Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Омской области от 17.06.1997 № 256-пГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Указ Губернатора Омской области от 17.04.2002 г. N 106 от 17 июня 1997 года N 256-п г.Омск О "Концепции развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области" 1. Одобрить "Концепцию развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области", разработанную региональной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области при участии Омского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (прилагается). 2. Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области (Сараев А.Р.) совместно с экономическим комитетом Администрации области (Вдовин Е.М.) и финансовым управлением области (Коротков А.П.) в двухмесячный срок представить на утверждение "Программу выпуска областных займов на 1998-2000 годы", а также предложения по механизму реализации данной Программы. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, председателя региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области Сараева А.Р. Глава Администрации (Губернатор) области Л.К.Полежаев РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОНЦЕПЦИЯ развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. Анализ состояния регионального рынка ценных бумаг в Омской области. 1.1. Факторы, определяющие состояние регионального рынка ценных бумаг в Омской области. 1.2. Омская область в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России. 1.3. Эмитенты и ценные бумаги. 1.4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. 1.5. Инвесторы на территории Омской области. 1.6. Регулирование рынка ценных бумаг в Омской области. 2. Цели, задачи и принципы развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области. 3. Направления развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области. 3.1. Повышение инвестиционной привлекательности Омской области и муниципальных образований. 3.2. Выпуск ценных бумаг Омской области и муниципальных ценных бумаг. 3.3. Дополнительные выпуски корпоративных ценных бумаг. 3.4. Формирование развитой инфраструктуры рынка. 3.5. Формирование системы регулирования и контроля на рынке ценных бумаг. Саморегулирование на рынке ценных бумаг. 3.6. Развитие коллективных форм инвестирования. 3.7. Защита прав инвесторов (акционеров, вкладчиков). 3.8. Обеспечение открытости информации. 3.9. Образовательные программы и популяризация рынка ценных бумаг. 3.10. Законодательное обеспечение развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области. Выработка предложений для Российской Федерации и формирование регионального законодательства в рамках общих принципов. 4. Первоочередные программы и проекты развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области. 4.1. Эмиссионная программа. 4.1.1. Ценные бумаги Омской области и г. Омска. 4.1.2. Реструктуризация и инвестиции в деятельности региональных акционерных обществ. 4.2. Инфраструктурная программа. 4.3. Программа "Коллективные инвестиции". —————————————————————————————————————————————————————————————————————— Проект Концепции подготовлен рабочей группой Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Администрации Омской области при участии Омского Регионального отделения ФКЦБ РФ, представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг и ученых-экономистов, с учетом предложений Главного управления ЦБ РФ по Омской области, Финансового управления Администрации области, Омского антимонопольного управления, Департамента ценных бумаг и инвестиций г. Омска, Комитета по правам акционеров Омской области. —————————————————————————————————————————————————————————————————————— 1. Анализ состояния регионального рынка ценных бумаг в Омской области 1.1. Факторы, определяющие состояние регионального рынка ценных бумаг в Омской области. К основным факторам, определяющим состояние регионального рынка ценных бумаг в омской области, относятся: 1. Общероссийские факторы (Макроуровень): Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка. В то же время финансовый рынок (финансовые ресурсы и крупные финансовые институты) сконцентрирован в г. Москве. Региональное расположение Омска сказывается на рискованности вложений в ценные бумаги Омских эмитентов, затрудненности общения с иностранными консультантами, сложности получения информации об экономическом положении региона и отдельных предприятий, их конкурентоспособности. Кроме того, столичные финансовые структуры регулируют движение крупных инвестиций в регионы с учетом своих интересов. Следует также отметить следующие факторы: - отсутствие четкой государственной политики (на федеральном и региональном уровне) по основным аспектам развития инвестиционного процесса в целом и по отдельным отраслям промышленности; - неблагоприятный инвестиционный климат (экономический кризис, инфляция, политическая нестабильность), что проявляется в низком уровне инвестиционного интереса как у зарубежных, так и у российских инвесторов. Это связано с обстоятельствами, порождающими инвестиционный риск, включая следующие: слабое развитие законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровне по вопросам привлечения и гарантирования инвестиций; отсутствие в России мировых стандартов бухгалтерского учета, затрудняющее формирование выводов о целесообразности инвестиций; отсутствие четких граней со стороны государства по вопросам защиты частной собственности и инвестиций; отсутствие четкой координации органов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг, что проявляется в возможности появления "финансовых пирамид" и т.д.; - отсутствие стимулирующих факторов для развития рынка ценных бумаг, например, льгот по налогообложению; - наличие системного инвестиционного риска; - менталитет, а именно засилье в недавнем прошлом государственной собственности сказывается на отсутствии опыта инвестирования у населения, желании получить мгновенную отдачу от вложенных средств, чрезмерное доверие к различного рода обещаниям скорого обогащения. Отсутствие быстрых результатов и прямой обман привели к недоверию населения и нежеланию вкладывать средства на фондовом рынке; - слабое развитие телекоммуникаций и современной инфраструктуры фондового рынка. 2. Региональные факторы (Микроуровень): - специфика Омской области, выражающаяся в отсутствии достаточных инвестиционных ресурсов. Это связано с несколькими обстоятельствами: с особенностями формирования бюджета (большая часть собственных доходов области формировалась за счет налоговых отчислений одного предприятия (Омского нефтеперерабатывающего завода), бюджет является дотационным, сильно зависящим от центра); с отсутствием достаточных для крупных портфельных инвестиций средств у юридических лиц (своеобразие хозяйственного комплекса заключается в наличии большого числа предприятий военно-промышленного комплекса); появление ликвидных государственных ценных бумаг привело к оттоку из области инвестиционных ресурсов финансовых институтов. Критерием работы банков на рынке местных корпоративных ценных бумаг являются только по сути политические факторы - лояльность к местным органам власти; отсутствие инвестиционных программ регионального масштаба, имеющих достаточную проработку и обеспеченность ресурсами; - инвестиционная непривлекательность значительного числа Омских предприятий выражается в том, что: среди АО, созданных на базе приватизированных предприятий, не вызывают большого интереса те, у которых государственная доля находится в федеральном или областном управлении, отсутствует прибыль, отсутствует возможность быстрой отдачи от вложений, существует большая доля сельских АО, имеющих свои специфические особенности реорганизации, а также необходимость затраты значительных средств для развития в сельской местности инфраструктуры ценных бумаг; - недостаточная активность региональных властей в защите омского финансового рынка в период массовой приватизации (так, акции местных предприятий не были сконцентрированы в местных ЧИФах, как организованных