Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Омской области от 08.04.1997 № 72ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08.04.97 N 72 г. Омск О ВНЕСЕНИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об основах межбюджетных отношений в Российской Федерации" (прилагается). 2. Просить законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Омской области поддержать указанный проект федерального закона. 3. Поручить председателю комитета по собственности Законодательного Собрания Омской области Голушко А.И., депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Тихомирову В.В. (по согласованию) представлять данный законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Законодательного Собрания В.А.Варнавский ПРОЕКТ ВНОСИТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. 1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирует основы отношений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по установлению доходов и расходов бюджетов, распределению их между бюджетом Российской Федерации (федеральным бюджетом), бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований (местными бюджетами), а также определяет основные гарантии прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений. 2. Отношения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по распределению между бюджетами доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, регулируются законами субъекта Российской Федерации. 3. Отношения между органами местного самоуправления по распределению доходов между местными бюджетами в муниципальном образовании, включающем в себя другие муниципальные образования, регулируются уставом этого муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. С т а т ь я 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. Межбюджетные отношения - отношения по установлению и распределению доходов и расходов бюджетов, относящихся к разным уровням бюджетной системы. 2. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 3. Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и урегулированная нормами права совокупность бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. 4. Консолидированный бюджет - расчетный годовой объем доходов и расходов всех бюджетов соответствующей территории (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования). 5. Бюджетная классификация - группировка по единой системе доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. 6. Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в порядке, установленном законодательством, в бюджеты и учитываемые в соответствии с действующей бюджетной классификацией. 7. Закрепленные доходы бюджетов - доходы, которые полностью или в определенной доле на постоянной или долговременной основе в установленном законодательством порядке поступают в соответствующие бюджеты. 8. Регулирующие доходы бюджетов - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным на очередной финансовый год. 9. Собственные доходы бюджетов - совокупность закрепленных и регулирующих доходов бюджетов. 10. Расходы бюджетов - денежные средства, предназначенные для обеспечения реализации функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, утвержденные к расходованию соответствующим представительным органом согласно бюджетной классификации. 11. Расходы бюджета развития - часть расходов бюджета, включающая ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. 12. Текущие расходы бюджета - расходы, не включенные в расходы бюджета развития. 13. Минимальные расходы бюджета - расходы, необходимые для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов. 14. Государственные минимальные социальные стандарты - минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, определяющие минимальный уровень бюджетного финансирования обеспечения населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и иными услугами, гарантируемыми государством. 15. Душевой бюджетный доход (средняя бюджетная обеспеченность по доходам) - сумма доходной части бюджета в расчете на одного жителя. 16. Душевой бюджетный расход (средняя бюджетная обеспеченность по расходам) - сумма расходной части бюджета в расчете на одного жителя. 17. Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития территории в расчете на одного жителя. 18. Дотация (трансферт) - средства бюджета, утвержденные для безвозвратного и безвозмездного предоставления другому бюджету. 19. Дотация выравнивания - средства бюджета, утвержденные для безвозвратного и безвозмездного предоставления другому бюджету на покрытие текущих расходов, выравнивание бюджетной обеспеченности территорий. 20. Субвенция - средства бюджета, утвержденные для безвозвратного и безвозмездного предоставления другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов. 21. Бюджетная ссуда - средства бюджета, предоставляемые другому бюджету на возвратной возмездной либо безвозмездной основе. С т а т ь я 3. Принципы межбюджетных отношений Межбюджетные отношения в Российской Федерации основываются на следующих принципах: 1) разграничения доходных источников по уровням бюджетной системы Российской Федерации; 2) самостоятельности бюджетов; 3) перераспределения доходов между бюджетами в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов на всей территории Российской Федерации, выравнивания бюджетной обеспеченности и уровня социально-экономического развития территорий в Российской Федерации; 4) равенства всех бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом; 5) максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков. ГЛАВА II. УСТАНОВЛЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ С т а т ь я 4. Установление закрепленных налоговых доходов бюджета 1. Закрепленные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации являются едиными для всех субъектов Российской Федерации и устанавливаются федеральными законами на уровне, обеспечивающем покрытие не менее 70 процентов суммы минимальных расходов бюджетов всех субъектов Российской Федерации. 2. Закрепленные налоговые доходы местных бюджетов являются едиными для всех муниципальных образований и устанавливаются федеральными законами на уровне, обеспечивающем покрытие не менее 70 процентов суммы минимальных расходов всех местных бюджетов. 