютный фонд.
     7) Путем создания новых государственных предприятий.
     8) Путем получения продукции,  доходов в результате использования
государственной собственности.
     9) Путем  изъятия  негосударственного имущества в государственную
собственность в счет погашения плательщиками бюджетной задолженности.
     10) По     иным     основаниям,    предусмотренным    действующим
законодательством РФ и Омской области.
     3.1.2. Отчуждение   имущества  из  собственности  Омской  области
осуществляется следующим образом:
     1) Путем    продажи   акций,   закрепленных   в   государственной
собственности.
     2) Путем ликвидации государственных предприятий и учреждений.
     3) Путем  передачи  государственного  имущества  в  муниципальную
собственность.
     Жилой и  нежилой  фонд,   находящийся   в   ведении   предприятий
федеральной   и   областной   собственности,   может  быть  передан  в
муниципальную   собственность   в   соответствии    с    установленной
законодательством РФ процедурой.
     Нежилой фонд,  а также встроенно-пристроенные  нежилые  помещения
передаются   в   муниципальную   собственность   только   при  условии
одновременной передачи жилого фонда соответствующего  балансодержателя
государственного имущества.
     Передача предприятий и производственных объектов из  областной  в
муниципальную собственность осуществляется, как правило, на возмездной
основе и регулируется специальным законом Омской области.
     4) По     иным     основаниям,     предусмотренным    действующим
законодательством РФ и Омской области.

     3.2. Учет государственной собственности

     3.2.1. Учет объектов государственной собственности осуществляется
путем  пообъектной регистрации в Реестре государственной собственности
Омской области (далее по тексту - Реестр).
     3.2.2. Целью   создания  Реестра  является  обеспечение  надежной
основы  для   организации   единой   системы   учета   и   определения
эффективности использования государственного имущества при:
     - разграничении государственной собственности в Омской области;
     - имущественных    преобразованиях   юридических   лиц   в   ходе
приватизации,    ведении     дел     о     банкротстве,     приведении
организационно-правовых    форм    государственных    предприятий    в
соответствии с действующим законодательством;
     - сдаче  в  аренду  (залог),  передаче в доверительное управление
федерального и областного имущества;
     - иных сделках с государственным имуществом.
     3.2.3. Держателем  Реестра   является   комитет   по   управлению
имуществом Омской области.
     3.2.4. Информация    для    ведения    Реестра    предоставляется
экономическим комитетом Администрации области,  отраслевыми комитетами
Администрации области,  финансовым управлением Администрации  области,
областным  комитетом государственной статистики,  Лицензионной палатой
Администрации   области,   регистрирующими   органами    муниципальных
образований  Омской  области,  Государственной налоговой инспекцией по
Омской  области  и  другими  заинтересованными  субъектами  управления
государственной собственностью.
     3.2.5. Реестр содержит сведения об имуществе  действующих,  вновь
созданных,    реорганизованных   и   ликвидированных   государственных
предприятий,   учреждений,   долях   государственного   имущества    в
хозяйственных   обществах   (товариществах),  а  также  об  имуществе,
являющимся предметом аренды или залога.
     3.2.6. Основанием  для  включения  Реестр и исключения из Реестра
являются:
     - Закон  или  иной  законодательный  акт  Российской  Федерации и
Омской области;
     - постановление Правительства РФ;
     - постановление Главы Администрации (Губернатора) области;
     - свидетельство на право аренды, залога;
     - решение арбитражного суда.
     3.2.7. Основанием для внесения изменений в Реестр являются:
     - данные  Фонда  имущества   Омской   области   о   продаже   или
приобретении акций акционерных обществ;
     - данные регистрации арендных и залоговых сделок;
     - решение арбитражного суда;
     - данные бухгалтерского учета.
     3.2.8. Пользователями     Реестра     могут    являться    органы
государственного   управления,   Фонд   имущества   Омской    области,
предприятия  и организации,  заинтересованные в информации о возможных
партнерах для сотрудничества,  в порядке,  определенном  комитетом  по
управлению имуществом Омской области.
     3.2.9. Ликвидация Реестра осуществляется в порядке, установленном
действующим законодательством РФ.

              4. Управление государственными унитарными
            предприятиями и государственными учреждениями

     4.1. Определение объекта и субъекта управления

     4.4.1. Государственное унитарное предприятие - юридическое  лицо,
имеющее  самостоятельный  баланс  и  осуществляющее  свою коммерческую
деятельность на базе государственного имущества,  переданного  ему  на
праве хозяйственного ведения.
     4.4.2. Государственное учреждение -  организация,  созданная  для
осуществления  управленческих,  социально-культурных  или иных функций
некоммерческого характера  на  базе  закрепленного  за  ней  на  праве
оперативного   управления   имущества   и  финансируемая  государством
полностью или частично.
     4.4.3. Передача    государственного   имущества   государственным
унитарным предприятиям и государственным учреждениям в соответствии  с
ГК РФ осуществляется путем заключения соответствующих договоров:
     - хозяйственного ведения;
     - оперативного управления;
     - безвозмездного пользования;
     - аренды.
     4.4.4. Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление
имуществом  государственных  унитарных  предприятий  и государственных
учреждений, является комитет по управлению имуществом Омской области.

     4.2. Цели  и  задачи   управления   государственными   унитарными
предприятиями и государственными учреждениями

     4.2.1. Цель  управления государственными унитарными предприятиями
-  создание  условий   для   развития   материально-технической   базы
государственного  сектора  и  на  этой  основе  получение максимальной
прибыли.
     Цель управления государственными учреждениями - стабильная работа
в условиях рыночной экономики и уменьшение затратности.
     4.2.2. Поставленная  цель достигается с помощью решения следующих
задач:
     а) учет и контроль за эффективным использованием государственного
имущества;
     б) анализ   и   прогноз   финансового  состояния  государственных
унитарных предприятий и государственных учреждений;
     в) обеспечение   оптимальной   доли  государственного  сектора  в
экономике Омской области;
     г) формирование системы государственной поддержки государственных
унитарных предприятий и государственных учреждений;
     д) создание    условий   для   развития   финансово-кредитных   и
инвестиционных  механизмов,  а   также   создания   новых   источников
финансирования  процессов замены устаревшего оборудования и технологий
для обеспечения рынка конкурентоспособными отечественными  товарами  и
услугами.

