Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 16.09.1997 № 213

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          от 16.09.97 N 213
                               г. Омск

                  О ПРОЕКТЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
                     КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Рассмотрев проект   Уголовно-процессуального  кодекса  Российской
Федерации,  принятый  Государственной  Думой   Федерального   Собрания
Российской   Федерации   в   первом   чтении,   предложения   комитета
законодательных    предложений,     законности     и     правопорядка,
Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации  поправки   к   проекту   Уголовно-процессуального   кодекса
Российской  Федерации,  а также поддержанное Законодательным Собранием
Омской области  заключение  на  него.  (Текст  поправок  и  заключение
прилагаются).

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский

                               ПОПРАВКИ
              К ПРОЕКТУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. В статье 5:
     - в  пункте  11  после слов "их заместители и помощники" добавить
"начальники отделов,  управлений прокуратур, их заместители". Далее по
тексту.
     Добавление указанной фразы  будет  более  полно  отражать  термин
"прокурор";
     - пункт 15 изложить в редакции:  "Начальник  органа  дознания"  -
начальники  криминальной  милиции и милиции общественной безопасности,
начальник территориального  (линейного)  отдела  (отделения)  милиции,
командир   отдельного  (специализированного)  строевого  подразделения
дорожно-патрульной  службы  Государственной  автомобильной  инспекции;
начальник   органа   управления   или   подразделения  Государственной
противопожарной службы;  начальник оперативного  подразделения  органа
безопасности;  начальник  оперативного  подразделения органа налоговой
полиции;  начальник таможенного органа;  начальник оперативного органа
Федеральной   пограничной   службы;   командиры   воинских   частей  и
соединений,  начальники военных учреждений  и  гарнизонов;  начальники
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных
изоляторов, территориальных органов управления уголовно-исполнительной
системы; начальники органов Государственной лесной охраны".

     2. В статье 10 часть 2 "Уважение чести  и  достоинства  личности"
изложить  в  следующей  редакции:  "Моральный вред,  причиненный лицам
незаконными действиями должностных лиц, осуществляющих производство по
уголовному   делу   на   стадии  дознания,  следствия  и  рассмотрения
уголовного дела в суде,  подлежит возмещению в  установленном  законом
порядке".

     3. Статью  13  часть  2  привести  в  соответствие  со   ст.   25
Конституции РФ,  дополнив ее предложением следующего содержания: "Иной
порядок может быть установлен только федеральным законом".

     4. В статье 36 часть 1  изложить  в  редакции:  "Прокурор  вправе
возбудить  уголовное  дело,  а также принять его к своему производству
или  поручить  подчиненным  прокурору  или  следователю  расследование
преступлений либо передать дело для производства расследования в любой
орган предварительного  следствия  и  дознания  с  соблюдением  правил
подследственности,   предусмотренных   статьями  164,  165  настоящего
Кодекса;  дает указания органу дознания и следователю  о  производстве
следственных действий и оперативно-розыскных; утверждает обвинительное
заключение и передает дело в  суд.  Прокурор  осуществляет  надзор  за
точным   и  единообразным  исполнением  законов  органами  дознания  и
предварительного   следствия,    за    исполнением    наказания    или
принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом".

     5. В  статье 37 часть 6 изложить в редакции:  "По расследуемым им
делам следователь  имеет  право  знакомиться  с  оперативно-розыскными
материалами  органов  дознания,  относящимися  к  расследуемому  делу,
давать  им  письменные,  обязательные  для  исполнения,  поручения   и
указания    о    производстве   оперативно-розыскных   мероприятий   и
следственных действий и требовать от  них  содействия  в  производстве
следственных действий".

     6. В статье 38 часть 2:
     - абзацы 2 и 5 изложить в  редакции:  "оперативные  подразделения
органов Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом
к их ведению";
     - "оперативные подразделения органов налоговой полиции - по делам
об уклонении от уплаты налогов".
     Дополнить часть 2 абзацем:  "органы Государственной лесной охраны
- по делам о преступлениях, связанных с пожарами в лесах".

