Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 09.12.1997 № 287

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                          от 09.12.97 N 287
                                г.Омск

         ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРОКУРОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ С.П.КАЗАКОВА
           И НАЧАЛЬНИКА ОМСКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
            С.В.СУМЕНКОВА ПО ДЕПУТАТСКОМУ ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА
             АЛЕХИНА А.А. (ИЗБ. ОКРУГ N 14) О НАРУШЕНИЯХ
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ АЛКОГОЛЬНЫХ
                     НАПИТКОВ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

     Заслушав информации  прокурора  Омской  области  С.П.Казакова   и
начальника   Омского   антимонопольного   управления  С.В.Суменкова  о
нарушениях  федерального  законодательства   о   рекламе   алкогольных
напитков  и табачных изделий,  Законодательное Собрание Омской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информации прокурора Омской области С.П.Казакова и  начальника
Омского антимонопольного управления С.В.Суменкова принять к сведению.

     2. Обратить   внимание  Омского  антимонопольного  управления  на
необходимость   повышения   эффективности   работы    по    исполнению
федерального   законодательства   о  рекламе  алкогольных  напитков  и
табачных изделий.

     3. Обратить внимание областной  прокуратуры  на  факты  нарушения
федерального   законодательства   о  рекламе  алкогольных  напитков  и
табачных изделий на территории Омской области.

     4. Контроль за исполнением  данного  постановления  возложить  на
комитет   по   социальным  вопросам  (Салюков  Ю.Л.)  Законодательного
Собрания Омской области.  Вернуться к рассмотрению данного  вопроса  в
феврале 1998 года.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.ВАРНАВСКИЙ



                   ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      ПРОКУРАТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                    Депутату Законодательного Собрания
                                           Омской области Алехину А.А.

     Прокуратурой области  проведена  проверка  по  Вашему  запросу  о
нарушениях законодательства о рекламе.
     В ходе   проверки   установлено,   что   Омским   антимонопольным
управлением  проводится  определенная работа по выявлению и устранению
на   территории   города   нарушений   законодательства   о   рекламе:
периодически   осуществляются   проверки  состояния  наружной  рекламы
табачных изделий,  по результатам которых  к  нарушителям  принимаются
необходимые меры воздействия.
     Согласно акту проверки,  проведенной  Департаментом  недвижимости
города  26.11.97  г.  по  указанным Вами фактам несоответствия рекламы
требованиям законодательства,  нарушений при  распространении  рекламы
сигарет "Винстон", "Супер", "Мальборо", "PALL MALL" не установлено.
     Федеральным законом "О рекламе" не предусмотрено такое требование
к  наружной  рекламе,  как  использование  определенной  разновидности
шрифта,  в связи с чем основания для принятия мер к  распространителям
рекламы, использующим "волосяной" контурный шрифт, отсутствуют.
     Омское антимонопольное  управление  осуществляет  государственный
контроль   и   за   законностью  распространения  рекламы  алкогольной
продукции,  руководствуясь при этом  ст.  16  Федерального  закона  "О
рекламе".
     Исполнение рекламораспространителями ст. 17 ФЗ "О государственном
регулировании  производства  и  оборота этилового спирта и алкогольной
продукции" антимонопольным управлением не контролируется по  следующим
причинам.
     В соответствии  со  ст.  26  ФЗ   "О   рекламе"   антимонопольное
управление   осуществляет   государственный  контроль  за  соблюдением
законодательства Российской Федерации о рекламе.
     Согласно ст.  3  указанного  закона  законодательство  о  рекламе
состоит из настоящего федерального закона и принятых в соответствии  с
ним иных федеральных законов.
     Федеральным законом "О государственном регулировании производства
и   оборота   этилового  спирта  и  алкогольной  продукции"  (ст.  17)
установлено,  что  реклама  любой  алкогольной  продукции  допускается
только  в организациях,  осуществляющих деятельность по производству и
обороту алкогольной продукции.
     Однако, в  перечне  особенностей  рекламы  алкогольной продукции,
содержащимся в ст.  16 ФЗ "О рекламе",  не  предусмотрено  ограничение
места    распространения   подобной   рекламы   рамками   предприятий,
производящих и реализующих  алкогольную  продукцию.  В  связи  с  этим
статья  17  ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции" не соответствует  статье  16
ФЗ "О рекламе".
     Таким образом,  статью 17  ФЗ  "О  государственном  регулировании
производства  и  оборота  этилового  спирта  и  алкогольной продукции"
нельзя отнести к законодательству о рекламе, что исключает обязанность
антимонопольного  управления  осуществлять  контрольные функции в этой
части.
     В связи  с  изложенным  основания  для принятия мер прокурорского
реагирования отсутствуют.