     4.3. Порядок управления государственными унитарными предприятиями
и государственными учреждениями

     4.3.1. Учет    государственных    унитарных     предприятий     и
государственных  учреждений ведется комитетом по управлению имуществом
Омской области в соответствующем реестре.
     4.3.2. В  соответствии с требованиями законодательства РФ комитет
по  управлению  имуществом  Омской   области   разрабатывает   типовые
нормативные  документы (устав государственного унитарного предприятия,
контракт  с  руководителем  государственного  унитарного  предприятия,
договоры    хозяйственного    ведения,   оперативного   управления   и
безвозмездного пользования государственным имуществом).
     Заключение договоров     безвозмездного     пользования    должно
осуществляться в том случае,  когда иным путем  невозможно  обеспечить
сохранность и эксплуатацию государственного имущества.
     4.3.3. В  соответствии  с  Законом  РФ  "О  бухгалтерском  учете"
государственные  унитарные  предприятия  ежеквартально  представляют в
комитет по управлению  имуществом  Омской  области  и  территориальное
агентство   Федерального   управления  по  делам  о  несостоятельности
(банкротстве) предприятий по Омской  области  бухгалтерские  отчеты  и
балансы.
     Аналогичную бухгалтерскую отчетность ежеквартально представляют в
комитет   по  управлению  имуществом  Омской  области  государственные
учреждения.
     Комитет по управлению имуществом Омской области и территориальное
агентство  Федерального  управления  по  делам   о   несостоятельности
(банкротстве)  предприятий  по  Омской  области  на  основании  данных
отчетов проводят анализ эффективности  использования  государственного
имущества.
     В случае,  если по окончании финансового  года  стоимость  чистых
активов  государственного  унитарного  предприятия  оказывается меньше
размера уставного фонда,  то комитет по управлению  имуществом  Омской
области  в  порядке,  установленном  действующим законодательством РФ,
производит уменьшение уставного фонда.
     Территориальное агентство  Федерального  управления  по  делам  о
несостоятельности  (банкротстве)  предприятий  по  Омской  области  на
основе   анализа   платежеспособности  предприятий  в  соответствии  с
системой  критериев  для  определения  неудовлетворительной  структуры
баланса  неплатежеспособных  предприятий,  утвержденной постановлением
Правительства РФ от  20.05.94  г.  N  498,  может  принять  решение  о
признании предприятия неплатежеспособным,  что является основанием для
реализации в установленном действующим  законодательством  РФ  порядке
следующих мероприятий:
     - сдача в аренду имущественного комплекса на конкурсной основе;
     - реорганизация и реструктуризация предприятия;
     - смена руководителя предприятия;
     - назначение антикризисного управляющего;
     - оказание государственной финансовой поддержки;
     - изменение формы собственности (приватизация);
     - продажа предприятия-должника,  его активов, а также находящихся
в   государственной  собственности  долей  (паев,  акций)  в  уставном
(складочном) капитале предприятия-должника;
     - добровольная ликвидация предприятия.
     В случае,  если  данные  мероприятия  проводить  экономически  не
целесообразно   или   они   не   дали   положительного  результата,  в
установленном действующим законодательством РФ порядке  в  арбитражном
суде   возбуждается   производство   по   делу   о   несостоятельности
(банкротстве) предприятия.
     Средства, полученные  от  продажи  арестованного государственного
имущества, преимущественно направляются на финансирование мероприятий,
способствующих   повышению  эффективности  управления  государственным
имуществом.
     4.3.4. Решения   о   создании   новых  государственных  унитарных
предприятий принимаются  Главой  Администрации  (Губернатором)  Омской
области на основе предложений комитета по управлению имуществом Омской
области,  экономического комитета Администрации Омской области,  Фонда
имущества  Омской  области и отраслевых комитетов Администрации Омской
области с учетом выработанных критериев.
     4.3.5. Приватизация    государственных    унитарных   предприятий
осуществляется в порядке,  определенном действующим  законодательством
РФ.
     Объекты областной  собственности  по   возможности   приватизации
делятся на следующие группы:
     - не подлежащие приватизации;
     - подлежащие   приватизации   по   решению   Главы  Администрации
(Губернатора) Омской области;
     - подлежащие  приватизации  по  решению  комитета  по  управлению
имуществом Омской области (с  учетом  мнения  Фонда  имущества  Омской
области,   отраслевых  комитетов  и  управлений  Администрации  Омской
области).
     При приватизации  государственных  унитарных  предприятий объекты
инженерной   инфраструктуры    и    жилищно-коммунального    хозяйства
приватизации  не  подлежат  и  остаются  на балансе приватизированного
предприятия до их  передачи  организации,  определяемой  комитетом  по
управлению имуществом Омской области.
     Решение о   приватизации   объектов    социально-культурного    и
коммунально-бытового     назначения,     находящихся     на    балансе
приватизированных предприятий,  принимается в зависимости  от  вида  и
функционального назначения каждого объекта.
     Порядок и   условия   приватизации   предприятий   по   первичной
переработке       сельхозпродукции,       производственно-техническому
обслуживанию и материально-техническому обеспечению  агропромышленного
комплекса  устанавливаются  в  соответствии  с  Указами Президента РФ,
Постановлениями Правительства РФ,  Постановлениями Главы Администрации
(Губернатора)  Омской  области  с  учетом  мнения  Главного управления
сельского хозяйства и продовольствия Администрации Омской области.
     В случае  принятия  решений  о выпуске "золотой акции" в процессе
приватизации в совет директоров акционерного общества  в  обязательном
порядке включается представитель государства.
     4.3.6. Вопросы текущего управления государственными  учреждениями
решают  соответствующие  комитеты  и  управления  Администрации Омской
области по согласованию с комитетом по  управлению  имуществом  Омской
области.

     4.4. Меры  по повышению эффективности управления государственными
унитарными предприятиями и государственными учреждениями