3. Закрепление налоговых доходов за бюджетами осуществляется путем: а) установления федеральным законом перечня видов налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (региональных налогов) и местные бюджеты (местных налогов), - с указанием плательщика, объекта налогообложения, налоговой базы, максимального размера ставки налогообложения; б) установления федеральным законом видов федеральных налогов, к которым органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления могут устанавливаться территориальные надбавки, - с указанием предельного размера таких надбавок; в) установления федеральным законом на долговременной основе (не менее 5 лет) нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно вводить соответственно региональные и местные налоги, территориальные надбавки к федеральным налогам, определять ставки налогообложения в пределах действующих максимальных ставок. 4. Сумма минимальных расходов, определяемых для установления в соответствии с пунктами 1, 2 настоящей статьи уровня закрепленных налоговых доходов бюджетов, рассчитывается в условиях базового финансового года путем суммирования минимальных расходов всех бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В случае уменьшения уровня покрытия минимальных расходов бюджетов более чем на один процент по отношению к объему, указанному в пунктах 1, 2 настоящей статьи, в связи с увеличением минимальных расходов или уменьшением налоговой базы федеральным законом увеличивается размер закрепленных налоговых доходов либо устанавливаются дополнительные закрепленные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Увеличение налоговой базы не является основанием для уменьшения либо отмены отдельных закрепленных налоговых доходов бюджетов. С т а т ь я 5. Закрепленные неналоговые доходы бюджетов 1. Неналоговыми доходами, полностью зачисляемыми в бюджеты субъектов Российской Федерации, являются: а) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; б) доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в том числе в порядке, установленном законодательством о приватизации; в) административные платежи и сборы, взимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации за выполнение определенных функций; г) административные штрафы, установленные законами субъектов Российской Федерации; д) другие неналоговые доходы в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством, договорами (соглашениями) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться закрепленные неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в виде отчислений от доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. 2. Неналоговыми доходами, полностью зачисляемыми в местные бюджеты, являются: а) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; б) доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе в порядке приватизации; в) платежи и сборы, взимаемые органами местного самоуправления за выполнение определенных функций; г) другие неналоговые доходы в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться закрепленные неналоговые доходы местных бюджетов в виде отчислений от доходов, подлежащих зачислению соответственно в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации. С т а т ь я 6. Установление регулирующих налоговых доходов бюджетов 1. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются федеральными законами в целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов соответствующих бюджетов в виде дифференцированных и (или) единых нормативов отчислений от федеральных налогов. 2. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по единым нормативам устанавливаются на уровне, обеспечивающем полное покрытие суммы минимальных расходов всех бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом закрепленных налоговых доходов. 3. В случае превышения суммы минимальных расходов бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации над уровнем их закрепленных и регулирующих налоговых доходов, определенных в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи, для данных бюджетов дополнительно устанавливаются дифференцированные нормативы отчислений от федеральных налогов на уровне, обеспечивающем полное покрытие минимальных расходов соответствующих бюджетов. 4. Регулирующие налоговые доходы местных бюджетов устанавливаются по единым нормативам отчислений от федеральных налогов на уровне, обеспечивающем с учетом закрепленных налоговых доходов полное покрытие суммы минимальных расходов всех местных бюджетов в Российской Федерации. 5. В случае превышения суммы минимальных расходов местных бюджетов, входящих в консолидированные бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации, над уровнем их закрепленных и регулирующих налоговых доходов, определенных в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, пунктом 4 настоящей статьи, федеральным законом устанавливаются дифференцированные (определяемые для каждого из соответствующих субъектов Российской Федерации) регулирующие налоговые доходы местных бюджетов на уровне, обеспечивающем в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации полное покрытие минимальных расходов местных бюджетов. Органы государственной власти тех субъектов Российской Федерации, для которых установлены дифференцированные регулирующие налоговые доходы местных бюджетов, распределяют указанные доходы в процентных долях между местными бюджетами пропорционально разницы между доходами и минимальными расходами этих бюджетов. 