и подконтрольных коллективных инвесторах); - региональные особенности приватизации, когда, во-первых, часть ценных бумаг вообще не попадает на рынок ценных бумаг вследствие закрепления пакетов акций в государственной собственности и продления сроков этого закрепления, во-вторых, передачи этих пакетов в доверительное управление определенным лицам. На территории Омской области в 1996 году в государственной собственности закреплены акции 182 приватизированных предприятий, срок закрепления продлен в соответствии с Постановлением Главы Администрации Омской области N 194-п "О продлении сроков закрепления в государственной собственности акций приватизированных предприятий"; - "провинциальность" (информационная ограниченность) местных инвесторов, их неагрессивность на финансовом рынке области; - слабая связь с сибирскими региональными и российским рынками ценных бумаг; - упадок активности инвестиционных институтов и институциональных инвесторов после окончания чековой приватизации; - отсутствие телекоммуникаций и развитой инфраструктуры фондового рынка сказывается на отсутствии доступной информации о котировках, спросе и предложении на ценные бумаги тех или иных эмитентов в различных регионах, сложности проведения сделок с ценными бумагами, особенно эмитентов, находящихся не в областном центре. Отсюда вытекает сложность общения акционера с иногородним эмитентом и его регистратором, невозможность защиты прав таких акционеров. Сюда же можно отнести отсутствие доступной информации о формах коллективного инвестирования; - отсутствие вторичной эмиссии (боязнь у руководства АО потерять сложившееся равновесие сил, сложности с размещением, в результате чего практикуется только закрытое размещение ценных бумаг под заранее известного инвестора, отсутствие специалистов и средств для разработки инвестиционных проектов в АО); - отсутствие образовательных и просветительских программ (для эмитентов и инвесторов). 1.2. Омская область в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России Первый в России рейтинг инвестиционной привлекательности регионов журнала "Эксперт" (1996 г., N 47) был составлен с целью не только выявления "аутсайдеров" инвестиционного процесса, но и для определения приоритетов деятельности каждого из 89 субъектов Федерации по повышению инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность, т.е. благоприятность инвестиционного климата оценивалась на основе данных Госкомстата РФ за 1994-1996 г.г., а также анализа около тысячи нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность Федерации в целом и отдельных ее субъектов. Инвестиционный климат включает в себя две такие категории как объективные возможности региона - инвестиционный потенциал, и условия действия инвестора - инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал включает в себя следующие составляющие (в скобках дан рейтинг Омской области по каждому параметру - с 1-го по 89-е место): средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, т.е. ресурсно-сырьевая составляющая (69 место). производственная, подразумевающая под собой совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе (20 место). По данной составляющей у Омской области наиболее высокий результат. Это делает регион достаточно привлекательным для "недорогих" инвестиционных проектов, нацеленных не на "подъем" производства в целом, а на его развитие и инновационную деятельность. потребительская, т.е. совокупная покупательная способность населения региона (25 место). инфраструктурная составляющая: экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность (61 место). институциональная, т.е. степень развития основных институтов рыночной экономики (27 место). инновационная, характеризующая уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе (34 место). интеллектуальная составляющая характеризует образовательный уровень населения (56 место). По совокупности этих показателей Омская область занимает 49-е место. Аналогичным образом в рейтинге обозначены и виды рисков: экономический риск, характеризующий тенденции в экономическом развитии региона (44 место). поляризацию политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов показывает величина политического риска (57 место). социальный риск - это уровень социальной напряженности (11 место). уровень загрязнения окружающей среды - экологический риск (64 место). И, наконец, криминальный, показывающий уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений (36 место). По итоговым оценкам - 37 место в сводном рейтинге характеризует Омскую область как регион с умеренным уровнем инвестиционного риска. Это чрезвычайно важно для развития инвестиционной активности, т.к. процесс снижения рискованности гораздо более продолжителен и трудоемок, чем повышение инвестиционного потенциала. Также по данным рейтинга Омская область входит в число "переинвестированных" регионов относительно своего инвестиционного потенциала, что говорит о возможном "обвале" инвестиционных поступлений в область. Наиболее сложная ситуация в области, как это показывает распределение мест, сложилась в отношении развития региональной инфраструктуры и сравнительно низкого образовательного, но не интеллектуального, уровня населения. Наибольшую опасность в Омской области представляют экономический, политический и экологический риски. Второй рейтинг регионов был представлен еженедельником "Деловой экспресс" (N 15 от 22.04.97 г.). Данный рейтинг составлен по данным Госкомстата РФ. Все субъекты федерации оцениваются в рамках своих экономических районов, а не в масштабах России. Омская область входит в Западно-Сибирский район. Экономическое состояние региона характеризуется следующими показателями (в скобках указан рейтинг Омской области по каждому параметру с 1-го по 9-е место): Объем промышленного производства январь - февраль 1997 г. (4 место). Финансовые результаты деятельности предприятий промышленности в январе 1997 г. (3 место). Иностранные инвестиции в 1996 г. (6 место). Уровень второго показателя по Омской области выше среднего по Западно-Сибирскому району. Можно оспаривать методику составления рейтингов в целом, или конкретные результаты, однако именно эти рейтинги наиболее активно используются российскими и зарубежными инвесторами при принятии инвестиционных решений. 1.3. Эмитенты и ценные бумаги. Государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО, НО). Ценные бумаги Администрации Омской области. Муниципальные ценные бумаги. С государственными ценными бумагами в омском регионе профессионально работают 11 самостоятельных банков и 6 филиалов иногородних банков, а также целый ряд профессиональных участников рынка ценных бумаг и других организаций, выступающих в качестве инвесторов. Статуса уполномоченного Министерством финансов РФ банка, как платежного агента по размещению ОГСЗ, самостоятельные коммерческие банки региона не имеют, ежедневно котировки по купле-продаже ОГСЗ выставляют Омский банк СБ РФ, Столичный банк сбережений, Банк "Российский кредит" (Омский филиал), Омская дирекция МББ, Омский филиал Нефтехимбанка, Омский филиал Кредитпромбанка. В 1996 г. на фондовом отделе Омской товарно-сырьевой биржи осуществлялись сделки с ОГСЗ общим объемом 11,8 млн. руб. В качестве брокеров по ГКО и ОФЗ в Омске выступают: Омскпромстройбанк, АКБ Омск-банк, Омский банк СБ РФ, филиал Омский Инкомбанка, СБС, ОФ Кредитпромбанка, ОФ Нефтехимбанка, ОФ Российский кредит, Омская дирекция Мосбизнесбанка. В качестве дилеров выступают: Омскпромстройбанк, Омск-банк, Сибирский купеческий банк, Западно-Сибирское инвестиционное общество. Казначейские обязательства на данный момент в Омской области хождения практически не имеют. Главой Администрации (Губернатором) Омской области принят ряд Постановлений, регламентирующих выпуск ценных бумаг Администрацией Омской области, а именно: N 103-п от 23.02.95 г. "О введении в хозяйственный оборот Омской области системы вексельных расчетов", N 496-п от 02.10.95 г. "О программе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области" и