     В целях  повышения  эффективности   управления   государственными
унитарными     предприятиями     и    государственными    учреждениями
экономическому комитету Администрации  области,  отраслевым  комитетам
Администрации   области,  комитету  по  управлению  имуществом  Омской
области,  Фонду  имущества  Омской  области,  финансовому   управлению
Администрации   Омской   области   необходимо   реализовать  следующие
мероприятия:
     - разработать    порядок    передачи   имущественных   комплексов
государственных предприятий в доверительное управление;
     - разработать  порядок,  позволяющий  ввести  на  государственных
унитарных  предприятиях  обязательный  аудит  в  лице   уполномоченных
Администрацией области аудиторско-консультационных компаний;
     - в  целях  усиления   контроля   за   финансовой   деятельностью
государственных  унитарных  предприятий  и  государственных учреждений
комитету  по  управлению  имуществом  Омской  области   ежеквартально,
начиная  с  годового  за  1996  год,  составлять сводные бухгалтерские
балансы  государственных  унитарных  предприятий   и   государственных
учреждений  отдельно  по  областной  и  по  федеральной собственности;
согласовать с  налоговыми  органами  вопросы  рассмотрения  последними
бухгалтерских отчетов и балансов государственных унитарных предприятий
только при наличии отметки о сдаче соответствующего отчета комитету по
управлению имуществом Омской области;
     - предложить органам местного самоуправления  районов  и  городов
области,  включая г.  Омск,  осуществлять через комитеты по управлению
муниципальным имуществом  сбор  и  обработку  информации  в  отношении
муниципальных  предприятий  с  представлением  соответствующих сводных
отчетов комитету по управлению имуществом Омской области;  комитету по
управлению  имуществом  Омской  области  на  основе  сводных отчетов и
балансов  муниципальных  предприятий  в  разрезе  районов  и   городов
составлять сводный баланс муниципальных предприятий области;
     - разработать порядок реорганизации  учреждений  областной  формы
собственности,  финансирование  деятельности  которых более чем на 90%
осуществляется  за  счет  доходов   от   коммерческого   использования
имущества;
     - экономическому комитету Администрации Омской области,  комитету
по   управлению   имуществом   Омской  области  проработать  вопрос  о
ликвидации убыточных государственных унитарных предприятий;
     - разработать  порядок передачи имущественных комплексов в аренду
на конкурсных условиях,  безвозмездное пользование  с  инвестиционными
условиями;
     - разработать  механизм,  при  котором  нормативы   распределения
чистой  прибыли  государственных унитарных предприятий утверждаются на
планируемый год в срок до 1 апреля текущего года;
     - предусмотреть   одновременное   утверждение   в   комитете   по
управлению  имуществом  Омской  области  смет  использования   фондов,
создаваемых за счет прибыли и амортизационных отчислений;
     - в целях формирования источника средств для будущих  инвестиций,
приобретения  в  государственную  собственность  акций  (долей,  паев)
экономическому комитету Администрации области совместно с комитетом по
управлению  имуществом Омской области разработать нормативы отчислений
от  прибыли  областных  унитарных  предприятий  за  использование  ими
государственного имущества;
     - привести   в   соответствие   с    требованиями    действующего
законодательства   РФ   и  утвердить  типовой  устав  государственного
унитарного   предприятия,    типовой    контракт    с    руководителем
государственного  унитарного  предприятия,  типовой  договор  передачи
имущества   в   хозяйственное   ведение,    оперативное    управление,
безвозмездное пользование, типовой коллективный договор;
     - разработать  и  утвердить  Положение  "О   порядке   оформления
залоговых сделок";
     - разработать  порядок   передачи   имущества   приватизированных
предприятий в государственную собственность.

               5. Управление нежилым фондом, являющимся
                    государственной собственностью

     5.1. Определение объекта и субъекта управления

     5.1.1. Нежилой фонд,  являющийся  государственной  собственностью
включает   здания,   сооружения,   нежилые   помещения,  в  том  числе
встроенно-пристроенные и расположенные в жилых домах, которые числятся
на    балансе   государственных   унитарных   предприятий   на   праве
хозяйственного   ведения,   государственных   учреждений   на    праве
оперативного управления,  акционерных обществ, а также закрепленные за
иными   юридическими   лицами    в    соответствии    с    действующим
законодательством РФ.
     Нежилой фонд  используется   для   производственно-хозяйственных,
социально-культурных, коммунально-бытовых нужд Омской области.
     Особым видом государственного нежилого фонда  являются  здания  и
сооружения, отнесенные к памятникам истории и культуры.
     5.1.2. Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление
нежилым  фондом,  являющимся государственной собственностью,  является
комитет по управлению имуществом Омской области.
     Действия по  распоряжению  нежилым  фондом,  совершенные  другими
лицами, являются недействительными.

     5.2. Цели  и  задачи  управления   нежилым   фондом,   являющимся
государственной собственностью

     5.2.1. Цель управления нежилым фондом, являющимся государственной
собственностью  -  повышение  его  доходности  (в  том   числе   путем
формирования  конкурентного  рынка  недвижимости),  а также сохранение
социальной инфраструктуры.
     5.2.2. Поставленная  цель  достигается  путем  решения  следующих
задач:
     а) обеспечение  учета  и контроля за сохранением и использованием
нежилого фонда,  являющегося  государственной  собственностью,  в  том
числе отнесенного к памятникам истории и культуры;
     б) повышение эффективности  механизма  сдачи  в  аренду  объектов
нежилого  фонда,  являющегося  государственной  собственностью,  в том
числе обеспечение регулярных поступлений в бюджет средств от  арендной
платы;
     в) на основе действующего законодательства  РФ  разработка  новых
механизмов  использования нежилого фонда,  являющегося государственной
собственностью, в том числе порядка передачи объектов нежилого фонда в
доверительное  управление,  порядка  предоставления  права  аренды  на
основе конкурса, аукциона и др.

     5.3. Порядок  сдачи  в   аренду   нежилого   фонда,   являющегося
государственной собственностью

     5.3.1. Одной   из   наиболее  эффективных  форм  использования  и
сохранения  нежилого  фонда,  а  также   увеличения   доходной   части
областного бюджета является сдача нежилого фонда в аренду.
     Предоставление в аренду объектов  нежилого  фонда  осуществляется
путем  заключения  соответствующего договора аренды,  который является
единственным основанием для занятия и использования  объекта  нежилого
фонда  и  определяет взаимоотношения арендодателя,  балансодержателя и
арендатора на период аренды объекта.
     При заключении договоров аренды арендодателем является комитет по
управлению имуществом Омской области, балансодержателями - юридические
лица,   имеющие   на   своем  балансе  нежилой  фонд,  арендаторами  -
юридические   и   физические   лица,   в   том    числе    иностранные
(зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке).
     В соответствии   с   делегированием   полномочий    Правительства
Российской   Федерации   по   управлению  и  распоряжению  федеральной
собственностью при сдаче в аренду объектов нежилого фонда,  отнесенных
к памятникам истории и культуры,  арендодателем является исключительно
комитет по управлению имуществом Омской  области.  Арендная  плата  от
сдачи  в  аренду поступает в соответствующий бюджет,  балансодержателю
здания и арендодателю.
     Предоставление в  аренду  объектов  нежилого фонда,  отнесенных к
памятникам истории и культуры,  осуществляется с участием комитета  по
культуре и искусству Администрации Омской области.
     5.3.2. Порядок   сдачи   в   аренду   объектов   нежилого   фонда
устанавливается Главой Администрации (Губернатором) Омской области.
     5.3.3. Законодательное  Собрание  Омской  области   устанавливает
порядок  определения  размеров арендной платы за пользование объектами
областной собственности, а также минимальные (базовые) ставки арендной
платы.  Конкретные  ставки  арендной  платы  определяются комитетом по
управлению  имуществом  Омской  области.  Арендная  плата  может  быть
договорная, но не менее расчетной. При изменении экономических условий
(инфляция,  переоценка основных фондов,  рост издержек  на  содержание
нежилого  фонда и др.) комитет по управлению имуществом Омской области
в соответствии с договором аренды имеет право в одностороннем  порядке
произвести индексацию конкретных ставок арендной платы.
     5.3.4. Льготы  по  арендной  плате  устанавливаются  в   порядке,
утверждаемом  Главой  Администрации (Губернатором) Омской области,  за
счет уменьшения средств от арендной платы,  направляемых  в  областной
бюджет.
     В случае   необходимости   проведения    капитального    ремонта,
реконструкции  арендуемого  помещения комитет по управлению имуществом
Омской области имеет право принять решение  о  компенсации  арендатору
затрат  на  проведение  вышеуказанных  мероприятий  за  счет  средств,
отчисляемых от арендной платы балансодержателю и в  областной  бюджет.
Сумма    затрат   определяется   по   проектно-сметной   документации,
согласованной с балансодержателем и комитетом по управлению имуществом
Омской области в установленном порядке.
     Условия выполнения     капитального     ремонта      определяются
дополнительным соглашением к договору аренды.