     7. В статье 40 часть 4 изложить в редакции:
     "Указания прокурора  и начальника органа дознания обязательны для
дознавателя.  Указания начальника органа дознания по  уголовным  делам
могут  быть  обжалованы  прокурору,  а указания прокурора - с согласия
начальника  органа  дознания  -  вышестоящему  прокурору.  Обжалование
указаний не приостанавливает их исполнения".
     8. В статье 104 части 2 и 3 изложить в редакции:
     "2. При   необходимости   избрания  в  качестве  меры  пресечения
заключения под стражу орган дознания, следователь, прокурор возбуждает
перед   судом   ходатайство   об  избрании  этой  меры  пресечения.  В
постановлении о возбуждении ходатайства должны быть изложены мотивы  и
основания,   в   силу  которых  возникла  необходимость  в  заключении
обвиняемого (подозреваемого) под стражу.  К постановлению  прилагаются
материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство
о  применении  заключения  под  страху  в  качестве  меры   пресечения
возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке статей
87-88 настоящего Кодекса,  то постановление должно  быть  представлено
судье не позднее шести часов до истечения срока задержания".
     "3. Постановление  о   возбуждении   ходатайства   о   применении
заключения   под   стражу   в   качестве   меры   пресечения  подлежит
безотлагательному    рассмотрению    единолично    судьей    районного
(городского)  суда  или  военного  суда  гарнизона  с  участием  лица,
возбудившего ходатайство,  прокурора,  защитника,  если он участвует в
деле,  по  месту производства предварительного следствия либо по месту
задержания в течение шести часов с момента  поступления  материалов  в
суд".
     Представляется, что авторы законопроекта необоснованно  сократили
срок  задержания  лица  в  качестве  подсудимого до 48 часов.  Органам
следствия для отыскания доказательств причастности лица к совершенному
представлению  предоставлено  только двое суток.  Фактически этот срок
уменьшается  за  счет  того,  что  материалы  об  аресте  должны  быть
представлены  прокурору,  а  затем  в  суд  не менее чем за 6 часов до
рассмотрения данного вопроса.  За 42 часа за минусом ночного  времени,
когда   нельзя   собирать  доказательства  либо  их  сбор  существенно
затруднен,  очень сложно получить материалы,  которые могли бы убедить
суд в необходимости избрания меры пресечения в виде ареста. Необходимо
учесть и то обстоятельство,  что в ночное время суды данные вопросы не
будут рассматривать,  следовательно, в отдельных случаях время на сбор
доказательств еще сократится.

     9. В статье 107 части 2,3,4 изложить в редакции:
     "2. В случае невозможности закончить расследование в срок до двух
месяцев и при отсутствии  оснований  для  изменения  или  отмены  меры
пресечения  этот срок может быть продлен судьей того же суда в порядке
предусмотренном частью второй статьи 104 настоящего Кодекса на срок до
шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь
ввиду особой сложности  дела  судьей  районного  суда  по  ходатайству
следователя или прокурора - до двенадцати месяцев".
     "3. Продление  срока  содержания  под  стражей  свыше  двенадцати
месяцев   допускается   в  исключительных  случаях  в  отношении  лиц,
обвиняемых в совершении тяжких и  особо  тяжких  преступлений,  судьей
Верховного суда республики,  краевого,  областного суда, судов городов
федерального  значения,  суда  автономной  области,  суда  автономного
округа  по  ходатайству  следователя  или  прокурора - до восемнадцати
месяцев".
     "4. В  случае,  когда  ознакомление обвиняемого и его защитника с
материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей
невозможно,  следователь  или прокурор вправе не позднее пяти суток до
истечения  предельного  срока   содержания   под   стражей   возбудить
ходатайство   перед   судьей  Верховного  суда  республики,  краевого,
областного суда,  судов городов федерального значения, суда автономной
области, суда автономного округа о продлении этого срока".