N 39-п от 27.01.97 г. "Об организации системы вексельных расчетов в Омской области". Во исполнение указанных выше Постановлений, в январе 1997 г. Администрацией Омской области осуществлен выпуск векселей на сумму 21 млрд. руб. В декабре 1996 г. приняты Закон Омской области и постановление Главы (Губернатора) области о выпуске облигационного займа на сумму 150 млрд. рублей. Выпуск облигаций зарегистрирован в Министерстве финансов РФ 28 февраля 1997 г. Органами самоуправления г. Омска в соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Омска N 881-п от 30.09.94 г. "О выпуске в обращение облигаций Омского муниципального жилищного накопительного выигрышного займа" осуществлен выпуск облигационного займа. Проспект эмиссии займа зарегистрирован Минфином РФ 14.11.94 г. за N МФ 52-3-00016. Предельный размер эмиссии определен в 25 млрд. руб., срок обращения облигаций с 01.03.95 г. до 01.07.97 г. Первичная эмиссия облигаций осуществляется Фондом имущества г. Омска и участниками консорциума: МКБ "СибЭС", АИК ПСБ "Омскпромстройбанк", АКБ "ИТ-Банк", Омский банк СБ РФ, филиал "Омский" АБ "Инкомбанк". Также участие в размещении облигаций принимает финансовая компания "Инкомпо-инвест М". С 20.06.95 г. облигации данного выпуска включены в листинг на фондовом отделе Омской товарно-сырьевой биржи (Объем сделок с данными ценными бумагами в 1996 г. составил 668,5 млн. руб., в 1 квартале 1997 г. - 25,7 млн. руб.). Общий объем размещения облигаций составил на 01.01.97 г. 3350,6 млн. руб. В 1 квартале 1997 г. размещено облигаций на сумму 595,5 млн. руб. Постановлением Главы Администрации г. Омска N 1253-п от 09.11.95 г. "О системе вексельного обращения Администрации г. Омска" утверждено "Временное положение о расчете векселями Администрации г. Омска между предприятиями, организациями, учреждениями" (в указанное Постановление внесены изменения Постановлением Главы Администрации г. Омска N 381-п от 15.05.96 г.). Срок обращения и номинал векселей Администрации г. Омска устанавливается Департаментом ценных бумаг и инвестиций Администрации г. Омска. Объем расчетов векселями определяется в пределах сумм, предусмотренных бюджетом г. Омска. За 1996 г. выпущено векселей на сумму 222631,188 млн. руб. В 1 квартале 1997 г. Объем выпуска векселей составил 72661,88 млн. руб. Акционерные общества. Ценные бумаги акционерных обществ. По состоянию на 01.01.97 г. в г. Омске зарегистрировано 3079 акционерных обществ, в районах Омской области - 609 акционерных обществ. Из общего числа АО в Омской области 804 открытого типа, что составляет около 1,5 % от общего количества ОАО по России. В 1 квартале 1997 г. в г. Омска зарегистрировано 24 акционерных общества. Финансовым управлением Омской области по состоянию на 01.01.97 г. зарегистрировано 1107 эмиссий акций АО. По состоянию на 01.01.96 г. в Омской области было зарегистрировано 42 дополнительные эмиссии акций, 2 из них были аннулированы; за период с 01.01.96 г. по 01.01.97 г. было зарегистрировано 297 эмиссий акций общим объемом 801420959 тыс. руб., в том числе размещено при учреждении АО акций в объеме 116592174 тыс. руб. и при дополнительном выпуске размещено акций в объеме 684828785 тыс. руб. В 1 квартале 1997 г. было зарегистрировано 33 эмиссии акций общим объемом 11324958 тыс. руб. В процессе приватизации по состоянию на 01.04.97 г. образовано в Омской области 557 АО, в том числе открытого типа - 463 и закрытого типа - 94. Процедура отнесения эмитентов и их ценных бумаг к категории "blue chips" в России пока достаточно условна. К данной категории относят наиболее покупаемые (котируемые ценные бумаги). Пользуясь этим критерием к данной категории можно отнести следующие омские АО: - Омский НПЗ; - Омскэнерго; - Омская электросвязь. На региональном уровне также ведутся операции с ценными бумагами следующих АО: - Омский каучук; - Омскнефтепродукт; - Омскшина; - Омский завод техуглерода; - Омский завод СМС; - Иртышское речное пароходство; - Сибкриотехника. Омские эмитенты в ТОП-200. В опубликованном журналом "Эксперт" (N 33, 1996 г.) рейтинге российских предприятий "ТОП-200" представлены четыре омских предприятия: ОАО "Омскэнерго" вошло в рейтинг тридцати наиболее недооцененных инвесторами компаний России, заняв среди них 8 место, кроме того, в рейтинге 200 крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации), составленном на 01.07.96 г., предприятие заняло 108 место. ОАО "Омский НПЗ" занял в рейтинге 200 крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации) 33 место, а также 6 место среди 25 крупнейших в России нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. ОАО "Омский каучук" и ОАО "Омскшина" заняли соответственно 128 и 152 места в рейтинге 200 крупнейших компаний России по объему реализации продукции. Банки как эмитенты ценных бумаг. На 01.01.97 г. в омской области зарегистрировано 7 акционерных коммерческих банков, которыми осуществлено 23 эмиссии обыкновенных и привилегированных акций на общую сумму 35,7 млрд. руб., из них: ОАО "Омскпромстройбанк" - 3 выпуска на 5 млрд. руб., АКБ "Народный банк Сибири" - 3 выпуска на 10 млрд. руб., "Омск-Банк" - 3 выпуска на 4 млрд. руб., "СМИ-Банк" - 1 выпуск на 2 млрд. руб., "Соотечественники" - 2 выпуска на 2,3 млрд. руб., "Черлак-Банк" - 4 выпуска на 2 млрд. руб., "ИТ-Банк" - 3 выпуска на 10,5 млрд. руб. Кроме того, на территории Омской области зарегистрировано 9 коммерческих банков и 12 филиалов иногородних коммерческих банков. Таким образом, самостоятельные коммерческие банки Омской области составляют около 1 % от общего по России количества коммерческих банков. Общий объем выпуска облигационных займов омскими коммерческими банками в 1996 г. составил 9990 млн. руб. Все 7 омских акционерных коммерческих банков выпускают векселя, составившие на 01.01.97 г. сумму 82373,8 млн. руб.; векселя, выпущенные филиалами иногородних коммерческих банков, на 01.01.97 г. составляют 231900,9 млн. руб. В 1 квартале 1997 г. омскими коммерческими банками выпущены векселя на сумму 97840 млн. руб., т.е. больше чем за весь предшествующий год; филиалами иногородних коммерческих банков за этот период выпущено векселей в объеме 182814 млн. руб. Средний срок погашения выпущенных банками векселей составил 55 дней. Векселя данных эмитентов используются юридическими лицами как средство платежа в расчетах и как средство депозита для получения прибыли. Эмитенты корпоративных векселей. Наиболее активное хождение в омском регионе имеют векселя "Омскпромстройбанка", АБ "Инкомбанк"; из корпоративных векселей: ЭЦ "Сибирьэнерго", ЭЦ "Красноярскэнерго", "Железных дорог". Объем сделок с векселями ЭЦ "Сибирьэнерго" на фондовом отделе ОмТСБ в 1996 г. составил 3550 млн. руб., а в 1 квартале 1997 г. - 1444 млн. руб. Раскрытие информации эмитентами. В вопросе раскрытия информации в региональных органах печати наиболее дисциплинированны чековые инвестиционные фонды и банки Омского региона, которые публикуют ежегодно отчеты о своей деятельности и сообщения о проведении собраний акционеров. Кроме того, публиковали в первом полугодии 1996 г. свои балансы, счета прибылей и убытков Мираф-Банк, Инкомбанк, Иртышское речное пароходство, Сибирский капитал-менеджер; о прекращении эмиссии - ЧИФ "Химинвест"; о регистрации эмиссии - АО "Омскэнерго", отчеты о проведенных собраниях акционеров - "Омскпромстройбанк", "Сибирский капитал", "Химинвест", "Омскнефтепродукт", "Сатурн". Информацию о проведении годовых собраний акционеров в местных органах печати в 1996 г. опубликовали около 50 акционерных обществ. 