Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 18.11.1997 № 267

 
               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         от 18.11.97 г. N 267
                                г.Омск

                ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО
        ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕКАРСТВ
             АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ  Н.В.ЮРГЕЛЯ ПО
               ДЕПУТАТСКОМУ ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА В.А.ЖУКОВА
              (ИЗБ. ОКРУГ N 19) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
               ЛЕКАРСТВЕННЫМИ  СРЕДСТВАМИ И ПОРЯДКУ ИХ
                           ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

     Заслушав информацию  председателя  комитета  по  фармацевтической
деятельности и  производству  лекарств  Администрации  Омской  области
Н.В.Юргеля   по  обеспечению  населения  лекарственными  средствами  и
порядку их ценообразования,  Законодательное Собрание  Омской  области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию    председателя    комитета   по   фармацевтической
деятельности и  производству  лекарств  Администрации  Омской  области
Н.В.Юргеля принять к сведению.

     2. Рекомендовать  комитету  по  фармацевтической  деятельности  и
производству  лекарств  Администрации   Омской   области   разработать
мероприятия,   направленные   на  повышение  эффективности  работы  по
обеспечению населения и  лечебно-профилактических  учреждений  области
лекарственными    средствами.    Считать   целесообразным   разработку
комплексной программы по обеспечению населения области  лекарственными
средствами.

     3. Комитету     по    социальным    вопросам    (Салюков    Ю.Л.)
Законодательного Собрания  Омской  области  вернуться  к  рассмотрению
вопроса  по  обеспечению населения лекарственными средствами и порядку
их ценообразования в 1 квартале 1998 года.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.ВАРНАВСКИЙ




                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

              КОМИТЕТ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
                        ПРОИЗВОДСТВУ  ЛЕКАРСТВ

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                              ИНФОРМАЦИЯ
         О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
         И ПОРЯДКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