6. Кроме случаев, предусмотренных пунктами 3, 5 настоящей статьи, дифференцированные регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются федеральными законами для финансирования: а) реализации отдельных федеральных государственных полномочий (функций), передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в том числе полномочий по реализации федеральных законов и иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации; б) мероприятий в рамках федеральных целевых программ, предусматривающих участие в их реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; в) мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами развития отдельных регионов Российской Федерации; г) мероприятия в рамках социальных, инвестиционных и других целевых программ, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, - по перечню, составляемому Правительством Российской Федерации. Средства, поступающие от установленных в соответствии с настоящим пунктом дифференцированных доходных источников, используются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления строго по целевому назначению. Контроль за целевым использованием указанных средств осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным федеральным законодательством. С т а т ь я 7. Регулирующие неналоговые доходы бюджетов Федеральным законодательством, договорами (соглашениями) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться отчисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, в том числе от: а) доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности; б) доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе в порядке приватизации; в) административных штрафов, установленных федеральными законами; г) других неналоговых доходов в соответствии с федеральным законодательством. При установлении регулирующих неналоговых доходов бюджетов может предусматриваться целевой порядок их использования. С т а т ь я 8. Порядок зачисления закрепленных и регулирующих налоговых доходов в бюджеты Закрепленные и регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, установленном федеральными законами о налогах. С т а т ь я 9. Дотации бюджетам 1. Дотации (трансферты) из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в целях финансирования отдельных расходов этих бюджетов, не обеспеченных их собственными налоговыми доходами, выравнивания бюджетной обеспеченности и уровня социально-экономического развития территорий. 2. Дотации предоставляются бюджетам в виде субвенций (целевых дотаций) и дотаций выравнивания. С т а т ь я 10. Порядок предоставления субвенций бюджетам 1. Субвенции (целевые дотации) из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам: а) на финансирование отдельных государственных минимальных социальных стандартов - в случае недостаточности закрепленных и регулирующих налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов для покрытия соответствующих минимальных расходов этих бюджетов; б) на финансирование расходов, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 6 статьи 6 настоящего Федерального закона - в случае невозможности покрытия соответствующих расходов за счет установления дифференцированных регулирующих налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. 2. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам определяются отдельной статьей расходов федерального бюджета с указанием целевого назначения субвенций и их сумм по каждому субъекту Российской Федерации. 3. Контроль за целевым использованием субвенций из федерального бюджета осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в порядке, установленном настоящим федеральным законом, иным федеральным законодательством. С т а т ь я 11. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 1. Дотации, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования текущих расходов, выравнивания бюджетной обеспеченности территорий в Российской Федерации (дотации выравнивания), составляют Федеральный целевой бюджетный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - Фонд финансовой поддержки). Источники формирования и совокупный годовой объем средств Фонда финансовой поддержки определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 2. Дотации из Фонда финансовой поддержки предоставляются: а) бюджетам субъектов Российской Федерации, душевой бюджетный доход которых меньше среднедушевого бюджетного дохода по установленной группе субъектов Российской Федерации (бюджетному району), - в размере суммы, недостающей до среднедушевого дохода; б) бюджетам субъектов Российской Федерации, расчетный объем текущих расходов которых превышает расчетный объем налоговых доходов с увеличением его на недостающую сумму до среднедушевого бюджетного дохода по соответствующей группе субъектов Российской Федерации, - в размере суммы, необходимой для полного покрытия текущих расходов. Дотации предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, расчетный объем налоговых доходов которых не превышает расчетного объема текущих расходов, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 3. Группу субъектов Российской Федерации, в рамках которой в соответствии с настоящей статьей определяется среднедушевой бюджетный доход, (бюджетный район) составляют регионы, имеющие близкие природно-географические, климатические условия, уровень прожиточного минимума, развития социальной инфраструктуры, коммуникаций, показатели средней финансовой обеспеченности, душевых бюджетных доходов и расходов, численности и плотности населения. Количество бюджетных районов не может быть более трех. 4. Методика расчета сумм дотаций из Фонда финансовой поддержки и состав бюджетных районов определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и применяются при составлении проекта федерального бюджета на следующий финансовый год. С т а т ь я 12. Предоставление бюджетных ссуд 1. Возмездные и безвозмездные ссуды из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения их бюджетов. Бюджетная ссуда должна быть возвращена, а по возмездной ссуде - также уплачены проценты не позднее чем через три месяца по окончании текущего финансового года. 2. Общий годовой объем средств федерального бюджета, используемых для предоставления бюджетных ссуд, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 3. Порядок предоставления бюджетных ссуд устанавливается Правительством Российской Федерации. 