1.4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. По состоянию на 01.01.97 г. на территории Омской области действовало 28 инвестиционных институтов (около 1 % от количества инвестиционных институтов России), в том числе: 10 компаний, имеющих лицензию на право осуществления деятельности в качестве инвестиционной компании, финансового брокера, инвестиционного консультанта; 18 компаний, имеющих лицензию на право осуществления деятельности в качестве финансового брокера, инвестиционного консультанта; независимых регистраторов, имеющих лицензию ФКЦБ РФ - 2, 3 филиала иногородних регистраторов, а также один трансфер-агент иногороднего регистратора; депозитарные организации - 1, зарегистрированная в ГУ ЦБ РФ по Омской области, и 1 филиал иногороднего депозитария. В качестве профессиональных участников на рынке ценных бумаг в пределах банковской лицензии на 01.01.97 г. имели право действовать 16 коммерческих банков и 12 филиалов иногородних банков. В Омской области работает фондовый отдел при Омской товарно-сырьевой бирже (ОмТСБ). Общий объем сделок на ФО ОмТСБ за 1995 г. составил 0,45 млрд. руб., а за 1996 г. - 4,28 млрд. руб., в 1 квартале 1997 г. - 1,47 млрд. руб. Единственной ценной бумагой, прошедшей процедуру листинга в ФО ОмТСБ, является облигации муниципального накопительного выигрышного займа г. Омска. На ОмТСБ отработана система взаиморасчетов по заключенным сделкам через Расчетную палату. При заключении сделки ценные бумаги депонируются в Расчетной палате и, при поступлении денежных средств на специальный счет, списываются со счета-депо в пользу покупателя. При необходимости перерегистрации прав собственности, денежные средства перечисляются по факту перерегистрации, учитывая интересы обеих сторон сделки. Нарушения в сфере прав инвесторов при переходе права собственности на ценные бумаги во внебиржевом обороте были связаны, в основном, с нечеткостями в системе ведения реестра акционеров. Вместе с тем, реестры акционеров, которые ведут специализированные регистраторы, поддерживаются в удовлетворительном состоянии с наименьшим числом ошибок, хотя и в этих случаях проведенными проверками вскрыты довольно серьезные нарушения. И все же наибольшее число самых разных нарушений при ведении реестра акционеров выявлено в случаях ведения его самими акционерными обществами. Информационное обеспечение для профессиональных участников рынка ценных бумаг омского региона, в основном, заключается в публикации котировок на покупку и продажу ценных бумаг через местные средства массовой информации, информационные выпуски Фондового бизнес-центра (ежедневные и еженедельные), в личном обращении и, в незначительной степени, через фондовый отдел ОмТСБ. В качестве наиболее активных операторов внебиржевого рынка ценных бумаг омского региона, занимающих наибольшую долю в объеме внебиржевого оборота по Омской области, можно назвать: ЗСРЦ Инкомбанка, ФК "Империал", АО "Сибирский капитал", АО "Аваль", АО "Фондовый бизнес-центр". Общий объем сделок на внебиржевом рынке ценных бумаг Омской области за 1995 г. оценивается профессиональными участниками близким к 50 млрд. руб., в 1996 г. - более 300 млрд. руб. 1.5. Инвесторы на территории Омской области. По состоянию на 01.01.97 г. на территории Омской области действовали следующие коллективные инвесторы: 4 специализированных (чековых) инвестиционных фонда приватизации; 1 филиал иногороднего специализированного инвестиционного фонда приватизации; 2 инвестиционных фонда; 1 негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию, по 1 фонду лицензия приостановлена; не имеющих лицензию - 8, филиалов иногородних негосударственных пенсионных фондов - 2; страховых компаний - 29, филиалов страховых компаний - 14. В результате недобросовестной деятельности ряда коллективных инвесторов и нелицензированных финансовых компаний в области возникла проблема обманутых вкладчиков. Для ее частичного решения в соответствии с Постановлением Главы Администрации Омской области N 476-п от 20.09.95 г. был образован резервный фонд помощи обманутым вкладчикам в размере 1 млрд. руб. за счет перевыполнения доходной части областного бюджета. Использование средств данного резервного фонда было определено Распоряжениями Главы Администрации Омской области N 490-р от 08.11.95 г. и N 185-р от 20.05.96 г. (внесшим изменения в предшествовавшее распоряжение). Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области выступила одним из основных инициаторов создания регионального Общественного Фонда защиты прав инвесторов, ее члены входят в состав Попечительского Совета данного Фонда. В Омской области суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся рядом компаний ("Маньчжурия", "Хопер", "Сибирская трастовая компания", "ШЛ") к настоящему времени практически прекратили свое хождение и в 1996 г. сделок по ним не было. Краткая характеристика ситуации по индивидуальным инвесторам: Численность постоянного населения Омской области по состоянию на 01.01.96 г. составляет 2177,9 тыс. чел., в том числе г. Омска - 1160,2 тыс. чел. В 1996 г. Омск занимал 6 место по населению среди городов России. Численность экономически активного населения Омской области на 01.01.96 г. составляет 928,8 тыс. чел. Общее число акционеров в Омской области по оценочным данным на 01.01.97 г. составляет около 900 тыс. чел., в том числе по г. Омску - около 650 тыс. чел. Общая сумма вкладов населения Омской области в омские банки и филиалы иногородних банков, зарегистрированных в Омской области, по состоянию на 01.04.97 г. составляет 1.557.688 млн. руб. 1.6. Регулирование рынка ценных бумаг в Омской области. В качестве регуляторов на региональном рынке ценных бумаг в 1996 г. выступали: - Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области; - Финансовое управление Администрации Омской области (регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование инвестиционных институтов, аттестация специалистов); - Антимонопольное управление по Омской области (согласование приобретения крупных пакетов акций); - Главное управление Центрального банка РФ по Омской области (лицензирование и регистрация выпусков ценных бумаг и кредитных организаций); - Комитет по управлению имуществом Омской области (лицензирование и регистрация выпусков акций специализированных фондов приватизации и их управляющих); - Омское региональное отделение ФКЦБ России, созданное в соответствии с Распоряжением ФКЦБ России от 04.12.96 г. N 18-р. Основным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим координацию регулирующих органов на региональном фондовом рынке в 1996 году, являлась Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Администрации Омской области. Свою деятельность Региональная комиссия осуществляет в соответствии с Постановлениями Главы Администрации (Губернатора) Омской области N 340-п от 11.07.95 г. и N 466-п от 13.09.95 г., а также Положением о Региональной комиссии, утвержденным Приказом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ N 61 от 17.08.95 г. В 1996 г. приняты подготовленные по инициативе Региональной комиссии Постановления Главы Администрации Омской области N 73-п от 12.02.96 г. "О развитии акционерных отношений на территории Омской области" (направлено на приведение в соответствие с требованиями законодательства РФ деятельности АО в сельских районах Омской области), N 112-п от 01.03.96 г. "О развитии инфраструктуры фондового рынка на территории Омской области" (направлено на повышение качества работы омских специализированных регистраторов), а также N 184-п от 02.04.96 г. "О внесении на рассмотрение Законодательного Собрания проекта закона Омской области "О мерах по защите интересов инвесторов на территории Омской области" (на основании которого данный законопроект был рассмотрен на заседании Законодательного Собрания Омской области и направлен на доработку). При проведении проверок деятельности по ведению реестра акционеров АО Региональной комиссией по ценным бумагам Омской области был выявлен ряд конкретных фактов нарушения порядка эмиссии акций, в частности по АО "Меком", АО "Омсккровля", АО "Текстильщик", АО "ПХБО "Восток" и ряде др. Характеризуя вопрос соблюдения порядка осуществления эмиссии омскими предприятиями, необходимо отметить, что по 3688 зарегистрированным в Омской области АО в Финансовом управлении Администрации области зарегистрировано только 1107 выпусков акций, причем ряд АО осуществляло дополнительные эмиссии (данные по состоянию на 01.01.97 г.), т.