     В связи  с  общей  тяжелой  экономической обстановкой в России по
оценкам Минздрава РФ, ситуация с обеспечением населения лекарственными
средствами  остается  критической  и  является  источником  социальной
напряженности.
     Основными чертами   которой   является   информационный  хаос  на
фармацевтическом  рынке,  снижение  уровня  производства  и   поставок
относительно   дешевых  отечественных  лекарств  (85%  жизненно-важных
препаратов импортные),  высокими ценами на них (по сравнению с 1993 г.
рост цен в 7 тыс.  раз),  хроническими неплатежами лечебных учреждений
за поставленные медикаменты,  неоправданно большим количеством оптовых
структур  -  3500  (США  и  Канаду обеспечивают лекарствами 50 оптовых
поставщиков).
     На сегодня   нет   единой   государственной   политики   в  сфере
лекарственного  обеспечения  населения,  отклонен  Президентом  России
Б.Ельциным    Федеральный    Закон    "О   лекарственных   средствах",
следовательно  отсутствует  законодательная  база   по   регламентации
фармацевтической  деятельности,  отвечающая  современным  требованиям.
Каждая территория регламентирует  лекарственное  обращение  исходя  из
местных условий.
     В Омской области  организована  единая  государственная  аптечная
служба,   которая  представлена  органом  управления  фармацевтической
отрасли - комитетом по фармацевтической  деятельности  и  производству
лекарств         Администрации         области,        государственным
оптово-производственным  предприятием   "Фармация",   фармацевтической
фабрикой   и   139   государственными  аптеками,  объединенными  в  73
юридических лица,  68 аптек находятся  в  г.  Омске,  остальные  71  -
сельских районах, 5-ю оптическими предприятиями.
     Существующее несоответствие между продекларированными  гарантиями
населению  по  лекарственному  обеспечению  на  Федеральном  уровне  и
реальное финансирование регионов  на  эти  цели  приводит  к  усилению
социальной напряженности в регионах.
     Постановление Правительства  РФ  от  30.07.94   г.   N   890   "О
государственной   поддержке   развития  медицинской  промышленности  и
улучшения   обеспечения   населения   и   учреждений   здравоохранения
лекарственными   средствами   и   изделиями  медицинского  назначения"
утверждены контингенты  населения,  имеющего  право  на  бесплатное  и
льготное  получение лекарств,  в нашей области пользуются льготами 636
тыс. человек.
     Этим же постановлением предусмотрена своевременная оплата аптекам
за отпущенные лекарства по льготным рецептам.  В Омской области  Закон
"О  ветеранах" в части предоставления льгот по лекарственным средствам
реализуется в полном объеме  и  только  государственными  аптеками.  В
течение 1995-96-97 годов имеет место хроническая задолженность бюджета
за уже отпущенные лекарства и недостаточный объем финансирования. Так,
в 1996 году лекарств по льготным рецептам отпущено на сумму 30,6 млрд.
рублей,  задолженность бюджета на 01.01.97 года  осталась  6,43  млрд.
рублей,  на  1997 год финансирование предусмотрено в сумме 27,04 млрд.
рублей (53%  от расчетной потребности),  на 01.10.97 г.  отпущено  уже
медикаментов  в  текущем году на 24,7 млрд.  рублей,  оплачено - 14,13
млрд.  рублей,  из которых 3 млрд.  рублей получены ценными  бумагами,
остальное финансирование - за счет взаимозачетов.
     Учитывая первостепенную социальную значимость проблемы, в августе
сего  года  под  гарантию  Администрации области взят кредит в сумме 5
млрд.  рублей и  направлен  на  погашение  задолженности  по  льготным
рецептам.  В  настоящее  время  Администрацией  области  решен  вопрос
проведения взаимозачетов на сумму  5  млрд.  рублей  по  этой  статье,
лекарства уже поступают в аптечную сеть.
     Ежемесячно населению,    пользующемуся     льготами,     аптеками
отпускается  медикаментов  на  сумму  около  3  млрд.  рублей,  больше
половины этой суммы за счет оборотных средств аптек,  что  значительно
снижает возможности закупа лекарств.
     Основным поставщиком  лекарств  для   государственных   аптек   и
лечебных  учреждений  является ГООПП "Фармация",  который прежде всего
работает  с  российскими  заводами-изготовителями  жизненно  -  важных
лекарственных  средств,  заключив  43  прямых  договора.  За 9 месяцев
текущего года государственная аптечная  служба  реализовала  населению
медикаментов на 181,5 млрд.  рублей, в лечебные учреждения отпущено на
66,5 млрд.  рублей, по бесплатным и льготным рецептам отпущено на 24,7