4. При предоставлении бюджетной ссуды из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено целевое назначение ее использования, в том числе предоставление в качестве субвенций или целевых бюджетных ссуд соответствующим местным бюджетам. С т а т ь я 13. Определение расчетных показателей, используемых при установлении и распределении доходов бюджетов 1. Количественные и качественные показатели расходов бюджетов, используемые для определения необходимого уровня их покрытия за счет установления и распределения доходов соответствующих бюджетов, рассчитываются на основе данных базового финансового года с пересчетом на условия предстоящего финансового года. Условия предстоящего финансового года определяются путем умножения сумм расходов по данным базового финансового года на соответствующие общефедеральные коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Новые расходы бюджетов рассчитываются на основе данных финансового года, в котором они были установлены, с пересчетом на условия предстоящего финансового года. 2. Количественные и качественные показатели доходов, используемые для определения уровня финансовой обеспеченности соответствующих расходов бюджетов, рассчитываются на основе данных предыдущего финансового года с пересчетом на условия предстоящего финансового года. Условия предстоящего финансового года определяются исходя из изменений налоговой базы, налогового и бюджетного законодательства. 3. Базовый финансовый год устанавливается Федеральным законом. С т а т ь я 14. Контроль за целевым использованием доходов бюджетов 1. Органы государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за целевым использованием органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дифференцированных регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, субвенций и ссуд из федерального бюджета. 2. При осуществлении контроля уполномоченные государственные органы Российской Федерации вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: а) проводить проверки целевого использования соответствующих доходов главными распорядителями и получателями бюджетных средств; б) получать документы и информацию, необходимые для контроля за целевым использованием бюджетных средств; в) выдавать обязательные для исполнения письменные предписания по устранению выявленных нарушений целевого порядка использования бюджетных средств; г) оформлять документы, являющиеся основанием для применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства. 3. Уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации ежеквартально составляют и представляют в Министерство финансов Российской Федерации отчеты об использовании доходов бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, для которых федеральным законом установлен целевой порядок использования. ГЛАВА III. УСТАНОВЛЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ С т а т ь я 15. Установление расходов федерального бюджета 1. Расходы федерального бюджета устанавливаются для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, а также совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды, размеры и порядок использования расходов федерального бюджета определяется органами государственной власти Российской Федерации самостоятельно в соответствии с федеральным законом. 2. За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на: а) содержание органов государственной власти Российской Федерации; б) внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации; в) оборону страны и безопасность государства, оборонное производство; г) осуществление внешнеэкономической деятельности Российской Федерации; д) формирование федеральной государственной собственности и управление ею; е) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; ж) деятельность в космосе; з) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию, геодезию, стандартизацию и метрологию; и) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; к) содержание федеральных учреждений образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, федеральных средств массовой информации и других федеральных учреждений; л) реализацию федеральных целевых программ; м) погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации; н) пополнение федеральных государственных запасов и резервов; о) проведение федеральных выборов и референдумов; п) социальную политику; р) дотации (трансферты), ссуды бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам; с) прочие расходы, определяемые в соответствии с бюджетной классификацией федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. С т а т ь я 16. Установление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации 1. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации, а также совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Виды, размеры и порядок использования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Установление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации запрещается. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, прямо или косвенно устанавливающие расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в данной части не применяются и могут быть признаны недействительными по решению суда. 3. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на: а) содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации; б) правоохранительную деятельность и обеспечение общественной безопасности; в) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; г) формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации и управление ею; д) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов; е) государственную поддержку отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, дорожного хозяйства; ж) содержание создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации учреждений образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других учреждений; з) реализацию целевых программ субъектов Российской Федерации; и) социальную политику; к) проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; л) дотации (трансферты), ссуды местным бюджетам; м) прочие расходы, определяемые в соответствии с бюджетной классификацией законами субъектов Российской Федерации. С т а т ь я 17. Установление расходов местных бюджетов 1. Расходы местных бюджетов устанавливаются для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления. 