     10. В статье 146 часть 9 изложить в редакции:
     "Сумм, израсходованных  в  связи   с   приводом   обвиняемого   к
дознавателю,  следователю, прокурору или в суд в случае неявки его без
уважительной  причины,  а  также  в  связи  с   отложением   судебного
разбирательства из-за неявки подсудимого без уважительной причины либо
явки его в суд в нетрезвом виде".

     11. В статье 148 часть 3 изложить в следующей редакции:
     "Срок производства  при  соединении  уголовных дел исчисляется по
тому уголовному делу,  к которому присоединены иные  дела  в  порядке,
установленном частью первой настоящей статьи".

     12. В статье 149 часть 2 изложить в редакции:
     "По многоэпизодным делам,  с  учетом  мест  совершения  отдельных
преступлений,  а  также  исходя  из  положений  закона  о  подсудности
уголовных дел,  прокурор,  а также следователь,  с согласия прокурора,
при   наличии   достаточных   доказательств  в  отношении  конкретного
обвиняемого по отдельным  обвинениям  для  составления  обвинительного
заключения,  вправе вынести постановление об окончании расследования и
направления дела в суд по  этим  обвинениям.  Решение  о  выделении  и
расследовании  дел  о  других  преступлениях  (эпизодах) принимается в
соответствии с настоящим Кодексом".

     13. Статью 156 изложить в редакции:
     "Ст. 156.    Сроки   рассмотрения   заявлений   и   сообщений   о
преступлениях.
     Решение по  заявлению  или  сообщению  о преступлении должно быть
принято не позднее трех суток со дня его  поступления.  В  необходимых
случаях   для   получения   дополнительных   объяснений,  истребования
документов или иных материалов,  проведения осмотра места происшествия
этот срок может быть продлен начальником органа дознания,  начальником
следственного отдела,  прокурором  либо  их  заместителями  до  десяти
суток".

     14. В  статье  162  пункты 1 и 2 дополнить словами "или направить
материалы органу дознания,  следователю для дополнительной  проверки".
Это  предложение  обусловлено  тем,  что  на  практике часто возникают
ситуации, при которых решения о возбуждении уголовного дела или отказе
в  этом  являются  незаконными,  и  в  то  же  время,  ввиду неполноты
доследственной проверки, нельзя принять иное окончательное решение.

     15. В статье 165 часть 1 изложить в редакции:
     "1. По уголовным делам о преступлениях,  предусмотренных статьями
105-110,  111 частью четвертой, 120, 123, 124, 126, 127 частями второй
и  третьей,  128,  131,  134-149,  167  частью второй,  188,  209-212,
215-217,  227,  235-239,  246-255,  257,  263, 269, 270, 272-274, 282,
285-296,  298-305,  309,  311 частью второй,  317, 318, 320, 321, 328,
332-354 и 356-360 Уголовного кодекса Российской Федерации,  а также по
делам   о   всех   преступлениях,  совершенных  судьями,  прокурорами,
следователями,  судебными приставами  и  должностными  лицами  органов
внутренних  дел,  налоговой  полиции,  таможенных  органов  и  органов
юстиции,  а также о преступлениях,  совершенных в отношении  указанных
лиц  в  связи с их служебной деятельностью,  предварительное следствие
производится следователями прокуратуры".

     16. В статье 169 части 4 и 5 изложить в редакции:
     "4. Срок предварительного следствия,  установленный частью первой
настоящей статьи,  может быть продлен районным (городским) прокурором,
военным  прокурором  гарнизона,  армии,  флотилии и приравненным к ним
прокурором до двенадцати месяцев".
     "5. По   делам,   расследование   которых   представляет   особую
сложность, дальнейшее продление срока предварительного следствия может
быть   произведено   прокурором   субъекта   Российской   Федерации  и
приравненным  к  нему  прокурором,  а  также  Генеральным   прокурором
Российской Федерации и его заместителями".