млрд.   рублей.   Расчетная   потребность   только  в  жизненно-важных
препаратах составляет 230 млрд. рублей.
     Если на    закупку    медикаментов    из    российского   бюджета
здравоохранения выделяется около 22% на федеральном уровне и в среднем
примерно 12%  в регионах, то в Омской области за 9 месяцев на эти цели
направлено  всего  средств  бюджетных  и  обязательного   медицинского
страхования   в   сумме   130,0   млрд.  рублей  или  20,7%  от  суммы
использованных средств на  нужды  здравоохранения.  Основные  проблемы
лекарственного  обеспечения  как  учреждений  здравоохранения,  так  и
декретированной  части  населения  связаны  с  общим  низким   уровнем
финансирования здравоохранения.
     Исходя из реалий сегодняшней жизни, государственная аптечная сеть
решает  вопросы  лекарственного  обеспечения,  используя  всевозможные
механизмы финансирования, поставок медикаментов для здравоохранения:
     - в счет погашения задолженности федерального бюджета за 1996 год
перед Омской областью получены в 1997 году  медикаменты  в  сумме  920
млн. рублей;
     - на основе соглашения,  подписанного между Главой  Администрации
(Губернатором)  области Л.К.  Полежаевым и Мордовией,  стало возможным
получение медикаментов за счет  взаимных  поставок  товаров  народного
потребления.
     Аналогичные схемы  действуют  и  с  другими  регионами:   Курган,
Анджеросудженск,  Череповец  Вологодской  области  и  другие  -  всего
поступило по этим линиям медикаментов  на  2,1  млрд.  рублей  (закись
азота,   кровезаменители,   плазмозаменяющие   растворы,  антибиотики,
системы для переливания крови и другие). Многоступенчатые взаимозачеты
проведены  с  сибирскими  фармацевтическими заводами на сумму 10 млрд.
рублей.
     С целью поставок жизненно-важных лекарственных средств, заключено
соглашение между фармкомитетом,  Главным управлением здравоохранения и
фирмой "Ферейн" на поставку инсулиновых, противотуберкулезных и других
жизненно необходимых для населения препаратов,  производителем которых
является  "Ферейн".  Расчет  за полученные лекарства осуществляется на
бартерной основе - товарами народного потребления (на сегодня получено
на 4 млрд. руб., до конца года ожидается поставка на 15 млрд. руб.).
     Особую значимость  для  населения  и  лечебных  учреждений  имеет
обеспечение  наркотическими лекарственными средствами - данную функцию
выполняют,    согласно    действующему    законодательству,     только
государственные  аптеки.  ГОПП  "Фармация"  является  монополистом  по
закупу  и  обеспечению  наркотическими  лекарственными  средствами   и
этиловым  спиртом,  несмотря  на все финансовые затруднения,  срывов в
обеспечении  наркотиками  и  спиртом  не  было.  На  сегодня  во  всех
субъектах местного самоуправления сохранены государственные аптеки,  а
в 15 сельских районах государственная служба представлена единственной
аптекой, попадающей в категорию социально-значимых.
     Гарантию качества и безопасности лекарств обеспечивает в  области
контрольно-аналитическая     лаборатория     фармкомитета,     которая
зарекомендовала себя принципиальным  независимым  арбитром  в  решении
вопроса доброкачественности лекарств, за 9 месяцев проверив 2700 серий
лекарств заводского изготовления, из которых забраковано было 110 (или
4,07%), весь  брак  возвращен  поставщикам  и заводы-изготовители этой
продукции согласились с заключением нашей лаборатории.
     В 1996  г.  лаборатория  прошла государственную аккредитацию и по
заключению комиссии МЗ является одной из лучших в РФ.
     В текущем   году   организовано   проведение  испытаний  качества
инъекционных  растворов  на   пирогенность,   биологический   контроль
термической   стерилизации,   радиационного   контроля  лекарственного
растительного сырья, произрастающего в Омской области. Прорабатывается
вопрос  подключения  к  Единой информационно-поисковой системе органов
Госконтроля Минздрава РФ.
     Социальная ориентация    фармацевтического   рынка   предполагает
наличие  специального  механизма  социальной   защиты   населения,   а
следовательно, нужны специальные государственные меры, регулирующие не
только качество,  но  и  цены  на  лекарство  с  учетом  уровня  жизни
населения, особенно проживающего в отдельных сельских районах.
     Действующий порядок ценообразования на лекарственные средства  на
территории     Омской    области    регламентируется    постановлением
Правительства  РФ  N  890  от  30.07.94  г.  и  постановлением   Главы