2. Виды, размеры и порядок использования расходов местных бюджетов определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Установление расходов местных бюджетов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается. Законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прямо или косвенно устанавливающие расходы местных бюджетов, в данной части не применяются и могут быть признаны недействительными по решению суда. 3. За счет средств местных бюджетов финансируются расходы на: а) содержание органов местного самоуправления; б) формирование муниципальной собственности и управление ею; в) организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других муниципальных учреждений; г) охрану общественного порядка; д) организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо- и водоснабжения и канализации; е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; ж) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; з) организацию утилизации и переработки бытовых отходов; и) организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к) организацию транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; л) обеспечение противопожарной безопасности; м) участие в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования; н) реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; о) прочие расходы, определяемые в соответствии с бюджетной классификацией представительным органом местного самоуправления. ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С т а т ь я 18. Запрет на ограничение прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений Ограничение установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений запрещается. С т а т ь я 19. Возмещение ущерба, причиненного бюджету 1. Ущерб, причиненный федеральному бюджету в результате противоправных решений и (или) действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, возмещается в полном объеме за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета. 2. Ущерб, причиненный бюджету субъекта Российской Федерации в результате противоправных решений и (или) действий органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета либо соответствующего местного бюджета. 3. Ущерб, причиненный местному бюджету в результате противоправных решений и (или) действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. С т а т ь я 20. Судебная защита прав органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обращаться в арбитражный суд с исками о защите (признании, восстановлении) принадлежащих им прав в сфере межбюджетных отношений, включая право на гарантированный уровень покрытия предусмотренных настоящим Федеральным законом расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов за счет установления собственных налоговых доходов этих бюджетов. ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С т а т ь я 22. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести их правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. 2. Законы, иные нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин Москва, Кремль ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Принятие на федеральном уровне закона, регулирующего основы межбюджетных отношений в Российской Федерации, является необходимым и важнейшим условием дальнейшего становления и развития федеративных отношений и местного самоуправления, создания полноценной, эффективно действующей бюджетной системы в нашей стране. Конституция Российской Федерации 1993 года и принятые в ее развитие федеральные законы предоставили органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления широкие полномочия по решению важнейших социально-экономических и других вопросов. Эффективное выполнение этих полномочий невозможно без последовательной реализации принципов бюджетного федерализма, то есть создания в государстве единой, детально регламентированной, основанной на конституционных принципах федерализма системы финансового обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Существующие в данной области законодательные акты (Закон Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15.04.93 г. и Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10.10.91 г.) лишь фрагментарно затрагивают некоторые аспекты межбюджетных отношений, оставляя за рамками правового регулирования наиболее важные и актуальные в настоящее время вопросы в этой сфере. Кроме того, указанные законодательные акты во многом противоречат действующей Конституции Российской Федерации. Представленный проект федерального закона "Об основах межбюджетных отношений в Российской Федерации" регулирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации основы отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по установлению доходов и расходов бюджетов, распределению их между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Законопроект определяет также гарантии реализации и защиты прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений. Главными задачами законопроекта являются: - обеспечение реальной самостоятельности бюджетов в Российской Федерации; - создание условий для максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков и финансирования расходов бюджетов прежде всего за счет установления их собственных доходных источников; - создание действенного механизма контроля за целевым использованием доходов, передаваемых бюджетам для финансирования конкретных расходов; - установление системы гарантий и обеспечение реальной защиты бюджетных прав органов государственной власти и местного самоуправления. Законопроект состоит из пяти глав и 22 статей. Глава 1 ("Общие положения") определяет предмет регулирования закона, основные используемые в нем понятия (понятия закрепленных и регулирующих доходов бюджетов, государственных минимальных социальных стандартов, минимальных расходов бюджетов, дотаций (трансфертов), субвенций, бюджетных ссуд и другие понятия), а также принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Глава 2 ("Установление и распределение доходов бюджетов") регулирует отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при установлении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Основным концептуальным положением данной части законопроекта является принцип финансирования расходов бюджетов по возможности за счет их собственных доходных источников. Для этого государство должно законодательно закрепить и гарантировать наличие необходимого уровня обеспеченности бюджетов