е. примерно в 70 % АО акции не зарегистрированы. В настоящее время, согласно телеграмме Министерства финансов РФ от 01.04.96 г., выдача лицензий профессиональным участникам рынка ценных бумаг Финансовым управлением Омской области приостановлена до получения разъяснений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. Финансовым управлением Омской области осуществляется только выдача квалификационных аттестатов на право совершения операций с ценными бумагами, иные виды лицензирования на региональном уровне не осуществляются. Омское антимонопольное управление осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций в соответствии с положением "О порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденным приказом ГКАП РФ от 13.11.95 г. N 145. ВЫВОДЫ: 1. Являясь частью российского рынка, рынок ценных бумаг в Омской области проходит в настоящее время стадию становления. 2. Институциональные преобразования экономики России еще не закончены, поэтому региональный фондовый рынок должен формироваться с учетом как объективно существующих тенденций, так и с учетом региональных интересов и особенностей. Придать этому процессу динамизм и целенаправленность можно, используя программно-целевые методы управления со стороны государственных органов - регуляторов рынка. 3. В целях обеспечения поступательного движения в развитии экономики Омской области Администрация области должна целенаправленно влиять на процессы, происходящие на региональном рынке ценных бумаг, направлять эти процессы с учетом региональных особенностей и складывающейся ситуации. 2. Цели, задачи и принципы развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области Основными целями развития регионального рынка ценных бумаг Омской области являются: - восстановление процесса расширенного воспроизводства на территории Омской области, как составной части Российской Федерации, на основе мобилизации внутренних и привлечения внешних инвестиционных ресурсов; - создание условий для эффективного "портфельного" инвестирования в рамках рынка ценных бумаг Омской области с соблюдением интересов всех его участников: эмитентов, инвесторов (частных, коллективных, институциональных), профессиональных участников, обеспечивающих процесс инвестирования; - создание института "эффективного собственника"; - повышение социально-экономической стабильности в регионе путем создания надежных финансовых инструментов инвестирования и обеспечения прав инвесторов; - повышение рыночной капитализации акций омских эмитентов; - борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством на рынке ценных бумаг, пресечение незаконной деятельности на региональном рынке ценных бумаг. К основным задачам развития регионального рынка ценных бумаг Омской области относятся: - повышение инвестиционной привлекательности Омской области и эмитентов ценных бумаг, расположенных на территории области; - формирование развитой инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг, обеспечивающей условия эффективного инвестирования; - создание условий неинфляционного финансирования дефицита бюджета Омской области; - создание условий для разработки и реализации областных социально-экономических программ. Основными принципами развития регионального рынка ценных бумаг Омской области являются: 1. Преемственность государственной политики Российской Федерации на рынке ценных бумаг, которая предусматривает: функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; использование механизмов саморегулирования рынка ценных бумаг; распределение полномочий по регулированию рынка ценных бумаг между Российской Федерацией и Омской областью, а также саморегулируемыми организациями профессиональных участников; приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка; приоритет в развитии инфраструктурных организаций; максимальное снижение и разделение рисков; создание коллективных страховых и гарантийных фондов; поддержку конкуренции на рынке ценных бумаг; 2. Единство правового регулирования рынка ценных бумаг; 3. Открытость регионального рынка ценных бумаг Омской области и интегрированность с общероссийским и мировыми рынками; 4. Обеспечение региональных интересов, предусматривающих преимущественное привлечение инвестиций в региональную экономику, не противоречащих общероссийским интересам. 3. Направления развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области В ходе развития регионального рынка ценных бумаг Омской области должна сформироваться модель регионального рынка ценных бумаг, обеспечивающая: - ликвидность ценных бумаг, обращающихся на рынке; - распределение ответственности и эффективную систему управления рисками; - информационную прозрачность рынка; - возможность наращивать обороты без внесения существенных структурных изменений в модель; - технологическую совместимость регионального рынка ценных бумаг Омской области с рынками других регионов, рынком ценных бумаг Российской Федерации в целом, а также с зарубежными рынками. Формирование модели регионального рынка ценных бумаг Омской области и совершенствование механизмов взаимодействия его элементов будут в значительной мере зависеть от развития технологий и средств обеспечения инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создаваемая модель должна строиться с учетом достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания инфраструктуры рынка. К основным направления развития регионального рынка ценных бумаг Омской области относятся: 3.1. Повышение инвестиционной привлекательности Омской области и муниципальных образований. Что же необходимо сделать для повышения рейтинга области? Более активное размещение областных ценных бумаг на инвестиционные цели позволит создать материальную основу для развития инфраструктуры для последующего развития инвестиционного процесса. Также создание многоуровневой системы реализации инвестиционных проектов позволит повысить производственный потенциал области. Для снижения рискованности инвестиций в Омскую область необходимо привлечь внимание законодательных органов региона к проблеме создания нормативных условий инвестирования, разработки прямого (непосредственно регулирующего инвестиционную деятельность) и косвенного (связанного с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - объектов потенциального инвестирования) законодательства. Для повышения инвестиционного потенциала важно вовлечь в инвестиционный процесс денежные средства населения, для чего, в свою очередь, следует повысить его образовательный уровень. Таким образом, создание условий инвестиционной привлекательности Омской области включает в себя следующее: - создание региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционные процессы в Омской области; - создание системы планирования и управления инвестиционными процессами в области; - формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие инвестиционных процессов; - разработка системы мер по снижению инвестиционных рисков в регионе; - создание безупречного инвестиционного имиджа Омской области в России и за ее пределами. 3.2. Выпуск ценных бумаг Омской области и муниципальных ценных бумаг. Для реализации данного направления могут быть предприняты: - выпуск долговых ценных бумаг для финансирования областных социально-экономических программ; - выпуск долговых ценных бумаг для финансирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных проектов регионального значения; - выпуск ценных бумаг, обеспечивающих равномерность кассового исполнения бюджетов различных уровней; - разработка схем взаиморасчетов бюджетов различных уровней с использованием ценных бумаг; - использование прогрессивных технологий выпуска и учета ценных бумаг, обеспечивающих защиту прав инвесторов и контроль за операциями с этими ценными бумагами; - разработку региональной нормативной базы, регулирующей выпуск, обращение, выплату доходов и погашение долговых ценных бумаг. 