     Прокурор Омской области
     государственный
     советник юстиции 2 класса          С.П.КАЗАКОВ




               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             (ГАК РОССИИ)

                  ОМСКОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                              Законодательному Собранию Омской области

     На депутатский   запрос  А.А.Алехина,  депутата  Законодательного
Собрания Омской области (изб.  округ N 14), к прокурору Омской области
С.П.Казакову   и   начальнику   Омского   антимонопольного  управления
С.В.Суменкову о нарушениях  федерального  законодательства  о  рекламе
алкогольных  напитков  и  табачных  изделий  от 21.10.1997 г.  сообщаю
следующее.
     С момента принятия Федерального закона "О рекламе" в июле 1995 г.
Омское территориальное управление ГАК России (в дальнейшем управление)
осуществляет  государственный контроль за соблюдением законодательства
РФ о рекламе.
     В 1995   г.   до   принятия,   регистрации  в  Минюсте  России  и
официального опубликования Положений ГАК России о порядке рассмотрения
дел  о  нарушениях  законодательства  о рекламе и о наложении штрафных
санкций  в  соответствии  с  указаниями  ГАК  России  (приложение   1)
управлением   применялись   профилактические   меры   разъяснительного
(превентивного) порядка.
     Осуществлялся систематический  анализ  рекламных сообщений в СМИ,
было проведено  7  проверок  наружной  рекламы,  направлено  в  адреса
рекламодателей,  рекламопроизводителей,  рекламораспространителей  182
информационных  письма  с  указанием   в   них   признаков   нарушения
Федерального  закона  "О рекламе" и предложением по их устранению,  по
инициативе управления возбуждено производство по 5 делам по  признакам
нарушения  Федерального  закона  "О рекламе".  Проводились разъяснения
норм Закона на местных телеканалах и в газетах.
     В сентябре  1995 г.  для рекламодателей,  рекламопроизводителей и
рекламораспространителей  Омской  области  был  проведен  семинар   по
проблемам применения Федерального закона "О рекламе". В результате уже
к концу 1995 г.  практически во  всех  видах  рекламных  сообщений  (в
печатных  и  электронных  СМИ,  специализированных изданиях,  наружной
рекламе)  появились  обязательные   указания   о   наличии   лицензий,
обязательной  сертификации  и пр.,  что выгодно отличало и отличает до
настоящего времени рекламу в Омской  области  от  рекламы  в  соседних
регионах, в центральных СМИ федерального уровня.
     В течение  1996-1997  г.г.  управлением  возбуждено  61  дело  по
признакам  нарушения законодательства РФ о рекламе.  В 24 случаях были
применены  штрафные  санкции,  кроме  того,   по   всем   делам   даны
обязательные  для  исполнения предписания,  все предписания исполнены,
кроме 2-х,  которые в настоящее время находятся в стадии  рассмотрения
арбитражного спора.
     В части  контроля  за   соблюдением   законодательства   РФ   при
распространении     наружной     рекламы     управлением    проводятся
систематические проверки на предмет соблюдения требований Федерального
закона "О рекламе" (приложение 2).
     Наружную рекламу  табачных  изделий  в  г.   Омске   осуществляют
следующие рекламные агентства:
     1. ЗАО  "Сибирское  театральное  агентство"  (директор  Лабунский
Б.И., ул. Ленина, 8-а, тел. 235150).
     2. ТОО "Глобал-дизайн" (директор Шаповалов Д.В., ул. Чкалова, 37,
тел. 333649).
     3. ООО "Биг Борд" (директор  Р.Агуас,  г.  Москва,  Ленинградский
проспект, 72).
     4. ООО "Аверс" (директор Воропаев А.В.,  ул. Фрунзе, 52, ком. 63,
тел. 233788).
     5. РА "Первое" (директор Степанов  С.В.,  ул.  Масленникова,  70,
тел. 331660).
     Отношения с  указанными   рекламораспространителями   по   поводу
недобросовестной  рекламы  табачных  изделий  осуществлялись следующим
образом:
     1. Определением  N  ЮМ-Р/14-97  от  17  июня  1997 г.  возбуждено
производство по делу по  признакам  нарушения  законодательства  РФ  о