Администрации  (Губернатора)  Омской области N 77-п от 21.02.97 г.  "О
внесении изменений и дополнений в  постановление  Главы  Администрации
(Губернатора)  области от 18.04.95 г.  N 185-п "О порядке формирования
цен на  лекарственные  средства  и  изделия  медицинского  назначения,
соблюдения   социальных  гарантий  в  сфере  льготного  лекарственного
обеспечения  населения  и  поставок  жизненно  важных  медикаментов  в
лечебные учреждения".
     В постановлении   Главы   Администрации   (Губернатора)   области
определен   единый   для   всех   хозяйствующих   субъектов   механизм
ценообразования на изготовление и  реализацию  лекарственных  средств,
предусматривающих  ограничение  торговой  надбавки,  а  при  отпуске в
лечебные учреждения лекарств жизненно-важных производится  10%  скидка
со стоимости.
     Однако, существенным моментом остается разброс в стоимости  одних
и  тех  же  наименований лекарств в разных аптеках,  что происходит по
следующим причинам:
     - использование заводами-изготовителями России и фирм-поставщиков
импортных лекарств, как правило 3-х отпускных цен на одну продукцию:
     - предоплатная - самая дешевая
     - по факту поставки
     - на реализацию,  причем по действующему порядку  ценообразования
для  российских  производителей и порядку определения свободных цен на
импортные товары в эту цену вкладываются  кредитные  ставки  по  сроку
предоставляемой отсрочки платежа.  Неритмичность финансирования, а так
же финансирование,  получаемое взаимозачетами, приводит  к  тому,  что
получаемые  таким  образом медицинские товары изначально имеют базовую
цену в аптечную сеть - взаимозачетную,  в которую поставщик вкладывает
свои   потери   по   бартерно   реализованным   операциям   и   ставки
дисконтирования;
     - закуп через посредников - поставщиков медикаментов;
     - из-за    наличия    задолженности    бюджета    и    учреждений
здравоохранения отсутствует  право  выбора наиболее дешевых лекарств и
поставщика на 01.10.97 г.  общий долг бюджета составляет - 15,5  млрд.
рублей, из которых 3,6 млрд. рублей - долг лечебных учреждений, а 11,9
млрд.  рублей - за лекарства,  отпущенные  по  бесплатным  и  льготным
рецептам.
     Ограниченный уровень  доходов  в   соответствии   с   действующим
ценообразованием,  с одной стороны, и постоянные расходы по содержанию
аптек  и  производству  экстемпоральных   лекарственных   форм,   плюс
обязательные  платежи  в  бюджет  в  виде  сборов  и отчислений влекут
убытки,  прежде всего сельских аптек, где крайне низкая покупательская
способность населения.
     В целях  координации  закупа  лекарств,  снижения   уровня   цен,
обеспечения  закупа  лекарств  по наиболее низким ценам,  особенно для
нужд населения,  в 1997 г.  создано государственное учреждение  "Центр
информации",   основная   задача   которого  -  это  создание  единого
информационного пространства на лекарственном  рынке  области,  анализ
стоимости  лекарств,  определение средней рыночной цены на лекарства в
регионе,  представление  этих  сведений  учреждениям  здравоохранения,
аптекам  для  объективной  коньюктурной  оценки  стоимости  лекарств и
контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов, идущих на
закуп медикаментов.
     В целях обеспечения объективного закупа лекарств  для  учреждений
здравоохранения  проработан  механизм  проведения закупа на конкурсной
основе.
     Основные проблемы   в   организации   лекарственного  обеспечения
населения, лечебно-профилактических учреждений обусловлены отсутствием
законодательной  базы  в сфере лекарственного обращения на федеральном
уровне, несоответствием между продекларированными льготами населению и
реальным  финансированием  на  эти  цели  из  федерального бюджета,  а
регионы остаются заложниками в данной ситуации.
     Для улучшения  организации лекарственного обеспечения населения и
лечебно-профилактических  учреждений,  в  настоящее  время   комитетом
представлены  и  проходят  стадию  согласования  проекты постановлений
Главы Администрации  (Губернатора)  "О  реорганизации  государственной
аптечной   сети",  "Об  едином  информационном  пространстве  в  сфере
лекарственного  обращения",  "О  тендерных  торгах",  "О   техническом
переоснащении Омской фармацевтической фабрики".
     Проводится совместно  с   Главным   управлением   здравоохранения
эксперимент   по  внедрению  лекарственного  страхования,  планируется
организация сети страховых аптек.