     17. В статье 170 часть 1 пункт 15 изложить в редакции:
     "изымает от органа дознания и передает  подчиненному  следователю
любое  дело,  передает дело от одного подчиненного следователя другому
следователю,   от   одного   органа   расследования   другому   органу
расследования  с  соблюдением подследственности,  определенной статьей
165 настоящего Кодекса".

     18. В статье 210 п. 3 необходимо исключить ограничение проведения
опознания  по фотографии только при невозможности предъявления лица на
опознание. Дополнить пункт о проведении опознания по видеофрагменту.
     Кроме того,  в  этой  статье  целесообразно закрепить положение о
разнозначной доказательственной силе опознания путем предъявления лица
на опознание; по фотографиям; по видеофрагменту.

     19. Дополнить статью 212 частью 7 следующего содержания:
     "Экспертиза может назначаться до возбуждения  уголовного  дела  в
случаях,  когда  ее  производство необходимо для установления в деянии
признаков состава преступления".

     20. Статья 287 предусматривает обязательное  участие  в  судебном
разбирательстве  прокурора в качестве государственного обвинителя,  за
исключением дел,  подсудных мировому судье.  В ст.  319  указано,  что
судебное   следствие   начинается  с  изложения  обвинителем  сущности
предъявленного обвинения.  Таким образом,  государственный  обвинитель
становится   обязательной   стороной  процесса  (за  исключением  дел,
подсудных   мировому   судье).   Такое   положение    государственного
обвинителя,  безусловно, окажет положительное значение на всестороннее
и   объективное   исследование,   позволит   прокурорам   своевременно
опротестовывать незаконные судебные постановления. Однако, качественно
функция государственного обвинения может быть  выполнена  лишь  в  том
случае,  если штаты работников прокуратуры,  занимающихся поддержанием
обвинения,  будут увеличены  в  несколько  раз.  В  противном  случае,
положения ст.  ст. 287, 319 УПК будут невыполнимы. При этом необходимо
учесть,  что участие прокурора,  по проекту,  обязательно при  решении
вопроса об аресте (ст.  104 УПК),  в апелляционной инстанции (ст.  416
УПК РФ).

     21. В тексте статьи 287 проекта отсутствует часть 4,  тогда как в
части 8 этой же статьи имеется на нее ссылка.

     22. О  порядке обжалования судебных решений (ст.  ст.  127,  128,
495).
     Предусмотренные в  проекте  нормы  о  невозможности обжалования и
опротестования  некоторых  решений   суда   нарушают   общий   порядок
судопроизводства,  ограничивают  функции судебного надзора вышестоящих
судов за нижестоящими.
     Часть 5  статьи  127,  часть  8  статьи  128 и часть 7 статьи 495
исключить.

     23. Об основаниях прекращения дела за примирением сторон (ст. ст.
290, 366).
     Часть 4  статьи  290  и  часть  6  статьи  366  проекта  подлежат
исключению,   поскольку   не   корреспондируют   статье   29   проекта
"Обстоятельства, исключающие производство по делу". Кроме того, неявка
потерпевшего   в  суд  без  уважительной  причины  по  делам  частного
обвинения не  может  расцениваться  как  примирение  с  обвиняемым,  а
"уважительность"   причины   неявки  оценивается  в  достаточной  мере
субъективно, что может повлечь за собой нарушение прав потерпевшего.

     24. О реализации принципа состязательности процесса (ст.  ст. 41,
48,  49,  243-247,  259,  268, 272, 296, 299, 420, 436, 438, 471, 489,
501).

     Провозглашенный частью  3  статьи  123   Конституции   Российской
Федерации  и статьей 18 проекта УПК принцип состязательности процесса,
суть которого состоит в представлении  сторонами  обвинения  и  защиты
собранных  ими  доказательств  суду,  но не друг другу,  фактически не
получил должного развития в законопроекте.  Как и  в  действующем  УПК
РСФСР,   статьями   41   и   245  проекта  предусмотрено  ознакомление
обвиняемого и его  защитника  со  всеми  материалами  дела  на  стадии
направления дела прокурору с обвинительным заключением.








Информация по документу
Читайте также