рекламе в отношении ЗАО "Сибирское театральное агентство".  Решением N
ЮМ-Р/14-97 от 26.06.97 г. ЗАО "СТА" признано нарушившим пункт 1 статьи
16 Федерального закона "О рекламе",  выдано предписание N ЮМ-Р/14-97 о
прекращении  нарушения  законодательства  о  рекламе  (приложение  3).
Предписание ЗАО "СТА" исполнено в срок.
     2. Определением N ЮМ-Р/18-97 от  7  октября  1997  г.  возбуждено
производство  по  делу  по  признакам  нарушения законодательства РФ о
рекламе в отношении ТОО "Глобал-дизайн".  Решением N ЮМ-Р/18-97 от  15
октября 1997 г. ТОО "Глобал-дизайн" признано нарушившим пункт 1 статьи
16 Федерального закона "О рекламе",  дано предписание N ЮМ-Р/18-97  от
15 октября 1997 г. о прекращении нарушения законодательства о рекламе,
вынесено постановление N ЮМ-Р/18-97 от 15 октября 1997 г.  о наложении
штрафа  на  ТОО  "Глобал-дизайн"  в  размере  2000000 (двух миллионов)
рублей (приложение 4). Нарушения ТОО "Глобал-дизайн" устранены.
     3. Учитывая,  что  одними  из самых крупных рекламопроизводителей
наружной рекламы табачной  продукции,  распространяемой  в  г.  Омске,
являются  иногородние  фирмы,  и  то,  что  рассмотрение  дел  другими
территориальными управлениями занимает длительное  время,  управление,
помимо передачи дел по подведомственности в Московское территориальное
управление,  Новосибирское территориальное управление, проводит работу
непосредственно с представительствами фирм-нарушителей.
     Так, исх.  02/877   от   20.10.97   г.   управлением   направлено
предупреждение директору ООО "Биг Борд" Р.Агуасу о приведении наружной
рекламы табачных изделий в соответствие  с  требованиями  Федерального
закона "О рекламе" в срок до 30 октября 1997 г. (приложение 5).
     Вх. 01/1056 от 24.10.97 г. ООО "Биг Борд" сообщило в управление о
приведении  наружной  рекламы  сигарет  в  соответствие с требованиями
Закона (приложение 6).
     Проверкой, проведенной    управлением   24   октября   1997   г.,
установлено,  что  на  рекламных   щитах   ООО   "Биг   Борд"   размер
надписи-предупреждения  о  вреде  курения  увеличен  до  5%  рекламной
площади (приложение 7).
     4. Управлением 29 октября 1997 г. составлен протокол рассмотрения
нарушений Федерального закона "О рекламе" ЗАО  "Сибирское  театральное
агентство".  Представителем ЗАО "СТА" Пантелеевым С.В.  заявлено,  что
рекламные места на ул.  70 лет Октября,  ул. М.Жукова, ул. 2 Восточная
были сданы по договору N 10 от 15 мая 1997 г.  ООО "Дизайн-Мастер" (г.
Новосибирск),  которое  рекламирует  табачные  изделия  с   нарушением
Закона. Учитывая, что исх. 02/605 от 15.07.97 г. управление обращалось
в Новосибирское теруправление и вх.  01/871,  01/872  от  01.09.97  г.
получили ответ, в котором Новосибирское управление сообщило о выданном
ООО  "Дизайн-Мастер"   предупреждении   о   необходимости   соблюдения
законодательства   РФ   о   рекламе,   принято   решение  о  том,  что
представитель  ЗАО  "СТА"   Пантелеев   С.В.   представит   письменное
объяснение   об   исправлении  ООО  "Дизайн-Мастер"  фактов  нарушения
законодательства о рекламе и приведении  наружной  рекламы  сигарет  в
соответствие  с требованиями пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О
рекламе"  (приложение  8).  Вх.  01/1218  от  26.11.97  г.   требуемые
объяснения и доказательства были предоставлены (приложение 9).
     5. Компания "Ротманс" после нашего предупреждения вх.  01/1102 от
04.11.97 г. обязалась устранить выявленные недостатки наружной рекламы
товарных  знаков  компании  "Ротманс",  распространяемой  в  г.  Омске
(приложение   10).   Об  исправлении  недостатков  компания  "Ротманс"
13.11.97 г. проинформировала управление (приложение 11).
     6. По   информации,   предоставленной   управлению  Департаментом
недвижимости г. Омска, ООО "Аверс" передало свои рекламные установки в
аренду ТОО "Глобал-дизайн",  а с РА "Первое" Департаментом расторгнуты