     Председатель комитета          Н.В.ЮРГЕЛЬ


               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         от 18.11.97 г. N 267
                                г.Омск

                ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО
        ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕКАРСТВ
             АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ  Н.В.ЮРГЕЛЯ ПО
               ДЕПУТАТСКОМУ ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА В.А.ЖУКОВА
              (ИЗБ. ОКРУГ N 19) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
               ЛЕКАРСТВЕННЫМИ  СРЕДСТВАМИ И ПОРЯДКУ ИХ
                           ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

     Заслушав информацию  председателя  комитета  по  фармацевтической
деятельности и  производству  лекарств  Администрации  Омской  области
Н.В.Юргеля   по  обеспечению  населения  лекарственными  средствами  и
порядку их ценообразования,  Законодательное Собрание  Омской  области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию    председателя    комитета   по   фармацевтической
деятельности и  производству  лекарств  Администрации  Омской  области
Н.В.Юргеля принять к сведению.

     2. Рекомендовать  комитету  по  фармацевтической  деятельности  и
производству  лекарств  Администрации   Омской   области   разработать
мероприятия,   направленные   на  повышение  эффективности  работы  по
обеспечению населения и  лечебно-профилактических  учреждений  области
лекарственными    средствами.    Считать   целесообразным   разработку
комплексной программы по обеспечению населения области  лекарственными
средствами.

     3. Комитету     по    социальным    вопросам    (Салюков    Ю.Л.)
Законодательного Собрания  Омской  области  вернуться  к  рассмотрению
вопроса  по  обеспечению населения лекарственными средствами и порядку
их ценообразования в 1 квартале 1998 года.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.ВАРНАВСКИЙ




                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

              КОМИТЕТ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
                        ПРОИЗВОДСТВУ  ЛЕКАРСТВ

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                              ИНФОРМАЦИЯ
         О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
         И ПОРЯДКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