     5.4. Порядок  приватизации  объектов  нежилого фонда,  являющихся
государственной собственностью

     5.4.1. Приватизация незанятого (неиспользуемого)  нежилого  фонда
(нежилых    помещений,    зданий    и    сооружений,   в   том   числе
встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах),  находящегося
на балансе акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и не
вошедшего  в  уставный  капитал,  а  также  находящегося  на   балансе
неприватизированных   предприятий,   производится   в  соответствии  с
Основными   положениями   Государственной    программы    приватизации
государственных  и  муниципальных  предприятий  в РФ после 1 июля 1994
года,  утвержденными Указом Президента РФ от  22.07.94  г.  N  1535  с
учетом следующих особенностей:
     - до определения покупателя  незанятые  (неиспользуемые)  нежилые
помещения,  здания  и  сооружения  передаются  на  баланс организации,
уполномоченной комитетом по управлению имуществом Омской области;
     - продажа  незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда,  в
том  числе  предназначенных  для  реконструкции,   осуществляется   на
открытых аукционах (конкурсах) в соответствии с законодательством РФ.
     Право на приобретение в собственность на  конкурсной,  аукционной
основе,   находящихся   в   государственной   собственности  незанятых
(неиспользуемых)     зданий,     сооружений,     в      том      числе
встроенно-пристроенных   нежилых   помещений   в  жилых  домах,  имеют
физические   и   юридические   лица,   признаваемые   покупателями   в
соответствии  со  ст.  9  Закона  РФ "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий".
     5.4.2. Приватизация  сданных  в  аренду  объектов  нежилого фонда
(зданий,   строений,    сооружений,    помещений,    в    том    числе
встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах) осуществляется
на основании заявления арендатора по решению  комитета  по  управлению
имуществом  Омской  области  в  соответствии  с  Основными положениями
Государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий  в  РФ  после  1  июля  1994  года,  утвержденными  Указом
Президента РФ от 22.07.94  г.  N  1535,  и  при  условии  установления
арендной платы по состоянию на последнюю дату ее пересмотра.
     Продажа сданных в аренду объектов нежилого  фонда  осуществляется
Фондом имущества Омской области.
     5.4.3. Приватизация   незавершенных    строительством    объектов
(исключая  незавершенные  строительством  жилые  дома),  находящихся в
государственной  собственности,  осуществляется   в   соответствии   с
действующим законодательством РФ.

     5.5. Порядок  приватизации  памятников  истории и культуры Омской
области

     5.5.1. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О
неотложных  мерах по сохранению национального культурного и природного
наследия  народов  РСФСР"  от  25.12.90  г.  N  447-1,  постановлением
Верховного Совета РСФСР "О разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную  собственность,  государственную
собственность   республик   в  составе  Российской  Федерации,  краев,
областей,  автономной области,  автономных округов,  городов Москвы  и
Санкт-Петербурга  и  муниципальную  собственность"  от  27.12.91 г.  N
3020-1  все  объекты,  имеющие  историко-культурную   значимость,   до
разграничения   собственности   являются   исключительно   федеральной
собственностью.
     5.5.2. В  соответствии  с  п.  1 ст.  4 Закона РФ "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в  Российской  Федерации",
п.  3.1  Типового  положения о комитете по управлению имуществом края,
области,  автономного  округа,  городов  Москвы  и   Санкт-Петербурга,
обладающем   правами   и   полномочиями   территориального   агентства
Госкомимущество России, утвержденного Указом Президента от 14.10.92 г.
N 1231,  комитету по управлению имуществом Омской области делегированы
полномочия Госкомимущество  России  по  согласованию  решений  органов
исполнительной власти о приватизации недвижимых объектов исторического
и  культурного  наследия,  предусмотренные  Указом  Президента  РФ  от
26.11.96 г. N 2121.
     В соответствии  с  Временным  порядком,   утвержденным   приказом
Минкультуры   России   от   07.05.96   г.  N  355  и  согласованным  с
Госкомимущество России 30 апреля 1996 г.,  при приватизации недвижимых
объектов    исторического    и   культурного   наследия   производится
обязательное согласование решений с Минкультуры России.
     После регистрации    в   Минюсте   России   "Временного   порядка
рассмотрения и согласования предложений  по  приватизации  недвижимого
имущества,   отнесенного  в  соответствии  с  законодательством  РФ  к
памятникам  истории  и  культуры"  порядок  рассмотрения   заявок   на
приватизацию  памятников  истории  и  культуры  будет осуществляться в
соответствии с указанным документом.
     5.5.3. Вновь  выявляемые  объекты,  представляющие  историческую,
научную,  художественную  или  иную  культурную  ценность,  впредь  до
решения  вопроса  о принятии их на государственный учет как памятников
истории и культуры относятся к государственной собственности и решения
по   их   приватизации   принимаются  органами  исполнительной  власти
субъектов РФ без согласования с Минкультуры России  и  Госкомимущество
России.
     5.5.4. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от
25.12.90  г.  N  447  "О неотложных мерах по сохранению национального,
культурного  и  природного  наследия  народов  РСФСР",   распоряжением
Президента РФ от 23.04.93 г. N 281-рп, постановлением Правительства РФ
от 14.03.95 г.  N 248 "О  порядке  передачи  религиозным  объединениям
относящегося   к   федеральной  собственности  имущества  религиозного
назначения",  памятники  истории   и   культуры   местного   значения,
являющиеся   культовыми   зданиями,   строениями   и  иным  недвижимым
имуществом религиозного назначения, приватизации не подлежат.