договоры аренды за уклонение от арендной платы.
     В соответствии  с  требованиями  Федерального  закона "О рекламе"
управление проводит контроль рекламы  алкогольной  продукции.  Так,  в
1996 г.  было возбуждено 2 дела по признакам нарушения пункта 1 статьи
16 Закона и 4 дела по признакам нарушения пункта 2 статьи 33 Закона; в
1997  возбуждено 2 дела - по п.  1 ст.  16 и 1 дело - по п.  2 ст.  33
Закона.
     После опубликования   Федерального   закона   "О  государственном
регулировании производства и оборота этилового  спирта  и  алкогольной
продукции" управлением (исх. 02/1101 от 18.12.95 г.) был сделан запрос
в  ГКАП  России  о  том,  что  нормы  статьи  17   указанного   Закона
противоречат нормам статьи 16 Федерального закона "О рекламе". В своем
ответе Заместитель Председателя ГКАП России Фонарева Н.Е.  сообщила  о
том,  что Комитетом направлены свои предложения в Государственную Думу
об изменении статьи 17  Закона  "Об  обороте..."  и  приведении  ее  в
соответствие с Федеральным законом "О рекламе" (приложение 12).
     В августе-сентябре 1997 г.  в соответствии с заданием Генеральной
прокуратуры,  прокуратурой  Омской  области  была  проведена  проверка
деятельности  Омского  территориального  управления  ГАК   России   по
исполнению антимонопольного и рекламного законодательства.
     По результатам проверки прокуратурой Омской области было  сделано
Представление     об     устранении     нарушений     антимонопольного
законодательства.
     По мнению  прокуратуры,  Омским  антимонопольным управлением не в
полной мере выполняются требования статей,  предписывающих применять к
нарушителям    рекламного   законодательства   меры   административной
ответственности.
     В связи с этим, необходимо отметить следующее:
     Омское антимонопольное  управление  в   своей   деятельности   по
контролю    за    соблюдением    Федерального   закона   "О   рекламе"
руководствуется "Порядком  рассмотрения  дел  по  признакам  нарушения
законодательства РФ о рекламе", который разработан на основании статей
24, 26, 27, 29 и пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе".
     В соответствии     с    процедурой,    установленной    указанным
"Порядком...",  в случае выявления  нарушений  создается  Комиссия  по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
возбуждается дело по  результатам  рассмотрения  которого  принимается
мотивированное решение.  На основании этого решения Комиссией выдается
предписание  хозяйствующему  субъекту  (ХС)  о  прекращении  нарушения
законодательства   о   рекламе   и   (или)  решение  об  осуществлении
контррекламы.
     За неисполнение  в срок ХС предписаний и решений об осуществлении
контррекламы  Комиссия  в   порядке   обеспечения   исполнения   своих
предписаний   и   решений   вправе  вынести,  согласно  п.  3  ст.  31
Федерального закона "О рекламе",  постановление о наложении штрафа  на
нарушителя в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.
     В то же время в п.  2 ст.  31  Федерального  закона  "О  рекламе"
указано,  что  ненадлежащая  реклама,  или отказ от контррекламы,  или
непредставление  в   установленный   срок   сведений   по   требованию
Федерального  антимонопольного  органа  (его  территориального органа)
влекут административную  ответственность  в  виде  предупреждения  или
штрафа  в  размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.  Однако в
указанной норме Закона  не  определены  органы,  которые  имеют  право
привлекать    к    административной   ответственности.   Кроме   того,
законодатель не разработал порядок привлечения к ответственности по п.
2. Ст. 31 Закона.
     Тем не менее Омским теруправлением ГАК  России  применяются  меры
административной   ответственности  в  соответствии  с  п.  2  ст.  31
Федерального закона "О  рекламе",  нарабатывается  правоприменительная
практика.  В настоящее время, например, проходит Арбитражный процесс с
ТОО "ПТФ "Омсквинпром".