     В связи  с  общей  тяжелой  экономической обстановкой в России по
оценкам Минздрава РФ, ситуация с обеспечением населения лекарственными
средствами  остается  критической  и  является  источником  социальной
напряженности.
     Основными чертами   которой   является   информационный  хаос  на
фармацевтическом  рынке,  снижение  уровня  производства  и   поставок
относительно   дешевых  отечественных  лекарств  (85%  жизненно-важных
препаратов импортные),  высокими ценами на них (по сравнению с 1993 г.
рост цен в 7 тыс.  раз),  хроническими неплатежами лечебных учреждений
за поставленные медикаменты,  неоправданно большим количеством оптовых
структур  -  3500  (США  и  Канаду обеспечивают лекарствами 50 оптовых
поставщиков).
     На сегодня   нет   единой   государственной   политики   в  сфере
лекарственного  обеспечения  населения,  отклонен  Президентом  России
Б.Ельциным    Федеральный    Закон    "О   лекарственных   средствах",
следовательно  отсутствует  законодательная  база   по   регламентации
фармацевтической  деятельности,  отвечающая  современным  требованиям.
Каждая территория регламентирует  лекарственное  обращение  исходя  из
местных условий.
     В Омской области  организована  единая  государственная  аптечная
служба,   которая  представлена  органом  управления  фармацевтической
отрасли - комитетом по фармацевтической  деятельности  и  производству
лекарств         Администрации         области,        государственным
оптово-производственным  предприятием   "Фармация",   фармацевтической
фабрикой   и   139   государственными  аптеками,  объединенными  в  73
юридических лица,  68 аптек находятся  в  г.  Омске,  остальные  71  -
сельских районах, 5-ю оптическими предприятиями.
     Существующее несоответствие между продекларированными  гарантиями
населению  по  лекарственному  обеспечению  на  Федеральном  уровне  и
реальное финансирование регионов  на  эти  цели  приводит  к  усилению
социальной напряженности в регионах.
     Постановление Правительства  РФ  от  30.07.94   г.   N   890   "О
государственной   поддержке   развития  медицинской  промышленности  и
улучшения   обеспечения   населения   и   учреждений   здравоохранения
лекарственными   средствами   и   изделиями  медицинского  назначения"
утверждены контингенты  населения,  имеющего  право  на  бесплатное  и
льготное  получение лекарств,  в нашей области пользуются льготами 636
тыс. человек.
     Этим же постановлением предусмотрена своевременная оплата аптекам
за отпущенные лекарства по льготным рецептам.  В Омской области  Закон
"О  ветеранах" в части предоставления льгот по лекарственным средствам
реализуется в полном объеме  и  только  государственными  аптеками.  В
течение 1995-96-97 годов имеет место хроническая задолженность бюджета
за уже отпущенные лекарства и недостаточный объем финансирования. Так,
в 1996 году лекарств по льготным рецептам отпущено на сумму 30,6 млрд.
рублей,  задолженность бюджета на 01.01.97 года  осталась  6,43  млрд.
рублей,  на  1997 год финансирование предусмотрено в сумме 27,04 млрд.
рублей (53%  от расчетной потребности),  на 01.10.97 г.  отпущено  уже
медикаментов  в  текущем году на 24,7 млрд.  рублей,  оплачено - 14,13
млрд.  рублей,  из которых 3 млрд.  рублей получены ценными  бумагами,
остальное финансирование - за счет взаимозачетов.
     Учитывая первостепенную социальную значимость проблемы, в августе
сего  года  под  гарантию  Администрации области взят кредит в сумме 5
млрд.  рублей и  направлен  на  погашение  задолженности  по  льготным
рецептам.  В  настоящее  время  Администрацией  области  решен  вопрос
проведения взаимозачетов на сумму  5  млрд.  рублей  по  этой  статье,
лекарства уже поступают в аптечную сеть.
     Ежемесячно населению,    пользующемуся     льготами,     аптеками
отпускается  медикаментов  на  сумму  около  3  млрд.  рублей,  больше
половины этой суммы за счет оборотных средств аптек,  что  значительно
снижает возможности закупа лекарств.
     Основным поставщиком  лекарств  для   государственных   аптек   и
лечебных  учреждений  является ГООПП "Фармация",  который прежде всего
работает  с  российскими  заводами-изготовителями  жизненно  -  важных
лекарственных  средств,  заключив  43  прямых  договора.  За 9 месяцев
текущего года государственная аптечная  служба  реализовала  населению
медикаментов на 181,5 млрд.  рублей, в лечебные учреждения отпущено на
66,5 млрд.  рублей, по бесплатным и льготным рецептам отпущено на 24,7