     5.6. Меры по повышению  эффективности  и  использования  нежилого
фонда, являющегося государственной собственностью

     5.6.1. В  целях  повышения  эффективности  использования нежилого
фонда,   являющегося   государственной   собственностью,    увеличения
поступлений  от  арендной  платы  в государственный бюджет комитету по
управлению  имуществом  Омской  области  совместно   с   экономическим
комитетом   Администрации   Омской   области,  финансовым  управлениям
Администрации  Омской  области,  Фондом   имущества   Омской   области
необходимо реализовать следующие мероприятия:
     - провести инвентаризацию объектов нежилого фонда;
     - провести  инвентаризацию  договоров  аренды  нежилых помещений,
зданий, сооружений;
     - разработать  и  реализовать меры по ликвидации задолженности по
арендной плате в областной бюджет;
     - создать  информационную  базу  данных  объектов  нежилого фонда
государственной собственности (реестр нежилого фонда);
     - проработать   вопросы   передачи  объектов  нежилого  фонда  из
федеральной собственности в областную;
     - определить  порядок  изменения  размеров  минимальной (базовой)
ставки арендной платы за аренду объектов  нежилого  фонда  в  связи  с
изменением  экономических  условий  (инфляцией,  переоценкой  основных
фондов, ростом издержек на содержание нежилого фонда и т.д.);
     - определить  критерии и разработать порядок предоставления льгот
по арендной плате учреждениям и организациям, находящимся на бюджетном
финансировании;
     - разработать порядок передачи нежилых помещений в  доверительное
управление;
     - разработать  положение  "О  порядке  проведения   аукциона   на
предоставление   объектов  нежилого  фонда  в  аренду  коммерческим  и
некоммерческим организациям";
     - разработать   положение   "О  порядке  проведения  конкурса  на
предоставление  объектов  нежилого  фонда  в  аренду  коммерческим   и
некоммерческим организациям".
     5.6.2. В целях поддержки государственной политики в сфере  охраны
и  использования  памятников истории и культуры комитету по управлению
имуществом  Омской  области  совместно  с  комитетом  по  культуре   и
искусству Администрации Омской области, муниципальными органами власти
необходимо реализовать следующие мероприятия:
     - уточнить    состав   исторического   и   культурного   наследия
федерального и областного значения;
     - определить   полный   имущественный   состав   каждого  объекта
исторического и культурного наследия  в  соответствии  с  правилами  и
порядком  государственного  учета памятников истории и культуры,  иных
объектов культурного наследия, предусмотренных законодательством РФ;
     - уточнить  порядок и условия сдачи в аренду зданий и сооружений,
отнесенных к памятникам истории и культуры;
     - разработать порядок передачи зданий и сооружений,  отнесенных к
памятникам истории и культуры,  в хозяйственное ведение, безвозмездное
пользование и др.;
     - определить подходы к  оценке  стоимости  памятников  истории  и
культуры;
     - разработать положение "О Фонде поддержки памятников  истории  и
культуры Омской области".


               6. Управление государственным земельным
                                фондом

     6.1. Определение объекта и субъекта управления

     6.1.1. Государственный  земельный фонд Омской области - это земли
в пределах административных границ Омской области,  входящие в  состав
земельного  фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной
(федеральной и областной) собственности. Федеральные земли - земельные
участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в том числе
для:
     а) добывающей  промышленности (месторождения полезных ископаемых,
имеющих общегосударственное значение);
     б) федеральных объектов топливно-энергетического комплекса;
     в) железнодорожного,  воздушного  и  трубопроводного  транспорта,
речного  флота,  используемые  для  федеральных нужд,  либо на которых
расположены федеральные объекты;
     г) обеспечения   нужд   обороны,   космических   систем,   охраны
государственных   границ   и   государственной   безопасности   страны
(предприятий, производящих системы и элементы вооружения, взрывчатые и
отравляющие  вещества,   расщепляющие   и   радиоактивные   материалы,
космические   и   летательные  аппараты,  военное  снаряжение  и  иную
продукцию военного назначения);
     д) объектов,  принадлежащих  федеральным  органам государственной
власти;
     е) федеральных   автомобильных   дорог   общего   пользования   и
обслуживающих их организаций;
     ж) федеральных племенных и конных заводов, селекционных гибридных
центров,   федеральных   семенных   инспекций   и    лабораторий    по
сортоиспытанию    сельскохозяйственных   культур,   сортоиспытательных
станций,  а  также   для   других   федеральных   сельскохозяйственных
предприятий, имеющих общегосударственное значение;
     з) объектов   историко-культурного   и    природного    наследия,
учреждений  образования  и  культуры  общероссийского и международного
значения;
     и) объектов федерального водного и лесного фондов;
     к) федерального земельного запаса.
     Областные земли - земельные участки,  находящиеся в собственности
Омской области, в том числе:
     а) занятые объектами,  являющимися собственностью Омской области,
в том числе объектами органов государственной власти;
     б) занятые водными объектами, являющимися собственностью области;
     в) занятые ценными сельхозугодьями  с  кадастровой  оценкой  выше
районного  уровня,  не  переданные  в  процессе приватизации в частную
собственность;
     г) пригородные   зоны   (за   исключением  земель,  переданных  в
муниципальную и частную собственность);
     д) участки,  относящиеся  по кадастровым данным к землям запаса и
не переданные в федеральную собственность.
     6.1.2. Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление
государственным  земельным  фондом,  является  комитет  по   земельным
ресурсам и землеустройству Омской области.
     6.1.3. Распоряжение  и   управление   федеральными   землями   на
территории  Омской  области  осуществляется  Правительством Российской
Федерации  через  Государственный  Комитет  Российской  Федерации   по
земельным  ресурсам и землеустройству по согласованию с Администрацией
Омской области.
     6.1.4. В  соответствии  с  Законом  Омской области "Об управлении
государственной   собственностью   Омской   области"   Законодательное
Собрание  Омской  области  определяет нормативную цену земли,  порядок
отчуждения земельных участков,  в том числе передачи  в  муниципальную
собственность, в залог и аренду.
     Решения об  использовании  земельных  участков,   находящихся   в
областной  собственности,  принимает  Глава Администрации (Губернатор)
Омской области.
     6.1.5. Муниципальный   земельный   фонд  формируется  по  решению
Администрации   Омской   области   в   соответствии   с    действующим
законодательством РФ.

     6.2. Цель и задачи управления государственным земельным фондом

     6.2.1. Цель   управления   государственным   земельным  фондом  -
обеспечение рационального его  использования  повышения  эффективности
экономики области и пополнения доходной части областного бюджета.
     6.2.2. Поставленная цель достигается с помощью решения  следующих
задач:
     а) учет, оценка и контроль за использованием земельного фонда;
     б) совершенствование   законодательной   и  нормативной  базы  по
вопросам управления земельным фондом;
     в) определение  в  соответствии  с  действующим законодательством
приоритетных земельно-правовых отношений в области.