     Начальник управления          С.В.СУМЕНКОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                          от 09.12.97 N 287
                                г.Омск

         ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРОКУРОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ С.П.КАЗАКОВА
           И НАЧАЛЬНИКА ОМСКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
            С.В.СУМЕНКОВА ПО ДЕПУТАТСКОМУ ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА
             АЛЕХИНА А.А. (ИЗБ. ОКРУГ N 14) О НАРУШЕНИЯХ
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ АЛКОГОЛЬНЫХ
                     НАПИТКОВ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

     Заслушав информации  прокурора  Омской  области  С.П.Казакова   и
начальника   Омского   антимонопольного   управления  С.В.Суменкова  о
нарушениях  федерального  законодательства   о   рекламе   алкогольных
напитков  и табачных изделий,  Законодательное Собрание Омской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информации прокурора Омской области С.П.Казакова и  начальника
Омского антимонопольного управления С.В.Суменкова принять к сведению.

     2. Обратить   внимание  Омского  антимонопольного  управления  на
необходимость   повышения   эффективности   работы    по    исполнению
федерального   законодательства   о  рекламе  алкогольных  напитков  и
табачных изделий.

     3. Обратить внимание областной  прокуратуры  на  факты  нарушения
федерального   законодательства   о  рекламе  алкогольных  напитков  и
табачных изделий на территории Омской области.

     4. Контроль за исполнением  данного  постановления  возложить  на
комитет   по   социальным  вопросам  (Салюков  Ю.Л.)  Законодательного
Собрания Омской области.  Вернуться к рассмотрению данного  вопроса  в
феврале 1998 года.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.ВАРНАВСКИЙ



                   ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      ПРОКУРАТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                    Депутату Законодательного Собрания
                                           Омской области Алехину А.А.

     Прокуратурой области  проведена  проверка  по  Вашему  запросу  о
нарушениях законодательства о рекламе.
     В ходе   проверки   установлено,   что   Омским   антимонопольным
управлением  проводится  определенная работа по выявлению и устранению
на   территории   города   нарушений   законодательства   о   рекламе:
периодически   осуществляются   проверки  состояния  наружной  рекламы
табачных изделий,  по результатам которых  к  нарушителям  принимаются
необходимые меры воздействия.
     Согласно акту проверки,  проведенной  Департаментом  недвижимости
города  26.11.97  г.  по  указанным Вами фактам несоответствия рекламы
требованиям законодательства,  нарушений при  распространении  рекламы
сигарет "Винстон", "Супер", "Мальборо", "PALL MALL" не установлено.
     Федеральным законом "О рекламе" не предусмотрено такое требование
к  наружной  рекламе,  как  использование  определенной  разновидности
шрифта,  в связи с чем основания для принятия мер к  распространителям
рекламы, использующим "волосяной" контурный шрифт, отсутствуют.
     Омское антимонопольное  управление  осуществляет  государственный
контроль   и   за   законностью  распространения  рекламы  алкогольной
продукции,  руководствуясь при этом  ст.  16  Федерального  закона  "О
рекламе".
     Исполнение рекламораспространителями ст. 17 ФЗ "О государственном
регулировании  производства  и  оборота этилового спирта и алкогольной
продукции" антимонопольным управлением не контролируется по  следующим
причинам.
     В соответствии  со  ст.  26  ФЗ   "О   рекламе"   антимонопольное
управление   осуществляет   государственный  контроль  за  соблюдением
законодательства Российской Федерации о рекламе.
     Согласно ст.  3  указанного  закона  законодательство  о  рекламе
состоит из настоящего федерального закона и принятых в соответствии  с
ним иных федеральных законов.
     Федеральным законом "О государственном регулировании производства
и   оборота   этилового  спирта  и  алкогольной  продукции"  (ст.  17)
установлено,  что  реклама  любой  алкогольной  продукции  допускается
только  в организациях,  осуществляющих деятельность по производству и
обороту алкогольной продукции.
     Однако, в  перечне  особенностей  рекламы  алкогольной продукции,
содержащимся в ст.  16 ФЗ "О рекламе",  не  предусмотрено  ограничение
места    распространения   подобной   рекламы   рамками   предприятий,
производящих и реализующих  алкогольную  продукцию.  В  связи  с  этим
статья  17  ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции" не соответствует  статье  16
ФЗ "О рекламе".
     Таким образом,  статью 17  ФЗ  "О  государственном  регулировании
производства  и  оборота  этилового  спирта  и  алкогольной продукции"
нельзя отнести к законодательству о рекламе, что исключает обязанность
антимонопольного  управления  осуществлять  контрольные функции в этой
части.
     В связи  с  изложенным  основания  для принятия мер прокурорского
реагирования отсутствуют.