собственными доходными источниками. Для реализации этого принципа законопроект предусматривает установление федеральными законами закрепленных налоговых (по действующему законодательству при определении гарантированного уровня минимальной бюджетной обеспеченности учитываются как налоговые, так и неналоговые доходы) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюдхетов на уровне, обеспечивающем покрытие в среднем по стране не менее 70 процентов минимальных расходов всех соответствующих бюджетов. Минимальные расходы, не обеспеченные закрепленными налоговыми доходами бюджетов, а также расходы на финансирование реализации отдельных федеральных государственных полномочий (функций), передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в том числе полномочий по реализации федеральных законов и иных федеральных нормативных актов, на финансирование мероприятий в рамках федеральных и региональных целевых программ - обеспечиваются за счет установления регулирующих (в виде процентных отчислений от федеральных налогов) налоговых доходов этих бюджетов. При этом предполагается широкое использование дифференцированных (определяемых отдельно для каждого субъекта Российской Федерации в зависимости от соотношения расходов и доходов соответствующих бюджетов) нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Лишь в случае невозможности покрытия указанных расходов за счет установления собственных (закрепленных и регулирующих) налоговых доходов бюджетов эти расходы покрываются за счет предоставления из федерального бюджета целевых дотаций (субвенций). Реализация предусмотренного в законопроекте принципа покрытия расходов бюджетов прежде всего за счет установления их собственных налоговых доходных источников не только приведет к сокращению встречных финансовых потоков, но и создаст дополнительный стимул для развития на региональном и местном уровнях налогооблагаемой базы, служащей источником поступления доходов в региональные и местные бюджеты соответственно. Обеспечить более широкие возможности для бюджетных инвестиций в экономику призвана норма проекта, в соответствии с которой при определении уровня бюджетной обеспеченности по текущим расходам бюджетов учитываются только налоговые доходы этих бюджетов. Данная норма позволит субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям направлять неналоговые доходы своих бюджетов (а это прежде всего доходы от использования государственной и муниципальной собственности) на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других расходов развития. Текущие же расходы бюджетов при этом будут покрываться за счет устанавливаемых федеральными законами налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, дотаций, субвенций и ссуд из федерального бюджета. Таким образом, представленный законопроект направлен не только на гармонизацию, упорядочивание межбюджетных отношений, но и на создание условий для экономического роста, притока бюджетных инвестиций в экономику Российской Федерации. Особое внимание законопроект уделяет обеспечению целевого порядка использования средств, передаваемых бюджетам для финансирования конкретных расходов, и, в частности, определению порядка контроля за использованием целевых бюджетных средств. Проект предусматривает перечень видов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, целевое использование которых подконтрольно федеральным органам государственной власти. К таким доходам отнесены средства федерального бюджета, передаваемые другим бюджетам в виде целевых трансфертов, бюджетных ссуд, а также регулирующие доходы этих бюджетов, устанавливаемые по дифференцированным нормативам для финансирования конкретных расходов (расходов на финансирование отдельных государственных стандартов, мероприятий в рамках федеральных и региональных целевых программ и т.д.). Статьи 9-12 законопроекта определяют условия, формы и порядок предоставления дотаций (трансфертов) и ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам. В соответствии со сложившейся практикой предусмотрено создание в составе федерального бюджета Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Определяя основания и принципы предоставления средств из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, законопроект содержит норму, в соответствии с которой методика расчета сумм трансфертов из Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и применяется при составлении проекта федерального бюджета на следующий финансовый год. Глава 3 ("Установление расходов бюджетов") предусматривает основные принципы установления расходов бюджетов в Российской Федерации. Содержание данной главы определяется следующими концептуальными положениями: - расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются для обеспечения реализации полномочий соответственно федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению; - виды, размеры и порядок использования расходов бюджетов определяются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления самостоятельно; - законы, иные нормативные правовые акты, прямо или косвенно устанавливающие расходы бюджетов в нарушение права органов государственной власти, органов местного самоуправления на самостоятельное установление расходов соответствующих бюджетов, в данной части не применяются и могут быть признаны недействительными по решению суда. Глава 4 ("Основные гарантии прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений") устанавливает запрет на ограничение прав органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений, а также порядок судебной защиты указанных прав, включая право на гарантированный уровень покрытия минимальных расходов соответствующих бюджетов за счет установления их собственных налоговых доходов. В главе также определяется порядок возмещения ущерба, причиненного бюджету. Глава 5 ("Заключительные положения") определяет порядок вступления Закона в силу и приведения в соответствие с ним иных правовых актов. Представленный законопроект закладывает принципы, основы бюджетного федерализма в Российской Федерации и не затрагивает вопросы, которые должны быть урегулированы Налоговым Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|