млрд.   рублей.   Расчетная   потребность   только  в  жизненно-важных
препаратах составляет 230 млрд. рублей.
     Если на    закупку    медикаментов    из    российского   бюджета
здравоохранения выделяется около 22% на федеральном уровне и в среднем
примерно 12%  в регионах, то в Омской области за 9 месяцев на эти цели
направлено  всего  средств  бюджетных  и  обязательного   медицинского
страхования   в   сумме   130,0   млрд.  рублей  или  20,7%  от  суммы
использованных средств на  нужды  здравоохранения.  Основные  проблемы
лекарственного  обеспечения  как  учреждений  здравоохранения,  так  и
декретированной  части  населения  связаны  с  общим  низким   уровнем
финансирования здравоохранения.
     Исходя из реалий сегодняшней жизни, государственная аптечная сеть
решает  вопросы  лекарственного  обеспечения,  используя  всевозможные
механизмы финансирования, поставок медикаментов для здравоохранения:
     - в счет погашения задолженности федерального бюджета за 1996 год
перед Омской областью получены в 1997 году  медикаменты  в  сумме  920
млн. рублей;
     - на основе соглашения,  подписанного между Главой  Администрации
(Губернатором)  области Л.К.  Полежаевым и Мордовией,  стало возможным
получение медикаментов за счет  взаимных  поставок  товаров  народного
потребления.
     Аналогичные схемы  действуют  и  с  другими  регионами:   Курган,
Анджеросудженск,  Череповец  Вологодской  области  и  другие  -  всего
поступило по этим линиям медикаментов  на  2,1  млрд.  рублей  (закись
азота,   кровезаменители,   плазмозаменяющие   растворы,  антибиотики,
системы для переливания крови и другие). Многоступенчатые взаимозачеты
проведены  с  сибирскими  фармацевтическими заводами на сумму 10 млрд.
рублей.
     С целью поставок жизненно-важных лекарственных средств, заключено
соглашение между фармкомитетом,  Главным управлением здравоохранения и
фирмой "Ферейн" на поставку инсулиновых, противотуберкулезных и других
жизненно необходимых для населения препаратов,  производителем которых
является  "Ферейн".  Расчет  за полученные лекарства осуществляется на
бартерной основе - товарами народного потребления (на сегодня получено
на 4 млрд. руб., до конца года ожидается поставка на 15 млрд. руб.).
     Особую значимость  для  населения  и  лечебных  учреждений  имеет
обеспечение  наркотическими лекарственными средствами - данную функцию
выполняют,    согласно    действующему    законодательству,     только
государственные  аптеки.  ГОПП  "Фармация"  является  монополистом  по
закупу  и  обеспечению  наркотическими  лекарственными  средствами   и
этиловым  спиртом,  несмотря  на все финансовые затруднения,  срывов в
обеспечении  наркотиками  и  спиртом  не  было.  На  сегодня  во  всех
субъектах местного самоуправления сохранены государственные аптеки,  а
в 15 сельских районах государственная служба представлена единственной
аптекой, попадающей в категорию социально-значимых.
     Гарантию качества и безопасности лекарств обеспечивает в  области
контрольно-аналитическая     лаборатория     фармкомитета,     которая
зарекомендовала себя принципиальным  независимым  арбитром  в  решении
вопроса доброкачественности лекарств, за 9 месяцев проверив 2700 серий
лекарств заводского изготовления, из которых забраковано было 110 (или
4,07%), весь  брак  возвращен  поставщикам  и заводы-изготовители этой
продукции согласились с заключением нашей лаборатории.
     В 1996  г.  лаборатория  прошла государственную аккредитацию и по
заключению комиссии МЗ является одной из лучших в РФ.
     В текущем   году   организовано   проведение  испытаний  качества
инъекционных  растворов  на   пирогенность,   биологический   контроль
термической   стерилизации,   радиационного   контроля  лекарственного
растительного сырья, произрастающего в Омской области. Прорабатывается
вопрос  подключения  к  Единой информационно-поисковой системе органов
Госконтроля Минздрава РФ.
     Социальная ориентация    фармацевтического   рынка   предполагает
наличие  специального  механизма  социальной   защиты   населения,   а
следовательно, нужны специальные государственные меры, регулирующие не
только качество,  но  и  цены  на  лекарство  с  учетом  уровня  жизни
населения, особенно проживающего в отдельных сельских районах.
     Действующий порядок ценообразования на лекарственные средства  на
территории     Омской    области    регламентируется    постановлением
Правительства  РФ  N  890  от  30.07.94  г.  и  постановлением   Главы