3.3. Дополнительные выпуски корпоративных ценных бумаг. Разработка данного направления предполагает: - стимулирование дополнительных выпусков акций акционерными обществами; - рассмотрение вопроса на региональном уровне о предоставлении льготного налогового режима для наиболее перспективных инвестиционных программ; - стимулирование выпуска облигаций юридическими лицами; - стимулирование выпусков жилищных сертификатов юридическими лицами; - разработку системы консультативной поддержки эмитентов в процессе выпуска и размещения корпоративных ценных бумаг; - проведение конкурса на лучший бизнес-план (инвестиционный проект), создание базы данных, единой методики оценки инвестиционных проектов, всестороннее обеспечение инвестиционного процесса (научное, методическое, аналитическое), поддержку победителей на региональном уровне; - контроль за выпусками долговых обязательств юридическими лицами, обеспеченностью выпускаемых долговых обязательств; - контроль за соблюдением прав инвесторов при осуществлении эмиссий корпоративных ценных бумаг; - контроль за раскрытием информации эмитентами. 3.4. Формирование развитой инфраструктуры рынка. При разработке мер по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг следует исходить из принципов: - равных возможностей для доступа к тому или иному элементу инфраструктуры для любого из профессиональных участников рынка; - избыточности, позволяющей в короткие сроки с разумным уровнем затрат расширить круг пользователей инфраструктурой в зависимости от ситуации; - сетевого принципа организации, позволяющего осуществлять трансакции между любыми участниками рынка как внутри региона, так и на межрегиональном уровне; - рациональное сочетание конкурентности и эффективности различных инфраструктурных подсистем. Реализация этих принципов требует создания в Омской области дополнительно к существующим следующих инфраструктурных образований: - крупных эффективных регистраторов; - депозитариев (хранителя и попечителей); - управляющих ценными бумагами и денежными средствами; - агентов по раскрытию информации; - информационных систем, предоставляющих возможности выхода за пределы области. Дополнительно требуется рассмотрение вопроса о целесообразности создания в регионе: - организаторов биржевой и внебиржевой торговли эмиссионными ценными бумагами, организаторов вексельного обращения, использующих передовые технологии торговли; - расчетно-клирингового центра. Требования к профессиональным участникам регионального рынка ценных бумаг Омской области должны быть сформированы с учетом: - стандартов и нормативов, установленных ФКЦБ РФ; - специфики регионального рынка ценных бумаг; - профессиональных требований, выработанных саморегулируемыми организациями. С учетом усиления требований к осуществляемой профессиональной деятельности особое место на рынке ценных бумаг займут коммерческие банки, как структуры, располагающие наибольшими материальными и технологическими ресурсами по сравнению с другими профессиональными участниками рынка. Несмотря на заметную и ведущую роль банков в секторе вексельного обращения и государственных долгов, достаточно высок их потенциал в расширении рынка корпоративных ценных бумаг и коллективных инвестиций. Использование электронных средств связи между банками различных регионов может послужить основой для создания регионального расчетно-клирингового центра, различных информационно-торговых систем. Развитая филиальная банковская сеть позволит не только ускорить процесс совершения сделок, но и использовать ее в системе агентских продаж паев различных паевых фондов, акций и других ценных бумаг крупных эмитентов, выплаты процентов и дивидендов по этим бумагам. Банки могут также выступить как держатели счетов иногородних ПИФов, а также как операторы на рынке государственных бумаг. Развитие системы депозитарной деятельности наиболее предпочтительно при непосредственном участии коммерческих банков. Совместно с региональными властными структурами возможны: - участие банков в оценке, разработке и финансировании крупных региональных инвестиционных проектов, связанных с портфельным инвестированием; - участие банков в разработке программ передачи в доверительное управление пакетов акций, закрепленных в областной собственности. 3.5. Формирование системы регулирования и контроля на рынке ценных бумаг. Саморегулирование на рынке ценных бумаг. В целях реализации наиболее рационального подхода для учета интересов федерации и региона, система регулирования и контроля должна строиться с учетом сочетания федерального и регионального аспектов на основе действующего законодательства РФ. В качестве основных представителей регуляторов на региональном рынке ценных бумаг со стороны федеральных органов власти выступает Омское Региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а со стороны Администрации Омской области - Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области. В компетенции Омского РО ФКЦБ находятся функции: - контроля за соблюдением эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства РФ о ценных бумагах; - по принятию мер по обеспечению выполнения обязательств эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг перед инвесторами; - регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, с учетом ограничений, определенных решениями ФКЦБ России; - лицензирования брокерской, дилерской и регистраторской деятельности, с учетом ограничений, определенных решениями ФКЦБ России; - обеспечения организации и контроля проведения квалификационных экзаменов для профессиональных участников рынка ценных бумаг; - иные функции - в соответствии с решениями ФКЦБ РФ. Приоритетными задачами Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области являются: - координация деятельности контролирующих органов на рынке ценных бумаг, в том числе через взаимодействие с Омским РО ФКЦБ; - участие в подготовке предложений, разработке проектов развития регионального рынка ценных бумаг, а также обеспечение их экспертизы; - планомерное осуществление системы мероприятий по работе с обманутыми вкладчиками; - работа с сельскими акционерными обществами; - иные задачи - в соответствии с Постановлениями Главы Администрации Омской области. В целях осуществления координации деятельности Администрации и Отделения по вопросам развития регионального рынка ценных бумаг стороны заключают Соглашение о сотрудничестве. При формировании саморегулируемых организаций целесообразно сочетание профессионального и территориального подхода. В то же время по мере формирования общенациональных саморегулируемых организаций будет усиливаться тенденция к организации региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг разной специализации (возможно в форме создания областной либо межобластных Ассоциаций профессиональных участников рынка). 3.6. Развитие коллективных форм инвестирования. Важным элементом инвестиционного потенциала региона является вовлечение средств населения в процессы коллективного инвестирования в рамках системы нормативных актов РФ. В качестве путей развития коллективных инвестиций могут рассматриваться: - стимулирование деятельности лицензированных инвестиционных фондов, зарегистрированных и действующих на территории Омской области; - поддержка коллективных форм инвестирования для привлечения средств частных лиц; - поддержка развития различных форм страхования инвестиций и формирования гарантийных фондов за счет различных инвесторов; - рассмотрение предложений по созданию "Сибирского паевого инвестиционного фонда", инвестирующего активы в ценные бумаги сибирских предприятий. В рамках совместных действий с ФКЦБ РФ целесообразным представляется организация Центра коллективных инвестиций в Омской области. 