     6.3. Порядок управления государственным земельным фондом

     6.3.1. Правовой статус и  порядок  использования  государственных
земель,   а   также   контроль  за  использованием  и  охраной  земель
определяется  Земельным  кодексом  РФ  и  другими  законодательными  и
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Омской области.
     6.3.2. Инвентаризация    и    учет    земель,    находящихся    в
государственной  собственности,  независимо  от  целей использования и
ведомственной   принадлежности    земель,    производится    районными
(городскими)  комитетами  по  земельным  ресурсам  и землеустройству в
соответствии с порядком ведения государственного земельного кадастра и
обобщается  в  ежегодном  отчете  о  состоянии и использовании земель,
направляемом в комитет по земельным ресурсам и землеустройству  Омской
области.
     6.3.3. Ведение реестра  государственных  земель,  государственный
контроль  за  использованием  и  охраной  земель,  мониторинг  земель,
территориальное  планирование  использования  земель,  землеустройство
осуществляется  комитетом  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству
Омской области  совместно  с  территориальными  органами  Министерства
охраны  окружающей  среды  и  природных ресурсов РФ,  Государственного
Комитета   санитарно-эпидемиологического   надзора   РФ   в   порядке,
установленным Правительством РФ.
     6.3.4. Земельные    участки,    находящиеся     в     федеральной
собственности,   при  миновании  надобности  в  использовании  их  для
федеральных  нужд  могут  быть  переданы  в  областную,  муниципальную
собственность, юридическим и физическим лицам.
     Передача земельных   участков   в    федеральную    собственность
осуществляется по соглашениям между Правительством РФ и Администрацией
Омской  области  при  участии  в  необходимых  случаях  (по  обоюдному
согласию сторон) органов местного самоуправления.
     Соглашения по   передаче   земельных   участков   в   федеральную
собственность  заключается в отношении земель как уже предоставленных,
так и передаваемых в дальнейшем для федеральных нужд.
     При передаче земель, находящихся в муниципальной собственности, в
федеральную    собственность,     соглашения     заключаются     между
соответствующим    федеральным   органом   исполнительной   власти   и
муниципальными органами при участии Администрации Омской области.
     6.3.5. Земельные    участки,    находящиеся   в   государственной
собственности,   предоставляются   для    хозяйственного    и    иного
использования  государственным  предприятиям,  органам государственной
власти и учреждениям,  финансируемым из государственного  бюджета,  на
праве  бессрочного  (постоянного)  пользования,  а  иным юридическим и
физическим лицам - на правах аренды.
     Правовые основы   и   экономические   условия   аренды  земельных
участков,     находящихся     в     государственной     собственности,
регламентированы постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 876 "Об
упорядочении учета плательщиков земельного налога и  арендной  платы",
Законом  Омской  области  "О  плате  за  землю",  постановлением Главы
Администрации (Губернатора) Омской области от 08.10.96 г.  N 468-п "Об
аренде  земель,  находящихся в федеральной,  областной и муниципальной
собственности".  Арендодателем  земельных  участков,   находящихся   в
государственной собственности,  является комитет по земельным ресурсам
и землеустройству Омской области.
     6.3.6. Допускается  внесение  земельных  участков,  находящихся в
областной собственности,  в качестве вкладов в  уставные  (складочные)
капиталы хозяйственных обществ (товариществ), в том числе и в качестве
государственной доли.
     6.3.7. Приобретение   в   собственность  земельных  участков,  на
которых  расположены  приватизированные  предприятия,   иные   объекты
недвижимости,   находящиеся   в  частной  собственности  физических  и
юридических  лиц,  осуществляется   в   соответствии   с   действующим
законодательством РФ.
     Продавцом земельных  участков  под  приватизированными  объектами
государственной  собственности  в  соответствии  с  законодательными и
нормативными актами РФ и Омской области является Фонд имущества Омской
области.
     Цена приватизированного   земельного   участка    устанавливается
решением соответствующего органа местного самоуправления в пределах от
нормативной цены земельного участка до ее  трехкратной  величины.  При
отсутствии  такого  решения цена выкупа принимается равной нормативной
цене земельного участка.

     6.4. Меры по повышению эффективности  управления  государственным
земельным фондом

     В целях   повышения   эффективности   управления  государственным
земельным фондом комитету  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству
Омской  области  совместно с комитетом по управлению имуществом Омской
области,  Фондом  имущества  Омской  области  необходимо   реализовать
следующие мероприятия:
     - создать автоматизированный земельный кадастр;
     - разработать    порядок    проведения    и    провести    оценку
государственного земельного фонда;
     - утвердить  и  ввести  в  действие  положение "О порядке продажи
земельных участков под приватизированными предприятиями";
     - разработать   порядок  передачи  земельных  участков  областной
собственности в залог;
     - разработать порядок предоставления земельных участков в аренду;
     - разработать  порядок  внесения  земельных  участков   областной
собственности  в  качестве  вкладов  в  уставный  (складочный) капитал
хозяйственных обществ (товариществ);
     - разработать  порядок передачи земельных участков из федеральной
собственности   в   областную,   из   федеральной   собственности    в
муниципальную, из областной собственности в муниципальную.

     7. Управление  государственными  долями  в  уставном (складочном)
капитале хозяйственных обществ (товариществ)

     7.1. Определение объекта и субъекта управления

     7.1.1. Государственные  доли  в  уставном  (складочном)  капитале
хозяйственных обществ и товариществ (далее по тексту - государственные
доли) - это находящиеся в собственности РФ и субъекта РФ:
     - акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
     - доли (вклады) в уставном  (складочном)  капитале  хозяйственных
обществ (товариществ);
     - доли  (вклады),  внесенные  государственными  предприятиями   в
уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ);
     - ценные  бумаги,  в  том  числе  акции,  приобретенные  за  счет
государственных средств на вторичном рынке.
     7.1.2. В целях выработки дифференцированного подхода к управлению
предприятиями   со   смешанной   формой   собственности,   в  уставном
(складочном) капитале которых имеется государственная доля,  их  можно
подразделить   на   предприятия   преимущественного  (стратегического)
государственного интереса и  предприятия  частичного  государственного
интереса, который может быть представлен как с позиции доходности, так
и социальной или технической эффективности.
     В зависимости  от объема государственного участия государственные
доли,  находящиеся в собственности РФ и субъекта РФ,  классифицируются
на:
     - мелкие (до 10% от величины уставного (складочного) капитала);
     - средние (от 10 до 25%);
     - крупные (от 25 до 50%);
     - контрольные (более 50%).
     7.1.3. Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление
государственными  долями и координирующим в соответствии с действующим
законодательством РФ и Омской области деятельность иных уполномоченных
органов  в  данной  сфере,  является  комитет по управлению имуществом
Омской области.
     Продажу государственных  долей осуществляет Фонд имущества Омской
области.