     Прокурор Омской области
     государственный
     советник юстиции 2 класса          С.П.КАЗАКОВ




               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             (ГАК РОССИИ)

                  ОМСКОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                              Законодательному Собранию Омской области

     На депутатский   запрос  А.А.Алехина,  депутата  Законодательного
Собрания Омской области (изб.  округ N 14), к прокурору Омской области
С.П.Казакову   и   начальнику   Омского   антимонопольного  управления
С.В.Суменкову о нарушениях  федерального  законодательства  о  рекламе
алкогольных  напитков  и  табачных  изделий  от 21.10.1997 г.  сообщаю
следующее.
     С момента принятия Федерального закона "О рекламе" в июле 1995 г.
Омское территориальное управление ГАК России (в дальнейшем управление)
осуществляет  государственный контроль за соблюдением законодательства
РФ о рекламе.
     В 1995   г.   до   принятия,   регистрации  в  Минюсте  России  и
официального опубликования Положений ГАК России о порядке рассмотрения
дел  о  нарушениях  законодательства  о рекламе и о наложении штрафных
санкций  в  соответствии  с  указаниями  ГАК  России  (приложение   1)
управлением   применялись   профилактические   меры   разъяснительного
(превентивного) порядка.
     Осуществлялся систематический  анализ  рекламных сообщений в СМИ,
было проведено  7  проверок  наружной  рекламы,  направлено  в  адреса
рекламодателей,  рекламопроизводителей,  рекламораспространителей  182
информационных  письма  с  указанием   в   них   признаков   нарушения
Федерального  закона  "О рекламе" и предложением по их устранению,  по
инициативе управления возбуждено производство по 5 делам по  признакам
нарушения  Федерального  закона  "О рекламе".  Проводились разъяснения
норм Закона на местных телеканалах и в газетах.
     В сентябре  1995 г.  для рекламодателей,  рекламопроизводителей и
рекламораспространителей  Омской  области  был  проведен  семинар   по
проблемам применения Федерального закона "О рекламе". В результате уже
к концу 1995 г.  практически во  всех  видах  рекламных  сообщений  (в
печатных  и  электронных  СМИ,  специализированных изданиях,  наружной
рекламе)  появились  обязательные   указания   о   наличии   лицензий,
обязательной  сертификации  и пр.,  что выгодно отличало и отличает до
настоящего времени рекламу в Омской  области  от  рекламы  в  соседних
регионах, в центральных СМИ федерального уровня.
     В течение  1996-1997  г.г.  управлением  возбуждено  61  дело  по
признакам  нарушения законодательства РФ о рекламе.  В 24 случаях были
применены  штрафные  санкции,  кроме  того,   по   всем   делам   даны
обязательные  для  исполнения предписания,  все предписания исполнены,
кроме 2-х,  которые в настоящее время находятся в стадии  рассмотрения
арбитражного спора.
     В части  контроля  за   соблюдением   законодательства   РФ   при
распространении     наружной     рекламы     управлением    проводятся
систематические проверки на предмет соблюдения требований Федерального
закона "О рекламе" (приложение 2).
     Наружную рекламу  табачных  изделий  в  г.   Омске   осуществляют
следующие рекламные агентства:
     1. ЗАО  "Сибирское  театральное  агентство"  (директор  Лабунский
Б.И., ул. Ленина, 8-а, тел. 235150).
     2. ТОО "Глобал-дизайн" (директор Шаповалов Д.В., ул. Чкалова, 37,
тел. 333649).
     3. ООО "Биг Борд" (директор  Р.Агуас,  г.  Москва,  Ленинградский
проспект, 72).
     4. ООО "Аверс" (директор Воропаев А.В.,  ул. Фрунзе, 52, ком. 63,
тел. 233788).
     5. РА "Первое" (директор Степанов  С.В.,  ул.  Масленникова,  70,
тел. 331660).
     Отношения с  указанными   рекламораспространителями   по   поводу
недобросовестной  рекламы  табачных  изделий  осуществлялись следующим
образом:
     1. Определением  N  ЮМ-Р/14-97  от  17  июня  1997 г.  возбуждено
производство по делу по  признакам  нарушения  законодательства  РФ  о