3.7. Защита прав инвесторов (акционеров, вкладчиков). В условиях жесточайшего кризиса доверия к инвестированию в финансовые инструменты задача защиты прав инвесторов приобретает особое значение. Решение этой задачи должно включать в себя следующее: - разработку и реализацию комплексной программы защиты прав инвесторов, акционеров и вкладчиков; - обеспечение доступа к информации об эмитентах ценных бумаг; - жесткий контроль за государственной регистрацией выпуска ценных бумаг вплоть до приостановления и аннулирования выпусков с возмещением эмитентом расходов (убытков); - контроль за публикацией информации о собраниях акционеров; - свободную перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги; - обеспечение защиты инвесторов от недобросовестного поведения посредника - вплоть до лишения лицензии; - публикацию информации о правах акционеров и их нарушениях; - разработку и внедрение образовательных программ для акционеров; - предоставление помощи акционерам вплоть до оформления доверенных лиц для представления интересов акционеров в иногородних эмитентах на представителей общественных организаций по защите прав акционеров; - контроль за соблюдением эмитентами требований ФЗ "О рынке ценных бумаг" и постановлений ФКЦБ РФ по вопросам раскрытия информации; - закрепление в региональном законодательстве основных мер по защите прав акционеров и инвесторов, разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в части защиты прав акционеров и инвесторов. Реализация данного направления предполагает совместные действия как со стороны федеральных и региональных государственных органов, так и общественных организаций - Омского общественного комитета по правам акционеров, Областного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров, общественных организаций вкладчиков. С учетом сложившегося в федеральном законодательстве РФ распределения ответственности Центральный банк России ведет работу с акционерами и вкладчиками кредитных организаций, Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты и развития РФ - с вкладчиками негосударственных пенсионных фондов, Министерство финансов РФ - с клиентами страховых компаний, ФКЦБ России совместно с Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров несет ответственность за работу с обманутыми инвесторами на рынке ценных бумаг. 3.8. Обеспечение открытости информации. Оживление инвестиционных процессов в регионе, опирающееся на интерес потенциальных инвесторов к развитию омской промышленности, требует кардинального изменения уровня открытости эмитентов и профессиональных участников рынка. Принятие на федеральном уровне постановлений ФКЦБ "О раскрытии информации на рынке ценных бумаг" следует подкрепить следующими действиями на региональном уровне: - содействие формированию системы агентов по раскрытию информации, действующих во взаимодействии с Федеральным техническим центром раскрытия информации; - организация издания специализированного печатного органа (или регионального выпуска) существующего центрального печатного издания для обеспечения инвесторов необходимой информацией, поддержка информационных органов, осуществляющих публикацию сведений о состоянии регионального фондового рынка; - создание региональной информационной базы по эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг; - формирование регионального информационно-рейтингового агентства. 3.9. Образовательные программы и популяризация рынка ценных бумаг. Ускоренная профессионализация рынка и повышение профессиональных стандартов и требований, предпринимаемое ФКЦБ РФ и саморегулируемыми организациями профессиональных участников, предполагает: - подготовку специалистов фондового рынка исключительно на базе сертифицированных ФКЦБ РФ обучающих организаций; - непрерывное повышение квалификации руководителей и специалистов эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. В целях реализации образовательных программ создается специализированная учебная организация при участии Администрации области. Неотъемлемым аспектом процесса профессионализации является популяризация рынка ценных бумаг путем публикаций в средствах массовой информации с целью формирования положительного общественного мнения о фондовом рынке. 3.10. Законодательное обеспечение развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области. Выработка предложений для Российской Федерации и формирование регионального законодательства в рамках общих принципов. Учитывая приоритет федерального законодательства в регулировании рынка ценных бумаг, предлагается определить сферы допустимых действий в этом отношении на региональном уровне, включая следующее: - активное взаимодействие Омского РО ФКЦБ и РКЦБ Омской области с Законодательным Собранием области в работе над федеральными законопроектами по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; - разработка целевой областной программы развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области; - определение возможности формирования и использования областного бюджетного фонда развития инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг; - определение системы региональных приоритетов в инвестиционно-финансовой сфере и закрепление их в местных нормативных актах; - создание благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности Омской области, в том числе путем установления льготного налогообложения инвестиций; - разработка и осуществление программы защиты инвесторов вплоть до принятия соответствующего Закона Омской области. Необходима также активная позиция по отношению к формированию федерального законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Так требуется введение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Так требуется введение административной ответственности на нарушения на рынке ценных бумаг (по типу антимонопольного законодательства РФ), а также укрепление связи между блоком законодательства о ценных бумагах и антимонопольным законодательством РФ. 4. Первоочередные программы и проекты развития Регионального рынка ценных бумаг в Омской области. Данная Концепция получает свое практическое воплощение в программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых на федеральном и региональном уровне. Реализация перечисленных ниже первоочередных программ совместно с Омским РО ФКЦБ России позволит отработать формы и методы координации усилий ФКЦБ, ее Регионального отделения, Администрации Омской области, Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг и создаст условия для функционирования развитого рынка ценных бумаг в Омской области, позволяющего эффективно использовать инвестиционный потенциал территории. Программы отражают основные направления развития регионального рынка ценных бумаг в 3 основных секторах (эмитенты, инвесторы и инфраструктура рынка). Программы состоят из набора проектов, осуществляемых совместно подразделениями Администрации совместно с Омским РО ФКЦБ РФ, муниципальными образованиями с привлечением уполномоченных инвестиционных консультантов из числа ведущих российских профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных организаций. При реализации проектов учитывается опыт других регионов в реализации программ на рынке ценных бумаг. 4.1. Эмиссионная программа: Цели программы: предоставление возможности для администрации региона в получении неналоговых доходов бюджета за счет привлечения займов на рынке ценных бумаг на финансирование целевых инвестиционных программ, а также решение проблем неплатежей за счет использования перспективных вексельных схем; обеспечение доступа акционерным обществам к инвестициям через ценные бумаги, что позволит стабилизировать и оптимизировать в дальнейшем деятельность акционерных обществ - эмитентов ценных бумаг. В случае успеха: получение возможности для Администрации области и муниципальных образований для финансирования перспективных инвестиционных проектов, то есть получение своеобразного "бюджета развития"; акционерные общества получают возможность финансирования перспективных и прибыльных производственных проектов в реальном секторе экономики, государство - получает налоги от стабильно работающего АО, граждане - работники АО регулярно получают заработную плату, а также появляется возможность создания новых рабочих мест. АО получает опыт в осуществлении эмиссий акций и других ценных бумаг. Возможные проекты: А. Субфедеральный заем Омской области - на инвестиционные цели. Изучение опыта регионов (с помощью ФКЦБ). Проведение семинара (совместно со специалистами ФКЦБ). Размещение информации о