     7.2. Цели и задачи управления государственными долями

     7.2.1. Цель управления  государственными  долями  -  стабилизация
экономической   ситуации   в   области  и  увеличение  доходной  части
областного  бюджета  на  основе  повышения  эффективности   управления
государственными долями.
     7.2.2. Поставленная цель достигается с помощью решения  следующих
задач:
     а) совершенствование  законодательной  и  нормативной   базы   по
вопросам управления государственными долями;
     б) обеспечение учета государственных долей;
     в) формирование оптимального портфеля государственных долей;
     г) повышение устойчивости финансового  положения  предприятий,  в
капиталах    которых   имеются   государственные   доли,   на   основе
государственной поддержки и регулирования  инвестиционного  климата  в
регионе;
     д) активная  деятельность  на  рынке  ценных  бумаг  в   качестве
продавца и покупателя;
     е) содействие формированию  новых  хозяйственных  структур  и  их
активному участию в решении задач развития экономики области.

     7.3. Порядок формирования и управления государственными долями

     7.3.1. Учет  государственных  долей  осуществляется  комитетом по
управлению  имуществом  Омской  области  на  основе  ведения   Реестра
хозяйственных  обществ  (товариществ),  имеющих государственную долю в
уставном (складочном) капитале.
     7.3.2. Формирование  и  реструктуризация портфеля государственных
долей в соответствии с действующим законодательством РФ осуществляется
следующими способами:
     - закрепление    акций    приватизированных     предприятий     в
государственной собственности;
     - приобретение и продажа акций на вторичном рынке ценных бумаг;
     - приобретение   долей   (вкладов)  хозяйственных  товариществ  и
обществ;
     - внесения  вкладов  в  уставные  (складочные) капиталы как вновь
создаваемых,   так   и   уже   действующих    хозяйственных    обществ
(товариществ);
     - внесение вкладов государственными предприятиями, учреждениями в
уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ);
     - раскрепление и продажа акций приватизированных предприятий;
     - отчуждение   вкладов   из   уставного   (складочного)  капитала
хозяйственных обществ (товариществ);
     - отчуждение вкладов государственных предприятий,  учреждений  из
уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ (товариществ);
     - передача акций в муниципальную собственность преимущественно на
возмездной основе;
     - при     выделении    государственных    финансовых    ресурсов,
учитывающихся  как  государственная  доля  в   уставном   (складочном)
капитале  хозяйственных  обществ  (товариществ),  а также общественных
организаций;
     - залог.
     7.3.3. Решения   о   приобретении    и    отчуждении    (продаже)
государственных  долей  принимаются  в  зависимости  от целей и объема
государственного участия:
     - Главой   Администрации   (Губернатором)   Омской   области   по
представлению комитета по управлению имуществом Омской  области  после
согласования  с  соответствующими отраслевыми комитетами Администрации
области  -   по   предприятиям   преимущественного   (стратегического)
государственного интереса;
     - комитетом   по    управлению    имуществом    Омской    области
самостоятельно в пределах его компетенции - по предприятиям частичного
государственного интереса.
     Во вновь  создаваемых  хозяйственных  обществах (товариществах) с
долей  областной  собственности  учредителем  (участником)   выступает
комитет по управлению имуществом Омской области и (или) Фонд имущества
Омской области.
     Внесение вклада   в   денежной   форме   из   областного  бюджета
производится на основании  соответствующего  решения  Законодательного
Собрания Омской области.
     В соответствии   с   действующим   законодательством   РФ   залог
находящихся  в  областной собственности пакетов акций осуществляется в
целях обеспечения обязательств Омской  области  по  кредитным  и  иным
договорам. Залогодателем находящихся в областной собственности пакетов
акций выступает комитет по управлению имуществом Омской области.
     7.3.4. Основными критериями формирования портфеля государственных
долей являются следующие:
     - получение   возможности  участия  в  управлении  хозяйственными
обществами (товариществами), которые имеют стратегическое значение для
области;
     - социальная значимость предприятий,  в том  числе  сохранение  и
создание рабочих мест;
     - пополнение доходной части областного бюджета;
     - сохранение профиля предприятий, выпускающих продукцию, жизненно
необходимую  для  сбалансированного  функционирования   хозяйственного
комплекса области;
     - сохранение    имеющегося     научно-технического     потенциала
предприятий,  недопущение оттока квалифицированных кадров, необходимых
для  развития  наукоемких  производств   и   структурной   перестройки
экономики;
     - контроль над предприятиями-монополистами  с  целью  ограничения
монопольно навязываемых условий со стороны таких предприятий остальным
участникам товарного производства;
     - улучшение экологической обстановки в области.
     7.3.5. Источником средств для приобретения долей (акций  вкладов)
на   рынке   ценных   бумаг   являются  средства  областного  бюджета,
внебюджетных фондов и кредиты Администрации Омской области.
     7.3.6. Управление    государственными    долями    осуществляется
следующими методами:
     - участие  уполномоченных  представителей  государства  в органах
управления хозяйственных обществ (товариществ);
     - передача  государственных  долей  в  доверительное  управление,
назначение доверительных управляющих на конкурсной основе;
     - заключение   контрактов   с  руководителя  акционерных  обществ
смешанной формы собственности (в случае наличия  контрольного  размера
государственной доли);
     - передача государственных долей в залог;
     - контроль  за  отчетностью  представителей государства в органах
управления предприятий со смешанной формой собственности;
     - анализ  хозяйственной  деятельности  предприятий  со  смешанной
формой собственности на основе документов бухгалтерской отчетности.

     7.4. Меры по повышению эффективности управления  государственными
долями

     В целях   повышения   эффективности  управления  государственными
долями комитету по управлению имуществом Омской  области  совместно  с
Фондом имущества Омской области, экономическим комитетом Администрации
области,  Главным управлением  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Администрации  Омской  области,  финансовым  управлением Администрации
Омской   области,   отраслевыми   комитетами   Администрации   области
необходимо реализовать следующие мероприятия:
     - разработать положение  "О  порядке  формирования  и  управления
долями, акциями, находящимися в областной собственности";
     - разработать методику оценки деятельности предприятий, в органах
управления  которых работают уполномоченные представители государства,
доверительные  управляющие,  включающую  критерии   эффективности   их
деятельности;   разработать  систему  критериев  оценки  эффективности
деятельности управляющих;
     - разработать   механизм  влияния  на  распределение  прибыли  от
деятельности предприятий со смешанной формой собственности в интересах
субъекта РФ;
     - в целях усиления контроля за финансовым состоянием  акционерных
обществ, доля государства в уставном капитале которых составляет более
50%  голосующих акций, назначить уполномоченных Администрацией области
аудиторов    и   аудиторско-консультационных   компаний   в   качестве
официальных аудиторов;
     - определить перечень акционерных обществ, имеющих стратегическое
значение для развития экономики области,  акции  которых  не  подлежат
досрочной продаже;
     - создать  координирующий   орган   (структуру),   уполномоченный
осуществлять    управление    совокупностью   государственных   долей,
находящихся в государственной  собственности,  посредством  участия  в
органах  управления  хозяйственных  обществ  с государственной долей в
уставном капитале и деятельности на фондовом рынке;
     - принять   Закон   Омской   области   "О   порядке  формирования
государственных долей Омской области в уставных (складочных) капиталах
предприятий   негосударственной   и  смешанной  форм  собственности  и
уставных  капиталах  общественных  организаций  путем   выделения   им
государственных финансовых ресурсов";
     - использовать дифференцированный подход  к  управлению  пакетами
акций, закрепленными в государственной собственности, в зависимости от
размера пакета, доходности и ликвидности акций, в том числе:
     - мелкие и часть средних пакетов акций, являющихся неликвидными и
не приносящими дохода - реализовывать на денежных аукционах;
     - при  высокой  доходности  акций  -  дополнительное приобретение
данных акций на вторичном рынке с целью формирования пакета;
     - при  высокой  ликвидности  акций  -  проведение соответствующих
биржевых  операций  с  целью  получения   дополнительных   доходов   и
формирования пакетов;
     - для средних,  крупных и контрольных пакетов акций  -  повышение
эффективности   управления   акциями   путем   участия   в  управлении
акционерными обществами,  в том числе влияния на формирование  органов
управления  (Совета  директоров,  правления)  и контрольно-ревизионных
органов,  выработки основных направлений развития общества,  механизма
распределения прибыли и дивидендной политики;
     - разработать порядок передачи государственных долей в залог;
     - разработать систему критериев формирования залогового фонда.