рекламе в отношении ЗАО "Сибирское театральное агентство".  Решением N
ЮМ-Р/14-97 от 26.06.97 г. ЗАО "СТА" признано нарушившим пункт 1 статьи
16 Федерального закона "О рекламе",  выдано предписание N ЮМ-Р/14-97 о
прекращении  нарушения  законодательства  о  рекламе  (приложение  3).
Предписание ЗАО "СТА" исполнено в срок.
     2. Определением N ЮМ-Р/18-97 от  7  октября  1997  г.  возбуждено
производство  по  делу  по  признакам  нарушения законодательства РФ о
рекламе в отношении ТОО "Глобал-дизайн".  Решением N ЮМ-Р/18-97 от  15
октября 1997 г. ТОО "Глобал-дизайн" признано нарушившим пункт 1 статьи
16 Федерального закона "О рекламе",  дано предписание N ЮМ-Р/18-97  от
15 октября 1997 г. о прекращении нарушения законодательства о рекламе,
вынесено постановление N ЮМ-Р/18-97 от 15 октября 1997 г.  о наложении
штрафа  на  ТОО  "Глобал-дизайн"  в  размере  2000000 (двух миллионов)
рублей (приложение 4). Нарушения ТОО "Глобал-дизайн" устранены.
     3. Учитывая,  что  одними  из самых крупных рекламопроизводителей
наружной рекламы табачной  продукции,  распространяемой  в  г.  Омске,
являются  иногородние  фирмы,  и  то,  что  рассмотрение  дел  другими
территориальными управлениями занимает длительное  время,  управление,
помимо передачи дел по подведомственности в Московское территориальное
управление,  Новосибирское территориальное управление, проводит работу
непосредственно с представительствами фирм-нарушителей.
     Так, исх.  02/877   от   20.10.97   г.   управлением   направлено
предупреждение директору ООО "Биг Борд" Р.Агуасу о приведении наружной
рекламы табачных изделий в соответствие  с  требованиями  Федерального
закона "О рекламе" в срок до 30 октября 1997 г. (приложение 5).
     Вх. 01/1056 от 24.10.97 г. ООО "Биг Борд" сообщило в управление о
приведении  наружной  рекламы  сигарет  в  соответствие с требованиями
Закона (приложение 6).
     Проверкой, проведенной    управлением   24   октября   1997   г.,
установлено,  что  на  рекламных   щитах   ООО   "Биг   Борд"   размер
надписи-предупреждения  о  вреде  курения  увеличен  до  5%  рекламной
площади (приложение 7).
     4. Управлением 29 октября 1997 г. составлен протокол рассмотрения
нарушений Федерального закона "О рекламе" ЗАО  "Сибирское  театральное
агентство".  Представителем ЗАО "СТА" Пантелеевым С.В.  заявлено,  что
рекламные места на ул.  70 лет Октября,  ул. М.Жукова, ул. 2 Восточная
были сданы по договору N 10 от 15 мая 1997 г.  ООО "Дизайн-Мастер" (г.
Новосибирск),  которое  рекламирует  табачные  изделия  с   нарушением
Закона. Учитывая, что исх. 02/605 от 15.07.97 г. управление обращалось
в Новосибирское теруправление и вх.  01/871,  01/872  от  01.09.97  г.
получили ответ, в котором Новосибирское управление сообщило о выданном
ООО  "Дизайн-Мастер"   предупреждении   о   необходимости   соблюдения
законодательства   РФ   о   рекламе,   принято   решение  о  том,  что
представитель  ЗАО  "СТА"   Пантелеев   С.В.   представит   письменное
объяснение   об   исправлении  ООО  "Дизайн-Мастер"  фактов  нарушения
законодательства о рекламе и приведении  наружной  рекламы  сигарет  в
соответствие  с требованиями пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О
рекламе"  (приложение  8).  Вх.  01/1218  от  26.11.97  г.   требуемые
объяснения и доказательства были предоставлены (приложение 9).
     5. Компания "Ротманс" после нашего предупреждения вх.  01/1102 от
04.11.97 г. обязалась устранить выявленные недостатки наружной рекламы
товарных  знаков  компании  "Ротманс",  распространяемой  в  г.  Омске
(приложение   10).   Об  исправлении  недостатков  компания  "Ротманс"
13.11.97 г. проинформировала управление (приложение 11).
     6. По   информации,   предоставленной   управлению  Департаментом
недвижимости г. Омска, ООО "Аверс" передало свои рекламные установки в
аренду ТОО "Глобал-дизайн",  а с РА "Первое" Департаментом расторгнуты
договоры аренды за уклонение от арендной платы.