ценных бумагах администрации региона в мировых информационных сетях (Internet и др.). Формирование имиджа администрации региона как надежного заемщика. Оказание помощи в подборе консультанта займа, формировании Эмиссионного Синдиката с приглашением крупнейших российских компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разработка проспекта эмиссии. Определение залогового фонда (объекты недвижимости, ликвидные акции). Разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона (принятие нормативных актов, повышающих инвестиционную привлекательность, презентации инвестиционных проектов для российских и зарубежных инвесторов). Б. Муниципальный заем - на инвестиционные цели. Изучение опыта эмиссии муниципальных бумаг (с помощью ФКЦБ). Проведение семинара (совместно со специалистами ФКЦБ). Размещение информации о ценных бумагах муниципалитета в мировых информационных сетях (Internet и др.). Формирование имиджа муниципалитета как надежного заемщика. Оказание помощи в подборе консультанта займа, формировании Эмиссионного Синдиката с приглашением крупнейших российских компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разработка проспекта эмиссии. Определение залогового фонда (объекты недвижимости, ликвидные акции). Разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территории муниципалитета (принятие нормативных актов, повышающих инвестиционную привлекательность, презентации инвестиционных проектов для российских и зарубежных инвесторов). В. Региональный Центр вексельного обращения. Анализ вексельного оборота в регионе. Изучение опыта других регионов. Создание координационного органа и специализированной организации. Внедрение вексельно-информационной системы ФКЦБ. Г. Реструктуризация и инвестиции в деятельности региональных АО. Формирование системы постприватизационной поддержки акционерных обществ, зарегистрированных на территории региона. Отработка процедуры дополнительной эмиссии акций АО, в том числе в счет погашения задолженности перед бюджетом области и задолженности по заработной плате перед работниками АО. Появление на рынке крупного пакета акций позволит администрации области вести поиск эффективного собственника для предприятия. Если произвести погашение недоимки акциями, администрация региона получает эти акции в собственность, а вместе с ними - контроль над данным предприятием. Далее право на управление может быть продано на конкурсной основе потенциальному инвестору. Совершенствование механизма продажи и передачи пакетов вновь выпущенных ценных бумаг инвесторам. Подбор инвесторов, готовых приобрести пакеты акций конкретных АО. Разработка эмиссионных проектов, проводимых региональными властями в целях санации "проблемных" акционерных обществ на территории региона. Организация "опекунского совета" для отслеживания исполнения программы реструктуризации конкретных предприятий, который должен включать в себя руководителей КУГИ, финансовых, налоговых органов, банков, крупных собственников. Подбор АО, готовых осуществить эмиссию с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных (в том числе конверсионных) проектов с учетом программы "СибВПКнефтегазификация". Анализ возможности и целесообразности осуществления эмиссии. Усиление влияния администрации региона за счет приобретения пакетов акций региональных АО, размещаемых в результате дополнительной эмиссии акций, с целью восстановления налоговой базы формирования бюджета. Для этого необходимо подвергнуть анализу финансовое состояние предприятий, дававших прежде основную массу налоговых поступлений в бюджет. При проведении анализа следует принимать во внимание все возможные формы и методы не фискального влияния на эти предприятия - посредством участия в акционерном капитале, лицензирования, антимонопольного регулирования, землепользования и др. Регистрация проспектов эмиссии региональных АО и отчетов об итогах выпуска акций. Содействие в создании Центра привлечения инвестиций. Осуществление проекта возможно при тесном воздействии с ведущими профессиональными участниками рынка ценных бумаг России. 4.2. Инфраструктурная программа. Цель программы: определение и формирование оптимальной инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг через создание и содействие деятельности сети профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, регистраторов, депозитариев, торговых систем и других) и иных организаций. В случае успеха: получение доступа к сибирскому, российскому и международному рынку ценных бумаг, обеспечение реальной возможности быстрого перетекания капитала в нужном направлении. Возможные проекты: А. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Определение оптимального соотношения профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе анализа данных о состоянии регионального фондового рынка. Лицензирование брокерской и дилерской деятельности региональных профессиональных участников. Мониторинг торговли ценными бумагами в регионе и совершенствование системы региональной торговли ценными бумагами. Решение вопроса об использовании торговых систем. Организация региональной депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Содействие в совершенствовании деятельности специализированных регистраторов и эмитентов в области ведения реестра акционеров. Создание представительства НАУФОР, содействие в создании региональных объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг. Б. Образовательная инициатива. Организация Сибирского института регионального фондового рынка. Разработка и реализация программы переобучения и аттестации специалистов рынка ценных бумаг в соответствии с новой системой квалификационных требований ФКЦБ РФ на территории всех субъектов РФ, включенных в сферу деятельности Омского РО ФКЦБ. Проведение семинаров по наиболее актуальным вопросам фондового рынка. Аттестация специалистов на право совершения операций на рынке ценных бумаг. В. Информационная инициатива. Подготовка специализированного издания Омского РО ФКЦБ. Подготовка и проведение ежегодной межрегиональной научно-практической конференции по актуальным проблемам развития рынка ценных бумаг и инвестиционного процесса. Создание межрегиональной бизнес-карты "Рынок ценных бумаг Сибири", включающей рейтинги эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. 4.3. Программа "Коллективные инвестиции" Цель программы: возвратить доверие граждан к рынку ценных бумаг, предоставить омичам регулируемые государством и надежные возможности для инвестирования в ценные бумаги, заставить заработать деньги населения через рынок ценных бумаг на экономику области, предотвратить, по возможности, выкачивание денег населения из области. В случае успеха: получение дополнительного источника финансирования инвестиционных проектов региональных АО и администрации региона, создание благоприятной социально-экономической обстановки в регионе через жесткую охрану интересов прав вкладчиков и акционеров. Возможные проекты: А. Общественная приемная по делам вкладчиков и акционеров. Взаимодействие с Федеральным общественно-государственным фондом по защите вкладчиков и акционеров, ФКЦБ РФ, Центральным банком РФ. Составление списков инвалидов Великой Отечественной войны, пострадавших от деятельности недобросовестных компаний на фондовом рынке. Проведение разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации. Б. Коллективные инвесторы. Организация регионального Центра коллективных инвестиций (совместно с ФКЦБ России). Мониторинг деятельности чековых инвестиционных фондов и организаций, созданных на их основе. Прекращение деятельности НПФ, страховых и инвестиционных компаний, инвестиционных фондов, не имеющих лицензии. Проработка вопроса о создании сибирского паевого инвестиционного фонда. Выработка политики в отношении иногородних финансовых институтов (паевых инвестиционных фондов и др.), привлекающих средства населения на территории региона. Контроль за деятельностью агентов по размещению и выкупу инвестиционных паев ПИФов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|