              8. Формирование средств областного бюджета
                за счет использования государственной
                            собственности

     8.1. Источники  формирования  средств  областного бюджета за счет
использования государственной собственности

     8.1.1. Доходы областного бюджета формируются  за  счет  следующих
источников:
     1) от продажи акций приватизированных предприятий, в том числе:
     - досрочного раскрепления и продажи пакетов акций,  находящихся в
государственной собственности,  доля которых не  позволяет  эффективно
участвовать   в   процессе   управления   хозяйственной  деятельностью
акционерных обществ;
     - продажи   акций  приватизированных  предприятий,  включенных  в
ежегодные планы-графики продаж;
     2) от   продажи   на   конкурсе  (аукционе)  активов  действующих
государственных предприятий;
     3) от выкупа сданных в аренду объектов нежилого фонда;
     4) от продажи движимого и  недвижимого  имущества,  в  том  числе
земельных   участков,   на   которых   расположены   приватизированные
предприятия;
     5) от   дивидендов   по  акциям,  находящимся  в  государственной
собственности;
     6) от сдачи государственного имущества в аренду.
     8.1.2. Нормативы  и  порядок  перечисления  средств  в  областной
бюджет  определены  Основными  положениями  Государственной  программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после  1
июля  1994 года,  утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.94 г.  N
1535;  Указом Президента РФ  от  18.09.96  г.  N  1368  "О  нормативах
распределения  средств,  поступающих  от приватизации",  Положением "О
порядке  сдачи  в  аренду   объектов   областного   нежилого   фонда",
утвержденного  постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской
области от 25.10.96 г. N 494-п, другими нормативными актами.

     8.2. Меры по  увеличению  поступлений  средств  от  использования
государственной собственности в областной бюджет

     8.2.1. Для  обеспечения увеличения поступлений в областной бюджет
средств от использования государственной  собственности  в  1997  году
необходимо реализовать следующие мероприятия:
     На федеральном уровне:
     Представить на  рассмотрение в Правительство РФ,  ГКИ РФ и другие
федеральные органы власти:
     - предложения  по  разработке и утверждению на федеральном уровне
процедуры передачи нежилых помещений из  федеральной  собственности  в
областную;
     - предложения в проект Закона РФ "О приватизации государственного
имущества  и общих принципах приватизации муниципального имущества" по
отмене запретительной нормы, которая должна распространяться на период
размещения  первичной эмиссии акций предприятий,  созданных в процессе
приватизации, но не должна являться препятствием в деятельности Фондов
имущества   на   вторичном   рынке   ценных  бумаг  по  покупке  акций
приватизированных предприятий,  у которых первичная эмиссия  размещена
полностью  (получение  доходов  возможно  путем  перечисления в бюджет
дивидендов по государственным акциям);
     - предложения  по  внесению  изменений в процедуру передачи права
собственности на акции приватизированных предприятий;
     - предложения  по  разработке и утверждению на федеральном уровне
пакета документов по продаже акций акционерных  обществ,  созданных  в
процессе  приватизации  путем продажи на инвестиционных и коммерческих
конкурсах, аукционах.
     На региональном уровне:
     - продолжить работу  по  поэтапному  раскреплению  и  последующей
продаже    акций,   закрепленных   в   государственной   собственности
Постановлением Главы Администрации  (Губернатора)  Омской  области  от
21.04.95  г.  N  194-п.  Раскрепление  пакетов акций приватизированных
предприятий и приватизация государственных предприятий, не запрещенных
к  приватизации,  осуществляется  с  учетом мнения и по согласованию с
соответствующими отраслевыми комитетами Администрации области.
     - разработать  и реализовать мероприятия по повышению ликвидности
акций омских предприятий;
     - активизировать  совместную  с  Российским  Фондом  федерального
имущества деятельность по продаже акций омских предприятий;
     - комитету  по  управлению  имуществом Омской области совместно с
Фондом  имущества  и  Главным  управлением   сельского   хозяйства   и
продовольствия  Омской области организовать работу по реализации акций
предприятий     по     первичной     переработке     сельхозпродукции,
производственно-техническому   обслуживанию,  материально-техническому
обеспечению  агропромышленного  комплекса  сельхозтоваропроизводителям
Омской области;
     - завершить работу по утверждению и введению в действие Положения
о   порядке   продажи   земельных   участков   под  приватизированными
предприятиями;
     - завершить  инвентаризацию  действующих договоров аренды с целью
внесения  в  них  изменений  в  соответствии  с  Постановлением  Главы
Администрации  (Губернатора)  Омской  области  N 494-п от 25.10.96 г.;
провести проверку  отчетной  документации  балансодержателей  с  целью
контроля за платежами арендаторов;
     - завершить  работу  по   составлению   Реестра   государственной
собственности,  дополнив  его реестром неиспользуемых производственных
помещений, реестром свободных нежилых помещений;
     - разработать Положение об аренде имущественных комплексов;
     - разработать   порядок   продажи    дебиторской    задолженности
предприятий перед областным бюджетом;
     - разработать    порядок    продажи    арестованного    имущества
предприятий-должников,  координирующий действия комитета по управлению
имуществом Омской области,  Фонда имущества Омской области,  налоговой
полиции, управления государственной вневедомственной экспертизы.

     Заместитель Главы Администрации
     (Губернатора) Омской области,
     председатель комитета
     по управлению имуществом Омской области          А.Р.Сараев



Информация по документу
Читайте также