     В соответствии  с  требованиями  Федерального  закона "О рекламе"
управление проводит контроль рекламы  алкогольной  продукции.  Так,  в
1996 г.  было возбуждено 2 дела по признакам нарушения пункта 1 статьи
16 Закона и 4 дела по признакам нарушения пункта 2 статьи 33 Закона; в
1997  возбуждено 2 дела - по п.  1 ст.  16 и 1 дело - по п.  2 ст.  33
Закона.
     После опубликования   Федерального   закона   "О  государственном
регулировании производства и оборота этилового  спирта  и  алкогольной
продукции" управлением (исх. 02/1101 от 18.12.95 г.) был сделан запрос
в  ГКАП  России  о  том,  что  нормы  статьи  17   указанного   Закона
противоречат нормам статьи 16 Федерального закона "О рекламе". В своем
ответе Заместитель Председателя ГКАП России Фонарева Н.Е.  сообщила  о
том,  что Комитетом направлены свои предложения в Государственную Думу
об изменении статьи 17  Закона  "Об  обороте..."  и  приведении  ее  в
соответствие с Федеральным законом "О рекламе" (приложение 12).
     В августе-сентябре 1997 г.  в соответствии с заданием Генеральной
прокуратуры,  прокуратурой  Омской  области  была  проведена  проверка
деятельности  Омского  территориального  управления  ГАК   России   по
исполнению антимонопольного и рекламного законодательства.
     По результатам проверки прокуратурой Омской области было  сделано
Представление     об     устранении     нарушений     антимонопольного
законодательства.
     По мнению  прокуратуры,  Омским  антимонопольным управлением не в
полной мере выполняются требования статей,  предписывающих применять к
нарушителям    рекламного   законодательства   меры   административной
ответственности.
     В связи с этим, необходимо отметить следующее:
     Омское антимонопольное  управление  в   своей   деятельности   по
контролю    за    соблюдением    Федерального   закона   "О   рекламе"
руководствуется "Порядком  рассмотрения  дел  по  признакам  нарушения
законодательства РФ о рекламе", который разработан на основании статей
24, 26, 27, 29 и пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе".
     В соответствии     с    процедурой,    установленной    указанным
"Порядком...",  в случае выявления  нарушений  создается  Комиссия  по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
возбуждается дело по  результатам  рассмотрения  которого  принимается
мотивированное решение.  На основании этого решения Комиссией выдается
предписание  хозяйствующему  субъекту  (ХС)  о  прекращении  нарушения
законодательства   о   рекламе   и   (или)  решение  об  осуществлении
контррекламы.
     За неисполнение  в срок ХС предписаний и решений об осуществлении
контррекламы  Комиссия  в   порядке   обеспечения   исполнения   своих
предписаний   и   решений   вправе  вынести,  согласно  п.  3  ст.  31
Федерального закона "О рекламе",  постановление о наложении штрафа  на
нарушителя в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.
     В то же время в п.  2 ст.  31  Федерального  закона  "О  рекламе"
указано,  что  ненадлежащая  реклама,  или отказ от контррекламы,  или
непредставление  в   установленный   срок   сведений   по   требованию
Федерального  антимонопольного  органа  (его  территориального органа)
влекут административную  ответственность  в  виде  предупреждения  или
штрафа  в  размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.  Однако в
указанной норме Закона  не  определены  органы,  которые  имеют  право
привлекать    к    административной   ответственности.   Кроме   того,
законодатель не разработал порядок привлечения к ответственности по п.
2. Ст. 31 Закона.
     Тем не менее Омским теруправлением ГАК  России  применяются  меры
административной   ответственности  в  соответствии  с  п.  2  ст.  31
Федерального закона "О  рекламе",  нарабатывается  правоприменительная
практика.  В настоящее время, например, проходит Арбитражный процесс с
ТОО "ПТФ "Омсквинпром".

     Начальник управления          С.В.СУМЕНКОВ


Информация по документу
Читайте также