Администрации  (Губернатора)  Омской области N 77-п от 21.02.97 г.  "О
внесении изменений и дополнений в  постановление  Главы  Администрации
(Губернатора)  области от 18.04.95 г.  N 185-п "О порядке формирования
цен на  лекарственные  средства  и  изделия  медицинского  назначения,
соблюдения   социальных  гарантий  в  сфере  льготного  лекарственного
обеспечения  населения  и  поставок  жизненно  важных  медикаментов  в
лечебные учреждения".
     В постановлении   Главы   Администрации   (Губернатора)   области
определен   единый   для   всех   хозяйствующих   субъектов   механизм
ценообразования на изготовление и  реализацию  лекарственных  средств,
предусматривающих  ограничение  торговой  надбавки,  а  при  отпуске в
лечебные учреждения лекарств жизненно-важных производится  10%  скидка
со стоимости.
     Однако, существенным моментом остается разброс в стоимости  одних
и  тех  же  наименований лекарств в разных аптеках,  что происходит по
следующим причинам:
     - использование заводами-изготовителями России и фирм-поставщиков
импортных лекарств, как правило 3-х отпускных цен на одну продукцию:
     - предоплатная - самая дешевая
     - по факту поставки
     - на реализацию,  причем по действующему порядку  ценообразования
для  российских  производителей и порядку определения свободных цен на
импортные товары в эту цену вкладываются  кредитные  ставки  по  сроку
предоставляемой отсрочки платежа.  Неритмичность финансирования, а так
же финансирование,  получаемое взаимозачетами, приводит  к  тому,  что
получаемые  таким  образом медицинские товары изначально имеют базовую
цену в аптечную сеть - взаимозачетную,  в которую поставщик вкладывает
свои   потери   по   бартерно   реализованным   операциям   и   ставки
дисконтирования;
     - закуп через посредников - поставщиков медикаментов;
     - из-за    наличия    задолженности    бюджета    и    учреждений
здравоохранения отсутствует  право  выбора наиболее дешевых лекарств и
поставщика на 01.10.97 г.  общий долг бюджета составляет - 15,5  млрд.
рублей, из которых 3,6 млрд. рублей - долг лечебных учреждений, а 11,9
млрд.  рублей - за лекарства,  отпущенные  по  бесплатным  и  льготным
рецептам.
     Ограниченный уровень  доходов  в   соответствии   с   действующим
ценообразованием,  с одной стороны, и постоянные расходы по содержанию
аптек  и  производству  экстемпоральных   лекарственных   форм,   плюс
обязательные  платежи  в  бюджет  в  виде  сборов  и отчислений влекут
убытки,  прежде всего сельских аптек, где крайне низкая покупательская
способность населения.
     В целях  координации  закупа  лекарств,  снижения   уровня   цен,
обеспечения  закупа  лекарств  по наиболее низким ценам,  особенно для
нужд населения,  в 1997 г.  создано государственное учреждение  "Центр
информации",   основная   задача   которого  -  это  создание  единого
информационного пространства на лекарственном  рынке  области,  анализ
стоимости  лекарств,  определение средней рыночной цены на лекарства в
регионе,  представление  этих  сведений  учреждениям  здравоохранения,
аптекам  для  объективной  коньюктурной  оценки  стоимости  лекарств и
контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов, идущих на
закуп медикаментов.
     В целях обеспечения объективного закупа лекарств  для  учреждений
здравоохранения  проработан  механизм  проведения закупа на конкурсной
основе.
     Основные проблемы   в   организации   лекарственного  обеспечения
населения, лечебно-профилактических учреждений обусловлены отсутствием
законодательной  базы  в сфере лекарственного обращения на федеральном
уровне, несоответствием между продекларированными льготами населению и
реальным  финансированием  на  эти  цели  из  федерального бюджета,  а
регионы остаются заложниками в данной ситуации.
     Для улучшения  организации лекарственного обеспечения населения и
лечебно-профилактических  учреждений,  в  настоящее  время   комитетом
представлены  и  проходят  стадию  согласования  проекты постановлений
Главы Администрации  (Губернатора)  "О  реорганизации  государственной
аптечной   сети",  "Об  едином  информационном  пространстве  в  сфере
лекарственного  обращения",  "О  тендерных  торгах",  "О   техническом
переоснащении Омской фармацевтической фабрики".
     Проводится совместно  с   Главным   управлением   здравоохранения
эксперимент   по  внедрению  лекарственного  страхования,  планируется
организация сети страховых аптек.

     Председатель комитета          Н.В.ЮРГЕЛЬ

Информация по документу
Читайте также